Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Процедура пункции фолликулов при эко
  • Расшифровка показателей общего анализа мочи у взрослых
  • Виды, причины и способы лечения дерматита на лице
  • Что показывает биохимический анализ крови при онкологии?
  • Экстренная помощь при асфиксии
  • Лечим суставы ударно-волновой терапией Лечение артроза кистей рук ударно волновой терапией
  • Создание штрафных батальонов и рот. Штрафбат, как он есть, а не как показывают. Общая численность штрафных частей, их потери

    Создание штрафных батальонов и рот. Штрафбат, как он есть, а не как показывают. Общая численность штрафных частей, их потери
    Штрафбаты выиграли войну? [Мифы и правда о штрафниках Красной Армии] Дайнес Владимир Оттович

    Потери штрафных батальонов и рот

    В ходе предыдущего повествования уже отмечалось, что штрафные части и подразделения при выполнении боевых задач несли значительные потери. Приведем для иллюстрации примеры из опубликованной литературы и воспоминаний участников войны.

    Войска 57-й армии (командующий генерал-майор Ф.И. Толбухин) с 6 августа 1942 г. в составе Юго-Восточного (с 30 сентября Сталинградского) фронта вели тяжелые оборонительные бои с противником, пытавшимся прорваться к Сталинграду с юга. 9 октября 1-я отдельная штрафная рота, находившаяся в распоряжении командира 15-й гвардейской стрелковой дивизии этой армии в ходе наступления на высоту 146,0 потеряла трех человек: командира взвода лейтенанта Н. Харина, командира отделения сержанта В.С. Федякина, красноармейца Я.Т. Таночка.

    Штрафная штурмовая эскадрилья 8-й воздушной армии под командованием капитана П. Забавских с 1 октября по 31 декабря 1942 г. потеряла трех летчиков. С боевого задания не вернулись старшина И.И. Елисеев и капитан П.И. Гращенко, а сержант И.Я. Ковалев был сбит внезапной атакой Ме-109 при перегоне самолетов в новый район базирования.

    В начале января 1943 г. 57-я армия в составе ударной группировки Донского фронта (командующий генерал-лейтенант, с 15 января генерал-полковник К.К. Рокоссовский) участвовала в окружении, блокировании и разгроме вражеских войск под Сталинградом. В составе армии находились 60-я (бывшая 1-я) и 61-я (бывшая 2-я) отдельные штрафные роты. На южном секторе кольца окружения, где действовали войска 57-й и 64-й армий, противник в первый день удерживал оборону по северо-восточному берегу балки Караватка и по юго-западному берегу р. Червленая. Однако в ночь на 11 января сопротивление врага и здесь было сломлено. В ходе штурмовых атак погибли командиры взводов 60-й отдельной штрафной роты лейтенанты А.Н. Шипунов, П.А. Жук, А.Г. Безуглович, погибли и получили ранения 122 штрафника. Особенно тяжелые бои были с 23 по 30 января, когда потери роты составили 139 человек ранеными и погибшими.

    В ходе сражения на Курской дуге 8-й отдельный штрафной батальон Центрального фронта потерял 143 человека убитыми и 375 ранеными.

    С 28 августа 1943 г. 60-я отдельная штрафная рота под командованием старшего лейтенанта Д. Белима в составе 68-й армии участвовала в Ельнинско-Дорогобужской наступательной операции. Она проводилась войсками Западного фронта в целях разгрома ельнинской группировки противника и развития наступления на Смоленск. Операция вначале развивалась успешно. Однако в последующем наступление Западного фронта из-за возросшего сопротивления противника замедлилось. С 7 сентября по приказу Ставки ВГК войска Западного фронта прекратили наступление. В этот день 60-я отдельная штрафная рота, по сведениям А. Мороза, наступая в районе сел Суглица и Юшково, потеряла 42 человека убитыми (в том числе командир роты Д. Белим) и ранеными.

    С. Глезеров приводит следующие данные о потерях 160-й и 267-й отдельных штрафных рот 67-й армии. 5 октября 1943 г. они перешли в наступление без предварительной артиллерийской подготовки. В результате наступление успеха не имело, а обе роты потеряли 131 человека убитыми и ранеными.

    В начале 1944 г. 5-я армия, которой командовал генерал-лейтенант Н.И. Крылов, в составе Западного фронта вела наступательные бои на богушевском направлении. В боевых действиях участвовала и 128-я (бывшая 60-я) отдельная штрафная рота под командованием старшего лейтенанта А. Королева. Об ожесточенности этих боев свидетельствует тот факт, что только в боях 10 января и с 4 по 10 февраля 128-я отдельная штрафная рота, по данным А. Мороза, потеряла убитыми 89 и ранеными 288 человек.

    А. Бабченко в статье «Мошенник из штрафбата» отмечает, что одна из штрафных рот насчитывала 142 человека. Почти все они погибли 22 февраля 1944 г. «В графе «причина освобождения» командир штрафной роты, лейтенант (по старательному ученическому почерку видно, что еще совсем мальчишка), напротив первой фамилии написал «Убит в бою. Вину искупил кровью», – отмечает Бабченко. – Чтобы не повторяться, напротив остальных фамилий он поставил прочерк. 22 февраля 44-го пережили лишь несколько бойцов сто сорок какой-то штрафной роты. Человек тридцать. Все они погибли через два дня. В следующей атаке» .

    А.В. Беляев: «Потери, насколько мне помнится, были большие. Примерно 50-70 процентов».

    Ю.В. Рубцов в своих исследованиях, ссылаясь на воспоминания участников войны, приводит немало примеров, связанных с потерями штрафных частей. Вот лишь несколько из них:

    Н.Г. Гудошников: «Нашей роты хватало на один-два, редко на три серьезных боя. Практически никто во время наступательных боев более месяца в строю не держался».

    Е.П. Баздырев, командовавший ротой в 9-м отдельном штрафном батальоне, отмечал, что после боя 22 июня 1944 г. из 225 человек погиб 51 и 63 получили ранения.

    Н.П. Шелепугин рассказывал, что при освобождении Белоруссии 357-я отдельная армейская штрафная рота прорывала оборону в полосе наступления стрелковой дивизии, действовавшей на направлении главного удара. Ценой больших потерь рота выполнила задачу, с ходу форсировала р. Сож и захватила небольшой плацдарм. Три дня и три ночи она удерживала клочок земли, отбивая многочисленные атаки противника. В боях за плацдарм рота потеряла убитыми свыше 100 человек и ранеными – около трехсот.

    И.И. Коржик: «К середине марта из 1200 бывших офицеров нас осталось в батальоне сорок восемь человек. Были штрафники смертниками? Я считаю – да! Когда из 1200 человек в батальоне осталось в строю 48 – это мало? А вот еще факт. При одной из атак мы попали под сильный огонь шестиствольных минометов, и часть солдат попыталась отойти и спрятаться в лесу. Они были задержаны заградотрядом и расстреляны. Выжить штрафнику было большим счастьем» .

    И. Пичугин: «О том, как воевали, можно судить хотя бы по одному бою 275-й роты. При прорыве обороны фашистов в районе города Рогачева в Белоруссии в июле 1944 года из 350 «штрафников» осталось в живых лишь 27. Из командного состава – только я, раненый. Меня наградили орденом Красного Знамени» .

