Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Гороскоп на ноябрь г скорпион карьера
  • Крещенские ритуалы: что можно, а что нельзя?
  • Стричься, мечтать, знакомиться — составляем список дел, обязательных к выполнению в период растущей луны Когда убывает луна в феврале
  • 12 августа какой лунный день
  • Молитвы на благовещение пресвятой богородицы Приметы на Благовещение
  • Любовный гороскоп близнецов на октябрь г
  • Социальная установка: понятие, структура, функции. Понятие социальной установки Что такое социальные установки определение

    Социальная установка: понятие, структура, функции. Понятие социальной установки Что такое социальные установки определение

    Социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установка побуждает человека к определенной деятельности. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

    Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации. Д. Узнадзе полагал, что установки лежат в основе избирательной активности человека, а значит являются показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

    На житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию "отношение". В. Н. Мясищев в его концепции отношений человека отмечает, что отношение понимается "как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами", отношение детерминирует направленность будущего поведения личности. Л. И. Божович при исследовании формирования личности в детском возрасте установила, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными но отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них можно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, в результате можно прогнозировать поведение личности в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающая всю сферу ее жизнедеятельности. Понятие "направленность личности" выступает как однопорядковое с понятием социальной установки. В теории деятельности интерпретируют социальную установку как личностный смысл, "порождаемый отношением мотива и цели" (А. Г. Асмолов, А. Б. Ковальчук).

    В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд ". Впервые в 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, которое было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как состояние сознания индивида, регулирующее отношение и нормативное (образцовое) поведение человека в отношении определенного социального объекта, который вызывает психологическое переживание человеком социальной ценности, смысла этого социального объекта. В качестве социального объекта могут выступать личности, группы, социальные нормы, социальные явления, организации, социальные институты (право, экономика, брак, политика), страны и т.п. Аттитюд понимался как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Были выделены четыре функции аттитюдов .

    • 1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
    • 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
    • 3) функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
    • 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

    В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

    • когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
    • аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему);
    • поведенческий (конативный ) компонент (привычное поведение по отношению к объекту).

    Социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Установки формируются:

    • а) иод влиянием других людей (родителей, СМИ) и "кристаллизируются" к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
    • б) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

    Установки это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. Но десятки исследований, проведенных в 1960-е гг., показали: то, что люди думают и чувствуют, зачастую имеет совсем мало общего с их реальным поведением. В частности, было установлено, что отношение студентов к шпаргалкам весьма слабо связано с тем, насколько часто они к ним прибегают. Эксперименты Р. Лапьера показали, что аттитюды (отношение человека к какому-то объекту) могут нс совпадать или противоречить реальному поведению человека. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. "Включаться" может то один, то другой аттитюд. В разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поведения человека поэтому будет различным (Д. Кац и Э. Стотленд). Последующие исследования, проведенные в 1970-х и 80-х гг., обнаружили, что наши установки действительно влияют на наши действия при следующих условиях: когда другие воздействия, внешние влияния на наши слова и действия минимальны, когда установка конкретно связана с конкретными действиями и когда она становится потенциально действующей, потому что доведена до нашего сознания. В таких случаях мы будем твердо придерживаться того, во что верим.

    Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. На смысловом уровне установки определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для человека. Целевые установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности, связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к ее продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и основательно изучен В. Зейгарник. На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения человека в подобной ситуации и прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

    1 Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

    2 Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

    Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

    Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации - бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

    В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».

    В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.

    Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.

    Из английского языка к нам пришло слово attitude, которое переводится как «отношение». Понятие «аттитюд» в политической социологии означает готовность человека к выполнению какого-либо определенного действия. Синоним этого слова - «установка».

    Что такое аттитюд?

    Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.

    А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.

    Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.

    Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.

    Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.

    История изучения

    Понятие «аттитюд» впервые ввели социологи У. Томас и Ф. Знанацкий в 1918 г. Эти ученые рассматривали проблемы адаптации крестьян, которые эмигрировали из Польши в Америку. В результате проведенных ими исследований свет увидел труд, в котором аттитюд был определен в качестве состояния сознания личности относительно определенной социальной ценности, а также переживания индивидом смысла такой ценности.

