Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Рассказы о дедовщине в российской армии. Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада. Фотографии «дедовщины», которая есть, но запрещена в любой армии

    Рассказы о дедовщине в российской армии. Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада. Фотографии «дедовщины», которая есть, но запрещена в любой армии

    Устав советской армии гласил: «…солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Изречение идеально подходит и для российских вооруженных сил , которые по праву считаются наследником традиций «непобедимой и легендарной». Нынешних призывников зачастую пугает не строгий режим или чрезмерные физические нагрузки, а неуставные отношения в армейских коллективах, получивших название дедовщина.

    Сегодня насилие и издевательства в армии стали настолько массовым и обыденным явлением, что российское общество практически не обращает на них внимание. Только в самых вопиющих случаях начинается шумиха в СМИ, и виновные могут понести заслуженное наказание в суде. Но такое случается редко.

    Дедовщина в армии – не изобретение последних лет, не очередное «наследие проклятых 90-х», она пришла к нам из эпохи СССР. Ряд экспертов, занимающихся этим вопросом, утверждают, что неуставные отношения между военнослужащими существовали уже во время Великой Отечественной войны.

    Особые отношения между старослужащими и молодыми бойцами есть в любой армии мира. Наверное, они существовали еще в легионах Римской империи. Говоря еще шире, своеобразная «дедовщина» присуща любому замкнутому мужскому коллективу. Но нигде они не выражаются в такой уродливой и позорной форме, как в российских вооруженных силах. Почему так происходит?

    Чтобы разобраться в этом вопросе и найти способ бороться дедовщиной, нужно сначала дать определение ей. А затем попытаться отыскать истоки явления в нашей истории, далекой и совсем близкой.

    Что называют дедовщиной

    Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

    В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

    Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

    Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

    Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

    • дедовщина;
    • казарменное хулиганство.

    К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

    Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

    Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

    Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

    Можно добавить, что явления, подобные дедовщине, существуют во многих закрытых коллективах: в школах, интернатах, некоторых социальных заведениях. Обычно жертвами издевательств становятся слабые физически, нерешительные или младшие по возрасту учащиеся.

    Как построена армейская иерархия

    Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

    • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» - военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
    • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) - солдаты, прослужившие менее полугода;
    • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) - военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
    • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» - солдаты, прослуживший один год;
    • «Дедушки», «деды», «старики» - срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
    • «Дембель» - неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

    В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

    Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

    Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму , посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

    «Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

    В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

    Ритуалы, связанные с дедовщиной

    За десятилетия своего существования дедовщина превратилась в настоящую субкультуру, породив множество ритуалов, обрядов и традиций. Большинство из них гражданскому человеку кажутся странными, а часть имеет откровенно садистский характер.

    Вот некоторые из них:

    1. «День золотого духа» («День офигевшего духа», «Полтинник»). Он наступает за пятьдесят дней до приказа о демобилизации. В этот день молодые солдаты и старослужащие меняются местами: «духи» получают право делать с «дедами» все, что угодно - бить, привлекать к уборке, заставлять отжиматься, отбирают еду и сигареты. Согласно традиции, «деды» не могут давать отпор или сопротивляться. «Черпаки» находятся в стороне и ни во что не вмешиваются. Теоретически «духи» могут давать старослужащим любые указания, но этим редко злоупотребляют, ибо все понимают, что завтра все опять будет по-старому. Правда, в некоторых частях мстить за приказы в этот день считалось неправильным. Подобный обычай кажется абсурдным, но он дает молодым солдатам почувствовать работу системы неуставных отношений: через год именно они будут поддерживать порядок в полку или роте. Можно добавить, что похожая традиция существует во французском Легионе , однако, там местами меняются офицеры и солдаты;
    2. Колыбельная для «деда». Ночью молодой солдат, стоя на тумбочке или пирамиде из стульев рядом с кроватью старослужащего, должен читать рифмованный текст о скором дембеле или увольнении. Существует множество вариантов его содержания;
    3. «Дембельский поезд». Этот ритуал можно назвать «классикой жанра». Он представляет собой настоящее театрализованное выступление, которое молодые бойцы устраивают для старослужащих. «Деды» играют в пассажиров поезда, везущего их домой после дембеля. «Духи» раскачивают кровати, подражают звукам вокзала и движущего состава. Одному из бойцов достается роль проводника, который подает чай «пассажирам». Других молодых военнослужащих заставляют бегать и махать зелеными ветками, изображая деревья, мелькающие в окнах вагона. Детали и сценарий этого представления могут меняться в зависимости от желания и фантазии старослужащих. Например, в действе нередко участвует «начальник поезда», распекающий нерадивого «проводника»;
    4. «Ночное Вождение». Молодого солдата заставляют с закрытыми глазами ползать на четвереньках под кроватями казармы. При этом ему подаются различные команды: при «повороте направо» он должен открыть правый глаз и повернуть в соответствующую сторону, при приказе «задний ход» – он открывает оба глаза и движется назад;
    5. «Лось», «Пробивание лося». «Дух» скрещивает руки перед своим лбом, после чего старослужащий наносит по ним удар. Его сила обычно зависит от степени вины молодого солдата;
    6. «Крокодил». Весьма популярный вид издевательства над молодыми бойцами в условиях казармы: видео этого ритуала можно посмотреть в интернете. Особенно распространен он в ВДВ, частях спецназа, разведывательных подразделениях, на флоте. При выполнении этого ритуала, человек упирается руками и ногами в спинки кровати, держа туловище над ней горизонтально. Как правило, «крокодил» - метод коллективного наказания молодых солдат: после отбоя их заставляют провести от пяти до двадцати минут в таком положении. Находиться в нем физически очень тяжело, поэтому подобная кара назначается за серьезные проступки;
    7. «Калабаха». Ритуал, предназначенный для физического наказания молодых бойцов, недолжным образом выполнивших распоряжение «деда». Суть его заключается в том, что «дух» должен принять удар от старослужащего символическим, строго определенным образом. После команды «заводи Калабашку», молодой боец широко расставляет ноги, сгибает туловище и распрямляет руки в стороны. «Дед» или «черпак» бьет его ребром ладони по шее, что служит имитацией отрубания головы. Затем «убитый» должен встать в строевую стойку и сделать доклад старослужащему. Его содержание разнится в зависимости от рода войск и части. Если доклад не нравится, то процедура повторяется. «Калабаха» особенно любима в ВДВ;
    8. «Дембельские вопросы». Ритуал, не связанный с физическим насилием. Он сводится к тому, что старослужащий начинает внезапно задавать молодому солдату самые разные вопросы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с логикой. Суть ритуала заключается в том, что «дух» должен ежедневно помнить количество дней, оставшихся до приказа;
    9. «Пожар». Данный ритуал часто выполняется сержантами рот. По его команде весь личный состав выносит из помещения имущество, оставляя казарму полностью пустой. Забирается все: кровати, тумбочки, личные вещи. Суть ритуала: рота должна уложиться в определенный норматив по времени. Если это не удается, вынесенное затаскивается обратно, и процесс начинается заново. Причиной «пожара» может быть плохо убранное помещение, наличие запрещенных предметов в казарме;
    10. Сигарета под подушкой. В период «стодневки», старослужащий каждое утро должен находить сигарету под своей подушкой с надписью «до приказа столько-то дней». Ее кладет ночью «дух», специально закрепленный за конкретным «дедом». Особый шик – положить сигарету, не разбудив дембеля. За подобную услугу «дед» отдает «духу» порцию масла. Отсутствие сигареты – серьезный проступок, за которым может быть жестокое наказание;
    11. «Накормить голодана». Только старослужащие пользуются правом принимать пищу вне столовой. Если за этим процессом поймают «духа», то его ожидает кара. Причем это не обычное избиение, а нечто более изощренное. Провинившегося могут заставить просто съесть буханку черного хлеба за один присест либо же накормить из бачка с пищевыми отходами, либо дать ему краюху хлеба, намазанную гуталином;
    12. Команда «Один!». Аналог армейской команды «рядовой, ко мне». Услышав ее, любой «дух» должен подбежать к «деду», встать смирно и представиться. Смысл ритуала в скорости молодого бойца: если она окажется недостаточной, за этим последует наказание;
    13. «Читка Приказа». Ритуал, связанный с публикацией приказа об увольнении в запас. Для его зачитывания выбирается самый молодой солдат. Он залазит на несколько табуретов, поставленных друг на друга, и на самом верхнем садится на корточки. В такой позе солдат должен громко и отчетливо зачитать текст приказа из газеты. Заканчивается подобное «обращение» выдергиванием нижнего табурета из пирамиды. После окончания церемонии старослужащие обычно выпивают, причем спиртное должны достать молодые бойцы;
    14. «Китайский стульчик». Ритуал применяется в виде наказания за незначительные нарушения. Солдата сажают спиной к вертикальной стене, чтобы его согнутые в коленях ноги образовывали прямой угол. В профиль его поза напоминает стул. Длительное нахождение в таком положении вызывает мучительную боль в суставах.

    Ритуалами сопровождаются переходы с одной ступени армейской иерархии на другую. Чтобы стать «черпаком» солдату, прослужившему год, необходимо вынести серию ударов бляхой ремня, черпаком или табуретом по ягодицам. Их количество обычно совпадает с числом отслуженных месяцев. Ритуал называется «перебивкой» - аналогичным образом «духов» переводят в разряд «слонов».

    В «дембеля» посвящают иначе: бойца «бьют» по мягкому месту тонкой нитью через несколько одеял или матрас, а рядом после каждого удара «от боли» кричит специально взятый «дух».

    На военном флоте существует неофициальная иерархия и собственные ритуалы перехода из одной категории в другую. Причем моряки проявляют особую изобретательность. «Карасю», чтобы стать «полторашником», нужно пройти обряд «смывания чешуи»: его либо окатывают водой из пожарного шланга, либо бросают с корабля за борт. Обряд стараются провести неожиданно для «посвящаемого».

    Это далеко не все ритуалы и традиции, связанные с неуставными отношениями в армейской среде. Есть и другие, менее распространенные, которые практикуют исключительно в определенных родах войск. Существует любопытная традиция «золотого духа». Если в роте с призывом появляется единственный новобранец, то он получает особый, привилегированный статус. «Деды» должны общаться с ним уважительно - в казарменной иерархии он получает место на уровне старослужащих.

    Военнослужащий, потерявший уважение товарищей или не желающий жить по законам дедовщины, может быть понижен в статусе или изгнан из иерархии. Но это делают крайне редко.

    Где больше всего дедовщины

    Существует мнение, что неуставные отношения чаще возникают в менее престижных частях типа стройбата. Это заблуждение. Факты дедовщины обнаруживались в самых «элитных» подразделениях российской армии. Считается, что неуставные отношения менее распространены среди военнослужащих, имеющих постоянный доступ к огнестрельному оружию. Хотя в Афганистане дедовщина цвела буйным цветом и нередко принимала самые жестокие формы.

    Значение имеет не род войск или место дислокации подразделения, а профессиональные качества командного состава. Наибольший уровень неуставных отношений наблюдается в частях, где офицеры не справляются со своими прямыми обязанностями, не вникают в повседневную жизнь солдат и сержантов, находящихся под их началом.

    Неуставные отношения в царской армии

    Из учебников истории и произведений классиков мы знаем, что русская армия времен Суворова или Кутузова была суровой школой жизни. Служили по двадцать пять лет, а мордобой и жестокие телесные наказания считались нормой. Рукоприкладством в основном занимались унтер-офицеры, которые таким образом поддерживали порядок в армейском коллективе. До нас не дошли сведения об издевательствах солдат друг над другом. Некий прообраз дедовщины существовал и тогда. Еще со времен Петра Первого к новобранцу приставляли опытного солдата – «дядька». Он учил молодого, как вести себя в новом коллективе и помогал в освоении армейских премудростей, в обмен на что «дух» выполнял поручения «дядька», чистил оружие, чинил амуницию. Подобная практика выглядит довольно логично и не кажется унизительной.

    В то время солдаты больше страдали от официальных телесных наказаний, которые отменили в 1904 году. Попытка их возрождения в 1916 году привела к окончательному подрыву морального духа российской армии.

    В XIX веке явление, весьма напоминающее современную дедовщину, получило широкое распространение в военных учебных заведения Российской империи. Об этом осталось множество воспоминаний современников. Причем неуставные отношения царили в самых престижных училищах страны: в Пажеском корпусе, Николаевском инженерном училище. Новичков не только избивали или издевались над ними – возникла иерархическая система, похожая на ту, что действовала в советской армии. В Николаевском кавалерийском училище юнкера младших курсов назывались «зверями», старших – «корнетами», а второгодников именовали «майорами».

    Одним из первых решений молодой советской власти была полная отмена телесных наказаний в армии. В довоенный период ничего похожего на современную дедовщину в РККА не было – все процессы в армии жестко контролировались. Максимум, что могли сделать старослужащие, это пошутить над новобранцем. Любая же попытка создать, сплотить «дедов» для решения вопросов в воинском подразделении, могла привести к тюремному сроку.

    Нет упоминаний о случаях неуставных отношений во время войны. Да и откуда им было взяться, если жизнь пехотинца на передовой обычно измерялась несколькими атаками? По заявлениям очевидцев, новобранца могли заставить поменяться обувью или обмундированием, и то подобные практики были скорее исключением, чем правилом.

    Есть мнение, что неуставные отношения в армию пришли вместе с заключенными, призванными на фронт из лагерей. Действительно, они во многом напоминают жизненный уклад «блатных» на зоне, но в то время дедовщина не получила широкого распространения.

    Считается, что неуставные отношения появились в советской армии на рубеже 60-х и 70-х годов.

    Есть несколько версий, почему так случилось:

    1. Согласно первой, дедовщина появилась после сокращения срока службы, которое произошло в 1967 году. Причем данное решение касалось только вновь призванных солдат и сержантов. Мобилизованные ранее - дослуживали срок полностью. Естественно, что такое положение дел не понравилось старослужащим, которые принялись вымещать свою злость на новобранцах;
    2. Второй возможной причиной зарождения дедовщины называют решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, что раньше абсолютно не допускалось. В конце 60-х годов в Советском Союзе бушевал демографический кризис, вызванный огромными людскими потерями в войне, поэтому руководство страны было вынуждено пойти на такой шаг. Обществу это было подано как попытка исправить уголовников, но получилось ровно наоборот: призывники с тюремными «ходками» принесли в армейскую среду элементы воровской субкультуры;
    3. В конце 60-х годов командиры стали массово использовать солдат и сержантов для выполнения хозяйственных работ и извлечения для себя материальной выгоды. Подобная деятельность, абсолютно не предусмотренная уставом, требовала создания новой системы отношений, в которой старослужащие контролировали бы работу молодых солдат. Чтобы сломать новобранцев, на них оказывалось психологическое и физическое давление. Со временем офицеры увидели в «дедовщине» удобный и эффективный механизм управления солдатами. Так она стала частью советской военной машины.

    Распространенным заблуждением о дедовщине является уверенность в отсутствии неуставных отношений в горячих точках. Мол, доступность боевого оружия отрезвляет горячие головы и останавливает издевательства над молодыми солдатами. Опыт Афганистана, а затем и Чечни показывает ошибочность такого мнения. В ОКСВА дедовщина процветала как в тыловых частях, так и в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Офицеры прекрасно знали об этом явлении, но считали борьбу с ним нерациональным.

    Дедовщина - это явление, появившееся в позднем Советском Союзе. Именно тогда сформировалась казарменная иерархия, появились ритуалы неуставных отношений

    70-е и 80-е годы стали периодом «расцвета» неуставных отношений в Советской армии. Об этом свидетельствуют практически все, кто проходил службу в это время. «Дедовщина» стала главной «скрепой» Вооруженных Сил СССР в последние десятилетия их существования. Тогда родилось большинство традиций и ритуалов неуставных отношений. Офицеры в большинстве не противостояли явлению, а использовали его для личных целей.

    Что изменилось в новейшее время

    В 90-е годы ситуация стала еще хуже. Тяжелейший экономический кризис привел к развалу армии – из нее стали массово уходить толковые офицеры. Общество захлестнула волна криминальной романтики, на блатном жаргоне начали говорить ученики в школах. Все это способствовало дальнейшему проникновению уголовной культуры в армию. Неуставные отношения еще более ожесточились: теперь у молодых солдат стали вымогать деньги, появились случаи сексуального насилия в казармах, избиения все чаще заканчивались убийствами.

    Изменения к лучшему появились только в начале «нулевых» годов. В стране улучшилось экономическое положение, что позволило существенно увеличить финансирование армии. Проблема дедовщины стала настолько острой, что военному ведомству пришлось заняться борьбой с ней.

    В 2006 году Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым, срок службы с 2007 года уменьшался до полутора лет, а с 2008 – до года. Это решение в кратчайшие сроки нанесло по неуставным отношениям в армии сокрушительный удар - оно начало ломать всю систему отношений в неофициальной воинской иерархии. Сейчас разница между новым и старым поколением в казарме составляет всего лишь полгода. В последние годы армия взяла курс на увеличение количества контрактников в своих рядах. С 2017 года все корабли Северного флота уже комплектуются матросами, служащими по контракту.

    В 2018 году военная прокуратура сообщила, что количество случаев рукоприкладства уменьшилось на 18% по сравнению с 2016 годом. Уменьшение срока службы значительно улучшило ситуацию с неуставными отношениями, но полностью решить ее не смогло. Доказательство этому – многочисленные видеоролики с издевательствами над солдатами, выложенные в интернете. Это подтверждают и представители общественных организаций, хотя и они говорят об уменьшении уровня проблемы.

    Привычные армейские касты просто не успевают сложиться за год, поэтому сегодня неуставные отношения принимают другие формы. Чаще новобранцы жалуются на вымогательства денег, все больше преступлений совершают военнослужащие, стоящие рангом выше. Причем поборы происходят под угрозой насилия или даже убийства. Правозащитники заявляют, что главной причиной, способствующей дедовщине, является закрытость армии.

    Можно ли противостоять дедовщине

    О неуставных отношениях существует множество мифов, появившихся в основном благодаря кинематографу и художественной литературе. Один из самых распространенных гласит, что новобранец, сильный морально и хорошо подготовленный физически, вполне может противостоять проявлениям дедовщины в армии, способен дать отпор старослужащим и защитить себя от унижений и издевательств.

    К сожалению, это иллюзия. Молодой солдат может быть физически сильнее любого «деда» в казарме, но если в части существуют неуставные отношения, против него выступит весь армейский коллектив. После проявления неповиновения он автоматически попадет в «черный список» с вытекающими последствиями. Бунтаря будут изводить уставом, помещать на гауптвахту, устроят бойкот.

    Нужно четко понимать, что дедовщина в армии практически невозможна без молчаливого одобрения командования. Солдат с сильной волей теоретически может противостоять сослуживцам, но против офицеров и командира части он бессилен. От неуступчивого бойца будут требовать строжайшего выполнения всех уставных положений, причем в случае любых нарушений под наказание обязательно попадут военнослужащие его собственного призыва. Так неуступчивый солдат может быть легко лишен любой поддержки в казарме и превращен в изгоя.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России .

    Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

    Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

    «С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский. [С-BLOCK]

    На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

    Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

    Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

    Возвращение

    Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

    По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

    Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. [С-BLOCK]

    Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

    Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

    Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

    Болезнь общества

    Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина - это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

    В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм - волюнтаризмом.

    Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали». [С-BLOCK]

    Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

    На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

    Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

    Язык дедовщины

    Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

    Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

    Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

    Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

    Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

    Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

    Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

    Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не „духи“, вы - „запахи“, - так „деды“ говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему „запахи“? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

    Следующая ступень новобранца - „дух“ (также „салабон“ или „желудок“). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

    »Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

    Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

    Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом - переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

    На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

    В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

    Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» - молодого солдата из Литвы , расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев. [С-BLOCK]

    Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

    И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

    Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

    Отвратительным явлением в Советской армии была «дедовщина». Сразу оговоримся, что «дедовщина» присуща не только Советской армии, но и другим армиям, однако зачастую служба в других армии часто не являлется принудительной, а заключается на основе контракта. Мало того что в Советском Союзе в армию призывали фактически насильно, без права альтернативной службы, так еще иногда, превращали солдат в бесплатных рабов, сдаваемых на постройки дач или другие работы. Неизвестно как это поднимало дух защитников Родины или способствовало росту оборонной мощности, но такие случаи стали чуть ли не нормой в последнее десятилетие существования Советского Союза. Впрочем, в большей или меньшей степени "дедовщина" свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

    Был свидетелем, выбитых зубов парню моего призыва ему было 28 лет, семья двое детей. Призывали до с 18 до 30 лет, если не ошибаюсь, но так как он женатый и были и маленькие дети ему давали отсрочки, и не хватило пары лет до непризывного возраста. Добродушный парень, в первую же неделю лишился двух передних зубов "деды" повыбивали, вернее это были зубные протезы, которые он вставил, как раз перед армией. Потом еще видел его избитым, а затем он куда-то исчез, я не особо интересовался. Мне угораздило служить во время, когда Советский Союз начинало лихорадить и стали пропадать товары в магазинах. В “королевский войсках” - стройбате, куда я попал после первого курса института по зрению, еда понятие было полумифическое. Пригорелая каша, и ячменный напиток, за который иногда вспыхивали драки, таковым был повседневный рацион воина. Пили это "кофе" из тех же немытых тарелок после каши. Ложки были, стаканов и вилок нет. Из деликатесов был черный хлеб и сахар, который удавалось утащить по дороге из столовой для сержанта, за которыми время от времени посылали "духов". Кусочек сахара и вода, казались невообразимо вкусными. Скорее всего, продукты воровали офицеры, поскольку финансирование, какое-никакое было. И две недели пока делали ремонт в столовой, нас водили в городскую столовую, и вполне сносно кормили. По праздникам, помнится, дали один раз консервы и сливочное масло. Как мы выживали? Поскольку мы работали на кирпичном заводе, ну да вот такая вот служба родине, делать кирпичи, на заводе была гражданская столовая. Гражданский бригадир выдавал каждому талоны, вот там и был полный обед, перепадала котлета и даже пол стакана сметаны. Можно было купить еду, в кафе за пределами части, но это если удалось спрятать деньги. Завод работал круглосуточно три смены стройбата, одна гражданская. Неплохо было попасть работать вторую смену с гражданскими, они могли напоить настоящим чаем иногда с печеньем. На соседнем заводе трудилась другая часть, вместе с ними работали "химики", осужденные не по тяжелым статьям. Положение солдат было не намного лучше тех же "химиков". Драки были чем-то обыденным, были случаи, когда старослужащие дрались с офицерами. Жрать, хотелось постоянно, а постоянное недосыпание доводило до состояния животного - дали бы автомат и сказали стрелять, стреляли бы не разбираясь в кого и зачем. Но автоматов не было. Присягу принимали в ленинской комнате в тапочках, без автоматов. Некоторые узбеки не смогли прочитать присягу... да и ладно. Из безобидных развлечений сержантов перекличка.
    - Петров.
    - Я.

    Головка от ***, - продолжительный гогот.


    Воровство друг у друга, сапоги приходилось подкладывать под ножки кровати, поскольку тырили. У меня самого один сапог 43, второй 44 размера был. А некоторые на развод в 20 градусный мороз в тапочках выходили. Отопление в казарме было слабое. Спали в одежде с бушлатами поверх одеяла. От этого у некоторых заводились в одежде в швах мондовошки. Нательное белье не менялось, стирали кода мылись после смены. Мыться не значит еще что у вас был кусок мыла иногда просто под водой помокнуть, полотенец не было вытирались нательным бельем. Из -за холода и влажного белья у некоторых вскакивали чирей и распространенная "сибирская розочка" . Язва которая не заживала, а медленно гнила постоянно увеличиваясь. Душевых в казарме не было. Толчок по каким то причинам был закрыт в казарме. Туалет был во дворе, зимой там намерзали айсберги желтой мочи. Из положительного в стройбате платили деньги, обычно их отправляли на книжку родителей, в противном случае они бы оказались у "дедов". За ящик водки, впрочем, можно было купить себе привилегированное положение. Снимать квартиру в городе, не жить в казарме, а ходить только на работу на завод.
    Довелось немного поработать; в городской военной прокуратуре, запомнилось дело избиения солдата, отбитие мошонки и поломанные ребра, в то время это даже не сильно удивило. Сейчас я задаю себе вопрос, что за звери служили в Советской армии, которые могли ради забавы избить своего товарища. Били и по национальной принадлежности и просто так. В часть призывались все подряд и условно осужденные, в том числе. Если москвичей было мало в роте "чурки" прессовали их. Если наоборот, то мочили " чурок". Распространено было землячество.
    В армии я узнал, что такое истинное "братство народов". Фиг его знает, какая это школа жизни. Вполне, допускаю, что в других воинских частях было по-другому.

    Стоит напомнить, что в русской императорской армии

    В правление Петра I, Екатерины II, Павла I и во времена Александра I «дедовщина», включая несогласия на религиозной почве, всячески пресекалась. Деды-солдаты, пережившие 25 лет беспрерывных войн, учили новобранцев выживать, видя в этом основную воспитательную функцию армии. Солдат, прошедший суворовскую военную школу, не мог поднять руку на такого же, как и он солдата, только по причине его неопытности, так как понимал, что в бою рядом с униженным им сослуживцем, он может и не почувствовать надёжного плеча товарища, который прикроет его в атаке. "Сам погибай, а товарища выручай!" — стало осознанным выбором суворовского солдата.

    Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Ю. И. Куприянова, уроженца Балаковского уезда Самарской губернии, 1901 года рождения, по причине того, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны. После этого официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии Советской России и СССР не было почти полвека.

    По одной из версий, «дедовщина» действительно не была характерна для Советской Армии до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть. Решением Политбюро ЦК КПСС в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Идеологически это было преподано обществу как исправление оступившихся сограждан, в действительности же привело к тому, что бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход ритуальные унижения и издевательства. Т. е. в армию были привнесены уголовные порядки, в армейский язык проник воровской жаргон. Сокращение срока службы касалось только вновь призванных, те же, кто уже служил, дослуживали свой срок полностью. В течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении одновременно находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, и они нередко вымещали свою злобу на новобранцах.

    По другим наблюдениям, с конца 1960-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность в воинских частях обусловила возникновение такой системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие исполняли бы роль "надсмотрщиков" над работавшими солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих. Чтобы сломать и превратить их в послушных "рабов", на призывников оказывали моральное и физическое давление, подвергали их насилию. Таким образом, согласно данной версии, дедовщина возникла как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде частей офицеры стали использовать «дедовщину» как способ управления, поскольку сами отлынивали от обучения молодых солдат и воспитательной работы.

    К концу 1960-х в Вооружённых Силах СССР уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которых в армии и на флоте было большинство после окончания Великой Отечественной войны и которые из своего личного опыта знали о том, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — это, зачастую, залог сохранения их собственной жизни.

    Однако, есть некоторые основания сомневаться во всех приведённых версиях. Согласно исследованию кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских представителей психологической науки, занимавшихся вопросами «дедовщины», что само по себе показывает, что явление существовало и до середины 1960-х годов, а корни его гораздо глубже. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена «дедовщины» отечественным учёным не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников, проведёнными в начале 1960-х.
    Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.
    Широкую известность во времена Перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

    Википедия.

    Как видно это фотографии более позднего периода, форма не та, хотя ремни еще с советских запасов, время прошло, а уродливые неуставные отношения остались и в послесоветской армии.

    Фотография выше, возможно постановочная. Ну во первых это курсанты, там дисциплины было больше. Вот так вот дурачились будущие офицеры советской Армии.

    Фотографмм в

    1. Военнослужащих кто не следит за личной гигиеной и не бреется вовремя в виде наказания трут лицо вафельным полотенцем, тем самым "брея" человека

    2. Человек подвешивается между спинок кровати в распорку - руками держится за одну спинку кровати, ногами за другую, называется "сушка крокодила" ниразу не видел, только доходили слухи что для остроты ощущений вниз подкладывался штык нож

    3. Провода динамо машины привязываются к пальцам ног(ушам, рукам) и крутится с разной частотой, называется "машина смерти" только слышал о таких темах

    4. "Пробить лося" Руки ставятся в крест на лбу, чтобы не оставлять синяков на голове, удар наносится рукой(ногой, сапогом, табуреткой)

    5. "Слоник" На солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ дают глотнуть воздуха и производится удар в грудь рукой или ногой

    10. "Велосипед" солдат ложится на спину, в пальцы ног вставляются спички и поджигаются, от огня солдат начинает крутить ногами похожее на кручение педалей

    В воскресенье начинается осенний призыв.

    Десятки тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющих отсрочек и медицинских противопоказаний для службы, пополнят ряды армии и других силовых структур. Призыв начнется 1 октября, но в некоторых регионах (на Крайнем Севере, а также в сельской местности, где идет битва за урожай) повестки призывники получат в ноябре.

    Каждый взрослый в нашей стране помнит время, когда призыв в армию вызывал у родителей призывников, говоря современным языком, острые панические атаки.

    Сегодня много случаев, когда родители записываются на прием к военкому, чтобы похлопотать за сына. Он такой славный молодой человек, здоровый, и призвать в армию его надо непременно. Более того, генералы констатируют, что если раньше платили, чтобы не служить, сегодня стали предлагать деньги, чтобы взяли в армию.

    Мир перевернулся.

    Служить бы рад

    Автор этих строк в начале 80-х работал в военкомате. Это была сельская местность, поэтому не скажу, что проблема "уклонистов" была слишком острой. Но все-таки родители пытались "договориться" и, если не совсем отмазать, то хоть отсрочить перспективу страшных казарм.

    Кстати, и тогда не всех брали. Перевыполнять план военкомату не было резона. Лишних просто не призывали, и для этого даже не требовалось взяток.

    Один наш сотрудник деньги собирал: на подписку на "Красную звезду" (для солдат она бесплатная). Поймали, судили, посадили.

    Апогей - сбор призывников. К нам парни приходили в окружении родных и близких, с водкой и гармошками. Матери завтрашних солдат рыдали в голос, все остальные хохотали, пели и плясали.

    Это были времена, когда СССР помогал строить социализм Афганистану. Родители призывников смертельно боялись двух вещей: дедовщины и Афгана. Сами пацаны страшились только первой напасти. Перспектива попасть на войну особо не пугала. Молодость.

    Можете не верить, но потом я сам на себя оформил документы и пошел служить срочную. Место не выбирал - только войска ВВС.

    И поехал служить. В те самые пресловутые казармы, к дедам...

    Немного статистики. Население России 146 миллионов человек. Отнимаем женщин, несовершеннолетних, инвалидов, уклонистов, дезертиров, религиозных ортодоксов. Думаю, в сухом остатке миллионов сорок наберется. Это - те, кто прошел службу в Советской и Российской армии. А следовательно, имеем 40 миллионов историй на тему, что такое дедовщина и с чем ее едят.

    Упал - отжался 300 раз

    Моя история, наверное, из не самых ярких. В "шмас-учебке" (школа младших авиационных специалистов) роль дедов играли сержанты. Их набирали преимущественно из уроженцев Западной Украины. Парни отличались свирепостью. Сутки были расписаны по секундам, засыпали как убитые. Сил на то, чтобы драться между собой, не оставалось. Ну, почти.

    Били нас только в одном случае. Утренняя физзарядка - это форма одежды "голый торс" (в декабре!) и несколько километров по городу. Сначала с горы, а потом в гору, по обледенелой дороге. Отставать было нельзя, из-за одного разворачивали всю роту на новый круг. Поэтому самые обессилевшие цеплялись за проезжавшие автобусы. Сержанты лупили по рукам.

    За любой проступок наказывали весь взвод. Упор лежа - и отжиматься. Каждый по очереди считает до десяти. Во взводе 30 человек. Может ли нормальный человек отжаться 300 раз? Не может. Но если не отжаться, то сержант выгонял "на прогулку": марш-бросок в противогазах... Офицеров мы почти не видели. Представьте: 150 здоровых 18-летних парней, которыми командуют несколько 19-летних сержантов. В оружейной комнате - 150 автоматов и пулеметов, цинки с патронами. Дверь в оружейку можно выбить одним ударом ноги, охранял ее дневальный "на тумбочке", вооруженный штык-ножом. Причем этот дневальный - один из нас.

    Но никаких восстаний не вспыхивало. Только однажды, когда сержанты уж совсем заигрались, рота организованно отказалась от приема пищи. Все равно есть не успевали, сержант давал на обед пару минут. Голодовка в армии - это большое ЧП. Мы впервые увидели о-очень много офицеров...

    Не бунтовали еще и потому, что все шесть месяцев спали и видели, как на "микродембель" отомстим. Перед отправкой из части заведем сержантов в туалет и - бить. Долго. Зверски. Растягивая удовольствие. За все, гады, ответят...

    А потом был выпуск из "учебки". Перед отправкой все обнимались с сержантами как с братьями.

    Жизнь - странная штука.

    Меня оставили в "учебке", назначив дежурным. Вечным дежурным: то по КПП, то по штабу. В подчинении дали только что призвавшихся. Строго говоря, до деда мне было как пешком до луны, но для них я был старослужащим. Только не помню случая, чтобы пришлось даже повысить на кого-то голос. Дедовщины ни сам не хлебнул, ни другим не устроил.

    А вот мой друг Юрка попал в Железнодорожные войска. По вечерам, когда офицеры уходили, деды его отводили в каптерку и избивали. Ничего не требовали. Просто били. Развлекались. Друг спустя годы (он, как и я, стал офицером) признался, что вполне серьезно искал веревку. Повеситься было избавлением. Но повезло, в штаб потребовался писарь. Бить штабного было плохой приметой.

    Почему Юрка не пожаловался командиру? А командир и так все знал. Здоровый такой мужик с пудовыми кулаками. Он пытался наводить порядок и сам избивал зарвавшихся дедов. Без долгих предисловий, сразу - в челюсть.

    Только в этой части все оставалось по-прежнему.

    Я знаю, что у вас армия оставила какие-то другие воспоминания. Но ведь и говорю: 40 миллионов версий службы.

    Служить как медный котелок

    Помните, как в лихие годы перестройки вся страна спорила с генералами? Правозащитники и комитеты солдатских матерей кричали: дедовщина - позор.

    Генералы отвечали: врете!

    Потом, под натиском фактов, изменили стратегию. Да, отдельные случаи неуставных взаимоотношений есть. Но армия ни при чем! Посмотрите, что творится в ПТУ!

    Позиция была изначально провальная. Хотя бы потому, что из ПТУ парень мог в любой момент уйти домой, к маме. А вот с армией этот номер не проходил.

    Надо было не спорить, а кардинально менять армию.

    Но зачем-то спорили, спорили.

    Карман шире

    В армию идут не за заработками. Например, наши летчики, воюющие в Сирии, получают гораздо меньше, чем пилоты пассажирских лайнеров. В больших авиакомпаниях командир воздушного судна может зарабатывать до 500 000 рублей в месяц, есть шикарный соцпакет. Тем не менее пилоты бегут в западные компании, где доходы еще выше. На фоне такого богатства наши военные асы - бедные родственники. Но они честно воюют и не порываются уйти в чужие ВВС.

    Это я к тому, чтобы закрыть вопрос о материальной мотивации военной службы.

    Армия умеет чудесным образом делать из подростков накаченных бойцов. Волшебника зовут товарищ сержант. Фото: AP

    Родине служат не за деньги. Но в мирное время контрактник и офицер могут по своему уровню жизни делать вывод о ценности профессии военного для общества.

    Сколько получают сегодня, когда о дедовщине стали забывать, и сколько кадровым военным платили 30 лет назад, во времена, когда в казармах правили деды?

    1987 год: за звание лейтенанта - 120 руб. и должностной оклад - от 120. Если служил на Севере, то плюс 20%. Были надбавки за секретность, особые условия. Прибавляли за "выслугу лет". Была 13-я зарплата, пайковые (не везде), бесплатный проезд в отпуск.

    В те годы снимать квартиру нужно было за свои, армия за поднаем не доплачивала. При этом лейтенант сутками находился в казарме. Своих детей видел редко.

    А как сегодня?

    По-прежнему денежное довольствие складывается из массы составляющих: окладов, надбавок и премий. Лейтенант в пехоте получает от 40 - 50 тыс. рублей, в ВДВ - от 60 тыс., а моряк, который выходит в море, - все 80 тыс.

    На свои 270 руб. во времена СССР лейтенант мог купить 123 кг докторской колбасы (стоила 2,20 руб.). Сегодня на 50 тыс. взводный в пехоте купит 117 кг (кг докторской 400-450 руб.), а десантник и моряк - примерно столько же, как и в советское время.

    Родине служат не за деньги. Но по зарплате офицер понимает свою ценность для общества

    На первый взгляд современный лейтенант не стал богаче. Но съем жилья компенсируют, есть разные формы поддержки в плане жилья. И самое важное: доходы прямо зависят от того, как ты справляешься с обязанностями. За добросовестное несение службы выдают три оклада. За личные достижения оклад умножают на два.

    Теперь представьте: в твоем взводе "дембель" разбил нос "молодому". Три оклада как не бывало, прибавки "за личные достижения" - тоже. При более серьезных инцидентах или при повторении ЧП карьера летит под откос. Маячит гражданка.

    А на гражданке 50 тыс. в месяц - еще иди поищи. Медицина платная (если интересует результат), в отпуск ездят за свой счет, квартиру в ипотеку всю жизнь выплачивать... Не говоря уж о том, что на пенсию выходишь отнюдь не через 20-25 лет.

    Скрыть неуставщину не получится. В частях врачи проводят осмотр личного состава, ищут синяки и ссадины. Если даже ты грохнулся с турника - назначается расследование. С солдатами беседует психолог, часто можно поговорить и со священником.

    Солдатам прямо в военкоматах выдают сим-карты, можно все рассказать родителям.

    Сотовых, священников и психологов в советское время, конечно, не было. Но в остальном ничего не мешало привязать материальное благополучие командира к состоянию дел в казарме. Это бы сработало и несколько десятилетий назад.

    Хотя, естественно, лучше поздно, чем никогда.

    Тенденция

    По данным министра обороны РФ Сергея Шойгу, число преступлений в армии снизилось в 2016 году на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом.

    Самое значительное снижение ЧП - из числа связанных с неуставными взаимоотношениями - более чем на треть. Также существенно снизилось число случаев рукоприкладства.

    На заметку

    Признаки, по которым родители солдата могут заподозрить неладное

    Ольга Ерофеева, психолог:

    На конкретные вопросы по телефону сын отвечает неопределенно (только не надо расспрашивать о вещах, которые относятся к закрытой военной информации).

    Просит переводить ему на карту большие суммы денег, уклоняясь от ответа - для чего?

    Не может назвать имен ребят, с кем дружит.

    Долго не выходит на связь (но "Он уже целые сутки не звонил маме!" - это несерьезно).

    Что делать, если тревога не проходит? Не паниковать, собрать максимум информации. Звонить командиру. Приехать в часть. И - не отчаивайтесь: военная полиция и прокуратура работают неплохо.

    Осенний призыв

    По пути к месту службы нынешних призывников кормят в вагоне-ресторане. Каждого снабжают стильным несессером, где хранится 19 наименований предметов гигиены для ухода за лицом, руками и ногами. Наши деды бы такого просто не поняли. Речь идет не о казарменные дедах - о настоящих, отслуживших срочную в суровой и великой Советской армии. Фото: Reuters

    1. Если осенью тебя ждет призыв - бегом в спортзал или в "качалку". Чем лучше физическая форма, тем увереннее себя чувствуешь, и эта уверенность передается окружающим. Со здоровяками дружат.

    2. Приготовься подчиняться. Потренируйся на гражданке правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

    3. Набей в Гугле "Распорядок дня воинской части" и попробуй пожить пару-тройку дней в этом ритме.

    4. Не верь, что за взятку тебя без последствий отмажут от армии. И дело не только в том, что лучше год отслужить, чем отсидеть в тюрьме. Вопрос - как отмажут. Коррумпированный врач переквалифицирует вегетососудистую дистонию во "врожденный порок сердца". Этот диагноз - на всю жизнь.

    5. Приготовься стать коллективистом, даже если по жизни ты индивидуалист и считаешь, что "орлы стаями не летают". В армии - летают. Ты просто пока не представляешь - насколько вдохновенно и синхронно.

    В современной армии стали чаще воспитывать рублем. В Оренбурге вынесен приговор 28-летнему старшему лейтенанту: за превышение полномочий, что привело к самоубийству солдата-срочника. Прокурор просил 5 лет. Суд учел семейное положение (на иждивении двое детей и больная жена), дал 4 года условно. Но в пользу сестры погибшего офицер выплатит 1 миллион рублей.

    Статистика последних призывов в армию, говорит о том, что львиная доля российских призывников, по-прежнему старается избежать срочной службы. Основная масса опрошенных юношей ссылается на нежелание попасть в ряды вооруженных сил именно из-за страха предстоящей дедовщины. Получается, что российские ребята, боятся не нападения агрессоров, а неуставных отношений, дедовщины, имеющих место быть среди военнослужащих или это всего лишь слухи, домыслы, вносящие смуту.

    Что такое дедовщина в армии

    Первые упоминания о нарушениях устава служащими, развития так называемой дедовщины отмечались уже в советской армии. В 90-е годы, бытовало мнение, что армейский беспредел переходит все границы, многие просто не знают, как с ним бороться.

    Что принято считать под понятием «дедовщина», основная масса сегодняшних служак, честно говоря даже не знает, ведь многое изменилось и подобные проблемы во многих частях полностью устранены. Российская армия славится строгими порядками, что существенно отличает ее от советской армии, хотя «рецидивы» также имеют место быть.

    Дедовщина – своеобразный процесс воспитания, обучения недавно призванных военнослужащих, сослуживцами более раннего призыва, так называемыми «дедами». Чтобы было проще отделять от данного определения понятие «неуставные отношения», сразу оговорим, что второе говорит о явных нарушениях устава солдатами на любом сроке службы.