    В октябре 1944 г. при захвате плацдарма в междуречье Вислы, Буга и Нарева в отдельной штрафной роте 70-й армии в живых осталось лишь четыре человека: связист, двое рядовых и командир роты лейтенант Г.Г. Высоцкий.

    З.М. Буниятов: «Мне было поручено чрезвычайно опасное дело: преодолеть тройную линию обороны противника и выйти глубоко в тыл. Мы должны были взять заминированный мост длиной 80 метров через реку Пилица, при этом сохранить мост невредимым, так как по нему должна была пройти боевая техника. И мы выполнили эту задачу, но какой ценой! В этом бою из 670 бойцов в живых остались 47. Скольких я похоронил тогда, сколько писем написал их близким! Всех оставшихся в живых наградили боевыми орденами» .

    Г.М. Дубинин: «Пошли цепью, друг от друга шагах в 8-10, тихо, без криков. Немец огня не вел. Сколько прошли – не знаю. Вдруг разрыв мины. Цепь залегла. Стоны, крики подорвавшихся, проклятия в адрес наших саперов, что не все сделали, как надо, снимая мины. А тут немцы начали артобстрел, и, конечно, новые потери. Получилось, назад нельзя – свои убьют, вперед тоже нет возможности… По памяти скажу, после этого дня половину личного состава списали (около 70 человек)» .

    В.Е. Копылов: «Как-то комдив вызвал меня и приказал взять любой ценой деревушку. В атаку поднялись 180 человек. Приказ выполнили, но после боя в батальоне насчитывалось не более 60. И слава Богу, что на этом участке у фашистов не было ни артиллерии, ни минометов. Большинство моих подчиненных отделались ранениями. А для них это значило все» .

    М.Г. Клячко: «Я не знал, сколько личного состава вошло в бой и сколько из него вышло. Бои шли непрерывно. За первой полосой фронта шла вторая. Пока одна восполняет потери, другая продолжает сражение. И так постоянно. Рубеж за рубежом. Я отчетливо помню бои под Брестом. Брали высотки. Так там из роты почти никого не осталось в живых. Я был ранен и контужен. Родители получили извещение о моей гибели» .

    По данным А. Мороза, опубликованным 11 апреля 2007 г. в газете «Красная Звезда», с августа 1942 г. по октябрь 1945 г. через 1, 60, 128-ю отдельные штрафные роты прошли 3348 штрафников. Из них 796 погибли, 1939 получили ранения, 117 были освобождены по истечении установленного приказом срока, а 457 – досрочно, а около 1% штрафников отстали на маршах, дезертировали, попали в плен к противнику и пропали без вести. Всего в роте в разное время служили 62 офицера, из них 16 погибли, 17 получили ранения (трое из раненых позднее были убиты).

    О больших потерях штрафных частей и подразделений пишут и авторы труда «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование». Только в 1944 г. общие потери личного состава (убитые, умершие, раненые и заболевшие) всех штрафных частей составили 170 298 человек постоянного состава и штрафников. Среднемесячные потери постоянного и переменного состава достигали 14 191 человек, или 52% от среднемесячной их численности (27 326 человек). Это было в 3-6 раз больше, чем среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Штрафбаты выиграли войну? [Мифы и правда о штрафниках Красной Армии] автора Дайнес Владимир Оттович

    Организационно-штатная структура штрафных батальонов и рот В публикациях, посвященных штрафным формированиям, содержатся различные данные об организационно-штатной структуре этих частей. Например, И.В. Кузьмичев пишет, что штатная структура отдельного штрафного

    Из книги Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране автора Рубцов Юрий Викторович

    Постоянный состав штрафных частей В Положениях о штрафных батальонах и ротах отмечалось, что в постоянный состав (командиры, военные комиссары, политруки и др.) назначались на должность приказом по войскам фронта и армии из числа волевых и наиболее отличившихся в боях

    Из книги РННА. Враг в советской форме автора Жуков Дмитрий Александрович

    Переменный состав штрафных формирований В приказах и директивах наркома обороны СССР, наркома ВМФ, заместителей наркома обороны, наркомов внутренних дел государственной безопасности было определено, по нашему подсчету, 28 категорий военнослужащих и гражданских лиц,

    Из книги Сталинградская битва. От обороны к наступлению автора Миренков Анатолий Иванович

    Техническое обеспечение штрафных частей В изданной литературе приводятся различные сведения об оснащении штрафных батальонов и рот оружием и боевой техникой. По данным С. Глезерова, штрафники были вооружены лишь легким стрелковым оружием и гранатами, являясь «легкими»

    Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

    Взаимоотношения внутри штрафных частей Уже упоминавшийся нами В.И. Голубев нарисовал леденящую душу картину жизни в штрафной части. «В штрафной батальон я из авиашколы попал, вспоминал он. – Колючей проволоки восемь рядов, только тени за ней проглядывают. Станция

    автора Румянцев-Задунайский Петр

    Дисциплинарная практика в штрафных частях Штрафники, как мы убедились, действовали в основном отважно при выполнении боевых задач. Но были и случаи трусости, малодушия, которые жестоко карались командованием штрафных частей. Об этом вспоминают участники Великой

    Из книги Тайны Второй мировой автора Соколов Борис Вадимович

    Переменный состав штрафных батальонов Офицеры, принадлежавшие к среднему и старшему командному, политическому и начальствующему составу и провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, направлялись в штрафные батальоны на основании решения

    Из книги Великая и Малая Россия. Труды и дни фельдмаршала автора Румянцев-Задунайский Петр

    Переменный состав штрафных рот Эта разновидность штрафных частей комплектовалась как бывшими офицерами, так и бывшими сержантами, ефрейторами, рядовыми. Офицер мог попасть сюда лишь в том случае, если по суду лишался воинского звания, тогда он направлялся в штрафную

    Из книги автора

    ШТАТЫ ШТРАФНЫХ ЧАСТЕЙ Выше уже говорилось, что формирование штрафных частей осуществлялось в соответствии со штатами, утвержденными 28 сентября 1942 г. первым заместителем народного комиссара обороны СССР генералом армии Г.К. Жуковым. Но и до этого задача решалась не

    Из книги автора

    Формирование и обеспечение батальонов. Переподчинение РННА командующему корпусом охранных войск Операция «Граукопф» предполагала создание специального соединения, которое абвер на Восточном фронте мог бы использовать в своих целях - по группам, поротно или

    Из книги автора

    Положение о штрафных батальонах действующей армии I. Общие положения1. Штрафные батальоны имеют целью дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или

    Из книги автора

    Потери мирного населения и общие потери населения Германии во Второй мировой войне Большую трудность представляет собой определение потерь мирного немецкого населения. Например, число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года

    Из книги автора

    Из книги автора

    Ордер П. А. Румянцева командиру батальона секунд-майору Миллеру с инструкцией о создании легких батальонов 18 августа 1761 г.В примечании, что неприятельские легкие войска, подкрепляемы бывая егерями и фрей-батальонами, не допускают наши легкие войска к поискам тем, каковы

    Из книги автора

    Потери гражданского населения и общие потери населения СССР Относительно потерь советского гражданского населения в 1941–1945 годах сколько-нибудь надежная статистика отсутствует. Их можно определить лишь оценочным путем, установив сначала общие безвозвратные потери

    Из книги автора

    Ордер П. А. Румянцева командиру батальона секунд-майору Миллеру с инструкцией о создании легких батальонов 18 августа 1761 г. В примечании, что неприятельские легкие войска, подкрепляемы бывая егерями и фрей-батальонами, не допускают наши легкие войска к поискам тем, каковы

    При этом были неизбежны большие потери в личном составе.

    Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская отдельная штрафная рота 42-й Армии Ленинградского фронта - 25 июля 1942 года , за 3 дня до знаменитого Приказа № 227 , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-ой Ударной Армии , расформированная 6 июня 1945 года .

    • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах , полках , дивизиях , в танковых частях, в авиаэскадрильях . В этом теперь наш главный недостаток».
    • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел . В запасных частях, в учебных центрах, учебных бригадах и полках , в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина все ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчиненных. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
    • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осужденные военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
    • Осужденные попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений . Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
    • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям , куда эти люди прибывают.
    • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
    • 1. Всех военнослужащих , осужденных военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты , лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны .

    Если срок пребывания в штрафной части не определен в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осужденный (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

    Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осужденного в штрафную часть .

    • 2. Отправку в штрафные части осужденных военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей , а в случаях осуждения вне места расположения своей части - на начальников гарнизонов.
    • 3. Для отправки в штрафные части осужденных военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части .

    Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

    • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осужденного в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях .
    • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
      • из АрхВО - на Карельский фронт ,
      • из ДВФ и Забфронта - на Ленинградский фронт ,
      • из УрВО - на Калининский фронт ,
      • из МВО - на Западный и Брянский фронты ,
      • из ПриВО - на Воронежский фронт ,
      • из ЮжУрВО - на Донской фронт ,
    • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
    • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осужденные, не лишенные званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы .
    • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части , производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осужденный прибыл по освобождении из штрафной части .
    Заместитель Народного комиссара обороны СССР армейский комиссар I ранга Е. ЩАДЕНКО

    В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного (офицерского) состава всех родов войск , осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года . В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

    Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

    Отдельная штрафная рота

    Отдельная штрафная рота (штрафрота) - штрафная часть в ранге отдельной роты .

    В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного (сержантского) состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150-200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

    Штрафная авиаэскадрилья

    Однако распространения они не получили. Директивой НКО № 0685, предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

    Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году .

    Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

    В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы.

    В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось . Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент УПК и ИТК , обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание «воры в законе ».

    В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии , лица из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершенного преступления (за исключением лиц, осужденных за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях .

    В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключенных (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осужденный в 1941 году на 5 лет лагерей по 58-й статье Владимир Карпов , ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем) , .

    Основания освобождения из штрафных частей

    Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

    • Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев). Осуждённые на 10 лет - 3 месяца, от 5 до 8 лет - 2 месяца, до 5 лет - 1 месяц.
    • Для штрафных эскадрилий - число и итоги боевых вылетов.
    • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.
    • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

    Награждение в штрафных частях

    За проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были медалями «За отвагу» .
    В песне Высоцкого «Штрафные батальоны» есть строки:

    И если не поймаешь в грудь свинец,
    Медаль на грудь поймаешь «За отвагу».

    В отдельных случаях в 1944-45гг. военнослужащие переменного состава штрафных батальонов награждались орденами Славы 3-й степени .

    Штрафные формирования в Вермахте

    • 999-е батальоны вермахта (Afrika-Brigade 999)

    Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen ), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

    Штрафные войсковые формирования Великобритании

    • Королевский Африканский корпус (Royal African Corps) ( -).

    В произведениях искусства

    • песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны»
    Кинематограф
    • х/ф Грязная дюжина (The Dirty Dozen ) (США, 1967)
    • телесериал Штрафбат (Россия, 2004)
    • х/ф День Победы (Россия, 2006)

    также штрафники фигурируют в:

    • х/ф «Сталинград » (1993, Германия)
    • фант. фильме «Обитаемый остров »
    Литература
    • Антон Кротков . «Воздушный штрафбат» - М. Издательство Русь-Олимп. 2009 год - роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.

    См. также

    Литература

    • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. - 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
    • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 295 с.
    • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
    • Пыхалов И. , Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
    • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. - 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
    • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941-1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. - 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

    Ссылки

    • Юрий Рубцов, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор Военного Университета МО РФ
    Оригинал взят у amarok_man в Штрафбаты Вермахта

    Ранее писал о штрафных батальонах РККА во время войны: http://amarok-man.livejournal.com/297612.html В прорыв идут штрафные батальоны...Часть 1 и здесь: http://amarok-man.livejournal.com/297893.html В прорыв идут штрафные батальоны...Часть 2.

    А были ли подобные части в армиях других стран во время второй мировой войны?! Оказывается были. И во всех армиях, кроме французской, где проштрафившихся солдат просто расстреливали перед строем. Рассмотрим в материале штрафные части Вермахта. Как и кто туда попадал, и какие были условия нахождения солдат в этих частях.


    В последнее время в прессе довольно много пишется о штрафных батальонах Красной Армии, созданных во время Великой Отечественной войны. Закрытая прежде тема обстоятельно анализирует, публикации насыщены серьёзными фактами и смелыми выводами. Однако мало кто знает,что штрафные части были созданы Верховным главнокомандующим И.В.Сталиным только после того, как такие подразделения появились у нашего противника -гитлеровского вермахта. Практичный Иосиф Виссарионович просто позаимствовал у немцев идею и, всегда, блестяще воплотил ее в жизнь. Но что же представляли собой немецкие штрафные батальон?

    Немецкие военнослужащие (вермахт) наказывались следующим образом:

    1. Самым страшным наказанием было заключение в полевой штрафной лагерь (Feldstraflager). Возможность выжить в этих лагерях была минимальной. Приказ шефа тылового армейского командования от 7.9.42:"Привлекать арестованных к тяжелейшим работам при непременной опасности и, по возможности, непосредственно в зоне боевых действий: разминирование, похороны павших противников, строительство бункеров и рытье окопов, резка проволочных заграждений". Ежедневно заключенные должны были работать 12-14 часов, в праздники и выходные не менее 4 часов. Заключенные не считались солдатами; были случаи, что их направляли через некоторое время отбывать наказание и в концлагеря.

    2. Заключенные полевых спецбатальонов (Feldsonderbatallon) содержались и работали примерно также, но, все же, были официально военнослужащими. Срок заключения или, лучше сказать, службы составлял обычно 4 месяца и при хорошем поведении и усердии солдат направлялся в какую-либо переформируемую часть. При плохом поведении приходилось служить 6 месяцев. Денежное довольствие (во время пребывания в спецбатальоне) сокращалось на половину. Тех же, кто перевоспитываться и через полгода не желал, лишали статуса военнослужащего и отправляли в концлагерь. Штрафники привлекались на фронте только к работам. Часть штрафников служила в командах по борьбе с партизанами, но не против регулярных советских войск.

    К этому непростому штрафному сооружению сбоку прилепили еще одно «строение» - так называемые «испытательные части». Именно они получили литеру 500-х батальонов (500, 540, 550, 560, 561). Кстати. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, давшихся нам крайне дорогой ценой.

    Части испытательного срока.

    Дисциплинарные батальоны появились в немецкой армии ещё до начала Второй мировой войны. В 1939 году их насчитывалось восемь штук. В них содержались военнослужащие, совершившие различные правонарушения. Использовали их главным образом как военно-строительные и саперные части.После победоносной польской кампании дисбаты расформировали, посчитав,что в вермахте больше никогда не будет трусов, разгильдяев и преступников.Но начавшаяся война с СССР показала: боевой дух некоторых солдат и офицеров следует подкреплять не только поощрениями и наградами.

    Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941года переросло в общее наступление Красной Армии. Группа армий "Центр" оказалось в какое-то время на краю пропасти, а её поражение грозило катастрофой всем немецким войскам на Восточном фронте. На некоторых участках германские части в панике отступили, бросив на произвол судьбы сотни автомашин, артиллерию, танки. Гитлер был в бешенстве. В результате последовал приказ фюрера от 16 декабря 1941 года, запрещавший отдавать позиции без соответствующего разрешения сверху(немецкий аналог приказа "Ни шагу назад".

    Со своих постов полетели фельдмаршал Браухич, генералы Гепнер, Гудериан и,наконец, сам командующий группа армий "Центр" фон Бок. Солдат же, дезертировавших с линии фронта, расстреливали на месте.

    Наведя элементарный порядок на позициях, гитлеровского руководство создало на Восточном фронте 100 штрафных рот. Или, как их официально именовали, частей испытательного срока. К этому делу в вермахте подошли с немецкой серьёзностью и пунктуальностью. На каждого правонарушителя заводили уголовное дело, которое заочно рассматривал специальный военный суд,находившийся в глубоком тылу- в чехословацком городе Брно. Уходящие в бесконечность сроки там не давали,а "вешали" самые реальные -от полугода до пяти лет. Его осуждённый отбывал от звонка до звонка.

    Ни ранение ни геройское поведение на передовой на срок наказания никак не влияли. То есть немецкий солдат не мог искупить свою вину кровью, в отличие от советских штрафников. Из госпиталя раненый снова возвращался свой родной штрафбат. Разумеется,никаких орденов и медалей в немецком штрафбате не давали.

    Численность штрафников на Восточном фронте была строго определённой-16 500 человек, что соответствовало штату пехотной дивизии. 100 штрафных рот равномерно распределили по всему советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости: существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские и солдатские. Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. Понятно, что эти части посылали в самое пекло, без прикрытия артиллерии, танков и авиации.

    Первым сражением,в котором отличились немецкие штрафники, стал Сталинград. Из них были созданы специальные подразделения, уничтожавшие советские танки. Фауспатронов в вермахте тогда ещё не водилось, и немцы отработали уникальную тактику борьбы с Т-34 и КВ на узких городских улицах.

    Одни штрафники по развалинам приближались к советским бронированным машинам, подбрасывали под гусеницы противотанковые мины и останавливали танк. Затем другая группа, опять же с помощью гранат и мин, добавила экипаж. Любопытно, что в окруженном Сталинграде это был основной способ борьбы с советскими танками, так как полевая немецкая артиллерия уже в ноябре 1942 года осталась без снарядов.

    В 1970-х годах в советской прессе много писалось о боях на Малой земле, в районе Новороссийска, где героически сражалась советская 18-я армия и лично Леонид Ильич Брежнев. Некоторое время вся эта история воспринималась как анекдот. Однако так на самом деле шли тяжёлые бои. Об этом свидетельствует тот факт, что именно под Новороссийском гитлеровцы активно использовали штрафников. Противник постоянно проводил ожесточённые контратаки, пытаясь вернуть господствующие высоты и восстановить контроль над Цемесской бухтой. Однажды в наступление отправили 560-й немецкий штрафной батальон, состоящий из трёх рот унтер-офицеров и одной офицерской роты. Советские бойцы пулемётным огнём и в рукопашной схватке истребили до 300 гитлеровцев и заставили их отпустить. Информация об этой схватке с немецкими даже попала в сводки Совинформбюро.

    Без участия штрафников не обошлось и знаменитое сражение под Курском. Это был,пожалуй, единственный случай,когда командование вермахта собрало в один кулак все находившиеся на Восточном фронте штрафбаты и бросило их в бой. Немецкие смертники наступали на северном фасе дуги,но особых успехов не достигли.

    взятый в плен на Орловском участке фронта ефрейтор из штрафников Герберт Зейстер позднее рассказывал на допросе:"До самого последнего времени наш батальон находился на отдыхе в районе Спас- Демянска. Офицеры сообщили, что нас скоро отпрвят во Францию,а оттуда - на Сицилию. Совершенно неожиданно 5 июля батальон был поднят по тревоге и переброшен в районе Курска. Нас гнали безостановочно,не давая отдыха. Прибыл в район боев, поздравления с ходу были брошены в атаку против русских войск. За один час 9-я рота потеряла 56 солдат убитыми и 15 ранеными,а остальные бежали с поля боя".

    Нечто похожее случилось почти со всеми <<биверунгами>> ,переброшенными под Курск. Преодолев минные поля по заранее подготовленными проходами, батальоны попали под сильный огонь русской артиллерии,танков и пехоты,понесли большие потери и отпустили. 19 июля наши войска перешли в наступление на Орловском направлении. Немецкое командование организовало двенадцать контратак с участием штрафников. Но остановилось наступающие советские части им не удалось.

    После этого гитлеровцы отказались от использования дисциплинарных батальонов на одном участке и растосовали их по всей линии фронта.Значительная часть штрафников попала в части,которые держали оборону на Днепре.Здесь с ними обошлись весьма сурово-ручными кандалами приковали к пулемётам и закрыли в дотах.Практически все они вынуждены были отстреливаться до последнего патрона и погибли,после того как советским частям удалось форсировать Днепр.

    В боях на Украине особенно прославился немецкий офицерский штрафбат,героически оборонявшийся в окружённом Тернополе.Он стал костяком гарнизона,составленного из разнородных частей.Уличные бои в Тернополе носили особенно упорный характер,своей крайней ожесточённостью напоминая Сталинград.

    С гарнизоном хотели покончить как можно быстрее,но быстрой победы не получилось.9 марта советские войска ворвались в Тернополь,завязав уличные бои.Штрафники укрылись в подземелье Доминиканского монастыря,где нашли надёжное укрытие от огня артиллерии,и встречали огнём наступающих красноармейцев.Лишь 15 апреля войска 1-го Украинского фронта полностью овладели Тернополем.Советские солдаты были поражены мужеством противника и гуманно отнеслись к раненым и попавшим в плен офицерам-штрафникам.

    500-е или их аналоги существовали во всех германских родах войск - сухопутных, воздушных, военно-морских и СС. Именно штрафники СС использовались в борьбе с партизанами, прославившись своей жестокостью, потому, видимо, многие сочли необходимым отмежеваться от них.

    Кроме этих батальонов, немцы 1 октября 1942 года также создали так называемые «формации солдат второго класса» - 999-е батальоны и испытательные заведения Организации Тодта. Последние, можно назвать военными каторгами, поскольку Организация Тодта ведала, в основном, военным и оборонительным строительством.

    Сюда попадали те, кого признавали wehrunwurdig - «недостойными носить оружие».

    Попавших сюда военнослужащих лишали выслуги, званий и наград. А попадали во «второй класс» те, кто совершал серьезные уголовные преступления, отказывался от выполнения приказа, бил вышестоящих командиров или вовсе был замечен в активном сопротивлении нацистскому режиму. Сюда же попадали и те, кто не «исправлялся» в 500-х батальонах или вовсе совершал в них новое преступление. В этом смысле такие части нередко и именуют немецкими штрафными батальонами.

