Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Презентация на тему походы александра македонского. Презентация на тему "восточные походы александра македонского". Разработал учитель истории и обществознания

    Презентация на тему походы александра македонского. Презентация на тему

    Цель урока: Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского Формировать умение работы с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности






    Физкультминутка Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте) Круг почета пробежать (бег на месте), Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох) Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох) Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)






    Битва при Гранике 334 г. до н.э. У Александра Македонского отборной пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. У Дария III было всадников и греческих наемников.














    Окончание похода 325 г. до н.э. Граник Исс Гавгамелы Правитель Вавилона открыл ворота, и победители вошли в самый большой город персидской державы и Древнего мира. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света Вавилон Смерть Александра 10 июня 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел лихорадкой и умер Сразу же после смерти Александра началась борьба между его полководцами. В начале III века до н.э. на месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское Зная, что Александр прожил 33 года, посчитайте в каком году он родился?









    Итоги сражения: Бегство персидского царя Дария. Паническое бегство всего его войска. Одержание победы Александра при Иссе. Македонцы потеряли 150 всадников и 300 пехотинцев. Солдаты Александра бросить грабить города, царский двор в Дамаске. Появилось желание захватить все богатства персов. Александр покоряет всё восточное побережье Средиземного моря, включая Финикию, Палестину и Египед.



    Александр в Египте (декабрь332 г. до н. э.- май 331 г. до н. э.) Египет был сдан сатрапом Мазаком без всякого сопротивления. Александр не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом. Основал город Александрию. Решает углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии.






    Итоги сражения: Возничий Дария был убит дротиком, однако персы приняли его смерть за смерть персидского царя, и паника охватила их ряды. Левый фланг персов стал разваливаться и отступать. Дарий обратился в бегство, после чего побежали и его войска, находившиеся рядом. Александр продолжил погоню за царём. Потери армии Александра М. Оцениваются в 1200 человек (из них 100 гетайров); персов погибло если и не 30 тысяч, то по как минимум в раз больше, чем у македонцев. Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи. Царь персов Дарий был убит собственным сатрапом Бессом. Персидская держава прекратила свое существование.



    Поход в Среднюю Азию (гг. до н. э.) Александр хотел стать царём всего цивилизованного мира. Вовлечён в длительные сражения в Средней Азии, продолжительностью в 3 года. Воины происходили с местнными племенами, которые действовали партизанскими методами, набегами и отступлениями. Их восстания вспыхивали в разных местах. Александр решил пойти на восток, в сказочную Индию.






    Итоги сражения: Сражение превратилось в хаос, где преимущество и победа досталась тому, кто лучше управлял отрядами. У Пора скоро армия превратилась в огромную толпу; инды, конные и пехота, искали спасения за слонами, но страдали от них ещё больше, так как македонцы не давали к себе приблизиться с помощью копьев. Индийский царь Пор был взят в плен. Погибло 12 тысяч индов, ещё 9 тысяч захвачены в плен, также было захвачено 80 слонов. Македонцы понесли тяжёлые потери: 280 конных и более 700 пехотинцев. Македонцы, услышав об огромных армиях и тысячах боевых слонов, отказались дальше следовать за своим царём. Александр возвращается обратно в Персию (Вавилон).



    Возвращение Александра в Вавилон. (февраль 323 г. до н. э.) Планирует новые завоевательные войны. Внезапно заболевает лихорадкой и болеет 10 дней. 10 июня 323 г. до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 33 лет, не оставив распоряжений о наследниках.


    Разделы: История и обществознание

    Цель урока:

    • Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
    • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
    • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

    Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

    Письменно: 2 карточки.

    Карточка №1

    Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

    Карточка №2

    б) Для этого вспомнить:

    • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
    • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
    • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

    в) Сделать вывод.

    Устно:

    1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
    2. Как звали македонского царя? (Филипп II)
    3. Каким был Филипп II?
    4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
    5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

    III. Переход к изучению новой темы.

    Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

    Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

    Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

    IV. Изучение новой темы.

    План. Слайд №3.

