Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • Отношение сверстников к детям с овз. Психологические особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

    Отношение сверстников к детям с овз. Психологические особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

    Формирование толерантного отношения к детям - инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения

    Слайд 1,2.
    «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
    Антуан де Сент-Экзюпери
    Слайд 3.
    1. Понятие толерантность. Историческая справка.
    Толерантность. Что это такое?-
    Если спросит кто-нибудь меня,
    Я отвечу: «Это все земное.
    То, на чем стоит планета вся».
    Непонятно? Что же, объясняю:
    Это счастье на Планете всей.
    Это то, что я всех принимаю.
    Всех людей, кто веры не моей.
    Толерантность, - я сказала, - это
    То, на чем стоит Планета вся,
    И другого не найти ответа.
    В этом я уверена, друзья.
    Толерантность - это всепрощенье
    Тех, кто нам обиды наносил.
    Толерантность - это примиренье
    Всех враждебных в этом мире сил.
    Толерантность – это люди света
    Разных наций, веры и судьбы
    Открывают что-то, где-то,
    Радуются вместе, нет нужды
    Опасаться, что тебя обидят,
    Люди, цвета, крови не твоей.
    Опасаться, что тебя унизят
    Люди на родной Земле твоей.
    Ведь планета наша дорогая
    Любит всех нас: белых и цветных!
    Будем жить, друг друга уважая!
    Толерантность – слово для живых!
    Алена КАЛИНИНА,
    гимназия №41, 8 «А» класс,
    Санкт-Петербург
    Слайд 4.
    На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, с уважением к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
    С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
    В России понятие «толерантность» стало употребляться в печати с середины XIX века, но в 1930 годах XX века оно исчезло из лексики, пока опять не появилось в начале 90-х годов.
    Слайд 5.
    16 ноября отмечается Международный день толерантности, который был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, утвержденной в 1995 году.
    Слайд 6.
    Декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
    Слайд 7,8.
    Декларация также рассматривает угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, предлагает методы и программы в борьбе с нетерпимостью.
    Слайд 9.
    В социологии толерантность делят на несколько видов:

    Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
    1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
    2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
    3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
    4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
    5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
    6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
    Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.
    У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
    Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.
    Слайд 18.
    Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
    - педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
    - родители (законные представители);
    - воспитанники, обучающиеся.
    4. Из личного опыта.
    Воспитание толерантности у обучающихся начальной школы – это тяжелый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Самое главное, на мой взгляд, педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для воспитанников убедителен.
    Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.
    Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в классном коллективе я поставила перед собой цель:
    сформировать и укрепить в классном коллективе универсальную толерантную среду.
    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
    1. Создать максимально благоприятные организационные условия в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе «особых детей».
    2. Достичь максимальной адаптации детей к условиям обучения.
    3. Обучить толерантному поведению в классном коллективе и конструктивным способам выхода из конфликта.
    4. Обеспечить участие всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.
    5. Создать ситуацию успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.
    6. Установить взаимодействие с семьей «особого» ребенка с целью заботы о его максимальном развитии.
    7. Систематически проводить педагогическое наблюдение, диагностику воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.
    5. Основные формы воспитательной работы по формированию толерантности.
    Для реализации задач по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
    Слайд 19.
    Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
    - познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
    - сочинения, защита исследовательских работ,
    - конкурсы рисунков, стихов,
    - социальные акции, концерты, праздники и др.
    Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.
    Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:
    - тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
    - моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.
    Особое внимание рекомендую уделить «Урокам доброты».
    Слайд 20.
    Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
    Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
    Примерная тематика «Уроков доброты»: «Пойми меня», «Мы учимся чувствовать друг друга», «Мы в этом мире», «Я выбираю дружбу», «Учимся толерантности», «Планета Толерантность».
    6. Выводы.
    Слайд 21.
    Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.
    Совместное обучение с «особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

    Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
    Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы!
    Слайд 22.

    Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,

    видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В.А.Сухомлинский

    Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания является составной частью глобальных общественных изменений, происходящих в российском обществе. В этом процессе знаковыми индикаторами станет общественная и государственная позиция в толерантном отношении не только к разным этносам и культурам, но и отношении к лицам с ОВЗ.

    Принцип толерантности в России, как отмечает Писаревская М.А. , может быть реализован при создании равноценного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении данного принципа.

    В России проблема формирования толерантности рассматривается, в том числе, и как основа построения гражданского общества. Оно представляет собой систему негосударственных общественных отношений и институтов, дающих человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья.

    Асмолов А.Г. считает, что школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

    Малофеев Н.Н. обращает внимание на то, что сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

    О необходимости решения такой важной и актуальной проблемы как проблема толерантности в своих трудах писали известные отечественные и зарубежные представители психолого-педагогической науки: А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, Е. И. Пассов, В. А. Петровский, Э. Фромм и др.

    В современной трактовке данное понятие имеет полинаучную природу, так как используется практически всеми гуманитарными науками. Ю.А. Шрейдер что данные феномен обозначает всеобщее равенство, моральный принцип и ценность. С точки зрения психологии толерантность рассматривается как ослабление реакции на неблагоприятный фактор, который перестает быть значимым для субъекта. В медицине - это симптом или снижение чувствительности к раздражителю. В социологии толерантность понимается как принцип, социальная норма, основополагающий демократический принцип.

    Таким образом, смысл, вкладываемый в понимание толерантности, имеет широкое и часто разноплановое толкование. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к другому. Алиева Е.Ф. предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и другого.

    В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой - с терпимостью, третий с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. Думаю, что нам удалось вскрыть еще и четвертый аспект, который исходно связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен, чем три предыдущих, и тоже заслуживает внимания.

    Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие надгосударственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью.

    Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования.

    Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы.

    Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку.

    Наиболее полное воплощение решение проблемы интеграции инвалидов в общеобразовательное пространство получило в теории идентичности. С точки зрения Микляевой А. В. , идентичность является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии как для тех, кто находится в группе риска быть отчужденным, так и для тех, кто может участвовать в отвержении. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни принцип равноправия полов, не «инвалидизировать» другого человека по тому или иному признаку. Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны.

    Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, как убеждает опыт развитых стран, специалистам социальной сферы (в том числе, и учителям) необходима специальная, направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой.

    Стоит также выделить и декларацию принципов толерантности . Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости» .

    Таким образом, наиболее актуальной задачей современного образования является создание в сельской школе толерантной среды, способствующей овладению ребёнком культурой познания, культурой общения и культурой чувств в процессе совместной художественно-эстетической, интеллектуальной и игровой деятельности детей с разным уровнем возможностей здоровья, что способствует формированию основных компонентов толерантной личности и создавало условия успешной адаптации дошкольников к современным условиям социума.

    Цель программы – воспитать толерантное отношение у школьников к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы.

    Задачи программы:

      своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;

      оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования;

      обеспечение непрерывности проведения различных бесед, мероприятий с детьми и их родителями по вопросам толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы;

      осуществление информационно-разъяснительной деятельности по вопросам воспитания толерантного отношения обучающихся к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы

      практическое обучение методам и приёмам работы с детьми по воспитанию толерантного отношения обучающихся к лицам с ОВЗ в условиях сельской школы.

    Условиями решения задач :

    1. Развитие коммуникативных способностей, как основное условие освоения детьми культурно-исторического опыта, познания собственного «Я», понимание различий между людьми и построения гармоничных толерантных взаимоотношений с окружающими, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия.

    2. Организация совместной деятельности детей с разным уровнем возможностей, которая обеспечивала развитие у детей активности, ответственности, применения толерантных способов взаимодействия в процессе овладения способами присвоения культуры (культуры познания и деятельностно-практического отношения к окружающему).

    3. Воспитание у детей ценностей жизни и природы, формирование, способности к эмпатии, понимание и уважение позиции другого и на этой основе развитие сотрудничества, взаимопомощи, формирование культуры чувств.

    4. Повышение родительской компетентности.