    На этом история неожиданно возникшего направления не закончилась. В дальнейшем исследования аттитюда были продолжены. Причем их можно разделить на несколько этапов.

    Бурное развитие исследований

    Первый этап изучения социальной установки длился от начала введения термина вплоть до Второй мировой войны. В данный период популярность проблемы и количество исследований по ней переживали свой бурный рост. Это было время проведения многочисленных дискуссий, на которых спорили о содержании данного понятия. Ученые стремились и к разработке способов, которые позволили бы провести его измерение.

    Большое распространение получило понятие, введенное Г. Оппортом. Этот исследователь активно включился в работу по разработке процедур оценки для антиподов. Это были 20-30-е гг. прошлого столетия, когда ученые обладали одними только опросниками. Г. Оппортом же была создана своя шкала. Кроме этого, им была введена и экспертная процедура.

    Собственные шкалы, имеющие различные интервалы, были разработаны Л. Терстойном. Эти приспособления служили для измерения негативной или позитивной напряженности тех отношений, которые имеются у человека по отношению к определенному явлению, объекту или социальной проблеме.

    Уже в 30-40-х гг. аттитюд начали исследовать в качестве функции структуры имеющихся у человека межличностных отношений. При этом активно использовались идеи Дж. Мида. Этот ученый высказывал мнение о том, что формирование социальных установок у человека происходит благодаря принятию установок окружающих его людей.

    Спад интереса

    Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов - направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.

    Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:

    • аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
    • когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
    • конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.

    Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.

    Возрождение интереса

    Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.

    Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.

    В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.

    Застой

    Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.

    Продолжение изучения

    Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980-1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.

    Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.

    Основные функции

    Проводимые учеными измерения аттитюда были основаны на вербальном самоотчете. В связи с этим возникли неясности с определением, что же является социальными установками личности. Может, это мнение или знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств дала толчок для стимулирования дальнейшего теоретического поиска. Его исследователи осуществляли по таким направлениям, как определение функции социальной установки, а также разъяснение ее структуры.

    Было понятно, что аттитюд необходим для удовлетворения человеком каких-то своих важных потребностей. Однако понадобилось установить их точный перечень. Это и привело к открытию функций аттитюдов. Их всего четыре:

    1. Приспособительная. Порой ее называют адаптивной или утилитарной. В этом случае социальная установка направляет индивида к объектам, необходимым ему для достижения целей.
    2. Знания. Эта функция социальной установки служит для дачи упрощенных указаний относительно того способа поведения, который будет применим к конкретному объекту.
    3. Выражения. Такую функцию социальной установки порой называют функцией саморегуляции или ценности. В этом случае аттитюд выступает в качестве средства освобождения индивида от внутреннего напряжения. Он же способствует выражению себя в качестве личности.
    4. Защиты. Подобная функция аттитюда призвана разрешить внутренние конфликты личности.

    Структура

    Каким образом социальная установка способна выполнить столь сложные перечисленные выше функции? Они выполняются ею благодаря обладанию сложной внутренней системой

    В 1942 г. ученым М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входит три элемента: когнитивный (представления, знания), аффективный (эмоции), поведенческий, выражающийся в стремлении и планах действий.

    Эти составляющие обладают тесной взаимосвязью между собой. Так, если один из них претерпевает некоторые изменения, то тут же происходит изменение в содержании других. В некоторых случаях аффективный компонент социальных установок является более доступным для исследования. Ведь люди намного быстрей опишут те чувства, которые возникают у них по отношению к объекту, чем расскажут о полученных представлениях. Именно поэтому социальная установка и поведение наиболее тесно связаны между собой через аффективный компонент.

    Сегодня, при вновь возникшем интересе к проведению исследований в области установочных систем структура аттитюда описывается более широко. В целом ее считают устойчивой предрасположенностью и ценностной диспозицией к определенной оценке объекта, которая основана на аффективных и когнитивных реакциях, сложившемся поведенческом намерении, а также предшествующем поведении. Значение социальной установки при этом заключено в ее способности влиять на познавательные процессы, а также на будущее поведение человека. Аттитюд рассматривается в качестве суммарной оценки всех компонентов, составляющих его структуру.

    Формирование социальных установок

    В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:

    1. Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
    2. Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
    3. Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая - когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
    4. Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
    5. Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.

    Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.

    Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.

    Аттитюды и общество

    В отношениях между людьми существует определенный социальный контроль. Он представляет собой влияние общества на социальные установки, социальные нормы, ценности, представления, поведение человека и его идеалы

    Основными составляющими такого вида контроля являются экспектации, а также нормы и санкции.

    Первый из этих трех элементов выражается в требованиях окружающих к конкретному человеку, которые находят свое выражение в виде ожиданий той или иной формы принятых им социальных установок.

    Социальные нормы являются образцами того, что люди должны думать и говорить, делать и чувствовать в той или иной конкретной ситуации.

    Что касается третьего компонента, то он служит мерой воздействия. Именно поэтому социальные санкции являются основным средством социального контроля, который выражается в многообразных способах регулирования жизненной деятельности человека, обусловленных разнообразными групповыми (общественными) процессами.

    Каким способом осуществляется такой контроль? Самыми основными его формами являются:

    • законы, представляющие собой ряд нормативных актов, регулирующих формальные взаимоотношения между людьми в масштабах государства;
    • табу, являющиеся системой запретов на совершение определенных мыслей и действий человека.

    Помимо этого, социальный контроль осуществляется исходя из обычаев, которые рассматриваются в качестве общественной привычки, традиций, морали, нравов, существующего этикета и т. д.

    Социальные установки в производственном процессе

    В 20-30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.

    Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.

    Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».

    В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:

    • большее внимание к социальным потребностям работников;
    • отказ от иерархической структуры власти внутри организации;
    • признание высокой роли тех которые имеют место между сотрудниками компании;
    • отказ от сверхспециализированной трудовой деятельности;
    • развитие методик по изучению неформальных и формальных групп, существующих внутри организации.

    Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

    Социальная установка имеет 3 компонента:

    1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
    2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
    3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.
    1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
    2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
    3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
    4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

    Виды социальных установок:

    1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
    2. негативная или отрицательная,
    3. нейтральная,
    4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

    Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

    Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

    Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

    В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

    В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

    Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

    В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

    1. Социально-психологические механизмы
    2. Социально-педагогические механизмы

    К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

    Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

    Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

    Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

    Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

    К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

    Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

    Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

    Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

    Социальные установки и поведение

    Социальные установки являются важным механизмом регуляции поведения. С их помощью объясняется поведение людей в различных ситуациях. Социальные установки обусловливают его существование в макросистеме (обществе), а также микросистеме (малой группе, в межличностном взаимодействии).

    При этом установки формируются под воздействием общества и в то же время влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

    Социальная установка связана с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, восприятие и оценка ситуации, принятие решений и поведение. Аттитюды способствуют адаптации человека к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему социумом. В связи с этим проблема социальных установок, их роли в адаптации личности к новым условиям жизни становится особо актуальной в ситуации произошедших общественных изменений.

    В современной психологической литературе установка в аспекте ее взаимосвязи с поведением занимает видное место. Начиная с 20 века, ее изучали такие ученые, как Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Смит, Томас Знанецкий, Г. Олфорт и другие не менее видные деятели науки.

    Актуальность проблемы социальной установки и ее взаимосвязи с поведением объясняется тем, что знание закономерностей, определяющих влияние аттитюда на поведение и поведения на аттитюд, дают возможность (хоть и не во всех ситуациях и не с максимальной точностью), но все же прогнозировать поведение людей или, напротив, реакцию (то есть аттитюд) на то или иное поведение, поступок другого человека или себя самого.

    Данные, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в расследовании уголовных дел для интерпретации поведения преступников (зная аттитюды, несложно предугадать поведение).

    Также примером может служить торговля.

    Уже сейчас, в наши дни, прослеживается четкая тенденция в использовании психологических фактов для увеличения объем продаж. Например, многие производители тех или иных товаров привлекают к его рекламе известных людей, пользующихся авторитетом. Таким образом, и товар представляется более качественным, что способствует его лучшей реализации.

    Это наглядный пример использования установки, кроме того, полученные знания могут быть использованы для оказания психологической помощи. Можно с уверенностью считать, что благодаря дальнейшему исследованию проблемы, затронутой в данной работе, будут открыты новые факты, которые будут использованы в различных сферах общественной жизни человека.

    Объектом настоящего исследования является социальная установка в аспекте, в котором взаимосвязана с поведением человека.

