Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Чек ценная бумага. Значение слова чек. Что представляет собой товарный чек
  • ВВП — валовой внутренний продукт это…
  • Сникертини: десертный коктейль со вкусом шоколадного батончика Шоколадный коктейль с шоколадным сиропом
  • Уникальный чайный напиток Чай с гриб рейши полезные свойства
  • Решает ли МФО проблему невыплаты долгов по микрокредитам через суд?
  • Мфо подает на меня в суд
  • Аккумуляторные батареи: правила эксплуатации и учет. Учет автомобильных шин и аккумуляторов Пример заполнения карточки учета акб в моточасах

    Аккумуляторные батареи: правила эксплуатации и учет. Учет автомобильных шин и аккумуляторов Пример заполнения карточки учета акб в моточасах

    В.Ю. Галенко , главный бухгалтер ОАО «Трансэлектромонтаж», действительный член ИПБ Московского региона

    Продолжая рассмотрение вопроса об организации учета в компаниях, имеющих большой парк автомобильного транспорта и специальной техники, остановимся на особенностях учета таких дорогостоящих расходных материалов, как автомобильные шины и аккумуляторы.

    Учет автомобильных шин

    Автомобильные шины – ресурс не вечный, и при превышении установленного заводом-изготовителем нормы использования или при повреждении они подлежат замене. Для контроля использования шин организации могут установить (п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н)):

    • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
    • перечень должностных лиц, которым предоставлено право на получение и отпуск материально-производственных запасов;
    • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

    Как правило, первичными учетными документами по оформлению движения автомобильных шин в организации являются:

    • документы о приемке и оприходовании автомобильных шин;
    • различные карточки или ведомости учета автомобильных шин, выданных в эксплуатацию;
    • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

    Приобретаемые автомобильные, автобусные шины, шины для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров должны иметь сертификат (письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2011 № А3-101-32/3615 «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования»).

    В настоящее время при учете и эксплуатации автомобильных шин можно руководствоваться прекратившими свое действие, но разрешенным к применению письмом Минюста России от 21.09.2009 № 03-2609 Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р). Согласно этим Правилам, не допускаются к установке на одну ось автомобилей шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора (пункты 36-37 Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04)).

    Еще одним документом, которым можно воспользоваться при составлении регламента (порядка) использования шин в организации являются Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Миннефтехимпромом СССР 19.11.1976).

    Обязателен к применению организациями – собственниками транспортных средств еще один документ – Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 № 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

    Итак, на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы. Форму, как было указано выше, можно разработать самостоятельно или воспользоваться формой, приведенной в приложении № 12 к Правилам № АЭ 001-04 (см. на с. 28).

    После окончания срока эксплуатации автомобильных шин, как правило, по причинам, которые можно найти в Приложении № 9 к Правилам эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), данные из карточек учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные факты хозяйственной жизни организаций.

    Иногда утилизированные автомобильные шины приходуются на склад по весу в прейскурантных ценах, по которым они в дальнейшем сдаются на шиноремонтные заводы. При этом данное поступление отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10.6 «Прочие материалы».

    В целях бухгалтерского и налогового учета автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаются в его первоначальную стоимость. Приобретаемые же отдельно автомобильные шины являются оборотными активами, подлежащими отражению в качестве материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

    При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний № 119н, ПБУ 5/01, п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При передаче в эксплуатацию автомобильные шины так же, как и другие виды материально-производственных запасов, оцениваются одним из способов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

    В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

    Дебет 10.5 Кредит 60

    – приобретен комплект резины для автотранспорта;

    Дебет 19 Кредит 60

    – отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком;

    Дебет 68.НДС Кредит 19

    – принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком;

    Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 10.5

    – переданы в эксплуатацию шины для установки на автомобиль.

    При смене сезонных шин принятие их к бухгалтерскому учету в организации следует отражать записями по дебету счета 10, субсчет 5 в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44, других).

    Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определяемого исходя из пробега. Таким образом, производится уменьшение затрат на производство текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

    Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на вышеупомянутые Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02).

    Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин с использованием поправочных коэффициентов в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).

    Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет 40 000-45 000 км. Для шин иностранного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег российских шин грузовых автомобилей может достигать 100 000 км, а шин зарубежного производства грузовых автомобилей – 180 000 км.

    Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по формуле:

    Иными словами, если стоимость нового комплекта автомобильных шин (4 штуки) составляет 40 000 руб., норма пробега в организации установлена в 50 000 км, то после фактической эксплуатации (пробега) в 15 000 км и смене, на склад необходимо оприходовать данный комплект шин, с отражением в учете бухгалтерской записью:

    Дебет 10.5 Кредит 25

    – 28 000 руб. – оприходованы 4 автомобильные шины ((50 000 км – 15 000 км) : 50 000 км) х 40 000 руб.).

