Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Каковы причины появления викингов на территории европы
  • Бессмертие человека – это не фантастика!
  • Биография полководца - тамерланда
  • Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
  • Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
  • Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
  • История происхождения курая. Башкирские мифы и сказания Сказка о курае

    История происхождения курая. Башкирские мифы и сказания Сказка о курае

    Познавательная игра «Цветок курая»

    Номинация «Мероприятия по краеведению»

    Стрельникова Наталья Геннадьевна,

    педагог-организатор

    МБОУ ДОД «СЮТ», г.Октябрьского РБ

    Цель: Совершенствовать знания детей о культурных, природных и исторических достопримечательностях родного края – Республики Башкортостан.

    Задачи:

      выявить знания детей об истории празднования Дня независимости Республики Башкортостан, о ее главных государственных символах;

      рассказать детям о «семи чудесах» Башкортостана – достопримечательностях родного края;

      стимулировать интерес детей к познанию истории, культуры, традиций башкирского народа.

    Участники: воспитанники объединений МБОУ ДОД «Станция юных техников»

    Реквизит:

    - наглядный материал – фотографии, картинки с видами Башкортостана, с изображениями государственных символов РБ (Герб, Флаг), портрет Президента РБ.

    Раздаточный материал – листочки со стилистическим изображением цветка курая, ручки, карандаши.

    Ход игры.

      Приветствие участников игры. Краткое сообщение цели и задач занятия.

      Беседа с воспитанниками о символах Республики Башкортостан «Что вы знаете о главных символах нашей Республики?»

    Историческая справка.

    11 октября в Республике Башкортостан отмечается День независимости, день, когда Башкирия пола статус самостоятельной республики в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан имеет свой Герб, Флаг и Гимн. Во главе Республики стоит Президент – Рус́тэм Заки́евич Хамитов ( , второй с , Член Высшего совета партии « »).

    Цветок курая появился на флаге Республики Башкортостан 25 февраля 1992 года. Флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета (означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики), средняя - белого цвета (миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству) и нижняя - зеленого цвета (свободу, вечность жизни).

    В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков.

    Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков - семь родов, положивших начало консолидации народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, - знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией и прозорливые предки их почти что четыре с половиной столетия тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. Это и подтверждение того, что Башкирия в 1919 году стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Ныне союз этот обретает новое содержание.

    12 октября 1993 года цветок курая распустился на Государственном гербе Башкортостана, который представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено два соцветия курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

    Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он более двух веков символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

      Игра «Семь чудес Башкортостана»

    Реквизит : листочки бумаги с изображением цветка курая, ручки, карандаши.

    Задача : вписать с кружочки семь «чудес» Башкортостана, то, чем гордиться Республика, что является его «визитной карточкой». Например, башкирский мед, национальный герой Салват Юлаев и проч.

    После выполнения детьми этого задания, педагог оценивает работу детей, вносит поправки, комментирует.

      Итоги игры. Награждение победителей.

    Памятник Салавату Юлаеву - , посвящённое народному поэту , герою , установленное в городе Уфе. Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана открыт 17 ноября . Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки Памятник представляет скульптуру Салавата Юлаева на коне. В руке Салават держит кнут. Памятник выполнен из бронзированного чугуна. Постамент выполнен из железобетона, облицован гранитными плитами. Территория вокруг памятника выложена цветными плитами. Памятник огорожен ажурной металлической решеткой.

    Интересные факты

    • Памятник Салавату Юлаеву в Уфе - самая крупная конная статуя в Европе (Для сравнения-бронзовый памятник Яну Жижке на холме Витков в Праге (Чехия) уступает в размерах, его высота 9 м, масса 16.5 т).

      По ночам памятник подсвечивается снизу.

      Памятник является местом паломничества туристов. Со скалы, на которой стоит памятник, открывается уникальный вид на реку Белая и окружающую природу.

      Макет памятника, выполненный из гипса, долгое время располагался в заброшенной церкви деревни , где скульптор создавал памятник. В 1970-е гг. к нему организовывались экскурсии. В 1990-е церковь была отреставрирована, макет вывезен.

    Курай . Башкирский и духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. Длина варьируется в зависимости от разновидности от 120-180 мм до 450-000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли , однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый , металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом.

    Эпос «Урал-батыр». Принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии - (песнь-восхваление, героическая песнь). Состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно выделяют 3 части. «Урал-Батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В нём представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя. Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов ( ), , змей и т. д. Персонажи сказания - богатыри и простые жители земли, небесные божества, злые силы природы, мифические существа.

    Пещера Шульган-Таш (Ка́пова пеще́ра) – на территории республики , . Находится на реке в заповеднике « ». Пещера наиболее известна, благодаря эпохи . Название «Шульганташ» происходит из . «Таш» в переводе камень, а Шульган - это река, впадающая в рядом со входом в пещеру, так же слово "шу-ульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает "вода умерла, канула в небытие", т.е. это название можно перевести как "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". Кроме того, Шульган - персонаж башкирского эпоса « », старший брат главного героя - повелитель подземного мира. О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая - от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая - от слова « » (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась

    как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

    Башкирский мёд . Наименование «Башкирский мёд» является защищённой торговой маркой. С ГУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» является единственным учреждением на территории Российской Федерации, обладающим правом использования словосочетания «Башкирский мёд» для маркировки своей медовой продукции.

