Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Свинец Водородный показатель рН
  • Математические головоломки, игры и их применение на уроках математики Математические головоломки несложные
  • Биография хюррем. Биография роксоланы. Роль Роксоланы в культуре
  • Устройство сложения чисел блеза паскаля
  • Исследовательская работа "книги в повседневной жизни" Предмет исследования: чтение книг
  • Книга и ее чтение в жизни человека исследовательская работа по литературе Предмет исследования: чтение книг
  • Проект на тему с а есенин. Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый. Постановка учебной задачи

    Проект на тему с а есенин. Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый. Постановка учебной задачи

    Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

    Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

    Юный Есенин

    У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

    Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

    Зарождение творческого пути

    В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

    Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

    Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

    Успех в Петрограде

    Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

    С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

    Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

    Возвращение в Москву

    В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

    (Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

    Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

    Творческое раскрытие

    В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

    Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

    Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы животных. Подготовить презентацию проекта. Почему я выбрала эту тему Я выбрала для своей работы именно эту тему, так как мне нравится поэзия С. Есенина. А еще я очень люблю животных. Когда я в первый раз прочитала стихотворения « Песнь о собаке, Корова и Собаке Качалова », меня они просто поразили. Я как будто увидела своими глазами и старую корову, и эту несчастную, потерявшую щенков собаку, и Джима, подающего лапу. Мне захотелось еще найти и прочитать стихотворения, написанные Есениным, где бы говорилось о животных. Я нашла очень много литературы и о поэте, и о его творчестве и подготовила эту работу.


    КАЧАЛОВ И ДЖИМ Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне год


    В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их " братьями меньшими ". Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове г.


    Из 339 проанализированных стихотворения - в 123 упоминаются животные, птицы, рыбы, насекомые. Чаще всего – кони, коровы, собаки и кошки Из 339 проанализированных стихотворения - в 123 упоминаются животные, птицы, рыбы, насекомые. Чаще всего – кони, коровы, собаки и кошки


    Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд г. Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд г.


    Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил её выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога … Снится ей белая роща И травяные луга г.


    Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.) святое чувство материнства, свойственно собаке в такой же степени, как и женщине–матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.



    Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика. Есенин использует народные поверья о животных, но в то же время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость.




    Снова выплыли годы из мрака И шумят, как ромашковый луг. Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем - то подолгу мечтала У калины за желтым прудом. Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом г.




    Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат г. Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат г.


    Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования образов животных в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края. Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования образов животных в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.


    1. С. Есенин Стихи, поэмы, повести, рассказы 2008, « Эксмо ». 2. С. Зинин Неизвестный Есенин 2010 « Алгоритм – Издат ». 3. С. М. Городецкий Сергей Есенин – сердце русского народа Н. Молева Кумиры « Астрель, Олимп » 5. Сборник Неизвестные воспоминания о С. Есенине 2001, « Русский журнал » 6. Сергей Есенин Русская душа 7. Интернет

    Тема урока Сергей Есенин «Черёмуха»

    Тип урока: урок – проект «Творчество С.А. Есенина. Стихотворение «Черёмуха»

    Методы обучения:

    По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

    По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

    По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Средства обучения : учебно-методический комплект, карточки для работы в группах, компьютерная презентация, видеофрагменты, Ф.Шопен Ноктюрн №2

    выставка рисунков учащихся по стихам С.Есенина о природе, Родине

    Цель : знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
    Задачи :
    Предметные:

    Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору);

      познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

      коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.

      регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

      личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

    Планируемые результаты.

    Предметные : ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

    доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

    Метапредметные:

      познавательные : ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;

      коммуникативные : ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

      регулятивные : ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

      личностные : ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

    Его проведём мы в назначенный срок.

    В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

    И это прекрасно, уж ты мне поверь!

    А поможет нам девиз:

    2. Актуализация знаний. Сформулирование темы и цели урока.

    (Слайд)

    2.1 Выполнение заданий в группах.

    Выполнив задания в группах, попробуем определить тему урока.

    1 группа

    Восстановите пропущенные буквы в фамилиях. Прочитайте получившееся слово по вертикали.

    Пау…товский

    Усп…нский

    2 группа

    Расшифруй слово.

    э з я п и о

    3 группа

    Отгадайте загадку.

    Будто снежный шар бела,
    По весне она цвела,
    Нежный запах источала.
    А когда пора настала,
    Разом сделалась она
    Вся от ягоды черна. (черёмуха)

    - По каким признакам отгадали?