    Программа направлена на детей 5-7 классов, обучающихся в условиях сельской школы.

    Противопоказаний к применению данной программы нет.

    Длительность реализации данной программы составляет учебный год. Предполагается проведение занятий с детьми и родителями 1 час в неделю.

    Для реализации программы необходим просторный кабинет, оборудованный мультимедиа аппаратурой.

    Данная программа предполагает взаимодействие таких специалистов как психолог, социальный педагог, классный руководитель.

    Методы и формы реализации программы:

      проведение бесед, консультаций, диагностик, методик с родителями и детьми;

      «Уроки доброты»;

      проведение тренинга по формированию толерантного отношения;

      организация классных часов на тему толерантности к лицам с ОВЗ;

      проведение акций.

    Матвеева Светлана Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьякак условие организацииинклюзивной образовательной среды

    Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Автор предлагает для исследования и развитиятолерантных качеств использовать активные формы работы спедагогами, детьми, родителями.Ключевые слова: Инклюзивное образование, инклюзивная культура, инклюзивная образовательная среда, толерантность.

    В психологопедагогической литературе инклюзивное образование рассматривается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении.

    В основеинклюзивного образования лежитидеология, исключающаялюбую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям,но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образования являетсяпреодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.Британские коллеги предложили модель инклюзивного образования, включающую три аспекта: разработка инклюзивной политики, развитие инклюзивной практики, создание инклюзивной культуры.

    Аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён ими в основание треугольника. Развитие общих инклюзивных ценностей, отношений сотрудничества, построение образовательного сообщества изменяют политику и практику образования и обучения.Специалистами государственного учреждения «Федеральный центр наглядных средств обучения» дано такое определение: Инклюзивная культура -это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами общества и получающих выражение в ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Создание инклюзивной культуры, как составляющей инклюзивной образовательной среды,способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех его участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

    Под инклюзивной образовательной средой в педагогической литературе понимают вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность,а так же благоприятныйпсихологический климат.Образовательное учреждение, которое реализует инклюзивную практику,прежде всего,должно соблюдатьосновныепринципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизничеловека.С.В.Алехина выделяет ряд социальнопсихологических «барьеров» создания инклюзивной образовательной среды в плане обеспечения благоприятного психологического климата, связанных с общественным мнением по вопросам обучения детей с ОВЗ со стороныпедагогов, родителей:

    страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

    Одной из задач, направленных на преодоление социально психологических барьеров является формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

    В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений…».

    В отечественной педагогике Б.З.Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». Толерантность выражается в готовностиуважать жизненную позицию, ценности, интересы других людей и взаимодействовать с ними на основе согласия. На социальнопсихологическом уровне толерантностькак внутренняя установка и отношение личности, коллектива носит характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, через личный жизненный опыт.При этом под процессом формирования толерантности подразумевается создание образовательного пространства прямого или опосредованного взаимодействия воспитанников, педагогов, родителей с целью преодоления отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии, предупреждения возникновения психотравмирующих ситуаций в межличностных отношениях.С целью исследования и развития толерантных качеств у педагогов одной из дошкольных общеобразовательных организаций города Череповцанами был проведен тренинг «Я и окружающие люди».

    Тренинг «Я и окружающие люди».Цель:исследование и развитие толерантных качеств, умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.Знакомство. Рукопожатие.Участники тренинга встают в круг.Все присутствующие здороваются друг с другом рукопожатием с тем, кто справа, слева, напротив.Ведущий предлагает участникам занять места за столом.Упражнение № 1 «Как нас воспринимают окружающие».Ведущий предлагает каждому участнику группы обвести свою ладошкуи написатьв центре «Я», на пальчиках –

