Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Что означает Инь-Янь? Что такое инь и ян ци Значение инь и янь в китайской философии

    Что означает Инь-Янь? Что такое инь и ян ци Значение инь и янь в китайской философии

    – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины , заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое "ясновидение ", которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

    Пример "чуда" Проработав много лет в Азии и накопивши за это время разные недуги, я пошел в Индии к доктору Долкар , известной в российском Посольстве как "тибетка". Доктор Долкар родилась на Тибете и лечит, используя древние принципы тибетской медицины, которая сродни китайской. Послушав мой пульс тремя пальцами (на Востоке пульс щупают тремя пальцами, а не двумя, слушая внутренние процессы организма), доктор Долкар всего за десять секунд определила все мои недуги – как действительные, так и мнимые, – да еще и то, что я храплю. В течение нескольких недель с помощью гомеопатических таблеток, которые мне прописала доктор Долкар, все недуги были устранены за счет восстановления внутреннего баланса в тех местах, где он нарушился.

    Некоторых моих знакомых, которых западные врачи уже приговорили, доктор Долкар буквально спасла. Оказалось, что западные врачи неправильно диагностировали болезнь, посчитав ее неизлечимой. На самом деле, причины болезни находились гораздо глубже и заключались в нарушении внутреннего баланса, который доктор Долкар диагностировала и помогла пациентам восстановить и, таким образом, полностью излечиться. Западные врачи посчитали это выздоровление чудом.

    Здоровая и сбалансированная восточная пища

    Почему китайцы и японцы так долго живут?

    Одна из причин – здоровая пища, в которой сбалансированы Инь и Ян.

    Впрочем, наши картошка (Инь) с мясом (Ян) и водка (Ян) с огурцом (Инь) – тоже очень здоровая сбалансированная пища. ... >>>

    Символ Дао

    Инь и Ян являются символами Дао . Они представляют собой видоизменяющиеся силы Дао, находящиеся в постоянном взаимодействии.

    Естественное движение духовного, мужского Ян направлено вверх, к небесам, а материального, женского Инь – вниз, к земле.

    Инь и Ян творчества

    Любая творческая деятельность состоит из озарения (Инь) и работы (Ян). Если Инь и Ян великолепно сбалансированы , получаются великие произведения.

    В творчестве Инь первична, ибо является озарениемсвыше. Его невозможно передать во всей полноте, поэтому в " Дао де цзин " говорится "Кто знает, тот не говорит. Кто говорит, не знает." Ту же мысль выразил и Тютчев, говоря "Мысль изреченная есть ложь".

    И здесь в творчестве в дело вступает Ян. С помощью слов, образов, музыки творец стремится передать открывшуюся ему истину. Да, эти адаптированные к обычному людскому восприятию произведения далеко не полностью передают то, что открылось творцу, но они создают ступеньку, помогающую людям приблизиться к Вечности и открыть ее самим.

    Почему все великие композиторы и философы – мужчины ?

    Ян, заключающий в себе мужское активное начало, отличается также такими качествами как ... >>>

    Дао успеха в жизни и бизнесе

    Инь и Ян – символы Дао, его две взаимодействующие силы, стремящиеся к динамичному равновесию.

    Дао может наделить и тебя, и твой бизнес неограниченными потенциалом и возможностями. Многие руководители фирм, как на Востоке, так и на Западе перестраивают свой бизнес в соответствии с Дао и добиваются выдающихся результатов... >>>

    Пять базовых элементов

    Возникая из взаимодействия Инь и Ян, Пять базовых элементов – пять основных видов энергии – являются основой мироздания. Для создания гармонии как в теле, так и в бизнесе, и в организации, и во всем, что тебя окружает, необходимо поддерживать динамичный баланса между пятью первоэлементами... >>>


    Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле... Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь... Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает...
    «Ней-цзин»

    В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян».

    «Концепция инь и ян — двух противоположных и взаимодополняющих начал — пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную схему взаимоотношений между человеком и духовным миром... Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами и внешнего мира, и мира внутри себя». (А. Маслов)

    По представлениям древних китайцев, все проявления Дао порождены динамическим чередованием и взаимодействием этих противоположных сил. Разделению Неба и Земли предшествовало состояние первозданной целостности мира. Этот исток всего сущего назывался Хаосом («хунъдунъ») или Беспредельным («у цзи»). Чтобы началось создание мира, хаос должен был дифференцироваться. Прежде всего, он распался на два основных элемента — ян и инь. Взаимодействие этих элементов привело к образованию предметов видимой природы.

    «Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в „И цзине“) — и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные склоны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга; с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона». (А. Маслов)

    С эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю — инь. «Ци Неба и Земли, собираясь, образует единство, а разделяясь, образует инь и ян», — гласила традиционная формула. Солнце и Луна, «Тай Ян» и «Тай Инь», Великий Ян и Великий Инь, образуют пару противоположностей, дающих начало формам Неба.

    Уже в древности ян и инь дали жизнь целому ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, духом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной, нечетными числами. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало, луна, душа, глубина, отрицательное, мягкое и уступчивое, север, тьма, смерть, четные числа. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя. Контраст инь и ян не только является принципом, организующим всю китайскую культуру, но также отражается в двух основных философских направлениях Китая. Конфуцианство отдает предпочтение всему рациональному, мужскому, активному. Даосизм же, напротив, предпочитает интуитивное, женское, мистическое.

    Крайнее ян и крайнее инь соотносятся со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений включает две промежуточные стадии, символизируемые стихиями Металла и Дерева. Образуется круг трансформаций инь и ян, имеющий, как любая окружность, свой центр. Эмблемой центра выступает стихия Земли. Так Великий Предел разворачивается в пятеричную структуру, которая объединяет в себе двоичность инь-ян и триаду творения, а потому является емким символом мироздания.

    Одно из важнейших понятий традиционного китайского мировоззрения — сань цай — «три материи», «три дара», «три богатства»: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В цикле своего развития Хаос порождает два начала мироздания — Небо и Землю, а получает завершение в Человеке. В «Дао Дэ Цзин» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает всю тьму вещей». Человек, по китайским понятиям, стоит в центре мироздания, на нем замыкается, им держится мировой поток бытия. «Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего в себя и макрокосм, и микрокосм, в „Каноне Перемен“ следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей... В той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль». (Гельмут Вильгельм, «Перемены»)

    Таким образом, все сущее есть не что иное, как превращение единого потока бытия, проекция Великого Пути, в конечном счете — «превращенное единое». Оба начала — инь и ян — включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

    • 8 Ноября, 2018
    • Психология отношений
    • Лилия Пономарева

    Восточная философия прочно вошла в повседневную жизнь. Все привыкли к символам Инь и Янь, защищающим от сглаза, приносящим гармонию, способствующим достижению целей. Более того, значение Инь и Янь, мужское и женское, хорошо известно. Но для грамотного использования символа нужно в нем разбираться детально. Инь - это женщина или мужчина?

    Учение про энергии

    Принцип взаимодействия противоположностей в восточной философии рассматривался на всем пути ее развития. Первые идеи были зафиксированы в 4 году до н.э. Далее основной принцип был описан в древней «Книге перемен». Был сформулирован закон единства и борьбы противоположностей, являющийся и в настоящее время одним из основных законов философии.

    По мере развития общества и мировоззрения два противоположных начала наделялись разными образами. В начале это были две стороны одной горы, на одну из которых падал солнечный свет, а другая оставалась в тени. По сути своей, две стороны были едины, по мере движения солнца переходили одна в другую, но в то же время были противоположны по освещению. Тогда еще использовали значение Инь и Янь как мужское и женское начало.

    По ходу развития цивилизации противоположные энергии увидели в свете и тьме, хаосе и порядке, небе и земле и др. Религия тоже приняла этот закон, трактуя создание мира по-своему. Во времена хаоса во Вселенной, когда не существовало ни неба, ни земной поверхности, родились два духа (Инь и Янь). Эти духи создали мир вместе, вложив в каждый его элемент частички себя.

    В современной трактовке что означает Инь и Янь? Мужчина и Женщина! Но принцип двух энергий продолжает использоваться во всем.

    Символ

    Сам символ представляет собой круг, олицетворяющий единое целое. Внутри изображены две энергии противоположного цвета, разделенные волнистой линией. Такая линия символизирует постоянно меняющийся баланс энергий, их изменчивость. Инь и Янь - кто мужчина, кто женщина сказать сложно, т. к. оба имеют качества друг друга.

    На эмблеме каждый элемент тоже имеет вкрапление противоположной стороны в виде маленького круга. Это символ того, что каждый элемент содержит внутри себя элементы противоположного полюса. Такое положение вещей позволяет миру меняться за счет перетекания энергий, эволюционировать, сохраняя при этом свою суть.

    Женское и мужское начало

    Переплетение энергий создает мир и людей, все окружение. Для понимания восточной мудрости о сути всего следует разобраться в современной трактовке учения. Итак, Инь - мужское или женское начало? Как оно влияет на характер человека, его цели и способность быть счастливым? На эти вопросы нужно найти ответы.

    Инь - женское начало, качествами которого являются спокойствие, прохлада, мягкость и умиротворение. Для этой энергии характерно развитие интуиции, творчества, интеллекта. Отягчающими качествами служит пассивность, холод и тяжесть энергии.

    Янь представляет собой активность, тепло, движение. Это энергия решительных поступков, достижения целей, воплощения желаний в реальность. Природа этой энергии легкая, светлая, не имеющая формы.

    В соответствии с учением о женском и мужском начале в человеке, гармония женщины достигается при слиянии одной трети энергии Янь и двух частей женской Инь.

    Если гармоничная женщина представляет собой микс энергий, тогда как однозначно ответить на вопрос: "Инь - это женщина или мужчина?" На сложный вопрос не бывает простых ответов. В данном случае однозначно сказать нельзя.

    Наполнение женщины исключительно женской энергией приведет к ее неспособности к принятию решений, излишней пассивности и тяжести. Переизбыток мужской энергии скажется недостатком творчества и низким уровнем проявления чувств, повышением агрессии и активности. Главным недостатком такого состояния является снижение способности порождать в отношениях с мужчиной энергию Инь, которая нужна для комфортного состояния.

    Исходя из того, что при уменьшении Инь женщина теряет свою роль, отведенную природой, можно вернуться к вопросу о ее доминантной природе. Инь - это женщина или мужчина? При всем уважении к современному темпу жизни, ставящему перед слабым полом задачи не проще, чем перед сильным, гармония женщины зависит от достаточного количества энергии Инь.

    Питание

    Энергии наполняют все объекты нашего мира, переплетаясь в них в разных комбинациях. Человек употребляет в пищу продукты, тоже наполненные энергией. Распределение Инь и Янь, мужского и женского, в пище влияет на состояние тела, уровень активность человека. В соответствии с восточной философией, продуктов Инь гораздо больше, т. к. люди склонны думать о теле и привязаны к земле. Энергия Янь считается небесной, поэтому мало продуктов этой стихии находится на столе, хотя поддержать тело здоровым может только правильный баланс. Преобладание в пищи энергии Инь ведет к сонливости, плохому пробуждению по утрам, лишнему весу.

    Продукты питания Инь

    Продукты, имеющие максимальное количество энергии Инь, следующие:

    • любая выпечка из муки;
    • томаты, картофель, баклажаны, перец, шпинат;
    • банан, ананас, грейпфрут;
    • орехи кешью;
    • сливки, масло, йогурты;
    • сахар, алкоголь.

    Это далеко не полный список, но здесь перечислены продукты с максимальной составляющей Инь. Следует помнить, что каждый продукт содержит два начала, причем сорт и условия выращивания иногда тоже играют роль. Например, мелкие семена кунжута будут содержать больше энергии Янь, чем большие и плотные, включающие в состав большее количества масла.

    Способы повышения уровня энергии Инь

    Современное общество и система воспитания требует от женщины проявления мужских качеств. Однако это часто приводит к проблемам в семье и заболеваниям. Например, женщина (Инь) - огонь и мужчина (Янь) - огонь. Реализовать свою природу получится только у одного, при этом ему будет не хватать лунной женской энергии для восстановления, которую может подарить только женщина.

    Преобладающие энергии зависят от состояния и самочувствия женщины, от ее мыслей и эмоций. Благотворно на развитие Инь влияет спокойствие, терпеливое отношение к другим людям, общение с целью разделить с людьми новости, радости, проблемы и др. Однако следует понимать, что базовой потребностью является безопасность. Только понимая отсутствие какой-либо угрозы, женщина способна терпеливо хранить домашний очаг, наполняя его своей спокойной энергией.

    Основными моментами, определяющими уровень Инь, являются следующие:

    • чистота (убранство дома, состояние одежды и чистота посуды влияют на уровень женской энергии, кроме того, важную роль играет чистота помыслов и отношений внутри семьи);
    • красота (женщине требуется красота во всем, что ее окружает: дом, одежда, сад, посуда, эмоции; с точки зрения мужчины, вложение инвестиций в красоту будет максимально оправданным, т. к. только наполненная энергией женщина сможет восстановить его силы);
    • забота (проявление участия к делам других людей и ощущение заботы со стороны окружающих помогают женщине чувствовать себя в безопасности и наполняться энергией, даря ее близким);
    • доверие (воспитание в себе способности доверять людям является важным моментом для наполнения энергией, если нет доверия, то энергия растрачивается на защиту, а не на счастье);
    • комплименты (похвала положительно сказывается на женщине любого возраста, повышая ее энергетический уровень);
    • гостеприимство (склонность угощать едой заложена в женщине природой, в этом процессе женщина обменивается энергией, предлагая дары гостям, наполняется женским началом);
    • рукоделие (творческие занятия развивают интуицию и способность тонко чувствовать красоту, что ведет за собой развитие энергии инь).

    Размеренный темп жизни без потрясений и стрессов помогает женщине сохранять гармонию энергии внутри себя и тем самым наполнять дом счастьем и радостью.

    Круг женской силы

    В ситуации накопления негатива можно организовать «круг женской силы» для перезагрузки энергетического баланса. Несмотря на таинственное название, суть метода проста, нужно встретиться с подругами и обсудить без спешки все свои дела. Когда у женщины есть возможность выговориться, весь негатив и напряжение уходят, освобождая место для женской чистой энергии. Ключевым моментом здесь является тема разговора, она не должна состоять из сплетен и воспоминаний. Необходимо максимально позитивно проводить такие встречи, стараясь найти положительные стороны в любых ситуациях.

    Визуализация для гармонии энергий

    Инь - это женщина или мужчина? Это оба, т. к. в каждом есть частичка противоположности. Но баланс должен быть, поэтому применяют практику визуализации для настраивания потоков двух энергий.

    Практика имеет два уровня, первый из которых направлен на гармонизацию двух энергий, второй ставит целью объединение двух начал в организме человека. Эффект от применения любого уровня будет положительным, выразится в спокойствии и умиротворении, улучшении взаимоотношений с другими людьми.

    Первый уровень визуализации

    Инь и Янь, мужчина и женщина, представляют собой единую систему, элементы которой могут быть гармоничны только сообща. Эта идея единства должна быть прочувствована в ходе визуализации.

    В спокойном расслабленном состоянии следует отпустить все переживания, мысли, напряжение в теле, позволив мышцам расслабиться. В правой руке представляют огненный шар солнца, символизирующий энергию Янь. Необходимо прочувствовать тепло от шара на уровне физических ощущений. Размер солнца не регламентирован, он зависит от уровня комфорта каждого человека. Главное в данном вопросе - размер не должен подавлять или казаться незначительным.

    Теплая энергия солнца в визуализации пронизывает практикующего, согревая своими лучами. При этом тело наполняется теплой энергией Янь, а ее излишки выходят наружу через кожный покров свободно, не встречая препятствий.

    Следующим шагом визуализации будет лунный диск в левой руке. Энергия Инь, лунная, другая по ощущениям, она дарит чувство легкости, нежности. Тонкое и мягкое сияние энергии должно растекаться по телу практикующего. Следует настроиться на женское начало в левой руке, но не упускать из внимания сияющее солнце в правой. По мере тренировки получается ощутить обе энергии одновременно.

    Дополнительное упражнение для визуализации

    Луны и Солнца в руках вполне достаточно для гармонизации энергии, но при желании можно использовать еще одно упражнение для усиления эффекта. Оно заключается в следующем:

    • представить себя на Земле, от которой идет мощный поток энергии Инь, пронизывая тело, и уходит ввысь;
    • далее обстановка меняется на космическое пространство, где вокруг сияют звезды, и энергия неба наполняет тело.

    В ходе данного упражнения важно перевести воображаемую картинку в физические ощущения. При выполнении визуализации следует помнить о светящихся дисках в руках и удерживать чувство присутствия двух энергий.

    Каждый этап визуализации длится около пяти минут, но может корректироваться в зависимости от внутренней потребности практикующего.

    Второй уровень визуализации

    Следующий уровень позволяет соединить оба начала в человеке.

    Практикующий представляет перед собой Луну и Солнце на одной линии, но так, чтобы размер обоих планет был одинаковым. Далее следует переместить планеты в воображении так, чтобы одна наложилась на другую, но не скрыла ее, а слилась в одно целое. Осуществить слияние можно, сохраняя сияние от каждой планеты. Из первого уровня медитации практикующий уже знает ощущения от каждой энергии. При слиянии планет необходимо сохранять это чувство восприятия двух энергий.

    Два начала направляют единый луч энергии, содержащий оба компонента, в сторону практикующего, наполняя его энергией. Избытки свободно выходят из тела, питая и развивая ауру, сияющую вокруг физического тела.

    Следующий этап предлагает ощутить маленькое Солнце и маленькую Луну в каждой клеточке тела, осознав их единство и противоположность.

    Каждый этап длится около пяти минут, но тоже может корректироваться в зависимости от желания практикующего.

    Результатом практики становится чувство полноты жизни, гармонии и целостности.

    ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН

    В основе теоретической системы ТКМ лежит теория Инь–Ян. Это учение о взаимодействии двух противоположных начал, свойственных всем существующим в природе предметам и явлениям. Оно точно соответствует основным законам диалектики (единство и борьба противоположностей; отрицания отрицания; переход количества в качество; закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений).

    Все явления окружающего мира имеют двойственный характер: день – ночь, тепло – холод, верх – низ и т.д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяют термины Инь и Ян.

    Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега , а понятие Ян – светлый склон горы или берега реки . Впоследствии концепция Инь–Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира.

    Впервые концепция Инь–Ян в сформированном и систематизированном виде была изложена в книге «И Цзин» и отождествлена в гексаграммах прерванными и целыми линиями. Система Инь–Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения и стала ядром практически всех философских и научных теорий.

    Сами по себе Инь и Ян не указывают на некие осязаемые конкретные предметы. Они лишь служат теоретическим инструментом, способом для понимания и анализа предметов и явлений окружающего мира. Проще говоря, это философские понятия, которые используются для обобщения взаимной противоположности любых взаимосвязанных предметов и явлений окружающего мира.

    В каноне «Су Вэнь» говорится, что «… огонь и вода – это символы Инь и Ян» . Вода и огонь обладают ярко выраженными противоположными свойствами, опираясь на которые можно рассматривать все явления и соотносить их с тем или другим началом. Все, что имеет свойства огня, – жар, активность, свет, движение вверх или наружу, возбуждение, сила – относится к Ян. Свойства воды – холод, покой, мрак, движение вниз, торможение, слабость – скажут о соответствии явления или предмета Инь.

    Применительно к организму человека, все функции организма и проявления жизнедеятельности можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян.

    Ян – движение, мужское начало, быстрота, жара, возбуждение, гиперфункция, радость, верх, левое, заднее, наружное, полые органы, мышцы–разгибатели, энергия.

    Инь – покой, женское начало, замедленность, торможение, гипофункция, печаль, низ, правое, переднее, внутреннее, плотные органы, мышцы–сгибатели, субстрат.

    Инь и Ян можно сравнить с горением свечи. Инь – это воск. Ян – горение, пламя. Инь питает и поддерживает Ян. «Воск борется с огнем» и происходит процесс. В свою очередь, без огня воск безжизненный и не выполняет своей функции.

    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНЬ И ЯН

      Противоположность и отрицание одного другим.

      Относительность свойства Инь и Ян для конкретного явления: человек относительно неба - Инь. Относительно земли - Ян. Мышцы относительно кожи - Инь, относительно костей - Ян и т.п.

      Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.

      Невозможность существования одного без другого.

      Взаимопревращение.

      Динамическое равновесие в виде отношения взаимного ослабления - усиления.

    В каноне «Су Вэнь» также описывается конкретное деление Инь и Ян в зависимости от степени их проявления: «Степень Ци Инь и Ян может быть большей или меньшей, поэтому есть три Инь и три Ян… Тай Ян – это три Ян, Ян Мин – это два Ян, Шао Ян – это один Ян. Тай Инь – это три Инь, Шао Инь – это два Инь, Цзюэ Инь – это один Инь…».

    ТРИ СТЕПЕНИ ИНЬ В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ

    • Тай Инь - великая сила Инь
    • Шао Инь - меньшая сила Инь
    • Цзюэ Инь - снизившаяся сила Инь

    ТРИ СТЕПЕНИ ЯН В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ

    • Тай Ян - великий Ян
    • Ян Мин - сияние силы Ян
    • Шао Ян - меньшая сила Ян

    Три степени деления Инь и Ян выражают более тонкое деление начал. Они отражают взаимный рост одного из начал за счет расходования другого. Такое деление положено в основу классификации двенадцати каналов и диагностики степеней развития лихорадочных заболеваний.

    Извилистая линия на знаке Великого предела символизирует противоположность и взаимозависимость обоих начал, взаимный рост одного за счет другого. Способность к трансформации друг в друга выражена точками противоположного цвета в каждом из начал.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИНЬ–ЯН В МЕДИЦИНЕ

    УЧЕНИЕ ОБ ИНЬ И ЯН ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЕ ТЕОРИИ ТКМ

      Верхняя часть, задняя поверхность, левая сторона, наружная часть тела относятся к Ян. Нижняя часть, передняя поверхность, правая сторона, внутреннее - к Инь.

      Функциональная активность организма относится к Ян. Питательные вещества, ткани, жидкости относятся к Инь. Без функциональной активности не был бы возможен процесс образования питательных веществ, и наоборот. Ин Ци и Вэй Ци прекрасно вписываются в теорию Инь-Ян. Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.

      Концепция Инь-Ян помогает в рассмотрении сути заболеваний, для объяснения патологических изменений в организме.

      Инь и Ян в диагностике и лечении. Главное в диагностике - определить характер заболевания человека, к какому началу оно относится.

    Понятия Инь и Ян являются основой восьми принципов диагностики (теория Ба Кан). Наружный, жар и полнота относятся к Ян, а глубокий, холод и пустота – к Инь.

    Суть любого лечения сводится к приведению Инь и Ян к состоянию необходимого баланса (гармонии).

    У-СИН

    Наряду с учением об Инь и Ян в китайской медицине немаловажное значение имеет учение У-Син. Оно исходит из примитивного наблюдения, заключающегося в том, что дерево, огонь, металл, земля и вода являются основными составляющими окружающего мира, которые необходимы человеку для повседневного существования. Согласно этому мировоззрению, все пять элементов находятся между собой в динамическом равновесии и взаимосвязи.

    Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности. Иначе говоря, каждый элемент побуждаем предыдущим и что–то получает от него. Например, «Огонь» побуждает «Землю» и что–то ей отдает, кроме того, сам побуждается и получает что–то от «Дерева». На этом основана концепция «Мать–Сын» . Смысл этой концепции заключается в следующем. «Сын» постоянно получает что–то от «Матери» и забирает у нее избыток (осуществляет контроль избытка). Каждый элемент является «Сыном» по отношению к предыдущему и «Матерью» для последующего. Например, элемент «Вода» является «Сыном» для «Металла» и «Матерью» для «Дерева». «Земля» – это «Мать» для «Металла» и одновременно «Сын» для «Огня» . В традиционной китайской медицине это правило использовалось с практической целью. Правило сводилось к следующим принципам. Если у «Матери» наблюдается избыток чего–либо и это мешает ей, образно говоря, жить, то надо ослабить «Сына» . Ослабленный «Сын» заберет у «Матери» избыток, так как контролирует его. Обратный пример. Если недостаток у «Сына», то надо восполнять «Мать» . Тогда «крепкая» «Мать» сможет вскормить своего «Сына» . Собственно, как и в жизни.

    Связи между элементами внутри круга и обозначенные пунктирными стрелками, являются контролирующими. То есть каждый элемент ответственен за контроль другого элемента. Очередность контроля выглядит так: «Дерево» контролирует «Землю», «Земля» – «Воду», «Вода» – «Огонь», «Огонь» – «Металл», «Металл» – «Дерево».

    Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике. Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

    Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву» . Сердце и тонкий кишечник – «Огню» . Селезенка и желудок – «Земле» . Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу» . Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода» .

    По концепции У-Син к пяти элементам отнесены не только органы и структуры человеческого тела, но и многое другое, опять же основываясь на схожести проявлений характера. Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Например, характер «Металла» – ясность, чистота и хрупкость. К элементу «Металл» отнесены по этому принципу легкие. Характер «Воды» – текучесть, холод, замирание. Вещи и явления, обладающие таким характером, отнесены к этому элементу. Найденные таким образом аналогии были представлены в трактате «Су Вэнь» в табличном виде.

    Элементы Дерево Огонь Земля Металл Вода

    Плотные органы

    Селезенка

    Полые органы

    Желчный пузырь

    Тонкий кишечник

    Толстый кишечник

    Мочевой пузырь

    Пять отверстий

    Пять тканей

    Сухожилия

    Пять вкусов

    Пять цветов

    Синий и зеленый

    Пять изменений

    Рождение

    Изменение

    Увядание

    Исчезновение

    Пять сторон света

    Восток

    Середина

    Пять влияний

    Пять времен года

    Позднее лето

    Пять эмоций

    Размышления

    Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения.

    УЧЕНИЕ О ПЛОТНЫХ И ПОЛЫХ ОРГАНАХ

    Согласно фундаментальной теории традиционной китайской медицины, все органы человека подразделяются на основные и вспомогательные.

    Основные органы в китайской медицине подразделяют, в зависимости от выполняемых ими функций, на пять плотных и шесть полых. Плотные органы получили свое название вследствие выполнения ими функции накопления субстанции Цзин, Ци, крови, жидкостей Цзин Е. Главной задачей полых органов является дальнейшая передача накопленного.

    В трактате «Су Вэнь» говорится: «Пять плотных органов накапливают субстанцию Чин и Ци и не дают им утекать. Они должны быть полными, но не должны быть переполненными или пустыми. Шесть полых органов передают дальше питательные вещества, не накапливая их. Они могут находиться в состоянии избытка, но не должны переполняться».

    Так называемые необычные или дополнительные органы по своим физиологическим функциям и патологическим изменениям находятся в постоянной тесной связи с плотными и полыми органами.

    В традиционной китайской медицине понятие «орган» существенно отличается от такового в западной медицине. ТКМ рассматривает любой орган как функционирующую систему. Другими словами, «орган» в ТКМ – это не только анатомическое образование, но и все подконтрольные ему структуры, меридиан и физиологические функции . Например, в понятие «селезенка» входят анатомические органы, принимающие непосредственное участие в пищеварении (поджелудочная железа, часть двенадцатиперстной кишки и желудка), селезенка с ее функцией кроветворения и участия в иммунной системе, все кроветворные органы, все иммунокомпетентные органы, мышечная система, меридиан селезенки. Соответственно, при нарушении функции этого органа (в формате китайской медицины) возникнут клинические проявления со стороны пищеварительной системы, системы крови, иммунной системы и т.п. Это имеет колоссальное практическое значение в спортивной медицине. Для улучшения работы и восстановления мышц необходимо использовать препараты и продукты питания, оказывающие влияние именно на этот орган. Для укрепления связок нужно улучшать функцию печени. И так далее.

    Итак, согласно теории китайской медицины, к пяти плотным органам относятся: печень, сердце, селезенка, легкие, почки.

    ПЕЧЕНЬ (GAN)

    По учению У-Син , печень относится к элементу «Дерево».
    По представлениям ТКМ , печень располагается с двух сторон («бока принадлежат печени»). Анатомически и функционально печень тесно связана с желчным пузырем.

    ФУНКЦИИ:

      Печень обеспечивает и контролирует выделение желчи.

      Важнейшей функцией печени является депонирование и хранение крови . В состоянии покоя кровь, образно говоря, хранится в печени. Во время выполнения какой-либо работы кровь перераспределяется в пользу участка организма, наиболее нуждающегося в данный момент (мышцы, головной мозг, пищеварительный тракт). Способность печени депонировать и распределять кровь - один из главных факторов выносливости спортсменов.

      Печень контролирует состояние связок, сухожилий и фасций . Согласно теории ТКМ, «связки суставов и сухожилия питаются кровью, накапливаемой в печени». Таким образом, движение в суставах зависит не столько от самих сухожилий и связок, а, прежде всего, от «силы или слабости крови и печени». Хронические привычные вывихи различных суставов, патологические отрывы сухожилий развиваются на фоне «пустоты крови печени».

      Печень распределяет и упорядочивает Ци , сохраняя и поддерживая необходимый баланс между антагонистами. От печени зависит движение Ци. То есть все циклические процессы зависят непосредственно от нормальной работы печени. Соответственно, все застойные процессы в организме также в той или иной степени обусловлены нарушениями функции печени. В книге «Су Вэнь» написано: «Печень любит порядок». Если Ци печени останавливается, то человек часто вздыхает, гневается, плохо спит.

    Окном печени являются глаза. По представлениям ТКМ, накопленная печенью кровь питает глаза. Меридиан печени доходит до глаз. В книге «Лин Шу» говорится: «Ци печени доходит до глаз. Если печень уравновешена, то глаза могут различать пять цветов». Все нарушения зрения связаны с состоянием печени.

    Зеркалом печени являются ногти. Вид ногтевых пластин (ломкость, тусклость, деформация, волнистость, патологические включения) указывает на состояние печени.

    СЕРДЦЕ (XIN)

    Элемент – огонь. Внутренним ходом главного меридиана связан с тонким кишечником, имеет также связь с языком.

    ФУНКЦИИ:

      Сердце отвечает за продвижение крови по кровеносным сосудам. «Если Ци сердца слабая, то питательные вещества (крови) плохо двигаются по меридианам и не достигают других органов». Так трактуется эта функция сердца в книге «Су Вэнь».

      Сердце обеспечивает крепость духа человека . В понятие духа входят такие категории психической деятельности, как сознание, память, мышление, быстрота мысли, активность жизненной позиции, состояние рассудка (ясность изложения мысли), сон. При расстройствах сердечной деятельности возникают бессонница, душевное смятение, невозможность сосредоточиться, обилие сновидений и прочее.

      Сердце ведает потоотделением. Согласно теории ТКМ, пот является производным крови. В каноне «Лин-шу» говорится: «Кровь и пот имеют одно происхождение». При избыточном потоотделении наносится ущерб крови. И, наоборот, при недостатке крови у человека страдает процесс потоотделения. В каноне «Лин-шу» об этом говорится: «Недостаток пота означает пустоту крови, недостаток крови означает отсутствие пота».

    Зеркалом сердца является лицо. В книге «Су Вэнь» говорится: «Блеск сердца отражается на лице». Другими словами, если сердце здоровое, то на лице присутствует здоровая мимика, цвет лица естественный и здоровый.

    СЕЛЕЗЕНКА (PHI)


    Селезенка внутренним ходом главного меридиана связана с желудком и ртом.

    ФУНКЦИИ:

      Контроль всех процессов пищеварения . При нарушении функции селезенки страдает как количественный, так и качественный аспекты пищеварения, а соответственно, и питание всего организма.

      Селезенка рождает кровь . Кровь «рождается из переваренной пищи». Однако, по представлениям ТКМ, эта «новорожденная» кровь еще не полноценная. Таковой она становится только после попадания в легкие.

      Селезенка контролирует кровь , способствуя тому, чтобы кровь находилась в пределах сосудов. Контролирует свертываемость и другие качественные характеристики крови. Признаки патологии селезенки - кровоизлияния, кровоточивость, склонность к кровотечениям.

      Селезенка контролирует состояние мышц , их массу, силу и функциональные возможности. «Если мышцы свободно скользят под рукой, то селезенка расцветает». Именно селезенка обеспечивает транспортировку питательных веществ к мышцам. При нарушениях в работе селезенки возникают слабость мышц конечностей, бессилие и усталость. В трактате «Су Вэнь» говорится: «Если селезенка больна, то пропадает возможность нормально пользоваться четырьмя конечностями».

      По представлениям ТКМ, жир и мышцы имеют одно происхождение, соответственно жировая ткань - это тоже мышцы, но в другой форме. Поэтому для избавления от лишнего телесного жира следует укреплять селезенку.

      Согласно учению У-Син , легкие относятся к элементу «Металл». Внутренним ходом меридиана сопряжены с меридианом толстого кишечника. Имеют связь с носом, кожей и с покрывающими тело волосами.

      ФУНКЦИИ:

      • Принимают «чистое Ци» и выводят «замутненное Ци» (под «чистым Ци» в Китае понимают атмосферный воздух, а «замутненное Ци» - не что иное, как выдыхаемый воздух). Другими словами, легкие обеспечивают контроль вдоха и выдоха (глубина, ритмичность, сила).

        Легкие осуществляют функцию «расширения», или «рассеивания». Это значит, что под влиянием легких все питательные вещества, кровь, жидкости направляются к другим органам, меридианам и коже.

        Легкие контролируют так называемую Вэй Ци . Согласно теории ТКМ, этот вид Ци препятствует проникновению в организм внешних болезнетворных факторов (ветер, холод, жар, сухость, сырость, огонь).

        Почки хранят и накапливают субстанцию Цзин . По представлениям традиционной китайской медицины, субстанция Цзин – это первородная материя, из которой строится весь организм. В западной медицине понятию «субстанция Цзин» соответствует геном человека, хромосомный набор – это гормональный и иммунный фон человека, переданный ему родителями. Таким образом, субстанция Цзин – это матрица, на которой строится весь организм. В процессе роста и развития она постоянно тратится на обеспечение процессов жизнедеятельности. Соответственно, она постоянно должна пополняться за счет других видов Ци. Во время беременности субстанция Цзин расходуется на рост и развитие плода.

        Важнейшая функция субстанции Цзин – «программирование» и контроль фаз развития человека.

        Способность человека к продолжению рода также напрямую зависит от состояния субстанции Цзин.

        • Согласно теории ТКМ, Ци почек обеспечивает нормальное функционирование и развитие головного, спинного и костного мозга. «Почки вырабатывают мозг». К старости или в результате длительных заболеваний возникает пустота Цзин Ци почек, что проявляется, помимо всего прочего, забывчивостью, рассеянностью.

          От нормальной работы почек зависит состояние костной ткани . «Если почки крепкие и Цзин Ци в достатке, то кости не хрупкие». Различные заболевания костей, дистрофические изменения костной ткани обусловлены, прежде всего, активностью почек.

          Почки активно участвуют в водном обмене. Они принимают воду от легких. «Почки испаряют воду, отделяют мутное от прозрачного. Мутное выделяется мочой; чистое идет к сердцу и охлаждает огонь». «Если воды почек мало, то огонь сердца выходит из-под контроля».

          Прием Ци от легких . Если почки не принимают Ци, то возникает удушье. «Легкие ведают дыханием, а почки – приемом Ци от легких». При нарушении этого механизма возникают одышка, астма и другие нарушения внешнего дыхания.

          Контроль сфинктеров заднего прохода и мочевого пузыря (контроль двух Инь).

          Контроль функции слуха . Если субстанция Цзин почек находится в достаточности, то слух у человека нормальный. «Ци почек достигает ушей. Когда почки находятся в уравновешенном состоянии, уши различают все пять тонов». Уши считаются окном почек.

        Зеркалом почек являются волосы на голове. В 10–й главе трактата «Су Вэнь» написано: «Блеск почек проявляется в волосах головы». В юности и в годы зрелости волосы крепкие и блестящие. У пожилых людей, по мере истощения субстанции Цзин, «кости становятся хрупкими, ослабевает слух, волосы тускнеют, седеют и выпадают».

    陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии , приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Скрытый смысл Инь и Ян

    Субтитры

    Происхождение

    По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала “: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян» .

    Философская концепция

    Исторический обзор

    Пять стихий как порождение Инь и Ян

    Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

    Инь и ян в традиционной китайской медицине

    Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины . Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности. [ ]

    Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений , накладываемых на недавно родившую женщину.

    Аналогичные понятия в других учениях

    • Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма . Мужское и женское начала.
    • Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом . Женское и мужское начала.
    • Ор и кли (свет и сосуд) в