Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
  • диагностика и лечение сдвг
  • Что такое сдвг: симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста
  • Рацион из морозильной камеры – готовим полуфабрикаты в домашних условиях
  • Лекция: Морфо-функциональная характеристика спинного мозга
  • Рецепты вкусных и полезных блюд из дикорастущих растений
  • Лекции государственные ценные бумаги субъектов российской федерации. Государственные ценные бумаги субъектов РФ: история, количественная и качественная характеристика рынка. Рынок государственных ценных бумаг

    Лекции государственные ценные бумаги субъектов российской федерации. Государственные ценные бумаги субъектов РФ: история, количественная и качественная характеристика рынка. Рынок государственных ценных бумаг

    Государственные и муниципальные ценные бумаги можно выделить в отдельную категорию ценных бумаг по ряду причин. Во-первых, эмитентом в данном случае выступает публично-правовое образование (государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование). Во-вторых, правовая основа эмиссии ценных бумаг данными субъектами имеет свою специфику. Помимо ГК РФ, закона «О рынке ценных бумаг» порядок эмиссии регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

    Таблица 8 - Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

    На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

    Приватизационные чеки;

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО);

    Облигации федерального займа;

    Казначейские обязательства;

    Облигации внутреннего валютного займа;

    Государственные долгосрочные обязательства;

    Золотые сертификаты.

    В настоящее время государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в основном в виде облигаций. Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

    Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

    Государственные и муниципальные бумаги могут быть номинированы и в рублях, и в иностранной валюте. Если номинал ценной бумаги выражен в рублях, то такие обязательства формируют внутренний долг . Если номинал ценной бумаги выражен в иностранной валюте, то такие обязательства формируют внешний долг .

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Несмотря на то, что государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, в мировой практике имели место случаи дефолта, т.е. отказа от исполнения государством принятых на себя долговых обязательств. Дефолт по государственным ценным бумагам (ГКО) объявляла и Россия в 1998 г.

    Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.

    ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года.

    На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Со временем покупка ГКО стала доступна иностранным инвесторам, что способствовало резкому росту спроса на них. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял около 300 трлн. руб. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. В августе 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. Объявление дефолта по ГКО стало причиной финансового кризиса в 1998 г.

    Для того, чтобы описанная в примере ситуация больше не повторялась, в Бюджетном кодексе, который вступил в силу в 2000 г., определена ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. П. 1 ст. 102 БК РФ определяет, что Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что в случае объявления дефолта обязательства по государственным или муниципальным заимствованиям будут исполнены за счет соответствующего имущества.

    Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремлением преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие взаимных неплатежей государственных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика предполагала использование рыночных инструментов заимствования, что нашло отражение в соответствующих изменениях законодательной базы. Так на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации субъектов РФ ("сельские" облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (в дальнейшем - АПК). По состоянию на 1 июня 1998г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксим Банка на общую сумму 8044 млрд. руб. Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основными параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость - 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения - до трех лет. Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размере 15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги). Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигации. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом, состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций: Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г. ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения. Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая таким образом отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы - держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика. Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вложившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не только субъектов РФ, но и государства в целом. Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал, что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и законодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; усилить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой деятельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы; усилить федеральный контроль за исполнением законов в части займов субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы ответственности эмитентов перед инвесторами, развивая государственную политику в области защиты их прав. 21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксим Банка и присоединением к Росбанку функции уполномоченного депозитария перешли к депозитарию Рос-банка. В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облигаций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых площадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров. По данным рейтингового центра АК&М первое место в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые имеют наиболее высокую способность расплачиваться по своим обязательствам. В основе этого лежат как благоприятные предпосылки, обусловленные прочной экономической базой городов и сбалансированностью бюджетных показателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной привлекательностью.

    Еще по теме Ценные бумаги субъектов РФ.:

    1. Ценные бумаги государственных внешних займов РФ и субъектов РФ.
    2. Ценные бумаги, допущенные к обращению (торгам) на Бирже без включения в котировальные листы ММВБ (внесписочные ценные бумаги).