    Речевая разминка

    Прочитайте загадку выразительно, выделяя голосом выделенные слова.

    Получившиеся слова помогут определить тему и цели нашего урока.

    (Есенин, поэзия, черёмуха)

    2.2 Постановка учебной задачи

    Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

    (Слайд 3)

      познакомимся … (с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»)

      научимся … (анализировать, разбирать, воспринимать произведение)

      находить…(изобразительно-выразительные средства языка)

      совершенствовать… (навык выразительного чтения)

    - Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для вас.

    - Сегодня полистаем страницы жизни поэта С.А. Есенина. Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. В его поэзии постараемся п очувствовать глубину его любви к Родине, природе.

    3. Введение в тему.

    Что же такое поэзия?

    (Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

    - Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

    - Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

    Красота летнего утра.

    Красота золотой осени.

    Красота родной природы.

    Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки, поэты изображают картину природы словами. Мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова. Где же таится этот секрет?

    4. Создание проблемной ситуации. Совместный поиск путей решения проблемы.

    5. Исследовательская работа. Защита учебных проектов.

    - Две творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает группа Федотова Николая.

    I группа.

    Какие цели и задачи мы ставили?

    - познакомиться с биографией и автобиографией С. А. Есенина;

    - изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

    Мы выдвигали следующую гипотезу , что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

    семья поэта;

    его обучение;

    русские поэты и писатели;

    родная природа.

    Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года (В 2015 году исполнилось 120 лет) в деревянном доме с окнами на речной простор родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

    Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел «учителем школы грамоты». В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

    Третий исток - творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение «Береза») (выразительное чтение стихотворения)

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Четвёртый исток – родная рязанская земля.

    Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами… В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать), обучение - в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете. Мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же - родная рязанская природа.

    Подтвердим нашу гипотезу, исследуя стихотворение «Черёмуха»

    ФИЗМИНУТКА

    Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
    Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

    6 . Чтение и анализ содержания стихотворения «Черёмуха» и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

    6.1 Работа до чтения.

    По названию стиха и рисункам учебника определите тему текста, прогнозируйте содержание.

    Проверим наши предположения, прочитав стихотворение.

    6.2 Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

    6.3 Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы.

    Какая картина создалась в вашем воображении?

    В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

    Это почувствуете, прочитав стих …..

    6.4 Самостоятельное чтение. Словарная работа.

    Прочитаем самостоятельно, определим непонятные слова.

    Какие слова были непонятны при чтении?

    - Медвяная.

    Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

    А как вы понимаете выражение «зелень пряная»

    С острым ароматным запахом.

    Как вы понимаете слово «проталинка»?

    Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

    -Вкрадчиво

    От слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться

    - Круча (крутой спуск, обрыв).

    6.5 Повторение средств художественной выразительности. Работа со словарём.

    В стихотворении Есенин использует средства художественной выразительности. Какие вы знаете?

    Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

    Для чего они используются?

    Их употребление делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

    Милена выписала из толкового словаря Ожегова определения. Послушаем.

    - Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
    - Олицетворение –

    - Метафора -

    6.6 Чтение и анализ текста.

    Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

    С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

    Как рассказывает про росу?

    Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце.)

    Что рассказывает о ручейке?

    Почему речей серебряный?

    Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

    Каким показат ручей в конце стихотворения?

    Гремучею – это как? (громко)

    Волною обдаёт? (бросает тень)

    Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

    Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
    - Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

    Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

    Какие лечебные свойства черёмухи вы знаете?

    – Аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

    6.7 Прочитайте в парах . Взаимооценка.

    6.8 Работа над выразительностью.
    - Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
    ЧИТАЕМ ЭХОМ.

    Прослушивание фрагмента музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн №2 и 2-3

    Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

    Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

    6.9 Выразительное чтение. Взаимооценка.

    (Читаем под музыку)

    Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
    Вывод. Один из истоков творчества великого поэта –природа. Мы подтвердили, анализируя стихотворение поэта.

    Физминутка

    7. Продолжение исследовательской работы.

    7.1 Защита проекта II группой. Тема Родины.

    -Следующая тема - тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
    Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!» защищает группа Прошениной Амиры.

    Цели и задачи проекта:

    1) исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

    2) выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.

    3) изучить Интернет – ресурсы и литературу по вопросу проекта;

    Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе.

    Готовясь к проекту, открывая книги С.Есенина, каждый из нас читал такие слова автора:

    « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, чувство Родины – основное в моём творчестве”. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина Есенина - Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы. В его поэзии, по словам А.Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

    - Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется вся бескрайняя русская земля.

