Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета. История и этнология. Факты. События. Вымысел Легенда о юдифь краткое содержание

    «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета. История и этнология. Факты. События. Вымысел Легенда о юдифь краткое содержание

    В следующем посте вы увидите, как отображена легенда о Юдифи и Олоферне в западноевропейской классической живописи.

    Продолжу я этот пост все же с вопроса: БЫЛА ЛИ ЮДИФЬ?

    Хотя верующие считают Юдифь историческим лицом, с точки зрения специалистов по древности здесь далеко не все так просто.
    «Книга Юдифи» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман.
    Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им предана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей.

    Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».
    Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

    Внушает подозрение и имя героини. Слово «Юдифь», точнее «Иудифь», буквально означает «иудеянка», т.е. «еврейка», а не является именем собственным.
    Навуходоносор был не ассирийским, а вавилонским царем, и при нем Ассирии уже не было, как и ее столицы Ниневии. Этот великолепный город, «логовище львов», как его в другом месте называет Библия, был взят, разграблен и разрушен союзным войском вавилонян, мидян и скифов в 612 г. до н.э.
    Царь мидян Арфаксад, против которого будто бы воевал Навуходоносор, никогда не существовал.
    Олоферн - персидское или иранское, а не ассирийское или вавилонское имя. Совершенно исключено, чтобы перс был главным военачальником Навуходоносора - времена были не те.
    Наконец, действие, согласно легенде, происходит уже после возвращения евреев из вавилонского плена, что вносит еще больше путаницы в попытку восстановить более или менее правдоподобную хронологию описываемых событий.
    Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

    Казалось бы, история Юдифи представляет собой вымысел от начала до конца.
    Однако историки установили, что в середине IV в. до н.э., когда в Персидском царстве правил жестокий и надменный Артаксеркс III, ему пришлось подавлять восстание в Египте, Сирии и Палестине.
    Главнокомандующим персидским войском тогда был Олоферн, а важную роль при дворе играл евнух Багой, который в легенде выступает в роли управляющего Олоферна. Позднее Багой стал фактическим хозяином Персидской державы, по своему усмотрению свергая царей и возводя на престол новых, пока сам не был убит Дарием III - тот заставил его самого выпить чашу с ядом, уже приготовленную им для царя. Дарию III было суждено стать последним правителем Персии: он был разгромлен Александром Македонским и, спасаясь бегством, погиб от руки своих приближенных.

    Таким образом, не исключено, что в Книге Иудифь мы имеем дело с отзвуками реальных событий, хотя и искаженных до неузнаваемости.

    Теперь, когда мы знаем все "за" и "против" приглашаю в "Галерею имени Юдифи"!

    Сандро Боттичелли Обнаружение тела Олоферна 1472 г.
    Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи

    Сандро Боттичелли Юдифь с головой Олоферна 1495-1500 г.г.

    Андреа Мантенья Юдифь и Олоферн
    Андреа Мантенья Юдифь 1491 г.

    Донателло Юдифь и Олоферн 1455 г.

    Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы 1508-12 г.г.
    Микеланджело Юдифь и Олоферн Фреска Сикстинской капеллы (фрагмент) 1508-12 г.г.
    Микеланджело Юдифь с головой Олоферна 1511-12 г.г.

    Джорджо Вазари Юдифь отрубает голову Олоферну

    Джорджоне Юдифь 1504 г.

    Лукас Кранах Старший Юдифь с головой Олоферна 1530 г. (три варианта)

    История Юдифи была, конечно, хорошо известна при дворе курфюрста Саксонского. Игривые умы куртуазных поэтов изменили её смысл, она стала для всех историей коварной обольстительницы и мужчины, который потерял голову из-за женской красоты. Кранах написал в образе Юдифи Сибиллу Клевскую, свою госпожу и музу. В её руки, затянутые в модные перчатки, он хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины. Иоганн Фридрих согласился.
    Эту картину художник подарил императору Карлу V Габсбургу, когда явился к нему просить пощады для Иоганна Фридриха, которому угрожала смертная казнь. Пленнику была дарована жизнь.

    Я.С.Хемессен Юдифь 1540 г.

    Я.Массес Юдифь 1540 г.

    Паоло Веронезе Юдифь

    Доменико Беккафуми Юдифь с головой Олоферна

    Антонио Корреджо Юдифь

    Караваджо Юдифь, убивающая Олоферна 1598 г.

    Кристофано Аллори Юдифь с головой Олоферна 1613 г.

    Артемизия Джентилески Юдифь убивает Олоферна (картины 1611-12 и 1612-21 годов)

    Артемизия Джентилески Юдифь и служанка 1613 г.

    Джованни Бальони Юдифь и Олоферн

    Тинторетто Юдифь и Олоферн
    Тинторетто Юдифь и Олоферн
    Тинторетто Юдифь убивает Олоферна

    Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1616 г.
    Питер Пауль Рубенс Юдифь с головой Олоферна 1620-22 г.г.

    Антонио Дзаки Юдифь с головой Олоферна 1660-70 г.г.

    Франсиско Гойя Юдифь

    Теодор Шассерио Юдифь

    Гюстав Доре Юдифь и Олоферн 1864-66 г.г.

    П.А.Стек Юдифь конец 19 века

    Густав Климт Юдифь с головой Олоферна 1901 г.
    Густав Климт Юдифь

    Леон Бакст Юдифь с головой Олоферна (картина с торгов "Кристи")
    Серия сообщений "

    Лукас Кранах Старший (1472 — 1553) — великий немецкий художник, живописец эпохи Ренессанса. Явился основателем Дунайской школы живописи, а также активным художником, который непосредственно повлиял на стремительное развитие искусств в эпоху Возрождения. За свою жизнь создал немало всемирно известных картин и полотен, которые в настоящее время считаются бесценными шедеврами мировой живописи. Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им. А. С. Пушкина в Москве, Дрезденская картинная галерея и другие. Продолжая повествование о шедеврах , стоит отметить одну из его картин, которая называется «Юдифь с головой Олоферна».

    Юдифь с головой Олоферна — картина мифологического характера, которая была написана приблизительно в 1530 году маслом по дереву. Размеры картины: 89,5 х 61,9 см. В настоящее время является экспонатом Государственной галереи Штуттгарта. Данный сюжет стал очень известен в Европе около 1000 г. н. э., когда о ней написал англо-саксонский аббат. Стоит сказать, что данный сюжет был настолько популярен, среди художников, что к нему обращались многие известные живописцы: Джорджоне, Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Сандро Боттичелли, Андреа Мантенья, Донателло, Микеланджело, Джорджо Вазари, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Артемизия Джентилески, Тинторетто, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Густав Климт и многие-многие другие.

    Легенду об иудейской героине Юдифь относят к 589 году до н. э. Именно эта дата считается временем совершения подвига смелой женщиной, которая спасла свой город от врагов. Исторические события и сама легенда рассказывают о том, что ассирийский царь Навуходоносор послал своего военачальника Олоферна завоёвывать страны Ближнего Востока и народы, которые жили к западу от Персии. Иудеи, узнав о приближении Олоферна с войском, стали возводить укрепления. Олоферн окружил город и решил взять его измором, отрезав все пути горожан и требуя немедленной сдачи. Юдифь вместе со своей служанкой проникла в лагерь военачальника и пообещала ему лёгкий способ захвата крепости. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере. На четвёртый день пребывания среди врагов, Юдифь пригласили на пир. Здесь Олоферн опился вином и заснул. Юдифь взяла его собственный меч и отрезала Олоферну голову, которую спрятала в мешок служанки. Вместе с головой они вернулись в город. Голову вывесили на крепостной стене, после чего оставшиеся без командующего войска стали отступать и были разбиты войсками израильтян. Именно этот героический миф и послужил основой для создания десятков замечательных полотен, проникнутых отчаянной смелостью и решительностью Юдифь.

    Легенда

    Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора , вторгшейся в Иудею . Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

    Исторический контекст

    Юдифь убила Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Иеговы . Он был язычником, и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Это делало её поступок очень актуальным на фоне контрреформации , восстановления инквизиции и подавления ереси католической церковью. В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах , призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели.

    Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Она убивает беззащитного Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори , а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года , «околачивалась на Пьяцца Навона », что было эвфемизмом для занятия проституцией.

    Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи , убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Есть версия, что лицо Олоферна - это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.

    Галерея

    Литература

    • Hibbard, Howard Caravaggio. - New York, 1983.
    • Hinks, Roger Michelangelo Merisi da Caravaggio, his life, his legends, his works. - London, 1953.
    • Röttgen, Herwarth Il Caravaggio, ricerche e interpretazioni. - Roma, 1974.
    • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 302-307. - ISBN 978-3-8228-4790-9

    Юноша с корзиной фруктов (1593) · Маленький больной Вакх (1593-1594) ·

    Красивая вдова Юдифь - символ борьбы иудеев с угнетателями и пороками. Героиня сказаний и легенд не побоялась пойти наперекор друзьям, отстояла собственную веру в бога и родной город. Женская хитрость и непреодолимая убежденность в помощи свыше помогли хрупкому созданию одолеть опасного врага. Живое олицетворение фразы «сила в слабости», Юдифь по праву считается предшественницей .

    История появления

    Легенда, посвященная девушке, подробно изложена в «книге Иудифи». Автор сказания неизвестен, но выдвигается версия, что записала собственные подвиги сама героиня истории или кто-то, упоминаемый в рассказах.

    Если для верующих существование Юдифи очевидно, то исследователи вовсе не уверены, что еврейская вдова жила на этом свете. Ученые утверждают, что в сказании слишком много несоответствий.

    • Юдифь (на иврите Йехудит) - женский вариант имени Иуда.
    • Художник посвятил героине две картины. Натурщицей для образа Юдифь выступила Адель Блох-Бауэр. В отличие от непорочного произведения Джорджоне, Юдифь Климта выглядит чувственной и даже развратной.

    Скульптура "Юдифь"
    • На площади Палаццо Веккьо установлена бронзовая группа «Юдифь и Олоферн». Скульптура создавалась для дворца Медичи, но позже перенесена в центр города. Автор творения - итальянский скульптор .
    • В честь иудейки назван астероид, расположенный между орбитами Марса и Юпитера.
    • Под именем Юдифь в 1994 году российская певица впервые представляла интересы России на Евровидении. Артистка исполнила песню «Вечный странник».

    "Юдифь" или "Иудифь" - женский вариант имени "Иуда". Иуда - довольно распространенное в древности палестинское имя; даже целое племя ("колено"), весьма многочисленное, носило и до сих пор носит его - иудеи, в честь прародителя. В нашем же сознании "Иуда" и "предательство" - синонимы; для этого было достаточно одного единственного неосмотрительного поступка одного единственного Иуды, христопродавца. К Юдифи это ни имеет никакого отношения, просто женщина-тезка, но все же, если задуматься, где в ее случае проходит граница между отвагой и коварством?

    Сандро Боттичелли (1472 (слева) и 1490гг)

    Давайте вспомним, что это был за случай.
    "В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его".
    Иудифь 1:12


    Микеланджело Буонаротти, часть росписи Сикстинской капеллы, прим. 1480.

    Полководца Олоферна отправили с важной миссией в подвластные Ассирии земли - покарать непокорных и донести новую идеологию. Навудохоносора все покоренные народы должны были признать богом, а от своих старых богов отказаться. Огненной саранчой пронеслись по городам и деревням войска Олоферна, истребляя идолов, разоряя святилища, вырубая священные рощи и безжалостно убивая сопротивлявшихся. Пришел черед и Иудеи, войска подступили к городу Ветулуе.

    "И в тот же день поднялись все сильные мужи их: войско их состояло из ста семидесяти тысяч ратников, воинов пеших, и из двенадцати тысяч конных, кроме обоза и пеших людей, бывших при них, — а и этих было многое множество. Остановившись на долине близ Ветилуи при источнике, они протянулись в ширину от Дофаима до Велфема, а в длину от Ветилуи до Киамона, лежащего против Ездрилона. Сыны же Израиля, увидев множество их, очень смутились, и каждый говорил ближнему своему: теперь они опустошат всю землю, и ни высокие горы, ни долины, ни холмы не выдержат их тяжести. И, взяв каждый свое боевое оружие и зажегши огни на башнях своих, они всю эту ночь провели на страже. На другой день Олоферн вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, осмотрел восходы города их, обошел и занял источники вод их и, оцепив их ратными мужами, возвратился к своему народу".


    Лоренцо Лотто, 1512

    Источники воды были захвачены врагом, городу угрожала жажда и голод. В городе жила Юдифь, молодая вдова иудея Манассии, умершего незадолго до этого от теплового удара во время жатвы ячменя. Она несколько дней молилась единому богу Иегове вместе со своими земляками, но войска врага окружили город и не собирались уходить, и молодая прекрасная женщина решила, что жертвенный поступок может быть действеннее молитв. Она облачилась в роскошные наряды, одела лучшие свои украшения и двинулась в путь, к стану Олоферна, прихватив с собой служанку, несущую мешок с кошерной едой.


    Андреа Мантенья, 1495

    Полководец принял ее, как важную гостью - ведь Юдифь была хороша собой и сразу приглянулась Олоферну. Три дня пробыла она в гостях у него, присутствуя на пирах и делая все, чтобы соблазнить главного своего врага и втереться в доверие. История стыдливо скрывает подробности, нам предлагается целомудренная версия: Олоферн отважился на решительные действия только на третий день, но слишком перебрал спиртного и уснул, оставшись наедине с красавицей. Что там было на самом деле, скрыто за завесой тайны, судя по всему, не все художники, прибегнувшие к популярному сюжету, верили в то, что между Юдифью и Олоферном ничего не было. А что, такая недосказанность только придает пикантности всей этой истории.


    Джорджоне, 1505. Его Юдифь такая женственная и мягкая, как этот облик не вяжется с тем, что она сделала!

    Да это и не важно, важно то, чем все закончилось - Юдифь обезглавила спящего Олоферна его же мечом, голову служанка положила тот самый мешок для кошерной еды, и обе украдкой улизнули в темноте из лагеря врага, вернувшись в родной город. Наутро ассирийцы обнаружили обезглавленное тело своего полководца и в ужасе бежали восвояси. Юдифь принесла голову кровожадного врага в родной город и, торжествуя, достала ее из мешка и показала всем. Ликованию израильтян не было предела!

    Юдифь больше не выходила замуж и прожила в почете 105 лет. Сидела потом на пенсии и думала где-то на восьмом десятке: "А может, и не надо было тогда тому парню отказывать. Ну, в такой жесткой форме".

    Юдифь почитается в христианской и иудейской религиях, как ветхозаветнаяя праматерь. Живописцы всех времен ее просто обожают - такой многослойный и противоречивый образ.
    Ох, и затаскали сюжет художники! Еще бы: такая убийственная женственнось, такая неженская жестокость!

    Пошли смотреть.


    Тициан, 1515


    Тициан, 1570.
    Между двумя шедеврами Тициана 55 лет, ведь сам художник прожил невероятно долгую жизнь - 88 лет. На первой картине Юдифь юная и трепетная, похожая на Юдифь Джорджоне. На второй - более зрелая и искушенная, такое себе рыжеволосое воплощение вероломства.


    Винченцо Катена, 1520-25

    Юдифь на картине венецианца выглядит вполне прозаично. Изображение можно было бы принять за светский портрет молодой девушки на фоне безмятежного итальянского пейзажа, если бы не ужасный трофей, лежащий прямо перед ней. Если внимательно присмотреться, есть еще некоторые нюансы. Интимный характер изображению придает нижняя сорочка, в которую облачена девушка, верхнее платье небрежно наброшено на плечо. И такое мягкое, невинное лицо!


    Бенвенуто Тизио де Гарофало, 1525

    Художник принадлежал к Феррарской школе, поэтому ощущается некоторое влияние Северного ренессанса. Юдифь на многих картинах итальянцев изображалась белокурой красоткой - именно такие дамы были в моде в то время. Черноволосых итальянок не так много, и всем известнет их старинный секрет - красавицы Возрождения смачивали волосы лимонным соком и часами сидели под палящим солнцем.


    Ян Корнелис Вермейн, 1525

    На многочисленных светских портретах Вермейна мы видим обычных людей - приземленных и не идеальных, Юдифь же у него получилась высшим существом - возвышенным, утонченным; она словно светится изнутри через полупрозрачную кожу. Здесь нет никакого эротического подтекста - просто карающий меч правосудия. В женском обиличии.


    Джованни Антонио Парденоне, 1530
    Юдифь на этой картине прекрасна потому, что выглядит удивительно живой (в отличие от ее жертвы). Ее поза и выражение лица демонстрируют кротость, контрастируя со страстным и решительным взглядом черных глаз. Ужасно, но мертвую голову она держит в руках без всякого страха и отвращения.


    Лукас Кранах старший , 1530.
    Сохранилось более десятка изображений Юдифи в его исполнении. И у всех - лицо Сибиллы Клевской, супруги покровителя немецкого художника, Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского. Кранах рисовал ее без устали - как минимум, он был восхищен красивой и начитанной дамой, возможно - тайно влюблен в нее.


    Амброзиус Бенсон 1533
    Художник был итальянцем по национальности, но всю жизнь жил и работал в Нидерландах, поэтому стиль такой необычный, смешанный. Его Юдифь практически обнажена - видимо, у них с Олеферном... ну, совсем почти дошло до дела. Но в последний момент он, разумеется, заснул.


    Ламберт Сустрис, 1550
    Здесь все наоборот - Сустрис родился в Северных Нидерландах, но учился и работал в Италии. У него такая забавная немного Юдифь, "купеческая". В ее руках более уместен был бы качан капусты. Не верится, что это пухлое создание с робким взглядом могло безжалостно отсечь голову у старого воина.


    Джорджо Вазари, 1554
    А здесь уже никаких сомнений - убила без всякой жалости! Даже платье у нее смахивает на одеяние римского солдата.


    Лоренцо Сабатини, 1562
    Еще одна купчиха в мясной лавке, прости господи.


    1579 Тинторето
    Венецианский художник был удивительно популярен и плодовит. Юдифь он изображал несколько раз, это - наиболее удачная работа (признаться, из-под кисти художника, спешившего удовлетоврить побольше заказчиков, не всегда выходили шедевры). Это уже самое позднее Возрождение, уже почти маньеризм.


    Лавиния Фонтана, 1595
    Женщины-художники эпохи Возрождения - редкость, и тем более они удивительны, как явление. Это, кажется, автопортрет. Во всяком случае, Юдифь очень похожа на знаменитый автопортрет Лавинии. Обратите внимание на голову Олоферна - такое впечатление, что он уже мертв с неделю.


    Лавиния Фонтана, 1596
    ...И эта тоже.


    Галиция Феде, 1596
    Еще одна женщина-художник и еще один автопортрет. Очень талантлива была, известна изящными натюрмортами. Ну, и такое проскакивало.


    1598. Веронезе
    Как часто стали писать Юдифь в 16-17 веках! Для католической Италии этот сюжет стал символичным - в эпоху Религиозных войн Юдифь стала символом крепости и верности старой вере.


    Караваджо.1599
    Потрясающая работа! На мой взгляд, это самая выразительная Юдифь всех времен и народов! Где-то читала, что Караваджо в наше время стал бы гениальным режиссером, таким драматизмом иполнены его работы. Отсечение головы (и убийство вообще) в его творчестве занимает заметное место. Не часто встречается в живописи и этот ужасный сюжет - Юдифь "в процессе". Юное и прекрасное лицо женщины поражает своей отрешенностью и... брезгливостью.


    Агостино Карраччи, 1600

    Еще одна отрешенная Юдифь. И даже будто бы сонная.


    Джузеппе Чезари. 1605-10.

    Она - совсем юный цветочек, он - противный старикашка. Даже этого повода достаточно!


    Маттео Роселли, 1610
    Как вы думаете, что привлекло мое внимание в первую очередь? Правильно, босоножки!


    1610-15. Паоло Сарачени

    Явное влияние Караваджо - вот эта контрастная светотень особо подчеркивает драматизм сцены.


    Орацио Джентилески, 1608

    Бытовая повседневнось происходящего поражает воображение и подчеркивает угрюмый криминальный характер сцены. Если не смотреть на корзину, можно подумать, что сообщницы просто стащили курицу на кухне хозяйки.


    Орацио Джентилески, 1621-24
    Здесь уже больше пафоса и драмы - видимо, повлияли семейные неурядицы, которые пришлось пережить семье Джентилески, я расскажу о них позже. Интересные у него были работы - бесспортно влияние Караваджо, характерная светотень, и при этом яркая тосканская колористика.


    1612-20. Артемизия Джентилески
    Автор - дочь Орацио Джентилески, еще одна караваджистка. Девушка перенесла личную трагедию - ее изнасиловал знакомый отца, часто бывавший в их доме художник Агостино Тасси. Последовал суд, публичный позор, унизительные допросы. Насильнику дали всего год тюрьмы - судьи не исключали, что Артемизия добровольно вступила с ним в связь, но затем донесла на него после того, как узнала, что он уже женат. Так или иначе, пережитая драма и жажда мести нашли отражение в творчестве художницы. Кровищи-то больше, чем у самого Караваджо!


    Артемизия Джентилески
    Всем своим Юдифям художница придавала собственные черты. Еще она рисовала себя в образе христианских мучениц, поруганной Лукреции, Сусанны, оболганной старцами, Иаили и прочих дам, пытавшихся постоять за свою честь.


    Еще Артемизия Джентилески


    ...И еще.


    Две очень похожие работы Кристофано Аллори, 1613
    Не знаю, кто был моделью художника, но хороша она неимоверно! Бесстрастность и красота, торжество чести и правосудия.


    Джованни Франческо Геррери, 1615
    Тетка такая базарная, и так ужасно деловито она все это проделывает!


    Симон Вуэ, 1615-20
    Француз, учившийся в Италии, очень талантливый и мало известный. Здесь Юдифь выглядит немного вульгарной и высокомерной - она явно торжествует.


    Симон Вуэ, 1615-27
    Уже немного другая - открытое благородное лицо, изящная поза и ни тени раскаяния.


    Симон Вуэ, 1640
    "Седина в бороду": чем старше художник, тем обнаженнее героиня.


    Рубенс, 1616
    Юдифь с лицом Елены Фурмен, второй жены художника, и с ее мясистой грудью. Очевидно, уязвимая женственность может стать мощным оружием! Смотрите-ка, сарушка-служанка очень довольна.


    Рубенс, 1620
    Даже странно - совсем другая трактовка всего через 4 года.


    Леонелло Спада, 1618-19
    Единственная Юдифь из представленных, которая хотя бы отдаленно напоминает иудейскую женщину.


    Антиведутто Грамматика, 1620
    ...А эта совсем не напоминает.


    Вирджиния да Веццо, 1624-26
    Картину написала ученица, а затем и жена художника Симона Вуэ (он здесь представлен). Ее Юдифь, кажется, даже слегка веселится.


    1628 Валентин де Булонь
    Жаль, не смогла найти репродукцию получше, хорошая работа. Булонь был французским караваджистом, даже композиция позаимствована у Караваджо, но все равно довольно своеобразно. Юдифь такая молоденькая и миловидная.


    1629 Валентин де Булонь

    Красавица! Иудейская Фемида. "Кто с мечом к нам придет,...", ну, или что-то в этом роде.


    Массимо Станцоне, 1630
    Нелепый "сарацинский" наряд и фотографическая точность изображения лица. И немножко религиозного пафоса.


    Алессандро Варотари, 1636

    "Ой, такая я вся романтичная и задумчивая..."


    Саломон де Брей, 1636
    Голландский живописец "Золотого века" редко прибегал к религиозным сюжетам, он, в основном, писал портреты и жанровые сцены. Так что, если бы не голова доверчивого и похотливого дурака, вполне себе бытовая ситуация. И девушка явно не еврейская.


    Трофим Биго, 1640
    Еще один караваджист, француз. У него такая утрировано контрастная светотень, что его его нередко называли "мастером огонька свечи". И Юдифь у него эдакая рыжая бестия.


    Элизабетта Сирани, 1658
    Дочь художника Гвидо Рени вынуждена была ремеслом художника кормить семью, когда отец не смог работать из-за артрита. Умерла очень рано, в 27 лет.


    Ян де Брей, 1659
    У голландцев есть такая особенность - даже пафосных библейских героев они изображают до смешного обыденно. Это, например, напоминает кровавую ссору подвыпивших любовников.


    Антонио Дзанки, 1670

    От картины исходит аура неудержимого эротизма - просто таки Эрос и Танатос.
    Она ему такая: "Ну что ж ты, дурачок, повёлся?).


    Григорио Лаццарини, 1700
    Жутко так, а она даже улыбается еле заметно.


    Джованни Батиста Пьяцетта, 1720


    Джованни Батиста Пьяцетта, 1745


    Филип ван Дейк, 1726

    Так что, мужчины, не стоит напиваться и засыпать в компании малознакомых женщин, особенно если собираетесь захватить их страну. А то проснетесь однажды, а голова на тумбочке!