Политический процесс и политические действия. Процесс политический. Смотреть что такое "Политический процесс" в других словарях
совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.
Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.
Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.
Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Книга: Политология / Кремень
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Современная историческая реальность показывает, что изменения политического строя, реформирование политической системы, властных структур и управления, правительства, создание конституционных нормативов, формирования политической культуры, совершенствование деятельности парламента, осуществления политических реформ, принятия законов и др. - действия разнообразны по сути и содержанию. Все эти действия не вытекают друг из друга автоматически, а отличаются субъектами созидания, по своим масштабам и глубине. Результат различных политических событий, взаимодействие политических институтов, разработка, принятие и реализация политических решений, программ, законов и нормативных актов составляет политический процесс отражает динамику политической жизни, развитие реально существующих политических явлений и событий общества.
Политический процесс - один из общественных процессов, социально-политических действий, обеспечивающих воспроизводство политических ресурсов и создания новой политики. Политический процесс - совокупность различных видов деятельности субъектов политики, включенных в динамику практически-политических отношений, охватывающих все стадии функционирования политической системы и направлены на достижение политической цели. Предпосылкой, социальной базой политического процесса есть процесс социальный. Социальный процесс - совокупность действий социальных общностей, социальных слоев, разных групп, индивидов, направленные на их воспроизводство и обеспечение стабильности общественной системы. Политический процесс характеризует определенную сторону, механизм действия политической системы общества, политическое сознание, политическую культуру в самой сложной сфере общественной жизни-политической. Отражая реальности общества, реальности социального, экономического, духовного жизнь, политический процесс выступает совокупностью результатов переплетение разнообразных munie политического поведения социальных общностей, социальных слоев и граждан, деятельности властных органов и структур реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и много факторов, непрерывно вносят в течение событий что-то новое, нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, которые включаются в отношения с государством, а то не понятно почему игнорируют свои политически значимые интересы. В развитии событий политический процесс как процесс не вносит каких обумовленостей, а, раскрывая содержание политики через реальные формы, показывает, что одни элементы, звенья политической системы воспроизводят, а вторые разрушают, третьи развивают и творят, и благодаря такому процессу происходят глубинные изменения политической системы, а сама политическая система переходит от одного состояния к другому, т.е. политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической жизни.
Политический процесс - совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Политический процесс раскрывает две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах формулировка индивидами и социальными спільностями, социальными слоями требований, соответствующих их реальным или мнимым интересам, и переносят требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений (участие в выборах, референдумах, членстве в политических партиях и др,), а, во-вторых, формы приня-. тии и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и политическими элитами.
В обществе происходит распределение и перераспределение средств власти, осуществление политической мобилизации граждан, процесса принятия решений; контроль за политическими элитами, которые управляют и другие формы политической активности социальных общностей, социальных слоев и граждан - все это отражение осуществление политическими субъектами своих функций* Реализация политическими субъектами функций распределения и перераспределения средств власти не только признается и поощряется политическим режимом, властными структурами, но и осуждается как не легитимные. Естественно, политический процесс охватывает и не легитимные действия политических субъектов, несистемные для общества форе мы политической активности населения: заговоры, террор, саботаж деятельность нелегальных политических партий и тому подобное, что отражал ют политический протест.
Структура политического процесса включает: систему политических властных отношений и политической деятельности социальных общностей слоев и индивидов. Политическая деятельность - совокупность политики них действий социальных общностей, социальных слоев - классов, политических партий и движений, и индивидов, направленная на реализацию их политических интересов, прежде всего, завоевание и удержание власти. В отличие от других форм деятельности, политическая деятельность - прагматическая и тесно связана с реально существующим общественно-политическим строем и не носит прогностические, теоретико-конструктивные функции. Если же основная цель политической деятельности - реализация политических интересов, и неправомерно в демократическом обществе концентрировать политическую деятельность лишь на решении классовых или общественных противоречий. Там же, где возникают политические интересы, которые могут проявиться только у одного индивида, а не у миллионов, там и возникает политическая деятельность. Политическая деятельность и сосредотачивается на реализации интересов власти с полным учетом наиболее широкого спектра плюралистических интересов. Естественно, политика осуществляется людьми, уровень активности которых значительно зависит от знания механизма ее регуляции: закономерностей, специфической цели, интересов и институциональных образовательных норм, средств реализации политической цели. Движителем общественной деятельности выступает политическое сознание, которое формируется посредством институтов политической системы, политических и правовых норм, традиций, политической культуры. Конечно же, факторами политической деятельности, определяющей ее цели, содержания и размаха, выступают политические интересы и правовые нормы.
Компонентами структуры политического процесса являются: формирование цели и задач политических структур, политических институтов (политическая система общества, ее элементы - государство, политические партии и политические движения и др.); конституирование и создание политических институтов, разработка, принятие и реализация решений и нормативных актов управления; поддержка населением государства функционирования политических институтов, организаций и властных структур; контроль за функционированием политических институтов и властных структур и направления их развития. Политические процессы, слишком разнообразные политические процессы, подразделяются по природе на созидательные и разрушительные, сиюминутные, по уровню организации общества - глобальные, региональные, местные; по формам протекания-явные (открытые), скрытые; по динамике прохождения - бурные, спокойные, замедленные; по характеру направленности и среды - прогрессивные, регрессивные, внутриполитические, внешнеполитические, эволюционные, непрерывные и др., общие и частичные. Все политические процессы имеют свои особенности: постепенность, медленность. Политические силы и отдельные политические деятели иногда стремятся ускорить политические события и др. Правда, такие попытки ускорения политического процесса ведут к отрыву от реальности, к субъективизму, волюнтаризму и т.д. Итак, политический процесс обусловливается объективными законами развития общества.
Механизмом, обеспечивающим жизнедеятельность общества является Деятельность, направленность которой непрерывно возрастает и усложняется. Сама деятельность является основой установления связей и отношений между обществом, нациями, народами, социальными спільностями, индивидами. Энергичная деятельность вызывает активное начало в структуре отношений. Целенаправленные отношения вносят в социальную среду упорядоченность, обеспечивают самоорганизацию и эволюционные изменения в направлении создания новых форм жизнедеятельности. Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизаций политической свободы за достижения политической цели. Политический интерес - один из рычагов политической деятельности, а политическая воля - способность субъекта политики к напряженности и направления своих политических возможностей на достижение политической цели.
Политическая деятельность влияет на политические и через них - на все общественные отношения. В политической сфере политическая деятельность сосредотачивается на ряде объектов: одни из которых являются организационными факторами общественно-политической жизни; другие - процессами политического развития. Организационными факторами общественно-политической жизни выступают: создание государственных органов путем их избрания, создание массовых организаций вследствие волеизъявления граждан, которые объединяются в общественные организации, выработки политико-правовых норм путем урегулирования процесса подготовки и принятия законов, непосредственного отображения свободы граждан (референдум, съезды, собрания и др.), организация системы управления основными сферами государственной и общественной жизни, определение принципов организационных структур, полномочий и взаимоотношений и связей звеньев управления. Процессами политического развития выступают: укрепление социальных основ развития общества; развитие национальных отношений, учета интересов национальных групп и меньшинств; привлечение граждан в управлении государственными и общественными делами; формирование доверия и поддержки политических курсов политических партий, политических институтов; воспитание политического сознания граждан; укрепление власти политических институтов; обеспечение соблюдения законности и других демократических норм, осуществлению внешней, международной политики.
В условиях рационализации упорядоченности общества широкие массы, которые ранее выступали объектом политики, становятся ее субъектом, имеют возможность непосредственно (через систему выборов) влиять на политические события и явления, в том числе принятия политических решений и, следовательно, двигать политический процесс. И возникает проблема: имеющиеся противоречия между достаточно значительным влиянием масс на политический процесс - с одной стороны, и низким уровнем их общей и особенно политической культуры, - с другой. Возникает угроза разрушения самой демократической политической системы и формирования утверждение диктатуры, тирании. Это создает уникальные возможности манипулирования сознанием масс, пропаганды и популизма, осуществление изменений с помощью насилия, слепого повиновения власть имущим и т.д.
Политическая деятельность приводит в действие рычаги, которые определяют прогресс каждой сферы и успех всех видов жизнедеятельности общества. Вот почему любая человеческая деятельность, а тем более политика, должна быть целенаправленной. Цель, близкая, и дальняя, всегда требует серьезных усилий политических партий, государства, определения их приоритетов для эффективной реализации ее. Жизнь показывает, что игнорирование или пренебрежение определение цели и средств ЕЕ реализации вызывает кризисные явления, инертность и пассивность людей в политической жизни.
В структурных и функциональных связях воспроизводится политическая жизнь. Политические системы общества. Политическая система во всей полноте предстает лишь после завершения цикла самовоспроизводства. Такие циклы естественно связаны с некоторыми изменениями. Появление новых явлений и элементов в политической системе не являются идентичными ее предыдущем этапе. Происходит непрерывное накопление нового, что и приводит к качественному состоянию, а, следовательно, к возникновению и формированию новой или усовершенствованной политической системы общества. Политические изменения - это рождение нового в структурных и функциональных особенностях политических явлений, что обеспечивает самовоспроизводство и обновления общественно-политического организма. Глубинные политические изменения становятся фактом только после нескольких или даже многих циклов самовоспроизводства политической системы.
Важное значение для политической деятельности имеет широкая и достоверная информированность. В политической информации сведения о развитии социальной структуры общества, о нации и отношения между ними, об организации власти и функционирования политической системы и ее звеньев, об управлении, о развитии демократии, уровень политического сознания и политической культуры и др. Социально-политическая деятельность тесно связана с формированием политики и средств ее осуществления, с функционированием власти. Но главное человек является первичным и единственным субъектом политической деятельности. Социальные общности - народ, классы, нации, другие большие и малые политические группы - все это совокупность отдельных индивидов с соответствующими интересами, целью и т.д. Поэтому-то в демократическом обществе - лицо является только субъект политической деятельности. Однако легитимные формы политической активности населения, формы политического протеста и другие формы политического поведения социальных общностей, социальных слоев и индивидов объединяются одной и той же потребностью: властью влиять на политические решения, принимаемые государством. Вот почему основной, главной проблемой политического процесса выступает принятие и реализация политических решений, которые интегрируют различные интересы социальных общностей, слоев, групп и индивидов, в соответствующей им сложной системе загальноколективної цели, что отражается в политической воле общества.
Формирование политической воли общества происходит как бы на пересечении этих действий официальных органов и властных структур, влияния групп интересов, а также механизмов общественности (профсоюзов, средств массовой информации и др.). Но центральную роль здесь играют высшие институты государственной власти. Потому что главным механизмом формирования, принятия и реализации политических решений и выступают высшие институты государственной власти. От их деятельности зависит степень централизации власти, распределение полномочий между социальными спільностями, слоями, группами интересов, участвующих в формировании интересов политического развития. Продолжительность и мобильность высших институтов государственной власти в политическом процессе даст им возможность и способность поддерживать, даже насаждать те нормы и интересы, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями народа и противоречат политическому мышлению граждан. Тональность взаимоотношений политических субъектов - социальных общностей, социальных слоев и индивидов, ритмы и темпы политических изменений определяют и характер деятельности высших институтов государственной власти.
Деятельность институтов и властных структур задает и характерные для общества циклы политического процесса. Ведь ведущими политическими институтами власти производятся и реализуются общегосударственные общественные решения. В демократических государствах формируется и функционирует, активизируется деятельность социальных общностей и индивидов в процессе избирательных кампаний. На период выборов в высших законодательных и исполнительных органов государственной власти нужен пик политической активности населения. И затихает политическая жизнь, по обычаю, в периоды отъезда законодателей в летние отпуска («парламентские каникулы») и др. В государствах с тоталитарным режимом циклы политического процесса задаются деятельностью партий, которые управляют политикой. Так, в прошлом в Украине очередные съезды компартии Украины задавали ритм всех изменений во внутренней политике, определяя очередные исторические задачи, рубежи пятилетних планов и т.д. Опыт афро-азиатских государств показывает, что циклы политического процесса определяются изменениями всех бывших властных институтов и структур, которые осуществляются в результате военных переворотов, происходящих в ряде афро-азиатских странах и определяли темп и характер политических змей. Крупные структурные кавычки, открывающие внутреннее устройство таи природу политического процесса, дают возможность выделить в процессе! формирование политических решений своеобразный центр всех политических изменений. Так, этап представления политических интересов групп и граждан властным институтам и структурам, которые принимают политические решения, и является важной лапкой политического процесса. Содержание политического процесса характеризует деятельность различных ассоциаций, различные формы политического участия! социальных общностей и индивидов, которые формулируют свои требования, соответственно) отвечает их реальным или мнимым интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу реализации политических решений, а также осуществления и агрегацию интересов, должен делать более однородными множество отдельных требований, предъявляемых к правительственных структур, систем, отражающих коллективную цель политической системы.
Этап создания и принятия политических решений - важное звено политического процесса.
Социально-политические изменения, динамика политической жизни не линейные процессы, ибо любой общественный процесс имеет скрытую пелшійпість, а человеческая история как целостный процесс саморазвития тоже имеет нелинейный характер. Пример тому - история Украины с ее неожиданными поворотами, падениями и взлетами. Современные социальные процессы и явления тоже не объясняются формационной, социально-политической и экономической теорией. Прогресс мирового сообщества не укладывается в схему развития и изменения социально-екопомічних и политических систем, не способен отразить всю сложность реального мира. Политическое развитие это переход из одного политического этапа к другому, качественно более совершенного па основе роста и изменения политической культуры овладение совершенными формами политической деятельности. Этапы реализации политических решений, характеризующих сложное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных средств, регламентации и регулирования политического поведения населения, осуществление контроля за деятельностью политических элит, подведение итогов и корректировка политического курса - важная лапка политического процесса. Характер самого политического процесса проявляется и в выработке и реализации избранных правящим режимом цели общественного развития. В политическом процессе выделяют три режима. Во-первых, режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки взаимоотношений граждан и институтов власти. В таком случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь до простого воспроизводства рутинных, ежедневных отношений между гражданином и государством, отношений между политической, управленческой элитой и кругом лиц, которые обладают правом голоса па выборах в органы государственной власти. Решение и настроение лиц, которые принимают участие в выборах, определяют также и сам состав избирательных органов власти, влияющие па политику государства, позиции политических партий. Бесспорным приоритетом перед любыми инновациями и подвиганием в реализации функции основными политическими субъектами здесь владеют традиции и преемственность в развитии политических связей.
Во-вторых, режим политического процесса - режим развития. Здесь на новый уровень движения, что позволяет тождественно ответить на вызовы, выводят политику, структуры и механизмы власти. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие изменениям, которые происходят в социальной структуре и соотношению, что меняют политические силы внутри страны и па международной арене, интенсивным взаимодействием микро - и макрофакторов власти. Соревнованием разнообразных течений и тенденций, которые ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений, сопровождается и политическое развитие. Развитие политического процесса, отмечал американский социолог Толкотт ІІарсопс, отражает не что иное, как нарастание сложностей и структурированности его содержания, что ведет к превышению приспособленности властных структур к внешним социальным условиям, в-третьих, режим упадка, распада политической целостности или, по меткому выражению социолога Петра Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В отношении к нормам и условиям целостного существования политической системы, направления динамики политического процесса имеет негативный характер. Здесь под интеграцией преобладают обратные и цептробіжпі тенденции, незворотпий характер имеют дробления политических субъектов и распад режима правления. Предпринятые режимом меры теряют управленческую способность, а сам режим - законность. Распад режима по характеру политического процесса можно проиллюстрировать па судьбы всех социалистических стран Европы и Азии, где правящие круги так и не смогли отыскать тождественных мер, чтобы отреагировать па социально-экономические и духовные запросы.
1. | Политология / Кремень |
2. | ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ НАУКА О ПОЛИТИКЕ? |
3. | 1. Политика - социальное явление |
4. | 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ Что такое наука о политике? |
5. | МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ |
6. | СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Политические идеи Древнего мира |
7. | 2. Политические учения в средневековье |
8. | Политические идеи Фомы Аквинского |
9. | 3. Проблемы теории политики в эпоху возрождения |
10. | 4. Политические учения в XVI-XVII вв. |
11. | 5. Развитие политической мысли XVIII в. |
12. | 6. Политическая мысль в европе конец XVIII - XIX вв. |
13. | Политические идеи в России |
14. | 7. Современные политические учения запада |
15. | Формирование политической мысли в Украине |
16. | Идеи ограниченной монархии |
17. | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. |
18. | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ |
19. | Иван Франко |
20. | 3. Социально-политические учения о национально-культурное возрождение и государственность |
21. | РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 1. Понятие и структура власти. |
22. | СУБЪЕКТ ВЛАСТИ |
23. | 2. СРЕДСТВА, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ |
24. | ТИП ВЛАСТИ |
25. | Государственная власть |
26. | Экономическая власть |
27. | ВИДЫ ВЛАСТИ |
28. | Политическая легитимность |
29. | ФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ |
30. | Функции политической системы, механизм |
31. | ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
32. | 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УКРАИНЫ |
33. | Формирование государственности Украины |
34. | ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
|
35. | ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА |
36. | 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ПОЛИТИКЕ |
37. | 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ |
38. | ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА 1. Лицо в политике |
39. | ОТНОШЕНИЕ. |
40. | 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ |
41. | КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: Позитивные и негативные права |
42. | |
43. | ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. Политические теории социальная стратификация |
44. | 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА |
45. | ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Политические партии: сущность и роль в обществе |
46. | 2. Современные партийные системы и их сущность |
47. | 3. Суть и тенденции развития политических движений |
48. | ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Суть и роль политического лидерства в обществе |
49. | ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
50. | 1. Политическое сознание: понятие, структура, функции |
51. | МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВІДОМІСТЬ.ТИПИ |
52. | 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
53. | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
54. | ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ |
55. | 2. Политика и мораль как система |
56. | Профессиональный политик |
57. | ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ 1. Природа и сущность современных политических концепций |
58. | 2. Основные идеологические течения современности |
59. | Консервативность |
60. |
Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса
Лекция 7. Политический процесс
Вопросы лекции:
1. Понятие и виды политического процесса.
2. Политическое изменение и политическое развитие.
3. Теории политической модернизации.
1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Основные виды политических процессов:
а) формирование органов политической системы;
б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:
в) принятие и исполнение политических решений.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.
Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:
а) восстание;
Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.
Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.
Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.
Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.
С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.
В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.
По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:
а) технократический;
б) идеократический;
в) харизматический.
Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.
Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.
Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.
Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.
Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.
Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.
1. Понятие, структура, режимы существования политического процесса.
2. Стадии политического процесса.
3. Классификация политических процессов.
4. СМИ в политических процессах.
1.Понятие, структура, режимы существования политического процесса.
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется, прежде всего, силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.
Политический процесс отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.
Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.
Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс - это последовательная смена состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти.
Структура политического процесса
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
Субъекта, носителя власти;
Объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
Средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.
Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.
Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.
Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.
Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).
Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.
Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.
Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.
Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).
Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.
Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.
Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.
По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.
Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.
- Каковы причины появления викингов на территории европы
- Бессмертие человека – это не фантастика!
- Биография полководца - тамерланда
- Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
- Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
- Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
- Заговоры Натальи Степановой на любовь: варианты проведения обрядов и возможные последствия