    Такие бумаги выпускаются исполнительными органами власти субъектов РФ и местными органами власти с 1992 г. Каждому выпуску присваивается государственный регистрационный номер, который состоит из 11 разрядов:

    xlx2x3x4x5x6x7x8x9xl0x11

    Первый и второй разряды (х1х2) указывают на принадлежность эмитента РФ, третий и четвертый разряды (х3х4) – на тип цепной бумаги, срок обращения и вид дохода:

    • 21 – для бескупонных ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года;
    • 22 и 23 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до одного года и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
    • 24 и 25 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 года до 5 лет и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
    • 26 и 27 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет и соответственно постоянным или переменным купонным доходом;
    • 28 и 29 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 1 года до 5 лет и от 5 до 30 лет соответственно.

    Пятый, шестой и седьмой разряды (х5х6х7) указывают на порядковый номер выпуска ценных бумаг данного вида; восьмой, девятый и десятый разряды (х8х9х10) – на эмитента ценных бумаг, одиннадцатый разряд (x11) – резервный.

    Данные займы бывают двух видов: общего покрытия – для покрытия дефицита местного бюджета; целевые – для финансирования инвестиционных социально-экономических проектов, жилищного строительства, телефонной связи, развития местной промышленности.

    В разных регионах РФ существуют следующие формы займов:

    • – векселя (Новосибирск, Чувашия и др.);
    • – краткосрочные долговые обязательства (КДО) по типу ГКО (Санкт-Петербургские МКО, Челябинские ОКО, Пермские ОДО и др.); казначейские сертификаты (Саха-Якутия – 50 г золота 0,9999 пробы); краткосрочные конвертируемые долговые обязательства (размещаются с дисконтом, конвертируются в акции на аукционах по приватизации – Новосибирск, Новокузнецк и др.); еврооблигации.

    Муниципальные займы постепенно укрупняются, сроки их погашения увеличиваются. Они обеспечиваются средствами бюджета и внебюджетных фондов, недвижимостью. Гарантами могут выступать банки, страховые компании, предприятия и организации. Чаще всего гарантами являются сами эмитенты.

    Доходы по муниципальным облигациям выплачиваются в денежной, натуральной форме или в форме розыгрышей и призов. Доходы в денежной форме могут быть в виде фиксированной процентной ставки, плавающей процентной ставки, дисконта, разницы в стоимости продажи и покупки облигации. Доходы в натуральной форме выплачиваются жильем, установкой телефонов, землей, ценными бумагами. В качестве призов разыгрываются земельные участки, товары местного производства, квартиры, дополнительные облигации. Кроме дохода владельцы муниципальных облигаций получают льготы. Этими облигациями можно оплатить налоги, внести обязательные резервы в Банк России, использовать в качестве залога для получения кредита. Среди владельцев облигаций проводятся лотереи. Предоставляются бесплатные права на охоту, рыболовство, сбор дикорастущих растений.

    Сроки региональных займов различаются в зависимости от их назначения. Займы обычно краткосрочные – от 3 до 9 мес. Целевые займы берутся на срок от 1 года до 6 лет.

    Новые государственные ценные бумаги. В связи с реструктуризацией внутреннего долга по распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации но государственным ценным бумагам" на рынке появились новые государственные ценные бумаги:

    • – облигации федерального займа с фиксированный купонным доходом (ОФЗ-ФД);
    • – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

    Новация была осуществлена с 15 декабря 1998 г. Сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., исходя из дохода 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения. По ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД в дисконтированную величину включались суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принималась равной 50%.

    В результате новации владельцы ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД получили следующие ценные бумаги:

    • – ОФЗ-ФД – по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
    • – ОФЗ-ПД – по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
    • – денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.

    Если срок погашения ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД наступил до момента осуществления новации, то размер выплачиваемых денежных средств увеличивался в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования распоряжения Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р. При этом 2/3 денежных средств оформлялись в равных долях ГКО со сроками погашения, не превышающими 3 и 6 мес. и с доходностью 30% годовых. Владельцам ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынков ценных бумаг, органов государственной власти), давалось право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ-ФД и сохранением доли ОФЗ-ПД в размере 20%.

