Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Какие произведения написал антоша чехонте
  • Николай Побережник - Мы выжили!
  • ВведениеРеализуй свой уникальный потенциал
  • Чудачества знаменитых литераторов Интересные факты из жизни знаменитых писателей
  • Семнадцать мгновений весны
  • Грамматические ошибки в русском языке: примеры
  • Замок, обстановка и нравы его обитателей. Средневековые замок, город, деревня и их обитатели Замковое укрепление по образцу римского лагеря

    Замок, обстановка и нравы его обитателей. Средневековые замок, город, деревня и их обитатели Замковое укрепление по образцу римского лагеря

    Очень нелегко изобразить в небольших и более или менее интересных очерках быт средневекового общества, даже при известном знакомстве с ним. Для этого необходимо прежде всего сосредоточить свое внимание только на одной стороне его. Так мы и поступили, сгруппировав весь обширный материал, необходимый для исполнения нашей задачи, в разделы: средневековый замок, средневековый город, средневековый монастырь, средневековая деревня и др. Настоящая серия очерков, так сказать, построена из материала, входящего в первый из названных отделов. Но и такой группировкой дело облегчилось только отчасти. И сам средневековый замок, и быт его обитателей неоднократно и значительно изменяли свои формы в продолжение средневекового периода; с другой стороны, народы Западной Европы вносили в эти формы свои национальные особенности. Следить за всеми упомянутыми изменениями и особенностями значило бы уклониться от той цели, которая заставила нас взяться за настоящую работу. Естественно, таким образом, возникла необходимость ограничиться только одной страной. Нигде рыцарство не выразилось в такой полной и яркой форме, как во Франции, отсюда же распространились в Западную Европу многие рыцарские обычаи, одним словом – для ознакомления со средневековым рыцарством лучше всего сосредоточить внимание читателя на Франции, указывая только некоторые характерные уклонения и особенности, проявлявшиеся в других странах. Но так как и французское рыцарство пережило ряд весьма существенных перемен, то пришлось ограничиться только одной эпохой. Следить за переменами, которые были пережиты им, значило бы писать его историю, а мы задались, как и сказано нами выше, совершенно иной целью. Наиболее характерная эпоха в истории рыцарства – XII – ХIII века; это период его процветания. Всем вышеизложенным объясняются содержание и характер настоящей работы. Насколько нам удалось достигнуть предположенной цели, судить не нам. При составлении очерков мы пользовались лучшими иностранными монографиями; относящимися к данному вопросу.

    Внешний вид замка

    Средневековый замок, при одном упоминании о котором создается в воображении знакомая картина и всякий переносится мыслью в эпоху турниров и Крестовых походов, имеет свою собственную историю. Замок со своими известными принадлежностями: подъемными мостами, башнями и зубчатыми стенами – появился не сразу. Ученые, изучавшие происхождение и развитие замковых сооружений, отметили несколько моментов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет самый ранний: до такой степени первоначальные замки не похожи на замки последующего времени. Но при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения.

    Замковое укрепление по образцу римского лагеря

    Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собою земляные окопы, более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили на римские лагеря, и это сходство, конечно, не было простой случайностью; несомненно, что эти укрепления устраивались по образцу римских лагерей. Как в центре римского лагеря возвышался преторий (praetorium) , так посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или по большей части искусственное земляное возвышение конической формы. Обыкновенно на этой насыпи воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась на самом верху. Таким образом, попасть в это строение можно было, только взобравшись на самую насыпь. Внутри насыпи был ход в подземелье с колодцем.

    Для удобства обитателей такого замка устраивалось что?то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. По миновании опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. Если мы, не вдаваясь в подробности, представим себе только общую картину, которая, как мы выше говорили, возникает в воображении при одном упоминании о замке, если мы эту картину сопоставим с только что описанным первоначальным замком, то при всем несходстве того и другого мы отыщем и сходные черты. Существенные части средневекового рыцарского замка в этом неприхотливом сооружении налицо: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск – подъемному мосту, вал с палисадом – зубчатой стене.

    С течением времени все новые и новые опасности со стороны внешних врагов, разорительные норманнские набеги, а также новые условия жизни, вызванные развитием феодализма, способствовали как размножению замковых сооружений, так и усложнению их форм. Оставляя в стороне историю постепенного видоизменения замковых сооружений, что не составляет нашей задачи, мы обратимся теперь к непосредственному знакомству с тем видом замков, который установился в XII веке.

    Прежде чем вдаваться в подробное рассмотрение частей средневекового замка, посмотрим на тогдашний замок издали, с опушки близлежащего леса. «Почти каждый холм, – говорит Грановский , бегло характеризуя Средние века, – каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые, вместе с железным доспехом, составляли необходимое условие феодального существования». Средневековый замок производил (и до сих пор производит) внушительное впечатление. За широким рвом, над которым только что спустили на цепях подъемный мост, поднимается массивная каменная стена. На верху этой стены резко выделяются на голубом фоне неба широкие зубцы с еле заметными отверстиями в них, а время от времени их правильный ряд прерывается круглыми каменными башнями. На углах стены выступают вперед крытые каменные балконы. По временам в промежутке между двумя зубцами блестит на солнце шлем проходящего по стенам оруженосца. А над стеной, зубцами, стенными башнями гордо поднимается главная замковая башня; на вершине ее трепещет флаг да мелькает порой человеческая фигура, фигура недремлющего сторожа, обозревающего окрестность.

    Но вот с вершины башни понеслись звуки рога… О чем возвещает сторож? Из-под темного свода замковых ворот на подъемный мост, а потом на дорогу выехала пестрая кавалькада: обитатели замка поехали на прогулку по окрестностям; вот они уже далеко. Воспользуемся тем, что мост еще опущен, и проникнем за каменную ограду замка. Прежде всего внимание наше останавливается на устройстве моста и на самих воротах. Они помещаются между двумя башнями, неразрывно соединенными со стеной. Тут только мы замечаем, что рядом с большими воротами устроены маленькие, представляющие собой что?то вроде калитки; от них также переброшен через ров подъемный мост.

    Подъемный мост

    Подъемные мосты опускались и поднимались при посредстве цепей или канатов. Делалось это следующим образом. Над воротами, в стене, соединяющей обе недавно названные башни, были проделаны продолговатые отверстия; они направлялись сверху вниз. В каждое из них продевалось по одной балке. С внутренней стороны, то есть с замкового двора, эти балки соединялись поперечной перекладиной, и здесь же от конца одной из балок спускалась железная цепь. К противоположным концам балок, выходившим наружу, прикреплялись две цепи (по одной к каждой балке), а нижние концы этих цепей соединялись с углами моста. При таком устройстве стоит только, войдя в ворота, потянуть вниз спускающуюся там цепь, как наружные концы балок начнут подниматься и потянут за собой мост, который после поднятия превратится как бы в перегородку, заслоняющую ворота.

    СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

    Внешний вид замка

    Средневековый замок, при одном упоминании о котором у всякого образованного человека создается в воображении знакомая картина, и всякий переносится мыслью в эпоху турниров и крестовых походов, имеет свою собственную историю. Замок со своими известными принадлежностями - подъемными мостами, башнями и зубчатыми стенами - создался не сразу. Ученые исследователи, посвящавшие свой труд вопросу о происхождении и развитии замковых сооружений, отметили несколько моментов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет момент наиболее ранний: до такой степени первоначальные замки не похожи на замки последующего времени, Но при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения. Возможность отыскать эти первоначальные формы и сообщает вопросу тот интерес, о котором мы только что говорили.

    Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собой земляные окопы более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили на римские лагеря, и это сходство, конечно, не было простой случайностью; несомненно, что эти первые укрепления устраивались по образцу римских лагерей. Как в центре последнего возвышалась палатка полководца, или преторий (praetorium), так и посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или, по большей части, искусственное земляное возвышение конической формы {la motte). Обыкновенно на этой насьши воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась наверху насыпи. Внутри самой насыпи устраивался ход в подземелье с колодцем. Таким образом, попасть в это деревянное строение можно было только взобравшись на самую насыпь. Для удобства обитателей устраивалось что-то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в само жилище, встречал серьезное препятствие. После минования опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. Если мы, не вдаваясь в эти подробности, представим себе только ту общую картину, которая, как мы выше говорили, возникает в воображении каждого образованного человека при одном упоминании о замке, если мы эту общую картину сопоставим с только что описанным первоначальным замком, при всем несходстве того и другого мы без особенного труда отыщем и общие черты.

    Существенные части средневекового рыцарского замка здесь налицо, в этом неприхотливом сооружении: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск - подъемному мосту, вал с палисадом - зубчатой стене

    позднейшего замка.

    С течением времени все новые и новые опасности со стороны внешних врагов, разорительные норманнские набеги, а также новые условия жизни, вызванные развитием феодализма, способствовали как увеличению числа замковых сооружений, так и усложнению их форм. Оставляя в стороне историю постепенного видоизменения, мы обратимся теперь к непосредственному знакомству с тем видом сооружений, который установился в XII веке.

    Прежде чем вдаваться в подробное рассмотрение частей средневекового замка, перенесемся воображением на семь столетий назад, посмотрим на тогдашний замок издали, с опушки близлежащего леса. Только после этого мы подойдем к самому замку к познакомимся с его составными частями. «Почти каждый холм, - говорит Грановский, бегло характеризуя средние века, - каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главною целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые вместе с железным доспехом составляли необходимое условие феодального существования.» Средневековый замок производил (и до сих пор производит) внушительное впечатление. За широким рвом,

    над которым только что опустили на цепях подъемный мост, поднимается массивная каменная стена. Наверху этой стены резко выделяются на голубом фоне неба широкие зубцы с еле заметными отверстиями в них, а время от времени их правильный ряд прерывается круглыми каменными башнями. На углах стены выступают вперед крытые каменные балконы. По временам в промежутке между двумя зубцами заблестит на солнце шлем проходящего по стенам оруженосца. А над стеной, зубцами, стенными башнями гордо поднимается главная замковая башня; на вершине ее трепещет флаг, да мелькает порой человеческая фигура, фигура недремлющего сторожа, обозревающего окрестность.

    Но вот оттуда, с вершины башни, понеслись звуки рога… О чем возвещает сторож? Из-под темного свода замковых ворот на подъемный мост, а потом на дорогу, выехала пестрая кавалькада: обитатели замка поехали на прогулку по окрестностям; вот они уже далеко. Воспользуемся тем, что мост еще опущен, и проникнем за каменную ограду замка. Прежде всего внимание наше останавливается на устройстве моста и на самих воротах. Они помещаются между двумя башнями, неразрывно соединенными со стеной. Тут только мы замечаем, что рядом с большими воротами устроены маленькие, представляющие собой что-то вроде калитки; от них также переброшен через ров подъемный мост (pont leveis или pont torneis, zoge brucke). Подъемные мосты опускались и поднимались при посредстве цепей или канатов. Делалось это следующим образом. Над воротами в стене, соединяющей обе недавно названные башни, были проделаны продолговатые отверстия; они направлялись сверху вниз. В каждое из них продевалось по одной балке. С внутренней стороны, то есть с замкового двора, эти балки соединялись поперечной перекладиной, и здесь же от конца одной из балок спускалась железная цепь.

    К противоположным концам балок, выходившим наружу, прикреплялись две цепи (по одной к каждой балке), а нижние концы этих цепей соединялись с углами моста. При таком устройстве стоит только, войдя в ворота, потянуть вниз спускающуюся там цепь, как наружные концы балок начнут подниматься и потянут за собой мост, который после поднятия превратится как бы в перегородку, заслоняющую ворота.