    В этих подразделениях, как правило, о реабилитации или амнистии речь не шла.

    Считается, что через 999-е батальоны прошло примерно 30 тысяч человек. Хотя в вермахте батальон понятие условное. Тот же 999 батальон вскоре после создания вырос до численности дивизии.

    С сентября 1944 года эти части стали расформировываться, а их личный состав рассортировали по обычным частям, - за исключением тех, кого отправили в концлагеря, сочтя «неисправимыми» или неблагонадежными. Впрочем, есть сведения, что часть этих батальонов просуществовала до конца войны."

    жетон немецкого штрафника

    Напомним, что в советские штрафные роты и батальоны направляли на срок от 1 до 3 месяцев. В немецкий сразу на 3-4 месяца.

    А вот дальше разница еще более существенная. Из советской штрафной роты досрочное освобождение (по ранению, за подвиги) было возможно и широко практиковалось. Из немецкой нет. У нас по освобождению (по всем основаниям) из штрафной части военнослужащего всегда возвращали в свою часть с восстановлением в звании и должности, с возвратом наград.

    А вот из особого полевого батальона Вермахта выхода практически не было. Теоретически возможно было вернуться обратно в часть без восстановления в звании и без возврата наград. Это если командиры сочли, что солдат исправился. На практике это коснулось лишь нескольких десятков, может быть сотен, солдат. Второй путь в штрафной лагерь (Straflager), где человек уже не считался военнослужащим, а заключенным (Insassen der Straflager). А оттуда как правило, если его считали неисправимым, в концентрационный лагерь с лишением всех гражданских и военных прав, в том числе и права служить в Вермахте в будущем.

    Поясню еще раз, что концентрационный лагерь по немецким законам не являлся наказанием за преступления действительные или мнимые. Для этого существовали тюрьмы и каторжные тюрьмы. А концлагерь являлся местом изоляции на неопределенный срок лиц, которых сочли вредными для германского государства и народа. Для отправки человека в концлагерь не требовалось судебного разбирательства и вынесения приговора. Достаточно было, чтобы государственные чиновники определенных рангов или партийные функционеры сочли человека "потенциально опасным для Райха".

    О том, какие потери несли батальоны 500 говорят такие примеры :

    540-й батальон принимал участие в боях против советской 2-й ударной армии у Мясного Бора весной 1942 года. За два месяца боев (апрель-май) был полностью уничтожен его переменный состав. (свыше 1 тыс. чел.).

    Но уже в начале июня в него прибыло пополнение 410 штрафников. Батальон вновь вводится в бои. За один день 16 августа 1942 батальон теряет около 300 человек. В боях за Синявинские высоты под Ленинградом батальон с 29 по 31 января 1943 теряет свыше 700 человек.

    500-й пехотный батальон (группа армий Юг) за 1942 год потерял 2600 человек. 550-й пехотный батальон (группа армий Центр) за один день 22 марта 1942 в районе Каменского леса потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести 700 человек."

    "Однако было среди "штрафников" особое подразделение, под названием дивизия СС «Дирлевангер». Его история начинается с командира Оскара Дирлевангера, который воевал еще в Первую Мировую. На полях сражений Оскар получил два Железных креста. После войны он учился в университете, где получил докторскую степень в области политологии.

    Дирлевангер был отморозком и психопатом. Его отправили в тюрьму после того, как застали за растлением своей тринадцатилетней ученицы. Два года заключения не изменили его отношения к женскому полу, и вскоре он вновь очутился в тюрьме по той же статье. Но доктор был хорошим другом нацистского бонзы Генриха Гиммлера, который помог Дирлевангеру вскоре выйти из тюрьмы.

    Старого развратника отправили в Испанию, где он командовал легионом "Кондор", сражавшемся на стороне генерала Франко. Там его трижды ранили, после чего Оскар возвращается в Германию,

    где ему дают чин унтерштурмфюрера СС и назначают командиром браконьерского подразделения «Ораниенбург». Его формировали из бывших охотников, осужденных за браконьерство. Группа использовалась для выполнения разведывательных операций в лесах Европы.

    Ввиду успешности подразделения, его штат расширили до 300 человек и переименовали в Зондеркоманду «Доктор Дирлевангер». В 1941 году батальон отправляют в Польшу, для борьбы с местными партизанами. Личный состав комплектовался не только из браконьеров, но также из убийц, насильников, грабителей и гомосексуалистов. Попав в Польшу, "бойцы" принялись заниматься любимым делом. Они насиловали, убивали, грабили и жгли целые деревни. В июле 1942 этот батальон уничтожил более 200 мирных жителей. Через несколько месяцев группу Дирлевангера отправили в Белоруссию, где они побили свой собственный рекорд, уничтожив за несколько недель 1050 человек (в основном женщин, детей и стариков).

    Дирлевангер набирал личный состав исключительно из числа осуждённые за особо тяжкие преступления. Благодаря своим "достижениям" зондеркоманда удостоилась звания регулярного подразделения, а сам командир получил очередной Железный крест. Даже эсэсовцы ненавидели и боялись их.

    Но в 1943 году группу послали на фронт. Там им противостояли не беспомощные мирные жители, а хорошо вооруженные и обученные части Красной Армии. В первом же бою каратели и душегубы потерпели сокрушительное поражение ввиду отсутствия элементарных навыков ведения боя. После чего группу отправили в тыл для переформирования. С тех пор отряд выполнял боевые задачи только в тылу. В основном их привлекали к подавлению восстаний на оккупированных территориях. К этому моменту количество ранений самого Оскара Дирлевангера достигло двенадцати и он получил пятый Железный крест. Но это не спасло его от расправы.

    В 1945 году новым командиром подразделения становится Фриц Шмедес, а Дирлевангера отправляют в баварский госпиталь. В апреле 1945 года Шмедес, вместе со своими солдатами сдается в плен американцам, в надежде на то, что с ними обойдутся как с военнопленными. Но союзники предпочитали не связываться со штрафниками. Весь личный состав дивизии был расстрелян на месте. СамДирлевангер попал в руки поляков из французского оккупационного корпуса. После нескольких дней пыток он скончался. На этом кровавая история штрафников Третьего Рейха заканчивается. Но они навсегда оставили свой ужасный след на страницах Второй Мировой войны.

    Других государств. Штрафник - наименование военнослужащего штрафной части.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Штрафбаты (рассказывает историк Юрий Рубцов)

      ✪ ШТРАФНИКИ ВЕРМАХТА ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ? ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

      ✪ Мифы о ВОВ: Фильм№4 "Штрафбат"

      ✪ Разведопрос: Александр Васильевич Пыльцын про штрафбат

      ✪ Штрафбат. Подвиг по приговору.

      Субтитры

    История

    Первые штрафные части были сформированы в русской армии в сентябре 1917 года. Однако поскольку к тому времени фронт , со стороны России, уже практически был развален, штрафные части участия в боях не принимали и буквально через несколько месяцев были расформированы.

    Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта - 25 июля 1942 года , за 3 дня до знаменитого Приказа № 227 , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии , расформированная 6 июня 1945 года .

    • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах , батальонах , полках , дивизиях , в танковых частях, в авиаэскадрильях . В этом теперь наш главный недостаток».
    • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел . В запасных частях , в учебных центрах, учебных бригадах и полках , в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина всё ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчинённых. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
    • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осуждённые военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
    • Осуждённые попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений . Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
    • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям , куда эти люди прибывают.
    • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
    • 1. Всех военнослужащих , осуждённых военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты , лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны .

    Если срок пребывания в штрафной части не определён в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осуждённый (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

    Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осуждённого в штрафную часть .

    • 2. Отправку в штрафные части осуждённых военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей , а в случаях осуждения вне места расположения своей части - на начальников гарнизонов.
    • 3. Для отправки в штрафные части осуждённых военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части .

    Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

    • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осуждённого в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях .
    • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
      • из АрхВО - на Карельский фронт ,
      • из ДВФ и Забфронта - на Ленинградский фронт ,
      • из СибВО - на Северо-Западный фронт ,
      • из УрВО - на Калининский фронт ,
      • из МВО - на Западный и Брянский фронты ,
      • из ПриВО - на Воронежский фронт ,
      • из ЮжУрВО - на Донской фронт ,
      • из САВО - на Сталинградский фронт .
    • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
    • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осуждённые, не лишённые званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы .
    • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части , производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осуждённый прибыл по освобождении из штрафной части .

    За всю войну (то есть не одновременно) на всех фронтах всего было 65 отдельных штрафных батальонов и 1037 отдельных штрафных рот . Обычно эти части расформировывались через несколько месяцев. С 1942 по 1945 просуществовал только один отдельный штрафной батальон - 9-й отдельный штрафной.

    За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек , то доля бойцов и командиров (офицеров) РККА , прошедших через штрафные части за весь период Великой Отечественной войны , составляет примерно 1,24 %.

    Женщин в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.

    Отдельный штрафной батальон

    Отдельный штрафной батальон (штрафбат, штрафб) - штрафная часть в ранге отдельного батальона .

    В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного и начальствующего (офицерского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года . В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

    Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах . В случае гибели семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

    Отдельная штрафная рота

    Отдельная штрафная рота (штрафрота) - штрафная часть в ранге отдельной роты .

    В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного и начальствующего (сержантского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150 - 200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

    Штрафная авиаэскадрилья

    Однако распространения они не получили. Приказом НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

    Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году .

    Известные подразделения в ВВС РККА :

    • Группа штрафников 3-й воздушной армии (командир группы - майор И. Е. Федоров);
    • Истребительная штрафная авиационная эскадрилья при 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии ;
    • Штурмовая штрафная авиационная эскадрилья при 206-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии (811-й штурмовой авиационный полк, Ил-2, командир аэ - капитан П. Ф. Забавских);
    • Легкобомбардировочная штрафная авиаэскадрилья при 272-й ночной бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии (У-2, первый командир аэ - старший лейтенант И. М. Семертей).

    Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

    Штат штрафных частей

    Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до трёх месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшиеся из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.

    Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот - при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.

    Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты - 200.

    Основания направления в штрафные части

    Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь) .

    В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осуждённых судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осуждённые за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы .

    В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами, отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось . Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент Уголовно-процессуальному и Исправительно-трудовому кодексам, обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные роты отбывающие наказание «воры в законе» .

    В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии , лица из числа осуждённых, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершённого преступления (за исключением лиц, осуждённых за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях .

    В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключённых (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осуждённый в 1941 году на 5 лет лагерей по статье Владимир Карпов , ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем) .

    Основания освобождения из штрафных частей

    Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

    • Отбытие срока наказания (не более трёх месяцев). Осуждённые на 10 лет - 3 месяца, от 5 до 8 лет - 2 месяца, до 5 лет - 1 месяц.
    • Для штрафных эскадрилий - число и итоги боевых вылетов.
    • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжёлого ранения, требовавшего госпитализации.
    • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

    Награждение в штрафных частях

    За проявленную отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие отбывающие наказание (переменный состав), на усмотрение командира роты (батальона), могли быть награждены.

    В штрафных подразделениях вермахта в отличие от РККА военнослужащих не лишали званий и наград, но на этот период повышение в звании и награждения не полагались. Существовали солдатские, унтер-офицерские и офицерские подразделения вермахта.

    В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500 ) - так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й ). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

    Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса » - 999-й батальон (из уголовников и «политических ») в Северной Африке.

    Также, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen ), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

    Штрафные войсковые формирования Великобритании

    • Королевский Африканский корпус (англ. Royal African Corps ) [убрать шаблон ] ( -).

    В произведениях искусства

    Кинематограф

    • «Грязная дюжина » х/ф (The Dirty Dozen ) (США, 1967)
    • «Гу-га » х/ф (СССР , 1989)
    • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
    • «Штрафбат » телесериал (Россия, 2004)
    • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
    • «Штрафной батальон 999 » х/ф (ФРГ , 1960)

    также штрафники фигурируют в:

    • «Сталинград » х/ф (1993, Германия)
    • «Обитаемый остров » фантаст. х/ф (Россия, 2008)
    Литература
    • Антон Кротков . Воздушный штрафбат. - М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. - ISBN 978-5-271-23964-9 , 978-5-9648-0278-5 - роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
    Игры
    • Штрафбат (Россия, 2012)
    • Battlefield: Bad Company : герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
    • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions )являются одним из доступных отрядов фракции

    В эти январские дни 1943 года Красная Армия добивала остатки гитлеровских войск, окруженных под Сталинградом. Именно накануне битвы за Сталинград, был издан знаменитый приказ № 227 от 28 июля 1942 года, который более известен под названием «Ни шагу назад!». Считается, что первая штрафная рота была создана на Ленинградском фронте за три дня до выхода этого приказа. Массовое формирование штрафных подразделений началось с сентября, когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных батальонах и ротах действующей армии.

    Первый штрафбаты появились у немцев

    Вообще, практически, все, что связано с создания штрафных батальонов и рот и их участием в боевых действиях, обросло массой мифов, легенд и, даже, прямых инсинуаций. При этом западные историки и их подпевалы, которых немало развелось нынче на территории бывшего СССР, начисто «забывают», что первые штрафные подразделения появились не у нас, а у вермахта, причем, намного раньше.

    Но, что же представляли собой немецкие штрафные подразделения? Дисциплинарные батальоны появились в немецкой армии еще до начала Второй мировой войны. В 1939 году их насчитывалось восемь. В них содержались военнослужащие, совершившие различные правонарушения. Использовали их, главным образом, как военно-строительные и саперные части. После победоносной польской кампании дисциплинарные батальоны расформировали, посчитав, видимо, что в вермахте больше никогда не будет трусов, разгильдяев и преступников.

    Но начавшаяся война с СССР показала: боевой дух многих солдат и офицеров следует подкреплять не только поощрениями и наградами. Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года переросло в общее наступление Красной Армии. Группа армий «Центр» оказалась в какое-то время на краю пропасти. На некоторых участках германские части в панике отступили, бросив на произвол судьбы сотни автомашин, артиллерию, танки. Гитлер был в бешенстве. В результате последовал приказ фюрера от 16 декабря 1941 года, запрещавший сдавать позиции без соответствующего разрешения сверху. Солдат, дезертировавших с линии фронта, расстреливали на месте.