    Физическим лицам – резидентам РФ было дано право получения полной суммы погашения в денежной форме.

    Государственные сберегательные облигации (ГСО). Выпуск этих облигаций производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 771 "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных операций" и приказом Минфина России от 19 августа 2004 г. № 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций". Эмитентом является Минфин России, инвесторами – юридические лица, резиденты: страховые компании, Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, компании, осуществляющие доверительное управление пенсионными накоплениями. Облигации краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, именные, выпускаются в документарной форме. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками, объемы которых определяются эмитентом. Облигации не обращаются на вторичном рынке, а размещаются на аукционе и по закрытой подписке. Владелец облигаций при их погашении получает их номинальную стоимость, а также проценты. Погашение и купонные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Это федеральная государственная ценная бумага с номинальной стоимостью 1000 руб. Владелец облигации имеет право предъявить ее к обмену на федеральные государственные ценные бумаги и к выкупу.

    Обслуживание рынка облигаций осуществляется агентом, депозитарием и организатором торговли. Агентом является кредитная организация, заключившая договор с эмитентом. Агент проверяет права инвесторов на владение облигациями, обслуживает их лицевые счета, размещает облигации на аукционах и по закрытой подписке, обменивает облигации. Осуществляет их погашение и выкуп, выплату процентного дохода. Депозитарий открывает и обслуживает счета ДЕПО эмитента и инвесторов. Организатор торговли проводит аукционы.

    Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков. Эти бумаги выпускаются в соответствии с письмом Банка России от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 "Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций". Банковский сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Вкладчик банка, купивший сертификат, называется бенефициаром (выгодоприобретателем). Форма сертификата бумажная. Сертификаты бывают именными и предъявительскими, депозитными и сберегательными. Все они должны быть срочными. Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам, резидентам, на срок до 1 года, могут передаваться только юридическим лицам в безналичной форме, это именные ценные бумаги. Сберегательные сертификаты выдаются только физическим лицам на срок до 3 лет, могут передаваться только физическим лицам – гражданам РФ, в наличной и безналичной форме, это предъявительские ценные бумаги. Сертификаты не подлежат вывозу за пределы рублевой зоны, не могут служить расчетным и платежным средством за товары и услуги. Сертификаты не выпускаются в валюте.

    Обязательные реквизиты данных сертификатов:

    • – наименование "депозитный сертификат" или "сберегательный сертификат";
    • – причина выдачи сертификата (внесение вклада);
    • – дата внесения депозита;
    • – размер депозита;
    • – безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит;
    • – дата востребования бенефициаром депозита по сертификату;
    • – ставка процента за пользование депозитом;
    • – сумма причитающихся процентов;
    • – наименование банка-эмитента;
    • – наименование бенефициара (если это именной сертификат);
    • – подписи двух лиц банка;
    • – печать.

    Отсутствие хотя бы одного реквизита делает сертификат недействительным. Если сертификат предъявлен к оплате досрочно, то процентная ставка снижается. Если срок сертификата просрочен, то банк обязуется оплатить его по первому требованию. Под залог депозитного и сберегательного сертификата можно получить ссуду. Предъявительские сертификаты передаются путем простого вручения, именные – путем цессии (общегражданской уступки требования). Цедент уступает свои нрава, цессионарий приобретает их. Цессия оформляется на оборотной стороне сертификата в виде двустороннего соглашения с подписями и печатями.

    Облигации Банка России (ОБР). В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 139-Φ3 "О внесении дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке РФ (Банке России)” и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”" Банку России в целях реализации денежно- кредитной политики дано право от своего имени осуществлять эмиссию облигаций. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. № 1142 утверждено Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Эти облигации размещаются и обращаются только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России равен разнице между максимально возможной величиной обязательных резервов и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего их норматива.

    Данные облигации являются краткосрочными эмиссионными ценными бумагами, закрепляющими право их владельца на получение в предусмотренный ими срок средств в размере, равном их номинальной стоимости. Доходом от облигации является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации. Облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Обслуживание и погашение облигаций производит Банк России.

