Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Что такое няк прямой кишки
  • Склероатрофический лихен — женщины под угрозой: симптомы, лечение и прогноз у девочек
  • Строение ядра атома Определение состава атома и атомного ядра
  • Причины возникновения и методы лечения сухой перхоти Сухая перхоть что делать
  • Как поменять полис омс старого образца на новый
  • Композиция художественного произведения как стилевая доминанта
  • Егэ литература фет и тютчев. Афанасий фет. «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

    Егэ литература фет и тютчев. Афанасий фет. «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

    Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

    Вопрос №2

    Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

    Вопрос №3

    Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

    Вопрос №4

    Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

    Вопрос №5

    Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

    Вопрос №6

    Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

    Вопрос №7

    Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

    Вопрос №8

    Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»

    ***
    Заря прощается с землею,
    Ложится пар на дне долин,
    Смотрю на лес, покрытый мглою,
    И на огни его вершин.
    Как незаметно потухают
    Лучи и гаснут под конец!
    С какою негой в них купают
    Деревья пышный свой венец!
    И всѐ таинственней, безмерней
    Их тень растет, растет, как сон;
    Как тонко по заре вечерней
    Их легкий очерк вознесен!
    Как будто, чуя жизнь двойную
    И ей овеяны вдвойне, —
    И землю чувствуют родную
    И в небо просятся оне.

    ***
    Одним толчком согнать ладью живую
    С наглаженных отливами песков,
    Одной волной подняться в жизнь иную,
    Учуять ветр с цветущих берегов,
    Тоскливый сон прервать единым звуком,
    Упиться вдруг неведомым, родным,
    Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
    Чужое вмиг почувствовать своим,
    Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
    Усилить бой бестрепетных сердец Вот чем певец лишь избранный владеет,
    Вот в чем его и признак и венец!

    ВЕЧЕР
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.
    Далеко, в полумраке, луками
    Убегает на запад река.
    Погорев золотыми каймами,
    Разлетелись, как дым, облака.
    На пригорке то сыро, то жарко,
    Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
    Но зарница уж теплится ярко
    Голубым и зеленым огнем.
    <1855>

    ***
    Учись у них - у дуба, у березы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора.
    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!
    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.

    ***
    Это утро, радость эта,
    Эта мощь и дня и света,
    Этот синий свод,
    Этот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы,
    Этот говор вод,
    Эти ивы и березы,
    Эти капли - эти слезы,
    Этот пух - не лист,
    Эти горы, эти долы,
    Эти мошки, эти пчелы,
    Этот зык и свист,
    Эти зори без затменья,
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
    Это всѐ - весна.

    ***
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

    ***
    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнею твоей.
    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    И много лет прошло, томительных и скучных,
    И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
    Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
    А жизни нет конца, и цели нет иной,
    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
    2 августа 1877

    ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ
    Какая ночь! На всѐм какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май!
    Какая ночь! Все звѐзды до единой
    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
    И в воздухе за песнью соловьиной
    Разносится тревога и любовь.
    Берѐзы ждут. Их лист полупрозрачный
    Застенчиво манит и тешит взор.
    Они дрожат. Так деве новобрачной
    И радостен и чужд еѐ убор.
    Нет, никогда нежней и бестелесней
    Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
    Опять к тебе иду с невольной песней,
    Невольной - и последней, может быть.

    Заря прощается с землею ,
    Ложится пар на дне долин,
    Смотрю на лес, покрытый мглою,
    И на огни его вершин.

    Как незаметно потухают
    Лучи и гаснут под конец!
    С какою негой в них купают
    Деревья пышный свой венец!

    И всё таинственней, безмерней
    Их тень растет, растет, как сон;
    Как тонко по заре вечерней
    Их легкий очерк вознесен!

    Как будто, чуя жизнь двойную
    И ей овеяны вдвойне, -
    И землю чувствуют родную
    И в небо просятся оне.
    1858

    Одним толчком согнать ладью живую
    С наглаженных отливами песков,
    Одной волной подняться в жизнь иную,
    Учуять ветр с цветущих берегов,

    Тоскливый сон прервать единым звуком,
    Упиться вдруг неведомым, родным,
    Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
    Чужое вмиг почувствовать своим,

    Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
    Усилить бой бестрепетных сердец -
    Вот чем певец лишь избранный владеет,
    Вот в чем его и признак и венец!
    28 октября 1887

    Вечер
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.

    Далеко, в полумраке, луками
    Убегает на запад река.
    Погорев золотыми каймами,
    Разлетелись, как дым, облака.

    На пригорке то сыро, то жарко,
    Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
    Но зарница уж теплится ярко
    Голубым и зелёным огнём.
    1855

    Учись у них - у дуба, у берёзы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора.

    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.
    31 декабря 1883

    Это утро, радость эта,
    Эта мощь и дня и света,
    Этот синий свод,
    Этот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы,
    Этот говор вод,

    Эти ивы и берёзы,
    Эти капли - эти слёзы,
    Этот пух - не лист,
    Эти горы, эти долы,
    Эти мошки, эти пчёлы,
    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
    Это всё - весна.
    1881

    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    1850

    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнею твоей.

    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

    И много лет прошло, томительных и скучных,
    И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
    И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

    Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
    А жизни нет конца, и цели нет иной,
    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
    2 августа 1877

    Еще майская ночь
    Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега

    Как свеж и чист твой вылетает май!

    Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

    Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор.
    Они дрожат. Так деве новобрачной
    И радостен и чужд ее убор.

    Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.
    1857

    Афанасий Афанасьевич ФЕТ
    (1820–1892)

    А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и
    мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его
    стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
    То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лирические шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богатства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новизну содержания и формы.
    А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» поэзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных споров и бурь - в 60–70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии воплощен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстетической стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего предтечу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в русской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной силлаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
    Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Только первый его сборник - «Лирический пантеон» - можно считать подражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,«Осень», «Снега», «Мелодии» - говорят о формировании поэтического таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

    И как в росинке чуть заметной
    Весь солнца лик ты узнаешь,
    Так слитно в глубине заветной
    Все мирозданье ты найдешь.
    («Добро и зло»)

    В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
    поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много читает: и книги по философии, и мировую поэзию, - занимается переводами античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
    он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгляда и остротой чувств, как и в молодости:

    Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
    Что просиял над целым мирозданьем
    И в ночь идет, и плачет, уходя...
    Покуда на груди земной
    Хотя с трудом дышать я буду,
    Весь трепет жизни молодой
    Мне будет внятен отовсюду.
    (1890)

    Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем ординарна и до сих пор покрыта тайной, впрочем, так же, как и его уход их этого мира. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился по непризнанному в России лютеранскому обряду на Шарлотте Фёт, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Всю свою жизнь он переживал двусмысленность своего положения.
    Фета часто называют певцом русской природы, она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. И. С. Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строки которого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примером может служить стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", которое построено без единого глагола. Запятые и восклицательный знак тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, "ряд волшебных", неуловимых для человеческого глаза "изменений", а в отдалении - точную картину.
    Превосходно передает поэт и “благоухающую свежесть чувств”, навеянных природой, ее красотой, прелестью, необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    вот оно – «заря, заря!» -- казалось бы радость, свет. Но откуда же эти «…тени, тени без конца» -- в таких вот ночных тенях и укрывается вселенская грусть Фета. Поэт -- изначально мистик, пророк. «Тень» уже подсознательно мелькнула в пору расцвета любви. Но часто поэты сами не могут объяснить, что они написали. В этих маленьких оговорках и сокрыта главная тайна… предсказание.
    Читать