Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Самые загадочные древние народы
  • Наши объекты Развитие строительства в мире
  • От пирамид до кровавого водопада
  • Три страшные тайны советской космонавтики Есть ли тайные полеты в космос
  • Что будет, если не чистить зубы?
  • С чем лучше всего сочетается шоколад?
  • Бессоюзные сложные предложения с двоеточием если. Где ставится двоеточие. Двоеточие vs тире

    Бессоюзные сложные предложения с двоеточием если. Где ставится двоеточие. Двоеточие vs тире

    С двоеточием состоят из двух и более частей, при этом каждая из них имеет определенный смысл. Именно от него и зависит выбор того или иного пунктуационного знака.

    1. Этот ставится в том случае, если следующее предложение (или же их группа) указывает на ту причину, из-за которой произошло то, о чем говорится в первом. Например: "Не удалось Андрею устроить своего брата учеником мастера: таких молодых туда не брали", "Матросы остались спать на палубе: внизу стало невыносимо душно"

    2. Двоеточие в бессоюзном применяется и тогда, когда следующее предложение (или их группа) раскрывает суть всего первого предложения или одного его члена. Тогда между его составными частями вместо знака препинания легко вставить а именно (пояснительный союз). Например: "В доме потихоньку начинали шуметь: в одном конце скрипнула дверь; стали слышны шаги во дворе; в комнате кто-то чихнул", "Вскоре и я обрел счастье: ко мне вернулась дочь". Ставится двоеточие между несколькими частями такого предложения и тогда, когда первая содержит местоименные слова.

    Конкретное значение слов так, одно, такой, таков и т. п. истолковывает вторая часть. Например: "Все люди там такие: сплетник на сплетнике сидит и сплетником погоняет", "Одно было ясно: он никогда не вернется обратно". Также следует уточнить, что в сложном бессоюзном предложении одно местоименное слово разъясняется полностью второй частью. Это тот случай, когда после него употребляется двоеточие. Например: "Прошу вас только об одном: решайте быстрее". А в простом бессоюзном предложении оно дополняется только пояснительным словом, после него ставится тире. Например: "В отношениях с чужими людьми отец требовал лишь одного - сохранять приличия".

    3. Двоеточие в бессоюзном предложении употребляется и в том случае, когда первое предложение содержит глаголы оглянуться, выглянуть, прислушаться , а также те, которые обозначают действие, предупреждающее о том, о чем будет излагаться далее. Вместо пунктуационного знака между его частями легко вставить союз что или даже сочетание слов: и заметил, что; и увидел, что . Иногда в этих случаях ставят тире, хотя предпочтительнее все же ставить именно двоеточие. Например: "Я посмотрела в окно: на чистом небе появлялись звезды", "Я огляделся: кругом торжествовала и царила ночь". В этих примерах второе предложение раскрывает смысл первого, дополняет его.

    4. Двоеточие применяется также, если следующая его часть представлена в виде прямого вопроса. Например: "Я шел сейчас, с вами говорил и все время думал: почему же они не меняются?", "Ты лучше мне вот в чем признайся: правда ли, что ты в нее до сих пор влюблен?"

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении в газетных заголовках

    Когда название статьи распадается на две части - это отдельный случай постановки данного Именительная тема - первая часть заголовка - указывает на проблему в целом, на лицо, место действия и т. п. А продолжение названия уже конкретизирует то, о чем было упомянуто в начале. Например: "Дети: желанные и не очень".

    ЗАДАНИЕ А 24

    Фор мул ировк а зада ния: как объясни т ь постановку двоеточия или тире в данно м пре дл ож е нии ?

    Как объяснить по ста новку двоеточия в данном п р е дл ожении ?

    Иск у сс т вове д ы отме чаю т з начите л ьный вкла д Н.А. Римско г о-Кор са ков а в инстр уме н т овк у м у зыка л ьны х п роизве д ений: композитор расшири л и обо г ати л сист е м у л а д ово - гар м онически х ср ед с тв, е го орк е стровка соче т ае т красочность, б л ес к с яснос т ью , про з рачно ст ью , прос т о т о й.

    1) Обобщающее сл ово стоит пе р е д одно р одными членами пре д л о жения.

    2) Первая час ть бессо ю з ного сложного п р е дл ож е ния у ка з ывае т на условие т о г о , о чём г оворится ВО в т орой час т и .

