Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Чек ценная бумага. Значение слова чек. Что представляет собой товарный чек
  • ВВП — валовой внутренний продукт это…
  • Сникертини: десертный коктейль со вкусом шоколадного батончика Шоколадный коктейль с шоколадным сиропом
  • Уникальный чайный напиток Чай с гриб рейши полезные свойства
  • Решает ли МФО проблему невыплаты долгов по микрокредитам через суд?
  • Мфо подает на меня в суд
  • Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Игры по ознакомлению с

    Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром Игры по ознакомлению с

    Наталья Диппель

    ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

    ЦЕЛЬ :

    Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

    ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ : Ориентироваться в дорожной ситуации.

    ПРАВИЛА ИГРЫ :

    Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

    МАТЕРИАЛ :

    Макеты домов, машинки, игрушки мелкие, дорога, дорожные знаки, мелкие игрушки человечков.

    ИГРА :

    На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки. Дети делят игрушки - машинки и машинки, вспоминают правила дорожные. Нарушивших правила движения, задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять правила дорожного движения. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот у кого сохранились все лепестки.

    ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»

    ЦЕЛЬ :

    Ознакомление детей с природой .

    ЗАДАЧИ :

    Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

    МАТЕРИАЛ :

    Панно «Живая и неживая природа» , цветочки, листики, ладони, лепестки к большому цветку с надписями, что относится к живой природе.

    ПРАВИЛА ИГРЫ :

    1 вариант «Цветок жизни» .

    Вместе с детьми воспитатель собирает цветок - жизни, дети определяют, что происходит с живой природой - размножение, дыхание, движение и т. д. Когда соберут цветок жизни, то берут в руки маленькие цветочки и кладут на картинку, где изображена живая природа, дают объяснение, почему они так считают.

    2 вариант «Рукотворный и нерукотворный мир»

    Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку» , а на те предметы, что созданы природой кладут «листик» . Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

    КОМУ ЧТО НУЖНО?

    ЦЕЛЬ :

    Использовать знания детей о предметах, окружающих их .

    ЗАДАЧА :

    Формировать реалистические представления о предметах которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности) . Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

    МАТЕРИАЛ :

    Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

    ПРАВИЛА ИГРЫ :

    Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так считают.

    ЧУДО ТЕЛЕВИЗОР

    ЦЕЛЬ : Использование знаний об окружающем мире .

    ЗАДАЧА : Формировать реалистические представления об окружающем мире . Закреплять умение работать с вопросами, самостоятельно составлять их. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Активизировать и обогащать словарь. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Воспитывать интерес и любовь детей к природе.

    МАТЕРИАЛ : Макет телевизора, картинки разрезанные пополам.

    ПРАВИЛА ИГРЫ :

    На экране телевизора половинка картинки, дети среди других половинок картинок ищут вторую половину картинки с экрана. Когда они находят вторую половинку, составляют из двух половинок картинку. По составленной картинке дети составляют рассказ или отвечают на вопросы заданные воспитателем



    Давайте поселим зверей в наш лес

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т.д.).

    Материал . Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.

    Задания

    1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

    2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может —в других).

    Правила

    1. Играть в команде (3 команды по 2—3 человека в каждой).

    2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог предлагает детям разбиться на команды.

    2. Командам представляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение.

    3. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящий домик для него.

    Наряды матушки-земли

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель . Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

    Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т.п.).

    Задания

    1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

    2. Рассказать о причинах выбора.

    Правила

    1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

    2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

    3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог рассказывает детям о временах года.

    — Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.

    2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3—4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд».

    3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.

    Идем в гости к Мудрой Сове

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель . Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Материал . Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустарники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север, северо-восток, восток и т.д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обозначающие детей.

    Задание . Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

    Правила

    1. В игре участвуют 5—6 детей.

    2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

    3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

    4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

    5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т.п.) фигурка игрока исключается из отряда.

    6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направлении и прийти на Совет жителей леса.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

    2. Читает детям письмо от лесных жителей:

    «Дорогие друзья!

    Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

    С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

    3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в прорезь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, юг, северо-восток, юго-запад и т.д.

    4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

    5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути —план-маршрут. Педагог читает:

    «Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса. Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

    6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

    7. В конце игры педагог подводит итог: отмечает лучших участников и проводит беседу на экологическую тему.

    Времена года

    (игра для детей 5-7 дет)

    Цель. Закреплять знания детей о последовательности сезонов. Выявить характерные признаки каждого времени года. Познакомить детей с изменениями видов осадков, о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни тех или иных живых существ и т.п.

    Материал . Большая красочная игровая карта, на которой представлены времена года, изображены объекты живой и неживой природы, изменяющиеся согласно сезонам; по периметру картины идут разноцветные обозначения: для каждого времени года —свой цвет и обозначение (например, для зимы —белые, голубые, синие снежинки; для осени —красные, желтые, коричневые, оранжевые листья и т.д.).

    Задание . Пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила и верно отвечая на вопросы.

    Правила

    1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

    2. Играть строго по очереди.

    3. Внимательно слушать педагога и ответы товарищей.

    4. Каждый игрок сначала кидает кубик: выпавшее количество точек—количество шагов; затем отвечает на вопрос или отгадывает загадку о времени года и, если ответ правильный, продвигается на два шага вперед, если ответ неверный, остается на месте.

    5. Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигаться в обратном направлении. Одно замечание —два шага назад, два замечания —четыре. Таким образом, дисциплинированные игроки будут двигаться вперед к финишу, а недисциплинированные игроки — назад к старту.

    6. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

    Алгоритм проведения

    1. Дети выстраивают свои фишки на старте по разноцветным обозначениям времен года, фишки будут продвигаться по карте.

    2. В ходе игры дети отвечают на вопросы (один ход —один вопрос).

    Примерные вопросы для осеннего периода:

    — Какие вы знаете периоды осени?

    — Какие виды осадков бывают в осенний период?

    — Какие овощи поспевают осенью?

    — Какие фрукты созревают в садах?

    — Что такое сухой дождик?

    — Под соснами и елками бежит мешок с иголками —кто это?

    Примерные вопросы для зимнего периода:

    — Какие зимние месяцы вы знаете?

    — Как называется месяц, который является первым в году, но вторым месяцем зимы?

    — Назовите три состояния, в которые переходит вода при разных температурных условиях.

    — Какого числа приходит Новый год?

    — Какие зимние игры вы знаете?

    — О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

    Примерные вопросы для весеннего периода:

    — Как люди называют шаги весны? (Проталины.)

    — Где снег тает быстрее —в низине или на пригорке?

    — Какие первоцветы вы знаете?

    — Какие виды почек по местоположению вы знаете? (Верхушечные, боковые.)

    — Где прячется побег и когда вылезает наружу? (В почках, вылезает весной.)

    — Какие бывают побеги? (Наземные и подземные.)

    Примерные вопросы для летнего периода:

    — Почему лето называют красным?

    — Какие ягоды люди собирают летом?

    — Назовите лекарственные травы и цветы.

    — Как люди отдыхают в летний период?

    — Как называется насекомое, которое образовывается из куколки гусеницы?

    — Чем береза отличается от других деревьев в летнем лесу?

    Птицы тропических стран

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель . Выявить знания детей о видах птиц тропических стран, об особенностях климатических условий в этих странах. Формировать умение соотносить образ жизни, виды питания со средой обитания. Закрепить знания детей о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.п. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

    Материал. Дидактическая картина с изображением тропических растений, карточки с видами птиц тропических стран и других климатических зон.

    Задания

    1. Внимательно рассмотреть тропический лес, подумать, кто из живых существ может там жить.

    2. Выбрать птиц, которые обитают в тропических лесах.

    3. Объяснить свой выбор (внешний вид, пристрастие к определенному корму и т.п.).

    Правила

    1. Количество играющих не более 5 человек.

    2. Играть строго по очереди.

    3. Выигрывает тот, кто сделал правильный свой выбор и смог его объяснить.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог в беседе выясняет с детьми, что такое тропические страны, называет некоторые из них, объясняет, какой климат в тропическом лесу, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.

    3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их на дидактическую картину с изображением тропического леса.

    4. В конце игры подводится итог.

    Речные рыбы

    (игра для детей 5-7 дет)

    Цель . Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

    Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

    Задания

    1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

    2. Выбрать из них только речных, назвать.

    3. Поместить в водоем в определенное место —туда, где любит обитать та или иная рыба.

    Правила

    1. Количество играющих 3—4 человека.

    2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

    Алгоритм проведения

    2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

    4. В конце игры подводится итог.

    Птицы умеренных широт

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель . Закреплять знания детей о видах птиц умеренных широт. Выявить знания детей об их образе жизни. Соотнести образ жизни птиц с климатическими условиями. Закреплять знания о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.д. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

    Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения птиц.

    Задание

    1. Выбрать птиц, которые обитают в умеренных широтах, лесах средней полосы.

    2. Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем виде, пристрастии к определенному образу жизни и т.п.).

    3. Убрать птиц, которые по определенным причинам не могут жить в наших лесах, объяснить причину (неподходящие климат, виды корма и т.п.).

    Правила

    2. Играть строго по очереди.

    3. Выигрывает тот, кто сделал правильный выбор и смог его объяснить.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог в беседе выясняет у детей, каких птиц они видели в наших лесах, как их зовут, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.

    — Внимательно рассмотрите картинку с изображением леса умеренных широт, подумайте, кто из живых существ может там жить.

    3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их в лес.

    4. В конце игры подводится итог.

    Рыбы морей и океанов

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель. Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

    Материал . Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.

    Задание

    1. Внимательно рассмотреть предложенных рыб.

    2. Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.

    3. Поместить пресноводных рыб в водоем —в определенное место, где любит обитать речная рыба.

    4. Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.

    Правила

    1. Количество играющих не должно превышать 4—5 человек.

    2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.

    2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

    3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.

    4. Рассказывают о рыбах морей и океанов, их особенностях.

    5. В конце игры подводится итог.

    Снежинки

    (игра для детей 4-7 лет)

    Цель . Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

    Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы —на каждого ребенка.

    Правила

    1. Количество играющих не должно превышать 5—6 человек.

    2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.

    3. Знать правила работы с ножницами и клеем.

    4. Работать совместно в коллективе.

    5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

    Алгоритм проведения

    1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картину, сказать, чего на ней не хватает. (Нет снега на земле.)

    2. Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.

    3. Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.

    4. Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.

    5. Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.

    Путешествие по карте леса

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель . В игровой форме выявить знания детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети и т.д.

    Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя).

    Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

    Правила

    1. Количество играющих 4—6 человек.

    2. Играть по очереди.

    3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов — кружочков по карте леса.

    4. При попадании на кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

    5. Тот, кто все правильно рассказал, имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

    6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

    7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог раскладывает перед детьми карту леса.

    2. Знакомит детей с правилами игры и заданием, предлагает с помощью кубика по очереди продвигаться по карте леса.

    Наши любимцы

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель . Познакомить детей с климатической картой мира, естественными условиями обитания экзотических животных и растений, проживающих в экологической лаборатории и зооуголках. Познакомить со странами, которые являются их родиной, с климатом в этих странах, приспособлениями живых существ к климатическим особенностям стран, образом жизни этих животных на воле.

    Материал. Дидактическая картина «Родина наших любимцев» с изображением континентов и климатических поясов; вырезанные из картона изображения попугаев, хомячков, канареек, рыб, черепах и т.п.

    Задание. Отправить животных на их родину, рассказать о них.

    Правила

    2. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог раскладывает климатическую карту с изображением материков и островов, предлагает рассмотреть карту, объясняет, что различные цвета на карте обозначают климатическую температуру.

    2. Педагог поручает детям, опираясь на свои знания, отправить живых существ на каникулы на родину.

