Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Какие произведения написал антоша чехонте
  • Николай Побережник - Мы выжили!
  • ВведениеРеализуй свой уникальный потенциал
  • Чудачества знаменитых литераторов Интересные факты из жизни знаменитых писателей
  • Семнадцать мгновений весны
  • Грамматические ошибки в русском языке: примеры
  • ЕГЭ по русскому языку. Проблема происхождения и воспитания совести. Теоретические чтения – Но почему ничего не сдвинулось с места

    ЕГЭ по русскому языку. Проблема происхождения и воспитания совести. Теоретические чтения – Но почему ничего не сдвинулось с места

    Фазиль Искандер

    «...СОВЕСТЬ - РАЗУМ ДУШИ»

    Вы знаете, я, может быть, не столь конкретно буду говорить. Так уж я набросал свою мысль. Но мне кажется, это имеет отношение ко всему, что мы говорим и делаем.

    Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее, массовые убийства превращает в абстрак­цию для виновных в них. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью снижения добро­совестности выполнения своих обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отве­чает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жиз­ни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.

    Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое совестливое отноше­ние государства к своему народу. Тут народ практически рассуждает так: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог ве­лел обманывать. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государ­ства долгим крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий прави­тель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит. Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет.

    Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты. Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Че­ловек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоя­щее исключение.

    Чтобы полностью успокоиться, такой человек соверша­ет, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни. Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и дол­жен повторять их. И таким образом, и сами подлые поступки, перемиги­ваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в под­лости. Никто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевс­кий. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы ос­вободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности са­мого первого убийства. Новые убийства выстраиваются в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.

    Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравствен­ный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозритель­ность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.

    Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при его бо­жественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозре­ние, до конца надеясь, что совесть Иуды победит и он не пойдет на преда­тельство.

    Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до кон­ца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь».

    Однако величайшая подозрительность до сих пор царит в политике. Не успели люди выйти в космос, как там появились государства со своими спутниками-шпионами, тут как тут. Недаром Гейне сказал: «Заткни со­баке пасть, она будет лаять задницей».

    Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему наро­ду, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер чело­вечества» свой неповторимый «узор». Надо помнить, только при сохра­нении всех «узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковер человечества». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним ис­порченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испор­ченными «узорами».

    Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума: технологический ум и этический ум. Эти два вида ума в человеке крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - но­вое оружие, государство на развитие его не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так на­гляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.

    Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропа­ганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества ниг­де никем не поддерживается, во всяком случае, в должной мере.

    Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениаль­ной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.

    Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить куль­том совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе мол­чит.

    Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно сло­вом утверждает совесть религия и художественная литература.

    В вопросах совести религия любой страны должна стоять впереди го­сударства и над государством. Это ее святая обязанность. Когда это так, люди всей душой это чувствуют и, прижимаясь к церкви, согреваются сами и укрепляют ее авторитет. Но там, где люди церкви чаще, чем на небо, а иногда даже как на небо, смотрят на начальство, авторитет церкви улету­чивается. Между церковью и Богом никакого начальства не должно быть.

    Утверждает совесть и художественная литература. Мы не можем ска­зать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уве­ренностью, что без нее зла было бы гораздо больше.

    Жизнь - это «домашнее задание», данное Богом человеку. Ни странно ли, что многие люди ждут, чтобы это «домашнее задание» за них выпол­нил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не ус­лышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной со­вести?

    Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбу­дить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.

    Но если все так трагично, то, что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ выманивания человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!

    На вопрос, что выше: разум или совесть? - я отвечу так: «Человек ра­зумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу». Сами решайте, что выше? Совесть - разум души.

