Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Каковы причины появления викингов на территории европы
  • Бессмертие человека – это не фантастика!
  • Биография полководца - тамерланда
  • Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
  • Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
  • Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
  • Ознакомление с народным декоративно прикладным искусством. Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. самым талантливым, самым гениальным

    Ознакомление с народным декоративно прикладным искусством. Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. самым талантливым, самым гениальным

    Елена Гунченко
    Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

    Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами , создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства .

    Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.

    В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа . Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости . По верованиям всех народов , символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

    Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров , знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

    Академик Д. С. Лихачёв писал : «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

    Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

    Цель. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

    Задачи :

    Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории .

    Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством .

    Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям .

    Создать условия для активации творческого мышления детей.

    Расширять сотрудничество с родителями.

    Длительность работы над опытом.

    Работа по «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством » ведется систематически :

    Анкетирование родителей,

    Диагностическое обследование детей,

    Изучение методической и специальной литературы по данной теме,

    Оформление уголка родного края;

    Организация кружковой работы,

    Сотрудничество с социальными партнерами в деле воспитания и развития дошкольников : краеведческим музеем, Этнокультурным центром, детской библиотекой;

    Разработка тематических планов, конспектов, сценариев, плана работы.

    Обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование, описание опыта.

    Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через :

    Игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

    Тематическое планирование;

    Цикл дидактических, подвижных и народных игр ;

    Тематику консультаций для родителей и для педагогов ДОО.

    Использование литературных произведений.

    (поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа ).

    Начала свою работу с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства , учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями, организации встреч с народными мастерами .

    На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой , природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

    На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству и культуре Кубани . Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

    В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

    Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

    Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров , несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

    На третьем этапе большое внимание истории названия города, сел, поселков, рек, природе, заповедникам и памятным местам. Расширяются знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города.

    Дети знакомятся с гербами города Краснодара, флагом. Семье, родовым и семейным традициям и преданиям отводится особое место. Полученные знания закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

    В нашем ДОО стало традицией посещение музея школ МБОУ МО г. Краснодар «Лицей № 90» , Гимназии № 87, где дети знакомятся с посудой , одеждой, предметами быта кубанских казаков.

    При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы :

    Организация выставок;

    Беседы по ознакомлению с искусством ;

    Занятия по декоративному рисованию , лепке и аппликации;

    Проведение праздников и досугов.

    При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так , чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

    В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации использую следующие методы и приемы :

    Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

    Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

    Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

    Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

    Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

    На протяжении многих лет я веду дополнительный кружок в ДОО по ИЗО деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ИЗО . Кружок проводится один раз в неделю.

    Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

    Составленный план работы кружка позволяет использовать в полной мере разнообразные методы и формы работы : сбор природного материала, рисование, организацию выставок детских и совместных с родителями работ, рассматривание и изготовление народных игрушек , сочинение сказок, рассказов, проведение игр-путешествий, оформление познавательных уголков и многое другое, подготовка презентаций.

    Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое. Ребятам это помогло не только правильно называть свои имена, фамилии, домашний адрес, но и без труда вспоминать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек.

    В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет) .

    К концу обучения дети очень много знают о народно декоративно -прикладном творчестве :

    Умеют различать разные виды народно -прикладного творчества;

    Владеют навыками и умениями расписывая игрушки;

    С гордостью рассказывают о достопримечательностях города Краснодара и о знаменитых земляках;

    Знают флаги и гимны России, города Краснодара.

    Детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа , освоения народной культуры .

    Консультация для воспитателей

    «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

    «Самым высоким видом искусства,

    самым талантливым, самым гениальным

    является народное искусство,

    то есть то, что запечатлено народом,

    сохранено, то, что народ пронес через столетия».

    М.И. Калинин

    Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

    С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

    Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

    Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

    Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

    Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

    Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

    И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

    Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

    В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

    По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

    В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

    Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

    Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру.

    Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

    Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

    Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

    При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

    При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

    Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

    Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

    А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

    Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

    Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

    Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

    В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

    Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

    Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

    Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

    Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

    Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

    С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

    Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

     Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

     В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

     Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

    Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

    Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

    «Человек по натуре своей - художник.

    Он всюду, так или иначе,

    стремиться вносить

    в свою жизнь красоту…»

    А. М. Горький

    Декоративно - прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно - прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

    Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

    Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно - прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно - прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

    Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

    Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

    С целью ознакомления детей с народного декоративно - прикладным искусством необходимо создать условия работы: подобрать необходимую литературу, готовые изделия и создать мини- музей, подобрать дидактические игры, наглядный иллюстрационный материал.

