Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Чек ценная бумага. Значение слова чек. Что представляет собой товарный чек
  • ВВП — валовой внутренний продукт это…
  • Сникертини: десертный коктейль со вкусом шоколадного батончика Шоколадный коктейль с шоколадным сиропом
  • Уникальный чайный напиток Чай с гриб рейши полезные свойства
  • Решает ли МФО проблему невыплаты долгов по микрокредитам через суд?
  • Мфо подает на меня в суд
  • Ориентировка во времени в средней группе. Конспект занятия "Ориентировка во времени" план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему. На прогулку мы идем Солнце в небе ярко светит

    Ориентировка во времени в средней группе. Конспект занятия

    Конспект по познавательному развитию в средней группе.

    Тема занятия: "Ориентировка во времени"

    Задачи:

    • -Научить детей вести счет и отсчет в пределах 5
    • -Уточнить знания последовательности дней недели
    • -Упражнять детей в ориентировке на плоскости
    • - Упражнять детей в ориентировке во времени

    Материалы: Фланелеграф, фишки разного цвета, обозначающие дни недели, листы бумаги, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    В:- Раз, два, раз, два начинается игра.

    Дети встают в круг

    В:- У меня в руках ручка. Сейчас мы ее превратим в волшебную палочку. Говорите все со мной заклинание " Абра катабра, сим-салабим, бум". Превратилась наша ручка в палочку непростую а в волшебную. Будем мы эту палочку передавать друг другу по очереди говорить числа до 5 и обратно отсчитывать до 1.

    Дети передают палочку друг другу и называют последовательно числа, а потом наоборот. После счета дети присаживаются за столы.

    В: К нам в гости пришел нарисованный человечик. Ребята угадали его?

    Д:- К нам в гости пришел Емеля.

    В: - Правильно. это он.А хотите узнать, что Емеля делал в течении недели.

    Д: -Да

    На столе стоит фланелеграф, Фишки,обозначающие дни недели: Красная - понедельник, оранжевая - вторник, желтая - среда, зеленая - четверг, голубая- пятница, синяя- суббота. фиолетовая- воскресенье

    Воспитатель читает ("Каков Емеля, такова и неделя ", :

    Мы спросили у Емели:

    Назови нам дни недели

    Слтал Емеля вспоминать

    Стал Емеля называть

    Дядька крикнул мне: "Бездельник!"

    Это было в понедельник.

    На чердак я влез и дворник.

    Гнал меня метлой во вторник.

    В среду я ловил жука

    И свалился с чердака.

    Воевал в четверг с котами

    И застрял под воротами.

    В пятницу дразнил собаку,

    Разорвал себе рубаху.

    А в субботу- вот потеха!

    на свинье верхом поехал.

    В воскресенье отдыхал,

    На мосту лежал,скучал,

    Да с моста свалился в реку.

    Не везет же человеку!

    Так у нашего Емели

    Дни недели пролетели.

    В:- А теперь ребята проверим правильно ли вы выставили наши фишки.

    Ребята проверяют.

    В:- молодцы, справились с заданием. Ребята. подойдите все ко мне.Нам нужно разделиться на пары.

    По выбору детей делятся на пары.Дети предлагают делиться жеребьевкой. У воспитателя в руках карточки, где нарисованы квадраты и треугольники.Карточки воспитатель кладет в чудесный мешочек. а дети вытаскивают по оной карточке, чьи карточки совпадут, то они составят пару и садятся вместе за стол.

    Дети разделились.

    В:- У вас на столах листы бумаги и цветные карандаши.Я вам буду говорить задания, а вы будете выполнять на листах.

    В правом нижнем углу нарисуйте маленькое голубое озеро.

    В левом верхнем углу нарисуйте солнышко.

    В правом верхнем углу- птичку

    В левом нижнем углу -цветочек

    В середине листочка нарисуйте девочку из геометрических фигур.

    Вопросы воспитателя:

    Где нарисовали голубое озеро?

