Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Символ веры православный, католический. Устаревшие тезисы. Интересное из сети

    Символ веры православный, католический. Устаревшие тезисы. Интересное из сети

    Credo, или Символ веры

    Истоком современного Символа веры является так называемый Апостольский символ веры. Первоначально он возник из крещальной формулы, и все его положения были почерпнуты из апостольских посланий. Но для укрепления единства веры древних христианских общин, которое находилось под угрозой антитринитарных ересей, на его основе был принят более пространный Символ веры, или Кредо (от лат. credo – верую), исповедуемый в католицизме. Этот Символ веры был выработан на двух первых вселенских соборах, Никейском (325) и Первом Константинопольском (381), отсюда его название – Никео-Константинопольский. За исключением формулы Filioque , его признают все христианские церкви.

    Согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (пунктов), Католическая церковь признает Триединство Бога (Троицу), учение о спасительной миссии Иисуса Христа, грядущем воскресении мертвых и Страшном суде, спасительной роли Церкви.

    Текст Символа веры, который читается на литургии во время евхаристии, звучит так:

    во единого Бога, Отца всемогущего,

    Творца неба и земли,

    видимого всего и невидимого.

    И во единого Господа Иисуса Христа,

    Сына Божия Единородного,

    от Отца рожденного прежде всех веков,

    Бога от Бога,

    Света от Света,

    Бога истинного от Бога истинного,

    рожденного, несотворенного, единосущного Отцу

    через Него же все сотворено.

    Ради нас, людей, и нашего спасения

    сошедшего с небес

    и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы,

    и вочеловечившегося.

    Распятого за нас при Понтии Пилате,

    и страдавшего,

    и погребенного,

    и воскресшего в третий день по Писаниям,

    и восшедшего на небеса,

    и сидящего одесную Отца,

    и снова грядущего со славою

    судить мертвых и живых,

    и Царству Его не будет конца.

    И в Духа Святого,

    Господа животворящего,

    От Сына и Отца исходящего,

    вместо со Отцом и Сыном поклоняемого

    и славимого,

    говорившего через пророков.

    И во единую святую вселенскую

    и апостольскую Церковь.

    Исповедую единое крещение во оставление грехов.

    Ожидаю воскресения мертвых

    и жизни будущего века. Аминь.

    Наряду с Никео-Константинопольским Католическая церковь признает также так называемый Афанасьевский Символ веры. Он состоит из 40 членов. Ранее его создателем считался Афанасий Великий (295–373), однако ныне Католическая церковь признает его более позднее происхождение. В настоящее время Афанасьевский Символ веры читается только на праздник Троицы. Средневековые богословы использовали его в спорах с православием для подтверждения истинности учения о Филиокве.

    Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

    Символ веры. Диакон после лобзания мира возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». Слова «премудростию» нет в рукописях IX века. B древности эти слова относились к вратарям, специальным церковнослужителям, назначенным следить за тем, чтобы никто из неверных или

    Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

    Символ веры Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, не сотворенна,

    Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

    Символ Веры Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.Весь символ веры состоит из

    Из книги Православие автора Титов Владимир Елисеевич

    Символ веры Согласно богословской точке зрения, символ веры того или иного религиозного направления представляет собой краткое изложение главных положений, не требующих доказательств (догматов), как предметов, воспринимаемых чистой верой. В настоящее время

    Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

    Как правильно: «Credo quo absurdum est» или «Credo qua absurdum est» («Верую вопреки разуму» (Тертуллиан))? Иеромонах Иов (Гумеров)Правильно: «Credo quia absurdum est» («Верую, потому что абсурдно»). Афоризм этот представляет более позднюю интерпретацию. У знаменитого апологета формула иная: «Credibile quia

    Из книги Церковь одна автора Хомяков Алексей Степанович

    7. Символ веры Святая Церковь исповедует веру свою всей своей жизнью: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет. По преимуществу же исповеданием веры называется Символ

    Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    Символ веры По-церковнославянски1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

    Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

    Символ веры Диакон, преклонив мало главу, на немже стоит месте, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало десную руку, держа тремя персты орарий, возглашает: Двери, двери, премудростию вонмем. При этом отдергивается завеса на царских вратах, людие глаголют

    Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

    Символ веры Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

    Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

    Из книги Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания автора Уминский Протоиерей Алексей

    Символ веры Заканчивается Великий вход, закрываются Царские Врата, задергивается завеса. Просительной ектеньей Церковь начинает готовить молящихся к совершению Таинства Евхаристии: «О предложенных честных Дарех Господу помолимся».В это время священник тайно читает

    Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

    Символ веры 1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и Земли, видимым же всем и невидимым.В первом члене символа веры мы научаемся веровать в Бога Отца, сотворившего мир и управляющего им. Бог един по существу, но троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святый;

    Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора

    Символ веры Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

    Из книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться автора Измайлов Владимир Александрович

    «Символ веры» Верить в Бога – значит иметь искреннюю уверенность в Его существовании, принимать Его всем сердцем, подчиняться Его божественной воле. Именно эти основные положения лежат в молитве «Символ веры». Это краткое и понятное изложение того, во что должны

    Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

    Символ веры Символ веры – это краткое изложение важнейших истин христианства. Церковь в лице православных христиан исповедует свою веру, произнося Символ веры на Божественной Литургии и при совершении Таинства Крещения.Исторически потребность в Символе веры

    Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

    Символ веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

    Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

    Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

    Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

    Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

    Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

    Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

    Главные различия православия от католицизма:

    1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

    2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

    3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
    Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

    4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

    5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

    6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

    7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

    8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

    папа Пий V

    9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

    Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая - с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

    10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

    Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

    Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

    11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

    12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины - исповедальни , обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

    Исповедальни или конфессионалы

    Исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

    13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

    14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

    15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

    16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

    17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

    18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

    19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

    20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

    « … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

    21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

    22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.


    явление воскресшего христа марии магдалине

    23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

    24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

    25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

    Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

    Проповедь на Евангелие Лк 4, 21-30

    В то время: Иисус начал говорить в синагоге: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк 4, 21-30)

    Иисуса можно назвать почетным гражданином Назарета. Потому что благодаря Иисусу из Назарета этот маленький город стал самым известным городом мира. Ни один другой город не упоминается так часто. На каждом распятии написано это название (INRI — Iesus Nazarenus Rex Iudaerum — Иисус Назарянин Царь Иудейский).

    Но, думаю, город Назарет не был достоин такого гражданина. Потому что очень плохо поступил с Ним. Его выгнали из синагоги, выгнали из города, хотели убить Его. Почему? Все начиналось так хорошо. Об Иисусе шла добрая молва, и когда Он пришел в Назарет, Его приняли в синагоге и слушали, что Он говорил. Что случилось? Иисус говорит: «ныне исполнилось писание сие». Он говорит о Себе. Предположение о том, что Бог говорит через человека, хорошо знакомого, вызывает гнев. Люди не хотели принять Бога так, как Он явил Себя. И по сей день многие люди не хотят принимать Бога таким, какой Он есть. Они придумывают себе бога. Своего удобного бога. И раздражаются, когда слышат о Боге как Он есть.

    Каждый человек сотворен Богом и для Бога. Святой Августин говорит: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Внутри человека часто идет борьба между постоянным стремлением к Богу и тем, что этому влечению сопротивляется. Это последствия грехопадения человека. До грехопадения не существовало конфликта между Богом и человеком. Но Адамом в человека вошла гордыня. Человек решил, что может жить без Бога, по своему разумению.

    До сегодняшнего дня многие люди страдают от искушения гордыни, которая делает из несчастными. Люди отрекаются от Бога, отрекаются от Его Церкви и не признают Иисуса своим Господом и Спасителем. Они вновь выгоняют Иисуса из своей жизни. Они поклоняются каждый своему богу, каждый творит себе кумира, по своему усмотрению.

