Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Каковы причины появления викингов на территории европы
  • Бессмертие человека – это не фантастика!
  • Биография полководца - тамерланда
  • Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
  • Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
  • Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
  • Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Конспект урока "многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека" Ракообразные в природе и жизни человека

    Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Конспект урока

    Разнообразие ракообразных

    В общем ракообразные насчитывают более 50000 видов различных по строению и способами питания водяных, иногда - наземных животных (в Украине - около 800).

    Ряд Десятиноги ракообразные насчитывает около 10 000 видов, большинство которых живет в морях, некоторые - в пресноводных водоемах и на суше. Кроме речных раков к этой группе относятся раки-отшельники, крабы, креветки, омары, лангусты.

    Годы-отшельники - группа морских десятиногих раков, характерными признаками которых являются мягкое брюшко и асимметрия клешней. Объединяет около 450 видов, которые поселяются в раковинах моллюсков. Хорошо известны их симбиотические отношения с актиниями.

    Крабы - группа десятиногих ракообразных, у подавляющего большинства которых задняя часть тела очень укорочена. Обычно крабы имеют очень толстый наружный скелет, пару клешней и небольшой и конечно пидигнуте под головогрудь брюшко. Распространены во всех океанах, также существует много пресноводных и сухопутных крабов, особенно в тропиках. Размеры крабов изменяются в больших пределах: так, краб-горох достигает лишь нескольких миллиметров в ширину, тогда как размах конечностей японского краба-паука может составлять четыре метра. К этой группе относятся камчатский краб, травяной краб, краб пальмовый вор, каменный краб. До крабов относится и крупнейший представитель ракообразных - японский паук-краб. Размах его конечностей достигает 2,5 м, однако панцирь этого животного сравнительно небольшой, редко превышает ЗО см.

    Омары - большие десятиногие ракообразные с большими клешнями, которые извне подобные речных раков. Питаются беспозвоночными, на которых охотятся ночью. Самыми известными видами являются омар европейский и омар норвежский.

    Лангусты - десятиногие ракообразные с длинным брюшком. Всего насчитывают около 100 видов, которые распространены в теплых морях. Длина тела достигает 60 см, в отличие от омаров лишены клешней, все тело и толстые антенны покрытые шипами. Основным врагом лангустов есть осьминоги. В умеренных водах Европы проживает лишь лангуст обычный.

    Ряд равноногих объединяет водных и наземных ракообразных, которые имеют одинаковые брюшные и грудные конечности. Существует почти 4500 видов, из них в Украине - более 40 Наиболее известным видом равноногих раков является мокрица обычная, что встречается во влажной почве на огородах и в лесной подстилке, в подвалах и сырых подвалах. Тело мокриц сплющенное сверху вниз. На члениках груди и брюшка имеется по одной паре ног. На брюшных ножках содержатся глубокие выпячивание кожи - воздушные камеры (органы воздушного дыхания). Мокрицы активны ночью. Питаются в основном различными растительными остатками. В пресных водоемах распространены похожи на мокриц, небольшие (до 1 см) водяные ослики, которые питаются остатками растений и является любимой пищей многих рыб.

    Ряд ветвистоусых сочетает таких представителей, как дафнии, босмины, хидорусы, имеющих ветвистую пару усиков. Самой известной животным этого ряда является дафния, которую в народе называют "водяным блохой". Плавают дафнии с помощью удлиненных и разветвленных усиков второй пары. Декабре ноги у дафний развиты слабо и в передвижении не участвуют, а только создают струю воды, который омывает жабры. Ориентируются дафнии с помощью пары сложных глаз и одного простого глазка. Питаются бактериями, одноклеточными водорослями и взвешенными в воде органическими остатками. В течение лета дафнии размножаются партеногенетически, а осенью, после откладки оплодотворенных (зимующих) яиц, погибают.

    Значение ракообразных в природе и жизни человека

    Ракообразные является важным звеном в цепях питания. В частности, мелкие ракообразные (водяные ослики, дафнии, циклопы) составляют наибольшую долю планктона и является основным кормом для рыб и многих других видов животных. Многие ракообразных являются естественными фильтраторами воды (например, каланус, морские желуди). Речные раки выполняют роль санитаров водоемов, так как перерабатывают органические остатки.

    Многие ракообразных (речной рак, камчатский краб, креветки, омары, лангусты) являются объектами промысла и используются человеком в пищу. Отдельные виды (дафнии, Моин) разводят в специальных бассейнах для того, чтобы впоследствии кормить молодь осетровых и лососевых рыб.

    В Красную книгу Украины занесено 26 видов ракообразных: мизиды аномальная, мизиды зубчатая, Гмелина маленькая, ифигенела колючконога, широкополую рак, морской крот, травяной краб, волосатый краб, каменный краб, мраморный краб, пресноводный краб и др.

    Паукообразные были первыми животными, которые осуществили выход на сушу.

    Значение ракообразных в природе

    Ракообразные играют большую роль в биологическом круговороте в водных экосистемах.

    Планктонные рачки являются необходимым звеном в цепях питания морских животных. Они питаются, как правило, одноклеточными водорослями и органическими частицами, взвешенными в воде. В свою очередь, планктонными рачками питаются рыбы. Во всех водоемах основой питания рыб служат ракообразные, а также животные, которые ими питаются.

    Пример 1

    Беззубые киты поедают в большом количестве мелких рачков, выцеживая их из воды. Некоторые рыбы, такие как шпрот, сельдь, килька и др. питаются планктонными ракообразными всю жизнь. Донные рыбы используют в пищу мизид и бокоплавов.

    Диаптомусы, циклопы, дафнии, бокоплавы являются основным кормом пресноводных рыб.

    Равноногие раки питаются в основном детритом, растительными остатками, способствуют процессам деструкции органических остатков. Поэтому играют существенную роль в качестве сапрофагов в биоценозах.

    Ракообразные принимают участие в биологической очистке вод, являясь самой большой группой биофильтраторов и детритофагов. Рачки очищают воду, отцеживая ее грудными конечностями. Так, рачки каланусы как фильтраторы питаются очень мелкими организмами или одноклеточными водорослями.

    Мокрицы способны перерабатывать растительные остатки, при этом удобряя почву органическими соединениями, улучшать структуру почвы. Среди ракообразных встречаются виды:

    Пример 2

    Значение ракообразных в жизни человека

    Ракообразные являются важным объектом промысла. Они используются человеком в пищу. Наиболее важен промысел крабов, креветок, лангустов. На Дальнем Востоке в пищу употребляют раков-богомолов. Морских ракообразных используют для приготовления белковой пасты. Промысел крупных ротоногих ведется в Индийском и Тихом океанах. Промысел десятиногих ракообразных в мире достигает 700 тыс. тонн в год. Больше всего добыча ведется в Японии, Китае, Индии, США. В России добывают креветок, камчатского рака, речных раков. Ракообразные, употребляемые человеком в пищу, являются источником витаминов A и D, железа, кальция, цинка. Укрепляется нервная система, улучшается зрение, уменьшается риск появления новообразований.

    На рыбоводных заводах в большом количестве разводят мелких рачков в качестве корма молоди и рыб (отряд беспанцирные).

    Пример 3

    Рачки артемии разводят как корм для аквариумных рыбок, в настоящее время широко используются для откорма молоди осетровых рыб на рыбоводных заводах. Ветвистоусые также являются кормовой базой для многих видов рыб. Дафнии разводят для откорма мальковых рыб.

    Ценный корм для рыб представляют бокоплавы. В России проводятся работы по акклиматизации бокоплавов к водоемам, где они раньше не обитали.

    В процесс линьки ракообразные сбрасывают известковый экзоскелет, который постепенно откладываясь на дне, участвует в формировании залежей мела и известняка.

    Некоторые виды ракообразных используют в качестве биомониторов и биоиндикаторов. Для биоиндикации чаще всего применяют планктонные формы и речной рак. При этом определяются физические параметры, ионный состав воды, ее пригодность в пресных экосистемах.

    Циклопы, с одной стороны, играют важную роль, являясь ценным кормом для рыбы и ее молоди, а, с другой стороны, предстают промежуточными хозяевами гельминтов ришты и широкого лентеца.

    Некоторые виды мокриц наносят существенный вред, разрушая деревянные постройки.

    Замечание 1

    Виды ракообразных, ведущих прикрепленный образ жизни (к примеру, морские желуди), наносят урон судам, нарастая на днищах и разрушая конструкции. Рачки древоточцы способствуют разрушению в море деревянных сооружений.

    Значение ракообразных в природе

    Ракообразные играют большую роль в биологическом круговороте в водных экосистемах.

    Планктонные рачки являются необходимым звеном в цепях питания морских животных. Они питаются, как правило, одноклеточными водорослями и органическими частицами, взвешенными в воде. В свою очередь, планктонными рачками питаются рыбы. Во всех водоемах основой питания рыб служат ракообразные, а также животные, которые ими питаются.

    Пример 1

    Беззубые киты поедают в большом количестве мелких рачков, выцеживая их из воды. Некоторые рыбы, такие как шпрот, сельдь, килька и др. питаются планктонными ракообразными всю жизнь. Донные рыбы используют в пищу мизид и бокоплавов.

    Диаптомусы, циклопы, дафнии, бокоплавы являются основным кормом пресноводных рыб.

    Равноногие раки питаются в основном детритом, растительными остатками, способствуют процессам деструкции органических остатков. Поэтому играют существенную роль в качестве сапрофагов в биоценозах.

    Ракообразные принимают участие в биологической очистке вод, являясь самой большой группой биофильтраторов и детритофагов. Рачки очищают воду, отцеживая ее грудными конечностями. Так, рачки каланусы как фильтраторы питаются очень мелкими организмами или одноклеточными водорослями.

    Мокрицы способны перерабатывать растительные остатки, при этом удобряя почву органическими соединениями, улучшать структуру почвы. Среди ракообразных встречаются виды:

    Пример 2

    Значение ракообразных в жизни человека

    Ракообразные являются важным объектом промысла. Они используются человеком в пищу. Наиболее важен промысел крабов, креветок, лангустов. На Дальнем Востоке в пищу употребляют раков-богомолов. Морских ракообразных используют для приготовления белковой пасты. Промысел крупных ротоногих ведется в Индийском и Тихом океанах. Промысел десятиногих ракообразных в мире достигает 700 тыс. тонн в год. Больше всего добыча ведется в Японии, Китае, Индии, США. В России добывают креветок, камчатского рака, речных раков. Ракообразные, употребляемые человеком в пищу, являются источником витаминов A и D, железа, кальция, цинка. Укрепляется нервная система, улучшается зрение, уменьшается риск появления новообразований.

    На рыбоводных заводах в большом количестве разводят мелких рачков в качестве корма молоди и рыб (отряд беспанцирные).

    Пример 3

    Рачки артемии разводят как корм для аквариумных рыбок, в настоящее время широко используются для откорма молоди осетровых рыб на рыбоводных заводах. Ветвистоусые также являются кормовой базой для многих видов рыб. Дафнии разводят для откорма мальковых рыб.

    Ценный корм для рыб представляют бокоплавы. В России проводятся работы по акклиматизации бокоплавов к водоемам, где они раньше не обитали.

    В процесс линьки ракообразные сбрасывают известковый экзоскелет, который постепенно откладываясь на дне, участвует в формировании залежей мела и известняка.

    Некоторые виды ракообразных используют в качестве биомониторов и биоиндикаторов. Для биоиндикации чаще всего применяют планктонные формы и речной рак. При этом определяются физические параметры, ионный состав воды, ее пригодность в пресных экосистемах.

    Циклопы, с одной стороны, играют важную роль, являясь ценным кормом для рыбы и ее молоди, а, с другой стороны, предстают промежуточными хозяевами гельминтов ришты и широкого лентеца.

    Некоторые виды мокриц наносят существенный вред, разрушая деревянные постройки.

    Замечание 1

    Виды ракообразных, ведущих прикрепленный образ жизни (к примеру, морские желуди), наносят урон судам, нарастая на днищах и разрушая конструкции. Рачки древоточцы способствуют разрушению в море деревянных сооружений.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лизиновская СОШ

    Разработка открытого урока по теме:

    «Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека»

    Класс – 7

    Урок разработан учителем

    биологии-химии

    Курочкиной Татьяной Андреевной,

    2014г.

    Тема « Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека».

    Тип урока: комбинированный

    Цель:

    сформировать теоретические знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой обитания;

    раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

    Задачи:

    Образовательные

    рассмотреть особенности строения членистоногих на примере ракообразных;

    Выявит характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;

    Познакомить с многообразием ракообразных и их значением в природе и жизни человека;

    Развивающие

    Развивать логическое мышление;

    Умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.

    Навыки самостоятельной работы;

    Развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

    Воспитательные

    Воспитывать культуру труда;

    Экологическую культуру, культуру бережного отношения к природе.

    Методы:

    Словесные – мини-лекция (сообщения учащихся, объяснение учителя)

    Наглядные – фотографии, картинки, рисунки из презентационной работы

    Метод самостоятельной работы в группах

    Метод коллективного решения творческих задач

    Оборудование:

    Микроскоп, микропрепараты (дафния, циклоп), культура «живая капля»

    Ноутбук, проектор, презентация; пакеты с заданием.

    Основные этапы урока

    Название этапа

    Основное содержание

    время

    1.Организационный момент

    Слово учителя, психологический настрой учащихся на успех

    2мин

    2.Опрос по пройденному материалу

    Работа в малых группах с индивидуальным заданием (пакет), результаты на доске для проверки, выставление оценок группе «лидером»

    (метод самостоятельной работы в группах, метод решения творческих заданий)

      мин

    3.Основной материал (новый)

    Сообщение учащихся (мини лекция) с записью учащихся в тетради по вопросу «многообразие и значение ракообразных». (Использование изображений животных, рассмотрение микропрепаратов с ракообразными)

    Общая характеристика ракообразных

    физминутка

      мин

    4.Закрепление

    Контроль полученных знаний – тестирование с проверкой по ключу.

    5мин

    5.Задание на дом

    разобрать вопросы, вызвавшие затруднения для обсуждения на следующем уроке

    3 мин

    Ход урока:

      организационный момент – приветственное слово учителя

      опрос с актуализацией знаний

    для повторения вопросов из пройденного материала мы с вами разобьемся на группы из 4-3 человек с выбором лидера, которому доверим оценивание наших знаний.

    Задание 1-ой группы – «общая характеристика членистоногих» результат должен быть отображен на доске в виде кроссворда.

    Вопросы к кроссворду:

      симметрия тела рака…

      у рака полость тела …

      Тело у животных сег……..ое.

      Покров тела состоит из … .

    Задание 2-ой группы – «внешнее строение речного рака» , результат отображается на доске в виде таблицы(заполнение таблицы).

    Части тела рака

    Особенности строения

    Покровы

    хитин

    Два, головогрудь и брюшко

    Количество ходильных ног

    5 пары

    Количество брюшных ног

    4-5 пар

    Задание группы 3 – «внутреннее строение речного рака» , карточка «оживи рака»: сложить в определенном порядке внутренние органы рака.

    Задание группы 4 – обосновать правильность или неправильность выражений с участием рака («узнаешь, где раки зимуют»; «жди, когда на горе рак свистнет», «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»)

    По мере готовности, учащиеся выходят к доске и показывают свои результаты (! Результаты обсуждают совместно).

    «Лидер» выставляет оценки членам своей группы.

      Основной материал

    Усвоить необходимо 3 вопроса: 1) ракообразные - обширная группа (около 30 тыс. видов), ведущих разный образ жизни. 2) значение ракообразных. 3) общая характеристика ракообразных.

    Учащиеся делают сообщение, а слушатели делают записи в тетради по схеме:

    Название ракообразного- образ жизни – значение.

    Пример:

    Дафния - свободноживущая, пресноводная форма – корм для рыбок.

    Циклоп – свободноживущая, пресноводная форма –промежуточный хозяин широкого лентеца.

    Рак – санитар водоемов.

    Креветки пища для человека.

    Морской желудь – порча днища кораблей.

    Работа с микроскопом (дафнии, циклопы – пресноводные формы)

    Общая характеристика – животные со смешанной полостью, двусторонней симметрией . Отделы тела: головогрудь и брюшко. Тело сегментированное. Конечности членистые двуветвистые. Две пары усиков. Жабры. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система как у кольчатых (окологлоточное кольцо и нервная брюшная цепочка). Орган выделения пара зеленых желез.

    Всего видов около 20-30 тысяч.

    Физминутка на уроке

    4.Закрепление: о том, как мы усвоили материал, покажет тестирование - тест «ракообразные»

    1. Ракообразные - это...

    б) наземные животные

    а) дафнию, креветку, мокрицу

    б) большого прудовика

    в) циклопа

    А) переваривать пищу

    Б) оба ответа правильных

    В) уходить от опасности

    А) дышат при помощи жабр

    В) оба ответа верны

    9. В результате газообмена...

    В) все ответы правильные

    14. Сердце членистоногих…

    А) двухкамерное

    Б) трубчатое

    В) трёхкамерное

    Ответ к тесту «ракообразные»

    работа выполнена выше, чем на 90% - «5»

    на 80 % -«4»

    на 70 % -«3»

    Домаш. задание: те вопросы, которые вызвали затруднения дома разобрать, на следующем уроке вернемся к их обсуждению.

    Всем спасибо за работу!

    Приложение к уроку

    1.Закрепление пройденного материала

    Тест «ракообразные»

    Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

    1. Ракообразные - это...

    а) животные способные к полету

    б) наземные животные

    в)преимущественно водные животные

    2. К представителям ракообразных относят...

    а) дафнию, креветку, мокрицу

    б) большого прудовика

    в) циклопа

    3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

    А) смены наружных покровов у животного

    Б)передвижения "задом наперед"

    В)удаление непереваренных остатков пищи

    4. Органы чувств помогают ракообразным...

    А) переваривать пищу

    Б) оба ответа правильных

    В) уходить от опасности

    5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

    А) дышат при помощи жабр

    Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

    В) оба ответа верны

    6. Органом защиты у речного рака служат...

    а) глаза б) длинные усики в) клешни

    7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

    А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

    8. Органами выделения рака являются...

    А) зеленые железы б) почки в) кишечник

    9. В результате газообмена...

    А) удаляется из организма углекислый газ

    Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

    В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

    10. К органам чувств речного рака относят...

    А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

    В) все ответы правильные

    11. Членистоногие произошли от...

    А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

    12. У речного рака в теле различают...

    А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

    13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

    А) с появлением сегментации тела

    Б) с появлением хитинового покрова

    В) с появлением мышечных пучков

    14. Сердце членистоногих…

    А) двухкамерное

    Б) трубчатое

    В) трёхкамерное

    15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

    А) мокрица Б) дафния В) циклоп

    Ответ к тесту «ракообразные»

    2. Задания для опроса и актуализации знаний по теме «Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака».

    Задание №1. (творческие задании для коллективно решения)

    Существует выражения

    1) «Узнаешь, где раки зимуют!»

    А где раки зимуют?

    2) «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»

    А пятится ли рак назад?

    3) «Жди, когда на горе рак свистнет!»

    Может ли рак взобраться на гору?

    Может ли рак свистеть?

    ( Когда рак на горе свистнет» - так говорят, подразумевая: "неизвестно когда"; "в неопределенном будущем времени", "никогда". Поговорка означает невозможность осуществления чего-либо. Создатели этой русской поговорки были уверены, что раки, живущие на речном дне, не покинут среду своего обитания, не явятся на сушу и уж тем более не засвистят. Свистят ли ракообразные? Среди ракообразных насчитывается около сорока тысяч различных видов и не все они строго связаны с водной средой. Некоторые даже способны издавать звуки. Крабы-скрипачи (или манящие крабы) живут в приливной зоне тропических морей. Они могут подолгу находиться на суше. Свистеть им нечем (для свиста нужны легкие), а крабы, хоть и выползают на сушу, дышат не легкими, а жабрами. Но они научились общаться с помощью звука. Ударяя клешнями о грунт, они стучат, тем самым оповещая своих собратьев о приближающейся опасности. Раки-щелкуны живут на морском мелководье. Они умеют издавать клешнями щелкающие звуки. Но это не просто стук. Когда рак ударяет «подвижным» пальцем своей клешни о неподвижный, возникает эффект, который называется кавитацией: от резкого перепада давления в жидкости образуются пузырьки газа, что сопровождается взрывным звуком. Многие виды лангустов(это крупные морские раки без клешней) способны производить треск и скрежет. Но извлекают звуки они иначе - словно играют на струнном инстументе. На усиках лангустов, у самого основания, есть гребень, используемый в роли смычка, которым рак с большой частотой водит поперек выроста на голове - «пилочки». Высота и громкость звука могут меняться в зависимости от силы нажатия смычка. Для кого предназначена вся эта «музыка», точно неизвестно. Скорее всего, что лангусты так отпугивают хищников, ведь чаще всего они издают звуки в момент испуга. Не доказано, но и не исключается, что так они общаются с сородичами. Во времена появления присказки о свистящем раке последнее слово писалось с большой буквы. Рак - кличка известного одесского марвихера (так некогда именовали воров-гастролеров) Ракачинского, данная ему не столько из-за фамилии, как по поводу особой приметы - сильно выпученных глаз. Однажды Рак проиграл пари, согласно которому был обязан оглашать троекратным свистом объездную пересыпекую дорогу (Шкодову гору) во время ее интенсивного использования. Так как дожди заливали Пересыпь крайне редко, это обстоятельство и породило известную фразу).
    Дайте ответ на поставленные вопросы после обсуждения в группе.

    Задание №2 («Общая характеристика членистоногих)

    Дать ответы на поставленные вопросы. Оформить ответ в виде кроссворда по схеме (на доске). Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

    Вопросы к кроссворду:

      Муха, рак, паук относятся к типу …. (ключевое слово написать сверху вниз)

      симметрия тела рака…

      у рака полость тела …

      название классов изучаемого типа …

      животные данного типа произошли от ….. червей.

      Тело у животных сег……..ое.

      конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа.

      Покров тела состоит из … .

    Задание №3 «Внутреннее строение речного рака» Карточка «оживи речного рака»

    Собрать органы, системы органов речного рака в правильном порядке и рак «оживет»!

    Органы в виде отдельных деталей.

    Задание №4 «Внешнее строение речного рака» оформить таблицу, заранее приготовленную на доске

    Части тела рака

    Особенности строения

    Значение(дополнительный вопрос)

    Покровы

    хитин

    Отделы тела (количество и название)

    Два, головогрудь и брюшко

    Глаза (количество простые или сложные, расположение)

    1пара сложные, на передней части головогруди

    Усики (кол-во и расположение)

    2 пары, короткие (обоняние), длинные (осязание), на головогруди

    Количество ходильных ног

    5 пары

    Количество брюшных ног

    4-5 пар

    Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.

    Физминутка на уроке

      Для разминки шейных позвонков «Черепашка» -- не отрывая тело от стула, плечевой пояс «давить» к полу, а головой пытаться достать потолок (движение головы черепахи).

      Упражнение для выработки правильной осанки (применяют в обязательном порядке курсанты кремлевских войск) – «сбросить пиджак на пол», т.е. надо представить, что наш плечевой пояс это пиджак и его надо сбросить одним движением на пол.

      Упражнение для рук – рисование одной рукой восьмерки в воздухе, затем другой, а потом одновременно, двумя руками рисуем восьмерку в воздухе.

    Дополнительный материал

    Значение ракообразных

      Дафнии, циклопы и другие мелкие ракообразные потребляют большое количество органических остатков погибших мелких животных, бактерий и водорослей, тем самым очищая воду. В свою очередь они представляют собой важный источник пищи для более крупных беспозвоночных животных и молоди рыб, а также для некоторых ценных планктоноядных рыб (например, сигов). В прудовых рыбных хозяйствах и на рыбоводных заводах ракообразных специально разводят в больших бассейнах, где создают благоприятные условия для их беспрерывного размножения. Дафниями и другими ракообразными подкармливают молодь осетров, севрюг и других рыб.

      Многие ракообразные имеют промысловое значение. Около 70% мирового промысла ракообразных составляют креветки, их также разводят в прудах, создаваемых на прибрежных низменностях и соединенных с морем каналом. Креветок в прудах подкармливают рисовыми отрубями. Ведется промысел криля - планктонных морских ракообразных, образующих большие скопления и служащих пищей китов, ластоногих и рыб. Из криля получают пищевые пасты, жир, кормовую муку. Меньшее значение имеет промысел лангустов и крабов. В нашей стране в водах Берингова, Охотского и Японского морей добывают камчатского краба. Промысловый лов речных раков ведется в пресных водоемах, главным образом на Украине.

    Бионика и ракообразные

    Хитин - строительный материал насекомых и ракообразных

    Насекомые, пауки и раки создают свои панцири из хитина. Это природное вещество может оказаться полезным и для человека. Множество функций. Хитин - это многофункциональный материал, который можно использовать для различных целей, изменяя его соответствующим образом. В остов из хитиновых молекул могут, например, входить другие вещества, делающие хитин более твердым. Именно это можно наблюдать у жал пчел и ос, которые, не сгибаясь и не ломаясь, должны проникать в ткани или у тонких, но твердых частей сочленений крыльев мух и пчел, выдерживающих большую нагрузку. Применяемый в других последовательностях, хитин может быть очень мягким. Это используют, например, членистоногие - в суставной коже между пластинами или трубками панциря из хитина. Только благодаря этому пластины могут сдвигаться, при этом вредные вещества не проникают в тело насекомого между отдельными пластинами. И, наконец, в хитин может примешиваться известковый материал, благодаря чему панцирю придается жесткость. Ракообразный используют эту возможность, чтобы защититься от врагов. Материал будущего. Хитин - это нарастающий материал. Его можно получить, кроме всего прочего, из панцирей крабов северного моря и потом облагородить с помощью различных химических процессов. Хитин может стать важным материалом будущего, причем он будет иметь множество отраслей применения. Особенно большое значение этому материалу придается в медицине и в фармацевтике, так как человеческое тело не воспринимает хитин как инородное тело и поэтому не отторгает его. С помощью наложения хитина можно, например, значительно усовершенствовать лечение ожогов.

    Тема: Разнообразие Ракообразных, их роль в природе и жизни человека .

    Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
    Задание:
    Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания.
    Рассмотреть классификацию ракообразных..
    Определить значение ракообразных в природе и жизни человека.
    Творчески и интересно провести время

    Основные понятия: отряды Десятиногие, Равноногие, Ветвистоусые, Веслоногие, Листоногие, Карпоеды.
    Оборудование и материалы: плакаты с изображением ракообразных, раздаточный материал для работы учащихся, учебник биологии для 8 класса, схемы, рисунки, таблицы, мультимедийная доска, видеосюжеты, презентация
    Форма организации учебной деятельности : классный урок.
    Тип урока: усвоение новых знаний.
    Ход урока

    I .Организационный момент . Приветствие участников. Объявление темы и цели урока. Доброго всем дня! Я рада видеть всех на нашем уроке
    II Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

    1) Метод «Мозговой штурм»
    1. Какие отделы имеет тело рака? (головогрудь и брюшко).
    2. Сколько пар ходильных ног у рака? (пять)
    3. Какой формы сердце рака? (Формы пятиконечного мешочка)
    4. В какой части тела рака размещены протоки выделительных
    желез? (На голове)
    5. Каким способом размножаются раки? (Метание икры)
    6. Где зимуют речные раки? (В норе)
    7. Сколько живут речные раки? (20-30 лет)
    8. Сколько раз в год линяет речной рак? (1-2 раза)
    9. Органы дыхания рака. (Жабры)
    10. Органы обоняния рака. (Длинные усики)
    11. Кровеносная система рака. (Незамкнутую)
    12. Пищеварительная система рака. (Пища переваривается в желудке, который состоит из двух отделов)

    2) Составьте логическую цепочку «Пищеварительная система речного рака»

    Ротовое отверстие→ глотка пищевод желудок → кишечник анальное отверстие

    III . Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

    ... Такое количество ног, такие средства передвижения - и все это для того, чтобы двигаться назад! Ф.Кривин

    В народе говорят, пятится как рак. Как это можно объяснить? Своеобразный вид нашего нового знакомого рака, привел к общеизвестному недоразумению, где у него глаза и почему двигаясь, он ползет не вперед, а пятится назад. Это непонимание способствовало появлению оригинальной легенды о том, почему у рака глаза оказались не на том где нужно, месте.

    Рак все время просил у Бога, чтобы Господь дал ему такие огромные глаза, как у вола. Господь дал ему маленькие глазки. - Их можно прицепить разве что сзади, - сказал обиженный рак. Господь оставил раку маленькие глаза, но заставил двигаться вперед хвостом, и получилось так, будто глаза у рака позади.

    Проблемные вопросы: Как вы думаете, имеет ли рак родственников? Похожи они на известного нам речного рака? Где их можно встретить? Какие они и кто они, сегодня мы узнаем на уроке. Итак, тема нашего урока...
    Слайд 1
    Тема: Разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.
    Цель: рассмотреть разнообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.

    Слайд 2,3,4
    Задание: Познакомиться с различными видами ракообразных, их особенностями строения, средой обитания. Рассмотреть классификацию ракообразных. Определить значение ракообразных в природе и жизни человека. Творчески и интересно провести время.

    IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
    Слайд № 5,6,7

    В мире насчитывают более 50 тыс. Ракообразных, которых можно встретить там, где даже не ждешь. Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие в мир ракообразных. Класс заранее был разделен на четыре группы. В каждой группе были выбраны консультанты. Каждая группа получила задание. Подготовить презентацию. Определить особенности строения и жизнедеятельности представителей определенного отряда. Их значение в экосистемах. 4 группы: 1) отряд Десятиногие; 2) отряд Ветвистоусые; 3)отряды Листоногие, Веслоногие; 4)отряды Равноногие, Карпоеды
    Сегодня мы с вами - группа исследователей, решили выяснить все о представителях класса Ракообразные: сколько их, где они живут и что собой представляют. Для этого мы совершим небольшое путешествие, во время которого и изучим представителей ракообразных.

    Слайды №8-12 Отряд Десятиногие .
    Наиболее известный отряд Десятиногие. Тело (дл. 0,3-80см) различной формы, делится на головогрудь и брюшко, на голове 2 пары усиков и глаза, имеют 5 пар ходильных ног. В Черном море обитают несколько видов раков-отшельников. Молодые рачки, которые только вылупились из яиц, находят брюхоногих моллюсков с ракушками соответствующих размеров, убивают и съедают хозяина, а свое брюшко прячут в опустевшую раковину.
    А теперь посмотрите на этот удивительный экземпляр - краб-невидимка. Невидимка - потому, что увидеть его среди водорослей практически невозможно. Этот худощавый, длинноногий краб - мастер маскировки. Он аккуратно рассаживает на своем панцире мелкие кустики водорослей. Так и бродит незамеченным в своем «маскхалате».Креветки распространенные во всех морях и океанах, встречаются в некоторых пресных водоемах. Наибольшее видовое разнообразие - в тропических морях. Встречаются в Черном и Азовском морях.
    Палеонтологи обнаружили окаменелые останки креветки, которая жила на планете около 360 млн. лет назад. Таким образом, эта находка стала древнейшей среди ископаемых видов десятиногих.

    Слайди№13-14 Отряд Ветвистоусых
    Группа древних и примитивных ракообразных, насчитывает около 1500 видов. Тело (дл. 0,1-10мм) делится на голову и туловище, частично или полностью, покрытое двустворчатым хитиновым щитком. Антенулы небольшие, антенны (усики) хорошо развиты, двуветвистые с щетинками, служат для плавания. Распространены преимущественно в пресных водоемах.Представителями ряда являются дафнии. Их размеры очень невелики: тело (1-3мм) дафнии заключено в полупрозрачную двустворчатую ракушку. Дафнии плавают с помощью второй пары усиков, скачкообразно (за это их называют еще "водяными блохами»). На их голове расположены два сложных и один простой глаз. Питание фильтрационное. Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, потому, что является основной кормовой базой многих
    водных организмов, это корм для рыб аквариума, это объект изучения.

    Слайд№15 Отряд Листоногие Тело этих больших раков (длиной до 5 см) покрыто большим щитом.
    Щитни обычно живут в небольших временных водоемах, практически все время плавая брюшной стороной вниз. Однако,недостаток кислорода может заставить их плавать на спине вблизи поверхности воды, поскольку щитни дышат с помощью жабр на ногах. Они всеядны. Потребляют не только планктон, и большую добычу, в том числе червей, личинок мошек, и даже слабых головастиков.
    Щитни живут во временных водоемах. Когда водоемы высыхают в течение определенного времени года, при отсутствии дождей, взрослые особи умирают во время этой засухи, а яйца остаются в состоянии покоя (до 9 лет), пока дожди не заполнят водоемов снова, позволяя им вылупиться. Высушенные яйца щитней легко разносятся ветром, это обеспечивает распространение вида.

    Слайд №19-21
    Значение в экосистемах ракообразных
    Существование почти всех рыб, как морских, так и пресноводных, в значительной степени зависит от ракообразных. Для гигантов моря - беззубых китов ракообразные служат основной пищей.
    Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органические вещества в водоемах создаются главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей. Ракообразные поедают эти водоросли и сами, в свою очередь, поедаются рыбами. . С другой стороны, они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очистки водоема.
    Многие ракообразные непосредственно используются человеком в качестве ценных пищевых продуктов. Во многих странах развит промысел креветок, крабов, омаров, лангустов и других съедобных видов. В последнее время проводятся успешные опыты использования морских планктонных ракообразных для добывания витаминов, жиров и других важных веществ. На рыболовецких заводах разводят некоторые виды ракообразных, необходимых для кормления молодых рыб.

    Слайд №24-28.

    Это интересно!
    Крупнейшим из всех ракообразных (но не самым тяжелым по весу) считается "гигантский морской паук", которого называют "крабом на ходулях". Он встречается в глубоководных местах на юго-восточном побережье Японии. Взрослые представители этого вида обычно имеют размеры 254мм на 305мм, а размер их клешней колеблется от 2,43 до 2,74м.

    Достаточно интересное событие произошло в Австралии: у берегов этого материка был пойман самый большой в мире краб весом 6,8 кг. Ширина этого единственного, на данный момент, экземпляра достигает 38 см.
    Необычный по виду, но в то же время, красивый ракообразный монстр из-за своего огромного размера получил название Тасманский королевский краб. И сразу же нашлись общества, которые захотели получить этот экземпляр краба - Британский аквариум Sea Life в городе Уэймут выкупил его за 5000 долларов, и теперь самый большой краб в мире является ценным экспонатом в аквариуме.
    Крупнейшим среди омаров и тяжелейшим среди ракообразных считается американский омар (Homarus amerikanus). 11февраля 1977тода в районе Новая Скотня, Канада, был пойман омар весом 20,14кг и длиной 1,06м. Позже омар был продан владельцу ресторана в Нью-Йорке.
    Британская экспедиция обнаружила в водах Тихого океана, у берегов Новой Зеландии наибольшую креветку в мире.
    Длина этого крупнейшего представителя ракообразных в своем виде составила целых 28 сантиметров, в то время, как обычные креветки не достигают в длину более 2-3-х сантиметров.

    Мельчайшей среди ракообразных считается водяная блоха (из рода Alonella) размером менее 0,25 мм в длину. Она живет в водах Великобритании.
    мельчайшим среди известных омаров есть Homarus capensis, живущий на юге Африки. Его общая длина только 10-12см.
    мельчайшими крабами в мире - так называемые "гороховые". Отдельные виды этих крабов имеют размер панциря, равный 6,3 мм.
    Долгожители среди ракообразных - американский омар (Homarus amerukanus). Крупнейшие представители этого вида живут до 50 лет.

    Слайды №29-31
    Народная мудрость

    Кого горе красит?
    Не кузнец, а с клещами.
    Чтобы не попасть в беду, держит ножницы в воде.
    У кого усы длиннее ног?
    Не яйцо, а в скорлупе, не кот, а усатый.
    На мели сидит, усами шевелит,

    А гулять пойдет – задом наперед.

    Ползет наоборот, задом наперед,

    Все под водой хватает клешней
    Пословицы и поговорки

    Назад только раки пятятся.
    Одного рака горе красит.
    Тем рак страшный, что сзади глаза.
    Чудо, а не раки: сами в сумку лезут.
    Тогда это будет, как рак в пруду свистнет.
    На безрыбье и рак рыба.
    Пошел на дно раков ловить.
    Неважно раку, в каком горшке его варят.
    Бог помиловал рака и дал ему сзади глаза.
    Сжалился рак над лягушкой и глаза выдрал.

    Пока члены одной команды докладывают об определенном отряде ракообразных, другие записывают в таблицу все виды, о которых они услышат или увидят.

    Почему представителей класса Ракообразные объединяют в один класс?
    2. Игра "Поле чудес"
    Свое имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана.
    Как он называется?

    (Циклоп)
    На доске:
    3.Найти "лишнего " животного среди названных:
    речной рак, краб, дафния, омар, креветки, лангусты.
    4.Расшифруйте, какие ракообразные прячутся за перепутанными буквами:
    цыкримо; ветреки; тигуслан
    (Мокрицы) (креветки) (лангуст)

    5. "Узнай название" ,взять набор букв и в группе составить анаграмму, другие отгадывают

    ПОИДРОКО
    МОРА
    ТЫГУСЛАН
    НИИДАФ
    КБАР
    КРИМОЦЫ
    ВЕТКРЕКИ
    ТИЩИН

    7. Основа покровов членистоногих - органическое вещество
    а) хитин; б) муреин; в) крахмал; г) целлюлоза.

    8. Полость тела членистоногих:
    а) смешанная; б) паренхима; в) вторичная; г) первичная.

    9. Нервная система членистоногих:
    а) узловая; б) диффузная; в) стволовая; г) имеет вид трубки.

    10. Органы выделения ракообразных:
    а) почки б) метанефридии; в) зеленые железы; г) мальпильгиевые сосуды.

    11. Органы дыхания ракообразных:
    а) жабры; б) трахеи; в) легочные мешки; г) жабры и легочные мешки.

    12. Отметьте число пар конечностей, расположенных на голове речного рака:
    а) трех; б) пять; в) семь; г) девять.

    VII. Итог урока.
    - Какие впечатления от урока?
    - Что больше всего понравилось?
    - Что интересного узнали?
    - Какие методы хотели бы использовать на следующем уроке?
    VIII. Оценивание учеников.
    В начале урока ученикам выдаются жетоны на каждую группу; командир при правильных ответах выдает жетоны определенному ученику.
    В конце урока по количеству жетонов, которые получили ученики, выставляются оценки.

    IX. Домашнее задание .
    Проработать параграф 20
    Написать сочинение-миниатюру на тему «Судьба ракообразных в будущем»