Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Кукурузный крем-суп пюре
  • Хлеб по дюкану Хлеб из отрубей по дюкану в мультиварке
  • Люля кебаб на шампурах рецепт
  • Картофельная запеканка с фаршем в духовке, рецепт с фото
  • Рецепт: Сом, запеченный в духовке - С овощами на антипригарном коврике
  • Суп из курицы со свежей капустой и картошкой
  • Леший сидит. Леший - тайны мира.загадки планеты. Леший сидит на пне, с воодушевлением читает задачу

    Леший сидит. Леший - тайны мира.загадки планеты. Леший сидит на пне, с воодушевлением читает задачу
    Ле́ший , лесови́к, лесовой, лешак, лесник, лесун, лесной дедушка, лес праведный, диконький мужичок, пущевик, волчий пастырь местами даже просто лес - сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок. Место жительства духа - глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», - считали крестьяне, - «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. По причине любви лешего к ветру, люди, находясь в лесу, избегают свиста, чтобы не привлечь этим духа.
    Леший имеет вид мужика или старика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, но некоторые детали подчеркивают его потустороннюю природу: правая пола одежды у него запахнута за левую, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Иногда полагали, что Леший никогда не бывает подпоясан. Одежда у него белого, красного, черного или зеленого цвета.

    Характерная черта Лешего - его способность изменять свой рост. Он может быть вровень с верхушками деревьев или ниже травы. Леший может превращаться в любого зверя и любую птицу, в дерево, куст или гриб. В севернорусской традиции появление Лешего обычно связано с различными погодными явлениями, особенно вихрем или резким ветром. Местом обитания Лешего является весь лес, однако его излюбленные места - коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки.
    Леший сторожит лес и безраздельно распоряжается всем, что там есть. Леший охраняет и пасет стада лесных зверей, является начальником над всеми волками. Он часто перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, полевых мышей и крыс. Всего более он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».
    Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.
    Некоторые лешие живут одиноко, другие - семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего - бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.
    Другие лешии похищают или заманивают к себе девушек и женщин и живут с ними. Детьми Лешего считаются похищенные до крещения младенцы. Полагают, что жены Лешего происходят из душ загубленных им девушек, которые были прокляты своими родителями. Чтобы возвратить людей, которых увел Леший, на перекрестках дорог клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь и просили Лешего вернуть родственника.
    Лешему приписывается также похищение детей:
    Но всюду ви́сел на пути, и злы проказы лешего!
    Угонит зверя - не найти, в капканы крыс навешает.
    А сколько он детей унёс к себе за волок Кайский!
    Не от дождей, от горьких слёз промок весь край прикамский.

    Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном.
    Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.
    По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.
    Поскольку Леший считался хозяином всех зверей и дичи, то без договора с ним охотник не мог охотиться, иначе он оставался без добычи или погибал. В тех областях, где скотину пасли в лесу, пастух должен был заключить с Лешим договор на право пасти скот в его угодьях. Для этого пастух шел в полночь в лес и призывал Лешего. Факт договора пастух должен был держать в строжайшей тайне, иначе Леший мог убить его.

    За нарушение договора Леший карает пастуха, вредит ему самому или скоту. Пастух мог вымолить у Лешего прощенье, встав в лесу на колени и принеся подарок в виде хлеба, стопки водки или денег. Если пастух нарушает обещание отдать Лешему одну корову из стада, Леший убивает его.
    Если человек из-за шуток лешего теряет дорогу из леса, он проваливается в иной мир, и может в нем остаться навсегда. Чтобы вернуться домой, надо перевернуть все в мире "с ног на голову", изменить привычные понятия, которые уже не спасают, согласиться ступить на пути "иного" мира… Тогда леший принимает тебя за своего и отпускает. Люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, выворачивали стельки, поворачивали шапку задом наперед, пытались читать молитвы. Но лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся во владениях лесного хозяина. Дети, чаще всего, видят оба мира, и поэтому они "родственны" и людям, и духам. Скорее всего, лешие, мороча голову и путая следы, могли увести человека из мира реального в параллельный мир или же сопределье, где все почти такое же, как дома, но родной деревни может не существовать и т.п. От проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.
    Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!»
    Считается, что то, что принадлежит лешему, окружается невидимой стеной, "закрывает", перетаскивая в "иной" мир, и лишь колдун может увидеть, где находятся пропавшие животные или вещи. Чтобы найти потерянную животину нужно выйти не оглядываясь на перекресток лесной дороги, оставить на нем два яйца и спросить первого попавшегося человека (который и будет лешим) - где искать пропажу.
    Леший ходит по лесу ночью до первых петухов, после чего спит в лесной избушке. Летом Леший справляет свадьбу, во время которой в лесу поднимается буря. Лешие уходят на зиму под землю в день св. Ерофея (4/17.X) и вновь появляются весной, когда начинает таять снег и размыкается земля.
    Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.).
    Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека).
    В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.
    Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня).
    В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.

    Текущая страница: 11 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

    Шрифт:

    100% +

    5. Овинник, рижник, гуменник

    В подсобных помещениях, где обрабатывался и хранился урожай, были свои мифологические «хозяева», хотя поверья о них известны не во всех областях. Чаще всего рассказывали о мифологическом покровителе ови́на – ямы с настилом, в которой разводили огонь для сушки снопов. В более поздние времена овин имел вид большого сарая с очагом или печью. В Древней Руси овин был местом поклонения огню. Древнерусские книжники упоминают о язычниках, которые «молятся огневи под овином».

    Мифологического «хозяина» овина называли ови́нник, подови́нник, дедушко ови́нный. У белорусов он назывался осетником или осетным (от белорусского осеть – «овин»), В русских заговорах упоминаются подовинник-батюшка и подовинница-матушка.

    Овинник живет в яме для огня под настилом и имеет вид огромного черного кота с горящими глазами. По другим поверьям, он похож на человека с длинными всклокоченными волосами дымчатого цвета, иногда очень высокого. Увидеть овинника можно на Пасху, во время заутрени, когда он сидит в кострище, в самом углу настила. Характер овинника в народных поверьях весьма противоречив. По одним поверьям, он – рачительный и бережливый хозяин, охраняющий овин от всякой нечисти и способствующий хорошему намолоту зерна. Он помогает своему хозяину-человеку: по ночам переносит снопы на ток, довеивает зерно, ночью стережет солому. Считалось даже, что овинник – добрый и милостивый, способный защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться. Рассказывают, что овинник до первых петухов дрался со старухой упырицей, напавшей на парня, и отстоял его.

    По другим представлениям, овинник труслив и убегает от человека. Рассердившись, он может подпалить овин, особенно если его топить в те дни, когда он «именинник», а именно: в праздник Феклы-Заревницы (7 октября), на Воздвижение (7 октября) и на Покров (14 октября). Рассерженный овинник пугает людей страшным хохотом, хлопаньем в ладоши и может запихать хозяина в печь. В овине не принято было оставаться на ночь, но если необходимо было переночевать, у овинника просили разрешения: «Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия».

    Когда первый раз в сезоне затапливали овин, просили овинника сохранить его от напастей. А перед каждой очередной топкой овина у «хозяина» просили позволения. По окончании сезона сушки снопов вставали лицом к овину, снимали шапку, кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой». Чтобы задобрить овинника, ему приносили жертвы: в день святых Козьмы и Дамиана (14 июля) хозяин приносил в овин пирог и петуха. Петуху отрубал голову и ноги и бросал их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью кропил по всем углам овина. В других местах в этот день в овин приносили горшок специально сваренной для овинника каши или просто приходили его поздравить. Верили, что, увидев овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу.

    Мифологический покровитель гумна (место около овина, куда с поля свозят снопы) – гуменник или гуменной хозяин – в некоторых местностях считался покровителем и овина. Гуменник может подружиться с хозяином и помогать ему. Но если хозяин неуважительно относится к гуменнику, тот может поджечь гумно своими злобно пылающими глазами. На гумне и в овине старались не спать, чтобы гуменник не задавил. Гуменнику на Покров ставили на току ведро пива.

    В народе часто полагали, что «хозяева» дома и хозяйственных построек хотя и являются нечистой силой, но все же менее опасны для человека, чем демоны, происходящие из «нечистых» покойников. Они верно служат человеку, содержат в порядке свои «хозяйства». Они могут встать на защиту человека, когда ему грозит опасность от злобных демонов. В одной из быличек рассказывается, как гуменник защитил человека от опасности.

    За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком! За эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел.

    Помещение, где молотят зерно, называется рига. В ней был свой мифологический покровитель – рига́чник, ри́жник, подри́жник. Это страшный черный лохматый мужчина с огненными глазами или черный лохматый пес. Считалось, что нельзя молотить по ночам, потому что слышали, как ригачник бегает по току – площадке для молотьбы. В некоторых областях верили, что рижник и ри́жница – муж и жена и у них есть дети. О том, как один крестьянин видел рожающую жену рижника, рассказывает одна из бы личек.

    Рижная баба в риге сидит, волосы длинные. Вот сосед пошел однажды, да не вовремя. Там рижница рожать собралась. У ней и муж есть. Сосед говорит: «Я закрыл дверь и ухожу. А второй раз прихожу, а рижник говорит: «Ты хорошо сделал, что мою жену не тронул, и я тебе ничего не сделаю плохого».

    Глава VII
    МИФОЛОГИЧЕСКИЕ «ХОЗЯЕВА» ПРИРОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ


    Восточные славяне верили, что леса и болота, реки и озера, поля и луга имеют своих мифологических «хозяев». «Хозяином» леса считался леший. Реками и водоемами заведовал водяной. В болоте жил болотник. Покровителем поля был полевой. Реже встречаются более мелкие персонажи. Например, покровитель луга – луговик, «хозяйка» куста – кустица, дух, «заведующий» колодцем, – колодезный, «хозяин» грибов – подгрибовник или боровик.

    Представления об этих мифологических образах известны нам по свидетельствам XVIII–XX веков, они сложились, вероятно, довольно поздно – уже после принятия христианства. Поверья о подобных персонажах известны не всем восточным славянам. Наиболее они распространены в русской и белорусской традициях, менее – на востоке Украины, совсем их нет в западноукраинских областях. В ранних языческих верованиях славян одухотворялись силы природы – вода, земля, деревья. Позже на этой основе возникли мифологические образы «хозяев» природных пространств. В рукописи XVI века «Слово и откровения святых апостолов» обличаются язычники, «которые говорят, что есть боги небесные, а другие – водные, а третьи – полевые, то не ума ли лишились, если в такое веруете?» Верования в лешего, водяного, болотника сохраняются до сих пор в народной традиции, особенно на Русском Севере.

    1. Леший

    Полновластным «хозяином» леса считался леший. Еще его называли лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный . В традиции восточных славян лес противопоставлялся дому. Дом мыслился как «свое», безопасное, человеческое пространство. Лес воспринимался как опасное и чуждое человеку место, как одно из воплощений иного мира. В лесу человека подстерегала нечистая сила. Там обитали русалки. Туда, согласно заговорам, ссылались болезни. В лес попадали дети, проклятые своими родителями. Там обитали души умерших родственников.

    По поверьям, лешие происходят из проклятых людей, умерших некрещеными или обмененных нечистой силой детей. В одной из русских быличек леший говорит сам о себе: «Я такой же человек, как и все люди, на мне только креста нет. Я проклят: меня мать прокляла».

    Отношение к лешему в народной традиции было двойственным. С одной стороны, лешего причисляли к нечистой силе и даже считали, что он – черт. С другой, в поверьях он часто противопоставлен «настоящим» чертям, ведь, в отличие от них, он никогда не стремится специально загубить человека. Он лишь наказывает человека, когда тот сам нарушает правила поведения в лесу. Его шутки над человеком неприятны, но, как правило, не смертельны. Он сбивает с дороги путников или пугает хохотом и хлопаньем в ладоши. Но может помочь набрать грибов, ягод, найти дорогу, если человек его об этом попросит. Леший даже мог вступить в драку с чертями, помогая человеку.

    Лешего представляли в виде обыкновенного мужика или старика с белой бородой, одетого в привычную крестьянскую одежду: кафтан, армяк, балахон, лапти, сапоги, колпак, шапку из разных лоскутьев. Но некоторые его черты указывают на его демоническую природу. Так, правая пола кафтана у него запахнута за левую, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Правый глаз у лешего неподвижен и больше левого. Волосы у него зачесаны налево. И это недаром, поскольку левая сторона в славянской мифологии всегда связана с нечистой силой.

    По некоторым представлениям, леший никогда не бывает подпоясан. А ведь пояс, как и крест, в русской культуре считался основным признаком крещеного, «нормального» человека. Пояс снимали только тогда, когда нужно было вступить в контакт с иным миром, например во время гаданий или произнесения заговоров. До сих пор о человеке, который плохо себя ведет, говорят, что он «распоясался».

    Одежда у лешего белого, красного, черного или зеленого цветов. Леший, как и другие представители нечистой силы, не отбрасывает тени. Кровь у лешего синяя, или сам он синий. В руках он обычно держит кнут, батог, дубинку или кошелку. Леший часто принимает вид знакомого или родственника человека. В некоторых местах Русского Севера полагали, что при встрече с человеком, у которого в семье есть мужчины, леший принимает вид мужчины, а если у человека в семье одни женщины – вид женщины или старушки. Поскольку при встрече леший часто прикидывается обычным мужиком, то, чтобы понять, с кем имеешь дело, нужно посмотреть на него через правое ухо лошади. Только тогда демонические черты лешего будут очевидны.

    Считали, что леший способен легко изменять свой рост. Он может быть и обычного человеческого роста, но может подняться вровень с верхушками самых высоких деревьев или быть ниже травы. Он с легкостью превращается в любого зверя и любую птицу, какие есть в его лесных владениях. Появление лешего обычно сопровождается вихрем, резким ветром и шумом деревьев.



    Местом обитания лешего был весь лес, однако его излюбленными местами считались коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки, чаща леса.

    Чем же занимается леший в своих угодьях? Естественно, думали, что он сторожит лес и безраздельно распоряжается в нем всем, что там есть. Он охраняет и пасет стада лесных зверей, является начальником над всеми волками. Часто его называют волчьим пастырем, потому что он пасет волков, как овец. Он часто перегоняет с места на место зайцев, волков, белок, а также полевых мышей и крыс. Лешего часто видели сидящим на дереве или пеньке, плетущим лапти или занимающимся другими хозяйственными делами. Он часто приходит к костру, разведенному в лесу людьми, и греется возле него.

    Леший, конечно, чаще вредит человеку – в этом не сомневались. Самое любимое его занятие – сбить человека с дороги, завести в чащобу, водить кругами по одному и тому же месту, заставляя блуждать в течение многих часов. Леший часто морочит человеку голову бесконечным разговором и глумится над пришедшими в лес. Он прячет шапки и корзины у тех, кто пришел по грибы или ягоды, укладывает спать на муравейник, заставляет залезть на дуб, заводит в болото, снимает с телеги колеса.

    Верили, что, для того чтобы сбить человека с дороги, у лешего было несколько излюбленных приемов. Например, он подходил к человеку, собирающему грибы или ягоды, принимая вид его знакомого или родственника. Обещая показать наиболее грибное или ягодное место, он заманивал человека в чащу. Часто он принимал вид ямщика и предлагал подвезти человека, идущего по лесной дороге. В результате человек оказывался в чащобе, на краю лесного оврага и в других непроходимых местах. Иногда леший зовет человека по имени, подражая голосам знакомых, и таким образом заманивает в глубь леса. Представления о мифологическом лесном «хозяине», сбивающем человека с дороги, известны из севернорусских житий святых XV–XVII веков, например из Жития Евфросина Псковского (XV в.).

    Некогда святой Евфросин пошел в уединенную обитель, стоявшую отдельно от монастыря, и повстречал дьявола, принявшего образ знакомого пахаря, который изъявил желание пойти с ним. Дьявол шел быстрой походкой и все время забегал вперед. Всю дорогу он занимал преподобного разговорами, поведал блаженному о несчастьях в доме и о напастях, которые он терпел от некоего человека. Святой начал учить его о смирении. Святой увлекся разговором и не заметил, как заблудился. Он не мог узнать место, где находится. Его спутник вызвался проводить его к монастырю, но еще больше сбил с пути. День догорал, наступил вечер. Святой встал на колени и начал читать «Отче наш». Его проводник начал быстро таять и стал невидимым. А преподобный увидел, что он находится в непроходимой чаще, на круче горы, над пропастью.

    В Житии Никодима Кожеезерского (конец XVII в.) рассказывается, как пастух Григорий был уведен в лес неким лесным демоном, в котором легко узнается леший. Пастух долго блуждал, не находя дороги домой.

    Этот пастух, собрав ближе к вечеру скот, собирался возвращаться домой, но вдруг потерял дорогу и «сам не знал, куда шел, и вдруг видит перед собой как будто человека-привидение в сером одеянии и колоколец маленький у него в руке. Колокольцем он звонит, а сам идет вперед и пастуха Григория зовет за собой, а этот шел за ним». Пастух, поняв, что происходит неладное, стал шептать молитвы и креститься, тогда демон делался невидим, когда он прекращал читать молитвы, демон опять показывался впереди, принуждая Григория идти за ним. Наконец демон привел пастуха к месту, где на вершинах деревьев лежал некий старец, в котором просматривались черты мифологического «хозяина» леса. Поскольку родители Григория в это время усердно молились и призывали на помощь сыну преподобного Никодима, то их молитвы возымели действие. Святой спас Григория от заморочившего его лесного демона.

