Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • Медуза: Кто определяет внешнюю политику России? (17.03.2018). Внешняя политика государства Определение внешней политики

    Медуза: Кто определяет внешнюю политику России? (17.03.2018). Внешняя политика государства Определение внешней политики

    Внешняя политика России конца XV-XVI в., определявшаяся потребностями социально‑экономического, политического и культурного развития страны, была нацелена на достижение следующих жизненно важных целей.

    1.1. Победа на реке Угре ознаменовала восстановление самостоятельного Русского государства. Сохранение и упрочение его национального суверенитета стало первоочередной задачей, решению которой были подчинены все внутренние ресурсы страны.

    1.2. Стремление московских правителей, воспринимавших себя правопреемниками киевских традиций, включить в состав своего государства земли Древней Руси. Расширение территории на западном направлении вызывалось, помимо военно‑стратегических соображений, потребностью получить новые пахотные земли с крестьянами. Это давало возможность увеличить численность не только служилого сословия, но и налогоплательщиков, а следовательно, упрочить могущество государства.

    1.3. Россия, заинтересованная в развитии экономических связей с другими государствами, нуждалась в обеспечении бесперебойной внешней торговли. Поэтому она начала борьбу за выход к Балтийскому морю, по которому проходили важные европейские торговые пути того времени

    1.4. Московские правители стремились не только обезопасить внешние рубежи от постоянных набегов «наследников» Золотой Орды - Казанского и Крымского ханств, но и расширить территорию своего государства на южном и восточном направлениях. В конце XVI в. началось покорение Сибири.

    1.5. Российское государство, приняв на себя бремя и величие православного царства, пыталось защитить православную веру, «гонимую» в других землях.

    2. Внешняя политика Московского государства в конце XV - первой трети XVI в.

    2.1. Отношения с Литвой. После свержения иноземного ига основные интересы Москвы были направлены на соседнюю Литву, в составе которой преобладали земли бывшей Древней Руси, населенные православными людьми. Само Великое княжество Литовское, долгое время претендовавшее на роль объединителя всех русских земель, после смерти князя Витовта (1430) и начавшейся католизации знати утратило инициативу на восточном направлении. После принятия Польшей и Литвой Городельской унии (1413), подтверждавшей объединение двух государств, лишь князья католики могли занимать государственные должности.

    В конце XV в. православные князья Воротынские, Вельские, Одоевские, Новосильские и др. стали переходить от литовского правителя Казимира IV к Ивану III. Споры о судьбе их пограничных княжеств привели к двум русско‑литовским войнам, закончился поражением Литвы. В ходе войны 1487-1494 гг. России удалось овладеть Вязьмой, Мценском, Любутском и др., расширив тем самым свою территорию на западе. В результате войны 1500-1503 гг. к Москве перешли Новгород‑Северские земли, Брянск, Гомель.

    . Василий III продолжил политику своего отца. В 1514 г. русские войска взяли Смоленск, но были разбиты под Оршей, что не позволило им продвинуться дальше на территорию современной Белоруссии. По перемирию 1522 г. Смоленские земли отходили к России. Военные успехи московских правителей значительно отодвинули границы России на западном и юго‑западном направлении, позволили в основном завершить процесс образования единого Русского государства, укрепили его военную мощь и международный авторитет. Но, с другой стороны, они вызывали в Европе подозрительное отношение к «московитам», усиливали цивилизационное отчуждение России от Запада.

    2.2. Политика России в Прибалтике. Включив в состав своего государства Новгород и взяв под опеку Псков, Иван III с неизбежностью столкнулся в Прибалтике с интересами Ливонского ордена и Швеции.

    В 1473 г. Орден, нарушив границы Псковской земли, ощутил на себе возросшую мощь Москвы и вынужден был заключить с русскими перемирие. В 1481-1482 гг. вновь начались военные действия между немцами и Псковом, а после побед присланной на помощь псковичам московской рати был заключен новый мир.

