Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Существует ли город Гравити Фолс на самом деле?
  • »: агитационные плакаты по борьбе со шпионами времен ссср
  • Александр борода: «армейская дружба — не самая крепкая Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил евреев России с наступающим праздником Пурим
  • От чего трясутся руки: возможные причины тремора Если дрожат руки причины лечение
  • Александр Пушкин — Узник: Стих Некто за решеткой в темнице сырой
  • Островой, сергей григорьевич
  • Духовные ориентиры личности мораль ценности идеалы кратко. Духовные ориентиры личности. Духовное и нравственное воспитание

    Духовные ориентиры личности мораль ценности идеалы кратко. Духовные ориентиры личности. Духовное и нравственное воспитание

    Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человечеcкoгo рода, целостности общества, устойчивости eгo развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

    Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм дeятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

    В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

    Согласно другой точке зрения, нормы и правила мopaли формируются естественно - историческим путем - и извлекаются из массовой житейской практики.

    Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах pyccкoгo народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает» .

    Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

    Катeгорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

    Как же Кант характеризует категорический императив ? Приведем одну из eгo формулировок (обдумайте ее и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в кaчестве закона ты в то же время можешь желать» . (Максима - высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому тoгo, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по cвoей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категоричеcкoгo императива И. Канта, известный философ ХХ в. К. Поппер (1902- 1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала тaкoгo мощного влияния на нравственное развитие человечества».


    Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

    Идеал - это совершенство, высшая цель человеческогo стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Цeнности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для вceгo человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются тepмины «антиценности,} или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дpyгим людям, к самому себе. Отношения эти мгyт быть различными в разных культурах и у разных народов или coциальных групп.

    На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности мoгyт быть правовыми, политическими, религиозными, xyдожественными, профессиональными, нравственными.

    Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные кaтeгopии носят парносоотносительный (биполярный) характер, нaпример добро и зло.

    Категория »добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нpaвствeннo-цeнному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать дoбро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

    Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

    Поэт Осип Мандельштам писал:
    ...Совесть твоя:
    Узел жизни, в котором мы узнаны...

    Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

    К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь К Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек при вержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.)

    Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

    С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

    Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

    В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесс а становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

    Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде вceгo самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая Mнoгoкpaтность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

    Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

    В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

    Рассмотрим эти понятия более подробно.

    Феномен духовности

    Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

    С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

    С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

    При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

    Понятие нравственности

    Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

    На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

    Значение духовно-нравственных ориентиров

    Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

    Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

    А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

    Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

    Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

    Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

    Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

    Духовное и нравственное воспитание

    Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

    О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

    Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

    Стратегия воспитания

    Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

    В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

    Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

    Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

    Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

    Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

    ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

    Максакова Ю.Н.

    Чуева И.И.

    SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

    Maksakova U.N.

    Chueva I.I.

    Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

    Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

    Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

    Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

    Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

    В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными . Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.

    Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

    Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

    Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

    Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

    И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

    Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

    Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

    Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

    Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

    Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

    В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

    Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

    В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

    Литература

    1. Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов - М.: 2014. - 351с.
    2. http://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
    3. сайт Педагогические взгляды А.С. Пушкина
    4. mama66/ru Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
    5. Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
    6. Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79

    МОУ Тоншаевская В(с)ОШ, Буреполомский УКП при ИК-4

    Разработка урока обществознания в 10 классе.

    Мулина Тамара Николаевна

    Тема: "Духовные ориентиры личности"

    Цель урока:

    Определить, что такое духовный мир человека, духовность и бездуховность, к каким духовным ценностям должен стремиться человек.

    Задачи:


    • Развивающие:
    Развивать умение получать информацию из разных источников: лекции, беседы, учебника, дополнительной литературы, компьютерных баз данных, анализировать полученные знания, обобщать и делать умозаключения. Развивать самостоятельность в поиске знаний; учиться ставить проблемные задачи и решать их; развивать умение быстро и правильно работать с тестами по пройденному материалу; развивать контроль и самоконтроль, умение чувствовать время и укладываться с заданием в ограниченные сроки.

    • Воспитывающие:
    Воспитывать у учащихся желание развивать в себе духовные ориентиры, стремления быть добрыми, честными, любить Родину, проявлять в жизни высокие гражданские чувства, пытаться исправиться, стать лучше, накапливать опыт добрых дел, контролировать свои действия и поступки.

    • Образовательные:
    Усвоить понятия: духовный мир, духовность, бездуховность, нравственные ценности, мораль, идеалы, нравственные категории и их парносоотносительный характер (добро и зло). Определить и обсудить такие важные ценностные ориентиры как патриотизм и гражданственность. Довести до учащихся понимание того, что нравственные начала в человеке формируются, а не являются врождёнными и что самовоспитание играет в этом очень большую роль.

    Методы:


    • Совместное формулирование темы урока.

    • Лекция с элементами беседы

    • Конспектирование.

    • Просмотр слайдов.

    • Контроль знаний: тесты, задания, ответы на вопросы, оценка и самооценка.
    Образовательные и воспитательные средства:

    • Технические средства: компьютер, видеопроектор, экран.

    • Тесты.

    • Учебник для самостоятельной работы.

    • Домашние заготовки учащихся (пословицы, поговорки, афоризмы).

    • Дополнительная литература, подготовленная учителем (стихи, притчи и др.)
    Связь с другими предметами:

    • С литературой (стихи, притчи, пословицы, поговорки, афоризмы и др.)

    • С историей (Е.Н.Трубецкой, В.И.Даль, Аристотель, Македонский, В.Соловьёв и др.)

    • С русским языком (Разбор слова "Совесть")
    План урока:

    I. Проверка знаний, полученных на прошлых уроках (тестирование).

    II. Лекция с элементами беседы по теме урока "Духовные ориентиры личности" с просмотром слайдов, конспектированием.

    1. Духовный мир человека.

    2. Моральные нормы.

    3. Идеалы, ценности, категории.

    4.Патриотизм и гражданственность.

    4. Формирование нравственных начал.

    5. Самовоспитание.

    III. Самостоятельная работа с учебником.

    1. Практические выводы по теме (стр.44)

    2. Работа с документом (стр. 44)

    3. Ответы на 1, 2, 3, 4 вопросы для самопроверки.

    4. Выполнение задания №1 (стр.45)

    IV. Подведение итогов урока:

    1. Опрос учащихся, понравился ли урок, что нового узнали, как оценивают свою работу и полученные знания;

    2. Оценка подготовленности к уроку, участия, активности, усвоения темы и др.

    Ход урока:

    I. Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

    Раздаю короткие тесты, даю инструкцию к выполнению и 10 мин. времени.

    Тесты по обществознанию в 10 классе.

    1.Выберите правильный ответ:

    Антропогенез - это

    а)процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

    б)учение об умственных способностях человека;

    в)учение о смысле жизни;

    1) Книга "Происхождение человека и половой отбор";

    2) Работа "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека";

    а) Ч. Дарвин.

    б) Ф. Энгельс.

    3. Выберите правильный ответ:

    Что, по современным утверждениям учёных, сыграло главную роль в превращении человекообразной обезьяны в человека?

    а) Только труд;

    б) Орудийная деятельность и труд во взаимодействием с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики и т.д.

    4. Выберите правильный ответ:

    Человек смертен

    а) как биологическое существо;

    б) как социальное существо;

    в) как биологическое и социальное существо;

    5. Выберите правильные ответы:

    Науки об обществе:

    а)Биология;

    б) Анатомия человека;

    в) Физика;

    г) Психологи;

    д) Обществознание;

    е) Социология;

    ж) Генетика;

    II. Лекция с элементами беседы. (Слайд №1 )

    "Горит только то, что тленно. Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе."
    Трубецкой Евгений Николаевич.

    "Не хлебом единым жив человек" - это известный евангельский афоризм. Это означает, что человеку нужна и духовная пища.

    Человек, взрослея, стремится относиться к самому себе сознательно. Стремится саморазвиваться, самовоспитываться, то есть сам строит свой духовный мир.

    Что же такое духовный мир человека? (слайд №2 ), (! )

    Это внутренняя духовная жизнь человека, которая включает в себя знания(! ), веру(! ), чувства(! ), стремления(! ). Духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. (слайд №3 ), (! )

    Духовность человека означает стремление к высоте идеалов и помыслов,(! ) нравственно сориентированные волю и разум человека,(! ) характеризует сознание и практику.(! ) Итак,(! ) духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.(! ) На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения,(! ) а высшие человеческие ценности.(! ) А бездуховность,(! ) следовательно - неспособность человека(! ) увидеть и почувствовать красоту окружающего мира и неспособность достичь вершин человеческой нравственности (Может слышали, как Владимир Высоцкий пел в одной из своих песен: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято... Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!"). Усвоение этих ценностей даёт человеку возможность строить свою жизнь и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с ними.

    Подумайте и скажите, существуют ли в обществе определённые правила, которые являются условиями выживания человеческого рода, защищают интересы и достоинство каждого человека и в то же время не являются юридическим законами.

    (ответы учащихся)

    Да, есть такие правила, это нормы морали. А что же такое мораль? Вы это изучали ранее.

    (ответы учащихся. Обобщаю ответы. Хвалю за то, что вспомнили.)

    А теперь откройте тетради, запишем новую тему урока. Как вы уже догадались из вышесказанного, речь сегодня пойдёт о чём? (Учащиеся пытаются сформулировать тему урока: о духовности, о морали, о нравственности и т.д.)

    Совершенно верно! Вместе мы определили тему сегодняшнего урока. Запишем её:

    Духовные ориентиры личности.(Слайд №4 )

    Итак все вместе мы вспомнили, что такое мораль, ваши ответы были верными, и мы сейчас запишем одно из научных определений.(! )

    (диктую): Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

    Кто же устанавливает эти правила? (учащиеся отвечают). На этот вопрос даются разные ответы, но в основу общественной жизни берутся источники моральных норм, берутся заповеди различных религий. Вспомните общественное правило, которое в Библии звучит так: "...Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".(! ) В дальнейшем это правило назвали "золотым правилом нравственности" и в настоящее время звучит оно так:(! ) "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".

    Опираясь на общественный опыт, человечество выработало определённые моральные запреты и требования: не убить, не воровать, помогать в беде, говорить правду... Осуждаются жадность; помогите мне, какие ещё человеческие качества осуждаются? (учащиеся отвечают). Правильно, трусость, обман, лицемерие, зависть, жестокость. А одобряются? (снова отвечают учащиеся)(! ) Правильно, одобряются свобода, любовь, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие... не случайно многое очень точно подмечено в народной мудрости, в пословицах и поговорках о чести и бесчестии, о стыде и совести, о добре и зле. К сегодняшнему уроку вам было дано задание найти и выписать пословицы, поговорки, афоризмы об этих человеческих качествах. (опрос) Вот видите, как много доказательств народной мудрости о том, как следует поступать, а как не следует.

    Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. (Слайд №5 ),(! ) Один из них немецкий философ 18 века,(! ) родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант. он сформулировал категорический императив морали,(! ) следование которому очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

    Категорический императив - это безусловное принудительное требование (поведение), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

    Существует, утверждал Кант, только один категорический императив:(! ) "Поступай всегда, согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать". (максима - высший принцип, высшее правило). Сравните эту формулировку с "золотым правилом". не одно ли и то же утверждают две формулировки? (Ответы учащихся) Да, вы совершенно правильно заметили, что категорический императив, как и "золотое правило, утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Сделаем вывод, что оба эти положения гуманистичны, ибо "другой" выступает как друг. (Слайд №6 )

    Помимо прямых норм поведения, мораль так же включает в себя идеалы, ценности, категории (наиболее общие фундаментальные понятия).

    Запишем. (диктую) (! ),(! )

    Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

    Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные представляют "моделированием желаемого будущего", которое отвечает интересам и потребностям человека.(! )

    Ценности -(! ) это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

    Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, нередко используются термины "антиценности" или "отрицательные ценности". Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе.

    На основе ценностей строятся человеческие отношения. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

    Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека,(! ) неразрывно связанную с категориями морали.(! ) Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.

    Системообразующим началом нравственных понятий служит категория "добро". в эту категорию включается всё, что считается моральным, нравственно должным. В понятии "зло" сконцентрировано всё аморальное, противостоящее нравственно-ценному. Производное от "добра" - "добродетель" (делать добро), что служит характеристикой положительных качеств личности. Противоположным понятием "добродетели" служит понятие "порок". Надо обязательно воспитывать в себе добродетель, учиться делать добро. Хочу прочитать вам притчу:

    "Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями - все хорошо, аккуратно.

    Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

    И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

    Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а там его ведро... с яблоками, а человека и след простыл. Кто чем богат, тот тем и делится!"

    Одной из важнейших моральных категорий является "Совесть". Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, формировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.(Слайд №7 )

    Поэт Осип Мандельштам писал: - ... Совесть твоя: узел жизни, в котором мы узнаны.

    Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. (Слайд №8 ), (! ),(! ),(! )

    "Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека."

    Кто из вас не испытывал угрызения совести, наверное, таких нет, поэтому думаю, что каждому будет понятен отрывок из моего стихотворения, которое называется "Не сплю".(читаю)

    Калейдоскоп ошибок крутится,
    Меняя взгляды, руки, лица...
    И совесть, вечная попутчица,
    Стыдит, и мне опять не спится.

    За всё, что сделала, не сделала,
    Себя ругаю и кляну.
    Ведь всё с утра не так хотела я!
    Всё завтра заново начну.

    А мозг лакейский успокоиться
    Не хочет, трудится во мне.
    Не сплю (уж ночь к рассвету клонится)
    Ни на боку, ни на спине.

    Согласно философскому словарю Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

    Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском - состоит из "со" (совместно) и "весть" - (ведать, знать). То есть понятие "Совесть"предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения совести).

    Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие совести - критерий высокой духовности и нравственности личности. (Слайд №9 )

    Владимир Иванович Даль, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается внутреннее одобрение или осуждение каждого поступка. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести не утаишь", "Добрая совесть - глас Божий", "В ком стыд - в том и Совесть", "Глаза - мера, душа - вера, Совесть - порука". Стыд - это ни что иное, как внешнее проявление Совести в душе человека. Совесть органически связана с природой человека, как существа общественного. При этом если стыд характеризует зависимость человека от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности.

    Выдающийся русский философ Владимир Соловьёв утверждал, что духовный облик человека считается законченным, если он включает в себя три нравственные чувства:

    Стыд: мы стыдимся того, что не достойно нас.

    Жалость: умение ставить себя на место другого человека, уметь мысленно испытать его страдания, "влезть в чужую шкуру."

    Благоговение перед высшим: понимание того, что есть нечто выше и ценнее его индивидуальной жизни, ради чего он готов пойти на жертву. Это и есть высшие ценности, святыни. (Слайд №10 )

    Так что же человек может ставить выше и ценнее своей жизни? (Ответ: Родину!)(! )

    Ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу - это важнейший ценностный ориентир, патриотизм .(Запись в тетрадь) Истинный патриот привержен национальным традициям, языку, гордится достижениями своей страны, уважает позитивные моменты своего исторического прошлого, народную память, культуру. Вы, конечно же, помните из истории героические проявления русского народа в освобождении России от Поляков в 1611 - 1612 годах, от наполеоновского нашествия в 1812 году, от фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Вечная память великим героям, отдавшим свою жизнь за Родину.

    Вместе с тем патриотизм обязательно предполагает и уважительное отношение к другим культурам. Высокие патриотические чувства должны отличать патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой народ выше другого.(! ) С патриотическими чувствами связаны и качества гражданственности . Эти социально-психологические качества сочетают в себе и чувство любви к Родине,(! ) и ответственность за нормальное развитие страны,(! ) осознание себя как полноправного гражданина со всеми правами и свободами, умение бороться за них и уважать права других людей, соблюдать Конституцию и права других людей.(Записать)(! )

    Как вы считаете, надо ли формировать нравственные начала у человека, или они даны ему от рождения? (выслушиваю ответы).

    Человек в отличии от животных рождается дважды - считали античные мудрецы: первый раз - физически, как живое существо, второй раз - духовно, в процессе своего нравственного становления, воспитания и образования. Так Александр Македонский любил своего учителя (Аристотеля) не меньше, чем своего отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристотелю тем, что живёт достойно. (Слайд №11 ),(! )

    Изучение становления морального сознания показало, что моральные начала не заложены в человеке с рождения,(! ) а формируются в семье, на том примере, какой есть;(! ) в школе;(! ) в окружающей среде. Важное место при этом занимает самовоспитание личности(! ). Способность чувствовать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества, которые человек должен выработать самостоятельно. Приведу в пример ещё одну притчу:

    "Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем?»

    Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

    Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

    Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

    Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении."

    Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль,(! ) предъявление высоких требований к самому себе.(! ) Утверждению нравственности способствует многократная реализация положительных моральных норм,(! ) или иначе говоря "опыт добрых дел". Чем больше в нашей копилке будет добрых дел, тем больше уверенность в том, что мы на правильном пути становления личности, её способности к нравственным решениям и ответственности за свои дела и поступки. Закончить нашу с вами беседу хочу своим стихотворением "А, может, стоит измениться?":

    А, может, стоит измениться,
    Забыть про собственное «Я»,
    С привычкой вредною проститься,
    Пусть станет новой жизнь твоя.

    Не огорчаться неудачей,
    Смириться, прекратить войну,
    Пожить попробовать иначе,
    Не быть у ярости в плену.

    Нежней, терпимее, мудрее
    Легко шагать, свой крест нести,
    Ко всем спокойней стать, добрее -
    Так душу можно обрести.

    (Работа с учебником) (Выключить компьютер)

    Откройте, пожалуйста, учебники на 44 стр., внимательно прочитайте практические выводы (1 и 2), озвучьте их с учётом своего мнения. (читают три мин., опрос, обобщение)

    1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных нравственных ориентиров. Она требует постоянной работы над совершенствованием: это обращение к литературе, искусству, священным книгам.

    2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, реализацию нравственных норм в жизни. В опыте добрых дел происходит нравственное самосовершенствование.

    На странице 44 прочитайте документ: Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова(2 мин.) отвечаем на вопросы к документу на 45 стр.

    Вопросы (№1,2,3,4) для самопроверки на стр.45.

    Задание №1. (самостоятельно)

    Подвожу итог, благодарю, ставлю оценки.

    В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

    Вопросы и задания к документу

    1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
    2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
    3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
    4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
    5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?