    Как считали, особенно опасен леший для тех, кто приходит в лес, не благословясь и не имея нательного креста. При входе в лес принято было «проситься» у лешего. «Просились» следующими словами: «Хозяюшко, помоги мне ягод найти и не заблудиться». Нельзя было ругать человека, особенно ребенка, идущего в лес, словами: «Понеси тебя леший!» – а также вообще вспоминать лешего, находясь в лесу. В этом случае леший получал доступ к ребенку и мог завести его в чащу или навсегда оставить у себя. Чтобы этого не случилось, мать должна сама проводить детей, идущих в лес, и благословить их. Кроме того, она клала на пень кусок хлеба, завернутый в тряпочку, и говорила: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой».

    Поскольку леший считался хозяином всех зверей и дичи, то чаще всего с ним приходилось иметь дело охотникам. Без договора с лешим охотник не мог рассчитывать на добычу. Он подвергал себя серьезной опасности, рискнув пойти на охоту без позволения лесного хозяина. В лучшем случае он оставался без добычи, в худшем – его ждала смерть. Охотник мог получить от лешего «особую статью», то есть заключить договор на определенных условиях, например, не брать дичи больше, чем разрешал леший, или приходить на охоту в некоторые дни. В противном случае леший мог исхлестать охотника верхушками деревьев, наслать на него болезнь или паралич. Охотникам и лесникам часто приходилось ночевать в лесных охотничьих избушках, которые также находились под патронажем лесного хозяина. Перед тем как зайти в такую избушку на ночлег, полагалось попросить у лешего разрешения: «Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать». Если этого не сделать, леший всю ночь будет пугать человека звуком шагов. Он будет завывать, хлопать в ладоши, пока не выгонит из избушки.

    Раньше скотину пасли в лесу. Нужно было сохранить стадо и уберечь его от лесных зверей. Поэтому пастухи «договаривались» с лешим, чтобы он помог. Пастух вызывал лешего, чтобы заключить с ним специальный договор на право пасти скот в его угодьях. Для этого пастух шел в полночь в лес и призывал лешего. Вызвать лешего можно было словами: «Приходи завтра» – или, сняв шапку, поклониться и сказать: «Лесной князь, выйдь сюда, помоги моей беде, сам удружу». Леший приходил, сопровождаемый сильной бурей, шумом деревьев и свистом ветра. По другим поверьям, в ночь накануне Ивана Купалы нужно было в лесу срубить осину так, чтобы она упала вершиной на восточную сторону. Стоя на пне срубленной осины и посмотрев на пень, сказать: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я есть».

    Известны былички о том, что за сохранение скотины леший старался запросить с пастуха как можно больше – иногда несколько коров со стада. Но обычно пастух не соглашался, и леший выторговывал себе одну, но лучшую корову. Опытный пастух мог заставить лешего служить всего за два куриных яйца. Сам факт договора пастух должен был держать в строжайшей тайне, иначе леший мог расправиться с ним. По договору леший иногда сам обязывался пасти скотину. Пастух мог вообще не ходить в лес, зная, что и без него стадо будет в сохранности и вовремя придет домой. О пастухе, вместо которого стадо пас леший, говорили, что он «пасет лесом». За эту услугу пастух кроме обещанной коровы обязывался в течение пастбищного сезона, например, не есть красных или черных ягод, не собирать грибов, не стричься и не бриться, не здороваться ни с кем за руку, не играть на гармошке.

    Набор запретов, которые пастух должен был соблюдать, на Русском Севере называли отпуском или статьей. Так же назывался заговор на благополучие скотины, который должен быть у каждого пастуха. Входя в лес, он всегда говорил: «Праведный лесной, помоги сохранить мне мое стадо от ветра буйного, от зверя лютого». За нарушение договора леший мог покарать пастуха, навредить ему самому или скоту. Леший мог избить пастуха, искалечить его, например выбить ему один глаз.

    Пастух старался вымолить у лешего прощение. Он должен был встать в лесу на колени, повиниться и принести подарок – хлеб, мелкие монеты и стопку водки, оставив их под кустом. Если же пастух нарушал главное обещание – отдать лешему одну корову из стада, – за это следовала смерть. Коровой, обреченной в жертву лешему, обычно считалась та, которая в день первого весеннего выгона скота первая входила в лес. Такая корова непременно пропадала в течение лета: она или терялась в лесу или ее задирали звери. Вот как об этом говорится в бы личке.

    Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову-то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной-то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать. Отдал бы – живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер.

    Считали, что лешие бродят по лесу в основном до первых петухов, после чего спят в лесных избушках. День весеннего Юрия (6 мая) в западных областях России считался праздником лешего. В этот день ему приносили жертвы, чтобы он оберегал скотину от волков.

    Летом лешие справляют свадьбы, во время которых в лесу поднимается страшная буря, выворачивающая с корнем деревья и разбрасывающая валежник. Поэтому нельзя было лежать на лесной дороге, чтобы не задавила свадьба лешего.

    В народе верили, что лешие, как и змеи, уходят на зиму в иной мир, проваливаясь под землю в день святого Ерофея (17 октября). В этот день они перестают бродить по лесу и напоследок валят деревья, роют землю, загоняют зверей по норам. Поэтому на Ерофея старались не заходить в лес, чтобы не сойти с ума от страха. Вновь появляются лешие весной, когда начинает таять снег и размыкается земля. Оберегами от лешего служили соль и огонь. Для спасения от лешего нужно было очертить вокруг себя магический круг, но обязательно осиновой палкой, ножом или кочергой.

    Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

    Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".


    Ле́ший - дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.

    Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

    Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

    Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

    О происхождении леших

    Представления о происхождении леших размыты. Распространено мнение, что лешими становятся проклятые люди, умершие некрещёнными или обмененные нечистой силой дети. В народном христианстве лешие рассматривались как лесные черти - творения дьявола, или как не представленные богу адамовы дети.

    Вологодский вариант легенды рассказывает о лешем как о порождении дьявола:

    Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

    Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

    Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришёл посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих - нечисть, которая не уступает им числом.

    В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет - тонет, жарко станет - из него вода выступает».