    Бортничество - лесное пчеловодство, как народный промысел процветало на территории современного Башкортостана с глубокой древности, задолго до прихода в эти места тюркских племен - предков современных башкир. Об этом свидетельствуют и находки открытого в , возраст которого, примерно, 1500 лет: среди прочей утвари в нём найдено полное снаряжение бортника - добытчика лесного мёда. Наскальные рисунки, найденные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мёд добывали ещё первобытные люди.

    В особенность башкирского мёда вносит свой вклад и дикая бурзянская (башкирская) США , в страны Ближнего Востока, в частности, в . В предполетной программе космонавтов в Звёздном городке также используют башкирский мёд, который кроме этого входит и в ежедневный рацион питания членов космических орбитальных станций.

    Гора Янган-тау («горящая гора» пер. с башк.). На вершине этой горы на высоте 413 метров над уровнем моря располагается курорт «Янган-Тау». Это единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.

    , известные своими целебными свойствами еще с давних времен, на которых возник знаменитый курорт «Красноусольск». Основное богатство курорта - минеральные воды – слаборадоновые хлоридные натриевые и сульфатные кальциевые питьевые воды типа Ессентуки, Краинки, для ванн типа Мацеста и иловые лечебные грязи. Уникальность Красноусольского курорта, что только здесь на площади всего в 15 гектаров из недр земли выбивают около 250 родников минеральных вод общим дебитом свыше 100 литров в секунду. Каждый из них отличается по набору специфических микроэлементов и обладает неповторимым воздействием на организм человека . Есть среди источников и особенный – именуемый в народе «Святым». Каждый год на Девятую Пятницу после Пасхи неподалеку от санатория, на месте, где в 16 веке была явлена Табынская икона Божьей матери, чудесным образом появляется Святая вода. Этот факт до сих пор не изучен и не объяснен учеными. То ли это чудо природы, то ли божественное, но факт сей имеет место быть вот уже несколько столетий. В дни религиозных праздников сюда собираются тысячи паломников. Со всего Башкортостана, многих концов России стекается сюда люд, чтобы иметь возможность прикоснуться к святыням, помолиться, окунуться в Святом источнике.

    Приложение 2.

    Легенда о курае.

    Летом распускается прекрасный цветок зонтик у самой опушки леса, привлекая ароматом башкирских пчел тружениц, собирающих сладкий нектар для целебного меда. В народе зовется он Кураем, а ученые люди называют ребросемянник уральский. Ценит башкирский народ чудесный цветок, считая его символом единения всех родов и племен. Как цветы в соцветии Курая собраны воедино, так и народ Башкортостана крепок своим единством. Есть у замечательного цветка своя история.

    Случилось это в давние времена… Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа её была чище воды в роднике, сердце нежное, и нрава она была тихого. Старики не могли нарадоваться на дочь: и лицом пригожа и хозяюшка добрая, заботливая.

    Мирно текла их жизнь как вода в Агидели, да беда рядом ходит. Прознал про красавицу злой богач, решил женить на ней своего глупого уродливого сына и заслал сватов. Дерзко разговаривали сваты со стариками, о традициях и уважении вовсе позабыли, в дом не вошли, за стол не присели. Поселилась в сердце родителей черная печаль, стали они злую судьбу оплакивать, да делать нечего. Люди они были бедные, да дочь бесприданница, так и смирились со своим горем. А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было её горю помочь, некому было пожаловаться на долю горькую… Долго шла, не разбирая дороги, вдруг видит цветущий Курай, обхватила она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала… Легче стало красавице, то ли от аромата нежного, то ли цветок часть её боли в себя вобрал, а только душа её успокоилась. Вернулась она в отчий дом, и родителей утешила, решили они остаток дней до свадьбы прожить так, буд – то и не случилось ничего.

    А в то время проходил мимо леса молодой егет, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал дудочку. Запела дудочка – Курай нежно, но так печально, так горько, и рассказала о печальной участи молодой красавицы. Сердце у егета было доброе и справедливое, решил он помочь девушке и спасти её от глупого уродливого жениха. Пошел он в селение, отыскал дом красавицы, с почетом и уважением обратился к старикам родителям, предложил им свою помощь и защиту. Как увидел егет девушку, так сразу понял, что искал её всю свою жизнь, так она была хороша! Да и красавице егет по сердцу пришелся, поняла она, что это её счастье. Увез егет стариков и девушку в свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался.

