Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Кукурузный крем-суп пюре
  • Хлеб по дюкану Хлеб из отрубей по дюкану в мультиварке
  • Люля кебаб на шампурах рецепт
  • Картофельная запеканка с фаршем в духовке, рецепт с фото
  • Рецепт: Сом, запеченный в духовке - С овощами на антипригарном коврике
  • Суп из курицы со свежей капустой и картошкой
  • Почему выпускники вузов не работают. Поколение Y: Трудоустройство по специальности. Образование не ждёт

    Почему выпускники вузов не работают. Поколение Y: Трудоустройство по специальности. Образование не ждёт

    Важнейшим направлением социальной политики является населения. Для полного представления о качестве обучения и выработки рекомендаций по улучшению образовательной системы создается статистика выпускников . На ее основе принимаются решения по социальной, и экономической политике государства.

    О «Демографической яме»

    В России разрабатывается комплекс мер по стабилизации численности . Достижение поставленных задач возможно только при учете всех неблагоприятных факторов. Чтобы процессы, связанные с игнорированием данных статистики не привели к социальным потрясениям, необходимо составлять грамотные прогнозы по изменению численности населения и длительности влияния на нее «Демографической ямы».

    Трактовка такого влияния неоднозначна. Специалисты расходятся во мнениях о ее природе. Основной причиной возникновения «Демографической ямы» стала и послевоенный период. Число жителей РФ достигло довоенного уровня (1940 год – 110,1 млн. чел.).


    Первое влияние «ямы» сказалось в 1966–1971 годы. Прирост населения снизился, но без критических показателей, благодаря проводимой тогда социальной политике. В период 1989–1993 показатель опять снизился, а вот дальше наступил провал. Дополнительную роль сыграл экономический фактор. До конца 2000 года показатель превышал количество рожденных почти на 1 млн. человек ежегодно.

    Следующая стадия «Демографической ямы» пришлась на 2013–2017 гг. Однако уже наблюдался процесс затухания влияния военных потерь. На первое место вышли экономические причины. К ним относится:

    • рост трудовой конкуренции;
    • непостоянство ;
    • повышение жизни;
    • увеличение времени на получение образования.

    Росстат опубликовал данные за первый квартал 2017 года. Из него видно, что рождаемость по стране упала на 10,1%. Самым вероятным прогнозом на период следующего пика «Демографической ямы» в 2036–2040 гг. становится вывод о практическом прекращении действия «Эха войны».

    На основе вышеизложенного составляются среднесрочные прогнозы с погрешностью ±4% численности выпускников школ, что влияет на необходимость создания новых средне-специальных учебных заведений, и рабочих мест.

    Статистика выпускники школ


    Отметила снижение показателей за 12 последних лет практически вдвое. Детальнее с татистика выпускников школ по годам представлена на рисунке:

    На графике хорошо видна «Демографическая яма». Система достигла дна в 2017 году. Статистика выпускников прогнозирует постепенный рост с 2018 года. К 2023 году показатель должен достичь того уровня, что был в 2010.

    Постоянное уменьшение учеников сопровождалось закрытием школ. Особенно это заметно в сельской местности. В 1990 году в селах было 48,6 тыс. школ, а в городах 21,1 тыс. В 2016 год у показатели упали до 24,5 тыс. и 17,28 тыс. соответственно

    Причина такого количества закрытий – снижение численности учащихся. Школы в селах стали укрупнять, обеспечивая транспортом для перевозки , что позволило повысить уровень образования. Еще одна причина – социально-экономические факторы обусловили отток самого трудоспособного населения в города.

    В городах количество школ закрылось меньше. Отчасти благодаря притоку учеников из сельской местности. Но «Демографическая яма» сказалась и тут. При составлении рейтингов самых конкурентоспособных выпускников школ (Топ-50), оказалось, что это ученики регионов, где отсутствуют . На 1 месте оказался Югорский физико-математический лицей-интернат (ХМАО ).

    Статистика по выпускникам удручает. По данным Генпрокуратуры 40% выпускников интернатов для сирот становятся алкоголиками и , еще 40% становятся . Статистика выпускников сиротских учреждений показывает, что только 10% удается адаптироваться и начать нормальную жизнь.

    Статистика выпускников ВУЗов

    С 1990 года наблюдался активный рост числа высших профессиональных образовательных заведений. До 2012 года их стало больше в два раза (1990 – 514, 2012 – 1046). Основной прирост был за счет негосударственных . Их стало больше на 437 шт. На 95 стало больше государственных.