    В налоговом учете приобретаемые и передаваемые в эксплуатацию автомобильные шины могут учитываться:

    • как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ);

    При использовании организацией в целях налогообложения прибыли метода начисления расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать на дату передачи их в эксплуатацию, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).

    Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. Дело в том, что сезонные шины не могут быть квалифицированы как активы, стоимость которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна уменьшить материальные расходы налогоплательщика, а именно:

    • стоимостью материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца, так как шины эксплуатировались и утратили свои первоначальные свойства и «полноценными» остатками МПЗ не являются (п. 5 ст. 254 НК РФ);
    • возвратными отходами, так как шины не являются «остатками сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившими потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению» (п. 6 ст. 254 НК РФ, п. 4. 4. 7 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995).

    В результате при передаче снятых шин на склад и принятии их к бухгалтерскому учету между данными бухгалтерского и налогового учета образуется налогооблагаемая временная разница, что приводит к образованию отложенного налогового обязательства (п. 12 ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). В бухгалтерском учете разница будет отражена записью Дебет 68. Налог на прибыль Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство» (сумма разницы, умноженная на 20%).

    Некоторые автотранспортные предприятия, имеющие на балансе большое количество крупногабаритной техники, не всегда, например, при повреждении или иных случаях негодности шин, утилизируют их. Для восстановления работоспособности такие шины отдают на шиноремонтные заводы, цеха, предприятия, которые восстанавливают их в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 № 18.

    При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы в бухгалтерском учете делается запись Дебет 10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит счета 10.5.

    Затраты на ремонт автомобильных шин в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (пункты 7, 18 ПБУ 10/99). В налоговом учете такие расходы можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией без каких-либо нормативных ограничений.

    Отразить в учете ремонт автомобильных шин можно следующей записью: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 60 (71, 76).

    Учет аккумуляторных батарей

    Еще одним затратным видом материально-производственных запасов, используемым в деятельности организаций, активно эксплуатирующих автомобильный транспорт и специальную технику, являются аккумуляторные батареи для машин и механизмов. Порядок учета, использования, выбытия данного вида материально-производственных запасов целесообразно указать в нормативных актах организации.

    За основу можно взять «Решение о применении документов на автомобильном транспорте» (утв. Минтрансом России 26.09.2002) с Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков РД-3112199-1089-02. В этом же документе можно найти и образец формы карточки учета аккумуляторной батареи (см. на с. 28).

    Приобретенная аккумуляторная батарея независимо от ее стоимости признается в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и может учитываться на субсчете 10.5. При выбытии ее стоимость учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

    В налоговом учете стоимость приобретенного аккумулятора может учитываться:

    • в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ);
    • как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 № 16-15/064586@);
    • в качестве расходов на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ).

    Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега.

    Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.

    Не упустите!

    Материалы, оставшиеся от эксплуатации машин и механизмов, особенно загрязненные нефтепродуктами, автомобильная резина, аккумуляторные батареи являются опасными отходами, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена.

    Перечень отходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, отнесенных к категории опасных, указан в Федеральном классификационном каталоге отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445). А именно: в блоке 9 «Отходы обслуживания и ремонта машин и оборудования», куда входят аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых, шины пневматические автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), тормозные колодки с остатками накладок асбестовых и т. п. Такие отходы относятся к 1-4 классам опасности (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

    Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещено:

    • сбрасывать такие отходы в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
    • размещать их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
    • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

    Несоблюдение указанных выше требований влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 8.2 КоАП РФ, письмо Росприроднадзора от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833):

    • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Таким образом, организации целесообразно позаботиться о надлежащей утилизации опасных отходов и хранить документы, подтверждающие это.

    едеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ).

    ормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.

    Срок службы аккумуляторных батарей, лет

    Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

    городских

    пригородных

    междугородных

    сельскохозяйственных

    Грузовые автомобили

    87000 км

    150000 км

    250000 км

    225000 км

    3000 моточасов

    60000 км

    Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (в т.ч. пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