    Вот так Курай помог добрым людям… И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье

    Ольга Васильевна Доронина

    учитель музыки МОБУ СОШ №6

    им.М.А.Киняшова г.Благовещенска

    Урок музыки в 3 классе

    Тема урока : Курай – певец земли Башкортостана

    Вид урока: объяснение новой темы

    Жанр урока: урок – кубаир

    Задачи урока: 1) дать понятие о курае как о старинном и востребованном сегодня музыкальном инструменте, используемом в разных музыкальных жанрах, познакомить с известными кураистами, особенностями звучания и изготовления инструмента, композиторской музыке для курае, закрепить знания детей о кубаирах;

    2) развивать музыкальные способности: вокальные данные, умение петь различными приёмами, грамотного интонирования, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

    3) воспитывать «национальную широту» музыкального вкуса, любовь и стремление слушать национальную музыку своего народа, как фольклорные, так и авторские образцы; чувство толерантности, гордости и уважения к традициям и наследию своей страны.

    I . Вход в класс

    Под песню «Урал» (муз. Кубагушева) – слушание в записи под аккомпанемент курая

    СЛАЙД 1 (муз. вставка)

    Ребята, скажите какое музыкальное произведение начало наш сегодняшний урок?

    СЛАЙД 1 (название произведения)

    К какому фольклорному жанру мы можем отнести эту песню? (кубаир)

    Как музыка нам подсказывает, что это кубаир?

    Кто является создателем и исполнителем кубаиров? (сэсэны)

    II . Сообщение темы урока

    СЛАЙД 1 (иллюстрации)

    Хорошо. А теперь взгляните, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите 2 иллюстрации. Рассмотрите их, вспомните кубаир, который начал сегодняшний урок и подумайте, о чём будет сегодня идти речь на уроке.

    Сегодня мы поговорим об одном из самых древних, но в то же время востребованных сегодня, башкирском музыкальном инструменте – курае.

    Проведём мы урок в виде кубаира, то есть хвалебной песни, а путеводителем по уроку будет как раз цветок курая. Каждый лепесток курая будет подсказывать нам тему для обсуждения. Ну и, конечно, так как у нас сегодня урок-кубаир, то каждому лепестку курая будут посвящены хвалебные строки. (их выразительно читают ученики)

    III . Работа по теме урока

    1. Происхождение инструмента

    Когда я слушаю Курай,
    Неприхотлив и невелик
    Курая песенный родник.

    Пересказ легенды .

    Легенда рассказала вам, как люди узнали курай и из чего его изготовили. Из чего же изготавливают этот музыкальный инструмент? Из этого, к какой группе музыкальных инструментов мы можем его отнести?

    2. Изготовление курая

    Тростинку срежу я в лесу,
    Домой с собою унесу.
    Как зашумит уральский лес.
    И зажурчит наверняка,
    В ней мелодичная река.

    В народе говорили, что истинный кураист может сам изготовить себе инструмент, сделает его под себя. Сейчас я хочу познакомить вас с прославленным башкирским кураистом Сайфуллой Дильмухаметовым. А вы во время встречи с ним постарайтесь понять, почему каждый кураист играет на своём индивидуальном курае, сделанном только для него.

    Просмотр видеофрагмента. (Электронный учебник «Музыка»)

    Проверим, что же вы узнали об изготовлении этого инструмента. Из чего изготавливают курай? Почему каждый кураист имеет свой собственный музыкальный инструмент? Вам интересно каким бы был курай сделанный для вас? Сколько ладоней отмерял Сайфулла Дильмухаметов? Отмерте и вы от угла парты длину курая для себя.

    Практическая работа по отмерению длин курая

    Есть и другое название этого растения – дудник, так как он полый как дудка. Так называют это растение русские люди.

    От курая зависит и его песня.

    3. Песня курая

    Заиграй же, мой курай.

    Песня, чтоб вошла в сердца.

    И Урал, и весь наш край

    Прославляя без конца.

    Во время просмотра видеофильма об изготовлении курая, вы слышали звуки народной мелодии, исполненной на этом музыкальном инструменте. Скажите, какие чувства вызвала у вас музыка? О чём она вам рассказала?

    Действительно, при звучании курая невольно в сознании возникают картины родного края. Ведь испокон века звуки этого инструмента сопровождали башкира всюду: и в радости, и в горе, и в праздники, и в час испытания для народа. Об этом свидетельствуют многие башкирские песни:

    Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

    По – над Уралом свет от белых юрт.

    Взойду на скалы, вырежу курай,

    Уральский край всем сердцем воспою.

    Сегодня мы с вами выучим одну из таких песен. Послушайте её и определите, какие средства музыкальной выразительности использованы для создания её мелодии.

    Слушание песни «Курай» и анализ СМВ с помощью карточек

    Почему для создания этой песни использованы именно эти СМВ?

    Разучивание 1 куплета песни, работа над плавным кантеленным звуком

    4. В умелых руках (кураисты)

    Кудесник! Бог курая!

    Был в народе попросту – ты нам, играя

    Согревал и чувства и умы!

    Города Европы многоликой,

    Сам седой и гордый, как Урал!

    Это стихотворение посвящено одному из самых знаменитых кураистов Башкортостана Ишмулле Дильмухаметову.