    Однако «Демографическая яма» развернула процесс в обратную сторону. Статистика выпускников школ сказалась на количестве лиц, окончивших высшие учебные заведения. Численность выпускников ВУЗов сократилась практически на 30%. За период с 2010 по 2015 год закрылось 184 ВУЗа.

    Ориентируясь на количество выпускников, статистика предсказывала снижение численности профессорско-преподавательского состава и не ошиблась. Если в 2005 году преподавателей было 358,8 тыс. То в 2016 году их осталось всего 303,6 тыс.

    Трудоустройство выпускников ВУЗов

    Статистика выпускников показывает, что наличие диплома престижного ВУЗа не гарантирует молодому специалисту последующее трудоустройство. По данным Минобрнауки только 75% выпускников 2015 года нашли работу.

    Статистика трудоустройства выпускников по специальности отмечает 11 заведений, окончание которых позволяет легче найти работу. Все они вошли в список международного рейтинга QS 500 ВУЗов:

    1. МГУ им. Ломоносова.
    2. Санкт-Петербургский государственный университет.
    3. МГИМО.
    4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
    5. Томский политехнический университет.
    6. МФТИ .
    7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
    8. МГТУ им. Баумана.
    9. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
    10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

    Статистика трудоустройства выпускников вузов отмечает, что работодатели стараются занизить молодым специалистам при первичном трудоустройстве. Такой подход провоцирует текучку молодых кадров. В условиях кризиса частный бизнес привлекает молодых специалистов без официального трудоустройства.

    Очень сильное влияние на трудоустройство выпускников оказывают связи. Статистика считает их основным фактором. Гораздо легче получить место по рекомендации, чем без нее. представлена в таблице.

    Больше всего выпускники востребованы в строительстве, медицине и нефтяном секторе. Хуже всего обстоят дела у обладателей дипломов педагогов, социологов и истории. Подавляющее большинство из них работает в других сферах. Выпускники по специальности агрономия также не спешат уезжать в деревню.

    Статистика трудоустройства выпускников по специальности показывает, что 60% из них в течение пяти лет идут на переподготовку или на курсы повышения квалификации. Чтобы молодым специалистам было легче находить работу, необходимо привлекать к преподаванию руководящий состав профильных компаний. Это позволит подготавливать студентов к решению конкретных производственных задач.

    Размер у выпускников вузов по статистике составляет в среднем по стране 22,7 тыс. руб. В Москве показатель не превышает 40 тыс. Исключением являются IT-специалисты.

    Как дела у соседей

    В Республике Казахстан действует программа развития образования и науки на 2016–2019 гг. Согласно ей 71% выпускников могут найти применение своим силам.

    В 2017 году в Казахстане 136 тыс. детей окончили школу. Из них 20% получили образование на русском языке. В республике наблюдается отток выпускников школ в Россию для дальнейшего обучения. За 2015–2016 гг. четверть всех иностранных студентов в российских ВУЗах составляли выпускники из Казахстана (67727 чел.).

    Республику Беларусь также не обошла стороной «Демографическая яма». Общая цифра окончивших лицеи, гимназии и школы в 2010 году составила 92,6 тыс. человек. В 2015 году показатель снизился до 56,6 тыс. В РБ наблюдается перекос с выпуском по специальностям . В 2016 году 42% выпускников (75 тыс.) получили диплом экономиста. Медиков всего 4,5 тыс., т. е. 6% от общего числа получивших диплом.

    Еще один пример «Демографической ямы» образовался в Украине . В 2001 году там был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости. Соответственно 2018 год покажет антирекорд количества лиц, поступающих в ВУЗы. По предварительным расчетам их должно быть около 200 тыс.

    Для украинских выпускников в российских ВУЗах на 2017–2018 гг. было зарезервировано 474 квоты. В дальнейшем планируется увеличение числа квот. Как видно, «Демографическая яма» коснулась всех бывших союзных республик. Перед выпускниками стоят одинаковые проблемы, как с поиском работы, так и с размером заработной платы.

    53% студентов высших и средних специальных учебных заведений планируют работать по специальности, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


    Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


    Ожидаемо, что среди респондентов, поступивших в вуз под давлением родственников, лишь 20% планируют работать по специальности, в то время как среди студентов вузов, самостоятельно принимавших решение о поступлении, наблюдается противоположная картина - 62%.