    7.2 Прослушивание видиофрагмента. С. Безруков «Гой ты, Русь моя святая!»

    «…Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте Родину мою!»

    7.3 Продолжение защиты проекта.

    (Слайд) С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

    Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

    О Русь – малиновое поле

    И синь, упавшая в реку,

    Люблю до радости и боли

    Твою озёрную тоску.

    - писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

    Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

    Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

    «Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

    Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

    (Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

    деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

    На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.

    В стихотворениях "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза" с большой любовью Есенин пишет о природе.

    Эти и другие стихи читали ученики нашей школы в конкурсе стихов в декабре месяце, посвящённым 120-летию С.Есенина. Тематика конкурса: природа, Родина.

    7.4. Чтение стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

    В нашем проекте мы представляем победителя школьного конкурса, неоднократного победителя районных республиканских и межрегиональных конкурсов Зайцеву Викторию. Стихотворение С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

    Стих и песня какой общей темой объединены?

    Боль души поэта и композитора за Русь.

    Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе.

    Мы изучили творчество, сборники стихов С.Есенина…

    Продуктами нашего проекта стали рисунки о природе с подписями отрывков из стихов поэта.

    8. Отрывок из моего любимого стихотворения. (Читают дети)

    9. Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Есенин в своих стихах сумел передать любовь к природе, к ее красоте, любовь к Родине. Прожил Сергей Есенин всего 30 лет. Но за это время сумел написать такие стихи, которые не оставляют никого равнодушным.

    Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку. Эта тема исследования будет в нашем проекте в перспективе.

    10. Рефлексия

    (Слайд) - Закончите предложение: «Подготовка к исследовательскому проекту, соприкосновение с поэзией С.Есенина помогло мне…»

    - больше узнать о С. Есенине;

    Ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

    Увидеть красоту в самых обычных предметах;

    Получить наслаждение от урока.

    11. Домашнее задание

    Выучить стих.

    Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.

    Поэт не пишет, он поёт,
    Как вдохновение придёт,
    Когда душа его зовёт,
    И тему он себе найдёт. Марк Львовский

    «Душа поэта – тонкая струна,

    Дотронешься – и зазвучит она.

    И мир Есенина

    Нам предстоит постигнуть

    В секреты слова красоты проникнуть»

    Учебный проект: Жизнь и творчество С.А. Есенина.
    Творческое название проекта: «Мои стихи, спокойно расскажите
    про жизнь мою»
    С. Есенин
    Предметная область: Русская литература.
    Тема в учебном плане: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.
    Возраст учащихся: 6 класс.
    Продолжительность работы по проекту: 3 недели.
    Краткая аннотация проекта:
    Краткая биография Сергея Александровича Есенина. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Ленинград) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 19191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
    Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин
    Дата рождения: 3 октября 1895(1895-10-03)
    Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
    Дата смерти: 28 декабря 1925(1925.12.28) (30 лет)
    Место смерти: Ленинград, СССР
    Род деятельности: поэт
    Годы творчества: 19101925
    Направление: Новокрестьянские поэты (19141918), имажинизм (19181923)

    Дидактические цели учебного проекта:
    1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
    2. Развитие творческих навыков учащихся.
    3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
    4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
    5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
    6. Развитие навыков критического мышления.
    Методические задачи учебного проекта:
    1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
    2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.
    3. Развитие навыков использования критического мышления.
    4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
    Направляющие вопросы:
    Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на мировоззрение читателя?
    Проблемные вопросы:
    1. Был ли счастлив Сергей Есинин в жизни?
    2. Какие произведения являются центральными в его творчестве?
    Учебные вопросы:
    1. Когда родился Сергей Есенин?
    2. В какой деревне он родился?
    3. Кем были у него родители?
    4. Каково отношение поэта к Родине и к матери?
    5. Какие судьбоносные проблемы раскрываются в творчестве поэта?

    Структура проекта
    План проекта:

    Этап I. 1.Вводное занятие. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.
    Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
    1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждого участника проекта. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.
    Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
    1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на школьной предметной неделе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным педагогом-организатором. Вручение наград.
    Этап IV.
    1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.
    Публикация учителя
    Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

    Дидактические материалы
    Тест "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
    Литература:
    Стихотворения С.А. Есенина

    СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА:


    ЧТЕЦ____________________:
    В этом имени слово «есень»,
    Осень, ясень, осенний цвет.
    Что-то есть в нём от русских песен –
    Поднебесье, тихие веси,
    Синь берёз и синий рассвет.
    Что-то есть в нём и от весенней грусти,
    Юности и чистоты
    Только скажут – «Сергей Есенин»
    Всей России встают черты

    Сегодня мы собрались, чтобы рассказать о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы в этом году 120 лет. Есенин - самый популярный русский поэт 20 века. Многие литературоведы ломали голову над секретом всероссийской любви к поэзии Есенина.