    При ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством ставим следующие задачи:

    1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
    2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
    3. Формировать обобщенные знания и умения, а именно:
    • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
    • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
    • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
    1. Развивать художественно - творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
    2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой изделий, чувство гордости за свой родной край.

    Начинаем формировать интерес к декоративно- изобразительному искусству со второй младшей группы , где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

    В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно - прикладным искусством (дымковская, хохломская).

    Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет - маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

    Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

    Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

    Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

    На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора - круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

    Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

    Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставляем возможность творить.

    В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

    Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы - лепные изделия, работы из картона.

    Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

    Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа - одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно- красного, голубого и темно- синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

    При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

    Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

    Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

    В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции - ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

    На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

    Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

    Также при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством проводим экскурсии (если такая возможность есть), беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «Составь узор», «Подбери элемент узора», «Собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

    Работа при ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным творчеством должна строиться путем постепенного усложнения материала.

    Во время работы с помощью указаний и вопросов направляем детей: «Подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

    Большое внимание уделяем анализу детских работ, например, вывешенные работы назвать «Витриной магазина» и предложить детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавать наводящие вопросы:«Что бы вы нарисовали по-другому?», «Что бы вы посоветовали нарисовать(имя ребенка), чтобы его работа была красочнее?».

    Выводы:

    Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

    При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией определенного узора.

    В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказывать положительное влияние в будущей жизни детей.

    https://pandia.ru/text/78/228/images/image002_99.gif" alt="Опыт" width="691" height="339 src=">

    ПРОГРАММА КРУЖКА

    по декоративно-прикладному искусству

    «Мастера - волшебники»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    1. Пояснительная записка

    2. Учебно-тематический план

    4. Перспективный план работы (6-7 лет)

    5. Методическое обеспечение

    6. Библиографический список

    7. Педагогическое обледование по декоративно-прикладному искусству

    Приложение к программе:

    · Дидактические игры

    · Физ. минутки

    · Конспекты занятий и приложения к презентациям.

    · Легенды, мифы и сказки для знакомства с декоративно-прикладным искусством.

    · Раскраски по декоративно-прикладному искусству.

    · CD с презентациями.

    · Демонстрационный материал, альбомы.

    Пояснительная записка

    «Самым высоким видом искусства,

    самым талантливым, самым гениальным

    является народное искусство,

    то есть то, что запечатлено народом,

    сохранено, что народ пронес через столетия».

    Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 год. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

    Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.


    Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

    Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

    Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

    Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

    В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

    Наличие художественных способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ем дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

    Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

    Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.


    Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.

    Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

    Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

    Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

    Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

    Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

    Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи , мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

    Декоративный образ выражает не единичное а общее - «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

    Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

    Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.


    Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

    Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые, и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

    Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронкова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

    Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим.

    рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

    Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

    Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.

    Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школ народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).


    Наиболее полное определение понятию «школа» дала. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство – художественная система, формируемая традицией.

    Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

    В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

    Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала.

    В каждом промысле традиционны также инструменты и приспособления, поскольку их внешний вид и принцип действия напрямую зависит от свойств обрабатываемого материала.

    Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Если стадию повтора и вариации проходят все ученики мастера в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими учениками своего дела.

    Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций , которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

    Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

    Ожидаемый результат:

      Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
      Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка; Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью; Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

    Методы оценки результативности программы:

    Количественный анализ:

      посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

    Качественный анализ:

      формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

    Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

    Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

    Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно - эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством.

    Программа прошла апробацию и в детском саду. Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Мастера - волшебники».

    Учебно-тематический план

    Кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастера-волшебники»

    по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»

    № п /п

    Название темы

    Общее кол-во занятий

    Теория

    Практика

    Декоративно-прикладное творчество, народные промыслы Кубани.

    Экскурсия в Кубанскую избу детского сада.

    Викторина « Я люблю и знаю Кубанские ремёсла»

    «Дымковская игрушка»

    «Филимоновские игрушки»

    «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

    «Человек по натуре своей – художник.

    Он всюду, так или иначе,

    стремиться вносить

    в свою жизнь красоту…»

    А. М. Горький

    Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность. Декоративно – прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

    Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

    Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно – прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

    Н. П. Сакулина говорила о том, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

    Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

    С целью ознакомления детей с народного декоративно – прикладным искусством мы создали все необходимые условия работы: подобрали литературу, готовые изделия и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал, установили связь с музеем и фабрикой «Хохломская роспись».