    112000 км

    Легковые автомобили-такси

    1,75

    70000 км

    2,75

    3000 моточасов

    Автобусы

    130000 км

    160000 км

    220000 км

    3000 моточасов

    * При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи

    Автотранспортные средства и автопогрузчики

    Годовая наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

    городских

    пригородных

    междугородных

    сельскохозяйственных

    Грузовые автомобили

    35 тыс. км

    60 тыс. км

    100 тыс. км

    90 тыс. км

    Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

    1000 моточасов

    Легковые автомобили индивидуального пользования

    15 тыс. км

    Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

    45 тыс. км

    Легковые автомобили - такси

    40 тыс. км

    Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

    1000 моточасов

    Автобусы

    65 тыс. км

    80 тыс. км

    110 тыс. км

    Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

    1000 моточасов

    заряжают аккумуляторную батарею до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах, когда напряжение на полюсных выводах и плотность электролита не изменяются в течение 2 (ч). В конце заряда, если плотность электролита с учётом температурной поправки отличается от нормативной, производят корректировку плотности доливкой в аккумуляторную батарею дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,4 (г/см 3), (доливать в аккумуляторы неразбавленную серную кислоту запрещается);

    через 2 часа после корректировки плотности электролита в аккумуляторной батарее повторно измеряют температуру и плотность электролита и при необходимости производят корректировку плотности дистиллированной водой или раствором серной кислоты;

    полностью заряженную аккумуляторную батарею проверяют нагрузочной вилкой (например, Э 107 или Э 108) или на стационарной установке для заряда и проверки батарей при продолжительности разряда 5 - 7 (с). При величине напряжения на полюсах батареи в конце проверки ниже 9,6 (В) аккумуляторную батарею следует списать.

    1,26

    от -30 до -15

    круглый год

    1,28

    Умеренные

    от -15 до -8

    круглый год

    1,26

    от -15 до +4

    -//-

    1,24

    от 0 до +4

    -//-

    1,22

    Т аблица П2 .

    П оправки к показаниям денсиметра в зависимости от температуры электролита

    Температура электролита при измерении его плотности, ° С

    Поправка, (г/см 3 )

    от -55 до -41 включительно

    0,05

    от -40 до -26 -//-

    0,04

    от -25 до -11 -//-

    0,03

    от -10 до +4 включительно

    0,02

    от +5 до +19 -//-

    0,01

    от +20 до +30 -//-

    0,00

    от +31 до +45 -//-

    0,01

    от +46 до +60 -//-

    0,02

    М етодика проверки уровня электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита.

    У ровень электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита, проверяют косвенно, путём расчёта по результатам взвешивания аккумуляторной батареи и на основе каталожных данных изготовителей по характеристикам батарей.

    С нижение уровня электролита в аккумуляторах приводит к снижению массы батареи по сравнению с установленной изготовителем начальной массой новой батареи. Для расчета величины снижения уровня электролита используют соотношение:

    ( 1 )

    где D h - снижение уровня электролита в батарее, (см),

    М 0 - начальная масса новой аккумуляторной батареи, (г);

    М 1 - фактическая масса аккумуляторной батареи, (г);

    S - площадь «зеркала» электролита в батарее, (см 2);

    р - удельная масса электролита в батарее, (г/см 3);

    к = 6 - число аккумуляторов в батарее, (шт).

    С ведения о начальной массе М 0 батарей разных моделей и изготовителей приводят в каталогах (см.). Величину фактической массы М 1 батареи определяют взвешиванием с погрешностью не более 1 %. Площадь «зеркала» электролита в аккумуляторах устанавливают по данным изготовителя батареи в эксплуатационной документации. В качестве удельной массы электролита в батарее используют её нормативное значение р = 1,24 (г/см 3).

    В налоговом учете стоимость приобретенного аккумулятора может учитываться:

    • в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ);
    • как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 № 16-15/);
    • в качестве расходов на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ).

    Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега. Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.

    Порядок заполнения карточек учета работы шин и акб

    Еще одним документом, которым можно воспользоваться при составлении регламента (порядка) использования шин в организации являются Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Миннефтехимпромом СССР 19.11.1976). Обязателен к применению организациями – собственниками транспортных средств еще один документ – Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 № 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

    Помощь: учет работы аккумуляторных батарей: документальное оформление

    При снятии шины с автомобиля в карточке учета шин в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» записывается ее полный пробег, техническое состояние и направление ее использования (в ремонт, на восстановление, в утиль). Дата и причины снятия шины с автомобиля (выход из строя, необходимость ремонта, установка на другой автомобиль и т.п.) указываются после снятия шины (подп.9.6 п.9 ТКП 299-2011 (02190)). После ремонта местных повреждений шин учет их работы продолжают вести в той же карточке.

    Инфо

    При выбытии шин из эксплуатации в карточке отмечается причина выбытия. По каждому серийному номеру шины также указываются дата сдачи и получение из ремонта, вид выполняемого ремонта. Карточка является основанием для поощрения за сверхнормативный пробег шин, а также выполнения своевременного их ремонта.

