Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Свинец Водородный показатель рН
  • Математические головоломки, игры и их применение на уроках математики Математические головоломки несложные
  • Биография хюррем. Биография роксоланы. Роль Роксоланы в культуре
  • Устройство сложения чисел блеза паскаля
  • Исследовательская работа "книги в повседневной жизни" Предмет исследования: чтение книг
  • Книга и ее чтение в жизни человека исследовательская работа по литературе Предмет исследования: чтение книг
  • Русская культура с помощью кругов эйлера. Круг Эйлера. Круги Эйлера - примеры в логике. Зачем нужны круги Эйлера

    Русская культура с помощью кругов эйлера. Круг Эйлера. Круги Эйлера - примеры в логике. Зачем нужны круги Эйлера

    Обзор материала

    Математика – один из любимых моих предметов в гимназии. Мне нравится решать разные математические ребусы, логические задачи. На математическом кружке мы знакомимся с различными способами решения задач. Однажды на занятиях кружка нам задали на дом решить следующую задачу: «В классе 35 учеников, 12 – занимаются в математическом кружке, 9 – в биологическом, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекается математикой?». Я решила ее следующим образом:

      35 - 16=19 (ребят)- посещают кружки

      19- 9= 10 (ребят) – посещают математический кружок

      12 - 10=2 (биолога) – увлекаются математикой.

    И попросила проверить решение задачи старшего брата. Он сказал, что

    задача решена верно, но есть более удобный и быстрый способ решения. Оказывается, упростить решение этой задачи помогают так называемые круги Эйлера, с помощью которых можно изобразить множество элементов, обладающих определённым свойством. Меня заинтересовал новый способ решения задачи и я решила написать исследовательскую работу на тему: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

    Я поставила перед собой цель: изучить новый способ решения нестандартных задач с помощью кругов Эйлера.

    Для раскрытия темы моей исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

      Научиться пользоваться научной литературой.

      Изучить, что собой представляют круги Эйлера.

      Составить алгоритм решения задач.

      Научиться решать задачи с помощью кругов Эйлера.

      Составить подборку задач для использования на занятиях математического кружка.

    Методы исследования:

      Изучение и анализ научной литературы;

      Метод индуктивного обобщения, конкретизации.

    Объект исследования: круги Эйлера

    Предмет исследования: понятие множества, основные действия с ними, необходимые при решении задач с помощью кругов Эйлера

    Участники исследования: учащиеся 5-9 классов гимназии

    Гипотеза исследования: Метод Эйлера упрощает рассуждения при решении некоторых задач и облегчает путь к ее решению.

    Актуальность исследования заключается в том, что существует множество приемов и способов решения нестандартных логических задач. Часто при решении задачи используются рисунки, что делает решение задачи более простым и наглядным. Одним из таких наглядных и удобных способов решения задач является метод кругов Эйлера. Этот метод позволяет решать задачи с громоздким условием и со многими данными.

    Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, очень часто предлагаются на математических олимпиадах. Подобные задачи часто имеют практический характер, что важно в современной жизни. Они заставляют задумываться и подходить к решению какой-нибудь проблемы с разных сторон. Учат выбирать из множества способов наиболее простой и легкий.

      Теоретическая часть

      1. Краткая историческая справка.

    Леонард Эйлер (1707-1783) – великий математик петербургской академии 18 века. Родился в Швейцарском городке Базеле. Рано обнаружил математические способности. В 13 лет он стал студентом факультета искусств Базельского университета, где преподавались и математика, и астрономия. В 17 лет был удостоен ученой степени магистра. В 20 лет Эйлер был приглашен на работу в Петербургскую академию наук, а в 23 года он уже профессор физики, еще через три года получает кафедру высшей математики.

    Леонард Эйлер за свою долгую жизнь оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук, написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги.

      Что представляют собой круги Эйлера?

    Ответ на этот вопрос я нашла, прочитав различную познавательную литературу. Леонард Эйлер считал, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». При решении целого ряда задач, он использовал идею изображения множеств с помощью кругов, поэтому они и получили название «круги Эйлера».

    В математике множеством называют совокупность, набор каких-либо предметов (объектов). Предметы, составляющие множество, называются его элементами. Условно принято, что круг наглядно изображает объем одного какого-нибудь понятия. Например, наш 5 класс – это множество, а количество учеников в классе – это его элементы.

    В математике множества обозначаются заглавными латинскими буквами, а их элементы прописными. Часто записывают в виде A = {a, b, c, ...}, где в фигурных скобках указываются элементы множества A.

    Если каждый элемент множества А является в то же время элементом множества В, то говорят, что А подмножество множества В. Например, множество учеников 5 класса нашей гимназии есть подмножество всех учеников гимназии.

    С множествами, как с объектами, можно выполнять определенные действия (операции). Для того чтобы нагляднее представлять себе действия с множествами, используют специальные рисунки – диаграммы (круги) Эйлера. Познакомимся с некоторыми из них.

    Множество общих элементов А и В называют пересечением множеств А и В и обозначают с помощью знака ∩.

    А∩ В = {т}, С ∩ В = {е, и}.

    Множества А и С не имеют общих элементов, поэтому пересечением данных множеств является пустое множество: А∩ С =∅.

    Если из элементов множеств А и В составить новое множество, состоящее из всех элементов этих множеств и не содержащее других элементов, то получится объединение множеств А и В, которое обозначается с помощью знака ∪.

    Рассмотрим пример: Пусть А = {т, о, ч, к, а}, В = {т, и, р, е}, С = {д, е, ф, и, с}.

    А∪В = {т, о, ч, к, а, и, р, е}, В∪ С = {т, и, р, е, д, ф, с}, А ∪ В ∪ С = {т, о, ч, к, а, и, р, е, д, ф, с}.

    Выводы: Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая позволяет делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

    Убедиться в этом можно на примере задачи.

    Все мои подруги выращивают в своих квартирах какие-нибудь цветы. Шестеро из них разводят кактусы, а пятеро фиалки. И только у двух есть и кактусы и фиалки. Сколько у меня подруг?

      Определим сколько в задаче множеств (т.е. сколько кругов будем рисовать при решении задачи).

    В задаче подруги выращивают 2 вида цветов: кактусы и фиалки.

    Значит первое множество (1 круг - это подруги, которые выращивают кактусы).

    Второе множество (2 круг - это подруги, которые выращивают фиалки).

    В первом круге будем обозначать владелиц кактусов, а во втором круге владелиц фиалок.

      Выбираем условие, в котором содержится больше свойств, чтобы нарисовать круги. У некоторых подруг есть и те и другие цветы, то нарисуем круги так, чтобы у них была общая часть.

      Выполняем рисунок.

    В общей части ставим цифру 2, так как у двух подруг есть и кактусы, и фиалки.

    По условию задачи 6 подруг разводят кактусы, а 2 уже есть в общей части, то в оставшейся части кактусов ставим цифру 4 (6-2=4).

    5 подруг разводят фиалки, а 2 уже есть в общей части, то в оставшейся части фиалок ставим цифру 3 (5-2=3)

      Рисунок сам нам подсказывает ответ 4+2+3=9. Записываем ответ.

    Ответ: 9 подруг

      Практическая часть

    Решение задач с помощью кругов Эйлера

    Разобравшись в том, что представляют собой круги Эйлера на примере задачи и изученного материала, я решила перейти к составлению алгоритма решения задач с помощью данного метода.

    2.1 Алгоритм решения задач

      Внимательно изучаем и кратко записываем условие задачи.

      Определяем количество множеств и обозначаем их.

      Выполняем рисунок. Строим пересечение множеств.

      Записываем исходные данные в круги.

      Выбираем условие, в котором содержится больше свойств.

      Записываем недостающие данные в круги Эйлера (рассуждая и анализируя)

      Проверяем решение задачи и записываем ответ.

    Составив алгоритм решения задач с помощью кругов Эйлера, я решила отработать его еще на нескольких задачах.

      Задачи на пересечение и объединение двух множеств

    Задача 1.

    В моем классе 15 учащихся. Из них 9 занимаются в секции лёгкой атлетики, 5 – в секции плавания и 3 – в обеих секциях. Сколько учащихся класса не посещают секции?

    Решение.

      В задаче одно множество и два подмножества. 1круг - всего учащихся. 2 круг – количество учащихся занимающихся легкой атлетикой. 3 круг - количество учащихся занимающихся плаванием.

      Всего учащихся изобразим с помощью большего круга. Внутри поместим круги поменьше, причём нарисуем их так, чтобы у них была общая часть (так как трое ребят занимаются в обеих секциях).

    1. Всего

      Выполним рисунок.

    Внутри большого круга 15 учеников. В общей части кругов поменьше ставим цифру 3. В оставшейся части круга л/а ставим цифру 6 (9-3=6). В оставшейся части круга п - поставим цифру 2 (5-3=2).

    5.Записываем по рисунку ответ: 15-(6+3+2) = 4(учеников) не занимаются ни в одной из этих секций.

    Задача 2. (которую я решала другим способом, а сейчас решу с помощью кругов Эйлера)

    В классе 35 учеников, 12 занимаются в математическом кружке, 9 в биологическом, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой?

    Решение:

      В задаче одно множество и два подмножества. 1круг - всего учащихся в классе. 2 круг количество учащихся, занимающихся в математическом кружке (обозначим буквой М). 3 круг - количество учащихся, занимающихся в биологическом кружке (обозначим буквой Б).

      Всего учащихся класса изобразим с помощью большого круга. Внутри поместим круги поменьше, имеющие общую часть, т.к. несколько биологов увлекаются математикой.

      Выполним рисунок:

    Внутри большого круга всего 35 учеников. Посещают эти кружки 35-16 = 19 (учеников). Внутри круга М ставим 12 учеников, занимающихся в математическом кружке. Внутри круга Б ставим 9 учеников, занимающихся в биологическом кружке.

      Запишем ответ из рисунка: (12 + 9) – 19= 2 (учеников) – увлекаются биологией и математикой. Ответ: 2 ученика.

    2.3. Задачи на пересечение и объединение трех множеств

    Задача 3.

    В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по истории – 22 человека. Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека, по истории – 11 человек. Семь учеников имеют «тройки» и по математике и по истории, а 5 учеников – «тройки» по всем предметам. Сколько человек учится без «троек»? Сколько человек имеют «тройки» по двум из трех предметов?

    Решение:

      В задаче одно множество и три подмножества. 1круг большой - всего учащихся в классе. 2 круг поменьше количество учащихся, имеющих тройки по математике (обозначим буквой М), 3 круг поменьше- количество учащихся, имеющих тройки по русскому языку (обозначим буквой Р), 4 круг поменьше – количество учащихся, имеющих тройки по истории (обозначим буквой И)

      Нарисуем круги Эйлера. Внутри большего круга, изображающего всех учеников класса, поместим три меньших круга М, Р, И, означающих соответственно математика, русский язык и история, причем все три круга пересекаются, так как 5 учеников имеют «тройки» по всем предметам.

      Запишем данные в круги, рассуждая, анализируя и выполняя необходимые расчеты. Так как число ребят, имеющих «тройки» по математике и истории, равно 7, то число учеников, имеющих только две «тройки» - по математике и по истории, равно 7-5=2. Тогда 17-4-5-2=6 учеников имеют две «тройки» - по математике и по русскому языку, а 22-5-2-11=4 ученика только две «тройки» - по истории и по русскому языку. В этом случае без «тройки» учится 40-22-4-6-4=4 ученика. А имеют «тройки» по двум предметам из трех 6+2+4=12 человек.

      7-5=2 - число учеников, имеющих только две «тройки» - М, И.

      17-4-5-2=6 - число учеников, имеющих только две «тройки» - М, Р.

      22-5-2-11=4 - число учеников, имеющих только две «тройки» - И, Р.

      40-22-4-6-4=4 - число учеников, занимающихся без «тройки»

      6+2+4=12 - число учеников, имеющих «тройки» - по двум предметам из трех

      Ответ: 4 ученика, занимаются без «троек», 12 учеников имеют «тройки» по двум предметам из трех

    Задача 4.

    В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуются метро, 15 - автобусом, 23 - троллейбусом, 10 - и метро, и троллейбусом, 12 - и метро, и автобусом, 9 - и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта?

    Решение. 1 способ. Для решения опять воспользуемся кругами Эйлера:

    Пусть х человек пользуется всеми тремя видами транспорта. Тогда пользуются только метро и троллейбусом - (10 − х) человек, только автобусом и троллейбусом - (9 − х) человек, только метро и автобусом - (12 − х) человек. Найдем, сколько человек пользуется одним только метро:

    20 − (12 − х) − (10 − х) − х = х − 2

    Аналогично получаем: 15 –(12 − х) -(9 − х) - x = х − 6 - только автобусом и

    23 - (9 − х) - (10 − х) – x = х + 4 - только троллейбусом, так как всего 30 человек, составляем уравнение:

    Х + (12 − х) + (9 − х) + (10 − х) + (х + 4) + (х − 2) + (х − 6) = 30. отсюда х = 3.

    2 способ. А можно эту задачу решить задачу другим способом:

    20+15+23-10-12-9+х=30, 27+х=30, х=3.

    Ответ: 3 человека ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта.

    2.4. Составление задач, имеющих практическое значение

    Задача 1. В 5А классе 15 человек. В кружок «Эрудит» ходят 5 человек, в кружок «Путь к слову» 13 человек, спортивную секцию посещают 3 человека. Причем 2 человека посещают кружок «Эрудит» и кружок «Путь к слову», «Эрудит» и спортивную секцию, спортивную секцию и «Путь к слову». Сколько человек посещают все три кружка?

    Решение:

    1.Пусть х человек посещают все три кружка, тогда

    2. 5+13+3-2-2-2+х=15, 13+х=15, х=2

    Ответ: 2 человека посещают все три кружка.

    Задача 2

    Известно, что ученики 6Б класса зарегистрированы в социальной сетях: «ВК», «Одноклассники», «Галактика знакомств». 2 ученика не зарегистрированы ни в одной социальной сети, 7 учеников зарегистрированы и в «Одноклассниках», и в «ВК»; 2 ученика только в «Одноклассниках» и 1- только в «ВК»; а 2 ученика зарегистрированы во всех 3-х социальных сетях. Сколько человек класса зарегистрированы в каждой социальной сети? Сколько человек класса приняло участие в опросе?

    Решение:

    Воспользовавшись кругами Эйлера получаем:

      В «ВК» зарегистрировано 1+5+2=8 человек,

      В «Одноклассниках» 2+5+2=9 человек,

      В «Галактике знакомств» только 2 человека.

      Всего приняло участие в опросе 1+5+2+2+2=12 человек

    2.5. Задачи для использования на занятиях математического кружка

    Задача 1: «Гарри Поттер, Рон и Гермиона»

    На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям, все они были прочитаны. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал только Рон?

    Задача 2: «Пионерский лагерь»

    Задача 3: «Экстрим»

    Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах?

    Задача 4: «Футбольная команда»

    В футбольной команде «Спартак» 30 игроков, среди них 18 нападающих, 11 полузащитников, 17 защитников и вратари. Известно, что трое могут быть нападающими и защитниками, 10 защитниками и полузащитниками, 6 нападающими и защитниками, а 1 и нападающим, и защитником, и полузащитником. Вратари незаменимы. Сколько в команде «Спартак» вратарей?

    Задача 5: «Магазин»

    В магазине побывало 65 человек. Известно, что они купили 35 холодильников, 36 микроволновок, 37 телевизоров. 20 из них купили и холодильник и микроволновку, 19 - и микроволновку, и телевизор, 15- холодильник и телевизор, а все три покупки совершили три человека. Был ли среди них посетитель, не купивший ничего?

    Задача 6: «Детский сад»

    В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит либо пирожное, либо мороженое, либо и то, и другое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?

    Задача 7: «Ученическая бригада»

    В ученической производственной бригаде 86 старшеклассников. 8 из них не умеют работать ни на тракторе, ни на комбайне. 54 ученика хорошо овладели трактором, 62 - комбайном. Сколько человек из этой бригады могут работать и на тракторе, и на комбайне?

      Исследовательская часть

    Цель: использование метода Эйлера учащимися гимназии при решении нестандартных задач.

    Эксперимент проводился с участием учащихся 5-9 классов увлекающихся математикой. Им было предложено решить следующие две задачи:

      Из класса шесть учеников ходит в музыкальную школу, а десять занимаются в футбольной секции, еще десять посещают изостудию. Из них трое посещают и футбол, и музыкальную школу. Сколько человек в классе?

      В магазине побывало 65 человек. Известно, что они купили 35 холодильников, 36 микроволновок, 37 телевизоров. 20 из них купили и холодильник и микроволновку, 19 - и микроволновку, и телевизор, 15-холодильник и телевизор, а все три покупки совершили три человека. Был ли среди них посетитель, не купивший ничего?

    Первую задачу из 10 участников (по 2 человека из каждой параллели классов) эксперимента решили только 4 человека, вторую только два (причем учащиеся 8 и 9 класса). После того, как я им представила свою исследовательскую работу, в которой рассказала о кругах Эйлера, разобрала решение нескольких простейших и предложенных задач с помощью этого метода, учащиеся могли сами решать несложные задачи.

    По окончании эксперимента ребятам была предложена следующая задача:

    В пионерском лагере 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом?

    Из 10 участника эксперимента все справились с этой задачей.

    Вывод: Решение задач с помощью кругов Эйлера развивает логическое мышление, дает возможность решать задачи, которые обычным путем разрешимы лишь при составлении системы трех уравнений с тремя неизвестными. Учащиеся 5-7 классов не умеют решать системы уравнений, но решать эти же задачи могут. Значит ребятам необходимо знать этот метод решения задач с помощью кругов Эйлера.

    Приложения

    При решении многих задач, связанных с множествами, незаменимым оказывается приём, основанный на использовании так называемых «кругов Эйлера». Эти диаграммы впервые появились в работах одного из величайших математиков в истории Леонарда Эйлера, который в течение продолжительного времени жил и работал в России и был членом Петербургской академии наук. Использование кругов Эйлера добавляет наглядности при решении сложных задач, делая многие вещи буквально очевидными. Предлагаю вам в этом убедиться самостоятельно на примере решения следующей задачи.

    Пример решения задачи с помощью кругов Эйлера

    Тут нужно понимать, что если сказано, что «42 человека используют метро», то это вовсе не означает, что кроме метро они не используют никаких других видов транспорта. Кто-нибудь из них может быть и использует. Может быть ещё какой-то один вид транспорта, трамвай или автобус. А может и сразу оба! Вопрос задачи как раз и состоит в том, чтобы посчитать людей, которые используют все три вида транспорта.

    С первого взгляда даже непонятно, с чего начинать решение. Но если немного поразмыслить, становится ясно, что действовать нужно по следующему алгоритму. Будем стараться расписать всех людей (58 человек) через известные из условия данные. Нам известно, что автобус используют 44 человека. Прибавим к этому количество людей, которые используют метро. Их всего 42 человек. С помощью кругов Эйлера эту операцию можно изобразить наглядно в следующем виде:

    То есть пока что мы имеем дело с выражением 58 = 44 + 42… Знак «…» означает, что выражение ещё не закончено. Проблема в том, что мы посчитали людей на пересечении этих кругов дважды. Соответствующая область на диаграмме выделена тёмно-зелёным цветом. Поэтому один раз их нужно вычесть. Это люди, которые пользуются автобусом и метро. Их, как известно, 31. То есть наше «неоконченное» выражение принимает вид: 58 = 44 + 42 — 31… И на диаграмме при этом пропадает тёмно-зелёный цвет:

    Пока всё хорошо. Прибавляем теперь людей, которые ездят на трамвае. Таких людей 32. Выражение принимает вид: 58 = 44 + 42 — 31 + 32… Диаграмма с кругами Эйлера, в свою очередь, становится следующей:

    К счастью в незакрашенной области как раз и находятся те люди, число которых нам нужно посчитать. Действительно, эти бедняги используют ежедневно все три вида транспорта для того, чтобы добраться до работы, ведь они находятся на пересечении всех трёх множеств. Обозначим количество этих бедолаг за . Тогда диаграмма примет следующий вид:

    А уравнение станет следующим:

    Расчёты дают . Это и есть ответ к задаче. Столько людей используют все три вида транспорта каждый день, чтобы добраться на работу.

    Вот такое вот простое решение. Фактически, в одно уравнение. Просто удивительно, не правда ли?! А теперь представьте, как пришлось бы решать эту задачу без использования кругов Эйлера. Это было бы настоящее мучение. Так что в очередной раз убеждаемся, что любые методы визуализации чрезвычайно полезны при решении задач по математике. Используйте их, это поможет вам в решении сложных задач как на олимпиадах, так и на вступительных экзаменах по математике в лицеи и вузы.

    Чтобы проверить, хорошо ли вы поняли решение данной задачи, ответьте на следующие вопросы:

    1. Сколько человек используют только один вид транспорта для того, чтобы добраться до работы?
    2. Сколько человек используют для этого ровно два вида транспорта?

    Свои ответы и варианты решения присылайте в комментариях.

    Материал подготовил , Сергей Валерьевич

    Разделы: Информатика

    1. Введение

    В курсе Информатики и ИКТ основной и старшей школы рассматриваются такие важные темы как “Основы логики” и “Поиск информации в Интернет”. При решении определенного типа задач удобно использовать круги Эйлера (диаграммы Эйлера-Венна).

    Математическая справка. Диаграммы Эйлера-Венна используются прежде всего в теории множеств как схематичное изображение всех возможных пересечений нескольких множеств. В общем случае они изображают все 2 n комбинаций n свойств. Например, при n=3 диаграмма Эйлера-Венна обычно изображается в виде трех кругов с центрами в вершинах равностороннего треугольника и одинаковым радиусом, приблизительно равным длине стороны треугольника.

    2. Представление логических связок в поисковых запросах

    При изучении темы “Поиск информации в Интернет” рассматриваются примеры поисковых запросов с использованием логических связок, аналогичным по смыслу союзам “и”, “или” русского языка. Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью графической схемы – кругов Эйлера (диаграмм Эйлера-Венна).

    Логическая связка Пример запроса Пояснение Круги Эйлера
    & - “И” Париж & университет Будут отобраны все страницы, где упоминаются оба слова: Париж и университет Рис.1
    | - “ИЛИ” Париж | университет Будут отобраны все страницы, где упоминаются слова Париж и/или университет Рис.2

    3. Связь логических операций с теорией множеств

    С помощью диаграмм Эйлера-Венна можно наглядно представить связь логических операций с теорией множеств. Для демонстрации можно воспользоваться слайдами в Приложение 1.

    Логические операции задаются своими таблицами истинности. В Приложении 2 подробно рассматриваются графические иллюстрации логических операций вместе с их таблицами истинности. Поясним принцип построения диаграммы в общем случае. На диаграмме – область круга с именем А отображает истинность высказывания А (в теории множеств круг А – обозначение всех элементов, входящих в данное множество). Соответственно, область вне круга отображает значение “ложь” соответствующего высказывания. Что бы понять какая область диаграммы будет отображением логической операции нужно заштриховать только те области, в которых значения логической операции на наборах A и B равны “истина”.

    Например, значение импликации равно “истина” в трех случаях (00, 01 и 11). Заштрихуем последовательно: 1) область вне двух пересекающихся кругов, которая соответствует значениям А=0, В=0; 2) область, относящуюся только к кругу В (полумесяц), которая соответствует значениям А=0, В=1; 3) область, относящуюся и к кругу А и к кругу В (пересечение) – соответствует значениям А=1, В=1. Объединение этих трех областей и будет графическим представлением логической операции импликации.

    4. Использование кругов Эйлера при доказательстве логических равенств (законов)

    Для того, чтобы доказать логические равенства можно применить метод диаграмм Эйлера-Венна. Докажем следующее равенство ¬(АvВ) = ¬А&¬В (закон де Моргана).

    Для наглядного представления левой части равенства выполним последовательно: заштрихуем оба круга (применим дизъюнкцию) серым цветом, затем для отображения инверсии заштрихуем область за пределами кругов черным цветом:

    Рис.3 Рис.4

    Для визуального представления правой части равенства выполним последовательно: заштрихуем область для отображения инверсии (¬А) серым цветом и аналогично область ¬В также серым цветом; затем для отображения конъюнкции нужно взять пересечение этих серых областей (результат наложения представлен черным цветом):

    Рис.5 Рис.6 Рис.7

    Видим, что области для отображения левой и правой части равны. Что и требовалось доказать.

    5. Задачи в формате ГИА и ЕГЭ по теме: “Поиск информации в Интернет”

    Задача №18 из демо-версии ГИА 2013.

    В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

    Код Запрос
    А (Муха & Денежка) | Самовар
    Б Муха & Денежка & Базар & Самовар
    В Муха | Денежка | Самовар
    Г Муха & Денежка & Самовар

    Для каждого запроса построим диаграмму Эйлера-Венна:

    Запрос А Запрос Б

    Запрос В

    Запрос Г

    Ответ: ВАГБ.

    Задача В12 из демо-версии ЕГЭ-2013.

    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

    Запрос Найдено страниц (в тысяч)
    Фрегат | Эсминец 3400
    Фрегат & Эсминец 900
    Фрегат 2100

    Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Эсминец ?

    Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

    Ф – количество страниц (в тысячах) по запросу Фрегат ;

    Э – количество страниц (в тысячах) по запросу Эсминец ;

    Х – количество страниц (в тысячах) по запросу, в котором упоминается Фрегат и не упоминается Эсминец ;

    У – количество страниц (в тысячах) по запросу, в котором упоминается Эсминец и не упоминается Фрегат.

    Построим диаграммы Эйлера-Венна для каждого запроса:

    Запрос Диаграмма Эйлера-Венна Количество страниц
    Фрегат | Эсминец Рис.12

    3400
    Фрегат & Эсминец Рис.13

    900
    Фрегат Рис.14 2100
    Эсминец Рис.15 ?

    Согласно диаграммам имеем:

    1. Х+900+У = Ф+У = 2100+У = 3400. Отсюда находим У = 3400-2100 = 1300.
    2. Э = 900+У = 900+1300= 2200.

    Ответ: 2200.

    6. Решение логических содержательных задач методом диаграмм Эйлера-Венна

    В классе 36 человек. Ученики этого класса посещают математический, физический и химический кружки, причем математический кружок посещают 18 человек, физический - 14 человек, химический - 10. Кроме того, известно, что 2 человека посещают все три кружка, 8 человек - и математический и физический, 5 и математический и химический, 3 - и физический и химический.

    Сколько учеников класса не посещают никаких кружков?

    Для решения данной задачи очень удобным и наглядным является использование кругов Эйлера.

    Самый большой круг – множество всех учеников класса. Внутри круга три пересекающихся множества: членов математического (М ), физического (Ф ), химического (Х ) кружков.

    Пусть МФХ – множество ребят, каждый из которых посещает все три кружка. МФ¬Х – множество ребят, каждый из которых посещает математический и физический кружки и не посещает химический. ¬М¬ФХ - множество ребят, каждый из которых посещает химический кружок и не посещает физический и математический кружки.

    Аналогично введем множества: ¬МФХ, М¬ФХ, М¬Ф¬Х, ¬МФ¬Х, ¬М¬Ф¬Х.

    Известно, что все три кружка посещают 2 человека, следовательно, в область МФХ впишем число 2. Т.к. 8 человек посещают и математический и физический кружки и среди них уже есть 2 человека, посещающих все три кружка, то в область МФ¬Х впишем 6 человек (8-2). Аналогично определим количество учащихся в остальных множествах:

    Просуммируем количество человек по всем областям: 7+6+3+2+4+1+5=28. Следовательно, 28 человек из класса посещают кружки.

    Значит, 36-28 = 8 учеников не посещают кружки.

    После зимних каникул классный руководитель спросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк. Оказалось, что из 36 учеников класса двое не были ни в кино. ни в театре, ни в цирке. В кино побывало 25 человек, в театре - 11, в цирке 17 человек; и в кино, и в театре - 6; и в кино и в цирке - 10; и в театре и в цирке - 4.

    Сколько человек побывало и в кино, и в театре, и в цирке?

    Пусть х – количество ребят, которые побывали и в кино, и в театре, и в цирке.

    Тогда можно построить следующую диаграмму и посчитать количество ребят в каждой области:

    В кино и театре побывало 6 чел., значит, только в кино и театре (6-х) чел.

    Аналогично, только в кино и цирке (10-х) чел.

    Только в театре и цирке (4-х) чел.

    В кино побывало 25 чел., значит, из них только в кино были 25 - (10-х) – (6-х) – х = (9+х).

    Аналогично, только в театре были (1+х) чел.

    Только в цирке были (3+х) чел.

    Не были в театре, кино и цирке – 2 чел.

    Значит, 36-2=34 чел. побывали на мероприятиях.

    С другой стороны можем просуммировать количество человек, которые были в театре, кино и цирке:

    (9+х)+(1+х)+(3+х)+(10-х)+(6-х)+(4-х)+х = 34

    Отсюда следует, что только один человек побывал на всех трех мероприятиях.

    Таким образом, круги Эйлера (диаграммы Эйлера-Венна) находят практическое применение при решении задач в формате ЕГЭ и ГИА и при решении содержательных логических задач.

    Литература

    1. В.Ю. Лыскова, Е.А. Ракитина. Логика в информатике. М.: Информатика и Образование, 2006. 155 с.
    2. Л.Л. Босова. Арифметические и логические основы ЭВМ. М.: Информатика и образование, 2000. 207 с.
    3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика и ИКТ для 8 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 220 с.
    4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 244 с.
    5. Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/

    Леонард Эйлер – величайший из математиков,написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги.

    Учёный писал, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».

    Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

    Задача 1

    Из 90 туристов, отправляющихся в путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28 чел, французским – 42 чел. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским -10 чел, немецким и французским – 5 чел, всеми тремя языками – 3 чел. Сколько туристов не владеют ни одним языком?

    Решение:

    Покажем условие задачи графически – с помощью трёх кругов

    Ответ: 10 человек.

    Задача 2

    Многие ребята нашего класса любят футбол, баскетбол и волейбол. А некоторые - даже два или три из этих видов спорта. Известно, что 6 человек из класса играют только в волейбол, 2 – только в футбол, 5 – только в баскетбол. Только в волейбол и футбол умеют играть 3 человека, в футбол и баскетбол – 4, в волейбол и баскетбол – 2. Один человек из класса умеет играть во все игры, 7 не умеют играть ни в одну игру. Требуется найти:

    Сколько всего человек в классе?

    Сколько человек умеют играть в футбол?

    Сколько человек умеют играть в волейбол?


    Задача 3

    В детском лагере отдыхало 70 ребят. Из них 20 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке 10 ребят из хора, в хоре 6 спортсменов, в драмкружке 8 спортсменов, а 3 спортсмена посещают и драмкружок, и хор. Сколько ребят не поют в хоре, не увлекаются спортом и не занимаются в драмкружке? Сколько ребят заняты только спортом?

    Задача 4

    Из сотрудников фирмы 16 побывали во Франции, 10 – в Италии, 6 – в Англии. В Англии и Италии – пятеро, в Англии и Франции – 6, во всех трёх странах – 5 сотрудников. Сколько человек посетили и Италию, и Францию, если всего в фирме работает 19 человек, и каждый их них побывал хотя бы в одной из названных стран?

    Задача 5

    Шестиклассники заполняли анкету с вопросами об их любимых мультфильмах. Оказалось, что большинству из них нравятся «Белоснежка и семь гномов», «Губка Боб Квадратные Штаны» и «Волк и теленок». В классе 38 учеников. «Белоснежка и семь гномов» нравится 21 ученику. Причем трем среди них нравятся еще и «Волк и теленок», шестерым - «Губка Боб Квадратные Штаны», а один ребенок одинаково любит все три мультфильма. У «Волка и теленка» 13 фанатов, пятеро из которых назвали в анкете два мультфильма. Надо определить, скольким же шестиклассникам нравится «Губка Боб Квадратные Штаны».

    Задачи для решения учащимися

    1. В классе 35 учеников. Все они являются читателями школьной и район­ной библиотек. Из них 25 берут книги в школьной библиотеке, 20 - в рай­онной. Сколько из них:

    а) не являются читателями школь­ной библиотеки;

    б) не являются читателями район­ной библиотеки;

    в) являются читателями только школьной библиотеки;

    г) являются читателями только рай­онной библиотеки;

    д) являются читателями обеих библиотек?

    2.Каждый ученик в классе изучает английский или немецкий язык, или оба этих языка. Английский язык изучают 25 человек, немецкий - 27 человек, а тот и другой - 18 человек. Сколько всего учеников в классе?

    3.На листе бумаги начертили круг площадью 78 см2 и квадрат площадью 55 см2. Площадь пересечения круга и квадрата равна 30 см2. Не занятая кру­гом и квадратом часть листа имеет пло­щадь 150 см2. Найдите площадь листа.

    4. В группе туристов 25 человек. Среди них 20 человек моложе 30 лет и 15 человек старше 20 лет. Может ли так быть? Если может, то в каком случае?

    5. В детском саду 52 ребенка. Каж­дый из них любит пирожное или моро­женое, или то и другое. Половина де­тей любит пирожное, а 20 человек - пирожное и мороженое. Сколько де­тей любит мороженое?

    6. В классе 36 человек. Ученики это­го класса посещают математический, физический и химический кружки, причем математический кружок по­сещают 18 человек, физический - 14, химический - 10. Кроме того, извест­но, что 2 человека посещают все три кружка, 8 человек -.и математиче­ский, и физический, 5 - и математи­ческий, и химический, 3 - и физи­ческий, и химический кружки. Сколько учеников класса не посещают ни­какие кружки?

    7. После каникул классный руково­дитель спросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк. Оказалось, что из 36 учеников двое не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. В кино побы­вали 25 человек; в театре - 11; в цир­ке - 17; и в кино, и в театре - 6; и в кино, и в цирке - 10; и в театре, и в цирке - 4. Сколько человек побы­вали в театре, кино и цирке одновре­менно?

    Решение задач ЕГЭ с помощью кругов Эйлера

    Задача 1

    В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» - символ «&».

    Крейсер & Линкор ? Считается, что все вопросы выполняются практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

    Запрос Найдено страниц (в тысячах)
    Крейсер | Линкор 7000
    Крейсер 4800
    Линкор 4500

    Решение:

    При помощи кругов Эйлера изобразим условия задачи. При этом цифры 1, 2 и 3 используем, чтобы обозначить полученные в итоге области.

    Опираясь на условия задачи, составим уравнения:

    1. Крейсер | Линкор: 1 + 2 + 3 = 7000
    2. Крейсер: 1 + 2 = 4800
    3. Линкор: 2 + 3 = 4500

    Чтобы найти Крейсер & Линкор (обозначенный на чертеже как область 2), подставим уравнение (2) в уравнение (1) и выясним, что:

    4800 + 3 = 7000, откуда получаем 3 = 2200.

    Теперь этот результат мы можем подставить в уравнение (3) и выяснить, что:

    2 + 2200 = 4500, откуда 2 = 2300.

    Ответ: 2300 - количество страниц, найденных по запросу Крейсер & Линкор.

    Задача 2

    В языке запросов поискового сервера для обозначения

    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
    Запрос
    Найдено страниц (в тысячах)
    Торты | Пироги
    12000
    Торты & Пироги
    6500
    Пироги
    7700

    Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Торты ?



    Решение

    Для решения задачи отобразим множества Тортов и Пирогов в виде кругов Эйлера.

    А , Б , В ).

    Из условия задачи следует:

    Торты │Пироги = А + Б + В = 12000

    Торты & Пироги = Б = 6500

    Пироги = Б + В = 7700

    Чтобы найти количество Тортов (Торты = А + Б ), надо найти сектор А Торты│Пироги ) отнимем множество Пироги.

    Торты│Пироги – Пироги = А + Б + В -(Б + В ) = А = 1200 – 7700 = 4300

    Сектор А равен 4300, следовательно

    Торты = А + Б = 4300+6500 = 10800

    Задача 3

    |", а для логической операции "И" - символ "&".

    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
    Запрос
    Найдено страниц (в тысячах)
    Пироженое & Выпечка
    5100
    Пироженое
    9700
    Пироженое | Выпечка
    14200

    Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросуВыпечка ?

    Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

    Решение

    Для решения задачи отобразим множества Пироженых и Выпечек в виде кругов Эйлера.

    Обозначим каждый сектор отдельной буквой (А , Б , В ).

    Из условия задачи следует:

    Пироженое & Выпечка = Б = 5100

    Пироженое = А + Б = 9700

    Пироженое │ Выпечка = А + Б + В = 14200

    Чтобы найти количество Выпечки (Выпечка = Б + В ), надо найти сектор В , для этого из общего множества (Пироженое │ Выпечка) отнимем множество Пироженое .

    Пироженое │ Выпечка – Пироженное = А + Б + В -(А + Б ) = В = 14200–9700 = 4500

    Сектор В равен 4500, следовательноВыпечка = Б + В = 4500+5100 = 9600

    Задача 4
    убывания
    Для обозначения
    логической операции "ИЛИ" используется символ " |", а для логической операции "И" - символ "&".
    Решение

    Представим множества овчарок, терьеров и спаниелей в виде кругов Эйлера, обозначим сектора буквами (А , Б , В , Г ).

    с паниели │(терьеры & овчарки) = Г + Б

    с паниели│овчарки = Г + Б + В

    спаниели│терьеры│овчарки = А + Б + В + Г

    терьеры & овчарки = Б

    Расположим номера запросов в порядке убывания количества страниц: 3 2 1 4

    Задача 5

    В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
    Для обозначения логической операции "ИЛИ" используется символ " |", а для логической операции "И" - символ "&".

    1
    барокко | классицизм | ампир
    2
    барокко | (классицизм & ампир)
    3
    классицизм & ампир
    4
    барокко | классицизм

    Решение

    Представим множества классицизм, ампир и классицизм в виде кругов Эйлера, обозначим сектора буквами (А , Б , В , Г ).

    Преобразим условие задачи в виде суммы секторов:

    барокко│ классицизм │ампир = А + Б + В + Г
    барокко │(классицизм & ампир) = Г + Б

    классицизм & ампир = Б
    барокко│ классицизм = Г + Б + А

    Из сумм секторов мы видим какой запрос выдал больше количества страниц.

    Расположим номера запросов в порядке возрастания количества страниц: 3 2 4 1



    Задача 6
    В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
    Для обозначения
    логической операции "ИЛИ" используется символ " |", а для логической операции "И" - символ "&".
    1
    канарейки | щеглы | содержание
    2
    канарейки & содержание
    3
    канарейки & щеглы & содержание
    4
    разведение & содержание & канарейки & щеглы

    Решение

    Для решения задачи представим запросы в виде кругов Эйлера.

    K - канарейки,

    Щ – щеглы,

    Р – разведение.

    канарейки | терьеры | содержание канарейки & содержание канарейки & щеглы & содержание разведение & содержание & канарейки & щеглы








    Самая большая область закрашенных секторов у первого запроса, затем у второго, затем у третьего, а у четвертого запроса самый маленький.

    В порядке возрастания по количеству страниц запросы будут представлены в следующем порядке: 4 3 2 1

    Обратите внимание что в первом запросе закрашенные сектора кругов Эйлера содержат в себе закрашенные сектора второго запроса, а закрашенные сектора второго запроса содержат закрашенные сектора третьего запроса, закрашенные сектора третьего запроса содержат закрашенный сектор четвертого запроса.

    Только при таких условиях мы можем быть уверены, что правильно решили задачу.

    Задача 7 (ЕГЭ 2013)

    В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».