    Больше половины студентов, планирующих в дальнейшем работать по специальности, уделяют основную часть своего времени обучению (51%). Среди студентов, не собирающихся работать по профессии, - самый высокий процент предающихся безделью и отсиживанию времени в ожидании окончании обучения (24%).


    Среди студентов вузов не сложилось единого мнения относительно того, как высшее образование способно повлиять на построение успешной карьеры. При этом прослеживается четкая корреляция: студенты, желающие впоследствии работать по специальности, склонны допускать, что наличие высшего образования помогает взойти на карьерный олимп, и, наоборот, студенты, у которых отсутствует мотивация развиваться в профессии, полученной в вузе, склонны думать, что высшее образование, скорее, не оказывает существенного влияния на построение успешной карьеры.


    В среднем учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


    Среди выпускников вузов только 30% российских специалистов работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


    33% специалистов с высшим образованием работают по полученной специальности, среди специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


    При этом по специальности работают 37% специалистов, принимавших решение о поступлении в вуз самостоятельно, и всего лишь 19% респондентов, поступавших в вуз под давлением родственников.


    Доля респондентов, удовлетворенных своей нынешней работой, напрямую зависит от того, соответствует ли их образование занимаемой должности: своей работой довольны 50% участников опроса, работающих по специальности, и всего 35% респондентов, выполняющих работу, не связанную с профессией, полученной в вузе.


    Желание открыть собственный бизнес практически не зависит от соответствия полученного образования занимаемой должности.


    Среди выпускников, работающих по специальности, наблюдается самый высокий процент респондентов, отдававших большую часть своего времени пребывания в вузе именно обучению (65%).


    Диплом о высшем образовании стал необходимым фактором при трудоустройстве 72% специалистов, работающих по специальности. Респондентам, трудоустроенным не по специальности, диплом требовался гораздо реже (40%).


    Знания, полученные в учебном заведении, пригодились всего лишь 18% работников, трудоустроившихся не по специальности, в то время как среди специалистов, работающих по профессии, данный показатель существенно выше (51%).


    Всего лишь каждый четвертый молодой специалист работает по специальности. Среди респондентов старше 45 лет этот показатель выше (37%).


    Специалисты с профильным образованием чаще всего работают в таких сферах, как «Юриспруденция» (81%), «Медицина, фармацевтика» (65%), «Добыча сырья» (55%) и «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» (55%).


    По специальности чаще всего работают выпускники Тюменской области (45%) и Иркутской области (44%).


    Наибольшей долей трудоустроенных по специальности работников выделяются - ХМАО-Югра (53%), Кемеровская область (45%) и Приморский край (43%).


    Работаете ли вы по специальности?

    Регион обучения Да, % Работаю по смежной специальности, % Нет, моя работа не связана с полученным образованием, % Затрудняюсь ответить, %
    Тюменская область 45 18 30 7
    Иркутская область 44 21 26 9
    Курская область 40 20 39 1
    Удмуртская республика 39 21 36 4
    Кемеровская область 38 22 33 8
    Чувашская республика 38 30 26 6
    Томская область 37 21 32 9
    Приморский край 36 33 25 6
    Оренбургская область 36 20 36 8
    Омская область 36 26 32 6
    Красноярский край 36 14 47 3
    Волгоградская область 35 20 40 5
    Ростовская область 35 22 39 4
    Ставропольский край 34 21 37 8
    Пермский край 33 21 44 3
    Ивановская область 33 19 41 7
    Челябинская область 32 24 38 6
    Саратовская область 32 24 37 8
    Ульяновская область 32 14 51 3
    Воронежская область 31 17 45 7
    Белгородская область 31 28 34 7
    Краснодарский край 31 23 40 6
    Москва 31 24 39 7
    Кировская область 31 29 34 7
    Республика Татарстан 30 27 38 6
    Алтайский край 30 21 46 4
    Хабаровский край 29 16 50 4
    Республика Башкортостан 29 22 38 10
    Новосибирская область 29 23 41 7
    Нижегородская область 29 25 41 6
    Свердловская область 28 24 42 5
    Санкт-Петербург 28 23 43 6
    Остальные регионы 28 21 45 6
    Вологодская область 28 29 36 7
    Тверская область 27 20 51 2
    Ярославская область 27 22 44 7
    Тульская область 26 26 42 6
    Смоленская область 26 20 46 7
    Липецкая область 25 25 46 4
    Самарская область 24 29 36 10
    Брянская область 24 30 41 6
    Московская область 19 27 51 3
    Рязанская область 19 37 37 8
    Пензенская область 16 25 53 6
    Владимирская область 15 32 47 7

    Каждый третий выпускник сегодня работает по специальности. Может ли государство помочь со стажировками лучшим выпускникам технических вузов? Где найти хорошую работу будущему химику и биотехнологу? Как поддержать одаренных школьников и студентов? Эти острые вопросы стообалльники, которые уже учатся на технических и естественно-научных специальностях, задали президенту РАН Александру Сергееву.

    Во встрече принимали участие студенты 14 ведущих университетов страны. В том числе ВШЭ, МИРЭА, МАИ, МИФИ, Университета ИТМО, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

    Частные компании даже на стажировки отказываются брать людей без опыта работы

    Дмитрий Рыбин - будущий математик. Он окончил СУНЦ при МГУ, сдал ЕГЭ по трем предметам на 100 баллов и сейчас учится в ВШЭ. Дмитрий мечтает заниматься наукой, надеется устроиться в научную лабораторию здесь или за рубежом. "Хотелось бы узнать, может ли быть у успешного студента наставник из Академии наук?" - обратился он к президенту РАН.

    Александр Сергеев пояснил, что такой практики нет: "Научный наставник - это ваш научный руководитель и тут надо сделать правильный выбор, чтобы ваш руководитель мог уделять вам достаточно много времени. Молодые кадры очень нужны нашей стране. Мы прожили в новой социально-исторической формации 30 лет и поняли, что должны ориентироваться на свои силы и творческих людей", - ответил студенту президент РАН.

    Кто бы с этим спорил, но реальность пока другая. Будущий биотехнолог из МИРЭА Степан Сайтц рассказал, что найти работу такому специалисту, как он, очень сложно.

    Государственных компаний в этой сфере нет, фармацевтическое производство - на низком уровне, отстают и технологическая, и образовательная база. Частные компании даже на стажировки отказываются брать людей без опыта работы. Может ли помочь государство студентам-олимпиадникам? - спросил Степан Сайтц.

    Вы предлагаете каким-то образом добавить к поддержке олимпиадного движения, которая идет со стороны крупных компаний, элемент государственного участия? Чтобы было так: победители олимпиадного движения получали средства для стажировки соответствующего профиля, могли себя зарекомендовать, получить опыт, работу в этих компаниях, - уточнил президент РАН. - Мы поставим этот вопрос перед министерством науки и высшего образования.

    Александру Сергееву (он слева) повезло: сразу после окончания Горьковского университета его взяли стажером-исследователем. Фото: предоставлено пресс-службой РАН

    Вопрос со стажировками - очень болезненный. Для студентов открыт специальный портал по поиску стажировок. Достойную оплату - 35-40 тысяч рублей в месяц и выше - предлагают педагогам, воспитателям, инженерам, менеджерам, маркетологам, дизайнерам. Большая часть оплачиваемых стажировок - до 15 тысяч рублей в месяц. Есть и стажировки в государственных организациях. Что интересно, все - неоплачиваемые. Где ждут стажеров? В пищевой и перерабатывающей промышленности, на предприятиях связи, в авиастроении, на предприятиях по производству микроэлектронной техники, есть спрос на специалистов трикотажного производства, конструкторов меховой одежды, нужны химики, выпускники специальности "кораблестроение". Биотехнологов в списке нет.

    Еще один вопрос от стобалльника Ивана Дятлова из МИФИ:

    Я учился в школе в Ивановской области, у нас было много хорошего оборудования, но оно так и простояло нераспакованным. Не нашлось специалистов, которые могли бы с ним работать и прочитать технические инструкции. Где взять таких людей? Я вижу себя практическим инженером и понимаю, как нужен эксперимент на уроках.

    Директор ФИПИ Оксана Решетникова, которая тоже присутствовала на встрече, уточнила, что Рособрнадзор уже работает над совершенствованием ЕГЭ по физике и химии и в ближайшее время там может появиться экспериментальная часть.

    Ведется точечная работа, чтобы эксперимент не вошел в противоречие с заданием, учебником. У нас есть два года на введение любых изменений в ЕГЭ, чтобы апробировать, посмотреть, а в ФИПИ работают профессионалы, - рассказала Оксана Решетникова.

    Президент РАН поддержал введение в ЕГЭ креативной, творческой части, но заметил: "Надо подумать, как сделать такой творческий экзамен объективным".

    Сейчас в 11-м классе никаких опытов на ЕГЭ по химии и физике нет, а вот на экзаменах в 9-м классе регионы могут вводить эксперимент. Но делают это немногие. Александр Сергеев отметил, что "главное достижение ЕГЭ - объективизация уровня знаний" и выразил готовность сотрудничать по дальнейшему совершенствованию итоговой аттестации. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подтвердил заинтересованность ведомства в таком взаимодействии.

    Выпускница Анна Печенкина из Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна разработала новую технологию для производства ювелирных изделий, у нее есть патент и научные статьи, но на предприятиях мест для нее нет.

    Президент РАН удивился: "Обычно предприятия заинтересованы в таких кадрах для себя. Я дважды читал лекции в школах "Росатома" и видел, как работодатели заинтересованы в специалистах. Может быть, в вашем случае надо обращаться в небольшие компании? Но я согласен с вами, что вопрос трудоустройства очень важен. Думаю, мы с ректором вашего университета сумеем помочь".

    Студентов волнует материальная поддержка. На стипендию в полторы тысячи не проживешь. И в большинстве вузов эти деньги получает и стобалльник, и тот, кто набрал только нужный минимум баллов.

    Мы озабочены, как финансово поддержать ребят на первых курсах. Вы пока еще не можете что-то существенное внести в науку, чтобы вас взяли на грант. Это очень серьезная головная боль для всех... Нужно ставить вопрос о создании фонда поддержки на первом и втором курсе, который бы наполнялся с разных сторон, чтобы студенты получали 20-30 тысяч рублей, - рассказал Александр Сергеев.

    Надо сказать, есть вузы, которые студентам-высокобалльникам выплачивают повышенные стипендии. Например, успешных студентов поддерживает Вышка. 10 тысяч дадут первокурсникам, у которых средний балл 95 ЕГЭ или выше. 5 тысяч гарантированы студентам, набравшим от 92 до 95 баллов. Есть особые стипендии в МИФИ, МФТИ, МИСиСе.

    Легко ли получить 100 баллов?

    В последние три года число участников ЕГЭ, сумевших получить 100 баллов, составляет 0,7 процента от общего числа сдающих ЕГЭ. В 2017 году набрать 100 баллов по различным предметам удалось 5 тысячам участников.

    В 2017 году число стобалльников от общего числа сдававших химию составило 0,5 процента. Что интересно, девушки сдают химию лучше, чем юноши. Среди стобалльников их было 60 процентов. Стобалльников по физике в 2017 году было 0,2 процента и 76 процентов - юноши.

    Количество стобалльников по географии - 0,13 процента, по биологии - 0, 07 процента, по информатике и ИКТ - 0,67 процента.

    Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ирина Ивойлова

    Между тем

    Требования к зарплате у выпускников вузов резко снизились

    По данным исследования РАНХиГС, только 37 процентов молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 процентов признались, что работают абсолютно не по специальности.

    Самые большие шансы найти работу по профессии в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. На втором месте - правоохранительные органы, на третьем - государственное и муниципальное управление. Следом идут финансы, реклама, консалтинг. Промышленность, строительные и инженерные компании на пятом месте.

    По мнению сотрудников Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, которые проводили исследование, несоответствие полученного образования и работы - тревожный сигнал. Чем чаще всего недовольны молодые выпускники? Низкой зарплатой, отсутствием возможности решить жилищный вопрос, сделать карьеру.

    Если раньше выпускники хотели сразу зарплату в 40-50 тысяч, то сейчас требования резко снизились. Каждый третий оценивает себя в 20-30 тысяч, каждый пятый - в 30-40 тысяч, только каждый шестой готов работать не меньше чем за 40-50 тысяч рублей в месяц.

    МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Новое исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работает не по специальности. Об этом рассказал замглавы Росстата Константин Лайкам "Российской газете" , опубликованной в понедельник.

    В интервью газете Лайкам рассказал об обследовании самочувствия россиян на рынке труда, которое впервые проводилось Росстатом.

    "Узнали немало. Например, у нас никогда не было информации о том, насколько люди удовлетворены своей работой. Так вот, более всего россиян устраивает режим работы. 75 процентов респондентов им вполне довольны. Следом идут: выполняемые обязанности (68%), расстояние до работы, условия труда (64%), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55%)", - сказал Лайкам.

    По его словам, главное недовольство у россиян вызывает зарплата. Ей доволен лишь каждый четвертый. Также исследование выявило прямую зависимость зарплаты от уровня образования. "Чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой", - заявил в интервью эксперт.

    Лайкам отметил, что 87% трудоспособного населения (в городе чуть больше, в селе меньше) имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Вместе с тем почти 60% россиян работают не по специальности.

    "Чем ниже уровень образования, тем больше людей работает не по специальности. Провальные группы - имеющие основное общее (8-9 классов) и среднее общее образование. Там огромное несоответствие работы и специальности - 72% и 67% соответственно. В этих же группах самый низкий уровень переподготовки, переобучения", - приводит издание слова чиновника.

    Результаты обследования позволили выявить также серьезный разрыв между формальным и неформальным сектором экономики. В первом - полное соответствие работы и специальности - 45%, во втором - только 27%, причем хуже всего дела у тех, кто занят семейным делом. Там полученная профессия пригодилась только 12%.

    "Важно, что мы эту проблему высветили и измерили. Кстати, у женщин чаще (42%), чем у мужчин (38%) работа полностью соответствует полученной специальности. Однако мужчины, если их работа не соответствует специальности, чаще готовы переучиваться", - добавил представитель службы.

    В 2011 году было принято решение о том, что Росстат с 2016 года будет каждые пять лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности.

    В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации () рассматривалась общая ситуация на молодежном рынке труда.

    Одной из важнейших характеристик рынка является возможность профильного трудоустройства молодых талантов. Для государства процент трудоустроенных по специальности отражает эффективность расходов на систему образования, для вузов - востребованность знаний и навыков выпускников, для работодателей - актуальность их предложения для молодежи и дополнительные резервы рынка.

    Как показало исследование, доля трудоустроенных по специальности заметно растет с возрастом ориентировочно до 24 лет (средний возраст выпускников магистратуры). Доля неработающих среди молодежи, напротив, пропорционально снижается. Количество работающих не по специальности в среднем постоянно для всех возрастных категорий.

    «В первые два года студенты, которые могут себе позволить не посещать занятия и хотят в первую очередь заработать деньги, устраиваются на работу не по специальности из-за отсутствия какого-либо опыта и знаний. Однако с 3-го курса работодатели начинают активно привлекать их на работу и стажировки, что существенно увеличивает долю профильного трудоустройства. Помимо этого, на возможность найти работу сильно влияет устройство самого учебного процесса: неоптимальность графика учебных занятий и низкая лояльность к пропускам могут серьезно помешать устроиться на квалифицированную работу», - объясняет Алексей Семянников, эксперт Методолого-аналитического центра Практики управления изменениями ГК АКИГ.

    Среди работающих студентов с гуманитарным и естественно-научным профилем образования большинство трудоустроено по специальности. Иначе складывается ситуация для молодежи с инженерно-техническим профилем - количество работающих не по специальности преобладает. При этом, по отзывам представителей учебных заведений, практически все студенты ведущих вузов инженерно-технического профиля к моменту окончания обучения успешно трудоустраиваются по специальности. Работодатели «разбирают» их по результатам практических работ и стажировок, начиная с 3-го курса.

    «Выпускники ведущих технических вузов пользуются высоким спросом не только в профильных отраслях, но и в IT-секторе, инвестиционном банкинге, бизнес-аналитике и других. Выпускникам вузов, не занимающих топовые позиции, соответствующие отрасли предлагают ограниченное количество вакансий, а также невысокие зарплаты, что также заставляет их искать возможности для самореализации в других сферах. Именно поэтому среди студентов и выпускников инженерно-технического профиля доля работающих по специальности самая низкая», - комментирует Татьяна Павилова, руководитель проектов практики «Государственный сектор» и Практики управления изменениями ГК АКИГ.

    Респонденты с медицинским профилем рассматривают работу исключительно по специальности. Это объясняется не только возможностями трудоустройства (дефицитом кадров в отрасли), но и спецификой профессии (важность осознанного выбора).

    Анализ открытых ответов студентов говорит о высокой мотивации работать именно по специальности, но существует множество препятствий на пути к этой цели:

    • «К молодым специалистам относятся настороженно. Боятся брать без опыта работы»;
    • «Т. к. я получаю степень магистра, мне необходим гибкий график, что негативно влияет на возможность трудоустройства»;
    • «Работа близкая к специальности есть, но условия очень плохие. Заработная плата крайне мала».