    1. Личность Александра Македонского.
    2. Первые победы.
    3. Битва при Иссе.
    4. Гибель Персидского царства.
    5. Окончание похода.

    Записываем в тетрадях тему и план урока.

    Записи на доске:

    334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

    333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

    331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

    330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

    325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

    Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

    Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

    Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

    Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

    Как была завоевана Финикия?

    3 абзац, с. 192-193, II-В.

    Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

    Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

    Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

    Характеристика битвы:

    • Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
    • Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
    • За конницей – фаланга.
    • Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
    • Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
    • Дария III убивают его же приближенные.
    • Войско провозгласило Александра «царем Азии».

    Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

    325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

    323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15 . Задание для учащихся:

    Когда Александр родился?

    V. Закрепление. Слайд №16.

    1. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
    2. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

    VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.













    Включить эффекты

    1 из 13

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Слайд 1

    Урок разработал и провёл учитель истории и обществознания МОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области Елфимов Сергей Александрович

    Слайд 2

    План урока

    Гибель Персидского царства. Поход на край земли.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Битва при Иссе

    Слайд 6

    Захват Тира и основание Александрии

    Семь месяцев Александр осаждал город. Город взяли штурмом, разграбили, тысячи его защитников были казнены и проданы в рабство. На берегу Средиземного моря македонский завоеватель основал город, которому дал своё имя – Александрия Вопрос: На основание вышеизложенного, сделайте вывод о личных качествах полководца.

    Слайд 7

    Битва при Гавгамелах

    Слайд 8

    Захват Вавилона и Персеполя

    Взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. Персеполь, столицу Персидского царства, Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление своим воинам. Источники единодушны в описании страшного разгрома, которому подвергся этот богатейший город.

    Слайд 9

    Поход на край земли

    Поход начался весной 327 г. до н. э., продолжался более двух лет и завершился подчинением в той или иной форме обширных территорий по Инду. Но эти приобретения достались дорогой ценой. К началу 324 г. до н. э. остатки армии Александра соединились с флотом Неарха около Суз, Поход завершился. Согласно Плутарху, лишь четверть армии вернулась из похода.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Историческое значение восточного похода

    На Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство - все это способствовало развитию экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др. Он знаменовал начало нового этапа в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал,-эпохи эллинизма.

    Слайд 12

    Сравните поход Александра Македонского с маршрутом, который вы проложили в контурной карте.

    Слайд 13

    Домашнее задание

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Предмет: история 5 класс

    Цели урока:

    Задачи:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    Развивающие:

    Умения выделять главное

    Оборудование:

    1. Медиапроектор

    3. Учебник

    4. Тетрадь

    Ход урока.

    II. Изучение темы по плану

    Личность Александра Македонского.

    Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

    Гибель Персидского царства.

    Поход на край земли.

    Основные сражения.

    В 334.до.н.э.- начало похода.

    2. Средства достижения целей

    3. Результаты деятельности.

    Текст документа

    <...> <...>

    <...>

    200 000 персов при Гавгамеле?

    Урок с применением информационно коммуникационных технологий

    «Завоевания Александра Македонского».

    Предмет: история 5 класс

    Разработал учитель истории и обществознания

    МОУ «СОШ с Моховое» . Саратовская область Ершовский район Елфимов Сергей Александрович.

    Цели урока:

    1.Познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

    2.Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

    3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

    Задачи:

    Образовательные:

    Сформировать представление у учащихся об основных датах, понятиях и личностях эпохи

    Сформировать представления об основных процессах и причинно-следственных связях данного периода

    Воспитательные:

    Создать условия для того чтобы дети составили наиболее полное представление о добре и зле на примере личности Александра Македонского

    Сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи ИКТ

    Развивающие:

    Создание условий для развития навыков логического мышления

    Умения выделять главное

    Оборудование:

    1. Медиапроектор

    2. Карта « Древняя Греция в V в.до н.э.

    3. Учебник

    4. Тетрадь

    Исходя из требований программы, на уроках истории, дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому, на этом уроке целесообразно познакомить учащихся с памяткой, которая поможет им в этом.

    Памятка для оценки государственного деятеля.

    Интересы какого класса выражал? В чём состояли цели и стремления этого класса.

    Какими личными качествами обладал? Насколько он подходили для решения поставленных целей?

    Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

    Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

    Ход урока.

    1. Актуализация полученных знаний организуется учителем в двух направлениях – фронтальный устный опрос и опрос по карточкам.

    Фронтальный опрос затрагивает такие вопросы как сравнение государственного устройства греческих полисов и Македонии и анализ объединения Македонии и невозможности данного процесса в Греции. В итоге учитель еще раз обращает внимание на причины потери Грецией независимости.

    1.Какие причины способствовали завоеваниям Филиппа II?

    2.Расскажите о мощи македонской армии.

    3.На пьедестале статуи Демосфена написана знаменитая эпиграмма: «Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум, сам Македонский Арес греков бы не покорил». Объясните смысл эпиграммы.

    Какие черты личности Демосфена в ней отражены?

    4.Покажите на карте Македонию и место сражения, после которого Гре​ция потеряла свою свободу. Почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонии?

    5.Опросная карточка. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос:

    Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.

    II. Изучение темы по плану

    Личность Александра Македонского.

    Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

    Гибель Персидского царства.

    Поход на край земли.

    Учитель: Филипп II Македонский задумал поход против Персид​ского царства и рассчитывал на широкую поддержку греческого населе​ния.

    В середине IV в до н.э. Персидская держава, доходившая до реки Инд, объединившая силой оружия множество стран и народов, развалива​лась. Правители областей (сатрапы) воевали друг с другом и отказывались подчиняться Дарию III. Недовольство властью персов у завоеванных стран росло. Особенно часто волнения происходили в Египте.

    Однако совершить этот грандиозный поход Филиппу II не уда​лось. Продолжателем его замыслов стал Александр Македонский.

    О юности Александра Македонского рассказывает сильный ученик (ему заранее даётся опережающееся задание)

    Его сообщение может выглядеть таким образом.

    Рассказывают, что Александр родился в тот самый день, когда грек Герострат, стремившийся хоть чем-нибудь прославить свое имя, сжег храм богини Артемиды, считавшийся одним из «семи чудес света» (356год до н.э.)

    Александр считал себя потомком Геракла и Эака - деда знаменитого Ахилла,

    самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей.

    С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. В отличие от отца он стремился только к военной славе,

    Александр был чрезвычайно высокомерен. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с царями».

    Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: «Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит на кашу долю ни одного славного подвига!»

    Александр был очень отважен и решителен. Эти качества прояви​лись в нем с детства. Однажды Филиппу предложили купить коня, про​званного за сходство его головы с головой быка Буцефалом (или Букефал). Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отка​зался от покупки, но Александр крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду и повернул против солнца, затем не​которое время оглаживал коня. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. «Дитя мое, - ска​зал Филипп II сыну, - ищи себе более подходящего царства. Македония для тебя слишком мала».

    Александр получил прекрасное образование. Его учителем был ве​ликий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не толь​ко интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естест​венными науками. Впоследствии царь всегда сам лечил болезни своих при​ближенных и любил назначать им лекарства или диету.

    С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера «Илиада» македонский завоеватель не расставался никогда.

    Когда ему исполнилось 16 лет, Филипп, отправляясь в поход, пору​чил сыну управлять всей Македонией. Сын оправдал надежды отца.

    В битве при Херонее (338 до н.э.) Александр командовал левым крылом македонской армии.

    После гибели Филиппа на престол вступил 20-летннй Александр. В это время было неспокойно. Македонии со всех сторон грозили опасности. На севере восстали фракийские племена, на юге покоренная Филип​пом Греция готовилась вернуть былую свободу.

    Александр усмирил фракийцев, затем осадил Фивы в Средней Греции, где собрались объединенные силы греков. Город был взят и раз​рушен, все жители проданы в рабство. Этим страшным примером Алек​сандр хотел запугать остальные греческие государства.

