Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Готовим вкусные домашние пряники!
  • Гусь в мультиварке кусочками
  • Гусь в мультиварке редмонд
  • Огурцы по-корейски на зиму с приправой для корейской моркови
  • Бутерброды с красной рыбой и сливочным сыром
  • Самый быстрый рецепт с сухими дрожжами
  • Презентация на тему бакунин михаил александрович. Доклад: Михаил Александрович Бакунин. Участие в московском философском кружке Станкевича

    Презентация на тему бакунин михаил александрович. Доклад: Михаил Александрович Бакунин. Участие в московском философском кружке Станкевича

    Подобные документы

      Философские, социологические и политические взгляды одного из основоположников русского анархизма М.А. Бакунина. Специфические особенности крестьянства как движущей силы революции. Цель революции - в полном уничтожении государства во всех его формах.

      статья, добавлен 23.10.2018

      Определение и анализ социального значения анархизма, как демократической и актуальной в современном мире теории. Исследование и характеристика основ трактовки науки Бакуниным, как средства господства привилегированного и образованного меньшинства.

      статья, добавлен 15.03.2019

      Определение общественного идеала и его устремленности в учении теоретика анархиста П.А. Кропоткина. Развитие идеала на основании определенной теории этики, которая цементирует общество будущего. Революционное отношение к нравственности Кропоткина.

      статья, добавлен 31.05.2013

      П.А. Кропоткин как великий русский анархист, продолжатель идей и деятельности М.А. Бакунина, краткий очерк его жизни и источники анархистских идей. Анархия по Кропоткину как высшая степень возможной культурности, его взгляды на свободу и религию.

      доклад, добавлен 26.05.2009

      Сведение русской философии к просвещенческой парадигме. Определение характерных черт русской философии. Основные школы и направления русской философии. Формирование западничества и славянофильства. Определение базовых принципов философии анархизма.

      реферат, добавлен 13.02.2016

      Соотношение русской религиозной идеи и русского государства как отечественной философской проблематики. Характеристика славянофильства и западничества. Развитие русского социализма, нигилизма, народничества и анархизма. Марксизм, коммунизм и революция.

      реферат, добавлен 31.10.2016

      Основные направления и круг проблем русской философия XIX в. Основные идеи славянофильства. Материалистические воззрения Герцена. Учение Чернышевского о возможностях крестьянского социализма. Основные положения философии Всеединства, русский космизм.

      контрольная работа, добавлен 11.01.2011

      Историко-сравнительный анализ основной проблемы свободы в творчестве двух ярких самобытных мыслителей – М.А. Бакунина и Н.А. Бердяева. Решение проблемы с помощью социальной революции, через социальное переустройство общества свободного человека.

      статья, добавлен 22.10.2018

      Теократическая доктрина Августина Блаженного. Политико-правовое учение Спинозы. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения. Ступени познания истины. Анархическая теория М.А. Бакунина. Взгляды Спинозы на государство.

      курсовая работа, добавлен 08.12.2013

      Место философии Ф. Ницше в европейской философской мысли конца XIX века. Основные постулаты аристократического анархизма. Идея "сверхчеловека" – попытка создания культурно-нравственного идеала совершенного индивида в перспективе реального будущего.

    Слайд 1

    Бакунин М.А

    Слайд 2

    Ранние годы

    Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой)[Прим. 1]. Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей. Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища - генерала И. О. Сухозанета[Прим. 2]. Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

    Слайд 3

    Начало революционной деятельности

    В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими, о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом. В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну[Прим. 4]. С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

    Слайд 4

    Пражское восстание

    В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам, направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик» В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз заменённую пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и в Шлиссельбургской крепости. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

    В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь. Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске, где он женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского - 18-летней Антонине Квятковской. Сохранился дом в котором жил М. А. Бакунин. Томск. Улица Бакунина, 14 В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск. Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола»

    Слайд 7

    Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», - сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.

    – рус. мелкобурж. революционер, один из основоположников и идеологов анархизма, боровшийся с марксизмом в 1-м Интернационале; оказал влияние на народничество; в философии – идеалист. Происходил из дворян. В 1833 окончил Петербургское арт. уч-ще, был произведен в офицеры, но вскоре подал в отставку и с 1835 жил в Москве; входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок). Увлекался нем. философией, особенно гегелевской, толкуя в консервативном духе ее тезис "все действительное – разумно" ("Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика", в журн. "Московский наблюдатель", 1838, ч. 16, с. 5–21; "О философии". Статья 1, в журн. "Отечественные записки", 1840, т. 9, No 4). Уехав в 1840 в Германию, Б. слушал в Берлинском университете лекции Вердера по логике и Шеллинга по "философии откровения". Предреволюционная обстановка Германии и сближение с левогегельянцами (см. Гегельянство) способствовали повороту Б. в сторону революционной демократии. Статья Б. "Реакция в Германии" ("Reaktion in Deutschland", в журн. "Dtsch. Jahrb. Wiss. und Kunst", 1842, No247–51, псевд. Jules Elysar) привлекла внимание нем. полиции, и Б. был вынужден уехать в Швейцарию. В Цюрихе он познакомился с Вейтлингом. Б. заинтересовался коммунистическим движением, признавая нар. массы "творческой почвой, из которой и проистекают все великие деяния, все освободительные революции..." [ст. "Коммунизм" ("Kommunismus"), в журн. "Der Schweizerische Republikaner", 1843, No No 44, 45, 47]. Ввиду отказа Б. вернуться в Россию, Сенат в окт. 1844 заочно приговорил его к лишению всех прав. В 1844 Б. переехал в Париж, где сблизился с основоположником франц. анархизма Прудоном. Тогда же Б. познакомился с Марксом и Энгельсом. Б. принял активное участие в революциях 1848–1849. Обращая в это время осн. внимание на революц. движение слав. народов, Б. утверждал возможность некапиталистич. пути их развития благодаря обеспечению граждан земельными наделами, находящимися во владении всего народа, и созданию всеслав. федерации ("Statuten der neuen slawischen Politik", в журн. "Jahrb. slavisch. Lit., Kunst und Wiss.", 1848, No 49). Эта цель должна быть достигнута революцией (брош. "Воззвание русского патриота к славянским народам" – "Aufruf an die Slaven. Von einem russischen Patrioten Michael Bakunin", Koethen, , 1848), осн. движущие силы к-рой – крестьянство и разночинная интеллигенция. Отмечая демократич. характер выступлений Б. в 40-х гг., Энгельс в то же время критиковал панславистские иллюзии Б. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 289–306). За участие в Дрезденском восстании (май 1849) Б. был приговорен к смертной казни, замененной пожизн. заключением, и передан пр-вом Австрии в руки рус. пр-ва (1851). В заключении и ссылке Б. находился до 1861, когда из Сибири он бежал за границу и обосновался в Лондоне, где сотрудничал в "Колоколе" Герцена и Огарева. В брош. "Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель?" (Лондон, 1862) Б. "обещает присоединиться к Александру II, если тот согласится сделаться " ц а р е м м у ж и к о в " " (Плеханов Г. В., Соч., т. 4, 1925, с. 208). Волнения в Польше накануне восстания 1863–64 возродили веру Б. в возможность немедленного всеслав. бунта, но поражение восстания разочаровало его в этом. В 1864 Б. уехал в Италию, где организовал анархич. союз мелкобурж. интеллигенции – "Братство", позже (1867) примкнул в Женеве к бурж. Лиге мира и свободы. Но вскоре Б. разошелся с лидерами лиги, организовал "Международный альянс социалистической демократии", вступил в 1-й Интернационал (июль 1868) и начал там свою фракц. деятельность. В борьбе между Б. и Марксом в Интернационале проявилась непримиримость мелкобурж. анархистского и пролетарского мировоззрений. Выступая против к.-л. использования гос. власти рабочим классом, против марксовой идеи диктатуры пролетариата, не понимая историч. роли рабочего класса, Б. отрицал необходимость самостоятельной пролетарской партии, проповедовал "полное воздержание от всякой политики" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Осн. революц силу Б. видел в крестьянстве и люмпенпролетариате; он воспевал стихийность их разрушит. порывов. Своей авантюристич. тактикой Б. сыграл отрицат. роль в Лионском восстании 1870, издав, по словам Маркса, "самые нелепые декреты об уничтожении государства и тому подобной чепухе" (там же, с. 250). В связи с неудачей в Лионе Б. скептически отнесся к Парижской Коммуне (1871). Все его усилия были направлены теперь на захват руководства в Интернационале. В янв. 1871 Генеральный совет 1-го Интернационала разослал секциям написанное Марксом "Конфиденциальное сообщение", указывающее на опасность бакунизма, а в 1872 Гаагский конгресс исключил Б. из Интернационала. В эти годы Б. написал соч. "Кнутогерманская империя и социальная революция" ("L´Empire knouto-germanique et la r?volution sociale", livr. 1–2, Gen?ve, 1871), a затем теоретич. работу "Государственность и анархия" (1873). Маркс, подвергший эту книгу Б. резкой критике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 145–200), опроверг бакунинские идеи немедленного взрыва гос-ва и объявления всеобщего равенства, положения о классовой нивелировке и отмене права наследования как сущности социальной революции (см. тамже, т. 13, ч. 1, 1936, с. 295–96; т. 15, с. 186–88, 192–93). Б. пытался создать анархич. учение об обществе, опираясь на прудонистский проект уничтожения гос-ва и замены его договорными отношениями. "У Бакунина, – писал Энгельс, – своеобразная теория – смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а г о с у д а р с т в о " (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). История, по Б., – эволюц. процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени развития являются религия и гос-во. Человек отличается от животного только мышлением, а оно вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество – строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением Штирнера. Причисляя себя в 60–70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта ("Федерализм, Социализм и Антитеологизм", в кн.: Избр. соч., т. 1, Л., 1915, с. 125–27). Называя себя сторонником материалистич. понимания истории, Б. извращал марксизм в духе "экономического материализма" (см. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 60–61). Анархич. программа Б. нашла отклик в непролетарских массах, а также среди отсталых слоев пролетариата и распространилась в капиталистически слаборазвитых странах – России, Италии, Испании, гос-вах Лат. Америки. В России идеи Б. оказали сильное влияние на народничество 60–70-х гг. – на заговорщич. организацию Нечаева (1869–70), на Кропоткина, а также на рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу большевики во главе с Лениным. Л. Волкова. Москва. Первые шаги социалистич. движения в Италии и Испании прошли под непосредств. влиянием бакунинского "Альянса" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 368). Распространению идей Б. в Испании способствовал итал. революционер Дж. Фанелли (1826–77), прибывший в Испанию в 1868, а затем его ученик А. Лоренсо (1841–1915), автор книг "Воинствующий пролетариат" ("El proletariado militante") и "К эмансипации" ("Hacia la emancipacion"). Идеи Б. питали анархо-синдикалистские и анархистские организации в Испании 20 в., напр. созданную в 1927 "Федерацию анархистов Иберии". Бакунистской линии в исп. рабочем движении противостояла марксистская, проводимая Лафаргом (он вел работу в Мадриде под именем Пабло Фарга), воспитавшим целую плеяду испанских марксистов, а затем с момента своей организации (1920) – исп. компартией. Маркс, Энгельс и Ленин в своих трудах вскрыли сущность бакунизма и подвергли его сокрушительной критике. Р. Мартинес. Москва. Соч.: Полное собр. соч., т. 1–2, [СПБ, 1907]; Избр. соч. [в 4 тт. ], т. 1, Лондон, 1915; Избр. соч., т. 1–5, П., 1919–21; Собр. соч. и писем, т. 1–4, М., 1934–35; Письма к А. И. Герцену и Н. П. Огареву, СПБ, 1906; Oeuvres. t. 1–6, P., 1895–1913; Correspondance de Michel Bakounine. Lettres ? Herzen et ? Ogareff (1860–1874), P., 1896; Gesammelte Werke, Bd 1–3, В., 1921–24; Obras completas, v. 1–5, Buenos Ayres, 1924–29. Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабочих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, М., 1936; Маркс К. "Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; Mаркс К., Политический индифферентизм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Об авторитете, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Энгельс Ф., Избранные письма, [М.], 1953 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 401, 413, 447; Плеханов Г. В., Ваши разногласия, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, 2 изд., М., 1925; его же, О социальной демократии в России, там же, т. 9, М., 1925; его же, Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 16, М.–Л., 1928; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, [пер. с нем.], М., 1957; Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9–11, М.. 1956–57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Герцен и его письма "К старому товарищу", в кн.: Литературное наследство, т. 61, М., 1953; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1–3, М.–П., 1923–33; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873–78 гг., 2 изд., Л., 1925; Корнилов?. ?., Молодые годы Михаила Бакунина, M., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.–М., 1925; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М.–Л., 1925; его же, Бакунин-якобинец, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1926, No 18; Стеклов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814–1876, т. 1–4, М., 1926–27; Козьмин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60–70-е годы XIX века, М., 1958; Абрамович О., Борьба Маркса и Энгельса с анархизмом – бакунизмом "Проблемы экономики", 1941, No l; Боровой?., Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Косичев А. Д., К характеристике борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса против бакунизма, "Уч. зап. МГУ", 1954, вып. 169; Мильграм?. ?., Борьба Энгельса с бакунистами, в кн.: Военно-политическая ордена Ленина академия Кр. Армии..., Труды..., сб. V, М., 1941; Эрколи М., Марксизм и бакунизм, "Коммунистический интернационал", 1934, No 29; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, "Уч. зап. ЛГУ", 1952, No 158. Сер. филолог. наук, вып. 17; Ибаньес Э., Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма Бакунина, Киев, 1953 (Автореф. дисс.); Блок?. ?., Михаил Александрович Бакунин, Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Мороз И. ?., Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом социологических взглядов М. А. Бакунина, "Науч. зап. Днепропетр. ун-та", 1956, с. 56, вып. 4; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, пер. с нем., М., 1959, гл. 6, 7; Venturi F., Il populismo russo, v. 1–2, , 1952; Berti G., Per una giusta storia del populismo russo, "Rinascita", Roma, v. 53, p. 299–306, 434–39, Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1–2, 2 ed., L.–N. Y., 1955; Lequien E., Bakounine et le marxisme, "Rev. d´histoire ?conomique et sociale", P., 1954, v. 32, No 4, p. 389–412; Cole G. D. H., The dawn of Socialism in Russia – Belinsky, Herzen and Chernyshevsky, в его кн.: Socialist thought. Marxism and anarchism. 1850–1890, L., 1954; eго жe, Bakunin, там же; его же, Anarchists and anarchist-communists. Kropotkin, там же; Romano ?., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, , 1954; Galli G., Bakunin, le classi il partito, "Critica sociale", Milano, 1955, No 22, 20 nov., p. 329–31; Вi1lig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bielinski, Bakunin), В., 1930; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814–1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957. Л. Волкова. Москва.

    русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с к-рыми человек осуществляет трудовую деятельность. В подчинении естественным законам - единственное ограничение свободы человека, к-рая, как и воля, ничему больше не подчиняется. Цель и критерий прогресса, по Б., - постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе. Об-во Б. рассматривал как "соц. тело", обладающее определенной "структурой" (классы), также развивающееся в соответствии с естественными законами. Социология - наука о законах, "управляющих развитием человеческого об-ва", в ней Б. видел венец позитивной философии, в к-рую включена "вся наука о человечестве и мире" - антропология, психология, логика, мораль, соц. экономика, политика, эстетика, теология и метафизика. Об-ву как высшей ступени развития мира Б. противопоставляет гос-во, созданное, как он считает, богатым меньшинством для господства над большинством. Любое гос-во обрекает это большинство на нищету и угнетение, выступает как сила для завоевания др. народов; более того, всякая власть опасна, развращая как подчиненных, так и правителей. Поэтому центральной теоретич. проблемой социологии (и центральной проблемой практики революционной борьбы), утверждает он, является проблема уничтожения гос-ва как силы, подавляющей свободу личности. Возможность уничтожить основные препятствия на пути свободы - гос-во и религию, освящающую власть, - Б. видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться: разум преодолеет религию, а бунт разрушит гос-во. Лит.: Философия. Социология. Политика. М., 1989. А.И.Черных

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    БАКУНИН Михаил Александрович

    1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.

    Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

    «График работы» - Обеспечить каждую работу ресурсами. 6. Актуализация информации. Отраслевая система управления проектами. Поставка оборудования. Модуль управления рисками. Модуль оценки стоимости. Обеспечить каждую работу МТР. Согласование недельно-суточных графиков. Определить структуру объекта. ERP. Оперативка.

    «Программа энергосбережения» - Статистика энергопотребления. Используйте ударное проветривание, широко раскрывая окна на непродолжительное время. Уплотнив окна и двери, Вы сможете повысить температуру в помещении на 1-2 градуса! Тэс. Максимальное количество электроэнергии вырабатывается в Зарубежной Европе. Гэс. В энергетическом балансе мира преобладает выработка электроэнергии на ГЭС.

    «Оценка программ» - Задачи программы. Книга «Оценка программ: методология и практика». Миссия программы. 2. Миссия Сети: развивать оценку программ в СНГ как полноценную профессию. Цель программы. Совершенствование и продвижение принципов оценки программ. Общие вопросы методологии оценки программ. Новая книга «Оценка программ: методология и практика».

    «Экономическая теория» - Теория общественного выбора. Поиск сообщников (рентополучателей) и лоббирование проекта. Административные барьеры в экономике. Необходимый элемент управления. Теории бюрократии. Неоинституциональная экономическая теория. Схема разрушения административного барьера. Индекс восприятия коррупции. Бюрократическая рента - незаконно полученный доход гос.

    «Экономика общественного сектора» - Факультет мировой экономики и управления кафедра экономической теории. Система финансирования образования в России. Распределение налогового бремени. Что такое социальные риски? Перечень экзаменационных вопросов. Теория бюрократии. Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике.

    «Процессы управления проектами» - Примеры проектов: Строительство, Бизнес реинжиниринг, Разработка программ, Инновации, Реконструкция. Процессы управления. Организационные структуры. Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Процессы анализа. К таким средствам можно отнести контракты и организацию работ. Основные процессы планирования.

    Всего в теме 13 презентаций