    Эти облигации стали выпускаться в период кризиса в связи с отсутствием торгов по ГКО-ОФЗ и нерешенностью проблемы обмена ГКО-ОФЗ на новые ценные бумаги.

    Это ликвидный, доходный и надежный инструмент на российском рынке ценных бумаг. К ноябрю 1998 г. размещено 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска на аукционах, 5 выпусков на вторичных торгах. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре – октябре 1998 г. составляла около 70% годовых, а к середине ноября она снизилась до 35%. Срок обращения этих бумаг не превышал 30 дней. В 2001 г. выпуск ОБР был прекращен и возобновлен только в 2004 г.

    1. Роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики……………………………

    2. Государственные ценные бумаги в субъектах Российской Федерации …………

    3. Муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии и обращения………………….

    4. Ценные бумаги корпорации, выпускаемые зарубежными эмитентами ………….

    5. Список литературы……………………………………………………………………

    1. Роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики (Бердникова)

    Ценные бумаги являются специфической экономической категорией. Экономическая сущность данной категории состоит в том, что, с одной стороны, ценная бумага – это особая фиктивная форма существования капитала (фондовая ценность), с другой - специфический товар с конкретным набором товарных характеристик, а с третьей – своеобразный финансовый инструмент, имеющий определенную денежную характеристику.

    Ценная бумага как специфическая фиктивная форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, характеризуется тем, что:

      может вноситься в уставный капитал акционерного общества;

      отдаваться в залог;

      обращаться на рынке как товар и приносить доход;

      в отдельных случаях заменять деньги.

    Суть фиктивного капитала состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги как специфического финансового актива.

    Ценная бумага как товар отличается многообразием форм, видов и типов, зависимостью от конкретных условий и целей обращения, конъюнктуры рынка.

    Ценная бумага является особым товаром, который обращается на рынке ценных бумаг и одновременно отражает различные имущественные отношения. Ценная бумага как товар используется в условиях рыночной экономики для продажи, обмена. В процессе товарного обмена у ценной бумаги проявляются два свойства:

      общественная полезность (потребительская стоимость);

      свойство обмениваться на другие ценные бумаги, товары, деньги в определенных количественных пропорциях (меновая стоимость).

    Ценные бумаги являются необходимыми финансовыми инструментами рыночного хозяйства, с помощью которых решаются инвестиционные, платежные, расчетные, организационные и прочие вопросы.

    Рис. 1. Использование ценных бумаг как финансового капитала

    Многообразие ценных бумаг как финансовых инструментов связано с их местом и ролью в рыночной экономике, сферой и сроками их обращения, формой выпуска и порядком владения, доходностью и уровнем риска, объемом предоставляемых прав, степенью защиты и др.

    Стоимость

    Ликвидность

    Доходность

    Наличие самостоятельного оборота

    Скорость обращения

    Инвестиционный потенциал.

    Место и роль ценных бумаг в рыночной экономике связаны с распределительными, перераспределительными, контрольными, стимулирующими, учетными функциями.

    Рис.2. Место и роль ценных бумаг в рыночной экономике

    Ценная бумага сама по себе может являются предметом рыночных отношений. Ценные бумаги модно передавать, покупать, продавать, обменивать, дарить, менять и т.д. Ценные бумаги могут использоваться и при оформлении целевых рыночных отношений между участниками рынка (фьючерс, опцион, варрант, коносамент).

    Таким образом, ценные бумаги одновременно выступают как носители прав и отражают права, которые осуществляются через использование ценных бумаг.

    Юридическое содержание ценных бумаг определено в первой части Гражданского кодекса РФ (гл.7). Ценной бумагой является документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 142). Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Передача прав по ценной бумаге на предъявителя с передачей самой ценной бумаги. Права по ордерной ценной бумаге передаются на основе индоссамента (передаточной надписи). В случаях, предусмотренных законом, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательства их закрепления в специальном реестре.

    Ценные бумаги как объект гражданского права имеют важное юридическое значение.

    Во-первых, созданы реальные механизмы, обеспечивающие отчуждение или переход ценных бумаг от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

    Во-вторых, ценные бумаги, будучи документами, удостоверяющими имущественные права, не могут быть ограничены в обороте иначе как по прямому указанию закона.