    Известны и другие имена выдающихся кураистов – это

      Кубагуш сэсэн (15-16 век),

      Баик сэсэн (1710 – 1814 гг).

    Баик сэсэн прожил длинную жизнь. Когда ему было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

      2011 год юбилейный год для ещё одного прославленного башкирского кураиста – Юмабая Исянбаева. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения народного музыканта-кураиста.

    20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.

    В память о великом маэстро в нашей республике проводятся Республиканские конкурсы кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева.

    Игра «Курай»

    А вы хотели бы побывать сейчас в роли кураиста?

    Наш урок мы назвали урок-кубаир, и сегодня звучит много хвалебных строк, посвящённых кураю. Как и положено в кубаирах. Но вспомните, что является наивысшей точкой мастерства сесэна? (умение импровизировать) Вот и вы сейчас поимпровизируете, подобно сесэнам. Только импровизация ваша будет пластическая. Во время звучания музыки вы, стоя полукругом будете показывать движения, имитирующие деятельность или черты характера, которые можно изобразить в башкирских танцах. Один из вас – кураист. Он имитирует игру на курае и выбирает того, чья импровизация особенно удачна, отдаёт ему курай, а сам становится на его место. Постараемся сделать так, чтобы курай побывал в руках у каждого играющего.

    5. Курай в профессиональной музыке

    Мой курай, зазвени, заиграй

    Всеми красками звонкого мира,

    Все печали развей, мой курай,

    Чтобы дрогнуло сердце башкира!

    Сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним молодым, но уже хорошо известным не только в нашей республике, но и далеко за её пределами, кураистом. Это Роберт Юлдашев.

    Не смотря на то, что курай – это очень древний музыкальный инструмент. Сегодня он активно используется башкирскими композиторами. И даже порой композиторы экспериментируют, включая курай в состав симфонического оркестра. Получается очень интересное сочетание.

    Сейчас в нашем классе прозвучит серьёзное композиторское музыкальное произведение. Это Фантазия №1 для курая и симфонического оркестра. Автор этого произведения Мурад Ахметов, а солировать на курае будет именно Роберт Юлдашев.

    Послушайте эту музыку внимательно и подумайте, интонации какой башкирской народной песни слышны в данной фантазии.

    Слушание Фантазии, просмотр видеофрагмента (Электронный учебник «Музыка»)

    Итак, какую знакомую вам башкирскую народную мелодию вы услышали в данной фантазии? В какой части произведения она звучала? Почему Мурад Ахметов соло в этом произведении написал для курая? Действительно, он хотел показать колорит нашей башкирской музыки, а так же красоту башкирской песни, которая звучит в исполнении на народном инструменте, на котором исполняется более 1000 лет.

    IV. Итог урока

    СЛАЙДЫ 12, 15 – 18

    Недаром говорят:

    «Песня – душа народа».

    Действительно, она как человек живёт.

    Народной песне нет забвенья,

    Её любя передаёт народ

    Из поколенья в поколенье.

    Итак, наш урок-кубаир заканчивается. И сейчас проверим, что вы усвоили за урок.

    1. Название растения, из которого изготавливают курай (дудник)

    2. Башкирский певец-импровизатор, сказитель (сэсэн)

    3. Башкирская хвалебная песня (кубаир)

    4. Башкирский кураист, сыгравший соло на курае в составе симфонического оркестра (Юлдашев)

    5. Башкирский кураист – юбиляр, в честь него проводятся конкурсы кураистов (Исянбаев)

    V . Домашнее задание

    Остался последний лепесток цветка курая. Он называется «символ». Подумайте и скажите, почему он получил такое название? Действительно, стилистическое изображение цветка курая мы можем видеть на Гербе и Флаге нашей республики. Может кто-нибудь знает, почему лепестков семь? Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

    Дома вы нарисуете музыкальный инструмент курай, растение из которого его изготавливают и стилизованное изображение цветка с семью лепестками.

    VI . Оценивание

    VII . Выход из класса

    Исполнение «Урал» (муз. Кубагушева) детьми.

    Легенда о курае

    Легенда о курае

    В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

    В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

    Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

    Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

    А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

    Легенда о курае

    В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

    В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

    Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

    Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

    А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

    Когда я слушаю Курай,
    То радость льётся через край.
    Неприхотлив и невелик
    Курая песенный родник.

    Тростинку срежу я в лесу,
    Домой с собою унесу.
    И только дуну в свежий срез, -
    Как зашумит уральский лес.
    И зажурчит наверняка,
    В ней мелодичная река.

    Заиграй же, мой курай.

    Песня, чтоб вошла в сердца.

    И Урал, и весь наш край

    Прославляя без конца.

    Ишмулла!

    Кудесник! Бог курая!

    Был в народе попросту – ты нам, играя

    Согревал и чувства и умы!

    Вслед за земляком своим великим

    Города Европы многоликой,

    Сам седой и гордый, как Урал!

    Мой курай, зазвени, заиграй

    Всеми красками звонкого мира,

    Все печали развей, мой курай,

    Чтобы дрогнуло сердце башкира!

