Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Каковы причины появления викингов на территории европы
  • Бессмертие человека – это не фантастика!
  • Биография полководца - тамерланда
  • Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
  • Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
  • Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
  • Работа по самообразованию воспитателя средней группы. План самообразования воспитателя доу. Цели и задачи самообразования воспитателя

    Работа по самообразованию воспитателя средней группы. План самообразования воспитателя доу. Цели и задачи самообразования воспитателя

    План самообразования педагога

    Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
    Составила воспитатель: Евдокименко Светлана Николаевна г. Дмитров

    Цель.
    Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

    Задачи.
    - Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
    - Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
    - Использовать полученный опыт в работе с детьми.

    Актуальность.
    Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

    2015-2016 учебный год
    Тема: «Глиняная народная игрушка»

    Работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие со специалистами.

    Сентябрь

    1.Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка». Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
    2.Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры».
    3.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме
    4.Изготовление ширмы для родителей «глиняная народная игрушка».
    5 Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».
    6.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
    7. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

    Октябрь

    1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»
    2.Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
    3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
    4.Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
    5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
    6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
    7.Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка». Номинации: 1.глиняная игрушка 2.сшитая из ткани.
    8.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми»
    9. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек»

    Ноябрь

    1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре», « Филимоновские цветы». Цель: закреплять умение ритмично располагать филимоновский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью.
    2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
    3.Д.и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
    4.Рисование «Сельские красавицы».
    Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.
    5.Изготовление папки –«передвижки» «Филимоновское чудо».
    6.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»
    7.Взаимодействие с логопедом: Проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

    Декабрь

    1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
    2.Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
    3.Рисование «Курочка – Хохлатка».
    Цель: Учить детей расписывать филимоновской росписью курочку. Развивать умение работать самостоятельно.
    Рисование: «На ферме».
    Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.
    4.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
    5.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
    6.Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки» 7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
    8. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

    Январь

    1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
    2.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник». Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
    3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
    4. П.и «Горелки»
    5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
    6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
    7.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
    Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
    8.Практический семинар для воспитателей
    «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
    Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.
    9.Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

    Февраль

    1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
    2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
    3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
    4.Д.и. « Угадай какая роспись»
    5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
    6.Русская народная игра «Городки»
    7.Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»
    8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка»
    9. Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».
    10.Семинар-практикум для педагогов «Дымковская игрушка».

    Март

    1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
    2.Рисование: «Барин», « Наряд барыни», « Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
    3.Лепка Дымковской барыни.
    4.Д.и «Узнай элементы узора»
    5.П.и. «Плетень»
    6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)
    7.Открытое занятие для педагогов «Сказочная Дымковская страна»

    Апрель

    1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
    2.Расписывание Дымковской барыни.
    3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
    4.Рисование: «Козлик»
    Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
    5.Д.и. «Разрезные картинки»
    6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
    7.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» (для родителей).
    8.Консультация для педагогов: « Народное искусство как начало изучения своей страны»
    9. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.

    Май

    1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.
    2.Развлечение «Дымковские забавы»
    3.Анкетирование родителей: «Отзывы и пожелания для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
    4.Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».
    Список изучаемой литературы.
    1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
    2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
    3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
    4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
    5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
    6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
    7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
    8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
    9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
    10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
    11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
    12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
    13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
    14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
    15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
    16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
    17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
    18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
    19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
    20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
    21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
    22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
    23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
    24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
    25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
    26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
    27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
    28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
    29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
    30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
    31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
    32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
    33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
    34. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
    35. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
    36. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
    37. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
    38. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
    39. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
    40. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
    41. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
    42. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
    43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
    44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
    45. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
    46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
    47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
    48. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

    В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

    Необходимость профессионального роста

    Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

    Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

    Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

    Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

    Составление плана самообразования: этапы

    Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

    • обоснование выбора темы;
    • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
    • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
    • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
    • собственные методики;
    • ожидаемый результат работы над темой;
    • выводы и динамическая статистика развития детей;
    • перспективы улучшения работы;
    • итоги самообразования.

    План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

    В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

    • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
    • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
    • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
    • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

    Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

    • Годовое планирование
    • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

    Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

    Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

    Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

    • Амплификационные методы развития дошкольника.
    • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
    • Метод индивидуального подхода в ДО.
    • Методика по формированию ОБЖ.
    • Эмоциональный интеллект дошкольника.
    • Методы по руководству игровой деятельностью.
    • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
    • Творческие способности дошкольников.
    • Подготовка к учебной деятельности.
    • Развитие любознательности.
    • Ознакомление с объектами окружающего мира.
    • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
    • Формирование ЭМП.
    • Развитие общительности.
    • Связная речь.
    • Элементарный анализ литературного произведения.
    • Обучение грамоте.
    • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
    • Основы ЗОЖ в ДОУ.
    • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
    • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
    • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
    • Приемственность детсада и школы.
    • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
    • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
    • РППС детского сада.
    • Парциальные программы ДОУ.
    • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
    • Организация экспериментальной деятельности.
    • Качество и критерии оценки ДО.

