Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Свинец Водородный показатель рН
  • Математические головоломки, игры и их применение на уроках математики Математические головоломки несложные
  • Биография хюррем. Биография роксоланы. Роль Роксоланы в культуре
  • Устройство сложения чисел блеза паскаля
  • Исследовательская работа "книги в повседневной жизни" Предмет исследования: чтение книг
  • Книга и ее чтение в жизни человека исследовательская работа по литературе Предмет исследования: чтение книг
  • Дневник научно-исследовательской работы. "дневник исследовательской деятельности" Дневник исследования ученика по научному проекту образец

    Дневник научно-исследовательской работы.

    Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Дворец творчества детей и молодёжи»

    для педагогов дополнительного образования

    и юных исследователей

    «Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»

    Подготовила

    Кайгородцева Наталия Александровна,

    педагог дополнительного образования

    По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки

    Паспорт учебного проекта

    (как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).

    2. Возраст

    3. Руководитель проекта

    4. Консультант(ы)

    5.Тема проекта

    6.Проблема проекта

    7. Актуальность исследования

    8.Цели проекта

    9. Задачи проекта

    10. Методы, использованные в работе над проектом

    11. Продукт проекта (образ будущего результата)

    12. План выполнения проекта

    Этап

    Срок

    13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)

    14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)

    15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта

    Компоненты исследования

    Тема - область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т. е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования - почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

    Актуальность исследования - это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

    Проблема - это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

    Объект исследования - та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

    Предмет исследования - это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.

    Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель - это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.

    Задачи - поэтапное достижение цели. Задачи - это как мы будем достигать цель исследования.

    Гипотеза исследования - предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.

    Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности

    План исследования - определение последовательности и условий проведения исследования.

    Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!

    Вопрос

    Ответ

    Почему выбрана эта тема проекта?

    Проблема проекта

    Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

    Цель проекта

    Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

    Задачи проекта

    Как ты будешь решать поставленные задачи?

    Методы работы над проектом

    Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

    Перечисление основных этапов работы

    Когда ты будешь это делать?

    Определение сроков работы

    Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться?

    Выявление имеющихся ресурсов

    Дневник работы над проектом

    На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.

    Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.

    Название (тема) проекта___________________________________________________ Проблема, решаемая проектом_____________________________________________ Почему этот проект важен для меня_________________________________________ Девиз проекта___________________________________________________________ Цель проекта____________________________________________________________ Задачи проекта__________________________________________________________ Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________ Образ будущего результата (продукт проекта) Что я сделал (описание полученного результата)______________________________________________________________ Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)________________________________________________________________ Что не получилось _______________________________________________________ План презентации результата проектной деятельности_________________________ Список источников информации, использованных в проектной деятельности____________________________________________________________ Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта_________________________________________________________________

    16. Оценка проекта педагогом____________________________

    Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.

    Список использованной литературы

    Колесников проектной деятельности школьника. – Киров, 2009 Ступницкая педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009

    (или «Как работать над исследованием»)

    Уважаемые старшеклассники.

    Этот дневник поможет вам работать над своим исследованием. Ваше исследование, конечно, будет отличаться от исследования ученого. Но вы, как и настоящие ученые, пройдете путём открытия новых для себя знаний.

    Всё о чём в дальнейшем пойдёт речь вам необходимо записывать любым удобным способом – на бумаге или компьютере, телефоне или планшете. Главное, чтобы материал работы над исследованием всегда был под рукой. Ведь светлые мысли могут посетить вас в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. Ваша задача вовремя ухватить и записать их для дальнейшего размышления и изучения. (Ведь именно так поступают все настоящие исследователи.)

    Первое над чем надо подумать, приступая к работе над исследованием – ТЕМА.

    I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Выбирая тему исследования, вы должны исходить из своих интересов: что интересно вам узнать, как тема исследования будет связана с вашей дальнейшей учёбой и т.п.

    II. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.

    Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы проводите это исследование.

    Запиши цель своего исследования:

    Например :

    Цель исследования: Хочу понять, почему бабочки такие красивые?

    Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи указывают основные шаги.

    Перечисли задачи своего исследования: _________________________________________________________________________

    Например:

    Задачи моего исследования:

    1. Выяснить, все ли бабочки красивые.

    2. Чем питаются бабочки.

    3. Где обитают бабочки.

    4. Какие существуют мифы и легенды о бабочках.

    III. ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ

    Гипотеза – это предположение, догадка, рассуждение, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения чего-либо. Обычно гипотезы начинаются словами:

    - предположим…

    - возможно…

    - допустим…

    - что, если…

    Запиши гипотезы своего исследования. __________________________________________________________________________________

    Например:

    - возможно, бабочки такие красивые, потому что питаются нектаром цветов

    - предположим , что красота бабочек связана со средой их обитания

    - что, если внешний вид бабочек – это способ выживания.

    - допустим , что красивы только дневные бабочки.

    IV.СОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

    Эту часть работы целесообразно сделать совместно с педагогом, курирующим твою работу.

    В каждой исследовательской работе есть введение, 2-3 главы, заключение и список литературы.

    Следует проговорить с педагогом, сколько глав будет в твоем исследовании. Чему они будут посвящены.

    Когда все уточнения в план будут внесены, определись с приблизительными сроками работы над каждым этапом исследования.

    В этом тебе поможет следующая таблица (ты вправе вносить в неё свои пункты:

    Этап работы над исследованием К кому обратиться за помощью Примерный срок реализации
    I.Уточнить тему исследования. Руководитель проекта
    II.Определить цели и задачи. Руководитель проекта Педагог-наставник
    III. Выдвинуть гипотезу исследования.
    IV.Составить план исследования. Педагог-наставник Руководитель проекта
    V.Сбор информации:
    1) научная информация
    2) художественная
    литература
    3) интернет ресурсы
    4) кино- и телефильмы
    5) мнения специалиста Специалист, в изучаемой области
    VI.Написать текст исследования Педагог-наставник
    VII.Подготовить презентацию
    VIII.Подготовиться к защите
    IX. Рефлексия Педагог-наставник Руководитель проекта

    V. СБОР ИНФОРМАЦИИ

    1. Познакомиться с научной литературой.

    Составь список книг из твоей личной или школьной библиотеки, которые, на твой взгляд, помогут в работе над исследованием. Покажи список педагогу, курирующему твою работу, и дополни его книгами, предложенными им.

    Собирая научные сведения, всегда записывай автора, название и выпускные данные изучаемой книги (издательство и год выпуска).

    Если возникнет желание использовать тот или иной отрывок из изучаемого произведения, обязательно запиши номера страниц, на которых располагается понравившийся тебе отрывок. Это необходимо для грамотного составления сносок и списка используемой литературы.

    2 . Познакомиться с художественной литературой, если того требует тема твоего исследования.

    3. Воспользоваться интернет ресурсами по изучаемой теме.

    4 . Познакомиться с кино- и телефильмами.

    5. Обратиться к специалистам.

    Обратившись к специалистам, если есть такая возможность, запиши их рассуждения и обязательно сделай ссылку на их компетентное мнение в тексте своего исследования.

    VI. НАПИСАТЬ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    После того, как все необходимые сведения собраны, сделаны все необходимые выписки из книг, записаны мнения специалистов, надо написать текст своего исследования.

    Обратите внимание на то, что текст может неоднократно меняться. Отнесись внимательно к замечаниям, курирующего педагога, и старайся четко выполнять его рекомендации.

    Проверьте, чтобы текст вашего исследования соответствовал всем требованиям, предъявляемым к подобной работе.

    Остановись на следующих ключевых моментах:

    Обоснование темы.

    Цели и задачи исследования.

    Гипотезы.

    План исследования.

    Результаты исследования.

    Выводы, сделанные по результатам исследования.

    Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении.

    На этом пункте надо остановиться подробнее, поскольку для настоящего исследователя завершение одной работы – это начало новой работы, нового исследования. Поэтому обязательно отметьте, что и в каких направлениях надо исследовать в дальнейшем.

    VII. ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

    Подготовить презентацию – это не только собрать картинки, которые проиллюстрируют ваше исследование. Это ещё и подготовить текст выступления. Помните, что для выступления надо взять только самое важное. Главная ошибка всех начинающих исследователей – «объять необъятное». Не надо пытаться рассказать обо всем, что вам удалось сделать. Ведь на презентацию отводится всего 7 минут.

    VIII. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Самый идеальный вариант – выучить «назубок» текст своего выступления. Очень портит впечатление безотрывное смотрение выступающего в текст сообщения. Таким образом, вы даете повод усомниться в самостоятельности вашей работы. Подсказкой для вас будут слайды презентации. Не волнуйтесь, и смело рассказывайте о той огромной работе, которую вы проделывали на протяжении нескольких месяцев.

    В конце защиты всегда следуют вопросы. Конечно, невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы, но предположить многие из них можно. Как правило, вопросы «из зала» касаются ключевых понятий и выводов, сделанных вами в ходе исследования.

    Обязательно благодарите того, кто задал вам вопрос. Этого требует элементарная этика публичных выступлений. Ведь человек проявил интерес к вашему выступлению, что само по себе заслуживает благодарности с вашей стороны.


    Студентки КРАСИКОВА ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

    Направление подготовки: «Социальная работа» Курс _2_

    Профиль подготовки: «Социальная работа в системе социальных служб»

    Страницы

    Вводная часть

    Индивидуальный план работы студента на период практики

    Дневник прохождения практики

    Отчет о практике

    Задание 1. Эссе

    Задание 2. Методологический аппарат исследования

    Задание 3. Библиография

    Задание 4. Анализ научной статьи

    Задание 5. Методика наблюдения

    Задание 6. Опросный лист

    Задание 7. Реферат

    Задание 8. Глоссарий

    Задание 9. Эмпирическое исследование

    Задание 10. Аналитический отчет

    Характеристика-отзыв с базы практики

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель практики от университета

    ________________________ А.Ю. Гольцов

    Руководитель практики от организации

    ________________________ Д.Красикова

    Индивидуальный план работы студента 2 курса заочного отделения направления подготовки «Социальная работа»

    Красиковой Дарьи Васильевной на период учебной практики: 10.03.2014 – 23.03.2014

    Организация: Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО»

    день недели

    понедельник

    Ознакомление с задачами и организацией производственной практики, с правилами внутреннего трудового распорядка. Знакомство с коллегами по работе, формирование взаимоотношений с ними и руководителем практики. Определение направлений и места прохождения производственной практики

    В ходе участия в общей планерке организации я познакомилась с руководством организации и другими сотрудниками, которые работают по проектам и т.д. руководителем практики был проведен инструктаж по правилам внутреннего распорядка, ТБ, ознакомлена с инструкциями организации

    Знакомство с типом организации. Изучение нормативно-правовой документации организации

    Вместе с другими студентами, которые проходят практику, ознакомилась с основными документами организации (Устав, положения), в ходе презентации ролика организации ознакомилась с основными направлениями БелАЮ

    Участие в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ «ЮНЕСКО: Образование. Наука. Культура»

    Участвовала в подготовке мероприятия по подведению итогов конкурса проектных работ

    Изучение опыта реабилитационной деятельности по программе «Исцеляющая магия». Беседа с руководителем программы о специфике «Исцеляющей магии», контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между волонтером и клиентом

    Изучала опытареабилитационной деятельности

    Работа над научно-исследовательской работой

    Работаа над научно-исследовательской работой

    понедельник

    Изучение специфики и деятельности проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

    Изучала специфики и деятельности проектов

    Участие в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

    Участвовала в подготовке тренинга для социальных работников по формированию компетенций в рамках проекта «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь - 3»

    Изучение специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте обслуживаемых, специфике услуг, условиях их предоставления, взаимоотношениях, которые складываются между социальным работником и клиентом

    Изучала специфики проекта «Доступное и качественное консультирование и тестирование на ВИЧ подростков групп риска».

    Изучение специфики проекта «Возраст в действии». Беседа с административным персоналом проекта, контингенте участников проекта, специфике услуг, условиях их предоставления

    Изучала специфики проекта «Возраст в действии».

    Работа над научно-исследовательской работой.

    Анализ и обработка изученного материала, подготовка отчета, оформление дневниковых записей.

    Работала над научно-исследовательской работой

    ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

    Учебное пособие для учащихся

    «Образован не тот, кто много знает,

    а тот, кто хочет много знать и

    кто умеет добывать эти знания»

    В.П.Вахтеров

    Мирнова Марина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического Института Южного Федерального Университета, учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование»;

    «Если ученик не научился сам ничего творить,

    то и в жизни он всегда будет только подражать,

    копировать, так как мало таких, которые бы,

    научившись копировать, умели делать

    самостоятельно приложение этих сведений»

    Л.Н. Толстой

    В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.

    Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник. Что он из себя представляет?

    По опыту работы предшествующих лет в качестве дневника лучше использовать общую тетрадь формата А4 со сшитыми, либо склеенными листами (только не на кольцах). Имеющуюся тетрадь разделите на несколько глав:

    1. Выбор темы исследований . В этой главе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность (объем свободного места около 5 листов).

    2. Степень изученности проблемы

    3. Методы исследования . В этой части дневника постарайтесь привести библиографический список литературы, связанной с методами исследований и подробно опишите все используемые Вами методы анализа.

    4. Полученные результаты – самая объемная часть тетради, поскольку именно здесь Вы будете отмечать все результаты Ваших экспериментов. Если Вы выполняете некоторые анализы (особенно с использованием физико-химических методов) вклейте полученные схемы, результаты или их копии в тетрадь, а потом поместите таблицы, графики, описывающие их.

    5. Обсуждение полученных результатов . Для юного исследователя самая трудная часть описать полученные результаты. Поэтому, часто руководители идут на поводу у учащихся, делая за них эту сложную работу и допуская при этом очень большую ошибку. Ребенок никогда не овладеет научным языком, не научиться сам описывать свои данные, он не будет «чувствовать» свою работу. Поэтому, первый вариант этой части должен быть обязательно написан юным исследователем, а уже потом подвергаться правке со стороны научного руководителя или консультанта. Причем, взрослым необходимо помочь ребенку расставить приоритеты, осветить все полученные результаты (особенно если работа выполнялась не один год). У нас нет отрицательных результатов – все результаты важны. Если что-то не укладывается в предлагаемую Вами концепцию – проконсультируйтесь, а не выбрасывайте материал.

    6. Выводы. Попытайтесь подумать, что же важного Вы получили в результате этой работы. Важного для Вас, для Ваших товарищей, родителей, учителей и т.д. Сформулируйте не более 3-4 таких позиций. Обязательно, проконсультируйтесь либо с Вашим научным руководителем, либо с консультантом, поскольку это очень важная часть работы

    7. Практические рекомендации . А где можно использовать результаты Вашего исследования? Может быть, Вы сможете дать какие-нибудь рекомендации администрации школы? Или района где Вы живете? Следует отметить, что эта часть очень важна для оценки работы экспертами.

    Правильное и своевременное оформление «Дневника исследователя» очень важно, как для объективной оценки Вашей работы, так и для сохранности полученных Вами результатов. А вдруг Вы продолжите исследования в ВУЗе? Или эта часть войдет в вашу кандидатскую диссертацию?

    Удачи Вам! Давайте расти вместе!

    ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Для начала, мы познакомим Вас с этапами выполнения исследовательской работы, которые вы должны спланировать с вашим руководителем заранее и проставить даты.

    Деятельность

    педагога

    Этапы выполнения исследовательской работы

    Деятельность учащегося

    Дата

    Предлагает

    Ставит проблему

    Консультирует

    Наблюдает

    Советует

    Помогает

    Уточняет

    Проверяет

    Дополняет

    Обобщает

    Контролирует

    Следит

    Участвует в оценке

    проекта

    I . Подготовка к исследованию

      Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

      Определение объекта и предмета исследования.

      Выделение основных понятий темы.

      Изучение литературы по теме исследования.

      Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования.

    Анализирует

    Сравнивает

    Выбирает

    Исследует

    Изучает

    Формирует

    Конспектирует

    Рисует

    Чертит

    Генерирует идеи

    Разрабатывает

    Определяет

    Подсчитывает

    Контролирует

    Оформляет

    Защищает

    проект

    II . Проведение исследования

      Подбор методик исследования

      Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

      Анализ исследования, выводы по эксперименту.

    III . Оформление исследования

      Написание введения, основной части работы и заключения.

      Оформление титульного листа.

      Составление списка литературы.

      Составление списка иллюстраций.

      Составление приложений.

    IV . Защита работы

      Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

      Подготовка доклада и мультимедийной презентации для публичной защиты.

    РАЗДЕЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Обратите внимание!

    Исследовательская

    работа состоит из разделов

      Введение (отражены актуальность проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи)

      Основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

      Выводы (содержатся итоги работы)

      Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)

      Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, фотографий и т.д.)

    Прежде чем преступить к работе, надо поставить проблему, и выбрать тему исследования.

    Постановка проблемы и выбор темы исследований

    В этом разделе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность

    Постановка проблемы

    От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

    Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание, на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

    Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения.

    Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

    ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

    Тема – отражает характерные черты проблемы.

    Что бы определиться с темой попытайтесь ответить для начала на следующие вопросы, это поможет "подтолкнуть" вас к правильному выбору:

    Что мне интересно больше всего?

    Чем я хочу заниматься в первую очередь?

    _____________________________________________________________

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    _____________________________________________________________

    По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

    _____________________________________________________________

    О чём хотелось бы узнать как можно больше?

    _____________________________________________________________

    Чем я мог бы гордиться?

    ______________________________________________________________

    Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

    Тема может быть:

      Фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

      Экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;

      Изобретательской;

      Теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

    1. ВВЕДЕНИЕ

    В этом разделе, обычно не превышающем 1-2 страницы, описывают степень изученности проблемы другими авторами, ее актуальность, цели и задачи, гипотеза. Во введении желательно обосновать выбор объекта исследования и его предмет.

    Объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

    Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание.

    Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, которая изучается. Так, человек – объект изучения многих областей (наук): медицины, психологии, демографии, философии и т.д. Но каждая из них изучает в человеке разные стороны.

    Предмет исследования медицины – строение и физиологические процессы, философии – мировоззрение человека, а демографии – численность его популяции. Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство объекта.

    Основные компоненты введения

      Актуальность (новизна, практическая значимость)

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Цель

      Задачи

    АКТУАЛЬНОСТЬ - новизна, пояснение причин выбора данной темы для исследования.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- явление или предмет, на которые направлена чья либо деятельность или внимание

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ это конкретная часть объекта, которая изучается

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ГИПОТЕЗА- НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКИХ ЛИБО ЯВЛЕНИЙ И ТРЕБУЮЩЕЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ( формулируется например, если бы……….то…..)

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

    Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования

    ЦЕЛЬ - планируемый результат исследования, который формулируется через постановку глаголов:

      Выявление…

      Исследование…

      Оценка…

      Анализ…

      Разработка…

      Изучение

    ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.

    Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

    ЗАДАЧИ -

      Выявить…

      Разработать…

      Установить…

      Изучить…

      Провести…

      Решить…

      Проанализировать…

      Обобщить…

    Теперь изучите степень изученности проблемы.

    Степень изученности проблемы . Здесь следует привести план по поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи лучше скопировать, либо распечатать - помещать их в дневник не обязательно, но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на правильность оформления этого списка.

    Запиши литературу которой пользуешься___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Составь план работы

    Организация исследования включает в себя следующие этапы.

    1.Подумать самостоятельно:

    Что я об этом знаю?

    Какие мысли я могу высказать про это?

    Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

    2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

    3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

    6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

    2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

    (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

    Теоретический раздел (МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ)

    Этот раздел пишут так, чтобы читатель, при необходимости мог повторить данную работу, а так же был в состоянии судить, насколько велик и репрезентативен собранный материал, каковы возможные источники ошибок при сборе материала, обработке и интерпретации данных. В связи с этим в разделе указывают: когда, где и при каких условиях был собран данный материал, описывают способы получения и фиксации данных, способы обработки собранного материала. Если исследования проводили по стандартной методике, то лишь указывают ее название и дают ссылку на источник, в котором она подробно описана. Модифицированные и оригинальные методики описывают подробно, обосновывая необходимость применения именно этих способов получения информации. Здесь же перечисляют приборы и инструменты, которыми пользовались, указывают точность измерений и объем собранного материала.

    Выбор методов

    Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

    МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

      анализ

      синтез

      аналогия

      измерение

      наблюдение

      эксперимент моделирование

      классификация

    В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

    В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

    Изучение литературы

    Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками.

    В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой.

    Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

    Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов.

    Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко.

    Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная дача.

    ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ

    В зависимости от целей и задач работы этот раздел может сильно варьировать по объему. Обычно здесь дают краткую физико-географическую характеристику местности, в которой проходили исследования и описание растительности. Здесь же можно привести и подробные описания полигонов, площадок, учетных линий, маршрутов и т.п., но обычно их располагают в следующем разделе.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ

    Это основной раздел, в нем подробно излагают результаты исследования. Основное за чем необходимо следить при описании результатов – это однозначность их понимания при прочтении. Приводить в тексте нужно только те данные, которые далее будут затронуты в обсуждении. (Последнее не относится к отчету, где обсуждение, как таковое, нередко отсутствует.)

    При написании этого раздела следите за логикой изложения, двигаясь от простого к сложному, группируя однородный материал в логические «блоки». При необходимости полезно выделить подразделы.

    При написании раздела «Результаты» применяют иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, схемы и т.п.), но его используют не для украшения работы, а исключительно как способ более тонкой, логичной и компактной подачи материала. Помните – громоздкие «результаты» свидетельствуют о недостаточно качественно проведенной обработке.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Этот раздел включает в себя решение вопросов, которые поставлены в разделе «введение», сопоставление материалов изложенных в подразделах «результатов» между собой, а также с ранее опубликованными данными других авторов.

    В итоге выявляют общие закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Если позволяют силы, то здесь же полезно оценить место полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу исследований теориям, гипотезам.

      ВЫВОДЫ

    четко сформулированные, обычно пронумерованные итоги «обсуждения».

    Стандартная ошибка – приведение в разделе «выводы» конспективного изложения «результатов». Если четких выводов сделать не удалось, а это случается весьма часто, особенно при непродолжительных исследованиях, то пишут «общие закономерности» или «резюме», где итоги работы излагают в более пространной форме

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Здесь пишут о дальнейших перспективах работы и приносят благодарности, тем, кто помогал авторам в работе. Вполне допустимо «выводы» («резюме», «общие закономерности») и «заключение» при необходимости объединить в один раздел.

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Это раздел, в котором описаны источники информации, использованные при выполнении данной исследовательской работы.

    Здесь в алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают полные библиографические данные тех источников, которые были процитированы в тексте.

    Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке литературы их располагают в хронологическом порядке, причем, сначала упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с другими исследователями.

    Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке (алфавит латинский).

      ПРИЛОЖЕНИЯ

    Это раздел, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту

      рисунки,

      фотографии,

      диаграммы,

      схемы,

      карты,

      фотографии и т.д.).

    КАК ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

    1. Общие требования к оформлению работы.

      Рукопись представляют напечатанной в текстовом редакторе Word ,

      шрифт – Time New Roman, номер - 14.

      Формат страницы А4: верхнее поле - 2 см, нижнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, правое поле - 1,5 см.

      Расстояние между строками - полтора интервала.

      Текст должен располагаться на одной стороне листа.

      Объем рукописи – 25-30 страниц с приложениями ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА, ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАСОВ -10 страниц.

    2. Титульный лист.

      название (наименование) организации (учреждения, ведомства), которое обеспечивало работу над проектом, располагают в верхней части титульного листа;

      название (тему) проекта, исследования располагают в средней части титульного листа и выполняют крупным шрифтом;

      сведения о руководителе и научном руководителе проекта - фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность - располагают в правой части титульного листа под сведениями об авторе проекта;

      название места (населенного пункта) и года выполнения проекта располагают в нижней части листа.

    3. Оглавление

    перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах.

    (вторая страница, с нее начинает ставиться номер-2): перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.

    На титульном листе работы должна быть представлена следующая информация: название работы, инициалы и фамилия автора (авторов) и руководителя, на базе какой организации выполнена работа, год написания.

    Если работа выполнена коллективом авторов, то их фамилии упоминают обычно в таком порядке: первой пишут фамилию автора писавшего данную работу, соавторов упоминают в алфавитном порядке или, что бывает реже, с учетом степени участия каждого.

    Названия видов животных, растений, микроорганизмов в тексте приводят на русском языке и лишь при первом упоминании, в скобках дают латинское название и указывают автора, впервые описавшего этот вид (обычно курсивом).

    Ссылки в тексте на другие источники делают в квадратных скобках. Например: «Как известно, у Байкала проходит восточная граница ареала сибирского крота» . В конце работы должен быть приведен список процитированной литературы с полными библиографическими данными источников (см. выше) и порядковый номер соответствует номеру на ссылке.

    Иллюстрации - наглядное отображение материала. Это таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, схемы, карты и т.п. каждая иллюстрация должна иметь название, точно отражающее ту информацию, которую она несет. Название должно быть тщательно продумано и, по возможности, лаконично.

    Все иллюстрации нумеруются. Отдельная нумерация для таблиц и отдельная для рисунков. Рисунком считают все иллюстрации, не относящиеся к таблицам. Иногда отдельную нумерацию вводят для фотографий. В тексте иллюстрации располагают (и нумеруют) по мере их упоминания. Например: «Численность лесных мышей в биотопе №1 заметно выше (табл.3)», «Серая полевка – фоновый вид лесов Приамурья (фото 1)», «Границы индивидуальных участков самца №4 и самца №8 не соприкасаются (рис.7)».

    Таблицы и рисунки должны иметь пояснительные подписи, позволяющие читателю разобраться в том, что и где изображено, что отображает каждая цифра, в каких единицах проводили измерения, обязательна расшифровка нестандартных условных знаков. Для иллюстраций, заимствованных у других авторов, после названия необходимо дать ссылку на источник.

    Таблицы. Служат для подачи материала в сжатом виде, при котором возможно сравнивать приводимые величины между собой. Содержат обычно средние величины, которые следует приводить со значениями ошибок. Как иллюстративный материал можно использовать таблицы со значениями «много», «мала», «часто», «редко», «есть», «нет», и т.д., но основная задача таблиц – нести фактический материал – это наиболее удобная форма его хранения.

    Графики. Их задача – отражать количественную зависимость какого-либо показателя (показателей) от действия определенного фактора. Сравнение на графике нескольких итоговых, не зависящих друг от друга показателей – есть грубая ошибка. На каждой из осей графика должна быть нанесена шкала, в конце ее указан показатель и единицы измерения, в которых он отложен на оси. При нанесении на график нескольких кривых, их необходимо изображать разной штриховкой, а также отмечать все точки, по которым строили график. При необходимости для этих точек можно привести размер ошибок, отложив их в масштабе вертикальной шкалы по обе стороны от каждой точки.

    Гистограмма. Наглядная форма отображения количественных соотношений, порой даже не связанных объектов или динамических процессов, когда их нельзя вычертить на графике, т.е., у исследователя нет оснований полагать, что соединяя точки на графике, он не допускает серьезных искажений.

    Диаграмма. На ней показывают соотношение между долями, составляющими в сумме 100%. Диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, выделенные цветом или штриховкой. Величина каждого сектора пропорциональна доле, которую он означает (1% + 3,6 О). Внутри сектора или рядом с ним указывают цифрами величину, обозначенную этим сектором.

    Карты, планы, схемы, рисунки . Здесь обычно не возникает существенных затруднений. Необходимо помнить о том, что подобные иллюстрации должны быть выполнены в масштабе, который обязательно учитывают либо в численном выражении, либо в линейном. Последний вариант предпочтительней, т.к. при увеличении или уменьшении рисунка (схемы, плана) масштаб сохраняется. Карты и планы необходимо ориентировать по сторонам света. Острый конец стрелки на иллюстрации обозначает направление на север. Традиционно карты и планы ориентируют северной стороной кверху

    Порядковый номер не ставится возле разделов:

      введение,

      выводы,

      заключение,

      список литературы,

      приложение

    Вам надо обратить внимание на группы умений,
    на которые проектно-исследовательская деятельность
    оказывает наибольшее влияние

      Исследовательские;генерировать идеи; выбирать лучшее решение.

      Коммуникативные. Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций

      Оценочные;Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

      Информационные;Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию

      Презентационные;Выступать перед аудиторией; Отвечать на незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности; Демонстрировать артистические возможности.

      Рефлексивные; Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

      Менеджерские. Проектировать процесс; Планировать деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять обязанности при выполнении коллективного дела

    ИТАК, ВЫ ГОТОВИТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ И ВАМ НАДО ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД

    Подготовка текста доклада и средств наглядного представления .

    Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

    К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

    информационно-реферативные;

    натуралистические и описательные;

    исследовательские.

    Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

    КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД

    Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо творческое общение с заинтересованными людьми. Лучший способ для этого – участие в научных конференциях, которые не только расширяют кругозор участников, но и способствуют профессиональному росту докладчика и слушателей.

    Основные правила подготовки и требования к докладу.

      Доклад не должен быть длинным. Средний слушатель активно воспринимает информацию в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы изложить свои материалы и соображения. Для сравнения напомним, что продолжительность доклада кандидатской диссертации во время ее защиты – 20 минут.

      Текст доклада (или тезисы) должен быть составлен, исходя из отведенного на него времени (10-15 минут – 3-4 страницы машинописного текста). Сэкономить время можно, поместив фактический материал в таблицы и другие наглядные иллюстрации. В процессе доклада лишь обращая внимание слушателей на ту или иную таблицу, график, схему.

      Таблицы должны быть выполнены на больших листах бумаги (ватман) тушью или толстым фломастером (маркером), иметь названия, подписи. Цифры и текст должны быть различимы с последних рядов аудитории. Полезно пронумеровать иллюстрации и развесить их по порядку упоминания в докладе (что тоже экономит время). При использовании цветных иллюстраций не употребляйте белее четырех цветов, так как пестрота изображения осложняет восприятие.