    Недаром говорят:

    «Песня – душа народа».

    Действительно, она как человек живёт.

    Народной песне нет забвенья,

    Её любя передаёт народ

    Из поколенья в поколенье.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Курай

    Видит много и без глаз,

    В нём истории веков.

    Всё расскажет без прекрас

    Про войну и про любовь.

    В тюбетейке голова,

    Где ты рос, в каких краях?

    Собирал мелодии

    На земле и в небесах.

    Легенда о курае

    В начале под торжественную музыку входят мальчик и девочка в башк. костюмах

    Девочка: hаумыhыгыз, дустар!

    Мы живем в Башкортостане

    На богатой и красивой земле.

    Мы легенды, сказки изучаем

    И одну из них покажем мы тебе.

    Мальчик: Много в ней и радости и грусти

    Будем вместе петь и танцевать,

    Ну а зрителей сегодня мы попросим,

    Нас своей улыбкой поддержать!

    Девочка: Мы предоставляем вашему вниманию башкирскую сказку

    Вместе: «Легенда о курае»!

    Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий ханУсалбай. И была у него одна причуда,о которой никто не знал. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

    Открывается занавес – убранство башк. юрты.

    Ведущий: А на окраине поселения жила бедная женщина. И был у нее единственный сын..

    Появляется мать и сын.

    Появляется стража: Слушайте и повинуйтесь! Старуха! Хан говорит, настал черед твоего сына! Собирайся егет!

    Эсей: Ах…что делать?! О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего сыночка! Что же будет с ним?

    Егет: Эсей, не грусти и не плачь.

    Эсей: Что же мне дать сыну в дорогу поесть. Ведь в доме не осталось ничего съестного… Разве что осталось немного муки. Замешу-ка я лепешку на материнском молоке, она поможет моему сыну в пути и утолит голод.(уходят)

    Наступает утро.

    Егет: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

    Эсей: вот, держи сынок. Икмек пригодится тебе в дороге! (Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.)

    Егет: Прощай мама…

    Эсей: Прощай сынок!

    Ведущий: Вышел егет на пригорок, с великой тоской на сердце. Оглядел он родные места. Попращался с журчащими ручьями, с душистыми лугами, зеленистым лесом и родными горами.

    Звучит музыка. Открывается занавес. Дворец хана Усалбая.

    Ведущий: Преодолевая страх, пришел егет к юрте злого Хана.

    Егет: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

    Хан: Настал и твой черед побрить мне голову! Приступай же!

    Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

    Слуга приносит бритву и полотенце, дает Азамату.

    Ведущий: Собрав всю свою смелость, егет принялся за дело. Каково же было удивление егета, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, егет все же побрил голову хану.

    Егет: Все сделано господин!

    Хан: Ну что же, ты не испугался моего ужасного рога! И справился с заданием! Я должен тебя отблагодарить! Подожди меня здесь, сейчас вернусь.

    Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

    Хан: А егет и не догадывается,что я его не собираюсь отпускать. Ведь я погубил каждого, кто увидел мой безобразный рог.

    Егет: Как долго я был в пути, как сильно я проголодался. Съем ка я мамин икмек. (достает лепешку, ест).

    Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

    Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

    Азамат: Угощайся, великий хан!

    Хан: Вкусно! А что это такое?

    Азамат: Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

    Хан: Что!? Так я съел лепешку, испеченную на молоке его матери.. значит я теперь его молочный брат? Я не могу убить своего молочного брата, но отпустить я тоже не могу, если я его отпущу домой, он всем расскажет, что на моей голове растет ужасный рог! Что же делать? А я кажется кое что придумал. Я его отправлю далеко-далеко в лес, откуда еще никто не возвращался. Стража!

    Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить егета так далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.

    Занавес закрывается. Декорации леса.

    Ведущий: И отправился Егет бродить по дальним просторам.(звучит грустная музыка).

    Ведущий: Но егет не пропал в лесу, как того хотел злой, неблагодарный хан. Ягоды и коренья кормили его. Вот только тосковал он по родным краям.

    Егет: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях…

    Ведущий: Егет всем сердцем стремился к родному дому..только никак не мог найти дорогу.

    Однажды он прилег под дерево отдохнуть.. и вдруг поднялся сильный ветер и сквозь этот ветер и сквозь этот ветер послышалась чудесная музыка.

    Егет: Что за дивная музыка! Пойду ка посмотрю откуда эти звуки.

    Танец «Курайдар»

    Ведущий: Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

    Егет: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!

    Ведущий: сорвал он тростник и стал дуть в него, мелодия стала еще красивее.

    Егет: Я назову тебя кураем!

    Ведущий: Отправился егет искать родные края и играл в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.

    Егет: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

    Ведущий: И оказался он в родных местах!

    Декорации дома, деревни.

    Егет: А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!

    Выбегает под музыку эсей.

    Эсей: Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

    Егет: Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

    Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.