    А также поставили следующие задачи:

    1. Формирование духовно-нравственного отношение и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
    2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
    3. Формировать обобщенные знания и умения:
    • Умение различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
    • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
    • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
    1. Развивать художественно – творческие способности в процессе воспитания произведений декоративного искусства и детской деятельности.
    2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край.

    Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству начинаем со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом приманивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

    В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

    Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

    Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

    Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

    Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

    На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

    Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

    Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

    В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

    Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

    Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

    Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

    При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

    Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

    Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

    В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

    На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

    Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграфе, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

    Также при ознакомлении детей с декоративно прикладным искусством проводим экскурсии в музей, фабрику хохломской росписи, проводим беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «составь узор», «подбери элемент узора», «собери картинку» и др., конкурсы, выставки.

    Так как наш город Семенов - столица «Золотой Хохломы» данный вид промысла является для нас более близким и родным и занимает большее места в воспитании детей.

    Очень интересна и сложна технология изготовления хохломских изделий. Она заключается не только в росписи художником, а в предварительном проведении большого количества подготовительных операций: выточенное изделие многократно шпаклюют, олифят, лудят – покрывают порошком алюминия, подвергаются закалке в печи при высокой температуре.

    Характерной чертой росписи является сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета.

    Наиболее распространенным орнаментом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженных травкой.

    Существует три вида росписи: «верховое письмо» - «травка» - наиболее простое и более сложное «фоновое» и «кудрина».

    Перед началом работы по ознакомлению детей хохломской росписью для рассматривания и использования в качестве образцов были отобраны три группы предметов, в которых четко вырисовывались элементы узора: травки, цветы, бутоны, ягоды и листья.

    В первой группе предметов: низенькие солонки, чашки, небольшие поставцы, ложки, написанные «травкой». Элементы узора расположены в узкой полосе, и ритмически чередуясь, соединяются между собой «кустиками травки».

    Во второй группе предметов находятся также поставцы, чаши, бочата, бокалы написанные верховым письмом, а композиция узора была более сложной – в виде нескольких украшенных завитков.

    В третью группу входят предметы хохломы, разные по форме: ковши, вазы, подносы, написанные «кудриной» и «под фон».

    Изделия первых двух групп используются в качестве предметов – образцов, а предметы третьей группы для формирования чувства восхищения радости при общении с прекрасным, для рассматривания

    Также мы ознакомились с методической и специальной литературой по истории и технологии хохломской обработки древесины, с продукцией и технологией изготовления предметов хохломы, овладели простейшими приемами в манере хохломского письма, подготовили альбомы с последовательностью обучения декоративному рисованию.

    Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызывали у детей эстетические эмоции, воспитывали у них умение видеть узор и интерес к народному искусству хохломы, желание передавать этот узор в своем рисунке.

    С помощью показа способов действия учим детей видеть элементы узора, особенности его расположения, характерные цветосочетания, хохломской росписи, закрепляем умение рисовать кончиком кисти. Затем детям предоставляем возможность самим создавать узор из элементов нескольких образцов.

    Стараемся предоставить детям больше самостоятельности в выборе темы, композиции, в предоставлении замысла. Вместе с этим ведем обучению планированию действий, последовательности выполнения узора, особенно на первых прах обучения. Именно на занятиях такого типа дети приобретают умение творчески работать: самостоятельно ставить цель, планировать свою работу, выполнять ее до конца, подбирать необходимый материал.

    Работу с детьми условно разбиваем на несколько этапов.

    На первом этапе ставим задачи ознакомления детей с хохломской росписью и прививаем уважение к людям, творящим красоту, а также желание украшать рисунок элементами растительного орнамента в стиле народного искусства хохломы.

    С этой целью провели несколько занятий:

    • Экскурсии в музей и фабрику Золотой Хохломы.
    • Беседы «Наша золотая хохлома», «Семеновская матрешка»
    • Наблюдение за работой художницы, приглашенной в детский сад.
    • Дидактические игры.
    • Рассматривание изделий.

    Во время бесед подчеркнули, что изделия хохломской росписи и семеновская матрешка известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Также прозвучали и народные предания о возникновение промысла и об умельцах родного края. Мы старались дать эмоциональную характеристику вещи. Широко использовали стихотворения о хохломе разных авторов: Ю. Андрианова, Ю. Николаевой, В. Автономова и др.