    «Какой я?».После выполнения задания участники сдают ведущему карточки, не указывая своего имени. Ведущий, перемешав карточки, по очереди читает написанное, группа пытается понять, о ком идет речь.Делаем вывод: иногда окружающие воспринимают нас не так, как мы сами«видим» себя.Упражнение № 2 «Как мы понимаем других людей».Давайте, проверим, как мы понимаем друг друга.Два участника группы уходят за дверь. Первому ведущий предлагает запомнить, затем передать одному из участников, стоящему за дверью сообщение: «26 ноября с 9.30 на базе МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 1» состоится городской семинар «Преемственность в реализации системнодеятельностного подхода». На семинар приглашаются учителя начальных классов и представители детских дошкольных учреждений: методистыи воспитатели».Второй участник передает сообщение третьему, сообщение третьего сравнивается с образцом.Делаемвывод, что чаще всего информация, воспринимаемая на слух, передается с искажением, не в полном объеме.Поэтому лучше всего для информирования использовать несколько каналов восприятия. Рефлексия «Тест коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко)Общение зависит от того, как мы относимся друг к другу. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений мы более всего подверженыконфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта.

    Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места, понять какие поведенческие

    реакции,стратегии иустановки вмежличностномобщении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.Ведущий предлагает присутствующих принять участие в тестировании.Зачитывает утверждения, участники тренинга заполняют таблицу.Подсчитывают количество баллов. Каждый оценивает степень коммуникативной толерантности в соответствии с ключом.

    «Дерево пожеланий». Наша встреча подошла к концу. У каждого из нас в руках цветок. Давайте, выскажем пожелания друг другу и прикрепим цветы на «Дерево пожеланий». Например, я желаю всем понимания, поддержки близких и коллег(прикрепляет цветок на «Дерево пожеланий»). Исследования, проведенные намиво время тренингас использованием методики В.В.Бойко «Тест коммуникативной толерантности» показали низкую степень готовностипедагогов к взаимодействию с людьмис ОВЗ(58% педагогов).

    На базе дошкольной общеобразовательной организации города Череповцаи в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями в развитии было проведеноанкетированиес целью изучениятолерантного отношения к лицам с ОВЗ педагогов, родителей. Анкета разработана специалистами МОУ ДПО «Ресурсный центр» города Новокуйбышевска. Многие родители и педагоги(61%)отрицательно относятся к идее совместного обучения нормально развивающихся детей со сверстниками, имеющими нарушения интеллекта, а 62% готовы препятствовать даже общению этих категорий детей в свободное время.

    Родители«здоровых» детей, прежде всего,опасаются возникновения конфликтов в детском коллективе, уменьшения внимания к здоровым детям со стороны педагогов и как следствие снижения успеваемости и темпа развития здоровых детей. Родители детей с проблемами в развитиии педагогиобеспокоены тем, что ребенок с ОВЗ столкнется с трудностями общения, плохим отношением со стороны сверстников, непосильной учебной нагрузкой, недостаточным вниманием со стороны педагогов,поэтому окажется неуспешным, снизится его самооценка, усугубятся проблемы здоровья. Результаты исследования показали (90%), что наряду с дополнительной переподготовкой педагогов, одним из условий являетсянеобходимостьподготовкиобщественного мнения, формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса.Исходя из полученных в ходе исследования данных, возникает необходимость организации работы по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья с тремя субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Работа по формированию толерантного отношения с дошкольниками организуется посредством

    игр, игровыхобразовательных ситуаций, через решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и ее обсуждение, беседы, с помощью которых оцениваются мотивы бескорыстного, доброжелательного отношения, поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, взаимопомощь, уважение к потребностям, интересам партнеров по игре, понимание ценности совместной деятельности, а так же совместное участие в разнообразных фестивалях, конкурсах; посещение кружков, экскурсий, походов, концертов, где все воспитанники могут реализовать свои способности, завоеватьсимпатии, уважение. Для формирования толерантной культуры личности педагога, развития умения управлять своим поведением, эмоциями, общением можноиспользовать программусоциальнопсихологического тренинга толерантности, предложеннуюС.Щеколдиной, которая основана на активных методах групповой работы и включает информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности, развитие толерантных качеств. В работе с семьями воспитанников можно использовать следующие формы и методы работы: семинары, лектории, родительские встречи, практикоориентированные занятия, тренинги, психокоррекционные занятия, участие в работе клубов, родительских конференций, «круглых столов», досуговых мероприятиях.

    Ссылки на источники1. Алехина, С.В.Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. –Красноярск, 2013. – С. 71 95.2. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.[ Электронный ресурс]. URL: // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(09.04.2014). 3. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений [Текст]. –Новокуйбышевск, 2006 105 с.4. Там же.5. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] /С.Д. Щеколдина. –Москва: Ось89, 2004. –80 с.

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    лицей №4 г.Баймака

    муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

    Тема:

    Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам”

    г. Баймак

    2016г

    Содержание

    Предисловие……………………………………………………….....................

    Понятие толерантности………………………………………………………

    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении………………………………………………………………………

    «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»

    В.А.Сухомлинский

    В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения

    согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»

    Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

    Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

    В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.

    Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

    Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

    Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.

    Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональ- ное самоопределение обучающихся.

    Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

    В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

    1. Диагностика:

      оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

      изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

    2. Консультирование:

      психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

      формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

    3. Коррекция:

      проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

      разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

    Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

    Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.

    В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.

    Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

    В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:

      знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

      проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

      формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

    При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

      формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);

      умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

      развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

      прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;

      стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

    Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

    В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.

    Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

      отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

      отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

      неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

      нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

      неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

      трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

    С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних (таблица 1).

    Таблица 1

    Преимущества инклюзивного образования

    в современном образовательном пространстве

    Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных школах появляется необходимость в решении следующих задач:

    - изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

    - выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

    - определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

    - разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

    Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности .

    В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей .

    Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

    Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.

    В этом учебном году я начала обучать ребенка с ОВЗ (тугоухость 3 степени) по программе первого класса. Мы занимаемся в моем кабинете. Ей приходится иногда встречаться с учащимися 4-го класса. Мои ученики помогают девочке одеваться, собирать вещи, провожают в столовую. Я прилагаю все усилия, чтобы она чувствовала себя комфортно в обществе.

    Я поставила перед собой цель – провести работу и создать условия для формирования у своих учеников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

    При этом под толерантным отношением я подразумеваю не жалость и терпимость к таким детям, а уважительное отношение к человеку не зависимо от состояния его здоровья, готовность сотрудничать, взаимодействовать с ним, не акцентируя внимание на внешних особенностях.

    Цель проекта: создание условий для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

    Задачи проекта:

    1.Провести опрос среди учащихся 4в класса лицей №4.

    2. Проанализировать научную и художественную литературу по теме проекта.

    3. Спланировать и провести работу по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.

    4. Спланировать и провести работу с родителями по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями.

    5. Провести классный час на тему “Толерантность- это милосердие”

    6. Занятие с психологом ”Учимся чувствовать друг - друга”.

    7. Интегрированное занятие “Все люди разные”.

    Научная новизна и теоретическая значимость работы: в результате проведённых исследований впервые:

    1.Проведено углублённое изучение отношения к детям – инвалидам различных социальных групп (детей, педагогов и родителей).

    2. В мою программу по воспитательной работе «Открытый мир детства» было включено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».

    Практическая значимость работы :

    1. Дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

    2.По результатам работы разработаны рекомендации для педагогов и родителей по формированию толерантного отношения к детям – инвалидам.

    3.В план воспитательной работы лицей №4 г. Баймака и в планы воспитательной работы классных руководителей внесено новое направление «Толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями».

    Наши дети участники городских, краевых выставок, конкурсов разного уровня. Недавно была проведена выставка рисунков и поделок, посвященная ко дню Матери “Я рисую маму”, ”Мир глазами ребенка” и внеклассное мероприятие “Я и мамочка моя”.

    Вывод : В нашем лицее не проявилось отрицательное отношение к инвалидам. Но в классах, где не учатся дети с особенностями здоровья, у одноклассников преобладает чувство жалости к ним. У большинства этих детей нет личного опыта общения с детьми-инвалидами. Они воспринимают детей с особенностями здоровья на эмоциональном уровне.

    В тех классах, в которых учатся дети-инвалиды, преобладает желание общаться, оказывать дружескую поддержку, а в некоторых случаях и брать пример.

    Результаты опроса и проведённого исследования укрепили меня во мнении, что нельзя научить детей толерантному отношению к детям – инвалидам без опыта общения с ними. Значит, задача учителя – организовать это общение.

    В этом учебном году спланировали работу в следующих направлениях:

    Чтение и обсуждение произведений (на уроках и внеурочных занятиях), побуждающих младших школьников задуматься над трудными вопросами «Что такое красота?», «Всегда ли внешняя и внутренняя красота совпадают?»;

    Проведение цикла классных часов, посвящённых людям – инвалидам, достигших высот в профессии, спорте или творчестве;

    Проведение бесед о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце», о людях - инвалидах с активной жизненной позицией;

    Знакомство с социальными роликами «Люди так не делятся» и с мультфильмами «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы»;

    Взаимодействие с родителями.

    Для чтения были выбраны произведения: В. Катаев «Цветик - семицветик», П. Ершов «Конёк-горбунок», Аксаков «Аленький цветочек», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Чайник», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.Гаршин «Сказка о Жабе и Розе», А.Куприн «Барбос и Жулька», В. Берестов «Честное гусеничное», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка», А.Волков «Волшебник Изумрудного города», В.Гауф «Карлик Нос», Н. Бромлей «Трудная дорога», стихи Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» , А.Барто «Любочка», С. Острового « Лесная быль» и др.

    Знакомство детей с этими произведениями способствует развитию этических чувств, доброжелательности, эмоциональной и нравственной отзывчивости моих учеников. Они учатся понимать чувства других людей и сопереживать им. Ежегодно 3декабря во всем мире отмечают День инвалидов. Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов,защиту их достоинства, прав и благополучия.

    Готовлю классные часы о людях-инвалидах, которые известны во всём мире.

    На примерах жизни этих людей ученики узнают, что, даже с ограниченными возможностями здоровья, человек может достичь огромных высот и помогать другим. Нужно только быть сильным духом, целеустремлённым, верить в себя и много трудиться.

    Параллельно ведется работа с родителями. Воспитание личностных качеств младших школьников, в том числе толерантности, начинается в семье. Задача педагога - организовать сотрудничество с семьями учеников по этому вопросу.

    Среди ответов родителей преобладали следующие: стараемся чаще бывать вместе, беседуем, читаем книги, обсуждаем фильмы и телепередачи, воспитываем на своём примере и на примерах известных людей….

    Обсуждая вопрос, достаточно ли всего этого для внутреннего роста ребёнка, пришли к выводу, что нам и нашим детям не хватает возможности применить на практике свои знания, полученные из книг и фильмов.

    После этого собрания родители стали более активно участвовать в делах класса, на практике показывали своим детям образцы толерантного поведения, закрепляли образец такого поведения в сознании детей.

    Вывод: невозможно дать ребёнку готовый образец толерантного поведения. Он формируется в ходе ежедневных тренировок и работы над собой. Нужно создать условия для формирования у младших школьников толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.

    Главным и самым весомым результатом реализации толерантности к детям-инвалидам явилось то, что дети стали по-другому смотреть на мир. Они начали сами находить добрые дела и стараться осуществлять их.

    Список литературы:

      1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

      2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492

    Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Так было не всегда. До 1917г. государственная помощь аномальным детям отсутствовала. Многие врачи и педагоги пропагандировали необходимость оказания такой помощи и смогли осуществить, по словам Х.С.Замского, оригинальные мероприятия по призрению, лечению, воспитанию и обучению этих детей.
    Благодаря активизации в России с 60-х гг. XIX века благотворительной деятельности, стали открываться медико-педагогические учреждения, приюты, вспомогательные школы и классы, которые не входили в государственную систему образования. Наиболее известные из них: "Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В.Маляревского" (1882г.), "Приют для детей-идиотов и эпилептиков" Е.К.Грачевой (1894г.), "Школа-санаторий В.П.Кащенко" (1908г.).
    В 1918г. был принят декрет Совнаркома, согласно которому все учреждения для аномальных детей были переданы из ведения Наркомсобеса в Наркомпрос. Это явилось гуманной и прогрессивной тенденцией, так как основной упор стал делаться не на изоляцию и призрение, а на воспитание и обучение. Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами и врачами этого периода: Д.И.Азбукиным, В.М.Бехтеревым, П.П.Блонским, А.Н.Граборовым, А.С.Грибоедовым, В.П.Кащенко, Ф.А.Рау, Г.И.Россолимо и др.
    Большой вклад в отечественную коррекционную педагогику (дефектологию) внес Л.С.Выготский. Все направления современной коррекционной педагогики базируются на его фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях, многие из которых легли в основу развития целых психологических школ как в нашей стране так и за рубежом.
    Знаменательным этапом в истории становления вспомогательной школы стал состоявшийся в 1924г. II съезд социально - правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), положивший начало научному подходу к проблеме аномального детства. В 1926г. выходит Постановление Совнаркома РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков".
    Это предопределило создание единой системы специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений с особыми планами и программами по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовому обучению. Основопологающими принципами данной системы являются: всеобщность, общедоступность, бесплатность, обязательность начального и неполного среднего образования. Изменение социально - экономических условий в стране обусловливало качественную трансформацию содержания образования, что способствовало улучшению адаптации выпускников специальных коррекционных учреждений в обществе и на производстве.
    В настоящее время, обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего - педагогами-дефектологами, подготовка которых ведется на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии ряда педагогических институтов и университетов страны. Учреждения для детей с ограниченными возможностями, дифференцированны в соответствии с характером дефекта и глубиной поражения систем организма ребенка. Разработкой методического и прикладного инструментария в комплексе занимаются: институт коррекционной педагогики РАО и научно-исследовательские институты семьи, социальной работы, трудовой экспертизы, а также вузовские ученые, представители академической науки и дефектологи-практики. На местах систему социальной поддержки реализуют различные центры милосердия, социальной реабилитации, приюты, специальные образовательные коррекционные учреждения.
    Внимание к проблемам нетипичных детей со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального образования. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. Например, выпускники специальных образовательных коррекционных школ и школ-интернатов для детей с нарушением интеллекта оказываются на улице, не имея средств к существованию, в силу макроэкономических и социокультурных причин, когда их специальность, полученная в школе не востребована на рынке труда или работа оценивается крайне низко (В г.Саратове открыто только одно училище для детей-сирот с умственной отсталостью - ПУ №14, в котором подростки получают доступную профессию, находятся на государственном обеспечении, и после окончания им гарантируется трудоустройство). Кроме того, пока нет широких сетей социальной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида, детей с сенсорными нарушениями, умственной отсталостью (В г.Саратове пока работает только один Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, специализирующийся на оказании комплексной помощи детям с ДЦП).
    В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников. Более 125 тысяч детей дошкольного возраста с проблемами развития воспитываются в специальных детских садах и специализированных группах дошкольных образовательных учреждений. В г.Саратове на 1.01.2001г. в специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах находилось около тысячи детей с умственной отсталостью.
    Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).
    Сферу коррекционной педагогики и специальной психологии дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских образовательных учреждениях, а также различные консультационные и тренинговые центры. Положительным моментом является отсутствие выраженных практик социокультурной изоляции нетипичных детей от других членов общества, обычных детей, наличие у людей с проблемами всех конституционных прав, возможности интегрированного обучения.