    К Вакилю Шугаюпову меня привело сообщение в областной газете, где говорилось, что уфимский художник получил авторское свидетельство на изобретение... курая. Честно говоря, заметка обескураживала: как можно изобретать то, что давно известно? Курай — древнейший духовой музыкальный инструмент татар и башкир. Когда-то в детстве я и сам пробовал подбирать на нем мелодии...

    — Никакого открытия, собственно говоря, не было,— сказал мне при знакомстве Вакиль Шакирович Шугаюпов, когда я пришел к нему в дом на окраине Уфы.— Курай действительно существует с незапамятных времен. Он древнее легенд. Сначала появился курай, потом уже легенды о нем. Я просто дал ему вторую жизнь. До сих пор его мастерили из тростника, а я начал делать из дерева.

    — А почему именно из дерева? — спросил я.— Как замена исчезающему тростнику?

    — Можно сказать и так. Но дело не только в этом...

    Мы сидим в мастерской Шугаюпова: бак с краской, стол, бочки, кипы буковых и прочих шпонов. И очень много кураев — готовых и полуготовых. Они лежали на столе, стояли в бочках, висели на вешалках.

    Василь Шугаюпов — художник. Родился он в ауле Алкино и еще с довоенного детства помнит тоскующий звук курая...

    — Были еще причины, которые заставили меня взяться за инструмент,— продолжал Шугаюпов.— Курай из тростника очень хрупок и поэтому недолговечен. А ведь это не настенное украшение, а орудие труда артиста. Хотелось его сделать из более прочного материала. Но, оказалось, не каждое дерево годится... Курай имеет очень низкий звук. В этом отношении он сильно отличается от человеческого голоса. Поэтому на курае почти никогда не аккомпанируют. Певцу трудно подлаживаться под курай, а кураю под певца. А мне очень хотелось обновить древний инструмент, приблизить его к человеческому голосу.

    — Ас чего начались ваши поиски?

    — С картины. Я хотел по мотивам башкирских преданий написать картину об Урал-батыре. Это наш эпический герой. Легенда рассказывает: было время, когда страшные многоголовые чудовища захватили источники воды, обрекая людей и животных на медленное умирание. Земля, лишившись влаги, зачахла — пожелтели травы, засохли кустарники. Много смельчаков пало в борьбе за воду. Но чудовища были слишком сильны, чтобы их мог одолеть простой смертный. И родила тогда земля богатыря по имени Урал. Он порубил всех злодеев-чудовищ, добрался с мечом до вершины горы и освободил воду из плена. Земля, получив целебную влагу, ожила. Когда пришло время, Урал-батыр умер и стал Урал-горой.

    Обдумывая эту легенду, я хотел нарисовать гору, напоминающую человеческое тело или даже тела, изобразить седого старца, который при свете луны играет на курае. Вокруг него сгрудились горы малые и тихо слушают...

    Чтобы осуществить замысел, я начал изучать старину. Побывал во многих музеях, прочитал множество исторической литературы. Мне надо было знать многие детали того времени, когда быль смешивается с небылью. Однажды в археологическом журнале я прочел заметку о том, что при раскопках была найдена флейта, сделанная из кости. Она пролежала в земле четыре тысячи лет — и ничего ей не сделалось. Сегодня на ней можно играть так же, как сорок веков назад! «Вот бы и курай наш сделать из такого же прочного материала»,— подумал я сразу о своем любимце. Но где найти такую кость, чтобы она была длинная и полая, как трубка? Обшарил магазины, рынки и бойни, но кости нужной длины и формы не нашел.

    — Выходит, сорок веков назад животные были длиннее? — пошутил я.— Ведь нашли же предки подходящую кость для флейты.

    — Флейта намного короче. А самый короткий курай — на восемь кулаков...

    Вакиль Шугаюпов поясняет, что это значит. Каждый делает себе инструмент сам и мерит его на свой аршин, вернее, на кулак. Кулак определяет расстояние между отверстиями и длину инструмента. Но ведь кулак у каждого свой: у одного с пудовую гирю, У другого — с куриное яйцо. Поэтому и все курай разные.

    — Один мой знакомый,— продолжал Вакиль,— увидев, как я осунулся и поскучнел от этих поисков, предложил посмотреть татарский курай (свирель) его прапрадеда-пастуха. Я обрадовался, долго рассматривал, изучал свирель — как, что, отчего и почему. И понял, курай из ели не сделать: слишком мягкое дерево для этого.

    — Как же вы нашли то, что искали? — я неотступно подгоняю собеседника.

    — Случайно. Хотя... не совсем и случайно, если разобраться. Ведь случай помогает тем, кто ищет.

    Мне было поручено сделать мозаичный портрет из дерева, или, как мы его называем, маркетри. У меня под рукой было множество различных шпонов — липовые, березовые, дубовые, ясеневые, буковые... Словом, все цвета — от белого до красного. Но мне не хватало полутона. Желая добиться изменения оттенка цвета, я бросил шпон в ванну с горячей водой — и он свернулся в трубку. «Эврика!» — закричал я как ошпаренный. Жена решила, что я действительно обжегся. Я нашел, из чего нужно делать инструмент. Тогда у меня было одиннадцать видов шпонов. Я испытал все и остановился на буке.

    — Почему именно на нем?

    — У него поры мельче. Деревья, у которых крупные поры, не годятся для этого. Но найти подходящий материал — это, оказалось, еще полдела...

    Вакиль рассказывает, как он обрабатывает шпоны. Долго держит в горячей воде. Потом сворачивает гибкий шпон вокруг палки-болванки, склеивает, обвязывает, сушит. Тщательно обрабатывает напильником, красит, сушит, снова красит, снова сушит. Затем прожигает отверстия.

    — Сейчас я это делаю по трафарету.— Хозяин показывает на висящие на стене образцы.— Но потерял много времени, пока нашел оптимальный вариант. Долго не мог ответить на вопрос: на каком расстоянии от края делать первое отверстие, на каком расстоянии друг от друга прожигать следующие?

    — А опытные кураисты не могли бы подсказать?

    — Я консультировался у многих,— спокойно ответил мастер.— Но рекомендации их были такие же разные, как и их кулаки. Поступал по совету одного знатока — не получалось; действовал, как подсказывал другой,— опять не выходило. Когда совсем устал от добрых советов, стал искать решение самостоятельно. Ведь я хотел не только воссоздать древний инструмент из более прочного материала, но и расширить его музыкальные возможности.

    Рассказчик вдруг осекся, поднял палец, призывая к тишине. Я услышал, как из репродуктора в соседней комнате полились звуки курая. Собеседник застыл, даже забыв опустить палец. Да я и сам затаил дыхание. Ведь курай и мне был не чужой. Я родился в соседней Татарии и помнил его жалобное, тоскующее пение с детства. Что за звук! Мягкий, глухой, сиплый, но со множеством красивых призвуков.

    — Это, наверно, на вашем курае играли? — сказал я, когда музыка смолкла.

    — Нет, это тростниковый,— определил мастер.— Да я и не думал, что старые кураисты побросают сразу свои инструменты. Молодые принимают мой курай охотнее.

    — Я знаю, что специалисты дают высокую оценку вашему инструменту. Считают, что он по красоте и чистоте звука превосходит тростниковый. Тонко схватывает мелодию и таит в себе подлинное богатство музыкальных тонов. Может быть, он богаче тростникового, потому что деревянный?

    — Не только... Дело здесь и в отверстиях, в их взаимном расположении. Но звуки у деревянного должны походить на тростниковый. Это звук, дарованный кураю природой, и терять его нельзя.

    — Сыграйте что-нибудь на своем курае,— попросил я.

    — Вообще-то я исполнитель неважный,— заранее извинился мастер, протягивая руку к инструменту.

    — Почему курай поет только про горы да про степь вольную? — спросил я Вакиля.— Почему не может спеть о море?

    — Поет о том, что ему близко,— улыбнулся мастер.— Горы и степь — его стихия.

    И мастер рассказал легенду о том, как жестокий хан наказал бедного джигита и сослал его в глухие горы. Загрустил опальный юноша, затосковал по любимой девушке. Однажды услышал поющий на ветру тростник, что растет высоко в горах. Это и был курай. Кстати, «курай» по-башкирски и есть «тростник». Ссыльный срезал его, поднес к губам — и полилась печальная, как тоска, песня...

    — Теперь мне понятно, почему он всегда поет, будто жалуется,— сказал я.

    — Но это не единственная легенда о рождении курая. Есть и другие. Даже сказки есть. Но все они почему-то печальные...

    — Кажется, вы создали то, что хотели,— сказал я, прощаясь с художником.— Получили авторское свидетельство на изобретение, изготовили полтысячи кураев.


    Башкиры (самоназв. - башкорт) - народ, коренное население Башкирии (864 тыс. ч.). Общая численность в России по данным на 1995 г. составляет около 1,35 млн. ч. Живут также в Казахстане (42 тыс. ч.), Узбекистане (35 тыс. ч.) и др. Верующие - мусульмане–сунниты. Удмуртский язык относится (по одной из классификаций) к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на основе русского алфавита.

    Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Башкирские народные сказки» - М.: Детская литература, 1949. Под редакцией профессора Н. Дмитриева.

    АКЪЯЛ–БАТЫР

    Это было очень давно.

    На отрогах старой горы Урал был один башкирский аул. Жили в этом ауле муж с женой; бедна была их жизнь - ни скота, ни птицы у них не было, а хлеб тогда сеяли только богатые, и то очень мало. Трудно жилось беднякам, питались тем, что украдкой ловили рыбу и собирали ягоды.

    Однажды, когда наступила холодная зима, у них не было дров. В самую полночь муж с женой пошли в лес и нарубили себе дров. Наутро баи узнали об этом и наказали мужа плетью, а потом связали его вместе с женой и отправили далеко–далеко, в глушь Урала. На новом месте жизнь была еще тяжелее, но вот пришла радость: у них родился сын, мальчик с длинными русыми волосами. Дали они сыну своему имя Акъял–батыр. Рос ребенок не по дням, а по часам. Прошло несколько лет, и Акъял–батыр стал рослым молодцем, охотился на птиц и зверей. Зажила семья сытно. Отец с матерью не налюбуются на сына.