    We live in the era of the three crises.
    In recent years, the world has seen a lot of political upheavals and revolutions , the global economy is going through another financial crisis , people go to demonstrations and rallies , politicians are tested on the public"s trust in government. What are the most important changes are taking place before our very eyes ? This and more Vladimir Solovyov and Anna Shafran discussed with the students & Vesti FM & Playing & Morning with Vladimir Solovyov . Full Contact & quot ;. Soloviev: It seems that not all realize that we live in a very interesting time. This time - a combination of the three most difficult factors. Well, firstly, we are witnessing a tectonic shift , which is probably the most accurate of the economic theories described by the theory of long cycles of Kondratieff and Chayanova , and we must speak about the changes related and linked to the change in the basis of materialogicheskoy new economy , and type of economy. That is, we are talking not about the mechanisms of the superstructure , not about serving the financial and other - they are not. We"re talking about the tectonics of the economy. That is just about reproduction . Here a huge crisis , and it is clear that we are moving to a new type of reproduction. It "s the first one. Second deepest crisis - a crisis of world political systems, the relationship between people and the ruling class. It is no coincidence now there was talk in the world of crowdsourcing , of the speeches the crowd , the opinion of the crowd. This is largely comparable to the crisis , which was again on a long political cycle immediately before and after the First World War , which ended de facto the First World War , when the aristocratic model of governance of Europe could not stand up to scrutiny , and even then is in direct personal relationship with each other ruling house came into armed conflict , which ended with the destruction of the principle itself , when people trust aristocrats run their own lives . It became clear that it is weak and does not work . After this began to bloom a variety of forms of democracy and popular representation. Here it is clear that this is a tough party submission, largely inherited from even chivalry and religious orders , also disappearing. Therefore, those revolutions that now swept the peace or a peace throughout the world, indicate the change in the idea of people who and how to represent their interests . Against this background , a third , well, it seems to me , is a revolution of knowledge and consciousness . As once the revolution has been associated with the advent of printing, when the book of the sacred has become simply a source , and can be printed quickly. There was the printed word , the attitude to the sacred text. Now there is already a new stage here this virtual information , speed information exchange , opportunities for information sharing , which raises the question , and in fact the deputy opinion polls the voter does not cost anything to find out what he thinks . And the voters to express their attitude to his deputy also worthless. And the deputy should decide for themselves , to whom it belongs . That is, it is part of the party apparatus , part of this mechanism , podchernyaetsya your supervisor party or its immediate constituents. Well, where there is a majority system , and possible contacts with him and chat - quite another. And if MP thinks about something , he can immediately exit to empathy and mode of conversation. Compacted decision speed ... And in this big problem of obtaining and processing information. That is becoming a valuable & Ping Pong & quot ;, not deep drilling. And often win short forms , which are not always correct. Often, the true knowledge became supplanted & wikipedia & quot ;, which can be any number of inaccuracies. That is, there is such a superficial level .

    Подробное решение параграф § 55 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Родионова Е.И. 2016

    Вопрос 1. С какой проблемой неоднократно сталкивалось человечество? Чему будет посвящён параграф?

    Человечество неоднократно сталкивалось с проблемой нехватки ресурсов, что приводило к экологическим кризисам.

    Вопрос: Если у человечества есть будущее, то какие первоочередные проблемы ему придётся решать?

    Вопрос 2. В чём причина экологических кризисов? Приведите их примеры. (§ 53, 54)

    Причина экологических кризисов заключается в невозможности человека жить в гармонии с природой.

    Что такое зелёная революция? Какие проблемы с её помощью удалось решить, а какие – нет? (§ 54)

    Зелёная революция - комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х - 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.

    В результате ее осуществления удалось снизить остроту продовольственной проблемы, стало возможным освободить часть людей из сельского хозяйства, увеличился процесс урбанизации, где возникает приток рабочих рук на промышленные предприятия.

    Зелёная революция не везде привели к успеху. Во многих случаях этому помешали бедность населения, дороговизна начальных вложений капитала и неразвитость транспортной сети. В то же время зелёная революция, не поборола голод полностью.

    Что такое ресурс? (§ 20)

    Ресурс – запас, источник чего-либо, используемый при необходимости.

    Вопрос 3. Какими ресурсами расплачиваются за продовольствие страны экстенсивного и интенсивного земледелия?

    Страны экстенсивного земледелия расплачиваются за продовольствие очень большими площадями земельных ресурсов, занятыми в с/х. А страны интенсивного земледелия – внесением на поля больших количеств пестицидов и удобрений по отношению к площади.

    Вопрос 4. Какие страны тратят на производство продовольствия больше топлива?

    Страны с интенсивным сельским хозяйством тратят на производство продовольствия больше топлива, чем хозяйство с эктенсивным с/х. Это связано с ростом механизации сельского хозяйства. Современные формы интенсивного выращивания злаковых связаны с использованием механической вспашки, химических удобрений, регуляторов роста растений и пестицидов. А выращивание скота производится также с использованием механизированной техники.

    Вопрос 5. Какая страна использует природные ресурсы более эффективно? Укажите недостатки каждого способа природопользования.

    Страна с интенсивным типом экономики использует природные ресурсы более эффективно, но и очень быстро.

    Нетостатки экстенсивного способа.

    – Приводит к экономическому застою;

    – Ухудшаются условия расширенного воспроизводства (истощение невоспроизводимых природных ресурсов и др.);

    – Носит затратратный характер.

    Нетостатки интенсивного способа.

    – Сложный тип роста;

    – Невозможны очень высокие темпы экономического роста;

    – Может вызвать безработицу;

    – Появляются экологические проблемы.

    Вопрос 6. Как изменяется использование человеком ресурсов территории? Как это отражается на природных процессах?

    Естественные ландшафты все больше и больше преобразуются человеком в антропогенные ландшафты. Природные процессы очень тонко реагируют на эти изменения, они практически угасают на этих территориях.

    Вопрос 7. В чём причина быстрого истощения нефти по сравнению с углём?

    Нефть более энергонасыщенна, чем уголь. Поэтому в настоящее время ее больше добывают и используют. А значит нефть более быстрыми темпами истощается, чем добываемый в малых количествах (по сравнению с нефтью) уголь.

    Вопрос 8. Приведите примеры истощения возобновимых ресурсов.

    Истощение запасов пресной воды, плодородный слой почвы, лес. В случае уничтожения лесов снижается содержание кислорода в атмосфере.

    Вопрос 9. Какие источники загрязнения показаны на рисунке 55.5? Какие другие источники загрязнения вам известны?

    На картинке показаны выбросы производств, выхлопные газы автомобилей, пыль.

    Все источники загрязнения можно разделить на:

    Бытовые (коммунальные);

    Промышленные (отходы производства) – главным образом, выбросы;

    Отходы производственного потребления;

    Опасные (токсичные);

    Радиоактивные.

    Вопрос 10. Чем опасна атомная энергетика?

    Опасность связана с проблемами утилизации отходов, авариями, приводящими к экологическим и техногенным катастрофам, а также с возможностью использовать повреждение этих объектов (наряду с другими: ГЭС, химзаводами и т. п.) обычным оружием или в результате теракта - как оружие массового поражения.

    Вопрос 11. Каково значение озонового экрана для всего живого?

    Несмотря на ничтожно малое содержание озона в атмосфере, значение его поистине огромно. Жизнь на Земле, какой мы ее наблюдаем в настоящее время, была бы совсем другой, если бы ее не защищал тонкий трехмиллиметровый озоновый слой. А исчезни сегодня озоновый «экран», жизнь, возможно, сохранилась бы только глубоко под водой в Мировом океане или под землей.

    Дело в том, что озоновый слой (озоносфера) поглощает особенно губительные коротковолновые ультрафиолетовые лучи, препятствуя тем самым повреждению живых систем. Озоновый слой также определяет термический режим атмосферы Земли. О3 поглощает выделяемую Землей энергию инфракрасного диапазона (тепловую), не дает ей рассеяться в Космосе, и тем самым задерживает тепло в атмосфере нашей планеты. Озон задерживает около 20% излучения Земли, повышая отепляющее действие атмосферы.

    Снижение концентрации озона в атмосфере в целом хотя бы на 10 % уже сказывается на живых организмах - снижается урожай растений, у животных и человека наблюдаются различного рода патологии, например, нарушение легочной функции, увеличение хронических заболеваний легких, нервной и иммунной систем, рак кожи и сетчатки глаз. Заметные сдвиги под влиянием возросшего ультрафиолетового облучения могут наблюдаться и в состоянии целых экосистем, особенно наземной растительности и фитопланктона, а также осуществлении биогеохимических циклов.

    Большие количества озона образуются в крупных городах с интенсивным движением автотранспорта в результате фотохимических превращений выхлопных газов автомашин.

    Вопрос 12. Почему в верхних звеньях пищевой пирамиды концентрации загрязняющих веществ возрастают? Какое место в пищевой пирамиде океана занимает человек (рис. 6)?

    Загрязняющие вещества не всегда распадаются в природе на безопасные составляющие, а наоборот, начинает циркулировать, накапливаясь в организмах живых существ. Они неизбежно попадают в пищевую цепь. С каждым звенов пищевой цепи концентрация ЗВ возрастает.

    Человек занял место на вершине пищевой пирамиды океана.

    Вопрос 13. Чем грозит человечеству тепловое загрязнение? Как изменится природа на Земле к 2050 г., если оно продолжится (рис. 55.8)?

    Тепловое загрязнение увеличивает температуру Земли, вызывая резкие климатические изменения и исчезновение видов дикой природы.

    Льды на вершинах гор – запасы пресной воды. К 2050 году они будут встречаться довольно редко и только ближе к полюсам. А температура на Земле изменится в сторону её увеличения, немного летом и в значительной степени зимой.

    Вопрос 14. Чем отличаются возобновимые и невозобновимые ресурсы? Какие из них следует стараться использовать человеку?

    К исчерпаемым ресурсам относятся те, которые могут быть исчерпаны в ближайшей или отдаленной перспективе. Сюда относятся в первую очередь ресурсы недр и ресурсы живой природы. Исчерпаемость ресурса понятие относительное. Обычно ресурс считают исчерпанным в том случае, когда его добыча и использование (с учетом переработки) становится экономически невыгодной. Ясно, что последнее зависит от уровня технологий, культуры производства и пр. Например, в России месторождение нефти считают исчерпанным, когда из него извлечено около 30 % самого продукта. Передовые технологии между тем позволяют использовать до 60-70% нефти при сохранении рентабельности производства.

    В других случаях использование ресурса оказывается мнимо рентабельным до полного его исчерпания. Это, в частности, относится к полному истреблению отдельных видов растений и животных, а также использованию экосистем, например Арала и Приаралья.

    К неисчерпаемым относятся те ресурсы, которые можно использовать неограниченно долго. Например, ресурсы солнечной энергии, ветра, морских приливов. Однако и в данном случае неисчерпаемость является относительной. Для каждого ресурса есть лимиты потребления, превышение которых опасно для окружающей природной среды. Например, использование выше определенных пределов солнечной энергии грозит повышением температуры околоземного пространства и возможным тепловым или термодинамическим кризисом.

    Особое положение среди ресурсов занимает вода. Она исчерпаема, хотя и временно, вследствие загрязнения (качественно), но неисчерпаема количественно. Запасы ее на Земле практически не изменяются, а происходит лишь перераспределение ее между отдельными сферами (океан, суша, атмосфера) или формами (жидкая, твердая, парообразная).

    Человек должен стараться использовать возобновляемые ресурсы в своих целях, но также в разумных количествах.

    Вопрос 15. Какие черты характерны для современного экологического кризиса?

    – Особые черты современного экологического кризиса:

    – Исчезновение растительных и животных видов,

    – Уменьшение видового многообразия,

    – Исчезновение генофонда флоры и фауны Земли (животные и растения исчезают вследствие изменения среды их обитания),

    – Экологические проблемы (а их уже доволи многовато).

    Человечество обязано сохранить и передать потомкам биологическое разнообразие Земли, и не только потому, что природа прекрасна и восхищает нас своим великолепием. Есть еще более значимое основание: сохранение биологического разнообразия является непременным условием жизни самого человека на Земле, поскольку устойчивость биосферы тем выше, чем больше составляющих ее видов.

    Вопрос 16. Утилизация отходов хозяйственной деятельности людей – дорогое удовольствие. В чём проблема?

    Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди, обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ. Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных процессов. Развитие цивилизации породило лавинообразный рост количества отходов. Чем лучше мы живём, тем больше потребляем различных товаров, а значит, производим больше мусора. Число мусороперерабатывающих заводов в России на сегодняшний день мало. Количество твёрдых бытовых отходов с каждым годом увеличивается.

    В настоящее время действуют такие виды утилизации, как:

    –Естественное разложение в природной среде.

    –Захоронение на полигонах.

    –Выделение полезных компонентов и вторичная переработка (рециклинг. Его классы: механический рециклинг, инсинерация, рециклинг пиролизом, химический рециклинг).

    У каждого вида утилизации есть плюсы и минусы

    1. Свалки как способ утилизации

    Плюсы: гниение мусора происходит под воздействием бактерий. При этом образуется Свалочный газ - биогаз, образующийся в результате анаэробного разложения органических муниципальных отходов. Свалочный газ собирают, предотвращая загрязнение атмосферы, и используют в качестве топлива для производства электроэнергии, тепла или пара.

    Минусы: находясь на открытых площадках, под воздействием атмосферного воздуха, солнца и осадков, вредные вещества размываются и проникают в землю, в почву и подземные бассейны вод, грунтовые воды. Отходы на свалках медленно, но постоянно сгорают - тлеют. Как известно, тление представляет собой фазу сжигания, характеризуемую наибольшим образованием стойких органических загрязнителей.Пищевые отходы ущерб природе практически не наносят. Используются для питания различными организмами. Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.

    2. Сжигание мусора. Этот метод утилизации считается эффективным при условии, что завод оснащен высокотехнологичным оборудованием. Из отходов вначале удаляют металлы, аккумуляторы, а также пластик.

    Преимущества мусоросжигания:

    Меньше неприятных запахов;

    Уменьшается количество вредных бактерий, выбросов;

    Полученная масса не привлекает грызунов и птиц;

    Есть возможность при сжигании получать энергию (тепловую и электрическую).

    Недостатки:

    Дорогостоящее строительство и эксплуатация мусоросжигательных заводов;

    Строительство занимает не менее 5 лет;

    При сжигании отходов в атмосферу попадают вредные вещества;

    Выбросы металлов;

    Зола от мусоросжигания токсична и не может храниться на обычных свалках. Для этого нужны специальные хранилища.

    3. Размещение мусора и вторичная переработка.

    Размещение отходов – экологический термин, который подразумевает захоронение и хранение отходов для дальнейшей утилизации.

    Завод по переработке отходов находится в Янино, но его мощности по сравнению с общим объемом вывозимого «ТБО» – очень малы. В перспективе планируется строительство перерабатывающих заводов под ТБО, на которых будет осуществляться утилизация бытовых отходов.

    Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Здесь существует ряд проблем.

    Первая проблема – прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать.

    Вторая проблема – доставка мусора к месту переработки (затратность на бензин – невозобновляемое топливо).

    Вопрос 17. Города и их жители страдают от нашествия голубей и ворон. Чем их так привлекает городская среда?

    Голуби изначально горные птицы. Для голубей город – это своеобразное нагромождение скал. Также и воробьи, и ласточки переселились в города из гор. А вот вороны переселились в города из лесов, поэтому большая часть их продолжает жить неподалёку в лесу, парках, садах, на бульварах.

    Эти птицы предпочитают селиться рядом с жилищем человека, так им проще найти себе пропитание и совсем малая конкуренция. Голуби, например, в выборе источника пропитания достаточно неприхотливы, так как у голубя очень мало рецепторов вкуса во рту.

    Вопрос 18. От недостатка каких ресурсов страдает ваш город или ваша область?

    Западный и северо-западный ветры несут к Москве воздух, очищенный над лесными массивами западной части Московской области. В периоды преобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистый воздух, поскольку юго-восток области озеленён на 25-30 %, значительно распахан и более индустриальный. Качество водных ресурсов города лучше на северо-западе города, выше по течению Москвы-реки. Северо-запад Москвы более возвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы. Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграции загрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты. Важным фактором улучшения экосистемы города является сохранение и развитие скверов, парков и деревьев внутри дворов, значительно пострадавших в последние годы от точечной застройки.