      Все чаще используется мультимедийные презентации. Основные требования, предъявляемые к ним:

      1. Читабельность

        Краткость

        Информативность

        Единый формат

        Умеренность анимации

    1. Если вы хотите не просто «отметиться» на конференции, а еще и донести результаты Ваших исследований до слушателей, то доклад необходимо «делать», а не читать по бумажке. Для того чтобы доклад прошел успешно, необходимо (особенно для начинающих), уже хорошо владея материалом, развесив дома таблицы и рисунки доложить материал вслух самому себе или мебели, лучше перед зеркалом, при этом постоянно сверяясь со временем (поместив часы в пределах видимости). Когда Вы сделаете доклад не сбиваясь, ровно и укладываясь во времени, повторите то же самое наиболее стойким друзьям или родственникам. На публике делать доклад труднее.

    Предлагаем Вам примерный план публичного выступления учащегося

    Примерный план публичного выступления

    Пункты

    Варианты:

    1.Приветствие

    «Добрый день!»

    Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

    2. Представление (фамилия, имя,)

    «Меня зовут_____________________.

    _________________»

    3.Цель выступления

    «Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области____________»

    4. Название темы исследования

    «Название темы:__________________________________»

    5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

    «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

    во-первых,________________________________,

    во-вторых_______________________________,

    в третьих_____________________________________….»

    6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

    «Цель моего исследования-___________________________.

    Основные задачи исследования и способы их решения:

    1._______________________________________.

    2._______________________________________.

    3._______________________________________…»

    7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

    «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические (или) практические результаты:

      Получены новые знания следующего характера:_________,

      Выдвинуты новые гипотезы и идеи:___________________,

      Созданы новые творения в виде:_____________________,

      Определены новые проблемы (задачи):________________.»

    8. Выводы по результатам проведенного исследования

    «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

    1.__________________________________,

    2.__________________________________,

    3.________________________________…»

    9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

    «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

    1.______________________________,

    2.______________________________,

    3.____________________________….»

    10. Благодарность за внимание к выступлению

    «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

    Дискуссия по теме доклада:

    11. Ответы на вопросы

    «Спасибо (благодарю) за вопрос,

    а) мой ответ…..

    б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

      «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

      Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

      «Правильно ли я понимаю что задан вопрос:_____________?»

      Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить».

    12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

    «Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго».

    К ДОКЛАДУ ГОТОВЯТ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

    Требования к презентации

      • Читабельность

        Краткость

        Информативность

        Единый формат

        Умеренность анимации

    Презентацию готовят по докладу, обратите внимание, чтобы пункты доклада совпадали с презентацией. Количество слайдов до 10.

    Алгоритм выполнения исследовательской работы

    Примечание:

    1 - если Вы работаете с учениками 9-10 классов, или недостаточно заинтересованными в исследовательской деятельности, после консультации с педагогом возможно первоначальное выполнение эксперимента, а лишь затем подбор литературных источников. Это связано с тем, что ученику, уже приложившему немало труда, будет проще обратиться к менее интересной части для создания окончательной презентации выполненного. Возможно также одновременное выполнение этих блоков.

    2 - Чем можем помочь ученику? Не только просмотреть написанный литературный обзор, но и оказать помощь в поиске литературных источников (в Публичной научной библиотеке), на какие журналы, книги, сайты в сети Internet обратить внимание и т.д.

    3 – Зачем? Можете помочь подобрать наиболее доступную для учащихся методику, либо указать на недостатки используемой методики и предложить варианты их устранения.

    4 – Возникли проблемы? Если нет реактивов, либо оборудования – не бросайте работу! Если Вы находитесь не далеко от родного города, согласуем время и сделаем эксперимент в институтской лаборатории, в противном случае постараемся помочь либо в приобретении, либо в безвозмездной аренде необходимых материалов. Будет только положительным моментом, если Вы будете консультироваться со своим педагогами о ходе эксперимента. В этом случае можно будет его вовремя остановить, внести дополнительные методы исследования, либо скорректировать выдвинутую ранее гипотезу.

    5 – рекомендуем родителям или ученикам представить или направить в адрес педагога ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ пакет документов следующей комплектации: экспериментальная часть (непосредственное результаты эксперимента); описание результатов, выполненное учеником; вариант, отредактированный научным руководителем. В этом случае нам будет проще решить все спорные моменты.

    6 –Учитель поможет Вам отредактировать выводы, однако на данном этапе следует представить полный вариант работы для устранения всех недостатков оформления. Результатом этого этапа является – полный вариант работы.

    7 – Зачем? Вы дадите учащемуся и его родителю рекомендации по написанию аннотаций, тезисов, варианта доклада и представления работы.

    Удачного пути в мир науки!

    Требования к исследовательской работе

    Работа МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА не более 10 печатных листов.

    Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

    Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

    Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

    Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

    Проведение школьной научно - практической конференции

    «Я открываю мир»

    Основная цель конференции - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

    Структура выступления на конференции:

    Обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

    Характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

    Краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

    явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

    Собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

    Регламент выступления до 10 минут.

    Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

    Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

    Приёмы работы по организации исследования

    Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

    место обитания;

    зоогеография;

    классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

    экологическая ниша;

    влияние деятельности человека.

    Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

    Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

    общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

    обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

    основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

    отношение современников;

    значение в наше время.

    Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

    Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

    Организация и проведение конференции "Мир и мы" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

    Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

    * Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

    * Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

    В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

    А это следующее:

      повышается интерес к предмету;

      появляется желание углубить свои знания;

      расширяется кругозор;

      появляется удовлетворённость от работы;

      появляется возможность получить награду на конкурсе;

      повышается самооценка ученика;

      возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

    При правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей.

    Можно говорить о семейном проектировании:

    ученик родители учитель.

    Актуальность подобного вида деятельности очевидна.

     Дорогой друг! Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Для того чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Будь внимательным, прежде чем сделать записи, обдумай ответы на предложенные вопросы. Итак, в добрый путь, юный исследователь. Ждут тебя новые знания, новые открытия! Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь! Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, фотографиями, презентацией. В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того, чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. От чего зависит успех? * Действуя, не бойся совершить ошибку. * Будь достаточно смел, чтобы принять решение. * Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. * Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов. Как выбрать тему исследования. Начало любого исследования - это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (можешь ответить письменно) * Что мне интересно больше всего? Наблюдать за интересными явлениями в природе. * Чем я хочу заниматься в первую очередь? Изучить материал в энциклопедии, в научном журнале. * Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Читаю книги. В Интернете ищу интересные сайты. * По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? По литературе, окружающему миру, математике. * Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубоко? Явления в природе. Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования. Запиши тему своего исследования: "Мыльные пузыри". Цель и задачи исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Запиши цель своего исследования: Изготовить, затем использовать на практике рецепты мыльных пузырей, провести опыты. Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования: 1.Познакомиться с понятием "мыльный пузырь". 2.Изучить литературные источники, рассказывающие о мыльных пузырях. 3.Изучить рецепты приготовления мыльных пузырей. 4. Провести исследования для выдувания мыльных пузырей и состава жидкости. Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам! Запиши текст доклада. Доклад прилагается.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подготовка к защите исследовательской работы. Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех. Кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану: 1. Почему избрана эта тема. 2. Какую цель преследовало исследование. 3. Какие ставились задачи. 4. Какие гипотезы проверялись. 5. Какие использовались методы и средства исследования. 6. Каким был план исследования. 7. Какие результаты получены. 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования. 9. Что можно исследовать в этом направлении дальше. Гипотеза исследования. Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: * Предположим.... * Допустим... * Возможно... * Что, если... Запиши свою гипотезу. Предположим, что мыльные пузыри - это тонкая плёнка мыльной воды. Допустим, что существует простой и эффективный рецепт мыльных пузырей. Возможно, ли приготовить мыльные пузыри в домашних условиях. Что, если поместить мыльные пузыри в морозильную камеру или пустить зимой на улице при температуре -25С. Организация исследования. Подумать самостоятельно. Задай себе вопросы: * Что я знаю об этом? * Какие суждения я могу высказать по этому поводу? * Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Запиши ответы: Мыльные пузыри состоят из мыльной воды. Необязательно покупать в магазине готовую игрушку, можно и самим сделать из детского шампуня, воды. Очень красивые пузыри получаются! Выдувать лучше из трубочки от игрушки "Мыльные пузыри". Удивительное зрелище - мыльные пузыри! ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Провести эксперимент. Эксперимент- проба, опыт. Провести эксперимент - это значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов. Мой план. 1. Проведу анкетирование. 2. Приготовлю разные рецепты растворов мыльных пузырей. 3. Из растворов буду выдувать пузыри разными приспособлениями (трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, трубочка от игрушки "Мыльные пузыри". 4. Составлю таблицу, где запишу приблизительные диаметры полученных мыльных пузырей. 5. Помещу мыльные пузыри в морозильную камеру и на улице при температуре -25С. 6. Установлю свои рекорды. Понаблюдать Проведи свои наблюдения (используй микроскопы, телескопы). Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. Мыльные пузыри на морозе замерзают и лопаются. Из порошка мыльные пузыри получаются радужные, из хозяйственного мыла бесцветные почти, самые большие по размеру получаются из детского шампуня, самые прочные и дольше живущие пузыри из моющего средства для посуды.___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ Просмотреть книги о том, что исследуешь. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную и районную библиотеки. Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. В энциклопедии я нашла, что мыльные пузыри - это тонкая пленка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. В журнале "Волшебный" я нашла рецепты приготовления мыльных пузырей и что произойдет, если пускать пузыри на морозе. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спросить у других людей. Вполне возможно, что кто- то из специалистов и неспециалистов знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши полученную информацию: ___Ответа я не получила.________________________ _________________________________________Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний! Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов. Фильм не нашла. Обратиться к компьютеру. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер. Из источников Интернета нашла интересные факты. Англичанин Сэм Хист назвал себя ученым-пузыреологом. Он побил рекорд книги Гиннеса, представив пузырь, внутри которого свободно разместилось 50 человек! Высота пузыря достигала 1,5м., а ширина - 3,3м. Кому-то может показаться, что этого просто не может быть, но есть несколько секретов. Он использует школьников- они компактнее. Для выдувания пузырей используются специальные приспособления, включающие вентилятор и веревочную петлю. Из Интернета я узнала рецепты растворов мыльных пузырей.