    Форма карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи

    Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При передаче в эксплуатацию автомобильные шины так же, как и другие виды материально-производственных запасов, оцениваются одним из способов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

    В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль будут отражены следующими бухгалтерскими записями: Дебет 10.5 Кредит 60 – приобретен комплект резины для автотранспорта; Дебет 19 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком; Дебет 68.НДС Кредит 19 – принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком; Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 10.5 – переданы в эксплуатацию шины для установки на автомобиль.

    Сайт пожарных | пожарная безопасность

    Так как обязательство о присутствии в составе комиссии незаинтересованного лица, не работающего в данной организации, не указано в ТКП 298-2011, в новой форме акта отсутствует реквизит «Представитель незаинтересованной организации». Ведение карточки учета АКБ обязательно Как и было предусмотрено ранее, на каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, необходимо завести карточку учета ее работы. Форма карточки приведена в приложении С к ТКП 298-2011.

    По сравнению с формой карточки, приведеннойв приложении 16 Правил № 16, новая форма не изменилась, за исключением того, что гр. 4 в новой редакции называется «Пробег АКБ с начала эксплуатации, тыс. км». В ранее применяемой форме карточки указывали пробег и за месяц, и с начала эксплуатации. Если учитывать, что заполнение карточки производится в хронологическом порядке, то в новой форме карточки пробег за месяц можно получить расчетным путем.

    Списание автомобильных шин и аккумуляторов

    Порядок учета, использования, выбытия данного вида материально-производственных запасов целесообразно указать в нормативных актах организации. За основу можно взять «Решение о применении документов на автомобильном транспорте» (утв. Минтрансом России 26.09.2002) с Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков РД-3112199-1089-02.

    Важно

    В этом же документе можно найти и образец формы карточки учета аккумуляторной батареи (см. на с. 28). Приобретенная аккумуляторная батарея независимо от ее стоимости признается в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и может учитываться на субсчете 10.5. При выбытии ее стоимость учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

    Учет шин и аккумуляторов

    Форму, как было указано выше, можно разработать самостоятельно или воспользоваться формой, приведенной в приложении № 12 к Правилам № АЭ 001-04 (см. на с. 28). После окончания срока эксплуатации автомобильных шин, как правило, по причинам, которые можно найти в Приложении № 9 к Правилам эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), данные из карточек учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные факты хозяйственной жизни организаций.

    Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

    Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин с использованием поправочных коэффициентов в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм). Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет 40 000-45 000 км.

    Для шин иностранного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег российских шин грузовых автомобилей может достигать 100 000 км, а шин зарубежного производства грузовых автомобилей – 180 000 км.

    Сидоров С.С.Сидоров(подпись,И.О.Фамилия) ЕслиприприемкеАКБмежду продавцом (его представителем) и покупателемвозникнутразногласияпоповодувыявленных дефектов качестваипричинахихвозникновения,топокупательдолжен пригласитьэксперта,представителякомпетентнойорганизацииили государственногооргана,осуществляющегоконтроль качества данной группы товаров. ПринятыеАКБ отражаются в карточке складского учета материалов формы М-12 (утверждена постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 №241),атакжев материальном отчете материально ответственного лица. Документальное оформление работы аккумуляторных батарей Учетработыипорядоксписания АКБ регулируется положениями гл.6Правилэксплуатациистартерныхаккумуляторныхбатарей, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 04.06.2002 № 16 (далее — Правила).

    Как вести карточку учета эксплуатации аккумуляторной батареи

    Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. Дело в том, что сезонные шины не могут быть квалифицированы как активы, стоимость которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна уменьшить материальные расходы налогоплательщика, а именно:

    • стоимостью материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца, так как шины эксплуатировались и утратили свои первоначальные свойства и «полноценными» остатками МПЗ не являются (п. 5 ст.

    УчетАКБ,находящихсянаскладе,ведетсяпоихвидам (обслуживаемыеинеобслуживаемыеАКБ),атакжепостепени эксплуатации(новая,бывшаявупотреблении,требующая ремонта и утильная (негодная)). АКБ,выделенныев оборотный фонд службе технической помощи на линии,ремонтнымучасткам,учитываются отдельно от находящихся на складе,т.е.учитываются как АКБ в обороте (подотчете). Учет таких АКБ ведется по видам, степени эксплуатации и месту нахождения.

    Согласноп.49Правилответственностьзасоблюдениеправил эксплуатации,уходазаАКБизаучетих работы возлагается на должностноелицоорганизации.УчетработыАКБосуществляется ответственным лицом, назначенным приказом руководителя организации. НакаждуюАКБ,устанавливаемуюнаавтомобиль,заводится карточка учета работы АКБ. Перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля.