Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Классный час, посвященный творчеству Р.Гамзатова «По страницам истории…. Классный час, посвященный памяти расула гамзатова Расул Гамзатович, когда выпишитестихи

    Классный час, посвященный творчеству Р.Гамзатова «По страницам истории…. Классный час, посвященный памяти расула гамзатова Расул Гамзатович, когда выпишитестихи

    Классный час «Белые журавли».

    Здравствуйте. Кто из вас знает, какой завтра праздник?

    Ответы детей (…)

    В честь этого замечательного праздника, мы сегодня посвящаем наш классный час. (Звучит мелодия песни «Белые Журавли».) Скажите, дети, кто из вас знает, что эта за песня?

    Ответы детей(…)

    Правильно. И сегодня наш классный часпосвящен «Белым журавлям» Расула Гамзатова. (Слайд1 ) Скажите, дети, кто из вас знает кто такой Расул Гамзатов? (На доске портреты Расула Гамзатова)

    Ответы детей(….)

    А кто из вас знает или может быть слышал песню «Белые журавли»?(Слайд2)

    Ответы детей(….)

    Трудно найти человека, который не знает песню "Журавли": "Мне кажется порою, что солдаты..." Если вы попросите кого-нибудь вспомнить любую песню о войне, то большинство сразу назовёт "День Победы", но сразу следом за ним - "Журавлей".

    При этом, немногие знают историю этой песни, искренне полагая, что она была написана в годы Второй Мировой. Но нет, родилась песня "Журавли" позже, гораздо позже - более чем через 20 лет после окончания войны.

    Давайте же сегодня познакомимся с "Журавлями" чуть ближе. Но сначала вспомним эту песню, прослушав её в самом первом - и самом знаменитом исполнении. Итак, Марк Бернес (1968 год записи):

    Исполнение песни Марком Бернесом (Включить запись).

    Началось всё 6 августа 1945 года в Японии. Именно в этот страшный день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Дом двухлетней Садако Сасаки находился всего в полутора километрах от эпицентра взрыва, но девочка не только выжила - казалось, она вообще не получила никаких повреждений. До одиннадцати лет Садако росла самым обычным ребёнком - активным и весёлым. Девочка занималась спортом, участвовала в соревнованиях... Но внезапно её жизнь стала совсем иной. В ноябре 1954 года у Садако проявились первые признаки лучевой болезни, а в феврале врачи поставили страшный диагноз: "лейкемия" - рак крови, который в Японии в то время называли "болезнью атомной бомбы".

    Девочку поместили в госпиталь, но надежд на выздоровление не было. Однажды лучшая подруга Садако, Чизуко, пришла навестить больную и принесла ей необычный подарок: бумажного журавлика . Чизуко рассказала старинную японскую легенду: тот, кто сложит тысячу бумажных журавликов, сможет загадать любое желание, и оно исполнится. Садако мечтала выздороветь. Она начала складывать журавликов, занимаясь этим целыми днями. Любой клочок бумаги, который попадал в её руки, превращался в бумажную птицу.

    Часто пишут, что Садако успела сделать всего 644 журавлика . Но это не так. Просто в 1977 году писательница Элеанор Коэр выпустила книгу под названием "Садако и тысяча бумажных журавликов", в которой и рассказала про 644 журавлика - якобы, больная девочка не успела воплотить свою мечту в жизнь. На самом деле, всё было гораздо печальнее: Садако сделала тысячу журавликов, но... её желание не исполнилось. Болезнь не уходила. Девочка продолжала бороться и складывала всё новых и новых журавликов... (Слайд3) Посмотрите на этих журавликов, сделанных из бумаги. Вы видели где нибудь таких журавликов?

    Классный час "Праздник белых журавлей"

    Разработала и провела занятие учитель

    начальных классов Долгополова О.М.


    Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру - в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
    Задачи:
    Образовательные:
    Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
    Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
    Воспитательные:
    Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
    Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
    Развивающие:
    Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
    Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
    Подготовка к выступлению : заранее ученики готовят стихотворения Р.Гамзатова, рисуют рисунки, готовят белых журавлей.
    Учитель: Велика и огромна наша страна Россия. И есть в нашей стране горная Республика Дагестан (показать на карте). Столица Дагестана – город Махачкала. В этой республике живут свободолюбивый народ: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы нашей страны. Фашистская Германия хотела превратить все народы нашей страны в рабов. 3 июля 1941 годы глава советского правительства И. В. Сталин сказал: “Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!”
    Звучит музыка “Священная война”.
    Учитель: На большой территории страны была объявлена мобилизация военных. Но у ворот военкоматов выросли большие очереди добровольцев. Каждый житель нашей страны стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг. Они стоили линии обороны, ремонтировали дороги, помогали в госпиталях. Помогали чем могли.
    Ученик (читает на фоне спокойной музыки стихотворение)
    Ракет зеленые огни

    По бледным лицам полоснули

    Пониже голову пригни

    И, как шальной, не лезь под пули.
    Приказ: “Вперед!”

    Команда: “Встать!”

    Опять товарища бужу я,

    А кто-то звал родную мать,

    А кто-то вспоминал чужую,
    Когда нарушив забытье,

    Никто не крикнул: “За Россию!”

    А шли и гибли за нее.
    Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.
    Учитель (показывает портрет Р. Гамзатова): Враг подбирался к Кавказу. Очень много поэтов встало на защиту своей Родины. Среди них и Расул Гамзатов, и Керим Отаров, и Николай Старшинов, Юлия Друнина, Муса Джалиль, и многие другие. Эти люди не только защищали страну, но и продолжали писать стихи, в которых призывали не боятся врага. Они принимали участие в жесточайших боях, они отступали и снова шли в атаку, попадали в плен, бежали из него, лежали в госпиталях и возвращались на передовую. Расул Гамзатов в стихотворении обращается к своему другу.
    Посвящается моему другу Кериму Отарову (Читает учитель)
    В сырую ночь, свернувшись на шинели.

    В июльский зной, порою зимних вьюг,

    В полях, где пули хищные свистели,

    Везде я помнил о тебе, мой друг.
    Мы начатых поэм не дописали,

    Мы с отчих гор ушли на зов войны,

    Навстречу буре боевой мы встали,

    Как верные отечества сыны.

    (Дети читают стихи)

    ***
    Поле вдоль берега крутого, мимо хат

    В серой шинели рядового

    Шел солдат.

    Шел солдат – слуга Отчизны,

    Шел солдат во имя жизни.

    Землю спасая,

    Смерть презирая, шел вперед солдат.
    ***
    С тех пор как начал я военный путь,

    Не раз блистали горы буркой белой…

    Пусть лучше смерть в мою проникнет грудь,

    Чем враг – в мои родимые пределы.


    Учитель: Битва за нашу Родину, Россию была настоящим адом не только на земле, но и в воздухе. Бешеный огонь немецких зениток не давал начать атаку нашим самолетам. И все-таки наши солдаты оказались лучше, смелее. Они с тыла направили танки на вражеские зенитки и
    Мчались танки, ветер подымая,

    Наступала грозная броня,

    И летела наземь вражья стая

    Под напором стали и огня.
    Учитель: Солдаты войн в сырых окопах, засыпавших листьями, чувствуя, как под туманом холодеет земля, исчерненная воронками, спящие возле своих орудий. Им снились сны: это была тоска по Родине, тоска по России, по речке, где он в детстве купался, по горам, где он играл со своими товарищами.
    На войне
    Желая жить, одолевая страх,

    В окопах мерзнем, хлеб с землей жуем,

    Она скрипит противно на зубах…

    Мороз и сырость нас бросают в дрожь.

    Своею жизнью жертвует солдат.

    Хоть смерть страшна – назад не повернешь,

    Так мы, солдаты, на войне живем.

    Почти не спим, но боремся с бедой,

    Куря одну цигарку вчетвером,

    Пути врагу, преградив собой…

    Так мы солдаты на войне живем.

    Как много здесь я потерял друзей!

    Не погребенные они лежат…

    Так, сохраняя жизнь страны своей,

    Под пулями проводим день за днем.
    Учитель: Немцы захотели завоевать Кавказские горы, они взошли на вершину горы Эльбрус (показать на карте). Но наши солдаты-альпинисты тоже взошли и выбросили их фашистский флаг, сказав, что: “Никогда эти горы не будут принадлежать немцам. И Россия будет за нами”. Как птица орел защищает свое гнездо, так и горцы защищают свои горы.
    ***
    Я горец… Как люблю я это слово!

    С ним вместе и отвагу я обрел.

    Крылатое, оно звучит сурово,

    Средь прочих слов оно и впрямь – орел.

    Как запоздалую орлицу-мать

    Орленок ждет тревожно, жадно, немо

    Так ждет поэта – воина поэма,

    Что не успел он дома дописать.
    Солдаты храбро сражались, не боялись смерти. И об этом пишешь в своих стихах Кайсын Кулиев:
    Меня, быть может, не дождется мать.

    Война меня запорошит снегами.

    Но лучше мне в родной земле лежать,

    Чем жить на ней, захваченной врагами.
    Учитель: Немцы видя, как русский народ защищает свою землю, лютовали. Они захватывали и сжигали села, деревни. Загоняли людей в сараи, сжигая их и сравнивая с землей.
    Разрушенный дом”
    Кто здесь пел?

    Кто смотрел из окошка?

    Кто сидел на скамье у ракит?..

    Лишь облезлая тощая кошка

    На седом пепелище сидит.

    К горлу скорбь подбирается комом.

    Не оплачет ни бабка, ни поп

    Гибель их под обломками дома

    От незнающих жалости бомб.
    Учитель: Татарский поэт Муса Джалиль получил повестку 13 июля 1941 года. Он рвался в бой, но командиры, зная, что Муса был хорошим, известным поэтом, хотели отправить его в тыл. На что Муса отвечал: “Поймите, я – поэт. Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к Защите Родины. Мое место – среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов”. Муса Джалиль обращается к своей дочери Чолпан:
    Ты прощай, моя умница,

    Погрусти обо мне,

    Перейду через улицу –

    Окажусь на войне.


    Муса Джалиль воевал во второй ударной армии. Он был и солдатом, и писателем, и поэтом. Писал очерки, рассказы о солдатах, их буднях, наступлениях и поражениях. С июля 1942 года от Мусы Джалиляперестали приходить какие-либо известия его семье. Пропал без вести, и только 29 апреля 1945 годы стало известно, что все эти годы поэт находился в тюрьме Моабит. Наши войска с осторожностью обстреливали эту тюрьму, зная, что там очень много плененных солдат. А Муса Джалиль писал:
    Бей по врагам, земля моя,

    По мне, по мне,

    По мне, снарядов не жалей!

    По тюрьмам бей!

    Я все равно шепну: “Люблю”

    Москве моей.
    Учитель: В апреле 1946 года в Союз писателей зашел плечистый черноволосый человек, себя не назвал, но оставил блокнот, сшитый из разных клочков бумаги. На последней странице блокнота было написано (зачитать “К другу, который умеет читать по-татарски”, стр. 34 “…По следам оборванной песни”;
    ***
    Ученик:
    Сердце с последним дыханием жизни

    Выполнит твердую клятву свою:

    Песни всегда посвящал я Отчизне,

    Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
    ***
    Ученик:
    Смелых узнают всегда в бою,

    В горе проверяется герой.
    Учитель: Наступил переломный момент в войне…
    Ученик:
    Весна. Наши танки на битву идут.

    Смертельные ждут их бои.

    А в роще удоды кричат: уду-ду-у,

    Вьют гнезда свои воробьи.

    Тенисты деревья в лесу и густы,

    А танки торопятся в бой

    У них на пути голубые цветы,

    Вдали горизонт голубой.

    Проносится рой мотыльков над водой-

    Там тоже как будто война.

    Любуется ими танкист молодой.

    Идут наши танки. Весна.
    Ученик. Война унесла 27 млн. жителей нашей Родины. В низком поклоне склоняемы головы перед ратным подвигом нашего народы. Жизнью нашей мы обязаны ветеранам, их товарищам, погибшим и уцелевшим. Мир не должен забывать ужаса той войны, разруху, страдания и смерть. Это было бы преступлением перед павшими воинами, преступление перед будущими поколениями. Бороться за мир – обязанность всех живущих на земле.
    Давно закончилась война, сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи, но земля всегда будет помнить о войне и ее сынах-солдатах.
    Ученик:
    От героев былых времен

    Не осталось порой имен.

    Те, что приняли смертный бой,

    Стали просто землей и травой.

    Только грозная доблесть их

    Поселилась в сердцах живых.

    Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

    Мы в груди храним.
    Учитель: В память о всех воинах, воинах-поэтах, не вернувшихся с войны, Расул Гамзатов поставил памятник летящим белым журавлям ввысь в своем родном Дагестане. Он олицетворяет всех погибших солдат с белыми журавлями, улетающими в небытие.
    Сегодня предвечернюю порою

    Я вижу, как в тумане журавли,

    Летят своим определенным строем,

    Как по полям людьми они брели.


    Учитель: 22 октября ежегодно в Дагестане – праздник белых журавлей. В этот день в небо запускают тысячи журавликов в память о погибших. И, одновременно, отмечается день поэзии.
    На доске: “Смерть поэта – еще не все. Песни его живут”.
    Звучит песня “Журавли”.
    Дети зажигают свечи – минута молчания.
    Выходим на улицу, выпускаем белые шары с журавликами (продолжает звучать песня “Журавли”)
    Журавли
    Мне кажется порою, то солдаты,

    С кровавых не пришедшие полей,

    Не в эту землю полегли когда-то,

    А превратились в белых журавлей.
    Они до сей поры с времен тех дальних

    Не потому ль та часто и печально,

    Мы замолкаем, глядя в небеса?
    Летит, летит по небу клин усталый –

    Мои друзья былые и родня

    И в их строю есть промежуток малый-

    Быть может, это место для меня.
    Настанет день, и с журавлиной стаей,

    Я поплыву в такой же сизой мгле,

    Из-под небес по-птичьи окликая,

    Всех вас, кого оставил на земле.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №52»

    Классный час на тему:

    Подготовила учитель начальных классов

    Деникаева Валентина Станиславовна

    denikaeva 1960@ mail . ru

    г.Махачкала

    Классный час в 3 «а» классе, посвященный 90-летию со дня рождения поэта:

    «Расул Гамзатов – певец добра и человечности»

    Цели : раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р.Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.

    Задачи: содействовать формированию УУД.

    1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.

    2. Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

    3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.

    4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.

    Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плакаты с высказываниями Эдуардоса Межелайтиса, Расула Гамзатова; презентация песни «Журавли»; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер, выставка книг.

    Предварительная работа:

    Экскурсия к памятнику Расулу Гамзатову.

    Форма проведения: классный час.

    Место проведения : классное помещение.

    План проведения:

    - организационный момент;

    Вступительное слово учителя;

    Знакомство с новым материалом;

    Групповая работа: информация учащихся;

    Просмотр фильма о творчестве поэта;

    Слушание песни;

    Беседа;

    Словарно-орфографическая работа;

    Подведение итогов.

    Практическая реализация.

    Ход мероприятия.

    I .Орг. момент.

    II . Вступительное слово учителя.

    Учитель: Добрый день дорогие дети!

    Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна.

    Самая большая страна в мире! Это - Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).

    Учитель: Правильно Махачкала !

    В городе огромном, среди сотен школ

    Есть одна, в которую учиться ты пришел.

    Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.

    Есть одна такая. Без нее нельзя.

    Это наша прогимназия.

    Учитель: А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете свой город и его историю.

    Вы должны ответить на мои вопросы:

    Как наш город назывался раньше? (Порт-Петровск)

    - В честь кого переименовали в город Махачкала? (в честь видного революционера Махача Дахадаева)

    Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается наш город? (Каспийское)

    Как называется кинотеатр, который находится на проспекте им.Шамиля? (« Россия»)

    Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)

    Как называется главная улица столицы? (проспект Расула Гамзатова) .

    Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).

    А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).

    На доске эпиграфы:

    Гляди вперёд, вперёд стремись.

    И все ж когда – нибудь

    Остановись и оглянись на свой пройденный путь.

    Расул Гамзатов

    Его нельзя не любить:

    Он теплый, как солнечный день в горах, он весёлый, словно стремительный горный ручеёк, он смелый, словно крылатый горный орел, добр и нежен, словно горный олень…

    Эдуардос Межелайтис

    III . Знакомство с новым материалом.

    Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта.

    Ученик:

    Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

    Ученик:

    Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

    Ученик:

    Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

    Ученик:

    Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

    Ученик:

    Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение «Берегите детей!»

    Ученик:

    Видел я, как орёл, беззащитных птенцов

    Учит крылья свои расправлять,

    Если б он научил нерадивых отцов

    Так с потомством своим поступать.

    Этот мир, как открытая рана в груди,

    Не зажить никогда уже ей.

    Но твержу я, как будто молитву в пути

    Каждый миг: «Берегите детей!»

    Всех, творящих намазы, прошу об одном –

    Прихожан всех на свете церквей:

    «Позабудьте про распри, храните свой дом

    И своих беззащитных детей!»

    От болезней, от мести, от страшной войны,

    От пустых сумасбродных идей.

    И кричать мы всем миром сегодня должны

    Лишь одно: «Берегите детей!»

    Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? (учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в диалоге).

    Учитель : А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта (презентация - ИКТ).

    Учитель:

    Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню « Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

    Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.

    На доске плакат с песней «Журавли» (дети подпевают).

    -Кому посвящена эта песня? (ответы детей)

    -Как вы думаете, что означают следующие слова? (расширение словарного запаса, развитие речи).

    Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
    На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
    Промежуток - пространство или время, разделяющее что-нибудь.
    Пора - время, период, срок.
    Стая - группа животных одного вида, держащихся вместе.
    Сизый - темно-серый с синеватым оттенком.
    Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
    Оклик - крикнув, остановить или подозвать.
    До сей поры - до этого времени или до этого места.
    Полечь - погибнуть, быть убитым.
    Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.

    Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным ). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).

    Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.

    Для потомков он оставил такое завещание:

    «Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите всё это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.

    Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте ещё больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью».

    В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение «Памяти Расула Гамзатова», которое я посвятила 90-летию поэта.

    Расул Гамзатов – аварский поэт,

    Таких как он не видывал свет.

    В далеком и горном Цада он родился:

    Он там же учился, затем и женился.

    Прошел сквозь огонь и тысячи бед,

    Теперь он прославленный в мире поэт.

    В стихах воспевал Расул край свой родной,

    Который любил он всею душой.

    Мы память сохраним о нем,

    В своих стихах его мы воспоем.

    Он будет жить в сердцах людей,
    Как «клин усталых журавлей».

    Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? (ответы детей).

    Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.

    Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.

    IV . Итог занятия.

    Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:

    «Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.

    Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими».

    - Вы согласны с высказыванием поэта?

    Вас заинтересовало его творчество?

    Анализ классного часа «Расул Гамзатов – певец добра и человечности».

    Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.

    Состоялся 21 декабря 2017 г. под руководством Казакова Э. А. в 10 классе. Отличительной особенностью этого необычного классного часа явилось то, что он был представлен в виде цельного театрального номера. На сцене «горел» - «Вечный огонь» . В своем недолгом представлении ученики класса охватили весь творческий путь Великого поэта, его биографию и наследие. В исполнении учеников класса прозвучали произведения Великого поэта - стихи, проза. Арсланбеков Раджаб - почитал стихотворение «Мой Дагестан. Фотографии Расула Гамзатова, его наиболее известные высказывания и цитаты были представлены в презентации. Но основной темой всего классного часа стали стихи о войне Р. Гамзатова. Ребята с чувством и выразительно прочитали стихи о войне, спели знаменитую песню «Журавли». Завершением классного часа стала сцена «Возложение цветов к памятнику жертвам всех войн». Сильное впечатление на всех присутствующих произвела атмосфера, которую создали ученики класса вместе со своим воспитателем - печальная, порой трагическая. Сочетая в себе традиции и элементы современного направления «флэш - моб» им удалось сделать этот классный час, столь необычным и интересным!

    Цели : ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учащихся по основным вехам творчества Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учащихся.

    Оборудование : портреты Р.Гамзатова, высказывания поэта, книжная выставка, презентация .

    Ход классного часа

    Мы все умрем, людей бессмертных нет.
    И это все известно и не ново.
    Но, мы живем, чтобы оставить след,
    Дом или тропинку... дерево иль слово.

    I. Вступительное слово классного руководителя:

    В Индии считается, что змеи
    Первыми на землю приползли
    Горцы верят, что орлы древнее
    Прочих обитателей земли.
    Я же склонен думать, что вначале
    Появились люди и поздней
    Многие из них орлами стали,
    А иные превратились в змей.

    Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час. “Люблю писать о жизни, о людях кем бы они не были: орлами или змеями” говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.

    Учитель: Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

    Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

    II. Горянка и горец (учащиеся класса)

    Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

    Горец: Кого, кого!?

    Горянка: Расула Гамзатова

    Горец: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

    Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

    Горец: Нет, я не знаю такого.

    Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

    Горец: (с обидой) Ну зачем ты так?!

    Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

    Горец: Конечно, хочу!

    Горянка: Пойдем я тебе покажу.

    (в кабинете выставка книг поэта, журналы и газеты со статьями о Расуле Гамзатове)

    Горянка: Посмотри - это все он и о нем.

    III. Демонстрируется презентация, посвященная великой дате, дню рождения поэта

    Горец : Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

    Горянка: Мне? Ну, конечно же “Журавли”. У этого стихотворения целая история.

    Ученики класса читают наизусть стихотворения Р.Гамзатова.

    Горянка: Он величайший из писателей. Он много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря Расулу Гамзатову.

    Горец: Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!

    Горянка: Да уже увековечили!

    Ученик: Нет уголка в России, где бы небыл воздвигнут монумент Белым Журавлям. Не создан музей творчества Р. Гамзатова. В городе Буйнакск педагогическому колледжу присвоено имя Расула Гамзатова.

    Ученица: Указ Государственного Совета Республики Дагестаноб увековечении памяти Расула Гамзатова

    Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича

    Постановляет:

    Присвоить имя Гамзатова Р.Г. Буйнакскому педагогическому колледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова

    Председатель Госсовета РД М. Магомедов

    И к 90-летию со дня рождения в Москве открыт памятник великому сыну своего народа Р. Гамзатову.

    Показ видеорепортажа об открытии на Яузском бульваре города Москва памятника поэту Вселенной - Расулу Гамзатовичу Гамзатову.

    IV. Завершающее слово классного руководителя:

    Учитель: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.

    Дорогие ребята, спасибо большое вам за ваше активное участие.