«использовании технологии тико – моделирования в математическом развитии воспитанников. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по тико-моделированию с дошкольниками Технология тико моделирования
Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста
Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:
- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
- расширению кругозора ребёнка;
- расширению знаний в области окружающего мира;
- созданию психологического комфорта при обучении;
- развитию фантазии и творческих способностей.
На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.
В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:
- Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
- Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
- Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
- Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
- Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.
Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).
Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.
Продолжительность обучения: 18 академических часов.
Стоимость обучения: 2 750 рублей.
Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.
При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).
ТИКО-моделирование
в детском саду
подготовила:
заведующий МБДОУ д/с №28
Кочина О.Н.
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
создание развивающей среды;
организация развивающих занятий;
реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
На диске представлен различный материал для работы для с конструктором ТИКО в детском саду как в свободной деятельности, так и в непосредственно-образовательной деятельности.
Если у Вас появилось желание включиться в увлекательную деятельность с конструктором ТИКО, ждем Ваших замечаний, предложений, вопросов.
Елена Андреевна Матвеева
Консультация для воспитателей «Инновационная методика Тико-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ»
Консультация для воспитателей
Подготовил : воспитатель МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»
Матвеева Е. А.
Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Участие в главных всероссийских конкурсах для дошкольных учреждений («Воспитатель года » , «Детский сад года» ) предполагает наличие внушительного портфолио с примерами использования инновационных технологий . При этом, инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть доработкой старых образовательных моделей или представлять абсолютно новую развивающую программу.
Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Награда известна - большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.
Что такое современные образовательные конструкторы ?
Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов , но все ли они могут называться образовательными.
Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор :
o во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования , которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение. o во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора , что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
o в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов , обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования ;
o в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора . В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС . С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно , либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля , а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их , расширять технический, математический словари ребенка.
ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, попрежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с
образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.
Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды.
Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования , наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов .
В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов - ЛЕГО . Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. ЛЕГО используют, как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.
Технология ТИКО -моделирования разработана педагогами в соответствии ФГОС . Обучение и развитие детей в ДОУ, по их мнению, можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов .
Кроме того, актуальность предложенной ими технологии ТИКОмоделирования значима в свете внедрения ФГОС , так как : Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
познавательное развитие :
техническое конструирование , воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
художественно-эстетическое развитие : творческое
конструирование , создание замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
физическое развитие : координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативная :
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр ;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между :
Необходимостью внедрения системных обновлений в ДОУ в виде ФГОС и недостаточным владением педагогами новыми педагогическими технологиями.
Требованиями ФГОС , где указывается на активное применение конструктивно -модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ Программы работы с детьми с образовательными конструкторами , способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.
Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивномодельной деятельности на развитие личности дошкольников;
Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей формированию конструктивного мышления у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада образовательными конструкторами нового поколения .
Идея внедрить технологию ТИКО - моделирования в образовательный процесс ДОУ, сделать работу с ТИКОконструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно -модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения , а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта .
В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
- «Периметр».
- «Каталог геометрических фигур и тел».
- «Объем».
- «Многоугольники».
- «Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы, стулья - по количеству детей.
- Стеллажи для хранения наглядного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
- Каковы причины появления викингов на территории европы
- Бессмертие человека – это не фантастика!
- Биография полководца - тамерланда
- Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
- Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
- Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
- Заговоры Натальи Степановой на любовь: варианты проведения обрядов и возможные последствия