    Ценные бумаги, являясь объектом гражданского права, причисляются к вещам (в широком значении этого слова с точки зрения обращения) как объекты сделок. Очевидно, что бумага становится ценной не сама по себе, а потому что выражает право на что-то, имеющее ценность. Поэтому ценной бумагой признается не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с данной бумагой.

    Юридическое значение ценных бумаг, кроме фиксаций и удостоверения определенных прав, также реализуется в соблюдении определенных требований к ним и закреплении за их владельцами прав, удостоверяемых этими бумагами.

    Ценная бумага – это не деньги и не материальный товар. Ее ценность состоит в тех правах, которые она, как специфический денежный документ, дает своему владельцу.

    2. Государственные ценные бумаги

    в субъектах Российской Федерации

    Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального правительства.

    Государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

    Эмитентами ценных бумаг субъектов Российской Федерации выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов Российской Федерации. (Килячков)

    Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.

    Государственные ценные бумаги в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке подразделяются на обратимые и необратимые.

    Обратимые – это бумаги, торговля которыми происходит во всех секторах фондового рынка. К ним относятся казначейские векселя, казначейские долгосрочные облигации. Все обратимые ценные бумаги продаются, как правило, на открытых аукционах, проводимых регулярно в заранее обозначенные сроки.

    Доход по обратимым ценным бумагам может быть установлен в различных формах:

      по плавающей ставке;

      в форме фиксированного купонного процента или дисконтного дохода.

    Выпускаются государственные ценные бумаги на предъявителя и именные. Форма, в которой государство проводит эмиссии своих долговых обязательств, определяется характером существующего на рынке спроса и видом используемых расчетных систем.

    Необратимые – это государственные ценные бумаги, не подлежащие купле-продаже. Возмещение по ним производится только покупателю. Они не подлежат передаче и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам.(Казиахмедов)

    Государственные ценные бумаги в настоящее время представлены на рынке ценных бумаг в основном государственными облигациями и векселями.

    Государственные облигации выпускаются в следующих формах:

      облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.;

      облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

      облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;

      облигации федерального займа с переменным купонным доходом;

      государственные краткосрочные бескупонные облигации;

      облигации золотого федерального займа;

      облигации государственного сберегательного займа;

      облигации государственных нерыночных займов.

    Государственные векселя существуют в основном в форме векселей Министерства финансов Российской Федерации. (Шевчук)

    Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Важнейшей задачей этих ценных бумаг являлось финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступало Министерство финансов РФ. Банк России проводил размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производилась отдельными выпусками на срок 3, 6 и 12 месяцев в безбумажной форме. Все операции по покупке и продаже облигаций производились в торгово-депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитывались путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи. Первоначально ГКО были для государства эффективны. Однако по мере роста объема эмиссии ГКО росли и доходы бюджета на обслуживание этого долга. К лету 1998 года они достигли примерно 1/3 всех его доходов. Стало очевидно, что государство не может нести подобные расходы. Объявленный 17 августа 1998 года дефолт по ГКО нанес сильнейший удар по коммерческим банкам. Многие инвесторы были разорены. Рынок ГКО практически перестал существовать.

    Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. КО выпускаются сроком на один год в безбумажной форме – в идее записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. По всем сериям КО установлен единый доход – 40% годовых. Рынок КО просуществовал недолго. Заменяя в обращении наличные деньги, КО усиливали инфляцию, поэтому их выпуск был прекращен.

    Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Согласно Указу Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывалась облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выпускают в виде документарных бумаг на предъявителя. Эмитент облигации – Министерство финансов РФ. Торговля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом. Азиатский, а затем и российский финансовые кризисы 1998 года сильно отразились на рынке ОВВЗ: инвестированный в эти облигации иностранный капитал стал уходить в более благополучные регионы. Сейчас само существование этого рынка поставлено под сомнение. Если ситуация не изменится, не будет дополнительной эмиссии, то рынок ОВВЗ исчезнет сам собой.

    Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). Они выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 года. ОФЗ с переменным купонным доходом являлись именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляли их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации. Эмитентом выступало Министерство финансов РФ. Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним дефолт приостановили функционирование рынка ОФЗ.

    Государственный сберегательный заем (ГСЗ ) был выпущен в обращение в августе 1995 года. Объем займа – 10 трлн.руб. ГСЗ выпускался в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица. Рынок ГСЗ переживает в настоящее время немалые трудности. Хотя выплаты по ГСЗ продолжаются, кризисные моменты на этом рынке, связанные с общим экономическим положением страны и инфляцией, нарастают.

    Рассмотренные государственные ценные бумаги являются главными, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке.

    К 1998 году более 60% субъектов РФ выпустили на своих территориях облигационные займы. При этом около половины объема рынка занимали муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО), которые приравнены к ценным бумагам, выпущенным субъектами Федерации. Их суммарный объем эмиссии в 1996 году составил 7,7 трлн. руб. Так, в конце 1996 года недельный биржевой оборот МКО превышал 376 млрд. руб.

    Кроме петербургского муниципального займа наиболее крупными были займы Татарстана (1 трлн. руб.) и администрации свердловской области (500 млрд. руб.).

    Займы перечисленных субъектов Федерации вместе составили 40% общего номинала зарегистрированных в 1996 году эмиссий займов, осуществленных субъектами Федерации. Причем в этих регионах регистрировались повторные эмиссии: например, вторые выпуски были совершены в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а третий выпуск – в Республике Татарстан.

    Далее следуют займы администрации Оренбургской области на 1 трлн. руб., Минфина Татарстана и администрации Иркутской области, выпустивших облигаций на сумму 800 млрд. руб. каждый, Республика Саха (Якутия) – на 400 млрд. руб. и администрация Новосибирской области (300 млрд. руб.).

    Среди менее крупных следует отметить заем администрации Омской области на сумму 150 млрд. руб.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для реформирования бюджетной сферы использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках.

    Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем размещения на международных финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджетов этим правом могут воспользоваться только те субъекты Федерации, которые соблюдают требования к объекту заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. Они должны подготовить и передать:

      проспект эмиссии внешних облигационных займов;

      сведения о доходах бюджетов;

      сведения о расходах бюджетов;

      сведения о размере дефицита бюджета;

      сведения об источниках его финансирования.

    Кроме того, каждый субъект Российской Федерации должен получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.

    При подготовке к размещению и государственной регистрации внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Федерации необходимо выпуск облигаций осуществлять с учетом приоритета заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках и получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

    Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. Рынок государственных ценных бумаг в России всегда будет подвижным, отражающим существующие в стране экономические и политические реалии.

    Организация российского рынка государственных ценных бумаг должна постоянно совершенствоваться. Рынок должен становиться более доступным, прозрачным и конкурентоспособным.(Килячков)

    3. Муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии и обращения

    Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

    Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих бумаг за счет средств муниципальной казны. (Килячков)

    В России в 90-е годы многие муниципалитеты стали выпускать свои облигации. Их объем составил всего 5,6 млрд. руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество зарегистрированных выпусков, так и их объемы.

    Рис.3. Динамика изменения объемов (1) и количества зарегистрированных муниципальных займов (2)

    Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов, были следующие:

      концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург);

      укрупнение займов;

      увеличение сроков, на которые выпускаются займы. Средний срок займа в 1992 г. составлял 1,5 года, в 1995 г. – 2,5 года.

    Муниципальные ценные бумаги характеризовались заметным разнообразием и подразделялись на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации.

    Первые обеспечивались бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носили целевого инвестиционного характера, а предназначались для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги были аналогичны ГКО, размещались подобным же образом и пользовались определенным успехом на фондовом рынке.

    По количеству выпущенных облигаций доходные (целевые) займы явно преобладали. Муниципалитеты выпускали их под конкретный инвестиционный проект и погашали доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов составляли жилищные, а также другие займы, имевшие социальную направленность (предназначенные для развития социальной инфраструктуры).