    Воспитатель сама спрашивает любую пару.

    Пара отвечает, если неправильно дают ответ, следующая пара поправляет их.и т.д.

    После выполненных заданий старшая группа уходят с младшим воспитателем.

    В:- Раз. два. раз, два начинается игра.

    Дети встают в круг.

    В:- Поиграем в игру " Угадай "соседей". Я сейчас дам волшебную палочку кому- нибудьиз вас и назову месяц, а должны назвать " соседей" данного месяца.Например месяц-май.

    Д:- Апрель. Июнь.

    В:- Волшебная палочка больше пока нам не понадобиться и превратим мы ее обратно в ручку.Повторяйте за мной "Абра катабра, симсалабим. бум"Ну вот мы ее обратно превратили в ручку.

    Дети подходят к доске.

    В:- На доске вы видите числовой пример. Составьте по этому примеру задачу

    Дети вспоминают структуру задачи, сначала придумывают- краткое условие. вопрос. решение и ответ. Дети придумывают и решают.

    В конце занятия рефлексия.


    Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"

    Задачи:

    Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике:

    Закреплять представления о временах года: осень, зима, весна, лето;

    Закреплять умение различать и правильно называть части суток: утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;

    Учить отгадывать загадки о временах года;

    Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

    Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением времен года и частей суток, два домика, игрушки: кот, зайчик, собака, мышка.

    Ход занятия:

    Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло).

    Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает:

    Над рекой заря встаёт

    На дворе петух поёт.

    Умываются котята,

    Просыпаются ребята.

    (утро)

    Воспитатель показывает картинку «утро»

    Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.

    Что вы делаете утром? (Ответ ребенка: - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).

    Солнце в небе высоко

    До заката далеко

    Зёрна в норку тащит мышь.

    Учит азбуку малыш.

    (день)

    Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.

    Воспитатель показывает картинку «день»

    А что вы делаете днём? (Ответы детей).

    Солнце красное зашло.

    Белка прячется в дупло.

    Дрёма в гости к нам идёт,

    Сказку он с собой ведёт.

    (вечер)

    Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.

    Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка: - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

    Воспитатель показывает картинку «вечер»

    В небе звёздочки горят.

    Птицы спят и рыбки спят.

    Спят цветы в саду на грядках,

    Ну, а мы в своих кроватках.

    (ночь)

    Когда это бывает? (дети отвечают ночью)

    Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей: - спим).

    Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,

    вечер- 3, ночь-4).

    Сколько частей в сутках? (четыре).

    Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».

    Дидактическая игра

    Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером).

    Солнце светит днем, а луна (ночью).

    Ребята, давайте еще отгадаем загадки:

    Тает снежок, ожил лужок.

    День прибывает. Когда это бывает?

    (Весной)

    В небе - радуга-дуга.

    На грядке - ягода-нуга,

    Солнцем озеро согрето:

    Всех зовёт купаться.

    (Летом)

    Дни стали короче,

    Длинней стали ночи,

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    (Осенью)

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки.

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила.

    (Зимой)

    Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске.

    Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.

    Дети переставляют картинки в правильном порядке.

    Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка:

    1 поднять руки вверх

    2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок

    3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого

    Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись»: назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)

    Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)

    Ответы детей.

    Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем: до свидания, приходите к нам еще!

    Программное содержание:

    Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.

    Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь.

    Воспитывать у детей заботу о близких.

    Материал:

    Демонстрационный материал:

    Часы с картинками частей суток,

    «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят.

    Раздаточный материал:

    Двухполосные карточки, зайчики и капуста по 5 штук на каждого ребенка.

    Ход занятия

    Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.

    Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.

    (тикают часы)

    Стрелка, стрелка покрутись,

    Время суток покажись!

    (Стрелка остановилась на части суток – утро)

    Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)

    Какое это время суток?

    Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.

    Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.

    (включить запись петушка)

    Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку
    с его изображением и читает потешку:

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка.

    Шелкова бородушка,

    Что ты рано встаешь,

    Деткам спать не даешь?

    «Когда просыпаются детки?» - интересуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка.

    Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»

    Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»

    Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».

    Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.) Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)

    Доброе утро! Птицы запели

    Добрые люди, вставайте с постели

    Прячется вся темнота по углам

    Добрые люди идут по делам!

    Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?

    Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.

    (тикают часы)

    Стрелка, стрелка покрутись,

    Время суток покажись!

    Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?

    Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.

    Воспитатель: А когда это бывает?

    Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?

    Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.

    Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».

    Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.

    Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.

    Воспитатель: Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.

    Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.

    На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?

    Дети отвечают, что всего четыре зайчика.

    Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?

    Воспитатель выслушивает ответы детей.

    Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?

    Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!

    Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»

    Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.

    Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.

    Смотри скорей, который час

    Тик-так, тик-так, тик-так!

    Налево раз, направо раз

    Тик-так, тик-так, тик-так!

    (Физминутка)

    (тикают часы)

    Стрелка, стрелка покрутись,

    Время суток покажись!

    Воспитатель: Что здесь нарисовано?

    Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.

    Воспитатель: Какое это время суток?

    Дети отвечают, что вечер.

    Солнце за гору садиться,

    Звезды зажигаются,

    На траву роса ложится,

    Вечер начинается!

    Что вечером делают люди!

    Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!

    Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?

    Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.

    Вечер - солнышко садится,

    Всех зовет угомониться.

    Хочет посмотреть в тиши

    «Спокойной ночи, малыши!»

    Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.

    Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.

    (тикают часы)

    Стрелка, стрелка покрутись,

    Время суток покажись!

    Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?

    Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.

    Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?

    Дети рассказывают, что ночью они спят.

    Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!

    Игра «Найди себе пару».

    Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.

    Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.

    Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.

    Дети вместе с воспитателем называют части суток.

    Утро, день, вечер, ночь –

    Убежали сутки прочь,

    Чтоб о сутках не жалеть

    Нужно каждый час беречь,

    Чтоб успеть потанцевать,

    Поиграть с друзьями,

    И помочь конечно маме!

    Тик-так, тик-так,

    Знаем сутки мы вот так!


    Конспект занятия по математике

    Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Золотой ключик»

    Загрутдинова Л.А., воспитатель МБДОУ №80 «Реченька» г. Набережные Челны РТ

    Программные задачи:

    1. Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры.
    2. Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей) .
    3. Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

    Программное содержание:

    1. Закрепить прямой счет в пределах 10, знание цифр в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой.
    2. Продолжать формировать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.
    3. Продолжать учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, ширины, высоты, использовать в речи слова “длиннее - короче”, “выше - ниже”, “шире - уже”.
    4. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, куб) .
    5. Закреплять знания по составу числа.
    6. Закрепление знаний по времени суток и отличать их.
    7. Развивать логическое мышление, внимание, память.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный – лесная полянка с изображением яблок, ежиков, грибов и елочек, набор цифр, геометрические фигуры, домик, золотой ключик, “кочки” с цифрами от 1 до 10, замочек, две полянки, маленькие геометрические фигуры, листы бумаги.

    Ход урока

    Воспитатель: Ой, ребята, к нам в детский сад пришел буратино. Он очень расстороен и просит у нас помощи. Он потерял свой золотой ключик.

    Буратино: “ Ребята, помогите! Хитрая Лиса Алиса и Кот Базилио похитили Золотой ключик и спрятали его”.

    Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Буратино отыскать Золотой ключик.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Ну, тогда в путь.

    Воспитатель: Мы с вами пришли на лесную полянку, давайте рассмотрим ее получше (перед детьми плакат с нарисованной поляной, на которой изображены грибы, яблоки, ежики, ели) . Что на ней есть?

    Дети: Яблоки, ежики, грибы, ели.

    Воспитатель: Давайте их посчитаем и подберем нужные цифры.

    Дети считают и подбирают необходимые цифры.

    Воспитатель: На поляне есть ключик?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Тогда нам пора отправляться дальше.

    Дети двигаются на своих местах.

    Воспитатель: А впереди болото. Перейти через болото можно только по кочкам, на которых написаны цифры. Идти мы будем в прямом порядке от 1 до 10.

    Дети шагают по кочкам и считают.

    Воспитатель: Молодцы, перебрались на другой берег.

    Давайте немного отдохнем.

    Раз, - подняться, подтянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка,

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть - на корточки присесть.

    А впереди две полянки. Давайте их рассмотрим и сравним.

    Дети рассматривают предметы на полянах и сравнивают их по величине.

    Дети: На первой поляне река широкая, а на второй узкая.

    На первой поляне забор длинный, а на второй короткий и т. д.

    Воспитатель: Ребята, а на этой поляне есть золотой ключик?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Ребята, а на этой полянке нас ждет еще одно задание, что такое «сутки». Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать кружок с той частью суток, про которую я читаю.

    (на первую часть стихотворения дети показывают желтый круг, на вторую частькрасный, на третью – голубой, на четвертую - фиолетовый)

    «Сутки»

    Утром солнышко встаёт,

    Спать ребятам не даёт!

    Ну-ка, детки, подымайтесь,

    Заряжайтесь, умывайтесь,

    Аккуратно одевайтесь

    И за завтрак принимайтесь.

    В полдень солнышко в зените,

    У него лучи, как нити,

    Землю щедро согревают,

    Всех обедать приглашают.

    Нам пословица гласит:

    Долог день до вечера, когда делать нечего.

    Ну, а вечером, ребята,

    Всё окутает прохлада,

    Солнцу отдых тоже нужен

    А ребятам - вкусный ужин.

    Ночью на небе - луна,

    Очень строгая она:

    Наблюдает - все ли

    Улеглись в постели?

    Закрывайте глазки,

    Пусть вам снятся сказки.

    Закрывайте очи

    Всем - спокойной ночи!

    От утра и до утра

    Сутки знает детвора.

    Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам самостоятельно разложить части суток в правильном порядке.

    (дети выполняют задание, начиная раскладывать цветные круги слева направо начиная с «утра» и заканчивая «ночью»)

    Воспитатель: Молодцы, все справились с таким трудным заданием.

    Воспитатель: Тогда в путь. А впереди дороги нет. Нам нужно вернуться и опять перейти через болото. Но теперь мы будем идти в обратном порядке от 10 до 1.

    Дети шагают по кочкам и считают в обратном порядке.

    Воспитатель: Ребята, дорожка привела нас к дому. В этом домике и спрятан Золотой ключик, но на двери весит замок. Замок откроется, если мы справимся еще с одним заданием.

    Воспитатель: загадки:

    Сколько бубликов в мешок

    Положил ты петушок?

    Два. Но дедушке дадим

    И останется: (один)

    На пасеке три медвежонка

    Играли в прятки у бочонка.

    Один в бочонок еле влез.

    А сколько убежали в лес? (два)

    Четыре зайца шли из школы,

    Но вдруг на них напали пчелы.

    Два зайчика спаслись едва,

    А сколько не успели? (два)

    Две розы Маша сорвала,

    В подарок маме принесла.

    Сорви еще и подари

    Ты мамочке не две, а: (три)

    Пять щенят в футбол играли,

    Одного домой позвали -

    Он в окно глядит, считает,

    Сколько их теперь играет? (4)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, замок открылся, а за дверью действительно Золотой ключик. Вы правильно выполнили задания и помогли Буратино найти Золотой ключик. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? А что вам показалось самым трудным?

    ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (вторая младшая группа)

    В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
    С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.
    Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

    Воспитатель выясняет, что делают дети, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.











    ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (средняя группа)
    Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
    Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
    Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.
    Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»
    Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.










    ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (старшая группа)

    В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
    Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.
    Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,- заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.
    Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно и т. п.
    На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам -...»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
    Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
    Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.






    ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (подготовительная группа)

    Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
    Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».
    Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.
    Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
    Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.
    При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают. Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
    Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
    Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
    Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.