    Предмет исследования - понятие социальной установки, специфика взаимосвязи поведения и установки, условия, при которых установка определяет поведение с высокой степенью вероятности, феномен, определяющий изменение установки через поведение.

    Цель - обобщить известные психологической науке данные о взаимосвязи поведения и установки.

    Соответственно задачи исследования - рассмотреть различные теоретические подходы, выдвинутыми учеными по данной проблеме, выявить закономерности взаимосвязи поведения и установки.

    Гипотеза исследования на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы.

    Сюда можно отнести прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности.

    Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время), мнения референтной группы.

    Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.

    Социальные установки.

    Социальная установка (аттитюд) - это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

    Признаки социальной установки:

    • 1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
    • 2) осознанность этих отношений и поведения;
    • 3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
    • 4) регулятивная роль социальной установки.

    Функции аттитюда:

    • 1) автоматичная - упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
    • 2) адаптивная - направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
    • 3) защитная - способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
    • 4) когнитивная - установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
    • 5) регулятивная - средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
    • 6) ригидная - установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
    • 7) стабилизирующая - установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

    Структура социальной установки:

    • 1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;
    • 2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
    • 3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

    Уровни установок:

    • 1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;
    • 2) социальные установки;
    • 3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности;
    • 4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

    Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

    • 1) смысловом - установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;
    • 2) целевом - установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;
    • 3) операциональном - установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

    Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

    • 1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;
    • 2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;
    • 3) от 20 до 30 лет - происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
    • 4) от 30 лет - установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

    Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

    Социальное поведение.

    Поведение - это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

    Структура социального поведения:

    • 1) поведенческий акт - единичное проявление деятельности, ее элемент;
    • 2) социальные действия - действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
    • 3) поступок - это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
    • 4) деяние - совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

    Виды социального поведения личности:

    • 1) по системе общественных отношений:
      • а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);
      • б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
      • в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
      • г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
      • д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
      • е) религиозное поведение.
    • 2) по времени осуществления:
      • - импульсивное;
      • - вариабельное; психологический когнитивный поведение
      • - длительно осуществляемое.

    Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

    Факторы регуляции поведения:

    • 1) внешние факторы:
      • а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
      • б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);
      • в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
      • г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
      • д) правовые факторы (право, закон);
      • е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность)).
    • 2) внутренние регуляторы поведения:
      • а) когнитивные процессы;
      • б) устная и письменная речь;
      • в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
      • г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
      • д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности).
    • 3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение, технологии рекламы и пропаганды и др.).

    Заключение

    Установка неразрывно взаимосвязана с поведением. Данное взаимовлияние во многом определяет деятельность как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Установка способна программировать поведение при соблюдении таких условий, как миниманизация посторонних влияний, осознанность установки, личностно значимый объект установки. Однако большая роль отводится ситуационным факторам, таким как нехватка времени, а также мнения референтной группы по отношению к объекту аттитюда. Установка изменяется посредством поведения, когда прежний способ мышления вызывает дискомфорт. Причем чаще всего и проще всего меняются когниции, не затрагивающие Я-концепцию.

    Согласно целям нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, изучающими взаимосвязь поведения и установки, и структурировали информацию, отыскав наиболее существенные тенденции.

    В рамках данного исследования мы рассмотрели такие теоретические подходы, как теорию установки Д.Н. Узнадзе, гласящую, что установка определяет поведение, а поведение - установку. Также узнали теорию когнитивного соответствия Л. Фестингера о том, что человек стремится к согласованности когниций и поведения, а когда она нарушается, стремится разрешить конфликт, изменяя взгляд на объект установки. Познакомились с теорией диспозиционной регуляции поведения В.А. Ядова, основной тезис которой состоит в том, что диспозиционные образы имеют иерархическую структуру, то есть, что существует иерархия, состоящая из более и менее значимых ситуаций. Кроме того, мы изучили условия, при которых установка определяет поведение, а также функции установок, их компоненты, характерные признаки. В результате, мы достигли цели нашего исследования. Таким образом, мы подтвердили первоначальную гипотезу исследования: на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы. Сюда можно отнести, прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности. Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время, мнения референтной группы). Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.