    В конце 80‑х гг. Иван III, укрепив свои позиции в Прибалтике, перешел от обороны северо‑западных рубежей к политике защиты русской торговли от обременительного посредничества со стороны Ганзейского союза. В 1487 г. он ликвидировал привилегии ганзейцев в торговле с Новгородом, а в 1492 г. начал строительство первого русского порта на Балтике - Ивангорода напротив ливонской крепости Нарва. В ответ Ганза запретила не только торговать с Россией через Ивангород, но и продавать русскому государству ряд стратегических товаров (железо, цветные металлы и др.). Иван III решил прорвать ганзейскую блокаду. Он начал войну с лигой и покровительствующей ей Швецией (1495-1497). Союзником России выступила Дания. Однако русские войска так и не смогли взять Выборг, что выявило неумение московской армии брать каменные крепости европейского типа.

    Несмотря на некоторые успехи в борьбе с Ливонским орденом в 1501-1503 гг. России так и не удалось обеспечить свои интересы на Балтике. Лишь в 1514 г. после ряда уступок она добилась снятия торговой блокады.

    2.3. Восточное направление.

    После победы в 1480 г. над Большой Ордой хана Ахмата особое место во внешней политике России заняли отношения с осколками Золотой Орды - Казанским и Крымским ханствами. Особенно серьезную угрозу для России представляло Казанское ханство. Не имея достаточных сил для его покорения, Иван III возвел на казанский престол ставленника Москвы Мухаммед‑Эмина.

    Большое значение московские князья придавали отношениям с Крымом, без союза с которым невозможно было противостоять Большой Орде и Литве. Крымское ханство являлось с 1475 г. вассалом турецкого султана. Несмотря на попытки европейцев втянуть Россию в антитурецкую коалицию, Иван III проводил внешнеполитический курс, отвечавший интересам и возможностям страны. Россия установила дипломатические отношения с Турцией и сохраняла мирные отношения с османами до середины XVII в.

    . К 20‑м годам XVI в. относится начало нового этапа отношений Москвы с Крымом и Казанью, которые приступили к набегам на русскую территорию.

    3. Внешняя политика России в период правления Ивана Грозного

    3.1. Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья.

    . Причины. Стремление Москвы покорить Казанское и Астраханское ханства вызывалось:

    Необходимостью завоевания «подрайской землицы» на Волге, чтобы обеспечить владениями русских служилых людей и тем самым укрепить государство;

    Потребностями установления контроля над волжской торговлей в целях развития экономики и увеличения доходов казны;

    Желанием защитить пограничные земли от набегов татарских отрядов, освободить православных пленных, находившихся в Казани;

    Опасениями, что этот регион может оказаться под властью Крыма и стоявшей за его спиной Османской империи.

    . Ход присоединения. Правление в Казани представителя крымской династии Сафа‑Гирея привело к обострению ее отношений с Россией и началу войны (1545-1552). Попытки Москвы с помощью военной силы утвердить на ханском престоле (в 1546 г.) своего ставленника провалились, и с 1547 г. начались «царские походы» на Казань, сначала - безуспешные. Первые неудачи подтолкнули молодого царя к проведению реформ внутри страны, а их реализация создала необходимые условия для достижения победы. В октябре 1552 г. московское войско (150 тыс. человек) после длительной осады и штурма взяло город. В 1554-1556 гг. было завоевано Астраханское ханство, а Ногайская Орда и башкирские земли добровольно согласились перейти в зависимость от Москвы.

    . Итоги. В результате завоеваний весь Волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, в состав Русского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе. Укрепились международные позиции России, а также личный авторитет Ивана IV. Победа над исламским царством в годы неоспоримого могущества Османской империи расценивалась как символ особого благословения Бога, как знак избранности православного царя. Вместе с тем ликвидация Казанского ханства вела к ухудшению отношений Москвы с Крымом и Османской империей, объявившей себя защитницей «мусульманских юрт» на территории Восточной Европы.

    3.2. Ливонская война (1558-1583).

    . Причины и повод.

    Геополитические интересы России заставляли ее укрепиться в Прибалтике, где в связи с ослаблением Ливонского ордена на его территорию притязали соседние государства, в первую очередь Литва и Швеция.

    Давнее стремление России прорваться к балтийской торговле и преодолеть барьер, создаваемый Ганзой, а затем и Священной Римской империей германской нации.

    Иван IV надеялся «испоместить» на завоеванных землях служилых людей и тем самым ослабить кризис служилого землевладения.

    Поводом к войне стала неуплата ливонцами дани, а также нарушение обязательств не заключать союзных соглашений с Литвой.

    . Основные этапы.

    - На первом этапе войны (1558-1562) Россия добилась значительных успехов. Русские войска захватили Нарву, Дерпт, Феллин и ряд других городов северной и центральной части Ливонии. Через Нарву в Россию пошли стратегические товары: порох, свинец, огнестрельное оружие, серебро. Орден был разгромлен, но вскоре в борьбу включились соседние государства. В 1561 г. земли Ордена перешли в вассальную зависимость от Польско‑Литовского государства. Население Северной Эстонии присягнуло на верность шведскому королю. В результате вместо слабого противника перед Россией оказались мощные европейские государства. В новых условиях Иван IV, используя противоречия между ними, заключил перемирие со Швецией и стал готовиться к походу на Литву.

    - На втором этапе (1563-1571) Россия продолжила тяжелейшую борьбу за Прибалтику в условиях конфронтации с Крымом, т. е. вела войну фактически на два фронта, что явилось одной из причин ее неудачного исхода. Кроме того, в трудных условиях военной обстановки наметились противоречия между царем и Избранной радой, приведшие к отказу от политики реформ и переходу к репрессиям, ослабившим военное руководство русской армии. В начале 1563 г. московские войска взяли Полоцк, что открыло им дорогу на столицу Литвы Вильно. Но в 1564 г. они потерпели сокрушительное поражение на р. Уле. Московский натиск на Литву был приостановлен на сто лет. К тому же в 1569 г. согласно Люблинской унии Польша и Литва окончательно объединили свои силы под властью одного короля, создав прочное государство - Речь Посполитую. Москва перешла к обороне как на ливонском театре военных действий, так и на южных рубежах, защищая их от натиска крымского хана.

    - На третьем этапе (1572-1577) после смерти Сигизмунда II Августа, не оставившего наследника, у Московского государства появилась возможность переломить ход событий. Воспользовавшись ситуацией безвластия в Польше, Россия, разбившая к тому времени крымских татар у с. Молоди, смогла создать на территории Ливонии зависимое от Москвы государство во главе с датским принцем Магнусом. Совместными усилиями русские и датчане в 1577 г. подчинили значительную часть Ливонии.

    Отказ Ивана IV от компромисса с Речью Посполитой, жестокость русских войск в Ливонии, оттолкнувшая местное население, нехватка сил и избрание новым польским королем талантливого полководца Стефана Батория привели к новому перелому в войне.

    - На четвертом этапе (1578-1583) польские войска перешли в контрнаступление и в 1579 г. вернули себе Полоцк. Шведы, воспользовавшись тем, что в русских крепостях близ Нарвы почти не осталось русских войск, овладели Нарвой и рядом других ливонских крепостей. Кроме того, Иван IV поссорился с Магнусом, и тот перешел в лагерь противника. В 1580 г. Стефан Баторий захватил Великие Луки. Лишь шестимесячная героическая оборона Пскова в 1581 г. спасла страну от полного поражения и вынудила поляков пойти на мирные переговоры.

    . Итоги. В 1582 г. в Яме‑Запольском русские послы заключили перемирие с Речью Посполитой на десять лет. Россия теряла Полоцк и все завоеванные ею земли в Ливонии. В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией, согласно которому Россия отдавала четыре свои крепости и фактически лишалась выхода к Балтийскому морю. Огромные человеческие жертвы и материальные затраты оказались напрасными.

    3.3. Начало покорения Сибири. Промышленники Строгановы получили на Среднем Урале от Ивана IV земельные владения, граничившие с Сибирским ханством. Для их защиты от набегов хана Кучума, враждебно относившегося к России, они пригласили отряд казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. В 1582 г. казаки (около 600 человек) начали поход в Сибирь. Используя превосходство в вооружении и организации своих сил, а также недовольство местного населения действиями хана Кучума, Ермак нанес ряд поражений противнику и занял столицу ханства - город Кашлык. Летом 1583 г. Ермак отправил посольство к Ивану IV с ясаком и известием о победе. Однако покорение Сибири затруднялось недостатком сил и продовольствия, тяжелейшими климатическими условиями и продолжающимся сопротивлением татар. В 1585 г. в результате их неожиданного набега на лагерь казаков погиб Ермак. Лишь к 1598 г., после разгрома остатков орды, Кучума Западная Сибирь вошла в состав России.

    4. Выводы

    1. После победы над Большой Ордой Россия обрела суверенитет и превратилась в субъект международных отношений. Она установила дипломатические связи со многими странами Европы, ряд которых видел в ней союзницу для борьбы с Османской Портой.

    2. Московские государи вели самостоятельную внешнюю политику, отвечавшую национальным интересам и направленную на укрепление государства, расширение территории, развитие торговых и культурных связей.

    3. В результате войн с Литвой конца XV - первой трети XVI в. России удалось включить в свой состав земли с русским в основном населением.

    4. В эпоху правления Ивана IV Россия присоединила и закрепила за собой территорию Среднего и Нижнего Поволжья, открыла дорогу для дальнейшего продвижения на восток.

    5. В битве за Прибалтику России пришлось столкнуться с мощными европейскими державами и вести войну на два фронта. Кроме того, ее поражение в Ливонской войне было следствием политики опричнины, резко ослабившей внутренний потенциал страны.

    6. На международном положении России во второй половине XVI в. отразилось влияние личности царя Ивана IV. Его высокомерное, зачастую оскорбительное отношение к главам соседних государств, сочетавшееся с пассивностью и предрасположенностью к панике, мешали стране обрести союзников и решить ее внешнеполитические задачи.

    7. Поход Ермака и продвижение России в Сибирь стали единственным отрадным явлением на фоне внешнеполитических неудач конца правления Ивана IV.

    По своей сути, политика - это сложное, единое и неделимое явление. Политическая деятельности государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и в системе внешних факторов, то есть системе международных отношений. Исходя из этого, выделяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Данные понятие имеют много общего, однако каждое обладает некой собственной спецификой.

    В рамках нашей темы, мы будем рассматривать содержание внешней политики государства, которая является деятельностью государство на международном уровне, регулирующая отношения с иными субъектами внешнеполитической деятельности, а именно: другими государствами, общественными организациями, зарубежными партиями, региональными и всемирными международными организациями.

    Как правило, внешняя политика опирается на демографический, экономический, научный, технический, военный и культурный потенциал государства. Сочетание культурного и научно-технического потенциала определяет возможности внешнеполитической деятельности государства, строить иерархию приоритетов в изначальной постановке, а также дальнейшей реализации целей внешней политики.

    Как мы уже определили, в политологии и практике международных отношений нет однозначного понятия о том, что можно называть внешней политикой. Так, к ней причисляют не всякое внешнее действие, а только то, что связано с достижением общих государственных целей. Помимо этого, внешняя политика включает не только одно действия, но и разнообразные программе, цели и позиции.

    Исследователь из США Сибэри определяет внешнюю политику, как совокупность взаимоотношений и целей, при посредстве которых государство в лице собственных конституционных органов власти может взаимодействовать с иностранными государствами, а также проблемами международной среды, применяя силу, влияние, а иногда и насилие. Такое определение вполне может поставить знак равенства между содержанием внешней политики и ее целями. Однако, внешняя политика это что-то большее, чем только цели. Например Дж. Модельски определяет ее как систему действий, которые предпринимаются для изменения поведения других государств, а также адаптации к международной среде.

