Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Как заговором защититься и избавиться от наведенной порчи Молитва от воздействия черной магии
  • Выбираем благоприятное время
  • Услуги бесплатной белой магии Магическая помощь маг сам увидит проблему
  • Профессии по знаку зодиака
  • Самые полезные лекарственные травы Сроки хранения лекарственного сырья
  • Как знаки зодиака распределены по месяцам и числам
  • Описательный оборот слова цветок. Основные определения эвфемизмов и перифраз в лингвистике. Описательный оборот в материалах выпускных работ

    Описательный оборот слова цветок. Основные определения эвфемизмов и перифраз в лингвистике. Описательный оборот в материалах выпускных работ

    Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот – перифраз В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно взлетела у самых ног. Синонимы, текстовые синонимы В лесу встретили лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, но потом освоился.

    Слайд 6 из презентации «Изложение для ГИА» . Размер архива с презентацией 122 КБ.

    Русский язык 9 класс

    краткое содержание других презентаций

    «Изложение по русскому языку» - Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену. Настоящий прогресс. Иллюстративные примеры. Определить основную и избыточную информацию в тексте. Способы построения текста. Основные умения при написании изложения. Приёмы сжатия текста. Исходный текст. Основные навыки при написании изложения. Типичные ошибки пишущего изложение. Языковые приёмы сжатия текста.

    «Игра-конкурс по русскому языку» - Оценка. Ударения. Крылатые слова. Полученные знания. Фамилии. Названия. Конверты. Анабиоз. Кто быстрее. Верх. Конкурс. Антонимы. Слова. Грона. Угнетение. Словарь. Шутка. Синонимы. Делирий. Помощники. Обратимся к истокам. Русский язык. Значение. Советский языковед. Пастораль. Слова-образы. Материал. Заведующая библиотекой. Награды. Искры чувства.

    «Изложение для ГИА» - Антонимы. Умение слушать. Сократите текст. Сжатое изложение. Замена предложения. Информационная обработка текста. Описательный оборот. Сжатый текст. Отрывок текста. Бойцы. Приемы сжатия текста. Языковые приемы компрессии исходного текста. Дети ослабли от голода. Употребление личных местоимений. Морфологические средства связи предложений в тексте. Основные приемы компрессии текста. Время войны. Лексические средства связи предложений в тексте.

    «Как писать сочинение-рассуждение на ГИА» - Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе. Тезис. Композиция рассуждения. Аргументация. Специфические ошибки. Соответствие теме. Обьём работы. Чтение художественной литературы. Структура сочинения-рассуждения. Типичные ошибки.

    «Толковый словарь русского языка» - Словарь. Владимир Иванович Даль. Семантическое пространство. Мудрые слова. Картина мира неразрывно связана с человеком. Языковая картина. Рукобитье. Толковый словарь. Словарь, содержащий в себе слова и понятия. Толковый словарь живого великорусского языка. Словари бывают разные. Народ. Языковая картина мира. Мачта. Избран почётным членом Академии наук. Язык.

    «Правила правописания» - Определите тип предложений. Суффикс. Свободный диктант. Вопросы домашнего задания. Тема текста. Ответьте на вопросы. Роль сложных предложений в тексте. Правописание приставки. Проверьте себя. Основные виды сложных предложений. Книжное слово. Синтаксическая пятиминутка. Сложноподчинённые предложения. Люди любят природу. Еловые лапы. Приставки. Люди забыли эту истину. Найдите слово. Приемы сжатия текста.

    Задание 23 ЕГЭ 2015

    Задание 23 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе­ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек­сте приводит к неспособности строить собственное высказыва­ние на заданную тему, чему посвящено задание части С.

    Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

    Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

    · слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы

    · имя собственное - имя нарицатель­ное (офицер - Соболевский);

    · лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.

    · повтор грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения.

    · синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

    · противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

    · вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);

    союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

    · порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

    · слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

    · вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

    Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

    Ещё теория

    Средства связи предложений в тексте

    Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

    Лексические средства связи:

    1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

    Однокоренные слова

    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

    2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

    3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

    Описательные обороты

    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

    Грамматические средства связи:

    Личные местоимения

    1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

    2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

    1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

    Выучи все разряды местоимений: они могут встретиться в формулировке задания!