    Организация работы по темам

    Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

    Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

    План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

    Цели и направления образования воспитателей ДОУ

    Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.

    Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:

    • осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
    • ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
    • информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
    • изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
    • совершенствование общекультурного уровня; качественное расширение образовательного кругозора педагогов.

    Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:

    • чтение специальной периодической литературы и монографий;
    • работа с библиотечными изданиями;
    • создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
    • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
    • обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.

    Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ

    Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:

    • Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
    • Этап планирования . Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
    • Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
    • Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога.
    • Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы.

    Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.

    Особенности планирования програаммы самообразованию воспитателя ДОУ

    Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.

    • Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.

    Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).

    • Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.

    Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.

    • Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.

    Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.

    Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС

    План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, - это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.

    • освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
    • формированием базисного уровня профессионального мастерства;
    • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

    Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:

    • освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
    • раскрытием творческого таланта;
    • применением учебно-методических знаний на практике.

    Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:

    • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
    • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
    • раскрытие творческих возможностей; исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

    Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

    • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
    • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

    Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.

    Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:

    • Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
    • Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
    • Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
    • Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

    Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:

    • Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
    • Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
    • Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

    Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС

    Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

    1. Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
    2. Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
    3. Воспитание дошкольников с помощью трудовой деятельности.
    4. Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок.
    5. Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
    6. Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
    7. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
    8. Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
    9. Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
    10. Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
    11. Обучение воспитанников ДОУ грамоте. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
    12. Значимость оздоровительной гимнастики после “тихого часа”.
    13. Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
    14. Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
    15. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о космосе.
    16. Развитие коммуникабельности у дошкольников Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
    17. Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр.
    18. Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра.
    19. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
    20. Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
    21. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
    22. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
    23. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
    24. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
    25. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
    26. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
    27. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
    28. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
    29. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
    30. Игра как средство общения дошкольников.
    31. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
    32. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
    33. Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
    34. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 - 3 лет.
    35. Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
    36. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
    37. Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
    38. Обогащение социального опыта дошкольников.
    39. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
    40. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
    41. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
    42. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
    43. Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
    44. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
    45. Правила дорожного движения для дошкольников.
    46. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
    47. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
    48. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
    49. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
    50. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
    51. Развитие коммуникативных способносте старших дошкольников через общение с природой.
    52. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
    53. Развитие мелкой моторики дошкольников.
    54. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
    55. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
    56. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
    57. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
    58. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
    59. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
    60. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
    61. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
    62. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
    63. Речевое развитие дошкольников 46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
    64. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
    65. Роль загадки в развитии дошкольника.
    66. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
    67. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
    68. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание".
    69. Театр - как средство формирования связной речи дошкольников.
    70. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
    71. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
    72. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
    73. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
    74. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
    75. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
    76. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
    77. Формирование основ педагогического мастерства.
    78. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
    79. Формирование речи детей в игровой деятельности.
    80. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
    81. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
    82. Экологическое воспитание детей в детском саду.
    83. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

    Приложение Пример рабочей тетради по самообразованию

    Страница I .

    МДОУ …….

    ……………………

    воспитатель

    стаж работы в должности…….

    Страница II .

    Самообразование.

    • название темы:

    (обоснование темы)

    • цели:
    • задачи:
    • предполагаемый результат:

    страница III .

    Этапы самообразования:

    1. Подбор и изучение методической литературы

    2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

    предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

    страница IV .

    1. Изучение методической литературы

    • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    • Изучение учебной и научно-методической литературы;
    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    • Изучение новых программ и педагогических технологий;
    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    • Повышение общекультурного уровня

    литература по теме самообразования

    время работы с материалами

    источник

    (сайт; издательство,

    год издания)

    результат

    + Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

    Страница V .

    2 .Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

    посещение и участие в городских и окружных мероприятиях

    дата и место проведения

    тип мероприятия

    тема

    отчет

    + фото и отчеты о конференциях, круглых столах, семинарах

    участие в методической работе детского сада

    дата

    тема

    форма участия

    + фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

    Страница VI .

    3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

    • Перспективный план работы по теме самообразования (отражение темы во всех образовательных областях)

    Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?

    Какие формы работы, виды деятельности были использованы? (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)

    Какими пособиями пользовался педагог при работе по данной методической теме? Какие методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.) разработаны самостоятельно? Конспекты, сценарии и фото(занятий, пособий)

    • Анализ выполнения программы (диагностика)

    Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
    Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

    Страница VII .

    4.Представление опыта работы по теме.

    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе
      Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
      Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?