    Муниципальные облигации эмитировались в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные облигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широкого распространения. Облигации местных органов власти выпускались в виде именных ценных бумаг и бумаг на предъявителя в документарной и бездокументарной форме.

    Для реализации и обслуживания муниципальных займов приглашались профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые и размещали их среди инвесторов (юридических и физических лиц). Для реализации крупных займов создавались на акционерной основе временные финансовые объединения (синдикаты). Облигации продавались инвесторам путем публичного (открытого) либо частного (закрытого) размещения.

    Почти во всех случаях гарантами муниципальных займов являлись сами эмитенты. Исключение составляли жилищные займы, гарантами которых выступала региональная администрация, а в некоторых случаях – коммерческие банки.

    Доходность муниципальных облигаций была ниже банковских ставок, но она компенсировалась их более высокой надежностью по сравнению с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвовали в розыгрыше призов вещевых лотерей).

    ФКЦБ 23 марта 1995 года приняла решение, в соответствии с которым на облигации субъектов РФ были распространены статус государственных бумаг и соответствующие налоговые льготы. (Казиахмедов)

    Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

    Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

    Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды и номера. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на несколько траншей.

    Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам.

    Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

    Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Генеральные условия должны включать указание на:

      вид ценных бумаг;

      форму выпуска ценных бумаг;

      срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

      валюту обязательств;

      особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

      ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещевом праве.

    Условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

    Эмитент в соответствии с генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, включающие указание на:

      вид ценных бумаг;

      минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

      номинальную стоимость одной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

      порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

      порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

      размер дохода или порядок расчета;

      иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

    Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:

      о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

      о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

      об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

    условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном правительством РФ на составление и(или) исполнение федерального бюджета.

    Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

    Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на составление и(или) исполнение федерального бюджета.

    Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг

    В соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

    Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

      наименование эмитента;

      дату начала размещения ценных бумаг;

      дату окончания или период размещения;

      форму выпуска ценных бумаг;

      указание на вид ценных бумаг;

      номинальную стоимость одной ценной бумаги;

      количество ценных бумаг данного выпуска;

      дату погашения ценных бумаг;

      наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг данного выпуска;

      законодательно предусмотренные ограничения;

      иные условия, имеющие значение для размещения и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

    Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем организации-эмитента.

    Эмитенты государственных или муниципальных ценных бумаг обязаны учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В состав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг, включаются данные об объеме обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по эмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.

    Информация об обязательствах субъекта Российской Федерации и муниципального образования подлежит передаче органу, осуществляющему государственную регистрацию условий эмиссии.

    Порядок предоставления данной информации и ее состав определяются органом, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. (Килячков)

    Кризис 1998 года разрушил российский рынок муниципальных ценных бумаг. Главными причинами этого были падение производства в реальном секторе экономики, сокращение доходов населения, рост дефицита муниципальных бюджетов и курса доллара (последнее затрудняло покрытие внешнего долга).

    Восстановление этого рынка возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны и ее отдельных территорий.

    4. Ценные бумаги корпорации,

    выпускаемые зарубежными эмитентами (Боровкова)

    Современный этап развития международного финансового рынка характеризуется возрастанием роли и значения рынка ценных бумаг. Характерные черты рынка ценных бумаг и самой ценной бумаги как объекта сделок на данном рынке, находят проявление и на международном рынке ценных бумаг, но с некоторыми особенностями.

    Международный рынок ценных бумаг, являясь одним из секторов финансового рынка и будучи отражением реального воспроизводственного процесса в мировом масштабе, в то же время живет относительно самостоятельной жизнью, подчиненной своим особым закономерностям. Он оказывает громадное обратное воздействие на процессы производства как на национальном, так и на мировом уровне.

    С экономической точки зрения международный рынок ценных бумаг представляет собой совокупность определенных отношений и механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

    с функциональной точки зрения под международным рынком ценных бумаг понимается совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений для целей воспроизводства и достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

    С институциональной точки зрения международный рынок ценных бумаг – это совокупность финансовых институтов – участников рынка.