    3. Дети рассказывают о ж и пых существах и расставляют их на карте.

    4. В конце игры подводится итог.

    Лесной город

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель . Показать детям, что лес —это целый город, состоящий из своих особенных домов: каждое дерево, куст, травинка —это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.

    Материал. Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п. — в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).

    Задание . Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.

    Правила

    1. Количество играющих от 4 до 8 человек.

    2. Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на высоте своего героя.

    3. Проходить по лесу строго по условным знакам.

    4. Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.

    5. За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего героя на два шага вперед, за неправильный — один шаг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам—по два шага назад после каждого замечания.

    6. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно ответит на вопросы педагога по теме.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.

    2. В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям- канатам может двигаться вверх и вниз.

    3. Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес — это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и — с их помощью — совершить путешествие.

    4. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

    5. Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего на определенной высоте.

    6. По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.

    Примерные вопросы о животных:

    — Почему лягушек называют земноводными?

    — Как ведет себя ежик в момент опасности?

    — На каком ярусе можно встретиться с медведем?

    Примерные вопросы о птицах:

    — Какие материалы используют птицы для строительства гнезд?

    — На каких ярусах можно встретить птиц? (Почти на всех.)

    Примерные вопросы о насекомых:

    — Сколько пар ног у насекомых?

    — Кто такой короед?

    — Кому короед опасен?

    — На каком ярусе можно встретиться с гусеницей? Почему?

    7. В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.

    8. В конце игры подводится итог.

    Паутина жизни

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель. Познакомить детей со взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити-связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между живыми объектами.

    Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.

    Задания

    1. В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.

    2. Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.

    3. Соединить объекты нитями взаимосвязей.

    Правила

    1. Количество играющих 5—6 человек.

    2. Победителями становятся дети, которые правильно ответили на вопросы педагога и правильно соединили объекты.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог показывает детям карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.

    Черный жилет,

    Красный берет,

    Нос как топор,

    Хвост как упор. (Дятел)

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке летом. (Белка)

    Мех его на удивленье.

    Словно бархат, круглый год.

    Роет он с большим терпеньем

    Под землею длинный ход. (Крот)

    Кто это маленький,

    В земле живет,

    На «ч» начинается,

    На «к» заканчивается? (Червяк)

    2. Ребенок, отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка. (Таким образом, на 5—6 игроков нужно заготовить 5—6 загадок и 5—6 отгадок —карточек с изображением животных.)

    3. Педагог обращает внимание детей на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.

    4. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход—1 нить- связь), ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.

    5. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.

    6. В конце игры подводится итог.

    Небо. Земля. Вода

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель . Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

    Материал. Большая дидактическая картина, разделенная на четыре части: на одной части изображено небо, на другой —земля, на третьей—вода, на четвертой помещены карточки с изображением людей, зверей, птиц, рыб, земноводных.

    Задание. Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактической картины, рассказать о выбранных представителях.

    Правила

    1. Играют 3 команды по 3—4 человека в каждой.

    2. За правильно и быстро выполненные действия команде начисляются баллы:

    — быстро собралась и определила командира—1 балл;

    — быстро, правильно и аккуратно выполнила задания —2 балла;

    — правильно составила рассказ —5 баллов.

    3. Играть, строго соблюдая очередь.

    4. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог предлагает детям разделиться на три команды и выбрать командиров.

    2. Получив свое «поле ответственности» (небо, воду или землю), члены каждой команды по очереди подходят к картине, выбирают карточку с изображением только одного представителя соответствующей среды и кладут ее на поле картины.

    3. По завершении работы команды готовят рассказы о выбранных ими представителях «их» среды, о приспособленности именно к этим условиям, о возможности или невозможности временного пребывания в другой среде (от каждой команды выступает командир).

    4. В конце игры подводится итог.

    Кто такой цыпленок?

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка), с условиями, необходимыми для его благоприятного развития.

    Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама-курица, папа-петух), с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т.д.

    Материал . Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка —фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

    Задание . Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

    Правила

    1. Количество играющих 3—6 человек.

    2. Соблюдать очередность в игре.

    3. Играть дружно, совместно.

    4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справится как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог демонстрирует детям игру в разобранном виде.

    2. Дети, закрыв глаза, выбирают один из пазлов. Одни пазлы заполнены—их нужно вставлять по часовой стрелке по кругу рядом с центральной карточкой, на которой изображен главный герой; другие пазлы пусты, их следует заполнить, ответив на вопросы: каких ты знаешь хищников, опасных для нашего живого существа, где обитает данное живое существо и т. п.

    3. Дети по очереди рассказывают об изображенном на картинках, собирают пазлы и связывают их с жизнью живого существа последовательными предложениями.

    4. Дети совместно решают, как лучше по сюжету соединить пазлы в единую дидактическую картину в правильном порядке.

    5. В конце игры подводится итог.

    6. Для повторного проведения игры можно изменить сюжеты пазлов. Главный герой остается прежним, а содержание изменяется. Сюжеты пазлов могут рассказывать о друзьях и врагах живого существа как в реальной жизни, так и сказках.

    По грибы, по ягоды

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель. Выявлять и закреплять знания детей о видах лесных грибов, ягод и других растений, о месте их обитания. Закреплять умение играть вместе.

    Материал . Дидактическая картина, на которой изображена тропинка в лесу; игровой кубик; корзинки для сбора грибов, ягод и других даров леса.

    Задание. Пройти по лесу, рассказав о встречающихся в пути растениях.

    Правила

    1. Количество играющих 5—6 человек.

    2. По тропинке идти с помощью игрового кубика.

    3. Попадая на кружок к ягодке, рассказать о лесных ягодах —съедобных и несъедобных, к грибу —о съедобных и несъедобных грибах, к кустарнику —о видах лесных кустарников, их отличительных особенностях.

    4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

    Алгоритм проведения

    1. Педагог раскладывает перед детьми дидактическую картину, на которой изображена тропинка в лесу, обращает внимание детей на дружное соседство разных обитателей леса и предлагает отправиться в путешествие по лесу.

    2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

    3. В конце игры подводится итог.

    Удивительные превращения

    (игра для детей 6-7 лет)

    Цель . Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире природы с живыми объектами; с этапами развития живого существа. Развивать умение устанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии, определять, насколько эти изменения необходимы для дальнейшего благополучного существования живого существа в своей среде обитания.

    Материал . Карточки с изображениями этапов развития живых существ, листы с приклеенными через определенное расстояние конвертами.

    Задание. Возможны два варианта проведения игры.

    1. Изображение одного этапа развития живого существа находится в одном из конвертов, другой —в следующем и т.д. В этом случае надо отгадать загадку и познакомиться с этапами развития живого существа.

    2. В одном конверте находятся все этапы развития живого существа. В этом случае надо отгадать загадку и разложить карточки с изображением этапов развития живого существа в правильном порядке.

    Правила

    1. Количество играющих 5-6 человек.

    2. Карточки с изображениями спрятаны в конвертах.

    3. Открыть конверт может тот, кто правильно отгадал загадку педагога на данную тему.

    4. При раскладывании карточек в правильной последовательности обязательно проговаривать каждый этап развития живого существа.

    Алгоритм проведения

    1. Детям предлагается разгадать ряд загадок, отгадками которых будут названия живых существ, спрятанных в конвертах (рыбка, петух, комар, лягушка, бабочка и т.д.).

    2. В первом варианте нужно последовательно открывать конверты и узнавать об этапах развития живого существа.

    3. Во втором варианте игры ребенку нужно вынуть карточки из конверта и разложить их в правильной последовательности.

    4. В конце игры подводится итог.

    Александра Куянова
    Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

    «Назови насекомое»

    (средняя, старшая )

    Дидактическая задача

    Игровые правила

    Игровое действие : отгадывание.

    Ход игры

    (пчела) .

    (стрекоза) .

    (кузнечик) .

    «Путаница»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок) . Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

    Словарь : герань, хлорофитум, стебель, кактус.

    Игровое правило : не ошибиться в выборе.

    Игровое действие : поиск частей и складывание целой картинки.

    Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

    В ходе игры воспитатель задает детям вопросы :

    Расположи растение правильно.

    Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

    Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

    Итог игры : Выигрывает тот , кто раньше других сложил цветок.

    «Все по домам»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.

    Игровое правило : Действовать после сигнала.

    Игровое действие : поиски «своего» дома по определенному признаку.

    Словарь : вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.

    Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.

    Говорит : «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

    Итог игры : кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.

    «Летает, прыгает, плавает…»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

    Материал : карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

    Игровое правило : отвечать после того, как получишь камешек.

    Игровые действия : передача камешка.

    Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят : «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры . Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

    Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка) .

    «Ищи и найдешь»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

    Игровое правило : Отвечать друг за другом.

    Игровое действие : описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

    Словарь : снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

    Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

    Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

    «Опиши, я отгадаю!»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

    Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

    Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

    Игровые действия : загадывание загадок.

    Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

    Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

    «Вершки и корешки»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

    Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

    Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

    Игровые действия : поиск своей пары.

    Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

    Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

    Магазин «Цветы»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.

    Словарь : одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.

    Игровые правила : Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

    Игровые действия : поиск нужной карточки.

    Ход игры : Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.

    Итог игры : Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.

    «Найди дерево по описанию»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья : форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

    Словарь : ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

    Игровое правило : внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

    Игровые действия : загадывать загадки.

    Ход игры : Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

    Итог игры : За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.

    «Садовник»

    (старшая )

    Дидактическая задача : определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

    Словарь : вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

    Игровое правило : карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

    Игровое действие : описание предмета.

    Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит : «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви» . Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

    Итог игры : Тот, кто отгадал становится садовником.

    «Что сначала? Что потом?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

    Словарь : копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

    Игровые правила : Начинать по команде ведущего.

    Игровые действия : раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

    Ход игры : Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

    Итог игры : Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.

    «Знаешь ли ты, как растет картофель?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Познакомить детей с посадкой , выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.

    Словарь : картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.

    Игровые правила : внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.

    Игровые действия : раскладывание карточек.

    Ход игры : Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.

    «Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».

    После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки) . Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.

    Итог игры

    «Узнай и назови»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

    Словарь : дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

    Игровые правила

    Игровые действия : поиск одинаковых картинок.

    Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание , найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы : «Кто это? Где живет? Чем питается?»

    Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.

    «Цветочный магазин»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.

    Словарь : резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.

    Игровые правила : Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.

    Игровые действия : Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.

    Ход игры : Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие : не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.

    Итог игры : Побеждает тот, кто купил больше цветов.

    «Отгадай, о ком расскажу»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

    Игровые правила : Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

    Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

    Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

    «Узнай рыбку по хвосту»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

    Игровые правила : вертушка передается участникам игры по очереди . Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!» .

    Игровые действия : Произнесение слов, вращение стрелки.

    Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят : «Стрелка, стрелка, покружись . Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

    Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.

    «Кто живет в аквариуме?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

    Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

    Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

    Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

    Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

    «С чьей ветки детка»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Уточнить внешний вид комнатных растений. Учить узнавать растение по его листьям, цветам. Развивать внимательность, зрительные анализаторы. Воспитывать усидчивость.

    Словарь : круглые, овальные, вытянутые, гладкие, шероховатые, резные.

    Игровые правила : высказывать свои отгадки может только тот, кого назвал ведущий. Подсказывать друг другу не разрешается.

    Игровые действия : ответы детей.

    Ход игры : Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, называет их. Затем достает карточки с изображением листьев комнатных растений. Предлагает узнать, с какого комнатного растения этот лист или цветок.

    Итог игры : тот, кто правильно назвал растение, получает фишку.

    «Что растет в аквариуме?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.

    Словарь : ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,

    плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.

    Игровые правила : дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.

    Игровое действие : описание водорослей, отгадывание.

    Ход игры : Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.

    Итог игры : Правильно ответивший получает фишку

    «Узнай животное по описанию»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Словарь : пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

    Игровые правила : Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

    Игровые действия : Описание животного, отгадывание.

    Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.

    Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.

    «Что где растет?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. На основе развития представлений детей о деффиринцированных условиях произрастания развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез) . Воспитывать дружеские отношения в игре, радоваться успехам товарищей.

    Словарь : полевой, садовый, комнатное растение, луговой.

    Игровые правила : брать по одной карточке слева на право.

    Игровые действия : брать карточку, называть изображенное растение, среда обитания.

    Ход игры : Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением растений обратной стороной. Ребенок подходит, берет одну карточку по очереди и называет, что на ней изображено, где растет тот или иной цветок.

    Итог игры : За правильный ответ получает фишку.

    «Узнай животное по его части» .

    (старшая )

    Дидактическая задача : закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.

    Игровое правило : брать по одной карточке, называть животное четко, громко.

    Игровые действия : отгадывание животных.

    Ход игры : на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.

    Итог игры : за правильный ответ ребенок получает фишку.

    «Назови насекомое»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

    Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

    Игровое действие : отгадывание.

    Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

    1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

    Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

    Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

    2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

    Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

    3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

    Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

    «Загадай загадку, а мы отгадаем!»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.

    Игровые правила : внимательно слушать товарищей.

    Игровые действия : загадывание загадки, имитация движений.

    Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.

    Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку, получает фишку с изображением этого насекомого.

    «Что сначала? Что потом?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Учить детей понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи. Развивать мыслительные операции, воображение, наблюдательность, связную речь, самоконтроль. Воспитывать интерес к природе.

    Словарь : дружба, подружиться, навсегда, крошечный.

    Игровое правило : слушать воспитателя.

    Игровые действия : Разместить картинки по порядку.

    Ход игры : Воспитатель хаотично раскладывает перед детьми серию картин и читает стихотворение : «Малыши»

    Один небольшой мышонок,

    И маленький лягушонок,

    И крошечный кукушонок,

    Пока не встречались нигде.

    Поскольку в норке мышонок,

    Возле реки лягушонок,

    И высоко кукушонок

    Сидит у себя в гнезде.

    Но выйдет гулять мышонок,

    Припрыгает лягушонок,

    И крошечный кукушонок

    Спустится к ним из гнезда.

    И с этой поры мышонок,

    И маленький лягушонок,

    И крошечный кукушонок

    Подружатся на всегда.

    Детям предлагается разместить картинки по порядку, объясняя свои действия.

    Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.

    «Когда это бывает?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

    Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

    Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

    Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

    Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

    Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.

    «Что раньше, что потом?»

    (старшая )

    Дидактическая задача : Уточнить и уяснить последовательность развития отдельных растений, а также последовательность сезонов. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать умение соблюдать правила игры .

    Словарь : зернышко, луковица, могучий, усатый, горький, желудь, золотистый.

    Игровые правила : действовать по сигналу воспитателя.

    Игровые действия : раскладывание карточек.

    Ход игры : воспитатель выкладывает карточки на столе, предлагает детям посмотреть их. По сигналу, карточки выкладывают в определенной последовательности. Объяснить, почему выложили именно так, связывая это со временем года.

    Итог игры : кто первым выполнил задание, считается победителем.

    Картотека дидактических игр по
    ознакомлению с окружающим миром.
    1.
    1.1 «Укладывание в колыбель».
    1.2 «Что это? Кто это?».
    живой или неживой предмет.
    Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
    Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
    книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
    Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
    предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
    вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
    например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
    это?».
    Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
    показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
    спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
    предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
    подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
    1.3 «Что изменилось.»
    Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
    словарный запас.
    что помогает
    сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
    их после игры.
    Развивать память и внимание,
    Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
    зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
    цвета и формы.
    Возраст: 3–4 года.
    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
    определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
    увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
    Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
    индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
    в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
    определенном порядке.

    Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
    посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
    этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
    руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
    Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
    произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
    Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
    количество правильных ответов.
    1.4 «Предметные фризы»
    1.5 «Времена года».
    Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
    растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
    Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
    времени года.
    Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
    помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
    и пользоваться их подсказками.
    Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
    разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
    (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
    оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
    каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
    тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
    земле, развлекающиеся дети).
    1.6 «Что нам осень принесла?».
    Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
    инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
    несложные фразы.

    Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
    на столе, лежат овощи.
    «Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
    вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
    капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
    где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
    1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
    Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
    грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
    глаголы лакать, грызть, есть.
    Описание игры.
    «Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
    (большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
    вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
    – тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
    По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
    репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
    «Сладкая репка! Сладкая!»)
    «Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
    отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
    репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
    Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
    еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
    молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
    косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
    сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
    Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
    внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
    «Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
    1.8 «Чудесный мешочек».
    Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
    объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
    пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
    Материал: Красиво оформленный мешочек,
    разные игрушки,
    имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
    Ход игры:
    Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
    подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

    характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
    что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
    предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
    1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
    Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
    четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
    Описание игры.
    Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
    Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
    поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
    нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
    «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
    Кровати нет"»
    Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
    кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
    предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
    Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
    засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
    ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
    нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
    интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
    Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
    1.10 «Оденем куклу на прогулку».
    Цели и задачи:
    1.
    Воспитывать бережное отношение к вещам,
    оказывать
    взаимопомощь друг другу при одевании.
    2.
    Развивать мелкую моторику рук,
    наглядно­действенного
    мышления.
    3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
    дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
    картинках, последовательно одевать куклу.
    Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
    Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

    Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
    рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
    последовательностью одевания.
    1.11 «Научим куклу раздеваться».
    1.12 «Купание куклы».
    Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
    предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
    намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
    показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
    Описание игры.
    Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
    «Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
    купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
    определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
    сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
    необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
    мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
    мыла».
    Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
    дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
    голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
    Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
    (Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
    холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
    теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
    проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
    Теплую водичку
    Льем на нашу птичку.
    Эти строчки повторяют и дети.
    Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
    которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
    говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
    Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
    нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

    1.13 «Укладывание куклы спать».
    Цель:
    1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
    Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
    Описание игры.
    «Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
    педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
    Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
    (индюк), прибежали… (курочки).
    Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
    должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
    «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
    откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
    Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
    далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
    1.15 «Будем заваривать чай».
    Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
    предметы чайной посуды.
    Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
    на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
    предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
    чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
    попробовать чай, добавив молоко.
    2. Знание о себе и своей семье
    2.1. «Я есть» .

    Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
    представления о принадлежности пола.
    Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
    накладки.
    Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
    ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
    2.2 «Мое настроение»
    Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
    умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
    повышению психоэмоциональной устойчивости.
    Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
    угадывают настроение по мимике, жестам.
    2.3 « Я и моя семья».
    Цель.
    Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
    умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
    дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
    Дидактический материал.
    Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
    членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
    папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
    многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
    Игровые правила.
    Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
    отношения.
    Ход игры.
    Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
    Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
    взрослого, рассказывает о своей семье.
    Вопросы – помощники:
    - Он (она, они) какой (какая, какие)?
    - Кто самый младший (старший) в твоей семье?
    - Что вы делаете все вместе?
    - Как ласково называет тебя мама? И т.д.

    2.4 «Я сам».
    Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
    собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
    внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
    Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
    одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
    самостоятельно умеют делать.
    2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
    Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
    Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
    настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
    2.6 «Узнай своих родственников».
    Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
    изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
    папа пылесосит, дедушка читает газету.)
    Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
    своей семье, отражая сюжеты из жизни.
    2.7 «За что бы я себя похвалил?».
    Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
    Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
    рассказы.
    2.8 «Как мы помогаем маме».

    Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
    своим родителям.
    Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
    рассказы.
    2.9 «Как мы играем».