    Литература:

    1. Н.А. Кочкина, А.Н. Чернышева Портфолио в ДОУ - М.: Издательство "Скрипторий 2003" 2008
    2. Г.Б.Голуб, О.В. Чуракова Портфолио в системе педагогической диагностики М., 2005

    Самообразование и для чего оно нужно? Под этим процессом понимают специально организованную, систематическую и самодеятельную педагога, которая направлена на достижение определённых общественно и личностно значимых целей. Для чего же оно нужно и для чего составляется план по тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть - в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.

    Примерный план по самообразованию воспитателя ДОУ

    Темы для самообразования выбираются самим педагогом. Порекомендовать их может также и старший воспитатель. Срок, в рамках которого изучается тема, может быть от года до трёх лет. Выделяют следующие этапы:

    1. Диагностический. Содержание работы: анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы.
    2. Прогностический. Его сущность: определение целей, задач, разработка оптимальной системы и возможных мер, направленных на реше-ние стоящей проблемы, прогнозирование возможных результатов.
    3. Практический. Работа: внедрение и распространение передового педагогического опыта, а так же сис-темы мер, направленных на решение стоящей проблемы, чёткое формирование методкомплекса, отслеживание всего процесса работы, её текущих и промежуточ-ных результатов, корректировка работы.
    4. Обобщающий. Работа: подведение итогов, оформление полученных результатов собственного исследования по выбранной теме, предоставление материалов.
    5. Внедрен-ческий. Сущность этапа: использование приобретенного нового опыта педагогом в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта.

    Формы представления результатов

    По истечении каждого этапа работы педагог оформляет и представляет свои результаты. Формы, в которых он это может сделать, также включены в план по самообразованию воспитателя ДОУ.

    Они могут быть следующими:

    Собеседование с руково-дителем методического объединения или со старшим воспитателем;

    Выступление на заседании методического объединения или на ;

    Открытые занятия;

    Реферат, презентация или индивидуальный творческий проект.

    Стоит отметить, что в начале учебного года, после того как педагоги определились с темами, должен быть составлен общий план самообразования старшего воспитателя ДОУ.

    Оформление плана

    Любая работа должна иметь чёткую структуру, предлагаем вам один из вариантов оформления, как может выглядеть план по самообразованию воспитателя ДОУ. Вначале указывается название работы, например: «Индивидуальный план самообразования на 2014-2015 годы». Далее указывается должность. Стоит отметить, что в оформлении план самообразования воспитателя младшей группы, средней или старшей, принципиально один от другого отличаться не будут. Далее указывается Ф.И.О. педагога, его образование, а также курсы повышения квалификации. Затем следует указать тему по самообразованию, проблемы, над которыми предстоит работать, сроки, а также задачи и цели.

    Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

    Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

    Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

    Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

    Самообразование воспитателя: цели и задачи

    Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

    • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
    • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
    • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

    Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


    Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

    Принципы саморазвития

    Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

      Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

    • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
    • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
    • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

      Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

    Формы работы

    Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

    Программа работы над темой самообразования

    Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

    Выбор темы

    На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

    Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

    Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

    Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

    Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

    Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

    Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

    Специалист Примерная тематика работ Цели
    Музыкальный работник
    • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
    • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
    • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
    • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
    • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
    • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
    • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
    • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
    • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
    • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
    • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
    • Развивать навыки коллективного творчества.
    • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
    Инструктор по физическому воспитанию
    • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
    • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
    • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
    • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
    • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
    Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
    • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
    • Развитие физических способностей детей.
    • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
    Логопед
    • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
    • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
    • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
    • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
    • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
    • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
    • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
    • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
    Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
    • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
    • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
    • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
    • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
    Педагог-дефектолог
    • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
    • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
    • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
    • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
    • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
    • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

    Примеры планов по самообразованию узких специалистов

    При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

    Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

    Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
    Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
    Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
    Сентябрь
    • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
    • Проведение диагностики музыкальных способностей.
    • Изучить литературу:
      • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
      • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
    • Провести диагностику.
    • Консультация для педагогов.
    Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
    Апрель
    • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
    • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
    • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
    • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
    • Доклад для педагогического совещания.
    • Праздник «В гостях у Феи красоты».
    Май
    • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
    • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
    • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
    • Проведение диагностических исследований.
    • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
    • Анализ результатов диагностики.

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

    Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
    Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
    Месяц Форма работы
    с детьми с педагогами с родителями
    • Сентябрь,
    • октябрь,
    • ноябрь.
    Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
    Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
    Январь
    Февраль
    • Весёлые старты.
    • Лыжные гонки.
    Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
    родительские собрания.
    Март
    Апрель
    • Лыжня России.
    • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
    • Нестандартное оборудование, его использование.
    • Мастер-класс.
    Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

    Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
    Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
    Месяц Содержание Ожидаемый результат
    Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
    Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
    • Повышение компетентности.
    • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
    Декабрь.
    Январь
    Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
    • Наличие консультаций и рекомендаций.
    • Наличие практического материала (карточки).
    Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
    Март
    Апрель
    Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
    Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

    Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

    Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
    Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
    Этап Содержание
    Информационно-аналитический Изучение литературы