    В данном контексте выделяют два основных типа действий, а именно подходы и выходы. Дж. Росноу говорит, что внешняя политика - это определенная методика действий, которая сознательно осуществляется официальными представителями национального общества, с целью утверждения либо изменения позиции государства на международной арене.

    Огромное разнообразие определений, а также различий в содержании акцентов, могут отражать сложность феномена внешней политики, который включает в себя огромный набор различных параметров, а также связей. Внешняя политика, в отличие от внутренней, не может быть определена обязывающими законодательными актами, поэтому о ней можно судить по ряду показателей, приводящих к противоположным действиям.

    Внешняя политика одного и того же государства, бывает различной в зависимости от того, с кем она имеет дела, а также от определенной международной проблематики. Так, мы можем говорить о месте политики сотрудничества с конкретной страной по определенному вопросу, либо совершенной иной политике касательно другого вопроса. Это вынуждает нас искать то определение, которое будет учитывать основные особенности внешней политики со всеми ее составляющими

    Как отмечет Круглова Г.А., главными субъектами внешней политики государства являются:

    • 1. Непосредственно государство, его институты, а также главы государств и политические лидеры;
    • 2. Неправительственные структуры и организации, либо так называемая «народная дипломатия», включающая деятельности политических движений и партий, а также неполитических союзов и объединений.

    Исходя из этого, внешняя политика - это деятельность, а также взаимодействие официальных субъектов, которые получили право от имени всего общества выражать национальные интересы на международном уровне, а также избирать определенные методы и средства их реализации.

    Формой традиционного осуществления внешней политики государства является установление дипломатических отношений, либо понижение их уровня, а также разрыв либо объявление войны, в случае обострения отношений между странами, и открытие представительств государств при региональных и всемирных организациях. Еще одной формой осуществления внешней политики является поддержание и осуществление на разнообразных уровнях регулярных либо эпизодических контактов с представителями государств, движений либо партий, с которыми определенное государство не имеет дипломатических отношений либо дружественных связей.

    Внешняя политика обладает рядом функций и целей, которые мы рассмотрим ниже.

    Основной целью внешней политики современного государства является обеспечение безопасности. Данная цель связана с защитой и охраной прав и интересов определенной страны, а также ее граждан за ее пределами. Данная цель формирует охранительную функцию, которая состоит в приспособлении стратегии внешней политики данного государства к системе международных отношений. Реализация данной функции, как правило, направляется на предотвращение угрозы для данного государства, а также не поиск мирных путей предотвращения проблемы и вопросов.

    Эффективная реализация данной функции будет зависеть от того, какие способности государство имеет в лице специальных институтов и органов, по выявлению и определение потенциальных источников опасности и угрозы, без допущения нежелательного течения событий. Такими институтами являются консульства, посольства, представительства, контрразведка и разведка.

    Главной задачей внешней политики государства является усиление его политического и экономического потенциала. От внешней политики, а также положения государства на международном уровне будет зависеть экономическое развитие страны и стабильность в плане политики. Внешняя политика обязана способствовать эффективному функционированию экономики, а также росту общественного благосостояния. Исходя из этого, в ее задачи должно входить обеспечение для государства наиболее выгодного участия в разделении труда, либо поиске дешевых ресурсов, с целью обеспечения выгодных условий сбыта продукции и сохранения стратегических ресурсов страны, что создает для нас основание сделать вывод о том, что внешняя политика играет экономическую функцию.

    Информационная функция внешней политики современного государства, выражается в деятельности определенных органов по созданию положительного имиджа государства на мировой арене. Определенные органы информируют правительства о намерениях других правительств, чтобы обеспечить контакт своего государства со всем миром.

    Функция представительства реализуется за счет влияния на общественное мнение, а также политические круги определенных стран, с целью обеспечения положительных условий для успешного решения задач внешней политики. Такая функция будет реализовываться в рамках научных и культурных обменов, а также проведения переговоров и заключения международных соглашений.