    ЧТЕЦ ________________________:
    - На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился Великий поэт Сергей Есенин.
    Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
    В своих стихах, и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
    Года далёкие,
    Теперь вы как в тумане.
    И помню, дед мне
    С грустью говорил:
    «Пустое дело
    Ну, а если тянет-
    Пиши про рожь,
    Но больше про кобыл».

    Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.

    ЧТЕЦ_________________________:
    В зимний вечер по задворкам
    Разухабистой гурьбой
    По сугробам, по пригоркам
    Мы идем, бредем домой.
    Опостылеют салазки,
    И садимся в два рядка
    Слушать бабушкины сказки
    Про Ивана-дурака.
    И сидим мы, еле дышим.
    Время к полночи идет.
    Притворимся, что не слышим,
    Если мама спать зовет.
    Сказки все. Пора в постели...
    Но, а как теперь уж спать?
    И опять мы загалдели,
    Начинаем приставать.
    Скажет бабушка несмело:
    «Что ж сидеть-то до зари?»
    Ну, а нам какое дело
    Говори да говори.

    СЦЕНКА:
    Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
    Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
    Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
    Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

    Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться..
    Есенин. Не буду учителем.
    Дед. А кем тогда?
    Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
    Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

    Звучит музыка: _________________________
    Демонстрируется:________________________

    ЧТЕЦ____________________:

    Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.


    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.

    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.

    По лугу со скрипом
    Тянется обоз
    Суховатой липой
    Пахнет от колес.

    Слухают ракиты
    Посвист ветряной...
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной.

    ЧТЕЦ___________________________:
    Поэт Руси, он взял у её природы даже черты своей прекрасной внешности: голубые глаза - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских полей. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее.

    Стихотворение «Приоткроется дверь»

    Приоткроется дверь, и в сени
    Осень стучит, дождем дыша,
    Здесь родился Сергей Есенин,
    Здесь витает его душа.

    ЧТЕЦ____________________:
    Есенин – это поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение сердца. Слово « Русь» - одно из самых излюбленных слов Есенина. Для него оно наполнено огромным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

    ЧТЕЦ: ___________________________
    Можно включить_____________________
    Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты в ризах образа...
    Не видать конца и края -
    Только синь сосет глаза.

    Пахнет яблоком и медом
    По церквам твой кроткий Спас.
    И гудит за корогодом
    На лугах веселый пляс.

    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».

    ЧТЕЦ___________________________:
    Сергей Есенин воспринимал мир в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
    Поэт однажды увидел зимой березу и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    ЧТЕЦ___________________________:
    Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. Он не узнал своего деда, тот очень состарился. После этого у поэта родилось стихотворение « Возвращение на Родину

    Ну что старик с тобой?
    Скажи мне,
    Отчего ты так глядишь скорбяще.
    - Добро, мой внук.
    Добро, что не узнал ты деда

    Ах, дедушка, ужели это ты!
    И полилась печальная беседа
    Слезами теплыми на пыльные цветы.

    ЧТЕЦ___________________________:
    Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет. Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.

    ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ «Письмо к матери»

    ЧТЕЦ___________________________:

    Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня. К ним направлена любовь и чувства поэта.

    ПЕСНЯ:__________Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.

    И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
    Не дойду до дома с дружеской попойки.

    ЧТЕЦ:________________Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
    Распевал им песни под метель о лете.

    Сам себе казался я таким же кленом,
    Только не опавшим, а вовсю зеленым.

    И, утратив скромность, одуревши в доску,
    Как жену чужую, обнимал березку.

    ЧТЕЦ___________________________:

    Само понятие “Родина” у Есенина расширяется от своего села до всей России. Россия для него – родной дом. И в тяжёлые времена для России он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”. Но даже тогда он сохраняет в душе любовь к родине.

    ЧТЕЦ ______________________:
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    ЧТЕЦ ______________________:
    1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
    Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
    Звучит стихотворение: _________________________
    Демонстрируется:________________________

    ЧТЕЦ ______________________:
    Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться, 30-путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». За 30 лет он подарил нам целый мир, и этот мир живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

    Звучит музыка.____________________________________________________
    Демонстрируется портрет Есенина.

    Ирина Ким

    "Край любимый "

    Интерактивные методы обучения.

    Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина

    Тип проекта : познавательно – творческий .

    Длительность проекта : Долгосрочный (реализуется в течение 9 месяцев)

    Участники : Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители

    Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю : как взрослым, так и детям. Но впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем возрасте, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Поэзия Есенина благотворно воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине, расширяют знания о своём народе. Рязанская земля, где «мужики косили, и сеяли свой хлеб» , была страной его детства. Русская природа, крестьянский уклад жизни , народное творчество , великая русская литература - все это является источниками его поэзии, это то, что способствовало становлению его великого таланта в раннем детстве. Именно в этом возрасте формируется полноценная личность ребёнка. И поэтому одной из важных задач нашего детского сада № 119 города Рязани является приобщение детей к искусству, к художественной литературе, в частности к поэзии Есенина , которая оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение на детей.

    И уже на первых этапах работы в этом направлении я вижу, что интерес детей к поэзии и к народному творчеству достаточно велик . С этой целью в нашем детском саду в народном стиле оформлена специально отведённая комната, где ребята знакомятся со старинным русским бытом. Детям интересно увидеть самовар, чугунки и крынки, стол с расшитой скатертью, покачать куклу в зыбке, рассмотреть прялку.

    Процесс освоения детьми различных тематических блоков изучения поэтического наследия Есенина осуществлялся в разнообразных формах детской образовательной деятельности : беседы о жизни поэта «Есенин – наш земляк » ; развлечение, посвященное 120-летию со дня рождения поэта «» , на котором дети знакомятся с русской песней, частушками, поговорками, загадками, где разыгрываются старинные народные игры, здесь же звучат лирические песни на стихи Есенина , в которых воспевается красота русской природы, родного края, отражается крестьянский уклад жизни русского человека ; в познавательной экскурсии «Путешествие в село Константиново» дети с помощью видеозаписи узнали старинный быт крестьянской глубинки, увидели дом, где жил поэт; проводила конкурс чтецов «Край любимый » и конкурс рисунков по творчеству Есенина ; были оформлены папки передвижки и альбом о жизни и творчестве поэта , ребята выступали в детской библиотеке, где проводились мероприятия, посвященные празднованию 120-летия со Дня рождения поэта. В ходе работы использовался наглядный материал : фотографии семьи поэта, репродукции картин по сезонам, слайды, фонотека песен , написанных на стихи Сергея Есенина .

    Формирование чувств патриотизма в моем проекте в течение года осуществлялось через интеграцию разных видов детской деятельности (познавательной , художественно-изобразительной, музыкальной) и носило развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Для начала на прогулках со своей группой я веду беседу на темы : «Времена года» , «Природа рисует красками» , провожу речевые упражнения : «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок», «Скажи красивые слова о заснеженном лесе» .

    Затем, продолжаю знакомить ребят с поэзией Есенина и пытаюсь в устной форме составить с ними «Синквейн» .

    Синквейн - стихотворение , состоящее из пяти строк, в котором ребёнок, выражает своё отношение к предмету, показывает свои чувства, ассоциации.

    Порядок написания синквейна :

    Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

    Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

    Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

    Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    Так после составления всех пяти строк получится небольшой белый стих.

    И вот после прочтения стихотворения «Черёмуха» и «Берёза» у нас детьми получилось следующее :

    СИНКВЕЙН

    Для следующих этапов занятий я привлекаю к работе родителей и предлагаю им выучить вместе с детьми понравившееся стихотворение , а затем подобрать иллюстрации или нарисовать вместе с ребенком картину природы к выбранному ими произведению поэта. И уже на следующих занятиях дети читают выученные стихотворения , демонстрируя свои рисунки. Из собранного материала я составляю альбом о природе «Времена года» . А на занятиях по окружающему миру я использую картинки из этого альбома при составлении «Диаграммы Венна» .

    Диаграмма строится на двух или нескольких пересекающихся кругах. Этот приём помогает провести анализ и синтез при рассмотрении двух или трёх предметов, имеющих различные и общие черты. В данном случае я черчу на доске два пересекающихся круга и помещаю над ними два дерева : рябину и березу, нарисованные родителями и детьми. Ребята сравнивают деревья, а я записываю в кругах (или выставляю в картинках) те части дерева, которыми они отличаются : ствол, ветки, листья цветы, плоды. Затем, в линии соприкосновения окружностей, мы помещаем всё, что объединяет эти растения : питание (корнями, солнцем и водой, летние и осенние краски листвы и т. д.