    Разряды местоимений
    Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
    Возвратное себя
    Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
    Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой
    Вопросительные Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Каковой?
    Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего
    Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др.
    Указательные тот, этот, такой, таков, столько
    Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

    3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

    4)союзы (преимущественно сочинительные)

    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы



    6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

    7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

    8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

    9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура . (Д.Лихачёв)

    Разберем задания

    23-1. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и наречия? Напишите номер этого предложения.

    (1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще - целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

    (По В. Сундакову)

    23-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

    (1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

    Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык

    Цели урока:

    Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

    Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.

    Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

    Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

    Ход урока:

    1 Организационный момент.

    2 Работа по теме урока.

    Вступительное слово учителя:

    Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

    Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

    Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете ? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

    Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.

    3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

    Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

    (текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

    Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

    А в двух последних? (слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

    Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

    (ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

    Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

    Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

    В литературе мы его называем перифразой(от греческого- окольная речь, пересказ

    Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

    Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

    4. Закрепление нового материала.

    1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты, которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.

    Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

    «Страна» довольна вами и просит помощи.

    Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

    Вот эти слова: -подснежник -роса -небо -лето.

    (учащиеся работают в парах)

    «Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

    Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

    Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

    Почему выбрали именно этот? (ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

    На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота:создание выразительного образа, дополнение характеристики.

    На доске через проектор –текст:

    Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

    Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

    (всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

    А какое значение имеют эти описательные обороты?

    (ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

    Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

    А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

    У Лукоморья дуб зеленый,

    Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)

    Откуда этот отрывок?

    А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»

    Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

    Задания (через проектор на доску)

    1.определить сказку.

    2.подготовиться к выразительному чтению

    3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

    4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение(какие предметы или названия заменяют? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)

    А теперь самое главное:

    Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

    (ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)

    Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

    Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

    Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

    Урок развития речи

    «ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

    Учитель Сергеева Г.А.

    Русский язык считается одним из красивейших и богатых языков мира. Как он выразителен и прекрасен. С легкостью можно использовать множество изобразительных средств для пышности и яркости фраз. Описательный оборот, примеры которого представлены в статье, является одним из таких средств.

    Что называется описательным оборотом?

    При рассказе о каком-либо предмете, явлении или человеке важно не злоупотреблять повторами. Избегать их помогают описательные обороты. Так называется устное выражение или письменное высказывание, употребленное вместо конкретного слова. При этом предмет не называется прямо. То, что речь идет именно о нем, дают понять изображения с характерными для этого предмета признаками, которые дает описательный оборот. Примеры: река - пресная артерия, снежинки - зимние мошки, весна - пора пробуждения .

    Выделяют образные и необразные обороты описания. Если образные несут на себе эстетическую нагрузку, то необразные лишь расширяют представление о предмете. Например, цветы жизни (дети), Голубая планета (земля), Третий Рим (Москва) - это образные описательные обороты; автор "Анны Карениной" (Л.Н. Толстой), город на Неве (Санкт-Петербург), модная столица Европы (Париж) - необразные обороты.

    Перифраз

    Выразительные возможности описательных оборотов давно привлекают поэтов и писателей. Такие конструкции широко употреблялись в эпоху классицизма, когда особенно тщательно подходили к отбору слов в произведениях высокого стиля. Например, М.В. Ломоносов применил описательный оборот в своем "Письме о пользе Стекла": "Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес". Так поэт назвал живопись. Литературоведами подобное выражение называется перифразой. Это употребленный в художественном произведении описательный оборот. Примеры из поэтических текстов: "унылая пора" (осень), "Петра творенье" (Санкт-Петербург), "свободная стихия" (море). Перифраз, наряду с метафорой, эпитетом, сравнением, определяется как троп, то есть выражение, усиливающее образность и экспрессивность языка.

    Описательные обороты в загадках

    Подобные конструкции расширяют кругозор, развивают эрудицию и словесно-логическое мышление, поэтому часто употребляются в загадках для детей. Предложения с описательным оборотом (примеры из загадок):

    • Птиц к югу отправляет, деревья раздевает;
    • на летнем солнышке подсох, его достанут из стручков;
    • чик-чирик - к зернышкам прыг;
    • хитрая и ловкая рыжая плутовка.

    При отгадывании загадок активизируется словарь ребенка, закрепляется умение выделять значимые признаки предметов. Значение загадок, представляющих собой предложения с описательными оборотами, в развитие ребенка очень велико. Она отражает сущность явлений или предметов, их особенные черты через простые, понятные ребенку слова, что имеет важное педагогическое значение. Загадки влияют на развитие любознательности детей, на их интерес к языку.

    Предложения с описательными оборотами

    Описательные обороты необходимы для создания наибольшей образности, а также для предотвращения тавтологии. Предложения с описательным оборотом, примеры которых представлены в таблице, порой носят экспрессивный, чрезмерно образный, деловой характер.

    Описательный оборот в тексте

    Как отмечено выше, конструкции описания выполняют экспрессивную функцию в предложениях, они употребляются в загадках и поэтических произведениях для создания большей образности. В публицистических текстах широко используется описательный оборот как лексическое средство связи.

    Внутри текста предложения связаны логически, грамматически, структурно и по смыслу. При передаче информации о каком-либо явлении, предмете, событии важно не увлечься употреблением форм одного и того же слова. Его необходимо заменить на местоимение или на описательный оборот. Примеры:

    • Картина "Итальянский полдень" наполнена красками солнечного Рима. Она изображает быт итальянцев. Шедевр мировой живописи был признан одной из лучших работ Карла Брюллова и подарен Государыне, жене Николая Первого. (Картина - она - шедевр)
    • Африка считается наиболее жарким континентом на планете. Около 90% ее почв непригодны для сельского хозяйства. Засушливые районы и пустыни Черного континента занимают более половины всей его территории. (Африка - ее - Черного континента)
    • Абу Даби по праву считается самым комфортным для проживания местом в мире. Город в пустыне чист и прекрасен. На его территории высажено восемьдесят миллионов пальм и чуть меньше (Абу Даби - Город в пустыне - на его)

    Наряду с местоимениями, союзами, вводными словами и другими грамматическими средствами связи, описательные обороты является Особенно часто их заключает в себе публицистический описательный текст. Примеры: Сицилия привлекает туристов своей уникальной природой, тысячелетней историей и самобытной культурой. Самый большой остров Средиземноморья хранит многовековую историю: Сиракузы - открытый для посещения город-музей, представляющий собой множество архитектурных памятников. Родина приглашает гостей в поход к кратеру, который безопасен, так как за ним ведется круглосуточное наблюдение. Окруженный тремя морями кусочек природной благодати и его столица Палермо привлекательны для туристов и другими развлечениями: рыбалкой, пляжами, походами по магазинам, парками аттракционов.

    Описательный оборот в материалах выпускных работ

    Экзаменационная работа по русскому языку рассчитана на обучающихся, уверенно овладевших правилами и нормами языка. В ней встречаются и задания на нахождение описательного оборота. Это задания повышенной трудности, где из списка изобразительных средств нужно выбрать только те, которые были использованы в тексте.

    - (греч.). 1) околичность; риторическая фигура, заменяющая прямое выражение другим окольным, делающим слог тяжелым, непонятным; описательная форма выражения чего либо. 2) выражение той же мысли иными словами. Словарь иностранных слов, вошедших в… …

    ПЕРИФРАЗ(А) [гр. periphrasis окольная речь] филол. описательное, непрямое выражение смысла (напр., «Северная Пальмира» вм. «Санкт Петербург», «ваш покорный слуга» вм. «я»). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПЕРИФРАЗА см. ПАРАФРАЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЗАГАДЫВАТЬ, загадать что, задумывать, замышлять; предлагать неизвестное на решенье себе самому, иному, или гаданью, ворожбе. Не загадывай в год, а загадывай в рот. Далеко вперед не загадывай. Отгадай, что я загадал? Загадай загадку. Я загадывал… … Толковый словарь Даля

    Жен., лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Это что за фигура? что за человек. | Изображенье, очерк вещи, подобие. Облака принимают иногда… … Толковый словарь Даля

    Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

    См. намек без обиняков... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обиняк сущ., кол во синонимов: 4 загадка … Словарь синонимов

    пери-

    перифраза - ы, ж. и перифра/з, а, м., лит. Описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета. Примеры перифраз: царь зверей (вместо лев), небесная лампада (вместо луна), погрузился в сон (вместо… … Популярный словарь русского языка

    пери- - (гп) περί образует слова со значением около, рядом, возле, кругом, вокруг. перигей точка орбиты Луны или искусственного спутника, ближайшая к Земле (противоп. апогей) периметр размер «окружности» фигуры период время обращения по кругу периферия… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

    ОКОЛЕСИТЬ, (обколесить) свет, обколозить зап. объехать, объездить, побывать всюду. Я обколесил Русь. ?? Мы обколесоли версты три, объехали, окружили, сделали лишку. Околеситься чем, окружиться, обгородиться, обставиться. ?? Новое колесо или ось… … Толковый словарь Даля