    Наведя элементарный порядок на позициях, гитлеровское руководство создало на Восточном фронте 100 штрафных рот. Или, как их официально именовали, частей испытательного срока. Сроки там давали от полугода до пяти лет. Их осужденные должны были отбывать «от звонка до звонка». Ни ранение, ни геройское поведение на передовой срок не сокращали. То есть, немецкий солдат не мог искупить свою вину кровью, в отличие от советских «штрафников». Из госпиталя раненый снова возвращался свой штрафбат. Причем, никаких орденов и медалей немецким «штрафникам» не давали.

    Численность этих подразделений на Восточном фронте была строго определенной - 16500 человек, что соответствовало штату пехотной дивизии. 100 штрафных рот равномерно распределили по всему советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости: существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские и солдатские. Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. Понятно, что эти части посылали в самое пекло, без прикрытия артиллерии, танков и авиации.

    Свои штрафные подразделения имелись и в войсках СС. Самым известным из них стал батальон Дирлевангера, «прославившийся» зверствами над мирным населением. Сам Дирлевангер в юности отсидел срок за изнасилование, и окружение подобрал себе соответствующее.
    Подавляющая часть немецких «штрафников» была на Восточном фронте. Но в октябре 1942 года и во Франции появилась 999‑я бригада, представлявшая собой штрафное соединение. Любопытно, что ее сформировали из коммунистов, социал-демократов, уголовников и гомосексуалистов, находившихся в концлагерях.
    По официальным данным, через систему немецких штрафных батальонов во время Второй мировой войны, прошли 198 тысяч человек.

    Наши штрафбаты были совсем другими

    К июлю 1942 года на советско-германском фронте сложилась тяжелейшая для нашей страны ситуация. Однако, многие западные «историки», как и наши «гуманисты», падкие на любую «сенсацию», комментируя содержание «кровожадного», по их мнению, приказа «Ни шагу назад!», как правило, упускают ту его часть, где содержится оценка обстановки.

    Поэтому позволю себе дословно процитировать некоторые строки из приказа №227: «Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди: рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».

    Видимо, комментарии тут излишни. На чашу весов была поставлена судьба всего советского народа, более того, всего славянства. Поэтому и меры предпринимались экстраординарные. Одной из них и было создание штрафных подразделений.

    Опять читаем приказ №227:
    «Сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

    Сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

    Как видите, в штрафбаты направлялись только офицеры и к ним приравненные лица, причем, решение об этом принимали начальники в должности не ниже командира дивизии. Небольшая часть офицеров попадала в штрафбаты по приговорам военных трибуналов. Перед направлением в штрафбат офицеры подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отдел кадров фронта. Направлять в штрафбат можно было на срок от месяца до трех.

    «Штрафники», получившие ранения или отличившиеся в боях, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в прежнем звании и правах. Погибшие восстанавливались в звании автоматически, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Предусматривалось, что все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона». Все освобожденные восстанавливались в звании и им возвращали все их награды.

    Штрафные же роты создавались в количестве от пяти до десяти в каждой армии. В них могли попасть и бывшие офицеры, если были разжалованы до рядовых решением военного трибунала. В этом случае, по отбытии срока в штрафроте, им офицерское звание не восстанавливали. Срок пребывания и принцип освобождения из штрафных рот был точно таким же, как и из штрафбатов, только решения принимались военсоветами армий.

    Штрафные батальоны и роты являлись отдельными воинскими частями, напрямую подчиненными командованию фронта и армии, командовали ими только кадровые (штатные) офицеры и комиссары (позднее - политработники) для которых предусматривалось сокращение срока выслуги для получения очередного звания наполовину, а каждый месяц службы засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев. Командирам штрафников были даны исключительно высокие дисциплинарные права: комроты - как командиру полка, а комбату - как командиру дивизии. На какое-то время в бою штрафник мог заменить убитого командира, но командовать штрафным подразделением в обычной обстановке не мог даже в виде исключения. «Штрафники» могли назначаться только на сержантские должности с присвоением соответствующего звания, причем, в этом случае они получали сержантское денежное содержание.

    Штрафные части использовались, как правило, на самых опасных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв переднего края противника и т. п. Информация о том, что штрафников пулеметами гнали в бой заградотряды (об этом подробнее ниже - авт.), не подтверждается ни документами, ни воспоминаниями ветеранов. Причем, вооружены они были не хуже строевых частей и использовались совместно с другими боевыми подразделениями. К примеру, в сводке обобщенного боевого опыта 8‑й гвардейской армии значится: «Для уточнения характер обороны противника перед началом Берлинской операции на Одерском плацдарме в апреле 1945 года произведена разведка боем. Были задействованы два стрелковых батальона и две штрафные роты. Стрелковые батальоны, штрафные роты были усилены артиллерией, минометами, саперными подразделениями и залпами гвардейских минометов».

    В положениях о штрафных частях предусматривалось, что за конкретные подвиги штрафники могут представляться к правительственным наградам. Вот интересные цифры, взятые из архивного документа: «В штрафных частях 64‑й армии в период боев под Сталинградом 1023 человека за мужество были освобождены от наказания. Из них награждены: орденом Ленина - 1, Отечественной войны II степени - 1, Красной Звезды - 17, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» - 134». Напомню, что в армиях были только штрафроты, так что речь идет о «штрафниках»-сержантах и рядовых.

    В штрафбаты бывшие заключенные не могли попасть в принципе, если до этого они не получали офицерские звания. В штрафроты попадали и бывшие амнистированные, но только после совершения проступков в строевых частях, где проходили службу. Кроме того, в штрафроты направлялось незначительное количество осужденных по нетяжким статьям. Таким людям в ходе суда или уже в колониях давали отсрочку от отбытия наказания с направлением в штрафную роту. Как правило, это были не гражданские лица, а бывшие военнослужащие или воины из тыловых частей, осужденные военными трибуналами.

    С 1943 года, когда началось активное наступление, в штрафроты стали направлять бывших военнослужащих, оставшихся в ходе боев на оккупированной территории, но не пытавшихся перейти линию фронта или примкнуть к партизанам. Тогда же стали после соответствующих проверок направлять в штрафроты добровольно сдавшихся власовцев, полицаев, сотрудников оккупационных администраций, которые не запятнали себя расправами над мирным населением, подпольщиками и партизанами, а по возрасту подлежали призыву на службу.
    Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в наших Вооруженных Силах создавались не только штрафные роты и батальоны, но и штрафные эскадрильи. Самую первую из них в 1942 году возглавил ныне Герой Советского Союза Иван Евграфович Федоров. Недавно с документов, регламентирующих организацию штрафных эскадрилий, был снят гриф «Секретно», и в Центральном архиве Министерства обороны можно ознакомиться со спасительным для многих проштрафившихся летчиков приказом Ставки ВГК. Он был подписан Сталиным 4 августа 1942 года и устанавливал введение в воздушных армиях штрафных эскадрилий.

    Как известно, Сталин очень ценил летчиков, на подготовку которых затрачивалось немалое количество времени и средств. Когда Верховному доложили, что немалое их число из-за разгильдяйства попадает в штрафные батальоны, то есть, перестает летать, он запретил такую практику и ввел институт штрафных эскадрилий. Фашистские асы с ужасом называли советских летчиков из штрафных эскадрилий «страшными соколами».

    Всего за годы войны в Красной Армии было создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Время существования у них было различным, некоторые расформировывались через несколько месяцев после создания, другие же воевали до конца войны, дойдя до Берлина. Максимальное количество одновременно существовавших штрафрот в июле 1943 года составило 335 единиц. Были случаи, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых.