    Сегодня происходит то же самое, что и тогда в Назарете. Иисус очень знаком нам. Мы привыкли слышать о Нем. И воспринимаем, как что-то привычное. Мы отказываем Ему в божественной природе: «никакой пророк не принимается в своём отечестве». И придумываем свой образ бога. Такой, который кажется нам правильным. Нам сложно признать Бога, Который отдал за нас Свою жизнь. Мешает ложный стыд и гордыня. Нам проще поверить в собственную выдумку, чем в реальность.

    Это очень важно — принимать Бога таким, какой Он есть. Давайте вдумчиво прочитаем Символ веры. Это исповедание каждого христианина. То, во что все мы призваны верить.

    Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века.

    История

    • Утверждает веру в Бога-Отца, Вседержителя и Творца;
    • в Иисуса Христа - единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца, который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, который умер за людей на кресте при Понтии Пилате и воскрес в третий день, вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца, который придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых и воцарится вовеки;
    • в дающего жизнь Святого Духа , который говорил через пророков;
    • в единую святую соборную (кафолическую) апостольскую Церковь ;
    • в очищающее от грехов крещение , совершаемое лишь единожды;
    • во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь.

    Текст

    Оригинал (греческий текст)

    1. Πιστεύω εἰς ἕνα Θεόν, Πατέρα, παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων.
    2. Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Ὑιὸν τοῦ Θεοῦ τὸν μονογενῆ, τὸν ἐκ τοῦ Πατρὸς γεννηθέντα πρὸ πάντων τῶν αἰώνων· φῶς ἐκ φωτός, Θεὸν ἀληθινὸν ἐκ Θεοῦ ἀληθινοῦ, γεννηθέντα, οὐ ποιηθέντα, ὁμοούσιον τῷ Πατρί, δι᾿ οὗ τὰ πάντα ἐγένετο.
    3. Τὸν δι᾿ ἡμᾶς τοὺς ἀνθρώπους καὶ διὰ τὴν ἡμετέραν σωτηρίαν κατελθόντα ἐκ τῶν οὐρανῶν καὶ σαρκωθέντα ἐκ Πνεύματος ἁγίου καὶ Μαρίας τῆς Παρθένου καὶ ἐνανθρωπήσαντα.
    4. Σταυρωθέντα τε ὑπὲρ ἡμῶν ἐπὶ Ποντίου Πιλάτου καὶ παθόντα καὶ ταφέντα.
    5. Καὶ ἀναστάντα τῇ τρίτῃ ἡμέρᾳ, κατὰ τὰς Γραφάς.
    6. Καὶ ἀνελθόντα εἰς τοὺς οὐρανοὺς καὶ καθεζόμενον ἐκ δεξιῶν τοῦ Πατρός.
    7. Καὶ πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκ ἔσται τέλος.
    8. Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἁγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον, τὸ σὺν Πατρὶ καὶ Υἱῷ συμπροσκυνούμενον καὶ συνδοξαζόμενον, τὸ λαλῆσαν διὰ τῶν προφητῶν.
    9. Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν.
    10. Ὁμολογῶ ἕν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἀμαρτιῶν.
    11. Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν.
    12. Καὶ ζωὴν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος. Ἀμήν.

    Приведённый текст использует формы глагола в первом лице единственного числа, как то принято в богослужебной практике Церкви; текст, принятый на Соборе, использовал формы первого лица множественного числа (Πιστεύομεν , ὁμολογοῦμεν и т. д.)

    Латинский католический текст

    Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium. Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula. Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri, per quem omnia facta sunt. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris. Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre (Filioque) procedit. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas. Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum. Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.

    Современный православный церковнославянский текст

    Текст на церковнославянском Транслитерация
    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    Данная редакция перевода была принята Собором Русской Церкви в 1654 году в результате в основном стилистической (а также изъятия слова «истиннаго» , бывшего в 8-м члене, которое было неверным переводом греческого κύριον ) правки иеромонаха Епифания (Славинецкого) .