    3 ) Втора я час т ь б есс ою з ного с л ожного пре дл ожения указывает на сле д ствие т ого , о ч ё м
    говори т ся В пе рв ой части .

    4) Вто р а я час т ь бессоюз н ого сло жно го п р едл о жен ия по я сняет, р аск р ы в ает соде р жание
    первой части.

    Прави л ьны й о т в ет: 4

    Ч т о т р е б уется о т у че нико в : в ыбрать п р авильное объяснение постановки двоеточия или
    тире в
    д анном предло жени и .

    Ч т о с л е дует з н ать уч еника м дл я правильного выполнения з а д ания :

    Ког д а в бессо юз н о м сложном пр едложе н ии ста в итс я двоеточие или тире ;

    - какими синонимичными сложнопо д ч и ненными конст р укциями можно заменить бессою з ны е сл ожные пр едложе ни я с д вое т очием и л и т ир е;

    Как по д ста н о вка по дчини т е л ь ных с ою з ов мож ет помочь выяв л ению смысловы х о т ношений меж д у час т ями с л ожного бессоюзного п ре д ложения ;

    Как отличать б ес союзные сложные п р едложения с д вое т очием от простых п р едложений ,
    в ко т орых двоеточи е отдел я е т обобщаю щ е е сло в о о т о д но ро дных членов п р едложения .

    Прави л а пос тано вк и Д ВО Е ТОЧИЯ в бессою з ном сложном пре дл ожении

    Дво ет о ч и е с т авитс я

    Пр и м е р ы

    1. Если вто р ое пр едложе ни е ука з ы в ает н а причин у

    т ого , о чем говори тся в пе рвом (между част я м и такого

    б е ссоюзного сл о ж ного пре д ложе н и я можно

    вставить союз Т АК КА К, ПОТОМУ ЧТО и п р е врати т ь его в сложнопо д чинен н ое п р е д ложени е с

    придаточным причин ы).

    Л ю бите книгу : она п о м о жет в ам раз 0-

    браться в сложных жиз н енных ситуациях. (= Люби т е кни г у, по т о му чт о

    она поможет вам разобрат ь ся в сложных жизненных си т уа ц иях . )

    2. Ес л и второ е пр едложение п оясня ет, раскрыва ет

    со д ерж а н и е перво го (межд у час т ями бессою з но г о

    с л ожн о го пре д лож е н ия м ожно вставить сою з

    А И МЕ ННО Ч Т О ).

    Большин с тво сходилось на о д ном:

    ст ары е законы нику да н е г о д я т ся . (=

    Бол ь шинс т во с х одилось на о д ном , а

    и м енно : с т а р ые з аконы нику д а не год я тся . )

    3 . Если в то р ое пре дложе ние д опо л няет см ы сл пе р вого (между частям и бесс оюзного с л ожного п р е дл ожения можно вс тавит ь союз ЧТО и п р е вр ат и ть

    его в сложно п одчиненное пр е дложение с п ри даточным изъ я снительным) .

    В д р уг чу в ст в у ю : кто-то де р гает меня

    з а р укав . (= В друг чу в ствую , ч т о кто -

    то д е р гает мен я за р укав . )

    4 . Если в пе рво м про сто м предл ож е н и и о пус каю тс я

    слова И УВИД Е Л , ЧТО ; И У СЛЫШАЛ, ЧТО; И

    ПОЧУВСТВОВ А Л , ЧТО .

    Се р е ж а огл ян улс я : к н е м у бежал

    с о с е д с к и й мальчонка. (= Се р ежа огля ну лс я и уви д е л , ч т о к нему бежал соседс кий мал ь ч он ка.)

    Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит
    двоеточие.

    Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем
    уровня рек, туман.

    (В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно
    простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово
    стоит перед однородными членами.)

    Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со держание или причину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

    Правила постановки ТИ Р Е в бе сс оюзном сложном предложении

    Тире с та вится

    Примеры

    1.Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

    Будет за в тра хорошая по г ода - по йд ем в лес . (= Если бу де т за втра х орош а я пого д а , пойдем в л ес . )

    2.Если первое простое предложение.указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

    Лес рубят- щепки летят (= Когда лес рубят, щепки летят.)

    3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

    Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело
    дышать.)

    У д арил сильный : гром - з а д рожа л и
    все окна . (= Ударил сильный гром,
    поэт
    о му за д рожали все окна . )

    4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

    Ш е стна д цат ь л ет с л ужу - та ко г о со
    мной еще н е было . (= Шестна д ца ть л е т
    сижу, н о такого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трус л ивые. погибают . (= Смелые побеж д аю т , а т русливые по г ибают.)

    5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить
    союзы СЛОВНО, ТО НО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

    Молвит слово - соловей поет. (= Мол-
    вит слово, будто соловей поет.)

    Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

    Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась

    Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

    Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце -
    дурной знак.

    Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

    Алгоритм выполнения задания:

    1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:

    · если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что
    обобщающее слово стоит перед однородными членами;

    · если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нем можно
    объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;
    2) подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

    1. Союз IIOTOMY ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть
    бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в
    первой части(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

    2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного
    сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в
    бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

    3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
    предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части

    4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного
    предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части
    (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

    5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
    предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в
    бессоюзном сложном предложении ставится тире);

    6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения
    противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном сложном
    предложении ставится тире).

    Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

    Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

    1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

    • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
    • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
    • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
    • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

    2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

    • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

    3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

    • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

    4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

    а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

    • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
    • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
    • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

    б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

    • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
    • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

    5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

    • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
    • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
    • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
    • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
    • Я понимала: ты не пара моей дочери.

    Но (без оттенка предупреждения):

    • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

    6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

    • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
    • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
    • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

    Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

    • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
    • Я не знала, чем мне заняться вечером.
    • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

    1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

    2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

    3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

    Задачи личностного развития :

    Способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

    Создавать условия для развития адекватной самооценки;

    Развивать умения анализировать языковой материал.

    Тип урока : урок изучения нового материала и первичного его закрепления.

    Вид урока : урок практических работ.

    Выбор методов и приемов : диалогический метод.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

    Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

    В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

    В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

    Запишем два предложения и проанализируем их с точки зрения постановки знаков препинания.

    В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов )

    (части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

    Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

    (точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

    3.Объяснение нового материала.

    Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

    На экране представлены предложения с двоеточием.

    Слайд № 2

    1. Пётр Александрович Плетнёв - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

    2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

    3. Печален я: со мною друга нет.

    Задания:

    Определите структуру предложений;

    Объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

    Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

    Определение темы урока

    Слайд № 3 (Вопрос)

    Сформулируйте тему урока.

    Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

    Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», наша цель - рассмотреть условия постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения. (Слайд 4, 5)

    Как вы считаете, какова функция двоеточия в письменной речи?

    Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция - двоеточие предупреждает о пояснении.

    Давайте посмотрим, как эта функция проявляется в БСП.

    Двоеточие в бессоюзном предложении. (Слайды 7-10)

    1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникает вопрос почему? вы без труда поставите двоеточие на нужное место.

    А) Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их…

    Б) Печален я (почему?) : со мною друга нет…

    Если превратить эти предложения с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая. Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

    2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

    Вон, видишь ли через реку тот мост?

    …Он с виду хоть и прост,

    А свойство чудное имеет (а какое именно?):

    Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

    3. , отвечая на вопросы падежей.

    Я должен помнить (что? О чем?) : печаль пройдет

    И снова радость придет.

    Иногда в первой части опускаются слова увидел или услышал и только подразумеваются. Тогда и вопрос видоизменяется.

    Я прислушался (и что услышал) : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки скрипки.

    4.Между частями БСП ставятся вопросы: а как именно? А каким образом?

    Вертит очками так и сяк (а как именно):

    То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

    То их понюхает, то их полижет.

    Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» (слайд 11)

    Потому что

    Вторая часть раскрывает содержание первой

    Что? О чем?

    А как именно

    Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

    А какой именно?

    4. Закрепление изученного материала.

    а) Расставьте правильно знаки.(слайд 12)

    Это задание на расстановку знаков мы проведем под девизом: «Каждой пословице - свой знак»

    (учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)

    Запятая

    Двоеточие

    1.Где кто родился там и пригодился.

    2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

    3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

    4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

    5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

    б) Анализ предложений .(слайд13,14)

    Определите значения частей БСП, где поставлено двоеточие.

    1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

    2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(Дополнение)

    3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

    4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

    5. Опомнилась, глядит Татьяна:

    Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

    6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался (Пояснение)

    Динамическая пауза.

    Упражнение «Ритмы свободы»

    Хлопни в ладоши три раза.

    Сядь на стул.

    Топни правой ногой.

    Топни левой ногой.

    Поднимись.

    Помаши руками.

    Глубоко вдохни, задержи дыхание.

    Сделай полный выдох.

    Медленно, как сдувшийся шарик, опустись на стул.

    Медленно поднимись.

    Повернись три раза вокруг себя.

    Громко скажи: «Я свободен».

    в) Контроль полученных знаний .(слайд 16, 16,18)

    1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница -зима.

    (А.Пушкин.ССП, тире)

    2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

    (А.Пушкин.БСП,двоеточие)

    3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.

    (Л.Толстой.БСП, двоеточие)

    4. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.

    (М.Лермонтов. ССП, тире)

    5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

    (И.Крылов.БСП, двоеточие)

    5. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

    (М.Лермонтов, БСП, двоеточие)

    7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

    (М.Горький БСП, двоеточие)

    Работа по учебнику. (слайд19)

    Игра «Найди нужное предложение»

    По данным характеристикам найдите предложения и, используя начальные буквы слов, с которых начинаются указанные в задании части предложений, составьте слово.

    (учащиеся делятся на 5 групп (по числу заданий), задания распечатываются и раздаются каждой группе.)

    1. Работа с упражнением 223.

    Ответ: Предложение 3: «В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золтисто-алыми краями» Буква «В».

    2.Работа с упражнением 228(2 часть ).

    Ответ. Предложение 4.: «Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно». Буква «Е».

    Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в сотставе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

    Ответ. Предложение 2: «Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов». Буква «Р».

    4.Работа с упражнением 224.

    Ответ. Предложение 5: «На запад пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . Буква «Н».

    Ответ. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Буква «О».

    Проверка проводится следующим образом: представитель от группы вписывает найденную букву. Если получается слово «Верно», то задание выполнено правильно.

    Итог урока.(слайд 20)

    Рефлексия.

    Назовите условия постановки двоеточия в БСП.

    Критерии отметки

    Количество баллов

    2.За устный ответ-2 балла

    3.За работу в группе- 2 балла

    Задание на дом : ознакомиться с материалом учебника, выполнить упражнение 227

    Заполнить таблицу «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении »

    Каковы отношения между частями

    Какие слова можно вставить между частями

    Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

    Потому что

    Вторая часть раскрывает содержание первой

    Вторая часть поясняет содержание первой

    А именно, то есть

    Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части

    А какой именно

    Расставьте правильно знаки «Каждой пословице - свой знак»

    1. Где кто родился там и пригодился.

    2. 2.Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

    3. 3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

    4. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

    5. Куда конь с копытом туда и рак с клешней.

    6. Не везде сила где умение а где и терпение.

    Двоеточие

    Самостоятельная работа

    1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело

    2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине точно дым из труб.

    3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой как снявши шкуру с них долй.

    4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.

    5. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

    Игра «Найди нужное предложение».

    1. Работа с упражнением 223.

    Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

    2. Работа с упражнением 228(2 часть ).

    Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок - также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

    3.Работа с упражнением 228 (1 часть ).

    Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в составе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

    4.Работа с упражнением 224.

    Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

    5. Работа с упражнением 223 (1)

    Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

    Оценочный лист

    Фамилия, имя учащегося____________________________________________________

    Критерии отметки

    Количество баллов

    1. За домашнюю работу - 2 балла

    2.За устный ответ-2 балла

    3.За работу в группе- 2 балла

    4. Анализ предложений -2 балла

    5. Самостоятельная работа -2 балла

    6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

    7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

    8. Задание «Каждой пословице - свой знак» - 3 балла

    Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

    Цели:

    Образовательные : формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

    Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

    Воспитательные : воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

    Задачи личностного развития:

    Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

    Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

    Развивать умения анализировать языковой материал.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

    I Организационный момент.

    Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.

    II Проверка домашнего задания

    1.Упражнение_________

    2.Словарный диктант

    Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

    Они борются, борющийся, заклеенный, клеимый, ненавидимый, держащие, дышащий, неиссякаемый, они колеблются, они лечат, они надеются, слышимый, видимый, лелеемый, они лелеют, они тают, тающий, бреющийся, стелют, стелющийся, зависимый, они зависят.

    III Актуализация знаний.

    Прочитайте высказывание К. Паустовского

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

    К.Г. Паустовский

    О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)

    Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)

    Как вы понимаете выражение: “Держать текст”? (Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла)

    Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?

    IV Объяснение нового материала.

    1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

    1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

    Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

    2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

    3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

    4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

    5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

    6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

    Ключи. 1 (,) – 1 (;) – 2, 4 (:) – 3, 5, 6

    Ребята, какие предложения вызвали затруднения?

    Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. (3)

    Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)

    Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

    Открываем тетради, записываем число и тему урока.

    Двоеточие в БСП”

    Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

    Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

    4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".

    Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

    Постановка двоеточия в простом предложении.

    Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

    Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

    Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”

    Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

    Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

    Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

    Работа с таблицей (вписать свои примеры, пользуясь учебником).

    Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).

    Двоеточие в БСП

    :[причина] (= потому что, так как)

    :[пояснение] (= а именно, то есть)

    :[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)

    Слайд 4. Проверяем примеры

    5. Формирование умений и навыков.

    V Закрепление.

    1. Работа по карточкам.

    Анализ предложений

    Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.

    1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

    2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)

    3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

    4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

    5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

    6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)

    Взаимопроверка (работа в парах).

    Комментарий учителя.

    Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами.

    Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).

    2.Работа с учебником? Стр _________

    Упражнение ________;

    Удивительное – рядом”. (Разминка)

    3.Закончить предложения:

    Вокруг было прекрасно:

    Я оглянулся и увидел:

    Перед нами предстала удивительная картина:

    4.Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу

    Бессоюзные сложные предложения

    1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

    2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

    3. Укажите верные утверждения.

    Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

    а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

    б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

    в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

    г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

    4. Найдите предложение, соответствующее схеме : [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

    а) Настанет утро двинемся в путь.

    б) Дрова все вышли топить нечем.

    в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

    5. Какая схема соответствует предложению

    Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены): а) - б) : в) ;

    6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

    Любите книгу () она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

    в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

    7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось () замелькали звёзды:

    а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

    б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

    в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

    8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

    Вдруг я чувствую () кто-то берёт меня за плечо и толкает.

    а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

    б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

    в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

    9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

    а) Однажды проснулся он и видит () против его норы стоит рак.

    б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла () тут же появились мама и Леонид.

    в) Сидеть было неудобно () что-то мешало.

    г) Уж темнело () на траве появилась роса.

    Ключ

    1. Запятая.

    2. Точка с запятой.

    3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

    5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

    VI Выставление отметок за урок.

    VII Домашнее задание. Параграф 19.

    Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

    4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.

    VIII Итоги урока. Рефлексия.

    Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?

    Технологическая карта

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

    1.Словарный диктант. Правописание глаголов и причастий.

    Они бор_тся, бор_щийся, закле_нный, кле_мый, (не)навид_мый, держ_щие, дыш_щий, (не)иссяка_мый, они колебл_тся, они леч_т, они наде_тся, слыш_мый, вид_мый, леле_мый, они леле_т, они та_т, та_щий, бре_щийся, стел_т, стел_щийся, завис_мый, они завис_т

    2.Объяснительный диктант

    1. Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

    2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

    1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.

    2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

    3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

    4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда стоял на холме он был виден тут всюду.

    5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

    6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою.

    3.Анализ предложений

    1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

    2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

    3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

    4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

    5. Опомнилась, глядит Татьяна:

    Медведя нет; она в сенях.

    6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

    4.Объяснительный диктант. Расставить знаки препинания.

    Не оставляйте матерей одних они от одиночества стареют. (А.Дементьев) Письма больше чем воспоминания на них запеклась кровь событий. (А.Герцен) Скажи поколеньям иного века пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле. (э.А.) Теперь язнаю за моим окном не только мне принадлежат деревья. (С.Маршак) Любите книгу она поможет разобраться в жизни. Картина переменилась снег стаял влажная земля дымилась. Вдруг чувствую кто-то тянет меня в сторону. Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела.

    Творческая работа. Продолжить предложения.

    Строго соблюдайте правила уличного движения: …

    Не сорите на улице: …

    Необходимо соблюдать на улице тишину: …

    Вокруг было прекрасно: …

    Я оглянулся и увидел: …

    Перед нами предстала удивительная картина: …

    Найди «Третье лишнее»

    1.Помни про школу:

    только с ней

    станешь строителем радостных дней. (В,Маяковский)

    2. Таким друзьям на свете

    не страшно ничего:

    один за всех на свете,

    и все за одного. (С.Михалков)

    3. Как отчий дом, как старый горец горы,

    люблю я землю, тень её

    лесов, и моря рокоты, и звёзд

    узоры, и странные строенья облаков. (В.Брюсов)