    Внешние признаки

    Облик лешего указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Как персонификация леса, он может принимать самые различные связанные с ним образы.Представление о нём синкретично : это одновременно и многоликий дух, и животное, и растение, и человек.

    По некоторым поверьям рост лешего меняется в зависимости от окружающей его растительности: в лесу он вышиной с самые высокие деревья, а на поляне вровень с травой. Вместе с тем, леший может быть как выше, так и ниже леса по своей воле. Часто лешего представляли великаном, способным перешагивать реки. НаРусском Севере существовало представление, что лешие разделяются по размеру на лесовиков , боровиков и моховиков .

    Леший может предстать фитоантропоморфным существом с перевесом признаков в ту или иную сторону в каждой реализации. Бывает, что это полностью растительный объект - дерево (почитаемые деревья - сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др.), куст, пень, лист, мох и т. п. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. С другой стороны, антропоморфность может доминировать, а связь с растительностью проявляться в значительных деталях: длинные всклокоченные зелёные волосы как ветви дерева или куста, лишайниковая борода, обросшая мхом одежда древесного цвета и структуры, обросшее мхом лицо, толстая как кора кожа. Наконец, растительные черты могут сокращаться до атрибутов: вплетённые в волосы лешачих зелёные веточки, дубина или батог в руках, зелёная борода и зелёные глаза. Ассоциацию с лесом дополняет способность лешего хлестать человека прутьями, шуметь, гудеть, трещать деревьями.

    Леший может предстать и зооантропоморфным существом, опять таки с разной долей признаков. Это может быть животное, причём как дикое - медведь, волк, ворона, сорока и др., так и домашнее - собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др.. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёрта): чёрная шерсть по всему телу, небольшие, загнутые витком рожки (у царьков леших они золотые), копыта, длинные волосы на голове и длинная борода. Или это человек с признаками животного: волосатость, одежда из звериной шкуры, животные звуки, когти на руках и ногах, копыта, хвост, крылья, лошадиные узды и др.. Животное может сопровождать лешего: чёрная собачка, чёрный козлик.

    Преобладает же антропоморфный образ лешего. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Часто леший предстаёт в виде родственника, соседа, знакомого, причём обман бывает раскрывается лишь по приходе домой, когда выясняется, что встреченный в это время был в совершенно другом месте, может принимать образ умершего человека. Распространено представление лешего как старичка с длинными седыми растрёпанными (или зачёсанными налево) волосами и длинной седой (иногда зелёной) бородой, зелёными глазами (или неестественно бледными, даже белыми, или свинцово-синими, или блестящими). Для человеческого образа лешего характерно стремление скрыть своё лицо, нежелание смотреть в глаза собеседнику, отсутствие бровей и ресниц, а иногда и ноздрей или правого уха, или одного глаза (или выпуклые глаза, или правый глаз всегда неподвижен и больше левого, или глаза больше человеческих), синяя кровь и, как следствие, синяя кожа (иногда синий цвет переносится на одежду), отсутствие тени, когда леший сидит он закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, кровь лешего тёмная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным» («синий» в древности означал - «тёмный»). Белорусы считали, что у лешего сплющенное, ребром вперёд, длинное лицо, длинная клинообразная борода, один глаз и одна нога, причём пяткой вперёд.

    Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он как правило не подпоясан: «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

    Одет леший как обычный человек. Часто он предстаёт в форме лесника или солдата. Обычно же на нём сибирка, армяк, серый шерстяной домотканый кафтан, кожаная или меховая одежда. Но наиболее характерны для лешего белая одежда наподобие балахона или рясы, с широкими рукавами и также широкая и белая шляпа. По одним версиям он всегда подпоясан, а по другим - всегда без пояса. Типичная его обувь - лапти, иногда огромные; часто его застают за их плетением или ковырянием в них сидя на пне при свете луны. Иногда он в одежде не характерной для леса, например, в чёрном костюме. Левая пола его одежды запахнута на правую - как у женщин, при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь перепутана - одета не на те ноги. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки и др. В руках у лешего обычно кнут, батог, дубинка или кошёлка . Часто лешего видят голым.

    Лешачиха также предстаёт в различных обличьях. Она может выглядеть как обыкновенная женщина, но в оборванной одежде и с распущенными волосами с вплетёнными в них зелёными веточками. Или как высокая дряхлая старуха, опёршаяся на палочку и качающаяся будто в дремоте. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.

    Леший обладает огромной силой. Он может быть очень тяжёлым, настолько, что лошадь не в состоянии тащить телегу, на которую он сел; рука его также тяжела.Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть. Спереди и сзади идущего лешего сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. Ветер этот заметает следы лешего, поэтому, по одной из версий, их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы).

    Образ жизни

    Одни лешие живут одиноко, другие - семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего - бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору.

    Леших можно встретить по всему лесу. Но живут они в лесных трущобах, в сердце пущи. От посещаемых человеком мест, обиталище лешего защищено непроходимым лесом и валежником, незамерзающими даже зимой топями. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Туда приходят перед смертью лесные животные. Леший может жить также на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, изредка в тайной пещере и даже под землёй. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями и даже деревнями, подобными человеческим: дома леших покрыты кожей, их охраняют собаки, в хозяйстве содержится скот; есть истории о том, что у леших бывают воеводы и цари (в русских заговорах главу леших называли Мусаил-лес , а на Русском Севере - Честной Лес ).

    Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его. Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Леший распоряжается подвластными ему животными, как своим имуществом, например, он может проиграть их в карты другому лешему - это служило мистическим объяснением массовым миграциям зверей: белок, зайцев и др. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (в последнем случае леший может воплощаться белым волком - вожаком).

    Лешему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров: завывания, треск деревьев, шум листьев - это леший свистит, хлопает в ладоши, хохочет, поёт, издаёт звуки животных. Леший часто повторяет сказанные человеком слова - подобно эху, которое в лесу считается откликом лешего. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зы́бочником (зыбка - люлька, колыбель). Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Валящие деревья и срывающие крыши ураганные ветра в некоторых регионах связывали со свадьбами леших. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми.

    Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев , полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина»Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

    Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

    По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька).

    Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их - обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться - левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребёнком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческих.

    Такой персонаж, как Леший, известен всем нам еще со времен детского сада и прочтения уральских сказок. Надо сказать, что предания об этом персонаже существуют у многих народов мира, и каждый из них называл его по-своему. Но все они сходятся в одном - в определении персонажа. Так, согласно преданиям, леший - это дух-хранитель леса. Не существует точного представления о том, как он выглядит. Скорее всего, персонаж просто умеет менять свой облик в зависимости от своего желания и ситуации. Он может предстать в виде медведя, дерева, мужика или дряхлого старика.ЛЕШИЙ: ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕКТАКЖЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТНОСТИ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ, В ОКРУЖЕНИИ КОТОРОЙ ОБИТАЕТ ЛЕШИЙ, ОН МОЖЕТ МЕНЯТЬ СВОЙ РОСТ. ОСОБЫМИ ПРИМЕТАМИ СЧИТАЕТСЯ ТО, ЧТО ПЕРСОНАЖ НОСИТ ЛАПТИ, ОБУТЫЕ НАОБОРОТ. ПО ПРЕДАНИЯМ, ПЕРСОНАЖ, ПОКАЗЫВАЯСЬ ЛЮДЯМ, ПРИКИДЫВАЛСЯ ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. НО БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ, КЕМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЕСЛИ ВЗГЛЯНУТЬ НА НЕГО ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ УХО КОНЯ. ЕСЛИ В СЕЛЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО В КАКОЙ-ТО ЧАСТИ ЛЕСА ПРОЖИВАЕТ ЭТОТ ЛЕСНОЙ ДУХ, ТО ПОЛАГАЛОСЬ ОБХОДИТЬ ГО СТОРОНОЙ. ДАБЫ НЕ ПОБЕСПОКОИТЬ И НЕ РАЗОЗЛИТЬ. КРОМЕ ТОГО, ПЕРЕД КАЖДЫМ ЗАХОДОМ В ЛЕС ПОЛАГАЛОСЬ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ У ЛЕСНОГО ДУХА, ТАК КАК ЛЕС СЧИТАЛСЯ ЕГО ДОМОМ.ЛЕШИЙ: ДИКИЙ ХОХОТ ИЛИ ШУМВ целом, персонажу приписывается ряд качеств, которыми он усложнил жизнь человека. Так, он часто пугал людей диким хохотом или шумом разного рода. Но самое главное, это то, что леший водил людей кругами. Впрочем, у жертвы всегда был шанс найти дорогу. Для этого полагалось вывернуть куртку наизнанку, либо перевернуть стельку в обуви. Но при этом нельзя было ни в коем случае произносить нецензурные слова, так как в лесу они запрещены.ЛЕШИЙ: ОБЫЧАЙ НА УРАЛДля задабривания персонажа из дома ему приносили разные вкусности. Кроме того, существовал обычай благодарить за добычу, за грибы ли и за ягоды. На Урале существовал такой обычай. Необходимо было положить под рябину прошения к духу, которые он исполнял, если они были ему по душе. Договориться с духом можно было о многих вещах. Так, часто он помогал защищать скот, а за это ему давали молоко, хлеб или коров.

    Леший или же лесовик, лешак, лесовой, лесун - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

    Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

    Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял» или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!» Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. 14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т.п.). Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший на виду у всех унес мужика за то, что тот, поднимаясь на колокольню, ругался непотребным словом. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека). В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми. Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня). В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется.

    Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

    Другие народы тоже имеют свои поверья о лешем. В Германии его зовут Рюбецал, скандинавы – Скугсмен, на Кавказе – Дали, в античные времена греки и римляне верили в фавнов и Пана. А каков же хозяин русских лесов?

    Происхождение

    Фольклористка Э. Померанцева приводит легенду о том, что Бог, разгневавшись, сверг с небес нечистых духов. Они падали где придется: одни - на дома, другие – в леса, третьи – в воду. Из первых получились домовые, упавшие в воду стали водяными, а те, кто упал в лес, - лешими. Есть версия, что Адам постеснялся представить Богу всех своих детей, часть из них он спрятал. Вот из них-то и получились нечистые духи, в том числе лешие. Известный исследователь фольклора Д. Зеленин сообщает, что в ряде русских губерний бытовало поверье, что лешими становятся «закладные» покойники, то есть люди, умершие неестественной смертью или самоубийцы.

    Облик

    Вид у лешего может быть очень разным. У него могут быть рога или козлиные копыта. Рост лешего меняется в зависимости о того, где он находится: в лесу он ростом с самые высокие деревья, а если случится выйти в поле, то становится не выше травы.

    Иногда лешего описывают как старика в белой рубахе с длинными зелеными растрепанными волосами и такой же бородой.

    Но леший может показаться людям и в облике человека. Выдают его лишь зеленые, очень яркие глаза и одежда - армяк на нем запахнут на «женскую» сторону, правый лапоть обут на левую ногу, левый – на правую, при этом леший всегда без шапки. Знающие люди узнают его и по корноухости.

    Кроме того, леший может принять вид кого-нибудь знакомого человеку, например, соседа или родственника. Не счесть случаев, когда леший является в виде волка, жеребца или большой птицы.

    Образ жизни

    Померанцева отмечает, что согласно народным поверьям свой леший есть у каждого леса. Его главная забота – беречь лес, в котором он живет, и его обитателей – зверей и птиц, поэтому леший не очень жалует людей, особенно охотников и пастухов. Достается от него и тем, кто приходит в лес за грибами и ягодами. Поэтому охотники и пастухи старались поладить с лесным хозяином - оставляли ему подарки в укромных местах. Это могла быть еда или даже водка. В лесу знающие люди стараются не шуметь и ни в коем случае не свистеть, чтобы не рассердить лешего. Перед сбором ягод тоже просили разрешения у лешего: «Хозяюшко, помоги мне ягод набрать и не заблудиться».