    Большое влияние на формирование интереса к хохломе и желание самим делать красивые вещи оказало наблюдение за трудом художницы, которая была приглашена в детский сад. Дети увидели приемы свободной росписи, своеобразие цветовых сочетаний. Они с большим вниманием наблюдали, что делает художница. Свою работу художница сопровождала объяснением и отвечала на вопросы детей.

    Во время рассматривания вещей знакомились с их наименованием, искали на изделиях, знакомые элементы: травку, листья, цветы, сравнивали рисунки.

    Во время экскурсии в музей и фабрику хохломской росписи дети увидели, как появляются изделия, как их готовят к росписи, познакомились с историей и первыми, старинными изделиями, разными видами росписи («травкой», «кудриной», «фоном»), а в заключении сами стали настоящими мастерами, что вызвало у них особую радость. На прощание детям подарили подарки.

    В результате работы у детей развилось эстетическое восприятие, заметно возрос интерес к произведениям народного искусства.

    Далее нами были проведена серия занятий по обучению детей некоторым элементам хохломской росписи на занятиях по декоративному рисованию. При планировании задач каждого занятия учитывалась сложность задач и усвоение детьми пройденного материала. На первых занятиях мы учили детей рисовать элементы узора: травку, перышки, штрихи, завитки, ягоды, листья рябины, земляники и т. д. А также дети учились подбирать цвета соответственно фону бумаги (красному, черному, желтому).

    Все занятия проводились в игровой форме. Большое место на них отводилось рассматриванию отдельных элементов узора, которые дети должны передать в рисунке. Рассматривание проводим как на занятии, так и в повседневной жизни. Делаем частичный и общий показ отдельных элементов, учим планировать свою работу на бумаге, предварительно намечая работу концом кисти.

    На всех первых занятиях приходилось проводить большую индивидуальную работу т. к. при рисовании у детей возникали трудности.

    В ходе индивидуальной работы обращалось внимание детей на образец,
    на котором имелся изображаемый элемент; наводящими вопросами помогали детям отыскивать свою ошибку, показывать на своем листе бумаги как надо рисовать. Трудный элемент «травки» давался рисовать по образцу воспитателя, в котором изображение несколько упрощалось.

    Большое внимание уделялось обучению детей вертикальному движению кисти, смелому ведению кисти.

    Научив детей изображать отдельные элементы хохломы, перешли к следующему этапу – обучение детей композиции узора на форматах бумаги в виде чашей, поставцов, ваз и т.д.

    На первых занятиях учили рисовать ветку с ритмично и последовательно расположенными элементами узора, соединяемых штрихами или кустиками травки. При объяснении использовался анализ композиции узора на предметах образцах.

    Кроме анализа образцов на таких занятиях применялись специально изготовленные таблицы, на которых была последовательность рисования: основной завиток, цветы, ягоды, листья и травка.

    Во время объяснения при помощи вопросов уточняем, как могут располагаться завитки, сколько их может быть; затем на мольберте можно показать, как можно расположить завитки. Какое количество завитков дети решили сделать сами. Старались поддержать ребенка помочь проявить свою активность.

    Во время работ с помощью указаний и вопросов направляем детей: «подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

    Большое внимание уделяем анализу работ, например, вывешенные работы называли «витриной магазина» и предлагали детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавали наводящие вопросы «что бы вы нарисовали по-другому?», «чтобы вы посоветовали нарисовать Лене, чтобы ее работа была красочнее?».

    После проделанной работы было проведено контрольное обследование, которое включало опрос-беседу с детьми, проведение занятия декоративного рисования, наблюдение за детьми и анализ детских работ.

    Данные опроса показали, что у детей значительно расширились и углубились знания о народном искусстве хохломы, а также и других видах росписи. Особенно важно то, что у детей заметно развивается эстетическое восприятие.

    Анализ детских работ показывает, что в своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность народного искусства, научились располагать узор по всему листу бумаги, рисовать различные элементы орнамента, красиво сочетать краски между собой и с фоном бумаги.

    Наша работа позволяет сделать следующие выводы:

    Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

    При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией узора в манере хохломской росписи и передать ее стиль в декоративном рисовании.

    В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказали положительное влияние в будущей жизни детей.