    В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

    Запрос Найдено страниц
    (в тысячах)
    Фрегат | Эсминец 3400
    Фрегат & Эсминец 900
    Фрегат 2100

    Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Эсминец ?
    Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Круги Эйлера представляют собой особую геометрическую схему, необходимую для поиска и более наглядного отображения логических связей между понятиями и явлениями, а также для изображения отношений между определенным множеством и его частью. Благодаря наглядности они значительно упрощают любые рассуждения и помогают быстрее находить ответы на вопросы.

    Автором кругов является известный математик Леонард Эйлер, который считал, что они необходимы, чтобы облегчить размышления человека. С момента своего появления метод приобрел широкую популярность и признание.

    Леонард Эйлер – российский, немецкий и швейцарский математик и механик. Внес огромный вклад в развитие математики, механики, астрономии и физики, а также ряда прикладных наук. Написал больше 850 научных работ по теории чисел, теории музыки, небесной механике, оптике, баллистике и другим направлениям. Среди этих работ несколько десятков фундаментальных монографий. Половину жизни Эйлер прожил в России и оказал большое влияние на становление российской науки. Многие его труды написаны на русском языке.

    Позже круги Эйлера использовали в своих работах многие известные ученые, к примеру, чешский математик Бернард Больцано, немецкий математик Эрнест Шредер, английский философ и логик Джон Венн и другие. Сегодня методика служит основной многих упражнений на развитие мышления, в том числе и упражнений из нашей бесплатной онлайн-программы « ».

    Для чего нужны круги Эйлера

    Круги Эйлера имеют прикладное значение, ведь с их помощью можно решать множество практических задач на пересечение или объединение множеств в логике, математике, менеджменте, информатике, статистике и т.д. Полезны они и в жизни, т.к., работая с ними, можно получать ответы на многие важные вопросы, находить массу логических взаимосвязей.

    Есть несколько групп кругов Эйлера:

    • равнозначные круги (рисунок 1 на схеме);
    • пересекающиеся круги (рисунок 2 на схеме);
    • подчиненные круги (рисунок 3 на схеме);
    • соподчиненные круги (рисунок 4 на схеме);
    • противоречащие круги (рисунок 5 на схеме);
    • противоположные круги (рисунок 6 на схеме).

    Посмотрите схему:

    Но в упражнениях на развитие мышления чаще всего встречаются два вида кругов:

    • Круги, описывающие объединения понятий и демонстрирующие вложенность одного в другое. Посмотрите пример:

    • Круги, описывающие пересечения разных множеств, имеющих некоторые общие признаки. Посмотрите пример:

    Результат использования кругов Эйлера проследить на этом примере очень просто: обдумывая, какую профессию выбрать, вы можете либо долго рассуждать, пытаясь понять, что больше подойдет, а можете нарисовать аналогичную диаграмму, ответить на вопросы и сделать логический вывод.

    Применять метод очень просто. Также его можно назвать универсальным – подходящим для людей всех возрастов: от детей дошкольного возраста (в детских садах детям преподают круги, начиная с 4-5-летнего возраста) до студентов (задачи с кругами есть, к примеру, в тестах ЕГЭ по информатике) и ученых (круги широко применяются в академической среде).

    Типичный пример кругов Эйлера

    Чтобы вы могли лучше понять, как «работают» круги Эйлера, рекомендуем познакомиться с типичным примером. Обратите внимание на нижеследующий рисунок:

    На рисунке зеленым цветов отмечено наибольшее множество, представляющее собой все варианты игрушек. Один из них – это конструкторы (голубой овал). Конструкторы – это отдельное множество само по себе, но в то же время и часть общего множества игрушек.

    Заводные игрушки (фиолетовый овал) тоже относятся к множеству игрушек, однако к множеству конструктора они отношения не имеют. Зато заводной автомобиль (желтый овал), пусть и является самостоятельным явлением, но считается одним из подмножеств заводных игрушек.

    По подобной схеме строятся и решаются многие задачи (включая и задания на развитие когнитивных способностей), задействующие круги Эйлера. Давайте разберем одну такую задачу (кстати, именно ее в 2011 году внесли на демонстрационный тест ЕГЭ по информатике и ИКТ).

    Пример решения задачи с помощью кругов Эйлера

    Условия задачи таковы: приведенная таблица показывает, сколько страниц было найдено в Интернете по конкретным запросам:

    Вопрос задачи: сколько страниц (в тысячах) выдаст поисковик по запросу «Крейсер и линкор»? При этом нужно учитывать, что все запросы выполняются примерно в одно и то же время, поэтому набор страниц с искомыми словами со времени выполнения запросов остался неизменным.

    Решается задача так: с помощью кругов Эйлера изображаются условия задачи, а цифрами «1», «2» и «3» обозначаются полученные в результате сегменты:

    Учитывая условия задачи, составляем уравнения:

    1. Крейсер/линкор: 1+2+3 = 7 000;
    2. Крейсер: 1+2 = 4 800;
    3. Линкор: 2+3 = 4 500.

    Чтобы определить количество запросов «Крейсер и линкор» (сегмент обозначен цифрой «2» на рисунке), подставим в уравнение 1 уравнение 2 и получим:

    4 800 + 3 = 7 000, а значит, что 3 = 2 200 (т.к. 7 000-4 800 = 2 200).

    2 + 2 200 = 4 500, а это означает, что 2 = 2 300 (т.к. 4 500-2 200 = 2 300).

    Ответ: по запросу «Крейсер и линкор» будет найдено 2 300 страниц.

    Этот пример наглядно демонстрирует, что с помощью кругов Эйлера можно достаточно быстро и просто решать сложные задачи.

    Резюме

    Круги Эйлера – это очень полезная методика решения задач и установления логических связей, а заодно и занимательный и интересный способ провести время и потренировать мозг. Так что, если вам хочется совместить приятное с полезным и поработать головой, предлагаем пройти наш курс « », включающий в себя самые разные задания, в том числе и круги Эйлера, эффективность которых научно обоснована и подтверждена многолетней практикой.