    Еще одна функция внешней политики направляется на создание благоприятных внешнеполитических условий для дальнейшей деятельности государства - это регулирующая функция. Важную роль в реализации данной функции играет деятельности центральных органов внешней политики, либо министерств иностранных дел, консульств и посольств.

    Деятельность по осуществлению внешней политики с целью достижения поставленных целей будет реализовываться разнообразными средствами, а именно: экономическими, политическими, информационными и военными.

    К политическим средствам можно отнести дипломатию, которая является официальной деятельностью государства в лице специальных органов, приемов, мероприятий, методов, которые обладают конституционно-правовым статусом. Дипломатия будет осуществляться визитов, переговоров, совещаний, конференция, многосторонних соглашений, а также участия в международных форумах и организациях. Опираясь на мнение А.В. Торкунова, дипломатия может обеспечивать национальные интересы государства, а также реализовывать курс внешней политики за счет проведения различных мероприятий, среди которых выделяется деятельность глав правительств и государств, ведомств, министров иностранных дел и других представителей.

    Среди экономических средств можно выделить использование экономического потенциала определенной страны с целью достижения целей внешней политики. Государство, которое обладает сильной экономикой, будет занимать прочное положение в мировом сообществе. Даже маленькая по территории страна, которая будет не богата человеческими и материальными ресурсами, на базирующаяся на передовых технологиях, может стать способной распространять собственные достижения за пределы государства, ярким примером такого государства является Япония. Работающими экономическими средствами являются режим наибольшего благоприятствования в торговле и эмбарго, кредиты, инвестиции, займы и экономическая помощь.

    Среди военных средств внешней политики можно назвать военную силу государства, включающая в себя армию, качество и количество вооружения, численность армии, военные базы, моральное состояние, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия, либо косвенного. К средствам прямого воздействия относятся интервенции, войны, блокады, а ко вторым, то есть косвенным - испытания нового оружия, угроза применения силы, маневры и учения.

    Внешняя политика сопрягается с выработкой стратегического курса общества, а также основных направлений развития государства на международной арене. В структуре механизма современной внешней политики государства можно выделить:

    • · Формирование субъекта, а также институциональной иерархии внешней политики государства;
    • · Разработка стратегического курса, а также принятие государственного решения;
    • · Административные средства реализации управленческих решений;
    • · Государственный контроль, по обеспечению самостоятельной коррекции политического режима, а также обратной связи от других государств.

    Успешная и последовательная реализация внешних функций государства имеет огромное значение для его развития в современном взаимозависимом мире. Интенсификация интеграционных процессов в международной жизни, расширение и углубление международных отношений, а также углубление интеграции определенного государства в международную политику, экономику и другие сферы межгосударственного сотрудничества вызывает настоятельную необходимость совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в области внешней политики и международных отношений.

    Свое конкретное место в механизме осуществления внешней политики государства занимает совокупность организационных институтов, - государственных органов ведающих осуществлением внешней политики государства. Государственные органы, наделенные внешнеполитическими полномочиями, располагают необходимой материальной базой и организационными, и правовыми средствами и инструментами для практической реализации отношений с иностранными государствами и другими субъектами международного общения.

    К данным средствам и инструментам следует отнести политический, организационный и экономический потенциал государства, организационную структуру этих государственных органов, их инфраструктуру как внутри страны, так и за рубежом, собственную материальную базу, нормативную основу их функционирования.

    политика национальный конституционный

    Введение

    политика международный глобальный

    Как известно, ни одно национальное государство не может развиваться вне связи с другими странами, народами. Необходимо отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

    Очевидно, что внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

    На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

    Так как в современности связи между странами всё более расширяются, вопрос проведения подходящей для каждого конкретного государства внешней политики становится всё более актуальным, что представляет интерес для автора этой работы.

    Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т.е. непосредственных её участников.

    Таким образом, решив в процессе работы над темой поставленные и задачи, представляется возможным сделать и ряд важных выводов по вопросу внешней политики, в том числе внешней политики Российской Федерации.