    Александр готовился к походу в Персию и опасался, как бы в его от​сутствие греки снова не подняли восстание. Это побудило царя сменить сви​репую жестокость на иные методы воздействия. Он стал ласково принимать государственных деятелей и ученых, всячески стараясь расположить их к себе, и даже пощадил Афины, которым грозила участь Фив.

    Александру предсказывали славную, участь героя и победителя -разрушителя великого Азиатского царства. Стремление к славе и великим подвигам наполняло его душу. Александр обладал тонким умом и гени​альным даром полководца. У него была и внешность героя: смелая по​ступь, горящий взгляд, сильный голос.

    Александр совершил путешествие в город Кранию (возле Корин​фа), чтобы повидать жившего там философа Диогена. Множество греков собралось здесь, чтобы увидеть царственного юношу.

    Один лишь философ не интересовался царем и спокойно сидел в своей бочке. (Он следовал правилу Сократа: чтобы быть счастливым и уподобиться божеству, человек должен довольствоваться малым, поэтому избрал себе жилищем бочку).

    Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген по обыкновению ле​жал посредине площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближающегося царя и его многочисленную свиту, но даже не пошевелился. Александр приветство​вал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-либо: все его желания будут немедленно исполнены.

    «У меня одно желание, - ответил мудрец, - чтобы ты отошел в сторону и не заслонял мне солнца». С этими словами Диоген повернулся к Александру спиной и подставил солнцу другой бок. Положение царя было нелепым. Однако Александр сумел найти выход из глупого положения. Вместо того чтобы наказать, дерзкого, создав ему тем самым славу муче​ника, Александр улыбнулся и сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!».

    Таким образом, случай свел двух людей, стремления которых бы​ли совершенно противоположными:

    Диоген ради истины отказывался от всего, лишая себя всего.

    Александр хотел все подчинить себе.

    Вопрос: Какие же черты характера и качества личности повлияли на становление великого полководца?

    Убедившись, что греки примирились с македонским владычест​вом, Александр собрал всех представителей греческих государств и пред​ложил им объявить войну персам.

    Эту войну Александр объявил общегреческим делом, связанным с возмездием за поругание эллинских святынь во время нашествия Ксеркса.В ходе беседы учитель подводит учащихся к провозглашаемой (отомстить персам за разрушения в рамках Греко-персидских войн) и реальной (захват территорий и грабеж) целям похода, которые фиксируются в тетрадях.

    Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию. А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке?

    О Персии мы уже знаем как о могущественной державе. Давайте, сравним армии македонян и персов. Данные занесем в таблицу.(По ходу урока учащиеся добавляют соотношения сил в решающих сражениях)

    Анализируя внутреннее положение Персии, учитель подводит учащихся к выводу, что ее ослабляли: восстания покоренных народов и междоусобицы.

    Основные сражения.

    В 334.до.н.э.- начало похода.

    Работая с материалом учебника (стр.192-197) и картой на стр. 199, учащиеся прослеживают продвижение македонского войска и фиксируют в тетради даты и места сражений - р. Граник, Исс, Тир, Египет. Попутно учитель обращает внимание на появление новых черт характера Александра.

    Говоря о Египте, учитель останавливается на причинах столь воодушевленной встречи там Александра и его армии.

    Сражение у Гавгамелл учащиеся просматривают видиоролик, при этом учитель обладает возможностью останавливать происходящие события и давать дополнительную характеристику или вовлекать в анализ учащихся.

    Изучая захват Вавилона и Персеполя, уничтожение прекраснейшего здания дворца, учитель возвращает учащихся к провозглашенной цели похода.

    Поход в Индию и причины возвращения учитель предлагает изучить учащимся самостоятельно. Делая вывод, учащиеся отмечают усталость армии, долгую оторванность от родных мест, пресыщенность некоторых полководцев награбленным (реализация их целей), назревание бунта.

    По возвращении Александр умирает в 323 году на 33 году жизни и после 12 лет и 8 месяцев царствования.

    3.Эволюция личности Александра.

    Сегодня мы узнали о такой личности как Александр Македонский. Людей невозможно оценить только с одной стороны – в них есть и плохое и хорошее. У выдающихся личностей и то и другое еще заметнее, потому что они могут влиять на судьбы других людей и даже стран. В итоге мы можем проследить то, как менялся Александр как личность. Вопросы для анализа:

    1. Каковы его личные качества (работа с документом и в свете изученных событий – поведение в Египте, убийство Клита и др.). Подходят ли они для поставленных целей.

    2. Средства достижения целей

    3. Результаты деятельности.

    Текст документа

    ЮСТИН. «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА». (ОТРЫВОК)

    <...> После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил. Чтобы эта одежда, если он станет носить ее один, не показалась от этого особенно ненавистной, он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом. <...>

    Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

    В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. <...>

    В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом - то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава повторила судьбу многих изученных нами подобных государственных образований.

    4. Закрепление изученного материала.

    1.Учебной рефлексией является работа с контурной картой. Учащиеся, пользуясь цветными ручками чертят путь армии Александра, затем сравнивает проложенный ими маршрут с картой. (данный вид деятельности вызывает интерес учащихся и позволяет закрепить полученные на уроке знания в большем объеме).

    2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку)

    Итоги урока. Выставление оценок.