    «Диаграмма Венна»

    (Схема 1)

    Можно дать ребятам и третий круг диаграммы, но только после того, как они заполнят два круга, т. е. надо идти постепенно от простого к сложному.

    Эту работу можно проводить и на интерактивной доске (на экране)

    Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности , улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, учит сравнивать и отличать.

    Итак, постепенно от соприкосновения с прекрасным миром природы я подвожу ребят к жизни Есенина , и мы заочно отправляемся на экскурсию под названием «Путешествие в Константиново» (здесь при помощи мультимедийной системы демонстрируется видеоролик, составленный мной непосредственно на родине поэта, в селе Константиново). На экране показывается дом, в котором изображён крестьянский быт, школа, где учился поэт, ведётся рассказ о детстве Есенина , здесь же изображается природа, окружающая его с раннего детства, звучит нежная музыка, которая мелодично сливается со стихами в единое целое. (Приложение1) . Весь видеоматериал разбиваю на разделы, т. е. этапы жизни поэта . В перерывах между отрывками провожу вопросно-ответную беседу по просмотренному материалу. В заключение виртуальной экскурсии мы с детьми рассматриваем памятники поэту, говорим об их местонахождении и предназначении. (Приложение №2) .

    Вся работа по проходила в тесном взаимодействии с родителями. В ходе совместной деятельности родители знакомились с работой, которая проводилась в течение года, присутствовали на различных мероприятиях, помогали создавать предметно-развивающую среду, принося предметы старинного быта. Были оформлены папки-передвижки для родителей, проведено родительское собрание на тему «Патриотизм в творчестве Есенина » . А затем вместе с родителями мы собираем фото и открытки о жизни Есенина , из которых составляем альбом под названием «Жизненный путь Сергея Есенина » . Всё это способствует формированию творческих качеств ребёнка , развитию эстетического вкуса, вызывает интерес к художественной литературе и образному мышлению, а главное, формирует патриотические чувства, чувство любви к малой родине и творчеству нашего земляка Сергея Есенина .

    В процессе систематической работы дошкольники научились понимать поэзию Есенина , расширился их литературный кругозор, проявился интерес к истории родного края.

    Когда у ребят уже накопился определенный объём знаний в этом направлении, я составляю с ними кластер «Детство Есенина » .

    В центре магнитной доски под ключевым словом «ЕСЕНИН » размещаю портрет юного поэта. Затем в разных направлениях от опорного слова провожу стрелочки. Рядом на столе лежат, заранее подготовленные к ответам детей, карточки : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя, друзья, школа. Задаю вопрос : «Кто окружал Есенина в детстве Ребята выбирают нужные слова и прикрепляют их к стрелочкам. На следующем этапе игры дети вынимают из альбома по одной картинке, которая соответствует тому или иному слову на карточке, и поочерёдно вывешивают их на доске, рассказывая о своём персонаже или предмете. Так к концу оформления кластера ребята составляют целый рассказ о детстве поэта, о его доме, школе.

    (Схема 2)

    «Кластер» позволяет детям, раскрепоститься, свободно размышлять, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает организовать и развить диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию.

    Использование в своей практике интерактивных методов обучения помогает мне организовать учебный процесс таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания , они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность ребят в процессе познания , освоения материала означает , что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности . Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность .

    Вся работа по ознакомлению детей с творчеством Есенина способствовала формированию патриотических чувств, ребята научились любить родной край , тонко чувствовать природу, замечать её красоту, проявлять заботу об окружающей среде.

    Сам поэт верил в то, что все доброе и лучшее в человеке идет из детства и сохраняется в его сердце на всю жизнь . А главное сокровище детской и взрослой души – способность творить , радоваться и удивляться миру. И только через духовное развитие и развитие творческих способностей дети прославят наше любимое Отечество так же , как славят родную землю уже 120 лет стихи великого русского поэта, замечательного уроженца Рязанского края Сергея Есенина .

    «Край берёзовый – край Есенина »

    «Собери красивые слова из листьев уходящей осени» .


    «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок»

    Конкурс чтецов по творчеству Сергея Есенина


    Ребята собирают кластер о детстве С. Есенина