    Русский текст

    Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

    Русский католический текст с Filioque

    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

    Символ веры и Великий раскол христианской Церкви

    Одним из формальных поводов к расколу Вселенской христианской Церкви на Католическую и Православную была добавка к Никео-Цареградскому Символу веры филиокве .

    Символ веры и раскол Русской Церкви

    Ссылки

    • Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом (адаптированная редакция)

    Символ веры в лаконичной форме рассказывает о сути вероисповедания. Популярный сегодня в христианстве Никео-Константинопольский Символ веры был принят на I Вселенском соборе в Никее в 325 году, расширен и дополнен II Вселенским собором в Константинополе в 381 году. Русский текст в интерпретации православия (без филиокве «filioque», то есть Святой Дух исходит только от Бога Отца) выглядит так:

    «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь»

    Практически все принципы христианской веры, изложенные в этом Символе, не оспаривает большинство христианских конфессий. Поэтому со стороны некоторых верующих популярных церквей можно услышать: «Раз Символ веры, принятый на соборах, истинный, то значит и все остальные решения соборов также нужно считать истинными». Однако, изложенные в Символе выводы, может сделать любой человек внимательно прочитавший Новый Завет. Ведь обо всем этом прямо говорится на его страницах.

    Также следует помнить, что Символ принимался на двух Вселенских соборах в 325 и 381 годах. Сложно согласиться с тем, что одно лишь признание очевидных фактов библейского учения на двух первых Вселенских соборах «автоматически» освятило все остальные соборы, принявшие массу других постановлений. Как мы уже видели, на последующих Вселенских соборах иногда принимались решения далекие по духу от учения Библии. И как, мы отметили, решения не всех своих поместных соборов признаются самими церквями. И тем более, христиане одной конфессии не признают соборов, состоявшихся в других церквях.

    Есть существенные недостатки и в самом Символе веры. Один из пунктов Символа гласит: « Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь ». За этим на первый взгляд правильным утверждением кроется опасное заблуждение. Посмотрите, к чему здесь призывается человек, - верить не в богодухновенность учения пророков и апостолов, то есть Библии, а в свою церковь ! Дело в том, что верующий, принявший в такой церкви крещение, становится «связан» Символом, а значит, не имеет права даже сомневаться в вероучительных постулатах своей конфессии, иначе последует отлучение - анафема. Для него теперь любое решение священников (пока оно не обжаловано в вышестоящих церковных инстанциях) – истина, ведь те являются представителями «единой Святой, Соборной и Апостольской церкви ».

    Также, многие христиане почему-то не задумываются, что тезис о единстве уже давным-давно потерял тот смысл, который был в него изначально заложен. Символ был принят в IV веке. Именно тогда он провозгласил: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А в V веке церковь начала разделяться: от единой церкви после III Вселенского Эфесского собора 431 г. отошла Ассирийская церковь Востока, после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. откололись так называемые древневосточные церкви. А в XI веке, остов единой христианской церкви, который еще долгое время продолжал официально сохраняться, сам разделился надвое. В 1054 году произошел раскол церкви на две самостоятельные конфессии католицизм и православие с разными вероучениями, богослужебными уставами, канонами и календарями. Причем, между ними не стало даже христианского мира, не говоря уже о любви. Более того, они прокляли друг друга, направив соперникам взаимные анафемы. А затем убивали друг друга.

    Все россияне хорошо помнят об Александре Невском, который в XIII веке дважды разбил крестоносцев. Но многие не знают, что эти войны являлись крестовыми походами папства. Если сначала крестовые походы носили «миссионерский» захватнический характер по обращению язычников в христианство, то после, от войск папы пришлось обороняться и братьям христианам. В Невской битве (1240 г.) и во время Ледового побоища (1242 г.) православие защищалось от попыток католицизма установить свою власть над землями Руси. Знает история и другие примеры военного противостояния этих двух мировых христианских конфессий.