    Для любознательных! Как могли 40 000 македонцев разгромить














    1 из 13

    Презентация на тему: Поход Александра Македонского на восток

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Александр Великий Александр Македонский родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители - македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. В 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии. В 336 году отец Александра, царь Филипп был убит. Александр занял его место и в 20 лет стал правителем всей Македонии.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Битва при Гавгамелах В возрасте 21 года Александр вторгся в Персию. Под его натиском пало множество мелких деревень и городов. Но его целью был Вавилон. Сорокатысячной армии Александра противостояло 250-тысячная армия Дария III. Полководцам армии Александра казалось, что начинать атаку с таким войском – чистое безумие. Однако Александра это не остановило.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Ход битвы 1 октября 331 г. до н.э. состоялась первая великая битва Александра Македонского. Александр дал отдых войскам в укрепленном лагере. Персы, опасаясь внезапной атаки Александра, напряженно простояли день и ночь в полном вооружении в чистом поле, так что к утреннему сражению оказались морально надломлены усталостью и страхом перед македонцами. Атака началась с приказа Кассандру двинуться четырьмя колоннами вперед. Войско Дария не могло понять, куда уходит Александр, и Дарий приказал полководцу Бессу окружить его, что, возможно, не составило бы труда для столько многочисленной армии. Конницей Александра командовал Гефестион. Александр приказал ему двигаться вперед, за Кассандром. Центр Македонского войска принял атаку персов на себя, поставив вперед себя копья, защитившись щитами и медленно продвигаясь вперед. Правый фланг македонского войска растягивался, создавая видимость попытки окружить персидское войско. Дарий приказал стрелять лучникам по центру. Когда от стрел пала значительная часть центральной пехоты, Дарий бросил в ход конницу.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    В это время Парменион отдал приказ любой ценой не открывать бреши на левом фланге и следить за конницей слева. Колесницы Дария врезались в самый центр македонского войска, планируя уничтожить его. Но центр лишь расступился, завлекая конницу в кольцо. План Александра удался. Конница Дария, попавшись на его уловку, ринулась за ним. Кассандр прорывается в ряды персов, а Александр продолжает растягивать их левый фланг. Он повернул конницу налево, устремившись прямо в лоб Бессу следовавшим за Александром и пытавшемуся его опередить. Дарий же делал все возможное, чтобы не подпускать к себе ни одного македонца. Он приказал центру атаковать, по-прежнему оставляя вокруг себя армию на расстоянии нескольких сотен метров.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Левый фланг Александра во главе с Парменионом не выдерживал долгой осады. Нужно было отступать. Филота отправился к Александру, чтобы тот вернулся на помощь Пармениону. В этот момент Александр ворвался в образовавшуюся в персидской армии брешь. Александр чуть не погиб от руки варвара, когда тот занес над ним свой меч. Но Клит оказался проворнее и спас Александру жизнь. Александра опять атаковали, едва он принял бой, но на этот раз его спас бившийся с ним плечом к плечу Гефестион. И вот Александр увидел Дария. Он бросился на него, но не попал копьем. В страхе Дарий бросился бежать. Если бы Александр бросился за ним, то наверняка бы догнал, убил и стал бы полноправным правителем всей Персии. Но Филота прибыл в просьбой от его отца о помощи на левом фланге, до сих пор храбро и самоотверженно державшем оборону. Александр не смог подставить свою армию и бросился на помощь Пармениону. Войско Дария было разбито. Хотя сам Дарий бежал, его тело нашли спустя некоторое время в ущелье прилежащих гор. В 25 лет Александр стал правителем всего мира.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Итоги битвы Консервативный подход позволяет оценить потери армии Александра Македонского в 1200 человек (из них 100 гетайров); персов погибло если и не 30 тысяч, то по меньшей мере в 10-20 раз больше, чем у македонцев. После битвы при Гавгамелах Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи, причем персидские вельможи присягают на верность Александру, новому повелителю Азии. Царь персов Дарий III бежит на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем и убит собственным сатрапом Бессом. Персидская держава прекратила свое существование.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Поход в Среднюю Азию (329-327 гг. до н. э.) Александр, мечтая стать царём всего сколько-нибудь цивилизованного мира, оказался вовлечённым в длительную кампанию в Средней Азии, продолжительностью в 3 года (329 - 327 гг. до н. э.). Эта война не напоминала прежние сражения больших армий. Местные племена действовали партизанскими методами, набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане. В Согдиане Александр нанёс поражение скифам, считавшимся непобедимыми. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт (ныне Сырдарья). В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян отсиживалось в горных крепостях, неприступных от самой природы, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью. В Бактрии летом 327 до н. э. Александр женился на Роксане, дочери местного вельможи Оксиарта, не столько из политических соображений, как было принято у македонских царей, сколько по любви (по мнению античных авторов). К 326 до н. э. оставшиеся в живых жители Согдианы и Бактрии подчинились Александру. Далее путь великого завоевателя лежал дальше на восток, в сказочную Индию.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Поход в Индию Весною 326 до н. э. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Таксила Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. э. продвижение Александра на восток завершилось. При подходе к реке Ганг македонское войско отказалось следовать за царём. Причиной неповиновения были недовольство и утомление от длительного похода, конца которому не просматривалось. Непосредственным поводом же явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру, смирив гордыню, пришлось повернуть армию на юг, чтобы при отступлении в Персию захватить как можно больше новых стран.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Примерно с ноября 326 до н. э. македонское войско в течение 7 месяцев сплавляется вниз по рекам Гидасп, потом Инд, по пути делая вылазки и покоряя окрестные племена. В одном из сражений за город маллов (январь 325 до н. э.) Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. Раздражённый противодействием и пассивным мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности. Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг океана. Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль побережья Индийского океана. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее любого сражения; от зноя и жажды в дороге погибло много людей. В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Последние годы жизни Александра Великого В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы, где он и его армия предались заслуженному отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление. Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру, старшую дочь царя Дария, захваченную в плен после битвы при Иссе, и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III. Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана, до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя. Серьёзная реформа произошла в армии: подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга из 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. э., когда простые солдаты обвинили царя чуть ли не в предательстве. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца кроме Александра. В феврале 323 до н. э. Александр остановился в Вавилоне, где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе маячила экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства. За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 33 лет, не оставив распоряжений о наследниках.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    После Александра По современным представлениям Александр умер от малярии. Были версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось. На македонский престол диадохи возвели сводного брата Александра, Арридея, ставшего царём-марионеткой под именем Филиппа III. Через месяц после смерти Александра жена Роксана родила сына, также названного Александром, который стал формальным соправителем Арридею. Из-за великой славы отца среди македонян Александра убили в 14-летнем возрасте вместе с матерью. Тогда же убили и Геракла, внебрачного сына Александра от наложницы Барсины. Ещё раньше были убиты Арридей и Олимпиада, мать Александра Великого.