Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • От средневековья к новому времени поурочные разработки. Конспект урока "От средневековья к новому времени.". План изучения нового материала

    От средневековья к новому времени поурочные разработки. Конспект урока

    «Новой историей» в исторической науке называют промежуток времени между историей средних веков и новейшей историей , то есть историей современности. Этот термин, как и термин «средние века», ввели в историческую науку гуманисты шестнадцатого века. Они считали, что стоят у истоков нового времени, под которым они понимали время Возрождения духовных ценностей Античности, которые, по их мнению, были забыты после падения Западной Римской империи. Термин прижился, но понимание его с течением времени менялось. Постепенно стало ясно, что суть нового времени в зарождении нового типа цивилизации, впитавшей все ценное как из античного мира, так и из европейского средневековья.

    Новое время характеризуется ростом индивидуализма, секуляризацией, то есть «обмирщением» сознания, складыванием новых экономических и политических отношений. Это время экспансии европейской цивилизации в другие регионы мира. Это время индустриализации и бурного развития капиталистических отношений в экономике. Это время слома феодальных отношений, основанных на личной преданности и зависимости, и перехода к новому типу отношений, регулируемому законом и договорами. Это время постепенного осознания прав отдельной человеческой личности, время складывания и развития той системы ценностей , которые сейчас называются «общечеловеческими». Это время конфликтов между странами и цивилизациями, вызванные причинами, которых не было в древнем и средневековом мире: борьба за источники сырья для промышленного производства, то есть создания крупных предприятий (фабрик и заводов), борьба за рынки сбыта промышленной продукции. Это время становления национального самосознания многих народов, ведения ими борьбы за свою национальную независимость. Это время, когда темпы научного, технического, экономического, социального развития ускорились настолько, что человечество всего за четыреста лет сделало рывок вперед, сопоставимый с путем, пройденным за все предыдущие тысячелетия своей истории.

    Относительно того, когда закончился, и, особенно, когда начался исторический период, называемый «новым временем», ученые до сих пор спорят. И это неудивительно: с одной стороны, многие приметы нового времени можно проследить, уже начиная с тринадцатого – четырнадцатого веков. Это, например: 1) постепенная переориентация торговли на целенаправленное получение прибыли (а не только на приобретение нужных товаров или сбыт случайных излишков); 2) зарождение товарного производства и кредитно-банковской системы ; 3) появление сословно-представительских органов власти; 4) принятие законов, ограничивающих власть королей и крупных феодалов.

    С другой стороны, многие типично средневековые черты в европейских странах сохранялись вплоть до начала двадцатого века. Это феодальная раздробленность, личная зависимость крестьян и даже суды инквизиции.

    В нашей стране долгое время была принята так называемая «теория общественно-экономических формаций», созданная историками-марксистами. Согласно этой теории, каждой исторической эпохе соответствует свой «способ производства»: древнему миру – рабовладельческий, средним векам – феодальный, новому времени – капиталистический. Новейшее время считалось временем «загнивания капитализма» и постепенного перехода к коммунизму. Согласно этой теории, хронологические рамки нового времени определялись между одна тысяча шестьсот сороковым годом и одна тысяча девятьсот восемнадцатым годом. Одна тысяча шестьсот сороковой год – это год начала Английской буржуазной революции, когда, по мнению советских историков, капиталистический способ производства впервые возобладал над феодальным в масштабах целой страны. Одна тысяча девятьсот восемнадцатый год – это год окончания Первой мировой войны, которая была, по мнению историков-марксистов, последней «империалистической» войной, то есть войной между капиталистическими державами за передел мира. К тому же в одна тысяча девятьсот семнадцатом году в России произошла Октябрьская революция, считавшаяся началом перехода от капитализма к социализму, а затем и к коммунизму.

    Западные ученые придерживались несколько иных позиций. Они считали, что новое время началось почти на полтора века раньше, в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века. Советские историки в принципе соглашались с ними , признавая, что шестнадцатый век – это как бы переходный период от средневековья к новому времени. Иногда этот век называют «поздним средневековьем», иногда – «ранним новым временем».

    Сейчас в исторической науке преобладает точка зрения, что новое время началось с эры Великих географических открытий, положивших начало распространению европейской цивилизации по всему Земному шару. Величайшим же из Великих географических открытий было, несомненно, открытие Колумбом Нового света, то есть Американского континента. Поэтому условно датой начала нового времени можно считать одна тысяча четыреста девяносто второй год. Концом же этой эпохи и началом новейшей истории считают теперь одна тысяча девятьсот четырнадцатый год, год начала Первой мировой войны. Это была война совершенно нового типа: впервые она велась во всемирном масштабе, с применением новейшей техники, на протяженных фронтах, массовыми армиями. Кроме того, эта война вызвала к жизни ряд важнейших общественных процессов, потрясших основы капиталистического строя и заставивших правительства ведущих мировых держав всерьез задуматься о необходимости его коренного реформирования. Социальные революции, спровоцированные Первой мировой войной, привели к тому, что капитализм изменился , вступил в новую стадию своего развития, которая, по мнению многих современных ученых, ведет к формированию нового типа общества, условно называемого «постиндустриальным».

    Для самого же нового времени характерен процесс «индустриальной революции». Цивилизации древнего мира и средних веков были цивилизациями аграрными. Они целиком зависели от сельскохозяйственного производства. Социальное положение человека, его значение в обществе определялись в основном тем, являлся ли он собственником земли или только ее держателем, обрабатывал ли землю сам или был в состоянии заставить других делать это за себя. Основным источником доходов являлась феодальная земельная рента. Промышленного производства как такового не существовало, зато были распространены ремёсла, назначением которых было обеспечение довольно скромных потребностей человека в одежде, орудиях труда, оружии, предметах роскоши. Для аграрных цивилизаций характерны крайне медленные темпы развития. Социальные отношения, научные взгляды, средства производства, технологии не менялись на протяжении веков и тысячелетий. Развитие происходило в основном экстенсивным путем – за счет освоения новых территорий, увеличения количества работающих.

    Новое время - время господства индустриальной цивилизации. На первый план выходит товарное производство. Основной тенденцией становится стремление получить прибыль . Это стремление стимулировало бурное развитие промышленности, а, следовательно, технологии и науки: видь для того, чтобы получить больше товаров, необходимо совершенствовать производство. Развивались и социальные отношения. Все большее количество людей занималось квалифицированным трудом, требующим определенных знаний. Следовательно, они становились более грамотными, образованными, начинали осознавать свои права и отстаивать их. Ушла в прошлое личная зависимость, труд стал наемным. Власть имущие вынуждены были считаться с требованиями наемных рабочих и совершенствовать систему социальных отношений. Этот процесс происходил болезненно и привел к ряду кровавых потрясений, но результатом его стало признание равенства всех перед законом. В целом для индустриальной цивилизации характерно бурное всестороннее развитие, происходящее в основном по интенсивному пути.

    Изучая историю нового времени, мы будем придерживаться современной периодизации , согласно которой «новое время» ограничивается периодом с одна тысяча четыреста девяносто второго по одна тысяча девятьсот четырнадцатый год. Кроме того, саму эпоху нового времени имеет смысл разделить на два периода, граница между которыми - это конец восемнадцатого века, Великая Французская революция.

    Во время первого периода нового времени происходит первоначальное складывание нового типа социально-экономических отношений, названных «буржуазными», и постепенное вытеснение ими старых, феодальных отношений. В наиболее развитых странах происходят первые промышленные революции, а система международных отношений строится на «дележе» вновь открытых земель между ведущими державами.

    Второй период, охватывающий девятнадцатый век, - это время утверждения и бурного развития буржуазных отношений, эпоха расцвета индустриальной цивилизации сырьевых ресурсов и рынков сбыта между государствами, вырвавшимися вперед в своем развитии.

    Говоря о хронологических рамках нового времени, следует хорошо помнить, что дата «одна тысяча четыреста девяносто второй год», как дата начала «новой истории», достаточно условна. Строго говоря, открытие Америки Колумбом было лишь завершением ряда крупных событий , произошедших на протяжении пятнадцатого века и ознаменовавших собой завершение тысячелетней эпохи средневековья. Каждое из этих событий подводило итог процессам и явлениям, характерным для Средних веков и одновременно являлось предвестником наступления новой эпохи.

    Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда Средние века сменились Новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма.

    Закат Средневековья начался с XV века. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира.

    В XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом-предпринимателем. Наступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля теперь связывала целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей.

    Это не означает, что Средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранились гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор новым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство – инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием.

    Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезла до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне.

    Тем не менее, с XV в. кардинальные изменения охватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации.

    В XVI–XVII вв. привычная средневековая картина мира стала разрушаться и на белорусских землях. Наши земли максимально приблизились к ценностям Нового времени: в городах формируется новая трудовая этика, деньгам придается статус самодостаточной стоимости. Ростовщичеством в XVI в. начинают заниматься не только горожане, но и духовные лица и шляхта. Согласно III Статуту занятие ростовщичеством шляхтичем лишало его шляхетства.

    Нищенство начинает трактоваться как явление, допустимое только при потере человеком трудоспособности.

    Этот период стал временем как окончательного оформления института шляхетских «золотых вольностей», так и полного усвоения белорусским мещанством правовой концепции «bohum commune». Важнейшей приметой XVI в. является религиозная толерантность и мирное сосуществование православных, протестантов и католиков. Однако нараставшие процессы конфессионализации и контрреформации привели к нарушению конфессионального равновесия и в результате реализации Брестской церковной унии привели к острому религиозному конфликту в белорусском обществе. Во вт. пол. XVII в. была закреплена полная победа контрреформации. Речь Посполитая превратилась в католическую державу через тотальную правовую дискриминацию некатолического населения.

    Кардинальные изменения произошли и в этнической самоидентификации белорусской элиты. Именно в XVI – пер. пол. XVII вв. происходит насыщение термина «русин» этническим содержанием, вырабатываются новые критерии самоидентичности, среди которых важнейшими становятся язык и этническое происхождение, а не религиозная принадлежность.

    Соглашение

    Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

    Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

    Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

    Запрещается использовать чужие данные;

    Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

    Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

    1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

    1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

    1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

    4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

    4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

    4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

    4.4. Угрозы в адрес участников форума.

    4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

    4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

    4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

    4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

    5.1. Мат и ненормативная лексика.

    5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

    5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

    5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

    5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

    5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

    5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

    5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

    5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

    5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

    6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

    6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

    6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

    6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

    6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

    6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

    7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

    7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

    7.4. Удаление учетной записи.

    7.5. Блокировка IP.

    8. Примечания

    8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

    8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

    8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

    8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

    9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

    Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

    Цели урока:

    1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

    2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

    3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

    Тип урока: комбинированный.

    Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

    Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

    Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

    Ход урока:

    I. Организационный момент (приветствие).

    II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

    1. Фронтальная беседа с классом.

    Давайте вспомним:

    Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? (Средневековье).

    Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

    Какой период охватывает история средних веков? (4,5 – 15 вв. н.э.)

    Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

    Что такое «феод»? (Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

    Кто такой Феодал? (Крупный землевладелец)

    Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

    - Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

    Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

    Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

    Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Казни, пытки, ссылки….)

    Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

    - Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? (Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

    Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

    2. Работа с картой.

    Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие, и показать эту страну на карте.

    1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция.)

    2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

    3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

    4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

    5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)

    Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

    III . Изучение новой темы постановка проблемного вопроса.

    Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться со следующим периодом всеобщей истории, который называют новое время или новая истории .

    Слайд 3. Тема урока и план

    1. Понятие и периодизация нового времени.

    2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

    3. Человек нового времени.

    На доске записан проблемный вопрос, на который учитель обращает внимание учеников:

    - Определите, какие явления в обществе позволили людям в XVI

    Рассмотрение первого вопроса.

    Слайд 4. Новое время (или новая история) - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

    Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.

    Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

    Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

    Когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

    Когда разрушается традиционное общество;

    Когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.

    Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).

    Рассмотрение второго вопроса.

    Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

    В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

    Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

    Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

    В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

    Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

    Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

    Рассмотрение третьего вопроса.

    Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

    - «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)

    -«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).

    Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

    Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV-XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

    IV . Закрепление.

    Слайд 8.

    1. Дайте определение понятию новое время.

    2. Назовите хронологические рамки нового времени.

    3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

    4.Объясните понятия:традиции, ценности, технологии.

    5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

    V . Подведение итогов работы.

    «В XVI-XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники - это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI-XVIII вв. - это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».
    Д.з. Составить сравнительную таблицу, нового времени и средневековья.