    Москва влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловые загрязнения и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов - на 30-40 км.

    Вопрос 19. Как эффективное хозяйствование человека (знак «+», рис. 55.14) позволяет сберечь природу и предотвратить наступление глобального экологического кризиса? К чему приводит неэффективное хозяйствование (знак «–»)?

    Эффективное хозяйствование позволяет сберечь землю от эрозии, сохранить некий видовой состав флоры и фауны, поддерживать уровень грунтовых вод, приносить урожай из полей, использовать все данные земельные ресурсы с умом и не упустить хоть один клочок.

    Неэффективное хозяйствование приводит к тому, что пашни пустеют и зарастают сорняком, плодородные земли заростают лесными породами деревьев и уже не подлежат восстановлению, разрушаются эрозией. Эти земли не приносят ни урожая, ни прибыли.

    Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее – массовые убийства, превращает в абстракцию для виновных в убийствах. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью и снижением добросовестности. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отвечает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жизни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.


    Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое, совестливое отношение государства к своему народу. Народ как рассуждает: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог велел. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государства крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий правитель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит.

    Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет. Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты.

    Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Человек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоящее исключение. Чтобы полностью успокоиться, такой человек совершает, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни.

    Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и должен повторять их. Таким образом, и сами подлые поступки, перемигиваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в подлости. Ничто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевский. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы освободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности самого первого убийства. Новые убийства выстраивают убийства в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.

    Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравственный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозрительность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.

    Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при Его божественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозрение, до конца надеясь, что совесть Иуды победит, и он не пойдет на предательство. Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до конца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь». Величайшая подозрительность до сих пор царит в политике.

    Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испорченными «узорами».

    Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума - технологическим и этическим. Эти два вида ума крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - новое оружие, государство на его развитие не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так нагляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.

    Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропаганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества нигде никем не поддерживается, во всяком случае в должной мере.

    Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой и, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениальной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.

    Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить культом совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе молчит.

    Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно словом утверждает совесть художественная литература. Мы не можем сказать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уверенностью, что без нее зла было бы гораздо больше.

    Жизнь - это домашнее задание, данное Богом человеку. Не странно ли, что многие люди ждут, чтобы это домашнее задание за них выполнил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не услышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной совести?

    Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбудить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.

    Но если все так трагично, то что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ «выманивания» человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!

    На вопрос, что выше - разум или совесть, - я отвечу так: человек разумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу. Сами решайте, что выше - совесть или разум?

    Наша справка

    Президент России Дмитрий Медведев по окончании переговоров главы российского государства с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, которые прошли во вторник в Кремле, вручил орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени российскому писателю абхазского происхождения Фазилю Искандеру.

    «Я считаю, логичным завершением нашего сегодняшнего официального визита будет вручение этого ордена человеку, который символизирует вековые традиции дружбы наших народов, который является связующим звеном между нашими людьми», - сказал президент РФ.

    Он поздравил писателя и пожелал ему крепкого здоровья и всего самого доброго. «Мне особенно приятно, что такого рода торжественное событие произошло в период официального визита в Россию президента Республики Абхазия», - отметил глава российского государства.

    Медведев назвал Искандера «певцом Абхазии» и заявил, что писатель в своем творчестве объединяет лучшие традиции и вековую мудрость абхазского народа.

    Текст. По Ф. Искандеру
    (1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.
    (З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
    (7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.
    (12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
    (14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
    (15)3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
    (19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Пона-чалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.
    (24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.
    (29)В последнее время я редко пишу стихи. (ЗО)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.
    219
    (31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк.
    (32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.
    (По Ф. Искандеру)

    Сочинение
    «Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.
    Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.
    Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьезной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убежден: если он найдет ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощенных народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.
    Так где же и в чем все-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.
    Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.
    Проблему совести и ее воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все ее предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.
    О том, как можно воспитать в ребенке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.
    Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.
    Проблема философского единства счастья и несчастья