Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Поэма 12 блок краткое. Двенадцать краткое сожержание. Главные герои и их характеристика

    Поэма 12 блок краткое. Двенадцать краткое сожержание. Главные герои и их характеристика

    Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

    Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

    Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

    Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

    Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

    Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

    Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

    Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

    Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

    Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

    Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

    Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

    Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом <...> Исус Христос».

    Вариант 1

    1
    Черный вечер,
    Белый снег.
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек. Ветер, ветер -
    На всем божьем свете!
    На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря, из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб». Ветер хлесткий, Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель. А вон и долгополый - Сторонкой, за сугроб... Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как, бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Барыня в каракуле говорит другой, что они оплакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время - десять, на ночь - двадцать пять... И меньше - ни с кого не брать...» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ, гляди в оба!
    2
    Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! _ Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! В Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат». Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!
    3
    «Ребята» пошли служить в красной гвардии - Эх, ты, горе-горькое, Сладкое житье, Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови!
    4
    Мчится лихач, в пролетке - Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».
    5
    У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила». Гетры серые носила, Шоколад «Миньон» жрала, С юнкерьем гулять ходила - С солдатьем теперь пошла!
    6
    Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу. Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
    7
    Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел». Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, - Нынче будут грабежи!. Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!
    8
    Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу... Ужь я семячки Полущу, полущу... Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку... Упокой, господи, душу рабы твоея... Скучно!
    9
    Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
    10
    Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные поднимают его на смех, говорят: От чего тебя упас Золотой иконостас? Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови. Шаг держать револьюционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!
    11
    ...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.
    12
    Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. стреляют. «И только эхо откликается в домах». Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос.

    Вариант 2

    Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
    Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба». Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках. Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога. Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется. Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!» Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!» Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес. Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

    Черный вечер,

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер —

    На всем божьем свете!

    На улице холодно и скользко. На протянутом от здания к зданию канате висит плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка плачет, никак не поймет, зачем столько материи израсходовали, — из нее можно сшить что-нибудь полезное, жалуется на то, что большевики «загонят в гроб».

    Ветер хлесткий!

    Не отстает и мороз!

    И буржуй на перекрестке

    В воротник упрятал нос.

    Некто с длинными волосами обзывает кого-то предателями, сетует: «Погибла Россия!», вероятно, это писатель.

    А вон и долгополый —

    Сторонкой — за сугроб…

    Что нынче невеселый,

    Товарищ поп?

    Помнишь, как бывало

    Брюхом шел вперед,

    И крестом сияло

    Брюхо на народ?..

    Барыня в каракуле рассказывает, как они «плакали, плакали», и, поскользнувшись, падает. Слышны слова проституток о том, что у них было собрание, на котором постановили: «на время — десять, на ночь — двадцать пять… И меньше — ни с кого не брать…». По пустой улице, ссутулившись, идет одинокий бродяга.

    Злоба, грустная злоба

    Кипит в груди…

    Черная злоба, святая злоба…

    Товарищ! Гляди в оба!

    2

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Винтовок черные ремни

    Кругом — огни, огни, огни…

    В зубах цигарка, примят картуз,

    На спину б надо бубновый туз!

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    ти двенадцать говорят о Ваньке с Катькой, сидящих в кабаке, бранят Ваньку, вспоминают: «Был Ванька наш, а стал солдат».

    Революцьонный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг!

    Товарищ, винтовку держи, не трусь!

    Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

    В кондовую,

    В избяную,

    В толстозадую!

    «Ребята» пошли служить в Красной гвардии:

    Эх ты, горе-горькое,

    Сладкое житье!

    Рваное пальтишко,

    Австрийское ружье!

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем,

    Мировой пожар в крови —

    Господи, благослови!

    В пролетке мчат Ванька с Катькой. Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус», «Катьку-дуру обнимает, заговаривает…».

    У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила»,

    Гетры серые носила,

    Шоколад «Миньон» жрала,

    С юнкерьем гулять ходила —

    С солдатьем теперь пошла!

    Двенадцать нападают на Ваньку с Катькой, стреляют. Ванька убегает, Катька остается с простреленной головой лежать на снегу.

    Революцьонный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг!

    Ох, товарищи, родные,

    Эту девку я любил…

    Остальные предлагают ему держать «над собой контроль»: «Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

    Эх, эх!

    Позабавиться не грех!

    Запирайте етажи,

    Нынче будут грабежи!

    Отмыкайте погреба —

    Гуляет нынче голытьба!

    Ох ты, горе-горькое!

    Скука скучная,

    Смертная!

    Ужь я времячко

    Проведу, проведу…

    Ужь я темячко

    Почешу, почешу…

    Ужь я семячки

    Полущу, полущу…

    Ужь я ножичком

    Полосну, полосну!..

    Ты лети, буржуй, воробышком!

    Выпью кровушку

    За зазнобушку,

    Чернобровушку…

    Успокой, Господи, душу рабы Твоея…

    Скучно!

    Городовых больше нет, «гуляй, ребйта, без вина», буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

    Стоит буроюуй, как пес голодный,

    Стоит безмолвный, как вопрос.

    И старый мир, как пес безродный,

    Стоит за ним, поджавши хвост.

    Поднимается вьюГа, за четыре шага ничего не видно. Петруха поминает Бога. Над ним смеются:

    От чего тебя упас

    Золотой иконостас?

    Добавляют, что негоже поминать Бога, когда руки в Катькиной крови.

    …И идут без имени святого

    Все двенадцать — вдаль.

    Ко всему готовы,

    Ничего не жаль…

    Двенадцать идут сквозь вьюгу. Замечая кого-нибудь за сугробом или домом, велят сдаться, стреляют. «И только эхо откликается в домах».

    Так идут державным шагом —

    Позади — голодный пес,

    Впереди — с кровавым флагом

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз —

    Впереди — Исус Христос.

    Это не публицистические рассуждения о революции, не выверенные разумом ее картины, тут не найдете ее авангарда, вождей и рабочей, матросской, крестьянской массы. Это короткая поэма из двенадцати отрывков, пронумерованных и словно специально по количеству подогнанных к заглавию - «Двенадцать». В ней передается общее настроение, царившее в революционном Петрограде, снежные вихри по улицам и площадям. Но это не обывательский взгляд из окошка на то, что творится снаружи. Автор незримо присутствует, хотя в событиях не участвует.

    Стих поэмы рваный, вся она писана отдельными контрастными мазками («Черный вечер. Белый снег»). Передается сумятица настроений, понятий, лозунгов, плакатов. «Вся власть Учредительному Собранию!» и «Ох, Матушка-Заступница!», «Мировой пожар раздуем» и «Господи, благослови!».

    Двенадцать солдат - это красногвардейцы. Своим шагом они сметают все на своем пути, засnавляют трепетать тех, кто являет собой отжившую Россию. Это - «Товарищ поп», «Барыня в каракуле», «Бродяга», «Буржуй, как пес голодный». Точного определения революционной сущности двенадцати красногвардейцев в поэме нет:

    В зубах - цигарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз!
    Свобода,свобода,
    Эх-эх, без креста!
    Тра-та-та!

    «Бубновый туз» нашивали на спину каторжникам. Революция - вихрь, все в мутном кружении метели, полумраке. Блок воспринимает революцию честно, не злобствуя и не шаржируя, в принципе, он ее приветствует. Но видит он в основном стихийную сторону революции. А между тем красногвардейский патруль - уже страж порядка законной власти советов, олицетворение народной силы. Действия красногвардейцев иногда дают повод думать, что главная их цель - разгул страстей, месть, элементарное насыщение от голода:

    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба,
    Гуляет нынче голытьба!
    Уж я семечки
    Полущу, полущу...
    Уж я ножичком
    Полосну, полосну!

    И все же брезгливо относится Блок только к старому миру, который теперь, «как пес безродный», поджал свой «хвост». Долго идут по вьюге Двенадцать, мерно печатая свой шаг, идут без «креста». Это сказано во второй главе поэмы, и в одиннадцатой идут они «без имени святого», только бьется в очи им красный флаг: как бы из самой вьюги начинает вырастать соотнесенность с народом, который стоит фоном позади шагающих Двенадцати:

    Вперед, вперед, вперед,
    Рабочий народ!

    В конце поэмы двенадцать красногвардейцев йдут уже «державным шагом», то есть они-то и есть законная власть. С плакатной броскостью Блок передал могучую поступь революции. Этой поступи двенадцати апостолов (цифра выбрана не случайно) он радуется: она - лейтмотив всей поэмы, с нею связан ветер истории, который опрокинул старую Русь. Заканчивает Блок поэму как символист:

    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз
    Впереди - Исус Христос.

    Блок Александр Александрович
    Произведение “Двенадцать”

    Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
    Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то – “должно быть, писатель – вития” – говорит о проданной России.

    Среди прохожих – “невеселый товарищ поп”, буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние – поэта? кого-то из прохожих? – описывается как “злоба”, “грустная злоба”, “черная злоба, святая злоба”.
    Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого – “пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую”. По дороге бойцы обсуждают своего приятеля – Ваньку, сошедшегося с “богатой” девкой Катькой, ругают его “буржуем”: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
    Глава третья – лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, “ребята” служат в Красной гвардии. Последний куплет песни – обещание мирового пожара, в котором сгинут все “буржуи”. Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.
    Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
    Следующая глава – слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое – проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле – шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях (“Аль, не вспомнила, холера?”) солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего – “попляши!”, “поблуди!”, “спать с собою положи!”, “согреши!”
    Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение “чужой девочки”. Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.
    Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, “революцьонным шагом”. Лишь убийца – Петруха – грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его – “не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой”. Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: “Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!”
    Восьмая глава – путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами – “ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку.”.
    Глава девятая – романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним – очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой – паршивый пес.
    Двенадцать идут дальше – сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, – это значит, что от Бога помощи не будет.
    Так, “без имени святого”, двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным – “и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет.”.
    Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес – старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. “Так идут державным шагом – позади – голодный пес, впереди – с кровавым флагом Исус Христос”.


    (No Ratings Yet)

    1. Маркес Габриэль Гарсия Произведение “Осень патриарха” Патриарх – центральный персонаж романа, представляющий собой обобщенный образ латиноамериканского диктатора. Лишенный конкретных черт, максимально обобщенный образ П. оказывается воплощением самой идеи власти, ее...
    2. По Эдгар Аллан Произведение “Убийства на улице Морг” Произведение Эдгара По “Убийство на улице Морг” повествует о событии, произошедшем в Париже однажды ночью. Главный герой произведения – Огюст Дюпен, который...
    3. Леонид Пантелеев Произведение “Республика ШКИД” Шкид или Шкида – так “детективные” воспитанники сократили название своего учебного заведения – Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Шкида возникла в 1920 г. в Петрограде....
    4. Маршак Самуил Яковлевич Произведение “Двенадцать месяцев” В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами...
    5. Агата Кристи Произведение “Убийство Роджера Экройда” События романа “Убийство Роджера Экройда” Агаты Кристи разворачиваются в небольшой деревне Кингз-Эббот. Действующие лица романа – доктор Шеппард, Эркюль Пуаро и, конечно же, жители...
    6. Грибоедов Александр Сергеевич Роман А. С. Грибоедова “Горе от ума” Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным,...
    7. Вампилов Александр Валентинович Произведение “Старший сын” Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не...
    8. Эртель Александр Иванович Произведение “Гарденины, их дворня, приверженцы и враги” Вдова действительного статского советника Татьяна Ивановна Гарденина вместе с тремя своими детьми проводила обычно зиму в Петербурге. Из-за признаков малокровия...
    9. Бондарев Юрий Васильевич Произведение “Тишина” Эйфория московского предновогодья в декабре 45-го г. как нельзя лучше совпала с настроением недавно демобилизовавшегося из Германии капитана Сергея Вохминцева, “когда казалось, что все прекрасное...
    10. Жан Лафонтен Произведение “Откупщик и Сапожник” Богатый Откупщик живет в пышных хоромах, ест сладко, пьет вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день дает банкеты и пиры. Словом, жить бы ему...
    11. Дойл Артур Конан Произведение “Знак четырех” События повести “Знак четырех” разворачиваются в Лондоне в 1888 г. Во время вынужденного безделья, связанного с отсутствием заказов, известный сыщик-консультант Шерлок Холмс, проживающий на...
    12. Астафьев Виктор Петрович Произведение “Печальный детектив” Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовною розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги...
    13. Евтушенко Евгений Александрович Поэма Е. А. Евтушенко “Братская ГЭС” Молитва перед плотиной “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени,...
    14. Иоганн Людвиг Тик Произведение “Странствования Франца Штернбальда” Роман стилизован под старонемецкую историю. Начало повествования приходится приблизительно на 1521 г. Франц Штернбальд, художник, молодой ученик Альбрехта Дюрера, прославленного немецкого живописца, покидает...
    15. Перси Биш Шелли Произведение “Ченчи” Действие происходит в Италии XVI в., когда на папском престоле восседает папа Клемент VIII. Граф Ченчи, богатый римский вельможа, глава большого семейства, прославился своим беспутством...
    16. Проспер Мериме Произведение “Кармен” Ранней осенью 1830 г. любознательный ученый (в нем угадывается сам Меримо) нанимает в Кордове проводника и едет на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносное испанское...
    17. Мольер Жан Батист Произведение “Школа мужей” Тексту пьесы предшествует авторское посвящение герцогу Орлеанскому, единственному брату короля. Братья Сганарель и Арист безуспешно пытаются убедить друг друга в необходимости измениться. Сганарель, всегда...
    18. Солженицын Александр Исаевич Произведение “Один день Ивана Денисовича” Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался “государственным преступником”, “шпионом” и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без...
    19. Менандр Произведение “Отрезанная коса, или Остриженная” Текст комедии сохранился лишь фрагментарно, но филологи провели его реконструкцию. Действие происходит на улице Коринфа. На сцене – два дома. Один принадлежит командиру наемников,...
    20. Максим Горький Произведение “Мещане” В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр,...