    Также в РФ ведется работа по профилактике отклонений развития в детском возрасте. Она осложнена материальными и социально-бытовыми трудностями, снижением культурного уровня родителей, не всегда высоким качеством медицинской помощи, отсутствием целенаправленной реализации комплексных программ абилитации и реабилитации нетипичных детей в условиях семьи.
    Можно отметить ряд достижений в устранении причин аномалий: ликвидация тяжелых инфекционных, эпидемических заболеваний (чума, холера, оспа, малярия, трахома, сыпной тиф и др.), снижение заболеваемости брюшным тифом, дифтерией, создание системы медико-генетического консультирования, открытие центров репродукции и планирования семьи, иммунологических центров.
    В целях социально-трудовой и социокультурной адаптации лиц с недостатками физического развития в РФ созданы общественные организации граждан, лишенных зрения и слуха - Всероссийское общество слепых (ВОС, 1923г.) и Всероссийское общество глухих (ВОГ, 1926г.). В их функции входит улучшение культурно-бытовых условий, повышение общеобразовательных и профессиональных знаний членов общества, а также их трудоустройство. Общества имеют свои учебно-производственные специальные предприятия, мастерские, которые пользуются льготами, в частности, по налогообложению. В рамках ВОГ и ВОС существует сеть Домов культуры, клубов, библиотек. В г.Москве - единственный в России - театр-студия мимики и жестов (В г.Саратове региональное отделение ВОГ находится на ул.Чапаева, 47; ВОС - на ул. Кутякова, 13). ВОГ и ВОС выпускают ежемесячные журналы, поддерживают международные связи через Всемирную федерацию глухих и Всемирный совет благосостояния слепых. Непосредственно проблемами превенции (профилактики) болезней, вызывающих нарушения в развитии, занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
    Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы.
    Большое прогрессивное значение имело принятие Государственной Думой РФ в 1996г. Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
    Закон предусматривает вариативность видов образования для детей с отклонениями в психофизическом развитии: интегрированное обучение, обучение в специальном образовательном коррекционном учреждении, обучение на дому, с последующей аттестацией и при ее успешности - возмещение затраченных на обучение денежных средств. Это дает родителям возможность выбирать типы образовательных учреждений и программу, по которой будет заниматься ребенок. В процессе обучения ребенка в школе родители могут принимать участие наравне со специалистами в разработке и корректировке индивидуальной программы педагогической реабилитации для их ребенка. Ст. 13 Закона закрепляет право лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательном учреждении общего назначения пользоваться во время занятий услугами помощника.
    Кроме того, родители получают право присутствовать при работе психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаться с диагнозом и обжаловать решение ПМПК в суде. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребенка с ограниченными возможностями имеют право выбора экспертов. Рассмотрен вопрос доставки детей в учреждение за счет государства (например, на автобусе). Родители имеют право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение на специальность, соответствующую профилю заболевания их ребенка. При поступлении ребенка с ограниченными возможностями в высшее учебное заведение на специальность, "близкую" его нарушению (диагнозу) конкурс для него отменяется.
    Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педагогам призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим Постановлением правительства РФ (1233 от 8.12.90 г.).Типовое положение о ПМПК утверждено коллегией Министерства образования РФ от 12.4.95 г.
    МПК является юридическим лицом и несет в соответствии с этим всю полноту ответственности за свою коррекционно-диагностическую и консультативную деятельность. Комиссия осуществляет комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей и подростков в возрасте до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения с учетом социальных, психологических и физических возможностей. Поэтому обязательными членами комиссии являются: врач-психоневролог, учитель-дефектолог, логопед, психолог. Семья, таким образом, получает возможность всесторонне обследовать ребенка и получить заключение экспертной комиссии с рекомендациями.
    Проблемами в области диагностики развития нетипичных детей является временная ограниченность рамок социального, медицинского и психолого-педагогического обследования, отсутствие отдельных помещений (комнат) для специалистов, что, с одной стороны позитивно, так как возможна работа в команде, повышающая объективность выводов, а с другой стороны - ребенок находится в гиперстрессовом состоянии. Все это может привести к диагностической ошибке, а следовательно, выбору неадекватных способностям ребенка мер психосоциального и коррекционно-компенсаторного воздействия, образовательных программ реабилитации. Проблема ранней диагностики актуальна в силу наличия значительного количества наследственных нарушений развития, что затрудняет реализацию процессов абилитации и реабилитации, а в ряде случаев делает их невозможными.