    Константин Иванов

    СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАМОК, ГОРОД, ДЕРЕВНЯ И ИХ ОБИТАТЕЛИ

    Средневековый замок и его обитатели

    Предисловие

    Очень нелегко изобразить в небольших и более или менее интересных очерках быт средневекового общества, даже при известном знакомстве с ним. Для этого необходимо прежде всего сосредоточить свое внимание только на одной стороне его. Так мы и поступили, сгруппировав весь обширный материал, необходимый для исполнения нашей задачи, в разделы: средневековый замок, средневековый город, средневековый монастырь, средневековая деревня и др. Настоящая серия очерков, так сказать, построена из материала, входящего в первый из названных отделов. Но и такой группировкой дело облегчилось только отчасти. И сам средневековый замок, и быт его обитателей неоднократно и значительно изменяли свои формы в продолжение средневекового периода; с другой стороны, народы Западной Европы вносили в эти формы свои национальные особенности. Следить за всеми упомянутыми изменениями и особенностями значило бы уклониться от той цели, которая заставила нас взяться за настоящую работу. Естественно, таким образом, возникла необходимость ограничиться только одной страной. Нигде рыцарство не выразилось в такой полной и яркой форме, как во Франции, отсюда же распространились в Западную Европу многие рыцарские обычаи, одним словом - для ознакомления со средневековым рыцарством лучше всего сосредоточить внимание читателя на Франции, указывая только некоторые характерные уклонения и особенности, проявлявшиеся в других странах. Но так как и французское рыцарство пережило ряд весьма существенных перемен, то пришлось ограничиться только одной эпохой. Следить за переменами, которые были пережиты им, значило бы писать его историю, а мы задались, как и сказано нами выше, совершенно иной целью. Наиболее характерная эпоха в истории рыцарства - XII–XIII века; это период его процветания. Всем вышеизложенным объясняются содержание и характер настоящей работы.

    Насколько нам удалось достигнуть предположенной цели, судить не нам. При составлении очерков мы пользовались лучшими иностранными монографиями; относящимися к данному вопросу.


    Внешний вид замка

    Средневековый замок, при одном упоминании о котором создается в воображении знакомая картина и всякий переносится мыслью в эпоху турниров и Крестовых походов, имеет свою собственную историю. Замок со своими известными принадлежностями: подъемными мостами, башнями и зубчатыми стенами - появился не сразу. Ученые, изучавшие происхождение и развитие замковых сооружений, отметили несколько моментов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет самый ранний: до такой степени первоначальные замки не похожи на замки последующего времени. Но при всем несходстве, существующем между ними, нетрудно найти и черты сходные, нетрудно в первоначальном замке увидеть намеки на позднейшие сооружения.

    Замковое укрепление по образцу римского лагеря

    Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собою земляные окопы, более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они походили на римские лагеря, и это сходство, конечно, не было простой случайностью; несомненно, что эти укрепления устраивались по образцу римских лагерей. Как в центре римского лагеря возвышался преторий (praetorium), так посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или по большей части искусственное земляное возвышение конической формы. Обыкновенно на этой насыпи воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась на самом верху. Таким образом, попасть в это строение можно было, только взобравшись на самую насыпь. Внутри насыпи был ход в подземелье с колодцем.

    Для удобства обитателей такого замка устраивалось что-то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. По миновании опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. Если мы, не вдаваясь в подробности, представим себе только общую картину, которая, как мы выше говорили, возникает в воображении при одном упоминании о замке, если мы эту картину сопоставим с только что описанным первоначальным замком, то при всем несходстве того и другого мы отыщем и сходные черты. Существенные части средневекового рыцарского замка в этом неприхотливом сооружении налицо: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск - подъемному мосту, вал с палисадом - зубчатой стене.

    С течением времени все новые и новые опасности со стороны внешних врагов, разорительные норманнские набеги, а также новые условия жизни, вызванные развитием феодализма, способствовали как размножению замковых сооружений, так и усложнению их форм. Оставляя в стороне историю постепенного видоизменения замковых сооружений, что не составляет нашей задачи, мы обратимся теперь к непосредственному знакомству с тем видом замков, который установился в XII веке.


    Прежде чем вдаваться в подробное рассмотрение частей средневекового замка, посмотрим на тогдашний замок издали, с опушки близлежащего леса. «Почти каждый холм, - говорит Грановский, бегло характеризуя Средние века, - каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем теперь комфортом, а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые, вместе с железным доспехом, составляли необходимое условие феодального существования». Средневековый замок производил (и до сих пор производит) внушительное впечатление. За широким рвом, над которым только что спустили на цепях подъемный мост, поднимается массивная каменная стена. На верху этой стены резко выделяются на голубом фоне неба широкие зубцы с еле заметными отверстиями в них, а время от времени их правильный ряд прерывается круглыми каменными башнями. На углах стены выступают вперед крытые каменные балконы. По временам в промежутке между двумя зубцами блестит на солнце шлем проходящего по стенам оруженосца. А над стеной, зубцами, стенными башнями гордо поднимается главная замковая башня; на вершине ее трепещет флаг да мелькает порой человеческая фигура, фигура недремлющего сторожа, обозревающего окрестность.

    СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1907)
    Первая часть сборника, посвящённого описанию быта людей Средневековья. Рассматривается типичный замок на примере Франции XII-XIII веков.

    Константин Иванов выбирает тип повествования от первого лица во всех частях. Он буквально берёт читателя за руку и ведёт, в данном случае, прямо от подъёмного моста крепостной стены и далее по внутренней территории и комнатам. Побродив по замку, мы попадём на посвящение в рыцари, знатно попируем, поохотимся на кабана. Затем познакомимся с вооружением рыцаря, посетим турнир. Ближе к концу работы увидим, что такое судебный поединок, а напоследок проведём день в кулуарах феодала, познакомимся с его семьёй. Заключительные страницы представляют собой историю рыцаря, собирающего знать на очередной крестовый поход. Это вымышленный рассказ основывается на средневековых мифах и легендах.

    СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1900)
    Серия очерков на примере на примере среднего германского города XIV-XV веков. Вначале идёт описание обычного дня средневековой городской суеты. Потом мы перемещаемся в здание местной администрации (как правило, ратуша), где наблюдаем за работой бургомистров и других членов городского управления. Далее гостим у бюргера, на следующий день - городская свадьба. Потом в фокусе внимания оказываются гильдии ремесленников. Напоследок посетим городские праздники и неплохо развлечёмся. Нашлось место описанию самобичеванию, преследованию ведьм и алхимии.

    Вторая часть сборника поинтереснее, не такая радужная, да и сам материал пошире.

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ (1915)
    Заключительная часть сборника. Вначале кратко описывается процесс развития французской и германской деревни после падения Рима, а далее следуют очерки, как и в части, посвящённой городу: рабочий и выходной день в деревне, крестьянская свадьба, праздники. Также текст дополнен двумя легендами и историческим экскурсом на тему Жакерии.

    Когда я брал книгу в библиотеке, то не посмотрел, какого года рождения опубликованные статьи. Придя домой, узнал, что автор работал в начале двадцатого века, поэтому был немного разочарован, но сам виноват - на четвёртой стороне обложки всё чётко указано.

    Тот формат, которого придерживается автор, как я понимаю, предназначался для учеников гимназий. Мы не имеем дело с исторической работой в классическом понимании. Фактически повествование напоминает занимательные уроки истории. Поэтому читается текст легко, занимательно, но создаётся слишком глянцевая картинка, слишком романтическая. На каких-либо отрицательных моментах, свойственных той эпохе, автор мало останавливается, не заостряя особо внимания. Это ни в коем случае не говорит о некомпетентности К. Иванова, который был глубоким знатоком Средневековья. Просто не стоит воспринимать книгу как серьёзное исследование, у неё другая цель - дать начальное представление об эпохе или напомнить о некоторых узловых моментах, которые были забыты после обучения в школе, как в моём случае. Да и объём книги невелик, но позволяет дать старт, которому я обязательно дам продолжение.

    План – конспект

    Урок - викторина по истории для 6 класса

    Тема урока: «Средневековый замок и его обитатели»

    Учитель: Ерохина Наталья Петровна

    Москва, 2016

    Тема урока: « Средневековый замок и его обитатели »

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цели урока:

    Цель: углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории и культуре Средневековья
    Задачи:
    · формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)
    · формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)
    · формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов).
    Пояснительная записка.
    Работая в 6 Г классе второй год, я убедились, что в целом дети обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Многие дети чрезвычайно подвижны, эмоциональны. Работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно. Исходя из этого, было решено разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и культуре, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.
    Приёмы, подходы, реализуемые на уроке:
    - работа с наглядными пособиями и презентациями
    - «каждый учит каждого»
    - работа в малых группах
    - элемент ролевой игры

    Опережающие задания

    Виды ключевых компетенций:
    - информационно-коммуникативная
    - учебно-познавательная
    - общекультурная
    - ценностно-смысловая

    Оборудование:

    Мультимедиа проектор; диск с презентацией; компьютер; экран; карточки с заданиями;

    конверт с набором карточек со словами к разделу № 6, «рыцарские костюмы и доспехи» для инсценировки, - учебник: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской «История средних веков».

    М: Просвещение, 2012.

    Ход урока:

    Учитель:

    Полны чудес сказания давно минувших дней:

    Про громкие деяния былых богатырей,

    Про их пиры, забавы, несчастия и горе

    И распри их кровавые услышите вы вскоре...

    Это фрагмент из средневековой «Песни о Нибелунгах». Уже понятно, что наша игра будет посвящена рыцарям: их традициям, жилищу и вооружению.

    1-й этап игры: «Домашнее задание»

      Командам предстоит раскрыть понятие «рыцарь» и проследить, как оно менялось со временем.

    Примерное содержание ответов: Слово «рыцарь» буквально означает « всадник ». Первоначально так называли небогатых конных воинов.

    Со временем рыцарями стали называть всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы.

    Постепенно слово «рыцарь» начало символизировать почетное название сеньора.

    2-й этап игры: «Мой дом - моя крепость»

    (На экран проецируются изображения сохранившихся в ряде европейских стран средневековых замков.)

    Учитель:

    Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок. Воздвигнутые на холме или на скале, выполненные из камня, замки казались неприступными. Как жилище замок не был ни приветливым, ни уютным - от мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью. Не отличались комфортом и удобством и внутренние помещения, которые освещались лишь бликами комнатного огня.

    Второй этап игры посвящен изучению устройства и назначения замков.

      Задача игроков - назвать составные части замка, показать их на представленных изображениях и указать на назначение каждой части.

    В ответе должны быть названы и кратко охарактеризованы следующие части замка:

      стена,

      донжон

      подъёмный мост

      хозяйственные постройки

      дом феодала

      въездные ворота

      дворик замка

    Учитель:

    (ставит дополнительные вопросы):

    1. Как можно было попасть в главную башню - донжон?

    2. Что располагалось в подземелье замка? .....

    (Ответы: Главная башня - донжон - достигала очень большой высоты. Попасть в нее можно было лишь через перекидной мост из соседней башенки; чтобы подышать свежим воздухом, обитатели замка шли подземным ходом за крепостную стену, где был разбит сад. В

    Учитель:

    В рыцарском замке происходили Разные события. Сейчас мы продемонстрируем одно из них - посвящение в рыцари. Ваша задача - восполнить пробелы в этой инсценировке.