    Таким образом, единой христианской церкви уже давно нет. Поэтому со времени раскола, православная и католическая церкви изменили подход к тезису Символа веры о единстве. Теперь каждая относит его только к себе.

    Причем, католицизм имеет чуть больше оснований именоваться «единым». Его целостность нарушили лишь вышедшие из церкви протестанты. Но сегодня католицизм, как и прежде един. Из православия же, во-первых, паства также уходила и уходит в протестантство. Во-вторых, в православии России имел место крупный раскол – из церкви вышли старообрядцы, не принявшие в 1650-1660 годах реформу патриарха Никона. В-третьих, и, наверное, это главное, в отличие от единого католицизма, православие сегодня представляет из себя 15 (!) автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Каждая из этих церквей является обособленной и самостоятельной . В автокефальных православных церквях нет единого центра, не существует соподчиненности, не проводятся Вселенские общеправославные соборы с участием полномочных представителей всех 15 автокефалий, но есть расхождения в вероучении, проведении богослужений и даже применяются разные календари (юлианский, новоюлианский, а в Финляндской православной автономной церкви – григорианский).

    До сих пор православие и католицизм продолжают утверждать, что именно их церковь является той единой , о которой говорится в Символе веры. А другая – это «ручка», отпавшая о чашки. И никто не хочет задуматься, что понятие «единая» нельзя применить только к одной конфессии. Если правы догматы католичества, то, как же быть с православными христианами? И наоборот. Ведь не может быть две правды – истина только одна! Значит, вторые, которые не правы, уже не христиане, раз не принадлежат к провозглашенной в Символе Веры единой церкви!? То есть для всех прихожан «неправой» церкви (либо католиков, либо православных) нет спасения ?! А как же быть с древневосточными православными, восточно-католическими и другими церквями, которые доктринально стоят «между» православием и католицизмом? А что делать с протестантскими конфессиями? Подумайте, ведь во всех перечисленных церквях есть много прихожан любящих Бога, и старающихся исполнять Его волю, которую, как они думают, они слышат из уст своих пастырей. Как же быть с ними – живыми, ищущими Бога людьми?

    На самом деле, если внимательно читать Библию, все становится на свои места. В Новом Завете церковью называются люди, верующие во Христа , которые вместе собираются во имя Его: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » ( Мф. 18:20). Слово церковь в оригинале Нового Завета представлено греческим словом εκκλησια (ecclesia), обозначающем народный сход, собрание . Это несложно проверить. Я не владею ни греческим, ни еврейским языками, но пользуюсь словарем Стронга и подстрочным переводом Библии Алексея Винокурова, которые иногда очень помогают разобраться в значении текстов Священного Писания. Эти два пословных перевода Библии с оригинала сегодня доступны каждому в Интернете на сайтах www.bible.in.ua , www.jesuschrist.ru и других порталах.

    Об истинном значении слова «церковь» хорошо знали христиане первых столетий. Вот так о церкви писал раннехристианский богослов архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в своем труде «Беседа пред отправлением в ссылку»:

    «Но разве Церковь в стенах? Церковь – во множестве верующих».

    Единая церковь в Новом Завете описывается как Тело Христово, состоящее из главы - Иисуса Христа - и всех христиан – членов тела, имеющих разные дары и призвания от Бога:

    «Он (Иисус. – Прим. авт.) есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18).

    «Мы, многие, составляем одно тело во Христе , а порознь один для другого члены » (Рим. 12:5).

    «Вы - тело Христово , а порознь – члены . Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27,28 , см. также 1 Кор. 12:12-26 , Еф. 3:6 , Кол. 1:24 , Ин. 10:16).

    Расколы раз и навсегда доказали, что какая-либо одна христианская конфессия не может претендовать на право называться единой церковью . Но едина Всемирная Христианская церковь , состоящая из отдельных христиан, любящих Бога и старающихся исполнять Его волю, вне зависимости от принадлежности их к какой-либо христианской конфессии.