    С 1943 года число штрафбатов стало резко сокращаться, и в 1944 году их осталось всего 11. В каждом - примерно по 200 с небольшим человек. Это связано с тем, что опытных офицеров в армии не хватало, их стали реже отправлять в штрафбаты, предпочитая понижать провинившихся в звании на несколько ступеней и назначать на нижестоящие офицерские должности.

    История Великой Отечественной войны до сих пор изобилует умолчаниями, а то и бессознательной или вполне преднамеренной дезинформацией. Наравне со штрафными подразделениями любимой темой фальсификаторов являются заградительные отряды. Дискуссии об их месте и роли в ходе военных действий не ослабевают, о чем можно судить по разнообразию мнений в научной литературе.
    Сразу же хочу подчеркнуть, что не выдерживает критики версия, будто заградотряды «караулили» штрафные части. Командир роты 8‑го отдельного штрафного батальона 1‑го Белорусского фронта полковник в отставке А. В. Пыльцын, воевавший с 1943 года и до Победы, утверждает: «За нашим батальоном ни при каких обстоятельствах не было никаких заградотрядов, не применялись и другие устрашающие меры. Просто в этом никогда не возникало такой нужды».

    Известный писатель, Герой Советского Союза В. В. Карпов, воевавший в 45‑й отдельной штрафной роте на Калининском фронте, также отрицает присутствие заградотрядов за боевыми порядками их части.

    И, опять же, «авторами» идеи создания заградотрядов в годы Великой Отечественной войны были те же немцы. В войсках вермахта заградительные отряды, дополнявшие полевую жандармерию, появились во время наступления Красной Армии зимой 1941-1942 годов. Задачи у заградительных отрядов были: расстрел на месте паникеров и дезертиров. Вермахт получил в свое распоряжение полевую жандармерию, которая, располагая профессионально обученными офицерами и солдатами, занималась поимкой беглецов, выявлением симулянтов и «самострелов», наведением порядка в тылу, очищением тыловых подразделений от излишествующих солдат.

    Вот что писал обер-лейтенант Курт Штейгер: «В зимний период наши военнослужащие страдали от страшных русских морозов. Боевой дух упал. Некоторые солдаты пытались под разными предлогами оставить находящиеся на передовой части. К примеру, симулировали тяжелые обморожения. Поддержанию дисциплины способствовали специальные части (заградительные отряды), которые по приказу командования задерживали таких солдат. Они имели широкие полномочия, в том числе расстреливать без суда».

    А как же действовали заградотряды Красной Армии? Реально заставы армейского заградотряда располагались на удалении 1,5-2 км от передовой, перехватывая коммуникации в ближайшем тылу. Они не специализировались на «штрафниках», а проверяли и задерживали всех, чье пребывание вне воинской части вызывало подозрение.

    Применяли ли заградительные отряды , чтобы предотвратить несанкционированный отход линейных частей с занимаемых позиций? Этот аспект их боевой деятельности иногда освещается крайне спекулятивно. Но только в воспаленных мозгах тех же фальсификаторов возникают картины расстрела в спину дрогнувших или отступивших частей. Ни один серьезный документ, ни одно воспоминание фронтовиков не подтверждают этот, любимый ненавистниками всего советского, «аргумент».

    Хочу подчеркнуть: с самого начала заградительные отряды были подчинены армейскому командованию, а не органам военной контрразведки. Нарком обороны, безусловно, имел в виду, что заградительные формирования будут и должны использоваться не только как заслон для отступающих частей, но и как важнейший резерв для непосредственного ведения боевых действий. Только из-за ограниченности места на газетной полосе я не привожу примеры (подтвержденные документально) участия заградотрядов в ликвидации прорывов немцев, уничтожении их десантов, и т. д. Таким образом, заградительные отряды не только выступали в роли заслона, препятствовавшего проникновению в тыл дезертиров, паникеров, немецкой агентуры, не только возвращали на передовую отставших от своих частей военнослужащих, но и сами вели непосредственные боевые действия с противником, внеся вклад в достижение победы над фашистской Германией.

    По мере изменения положения на фронтах, с переходом к Красной Армии стратегической инициативы и началом массового изгнания оккупантов с территории СССР, необходимость в заградотрядах стала исчезать. 29 октября 1944 года Сталин издал приказ, в котором признавалось, что «в связи с изменением общей обстановки на фронтах необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала». И уже к 15 ноября 1944 года они были расформированы, а личный состав отрядов направлен на пополнение строевых дивизий.

    Немного об истории темы

    Стоит напомнить, что идея создания заградотрядов возникла значительно ранее Второй мировой войны. Функцию задней шеренги фаланги достаточно подробно изложил древнегреческий историк Ксенофонт в своем произведении «Киропедия» еще в IV веке до нашей эры: «Ободрять тех, кто выполняет свой долг, сдерживать угрозами малодушных и карать смертью всех, кто вознамерится повернуть тыл, вселять в трусов больше страха, чем враги». Ну, и чем последняя шеренга фаланги не заградотряд? Нечто подобное применялось и в средневековых армиях.

    Но, давайте вернемся в новую историю. Ведь, во французской армии на полях Первой мировой войны подобные действия практиковались, причем они были направлены против союзных русских частей. Как писал один из участников предпринятого генералом Нивелем в апреле 1917 года наступления, за спиной у русских солдат размещались многочисленные формирования французов, оснащенные артиллерией и готовые открыть огонь в случае, если русские дрогнут.

    Нельзя не упомянуть о разыгравшейся в августе 1917 года на Западном фронте Ля-Куртинской трагедии - подавлении восстания 1‑й Особой бригады Русского экспедиционного корпуса, переброшенной в 1916 году в помощь союзным французским войскам. Дисциплина в ее частях, равно как и в соединениях на Восточном фронте, неуклонно падала; после кровопролитного наступления генерала Нивеля, о чем упоминалось выше, солдаты стали требовать отправки в Россию. Бригада была временно размещена в военном лагере Ля-Куртин департамента Крез. Брожение в войсковой среде усиливалось. Когда для военного представителя Верховного командования при Главной квартире французских армий генерала М. И. Занкевича стала очевидна бесполезность мер внушения и даже попыток блокады лагеря, мятеж был подавлен при поддержке… артиллерии.

    Не останавливался перед подобными мерами и генерал П. Н. Врангель, описавший в мемуарах наведение порядка в дрогнувшем в июле 1917 года Кавказском пехотном полку посредством беглого артиллерийского огня на поражение по бегущим солдатам.

    В русской армии в период Первой мировой войны специальных заградительных частей, тем не менее, не было. Охрана тыла, отлов дезертиров до 1917 года возлагались на полевые жандармские эскадроны. В районах пролегания транспортных магистралей эту задачу выполняли жандармские управления железных дорог.

    Ну, и последнее по этой теме. Всего за время Великой Отечественной войны через штрафные части Красной Армии прошло примерно 428 тысяч человек. Свою вину (реальную или мнимую) подавляющее большинство «штрафников» искупило с честью. Причем, многие - своей жизнью. И кощунственно спекулировать на непростой истории великого народа, поливать грязью и помоями годы тяжелейших его испытаний. Ибо тогда, в войну, как бы ни кликушествовали нынешние и тогдашние враги, он их перенес с честью. А «штрафники»… они ведь были советскими людьми. И к их памяти следует относиться с уважением, ведь в Великой Победе есть и их очень весомый вклад.