    Внешняя политика государства

    Понятие внешней политики

    По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

    В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

    Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

    Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой». Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

    1. Придает внешней политике общую ориентацию и

    2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

    Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

    Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

    В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

    Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

    Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

    Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

    Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

    Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями «национальный» и «государственный» интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

    Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

    К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

    По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

    В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

    Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

    Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

    Придает внешней политике общую ориентацию и

    Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

    Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

    Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

    В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

    Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

    Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

    Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

    Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

    Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

    Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

    К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

    Политическая деятельность любого государства осуществляется, прежде всего, в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

    Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

    Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

    Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

    В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

    Следовательно, национальный интерес есть осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем и защитником национального интереса в практике внешней и международной политики является государство. Понятия национальный и государственный интерес трудно различимы, так как каждая нация, писал М. Вебер , это сообщество чувства, которое может найти свое адекватное выражение только в собственном государстве, а нация может сохранить свою культуру только с помощью поддержки и защиты государства.

    Оперируя властными отношениями, государство становится выразителем воли нации в международной политике, стремится сохранять и развивать национальную индивидуальность. Принципиальное значение для характеристики внешней политики имеют цели, которые государство ставит перед собой на международной арене.

    К основным целям внешней политики относят:

    Обеспечение всесторонней и гарантированной безопасности данного государства;

    Роста его материального и политического, военного и интеллектуального, а также морального потенциала;


    Высокого уровня престижа государства в международных отношениях.

    Исходя из целей, определяются функции внешней политики, общие для всех государств: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторская.

    Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

    Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

    Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

    Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров .

    Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию (вторая мировая война , «холодной война »).

    Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами, в конечном счете, должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

    Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

    Суть торгово-организаторской функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

    Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

    Средства массовой информации, пропаганды , агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

    Пропагандистские средства внешней политики способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество (ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны). Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

    Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение дву- и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов.

    Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

    Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

    Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия. Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

    Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

    Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только «национальной военной мощью».

    Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

    Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

    Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

    Ведущие политологи считают, что доктриной российской внешней политики должна стать концепция «здорового национального прагматизма ». Эта доктрина ориентирована на достижение политических и экономических выгод для России, отсутствие таких внешнеполитических акций, которые имели бы чрезмерную политическую или экономическую цену для страны. Вместе с тем подобный прагматизм не должен перерастать в политическую беспринципность, а строиться на нормах общечеловеческой морали, нравственности и международного права.

    Составными компонентами данной доктрины могут быть следующие:

    - преемственность внешней политики страны. Новая доктрина должна вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной деятельности России;

    - безусловная независимость в принятии внешнеполитических решений, что не исключает консультаций с другими заинтересованными сторонами;

    - опора прежде всего на собственные силы, что не исключает возможности использования иностранной помощи на приемлемых условиях;

    - отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики, характерной для советского периода;

    - развитие внешнеполитических связей по всем направлениям, ибо Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами планеты.

    Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе является воссоздание хозяйственных связей между различными республиками бывшего СССР. Весьма важно уделять самое пристальное внимание сотрудничеству России с государствами Восточной Европы, которые в течение длительного времени, особенно в последние десятилетия, были тесно связаны с Россией. В добрососедском сотрудничестве кровно заинтересованы все страны бывшего СЭВ.

    Принципиально важное значение имеют отношения России с Западом, учитывая его роль в современном мире. У России нет ни малейшего предубеждения в отношении США, ФРГ, Англии, Франции и любой другой страны этого важнейшего региона планеты. Мы высоко ценим достижения Западной цивилизации, выступаем за то, чтобы творчески воспринимать все ценное и полезное, созданное в ее рамках. Особое значение для России имеет дальнейшее развитие связей с такими субъектами международных отношений, как Китай и Индия. Эти связи, имеющие добрые традиции, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене.

    Российская внешняя политика может быть не менее активной, чем в советское время, в странах «третьего мира», осуществляя разностороннее сотрудничество с развивающимися государствами Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки.