Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • Какие бывают причастия в русском. Теория. Причастие как особая форма глагола. У каких причастий не бывает кратких форм

    Какие бывают причастия в русском. Теория. Причастие как особая форма глагола. У каких причастий не бывает кратких форм

    Причастие как особая форма глагола

    Причастием называется особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и имеет свойства не только глагола, но и прилагательного.

    Слова, которые называются в грамматике причастиями , обозначают те признаки предмета , которые создаются действием . В письменной речи причастия используются значительно чаще, чем в устной.

    Морфологические признаки причастий – объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.

    Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются преимущественно определениями. Пахла скошенная трава .

    Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола-папы и Прилагательного-мамы. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери – постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К.Тимофеев:

    «Вот - Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он – глава королевской семьи. А вот Королева по имени Прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». А вот их дети – сыновья и дочери, Принцы и Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери, то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру…»

    Признаки глагола у причастия

    Причастия образуются от глаголов и наследуют отдельные признаки:

      Вид – совершенный и несовершенный .

    Причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы:

    верить - веривший

    (несовершенный вид) (несовершенный вид)

    поверить - поверивший

    (совершенный вид) (совершенный вид)

      Время – настоящее и прошедшее.

    (Форм будущего времени у причастия нет! )

    летящий - летевший

    (настоящее время) (прошедшее время)

      Возвратность – невозвратность

    Причастия, как и глаголы, могут быть возвратными и невозвратными:

    купать - купающий

    (невозвратный глагол) (невозвратное причастие)

    купаться - купающийся

    (возвратный глагол) (возвратное причастие)

      Переходность – непереходность

    Причастия бывают переходными и непереходными:

    увидеть друга - увидевший друга

    (переходный глагол) (переходное причастие)

    идти по дороге - идущий по дороге

    (непереходный глагол) (непереходное причастие)

    Проверьте себя! Твердо ли вы знаете, какие глаголы называются переходными ? А возвратными ? Что такое вид глагола? Это необходимо знать при изучении причастия.

    Обратите внимание!

    Возвратные глаголы никогда не бывают переходными!

    Признаки прилагательного у причастия

    Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? и изменяется:

    родам сорванный цветок сорванная ветка сорванное яблоко

    по числам танцующая девочка танцующие девочки

    падежам открытое окно открытого окна открытому окну

    открытых окон и т.д.

    Как и качественные прилагательные, некоторые причастия имеют две формы – полную и краткую:

    исправленный – исправлен прочитанный – прочитан

    Краткие причастия по падежам не изменяются и в предложении являются сказуемыми: Трава скошена. Окно открыто

    Родословное дерево Причастия

    Возвратность

    Род

    Падеж

    Вид

    Вопрос

    Признак по действию

    Переходность

    Синтаксическая роль

    Число

    Время

    Склонение причастий

    Причастия имеют те же падежные окончания, что и прилагательные:

    Прилагательное

    Причастие

    Мужской род:

    как ой ?

    красн ый

    хорош ий

    прочитанн ый

    читающ ий

    Женский род:

    как ая ?

    красн ая

    хорош ая

    прочитанн ая

    читающ ая

    Средний род:

    как ое ?

    красн ое

    хорош ее

    прочитанн ое

    читающ ее

    Мн.число:

    как ие ?

    красн ые

    хорош ие

    прочитанн ые

    читающ ие

    Склонение причастий с твердой основой

    Мужской и

    средний род

    Женский род

    Множественное

    число

    И. (как ой ?)

    прочитанн ый

    (как ое ?)

    прочитанн ое

    Р. (как ого ?)

    прочитанн ого

    Д. (как ому ?)

    прочитанн ому

    В. как И. или Р. (м.р.),

    как И. (ср.р.)

    Т. (как им ?)

    прочитанн ым

    П. (о каком?)

    о прочитанн ом

    (как ая ?)

    прочитанн ая

    (как ой ?)

    прочитанн ой

    (как ой ?)

    прочитанн ой

    (как ую ?)

    прочитанн ую

    (как ой ?)

    прочитанн ой (- ою )

    (о как ой ?)

    о прочитанн ой

    (как ие ?)

    прочитанн ые

    (как их ?)

    прочитанн ых

    (как им ?)

    прочитанн ым

    как И. или Р.

    (как ими ?)

    прочитанн ыми

    (о как их ?)

    о прочитанн ых

    Склонение причастий с основой на шипящий

    Мужской и

    средний род

    Женский род

    Множественное

    число

    И. (как ой ?)

    читающ ий

    занимающ ий ся

    (как ое ?)

    читающ ее

    занимающ ее ся

    Р. (как ого ?)

    читающ его

    занимающ его ся

    Д. (как ому ?)

    читающ ему

    занимающ ему ся

    В. как И . или Р. (м.р.)

    как И. (ср.р.)

    Т. (как им ?)

    читающ им

    занимающ им ся

    П . (о как ом ?)

    о читающ ем

    о занимающ ем ся

    (как ая ?)

    читающ ая

    занимающ ая ся

    (как ой ?)

    читающ ей

    занимающ ей ся

    (как ой ?)

    читающ ей

    занимающ ей ся

    (как ую ?)

    читающ ую

    занимающ ую ся

    (как ой ?)

    читающ ей

    занимающ ей ся

    (о как ой ?)

    о читающ ей

    о занимающ ей ся

    (как ие ?)

    читающ ие

    занимающ ие ся

    (как их ?)

    читающ их

    занимающ их ся

    (как им ?)

    читающ им

    занимающ им ся

    как И. или Р.

    (как ими ?)

    читающ ими

    занимающ ими ся

    (о как их ?)

    о читающ их

    о занимающ их ся

    Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, - по вопросу.

    Образец:

    Как им ?

    за движущ им ся циклоном (Т.);

    о как ом ?

    о движущ ем ся циклоне (П.).

    Причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова:

    играть на домбре, - играющий на домбре, игравший на домбре

    Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом : Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.

    Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял комнату.

    В состав причастного оборота не входит определяемое им слово.

    Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом , так и после него:

    причастный оборот определяемое слово.

    определяемое слово, причастный оборот.

    Если причастный оборот находится после определяемого слова , то он обособляется , то есть выделяется запятыми.

    Жизнь, насыщенная событиями , бросала Сатпаева из одного края в другой.

    Если причастный оборот находится перед определяемым словом , он, как правило, запятыми не выделяется .

    Насыщенная событиями жизнь бросала Сатпаева из одного края в другой.

    Однако, если причастный оборот стоит перед определяемым словом , выраженным личным местоимением , он также выделяется запятыми: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал. (Ч.) Пораженный страхом, я иду за матушкой. (П.)

    От причастного оборота, согласованного с определяемым словом, надо отличать причастие , употребленное в значении существительного и имеющее зависимые слова. Такие сочетания запятыми не выделяются: Большинство подписавшихся на журнал уже получили его. Выступавшие на сцене имели большой успех.

    Не обособляются и причастия с зависимыми словами, если они по смыслу относятся к сказуемому и могут быть использованы и в творительном падеже: Мы отправились в путь хорошо отдохнувшие (отправились хорошо отдохнувшими).

    Два причастных оборота , относящиеся к одному и тому же определяемому слову и соединенные союзом и , друг от друга запятыми не отделяются:

    И вдруг вскочил, оглушенный этим известием и ослепленный как бы взрывом магния. (Бун.)

    Действительные и страдательные причастия

    По значению причастия бывают действительные и страдательные .

    Действительные причастия обозначают признак того предмета, который действует самостоятельно: победивший спортсмен – спортсмен, который победил сам .

    Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который подвергается воздействию со стороны: побежденный спортсмен – спортсмен, которого победили.

    Переходные глаголы образуют и действительные, и страдательные причастия, непереходные глаголы - только действительные:

    желать желающий (действ.причастие)

    (переходный глагол) желавший (действ.причастие)

    желаемый (страд.причастие)

    желанный (страд.причастие)

    шагать шагающий (действ.причастие)

    (непереходный глагол) шагавший (действ.причастие)

    Страдательные причастия не образуются .

    Образование действительных причастий

    настоящего и прошедшего времени

    Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени I спряжения с помощью суффиксов –ущ-,-ющ-, а II спряжения – с помощью суффиксов – ащ-,-ящ-;

    I спряжение: ид – ут ид- ущ -ий

    по – ют по- ющ -ий

    II спряжение: молч- ат молча- ащ -ий

    люб- ят люб- ящ -ий

    Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глагола прошедшего времени (или от основы инфинитива) с помощью суффиксов – вш, -ш-:

    виде – л виде- вш -ий

    ше – л шед- ш -ий

    Действительные причастия имеют только полную форму.

    Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

    В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом – вш- сохраняется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола:

    наде я ться – наде я лся – наде я вшийся,

    завис е ть – завис е л – завис е вший.

    Образование страдательных причастий настоящего времени

    Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов I спряжения с помощью суффикса –ем- (-ом-), II спряжения –с помощью суффикса – им-:

    I спряжение: чита - ют –чита- ем -ый

    вед - ут – вед- ом -ый

    II спряжение: вид- ят - вид- им -ый

    слыш- ат – слыш- им -ый

    Образование страдательных причастий прошедшего времени

    Страдательное причастие прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени или неопределенной формы переходных глаголов с помощью суффиксов –енн-, - нн-, -т-:

    провер –ил - провер – енн – ый

    сдел – ал - сдела – нн – ый

    закр – ыл - закры – т –ый.

    Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов!

    Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

    Если в основу входит суффикс –и- , то при образовании страдательного причастия прошедшего времени он опускается и присоединяется суффикс – енн-:

    Окле- и -ть – окле – и -л - окле – енн –ый.

    Перед суффиксом –енн-(-ённ-) часто происходит чередование согласных:

    награ д ить – награ жд ённый,

    заме т ить – заме ч енный,

    нала д ить – нала ж енный,

    выра ст ил – выра щ енный,

    испе к – испе ч енный.

    После шипящих в суффиксе –енн- пишется ё , хотя произносится (о): реш ённ ый, сожж ённ ый.

    Гласные в причастиях перед –нн-

    Если причастие образовано от глаголов на –ать или –ять , то перед суффиксом -нн- пишутся буквы а или я :

    услыш а ть – услыш а нный,

    расстрел я ть – расстрел я нный.

    Если же причастие образовано от любых других глаголов , то перед –нн- пишется е :

    Подстрел и ть – подстрел е нный.

    Краткие страдательные причастия

    Страдательные причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:

    изученное явление – явление изучено

    Краткие страдательные причастия изменяются по числам и в единственном числе по родам , но не склоняются . В предложении они выполняют функцию сказуемого : Книга потеряна . Задание сделано. Двери закрыты .

    В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква н : Роман прочита н . История рассказа н а. Стихотворение выуче н о.

    Краткую форму могут иметь и страдательные причастия настоящего времени, однако в современной речи она употребляется крайне редко: Ошибка поправима. Высоцкий был всенародно любим.

    Род,

    число

    Настоящее время

    Прошедшее время

    полное

    краткое

    полное

    краткое

    М.р.

    Ж.р.

    Ср.р.

    Мн.ч.

    люб им ый

    люб им ая

    люб им ое

    люб им ые

    люб им

    люб им а

    люб им о

    люб им ы

    прочита нн ый

    взя т ый

    прочита нн ая

    взя т ая

    прочита нн ое

    взя т ое

    прочита нн ые

    взя т ые

    прочита н

    взя т

    прочита н а

    взя т а

    прочита н о

    взя т о

    прочита н ы

    взя т ы

    Краткое страдательное причастие настоящего времени в современном языке почти не употребляется. Однако в поэзии мы встретим стихотворные строки с такими причастиями: «Духовной жаждою томим , в пустыне жалкой я влачился…», «Нами ты была любима и для милого хранима ». (А.Пушкин)

    Правописание не с причастиями

    Не с полными причастиями пишется

    раздельно: слитно :

    1.Если причастие имеет 1.Если причастие не имеет

    зависимые слова: зависимых слов:

    На столе лежала не прочитан- На столе лежала

    ная мною книга. непрочитанная книга.

    Лил не прекращающийся ни на Лил непрекращающийся

    минуту дождь. дождь.

    2.Если в предложении есть 2.Если причастие без не не

    противопоставление с союзом употребляется:

    а :

    Это была не законченная , а Он обратил внимание на ее

    только что начатая работа. негодующий взгляд.

    3. С краткими причастиями 3.Если имеются наречия меры

    частица не пишется раздельно: и степени совершенно, очень,

    Задача не решена. весьма, крайне, в высшей

    Задание не подготовлено степени, вполне:

    Совершенно неподготовленный

    ответ, крайне необоснованное

    заявление.

    Правописание –нн- и –н- в причастиях и

    отглагольных прилагательных

    В полных страдательных причастиях с суффиксами –енн- (-ённ-) и –нн - две буквы н (нн) пишутся, если:

      Причастие имеет приставку (кроме приставки не-):

    вс кипяче нн ая вода, по краше нн ый пол ,

    (но: не кипяче н ая вода не краше н ый пол )

      Причастие имеет зависимые слова:

    ране нн ый в ногу боец, краше нн ый эмульсией потолок.

      Причастие совершенного вида:

    пойма нн ый мяч, провере нн ое сочинение .

      Причастие образовано от глаголов с суффиксами –ова-, -ева-, -ирова -:

    маринова нн ые огурцы, асфальтирова нн ая дорога, иллюстрирова нн ый журнал.

    Если слово не имеет вышеперечисленных признаков, оно является отглагольным прилагательным и пишется с одним н :

    варе н ая рыба, топле н ое молоко, жаре н ый картофель .

    Запомните наиболее употребительные из них : раненый, кипяченый, вареный, сушеный, печеный, жареный, копченый, моченый, соленый, топленый, квашеный, путаный, рваный.

    Действительное причастие

    Единственное число

    Множественное

    число

    Суффиксы

    Мужской

    род

    Женский

    род

    Средний

    род

    Настоящее время

    пишущие

    читающие

    кричащие

    говорящие

    писавшие

    читавшие

    кричавшие

    говорившие

    несшие

    засохшие

    -ущ-

    -ющ-

    -ащ-

    -ящ-

    -вш-

    -вш-

    -вш-

    -вш-

    -ш-

    -ш-

    пишущий

    читающий

    кричащий

    говорящий

    пишущая

    читающая

    кричащая

    говорящая

    пишущее

    читающее

    кричащее

    говорящее

    Прошедшее время

    писавший

    читавший

    кричавший

    говоривший

    несший

    засохший

    писавшая

    читавшая

    кричавшая

    говорившая

    несшая

    засохшая

    писавшее

    читавшее

    кричавшее

    говорившее

    несшее

    засохшее

    Страдательное причастие

    Единственное число

    Множественное

    число

    Суффиксы

    Мужской

    род

    Женский

    род

    Средний

    род

    Настоящее время

    Читаемые

    любимые

    прочитанные

    изученные

    взятые

    -ем-

    -им-

    -нн-

    -енн-

    (-ённ-)

    -т-

    читаемый

    любимый

    читаемая

    любимая

    читаемое

    любимое

    Прошедшее время

    прочитанный

    изученный

    взятый

    прочитанная

    изученная

    взятая

    прочитанное

    изученное

    взятое

    Контрольные вопросы

      Что называется причастием?

      Какие глагольные признаки имеет причастие?

      Какие признаки прилагательного есть у причастия?

      В чем различие между действительными и страдательными причастиями?

      Какие общие и различные свойства имеют полные и краткие причастия?

      Какие правила надо знать при написании гласных в суффиксах причастий –ущ- (-ющ-) и –ащ- (-ящ-) ; в суффиксах –ем-(-ом-) и –им-?

      Когда в страдательных причастиях перед –нн- пишется а(я), а когда –е ?

      Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?

      Когда пишется –н-, а когда –нн- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных?

      Как пишется не с причастиями?

      Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

    В русском языке является формой глагола, но имеет также и признаки прилагательного. Поэтому не все лингвисты выделяют причастие в отдельную часть речи.

    Но в школах причастие - это особая которая имеет очень много признаков прилагательного. Кроме того, что причастие отвечает на вопросы прилагательных, оно еще

    обозначает признак предмета, но этот признак связан с действием и его еще называют отглагольным или признаком по действию. Например, падающий снег - это снег, который падает.

    С тем, что такое причастие, ученики знакомятся в 6 классе. До этого его не отличают от прилагательного. Как и прилагательные, причастия могут быть любого рода, а также стоять во множественном числе. У причастия есть начальная форма. Оно имеет род и число. Например, слово "летающий" может иметь форму "летающая", "летающее" и "летающие". Причастия склоняются также по падежам, могут стоять в краткой форме, например, "открыт", "выкрашен". Оно в предложении всегда является определением, как и прилагательное.

    Что такое причастие с точки зрения глагольных признаков? Причастия бывают в настоящем и прошедшем времени, правда, не бывает причастий будущего времени. Например, "сидящий сейчас" и "сидевший раньше". Еще один глагольный признак - это вид, а в словосочетаниях, построенных по типу управления, причастия требуют существительного в винительном падеже. Бывают возвратные причастия, например, "спотыкающийся".

    Очень важно правильно определить спряжение глагола, от которого образовалось причастие, иначе можно ошибиться в написании суффикса. Важно также уметь определять основу переходность и знать, что такое возвратные глаголы. Поэтому, прежде чем изучать, что такое причастие, нужно подробно изучить тему "Глагол".

    Все причастия делятся на две большие группы. Они бывают действительными и страдательными. Отличить их можно не только по значению, но и по суффиксам. обозначают, что сам предмет что-то делает. К основе глагола настоящего времени присоединяются суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, а для глагола в прошедшем времени -вш- и -ш-. Например, спящий, жующий, летевший.

    Если же действие совершает не сам предмет, а кто-то другой, то признак этого действия обозначают страдательные причастия. В их образовании участвуют суффиксы -нн-, -енн-, -т-. Например, вылизанный, закрытый, включенный. Страдательные причастия образуются не от всех глаголов. Например, глагол "брать" не имеет формы страдательного причастия, от непереходных глаголов тоже не образуются такие причастия. Но зато только страдательные причастия образуют краткую форму.

    Очень большие трудности у учащихся возникают не от прохождения самой темы "Что такое причастие", а от неумения правильно писать суффиксы причастий. Особенно много ошибок делают ученики при написании двойной буквы "н".

    Что такое причастие, нужно помнить и знать и после школы. Чтобы правильно употреблять слова в письменной и устной речи, нужно уметь их образовывать.

    Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

    В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

    Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

    Кого священник может не допустить до Причастия?

    Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

    Что такое Причастие?

    протоиерей Евгений Горячев

    Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
    Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

    Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
    Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

    Ведущая. Все же почему – Причастие?
    Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

    Ведущая. Все ли могут причащаться?
    Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
    Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

    Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
    Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

    Ведущая. Как часто нужно причащаться?
    Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение…

    Патриарх Кирилл:
    Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые - четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

    игумен Пётр (Мещеринов) :
    Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
    Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
    Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

    священник Александр Торик:
    Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
    Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

    святой († 1923):
    «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

    святой праведный Иоанн Кронштадский:
    Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

    игумен Силуан (Туманов):
    Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Так, может, это неплохо - привыкнуть к хорошему?

    архимандрит :
    Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя («Толкование на Книгу Деяния апостолов»), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Тайн. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году, а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.

    Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

    «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

    Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

    «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

    Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

    Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

    Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

    Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

    Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

    …………………………………………

    Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

    …………………………………………

    С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

    Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

    Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

    Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

    Как проходит Причастие в Церкви?

    К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

    Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

    Причащение в Церкви

    Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

    Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

    Имеет некоторые признаки этой части речи. Они совершенного и несовершенного вида: « – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».

    В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

    Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

    Виды и способы образования причастий

    Лексическое значение причастия – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

    Соответственно, в русском языке имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

    Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от спряжения глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

    Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

    Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

    Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

    Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными окончаниями: -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».