    Леший в большинстве историй одинок, но иногда у него есть жену-лешачиха и дети-лешачата, а также соседи и приятели-лешие из других лесов. Облик лешачихи такой же неопределенный, как облик самого лешего. Она может быть жутким созданием: мохнатая, с голыми грудями, закинутыми за спину, или обычной с виду женщиной, но ростом с дерево. Лешачата любят проказничать и баловаться в лесу, случается это, как правило, ночью, когда разыгрываются страшные бураны.

    По свидетельству собирателя фольклора С. Максимова, леший очень любит играть в карты со своими соседями. Играют они на животных, обитающих в лесу. Проигравшийся леший перегоняет белок, зайцев, медведей, лосей и других зверей из своего леса к победителю. 4 октября, в день Ерофея, лешие бегают по лесу, дерутся и буянят, а потом с треском и гулом проваливаются сквозь землю на всю зиму. Ни один русский крестьянин в старину в этот день в лес по своей воле не ходил.

    Нрав

    Леший любит жестокие и грубые шутки. Главная его забава - заплутать прохожего в лесу. Люди, которым леший заморочил голову, могут часами ходить по лесу кругами, снова и снова возвращаясь к одному и тому же месту. Грибники и охотники, пережившие такой страх, потом клянутся, что даже видели лешего, который мелькал между деревьями, ухал и гукал так, что по всему лесу шел гул. Если леший рассердится по-настоящему, он заведет человека в болото или свалит его в яму, откуда несчастному уже не выбраться. Впрочем, леший смешлив, и от него можно спастись, если его рассмешить. Померанцева приводит историю о том, как рыбак, увидев лешего над лесным ручьем, кричал: «На эти бы нишша да красные штанишша». Леший начинает хохотать, бить в ладоши и исчезает. Так же спасаются от лесного хозяина и женщины, собирающие грибы и ягоды.

    Отношение к людям

    К числу самых опасных проделок лешего относятся похищения детей. Отправляя детей в лес за ягодами, матери клали на пенек кусок хлеба, завернутый в чистую тряпицу, и говорили: «Царь лесной, прими ты наш подарок и низкий поклон, прими ты моих малых ребят и отпусти их домой». Помернцева, Зеленин и Максимов приводят множество историй о том, как леший забирал детей, которые были прокляты матерью. Иногда он уводит в лес молодых девушек, которые становятся его женами, а спустя несколько лет возвращаются домой с целыми мешками денег.

    Если к лешему найти подход, он становится человеку помощником. Максимов рассказывает былички, повествующие об удачливых охотниках, которым хозяин леса сам гонит зверя под ружье. Пастухи, чтобы вернуть отставших (угнанных лешим) коров, бросали через головы скота кусок хлеба. Чтобы вызвать лешего, самые храбрые приходили в лес в Великий четверг, залезали на березу и три раза громко кричали: «Царь лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!» И он являлся и рассказывал все тайны и будущее.

    13.06.2016 13:16

    Леший является известным персонажем, упоминания о котором часто встречаются в мифологии славян. Кто такой леший и чем он занимается?

    Женский Интернет-журнал «100 миров» расскажет вам о поверьях об этом загадочном существе, дошедших до наших времен из фольклора наших предков.

    ← Картинка с сайта drevnerus.ru. Автор рисунка не установлен.

    Кто такой леший?

    Леший имеет и другие названия - лесовик, лесовой. Как видно из названия, леший представляет собой существо, обитающее в лесу. Таким образом, леший - это дух, являющийся хозяином леса.

    Хозяин леса является покровителем всего лесного царства. Легенды про лешего гласят, что этот дух является своего рода королем для всех обитателей леса - леший повелевает животными леса, а также управляет природными силами на территории своих владений. Кроме этого, этот лесной дух управляет также и прочей нечистью, обитающей в лесу, кем становятся самоубийцы или похищенные лешим люди. Образ лешего зачастую связывают с ветром, гуляющим в кронах деревьях - считается, что сильные порывы ветра сопровождают лесного царя, когда он прогуливается по своему королевству.

    Согласно поверьям, леший оберегает свое царство и следит за тем, чтобы в лесу все было благополучно. Соответственно, он может покарать тех, кто наносит его лесу какой-то вред. Однако при этом добрым духом назвать лешего нельзя - зачастую он глумится над людьми, появившимися в лесу, без всякой причины. Впрочем, стремление глумиться над людьми забавы ради характерно для многих мифологических персонажей - недаром духи природы являются представителями нечистой силы.

    Как выглядит леший?

    Не существует единого мнения о том, какую внешность имеет хозяин леса. Считается, что лесовик может иметь не только разный облик, но и разный размер - он может быть как карликом, так и иметь рост высотой с дерево. Есть поверья о лешем, рассказывающие о том, что рост лесного царя зависит от того, где он идет - если он гуляет между деревьями, то становится ростом с них, а если леший идет по траве - становится не выше окружающей травы.

    Иногда его можно встретить в виде существа, покрытого ветками и листьями, напоминающего пень или куст. Леший может быть карликом или великаном, ему под силу принимать облик разных животных и птиц, обитающих в лесу, а также кричать на разные голоса, в том числе человеческим голосом. И, конечно, дух леса может принимать и облик человека, оборачиваясь седым стариком, человеком без бровей и ресниц или даже появляться в облике знакомого лесному гостю человека. Однако, поскольку леший является «нечистым» духом, то обычно он имеет небольшие рожки и темную растительность на теле, подобно черту.

    Когда леший приближается, то всегда поднимается ветер - по разгулявшемуся в кронах вихрю можно понять, что лесовой находится близко. Считается, что леший идет по направлению дуновения ветра, не оставляет следов, а также не отбрасывает тень.

    Иллюстрация с сайта http://paranormal.org.ru

    Чем занимается леший и чем он опасен?

    Согласно древним преданиям, леший живет в избе, где занимается бытовым хозяйством, подобно человеку. Он может жить как один, так и в семье - легенды про лешего гласят, что у лесовика может быть жена и дети. При этом этот представитель нечистой силы любит распивать водку и играть в карты, о чем стоит знать человеку, собравшемуся в лес - этими вещами можно задобрить лешего, поднеся ему дар.