    Говоря о дедовщине на уровне армейского понимания, речь идет об обучении молодых солдат, ребятами более старшего поколения, так называемыми дембелями. Когда более опытные рассказывают, показывают, как правильно вести себя со старшими по званию, обращаться, ходить, общаться между собой, следовать четкому распорядку дня. Все, что переходит границы разумного, когда дембеля, начинают «перегибать палку», о чем доходят слухи, принято относить скорее не к обучению, а обычному нарушению устава.

    Именно с такого обучения начинались первые дни службы новобранцев, считалось, что так происходит становление военнослужащего. Любой беспредел всегда был наказуем, неуставные отношения пресекались, виновники несли серьезное наказание.

    В простонародье, именно неуставные отношения военнослужащих, когда более «взрослое» поколение нарушая устав, изгаляется над молодыми принято считать дедовщиной.

    Когда появилась дедовщина в армии

    Первые упоминания армейской дедовщины, дошли к нам еще со времен СССР. Именно тогда, новобранцев «обучая», старослужащие массово унижали, оскорбляли, избивали и подавляли морально, ссылаясь на благие намерения.

    Именно тогда среди солдат, простого обывателя, произошла замена понятия «нарушения устава» в рамках взаимоотношения солдат с понятием «дедовщины». Многие и сегодня путают данные проблемы не имея четких разграничений.

    Есть ли дедовщина в армии 2019

    Сегодня, как и в далекие 90-е можно услышать, что во многих частях, по-прежнему имеет место быть беспредел, доказательство тому, в сетях интернет легко отыщется пару сотен видео-роликов, снятых и размещенных самими же «дедами».

    Однако, основная масса парней призывного возраста может быть абсолютно спокойна, в российской армии 2019 данная проблема фактически устранена. С уверенностью можно заявить, что инцидентов нарушения устава на уровне взаимоотношения служащих практически нет, хотя дедовщина имеет место быть!

    В отличие от советской армии, когда срок службы был не менее двух лет, сегодня, солдат срочной службы, начиная с 2008 года призывается всего на год. Так называемые «деды», сами едва отслужили полгода, такой срок мало, о чем говорит.

    Конечно, грубые инциденты, свидетельствующие о нарушениях, по-прежнему остаются, но, зачастую лишь от того, что в мужском коллективе часто происходят разногласия. Парни пытаются конфликтами разрешать вопросы быта, утверждаться за чей-то счет, показывать превосходство над «молодыми».

    К сожалению, и сейчас, можно встретить «гнилого» служаку, который с удовольствием пытается донести недавно прибывшим парням, какой он бывалый солдат, сколько ему пришлось повидать. Суть морали доносится через избиения, побои, оскорбления, когда разъяренный «дед», просто наслаждается своим превосходством и зачастую силой. Нужно понимать, что в данном случае речь не идет о «дедовщине», налицо явное нарушение устава и такие молодцы, словно преступники на гражданке, должны нести реальное наказание, что также имеет место быть в рядах вооруженных сил.

    Несмотря на столь неприятные единичные случаи, основная масса парней спокойно, без подобных проблем среди себе подобных, отслуживает свой срок, отправляясь домой нередко вообще не понимая, почему на гражданке «пугают», с чем это связано. Большинство сегодняшних солдат относится к уставу с уважением, четко следуют закону, ведут себя порядочно, достойно.

    Что делать при дедовщине в армии

    Чтобы не стать жертвой, рассказывая о последствиях армейской дедовщины, нужно в первую очередь самим молодым солдатам разделять для себя границы неуставных отношений с бывалыми служаками, не путать, с дедовщиной.

    На самом деле, нарушение устава зачастую нередко провоцируется недавно призванными ребятами, которые неправильно понимают помощь старших в обучении. Жизненные советы, разъяснения вопросов бытия, порой воспринимается в штыки, а как известно агрессия, нежелание подчиняться, казалось бы равному себе, нередко провоцирует взрыв эмоций. В этом случае недалеко до рукоприкладства.

    Дедовщина всегда имела место быть и будет, ведь кто, как не те, кто уже «здесь» освоился сумеет правильно рассказать, донести молодому солдату, по каким правилам идет армейская жизнь. Ненужно воспринимать агрессивно помощь «деда», совсем нельзя путать подобное вмешательство с теми «наездами» на гражданке, которые имеют место быть среди молодежи.

    Однако, когда речь действительно идет о явных нарушениях устава, серьезных преувеличениях дозволенного старослужащим солдатом, самое место защитить себя, но в рамках устава. Чтобы обезопасить себя впредь от агрессии среди «дедов», при получении удара в лицо, избиении и прочих психических выпадов, со стороны бывалых служак, нужно всего лишь написать соответствующий рапорт. Виновник, либо группа лиц будет непременно наказана. Подобные инциденты решаются армейским судом, нарушителям в таком случае грозит дисбат – дисциплинарный батальон. Наказание исчисляется довольно-таки длительным периодом от года до двух лет.

    Как отслужить при дедовщине

    Собираясь отдать долг родине, призывник изначально должен понимать, что как таковой «дедовщины» в понимании простого народа в армии нет. Нужно при любой ситуации, самому научиться сдерживать себя, свои эмоции. Правильно реагировать на замечания, по мере возможности за максимально короткие сроки понять суть армейского бытия.

    Необходимо суметь не вызвать на себя агрессию окружающих, самому не повестись на ежеминутный порыв слабости, что может повлечь за собой серьезные последствия, как со здоровьем, так на сроке службы.

    Важно вовремя распознать реальную дедовщину от обычного пренебрежения уставом со стороны «дедов». Суметь правильно себя защитить в рамках устава, не ведясь на провокацию, не провоцируя очередной раз конфликт, в котором сам же можешь оказаться жертвой. Нужно понимать, что чаще всего именно молодые солдаты сначала сами провоцируют, после позволяют к себе относиться неправильно. Доводят порой хамоватое, грубое общение сослуживцев до драки, что сулит много проблем, прежде всего для самих новобранцев.