    Когда Акъял–батыру исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Сильно горевал батыр, но делать нечего, надо пойти посмотреть, как люди живут (ведь в лесу людей совсем не было), - может быть, они дадут ему хороший совет и научат жить.

    И вот взял Акъял–батыр лук и стрелы, привязал к поясу острый булатный нож и отправился в путь.

    Долго шел Акъял–батыр, много пересек он гор, лесов и рек и остановился на отдых у подножья высокой горы.

    Лежит Акъял–батыр и видит человека, который выбивается из сил и делает что–то, поднимая клубы пыли.

    Встал Акъял–батыр, подошел к человеку и спрашивает:

    Эй, человек! Кто ты и что делаешь?

    А человек отвечает:

    Видишь, горы переставляю, а зовут меня Тау–батыр . Долгие годы живу в этих горах и не видел ни одного человека. А кто ты сам будешь?

    Я Акъял–батыр. Покинул родной очаг, хочу посмотреть, что делается на белом свете.

    Возьми и меня с собой, - сказал Тау–батыр.

    Что же, идем! Вдвоем веселее идти.

    Долго–долго шли они по горам и не встретили никого, кроме зверей.

    Идут они по дремучему лесу и слышат шум и треск.

    Недолго пришлось им идти: видят человека, который выкапывает деревья с одного места и пересаживает на другое.

    Подошли батыры к человеку и спрашивают его:

    Дай мне самого лучшего коня, тогда я и озеро оставлю на месте, - сказал Абзалил.

    Нет, егет! Не могу дать коня. Конь уйдет - славы не будет у меня, - сказал хозяин озера.

    Как хочешь, дело твое. А озеро я утащу, - сказал Абзалил и продолжал вить веревку.

    Хозяин озера призадумался. Подумал немного и говорит Абзалилу:

    Эх, егет, если уж ты такой богатырь и можешь утащить мое озеро, давай будем состязаться! Если ты победишь, я исполню твое желание. Будем бегать наперегонки вокруг озера. Перегонишь меня - твоя и победа!

    Хорошо, - сказал Абзалил. - Только у меня есть младший брат; если ты обгонишь его, тогда я буду состязаться с тобой.

    Где же твой младший брат? - спросил хозяин озера.

    Мой младший брат спит в кустах. Пойди туда, пошурши хворостом - он сразу и побежит, - сказал Абзалил.

    Хозяин озера пошел в кустарник, пошуршал хворостом, и оттуда выбежал заяц. Хозяин озера бросился бежать за ним, но никак не мог догнать его.

    Подошел хозяин озера к Абзалилу и сказал:

    Ну, егет, давай состязаться до трех раз! Теперь будем бороться.

    Абзалил согласился. Он сказал:

    У меня есть дедушка восьмидесяти лет. Если ты собьешь его с ног, то озеро останется за тобой. Мой дедушка лежит в тальнике. Поди ударь его палкой, тогда он будет бороться с тобой.

    Пошел хозяин озера в тальник и ударил палкой спящего дедушку. А это был медведь. Вскочил разъяренный медведь, схватил могучими лапами хозяина озера и тут же повалил его.

    Хозяин озера еле вырвался из медвежьих лап. Он прибежал к Абзалилу и говорит:

    Силен же твой дедушка! А с тобой и бороться не стану!

    После этого хозяин озера сказал Абзалилу:

    У меня есть шестидесятиаршинная пегая кобыла. Обнесем–ка ее вокруг озера на своих плечах.

    Обноси ты первый, а потом и я попробую, - сказал Абзалил.

    Хозяин озера поднял на плечи шестидесятиаршинную пегую кобылу и обнес ее вокруг озера. Потом он сказал Абзалилу:

    Ну, егет, обнеси теперь ты.

    Абзалил бросил вить веревку, подошел к огромной кобыле и сказал хозяину озера:

    Я вижу, ты не так силен. Ты ее на плечи поднимаешь, а я вот протащу ее, обхватив ногами.

    Сел Абзалил на лошадь и поскакал вокруг озера.

    Хозяин озера видит, что теперь ему придется исполнить свое обещание.

    Он привел самого лучшего коня и отдал его Абзалилу.

    Хорош был конь: саврасый, резвый, норовистый, с твердыми копытами, мохнатой челкой и короткой гривой. Бабки у него были высокие, ляжки - как у зайца, грудь - как у коршуна, круп узкий, холка высокая, хребет - как у щуки, уши острые, глаза медные, щеки впалые, подбородок заостренный.

    …это место славилось хорошими конями. - По преданию, в старину в Башкирии водились дикие кони, которые паслись около больших озер. Об этих конях сохранилось много легенд.

    Абзалилово - название одного из районов Башкирии, который славится хорошими конями.

    Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.