    Классификационный признак

    Участники

    Характер участия субъекта в операциях

    косвенные

    Цели и мотивы участия

    спеуцлянты

    трейдеры

    арбитражеры

    Типы эмитентов

    международные

    национальные

    региональные и муниципальные

    квазиправительственные

    Типы инвесторов и должников

    институционные

    Страна прохождения субъекта

    развитые страны

    развивающиеся

    переходные экономики

    оффшорные центры

    международные институты

    Рис.4. Классификация участников международного рынка ценных бумаг

    Можно выделить несколько крупнейших международных рынков ценных бумаг:

      европейский рынок с финансовыми центрами в Лондоне, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Париже, Милане;

      североамериканский рынок с финансовым центром в Нью-Йорке;

      дальневосточный рынок с финансовыми центрами в Токио, Сингапуре, Гонконге.

    Международные рынки ценных бумаг торгуют следующими видами ценных бумаг:

        долговые ценные бумаги:

    Еврооблигации

    Иностранные облигации

    Глобальные облигации

        депозитарные расписки

    Американские депозитарные расписки

    Глобальные депозитарные расписки

        финансовые деривативы, которые делятся по базисным активам:

    Деривативы на акции

    Фьючерсы

    Опционы на облигации

    Свопционы и др.

    Еврооблигации – это облигации, размещенные одновременно на рынках нескольких стран и номинированные в валюте, которая не является национальной валютой заемщика и кредитора. Такие облигации размещаются через международные синдикаты финансовых учреждений нескольких стран.
    Иностранные облигации – облигации, размещаемые внутренним синдикатом на рынке одной страны, причем валюта займа для заемщика является иностранной, а для кредитора – национальной.

    Глобальные облигации – средне- и долгосрочные облигации в валюте разных стран, обращающиеся одновременно на нескольких международных рынках ценных бумаг.

    Американская депозитарная расписка – это обращаемая на американском фондовом рынке производная бумага (сертификат), выпускаемая под депонированные в банке США акции неамериканских эмитентов. За владельцами американских депозитарных расписок сохраняются права на получение дивидендов и прироста курсовой стоимости. Вместо покупки акций иностранных компаний за рубежом резиденты могут приобретать акции в форме ADR. АДР были впервые выпущены компанией Морган Гарантии в конце 1920-х гг. для получения американских инвестиций при размещении публичного выпуска акций британского универсального магазина «Селфриджиз». Дл сих пор Морган Гарантии является крупнейшим агентом по выпуску АДР.

    Глобальная депозитарная расписка – депозитарный сертификат, подтверждающий право на акции иностранной компании, которые имеют хождение во всех странах мира.

    Таким образом, международный рынок ценных бумаг – это выпуск ценных бумаг, выраженный в так называемых валютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссией. В более широком плане международный рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность собственно международных эмиссий и иностранных эмиссий, т.е. выпуска ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран.

    Основными функциями международных рынков ценных бумаг являются следующие:

        перераспределение и перелив капитала;

        экономия издержек обращения;

        ускорение концентрации и централизации капитала;

        межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

        содействие процессу непрерывного воспроизводства.

    За первые три года XXI века на международном рынке ценных бумаг произошли существенные изменения, которые были вызваны ухудшением конъюнктуры в связи с падением курсов акций, падением доверия инвесторов к основным инструментам рынка, финансовой отчетности корпораций, беспристрастности аудиторских компаний, прогнозным оценкам консультационных фирм, рейтинговым агентствам и т.д.

    В результате на финансовых рынках ведущих стран произошло:

    1. Снижение объема операций с акциями и облигациями на фондовых биржах.

    2. Возрастание роли рынка производных инструментов по сравнению с рынком наличных инструментов.

    3. Падение объемов операций на рынке высокотехнологичных компаний.

    4. Ужесточение требований листинга к компаниям, чьи ценные бумаги котируются на биржах.

    5. Сокращение числа международных торговых площадок.

    : первичный, форвардный рынок и т.д.), по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг ...

    В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

    Государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

    Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

    Ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

    Ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

    ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России -- РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

    В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

    Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

    В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

    В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

    Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

    На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

    Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

    Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

    Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

    Облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

    Золотые сертификаты;

    Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

    1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

    2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

    3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

    Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.