    Как было отмечено выше, лесной царь охраняет свой лес от злоумышленников, однако он может поиздеваться или даже нанести вред и мирному человеку. Леший может явиться в человеческом облике и маячить у гостя леса перед глазами, отчего человек захочет догнать его - но это не получится. Недаром говорят - «леший водит». Леший, повстречавший в своем царстве человека, может запутать его, сбить с пути, вынудив ходить в лесу по кругу и запутывать дороги, чтобы несчастный не мог выйти обратно.

    Но это не самое страшное, на что способен
    этот представитель нечистой силы. Поверья о лешем рассказывают нам о том, что лесной дух губит скотину из поселений, находящихся недалеко от леса - натравливает на стада лесных хищников или заманивает их в лесную чащу. Кроме этого, леший ворует у людей младенцев, подменивая их на поленья или своих детей, имеющий уродливый внешний вид. Бывает, что леший ворует даже молодых женщин, которые становятся ему женами и рожают от него детей.

    Таким образом, хозяин леса является очень опасным существом, способным как безобидно чудить и пакостить, так и всерьез навредить людям.

    Можно ли задобрить лешего и как вести себя в лесу?

    Считается, что духа леса можно задобрить, чтобы он ну чудил, не пугал и не уводил людей в лес, и даже можно с ним договориться, чтобы он помог - например, указал выход из леса или оказал помощь в охоте.

    Древние поверья о лешем учат нас тому, что если человек собирается в лес, то прежде всего ему стоит помолиться, чтобы защитить себя от чар лесного духа. А при входе в лес следует спросить разрешения у лесного хозяина и сообщить ему, чем конкретно ты собираешься заниматься на территории его владений - разрешения следует спрашивать абсолютно на все действия. В ином случае леший будет активно мешать человеку заниматься тем, за чем он пришел - прятать топоры тех, кто пришел за дровами, выводить из строя ружья охотников и всячески пугать.

    Кроме этого, при входе в лес нельзя говорить, что идешь в лес ненадолго - это может разгневать или позабавить лесного хозяина, из-за чего у него может возникнуть желание проучить наглеца. Ведь сколько времени провести в лесу - это решать не человеку, а лешему. И не стоит идти в лес, если вы перед этим с кем-то поссорились и вас кто-то проклял - такие слова леший воспринимает всерьез, полагая, что «проклятые» люди принадлежат ему.

    Согласно древним приметам, оказавшись в лесу, нельзя шуметь, кричать и обращаться с природой леса небрежно - за шум и неуважение леший может покарать непрошенного гостя. И ни в коем случае нельзя передразнивать звуки леса, смеяться над эхом и тем более свистеть - свистеть в лесу позволено только королю. А если вы услышали в лесу незнакомый голос, то не стоит отвечать на него - это может оказаться клич лешего.

    Если вы собираетесь расположиться в лесу на ночлег, то имейте в виду, что леший любит греться у костра, а потому может заглянуть на огонек. И если его что-то выведет из себя, то он затопчет костер и вообще раскидает все в вашем лагере. Кроме этого, легенды про лешего предостерегают, что нельзя разбивать лагерь на тропинке и на перекрестке троп - ночью по этому месту может пройти лесовой или даже целая семья лешего, двигаясь со свадебной или похоронной процессией.

    В общем, если вы хотите задобрить лешего, то вам стоит вести себя вежливо в лесу и относиться с уважением ко всему, что вас окружает. И, конечно, можно поднести лешему дары - как уже упоминалось, лесовик неравнодушен к спиртным напиткам.

    Что делать, если леший вредит?

    Если человеку все-таки довелось столкнуться с агрессией лесного духа, то в таком случае стоит помолиться - как и любой другой представитель нечистой силы, леший испугается упоминания Бога и святых. Кроме этого, на лешего отпугивающим образом действует матерная ругань - согласно легендам наших предков, многих представителей нечистой силы можно отпугнуть именно нецензурщиной. Наверное, мат является для них понятным языком, на то они и «нечистые».

    Кроме этого, лешего можно рассмешить - тогда он оставит человека в покое. А если нужно закончить диалог с лешим, то следует произнести то слово, с которого диалог начался (сказать «заднее слово») - таким образом как бы замкнется словесный круг.

    Кроме этого, есть мнение, что леший боится собак и кошек, а также может испугаться резкого удара и соли.

    Интересно, что на тот случай, если человек попал под чары лешего, есть интересный метод борьбы со злой силой этого духа. Легенды про лешего гласят, что если человек заблудился в лесу, то ему следует раздеться догола, в процессе чего следует кричать, материться и отряхивать одежду ударами об дерево. Затем следует одеться, надев все наоборот: вывернуть одежду наизнанку, поменять местами обувь и т.д., и при этом надо молиться.

    Представили картину? Не смейтесь! А то вдруг леший обидится.

    Если же в лесу потерялся кто-то из знакомых, то в таком случае нужно подносить лешему дар и просить отпустить человека назад. А если он не понимает по-хорошему - угрожать ему расправой путем магии и молитв. Молитвы в таком случае, кстати, тоже использовать нужно.

    Интересно отметить, что ранее люди сами порой приставали к лешему, поскольку считалось, что этот представитель нечистой силы может помочь в различных гаданиях . Однако, учитывая нрав лешего, такие занятия явно являются очень рискованными.

    Ну что, дорогие читатели женского Интернет-журнала «100 миров», вам все еще не страшно ходить в лес? Сказки сказками, но кто же знает, что таят в себе густые заросли и темные кроны, в которых тихо шелестит ветер, где по ночам повисает страшная тишина…

    Анастасия Черкасова,

    Интернет-журнал "100 миров"

    Было ли вам интересно познакомиться с легендами про лешего? Не забывайте оставлять комментарии и делиться интересными статьями со своими друзьями!

    Если вас заинтересовали поверья о лешем, то вам наверняка понравится статья