    Сцена 1

    Владелец замка и его сын

    Отец . Сын мой, ты стал совсем уже взрослым. Сегодня - лучший день в твоей жизни. А ведь еще недавно я учил тебя фехтованию на мечах. Брал на охоту...

    Сын. Да, отец. Ты приучил меня не страшиться поединков и драться до первой крови, гонять по лесу оленей и стремглав мчаться за ними на резвом коне, а если придется - драться с раненым кабаном или медведем. Но ни разу ты не брал меня на войну. При этом говорил, что жизнь без войны для рыцарей скучна.

    Отец. Ты не был тогда настоящим рыцарем. В поход я мог взять тебя лишь оруженосцем. И если посчастливилось бы, и ты проявил себя в битве, то там же, на поле боя, ты получил бы звание рыцаря.

    Сын. Я жаждал этого и надеялся убежать вслед за тобой на войну ……

    Отец . Не торопи время. Сегодня сбудутся твои мечты. Поспешим же поучаствовать в самом важном для тебя событии.

    Сцена 2

    Знатный рыцарь и сын владельца замка.

    Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им - непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.

    Ю н о ш а . С детства меня готовили к военной службе. Отец мне рассказывал о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В семилетнем возрасте я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора.

      Мой вопрос к участникам игры: в чём упражнялись пажи, какими умениями овладевали?

    (Ответ: фехтование, борьба, верховая езда, метание копья, пение и танцы.)

      Мой второй вопрос к участникам игры: чему почти не учили пажей?

    (Ответ : письму и чтению.)

    Ю н о ш а. Итак, я упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Но читать и писать меня почти не учили. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем.

      Мой вопрос: назовите обязанности оруженосца?

    (Ответ : оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя он был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие.)

    Ю н о ш а. Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.

    Знатный рыцарь. Встань на колени. (Трижды наносит удар клинком меча плашмя по плечу юноши.) Я наношу тебе удар - единственный в твоей жизни, который ты можешь получить, не возвращая. Теперь тебе предстоит получить и надеть знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость.

    Учитель:

      Какие знаки рыцарского достоинства одевал посвященный в рыцари и как должен был продемонстрировать свою ловкость?

    (Ответ: посвящаемый в рыцари опоясывался мечом и надевал шпоры, а затем должен был вскочить на коня и пронзить копьём мишень.)

    3-й этап игры: «Рыцарские турниры»

    Учитель:

    Два славных рыцаря стремглав

    Несутся, тот и этот щит

    Смят; под ударами трещит

    Нагрудник конский и подпруга.

    Сбить наземь силятся друг друга,

    И каждый не жалеет шпор,

    Жесток удар. Могуч напор.

    Сбив седла, копья изломав,

    Дерутся с помощью булав

    И жезлов; шлем, стремясь рассечь,

    Лишь гнут его, зазубрив меч.

    Не видел свет подобной рубки. Никто не делает уступки,

    Показывая, как он смел.

    Тема следующего - 3-го этапа нашей игры - рыцарские турниры.

    На экран проецируется фрагмент из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» или иллюстрация «Рыцарский турнир». Каждая команда получает карточку с вопросами.

    Карточка № 1

    1. Что такое турнир?

    2. Кто участвовал в нем? Кто наблюдал за ним в качестве зрителей?

    3. По каким отличительным знакам рыцарей узнавали на турнирах и в бою?

    Карточка № 2

    1. Какое значение в жизни рыцаря имели турниры?

    2. Кого из рыцарей на них не допускали?

    3. Почему церковь осуждала турниры и требовала их запрещения?

    (Ответы: № 1 - Турнир - рыцарский праздник, военное состязание рыцарей в силе и ловкости. - На него съезжались рыцари всей округи.

    - Рыцари выставляли свои щиты с гербами, герольды трубили, вызывая на бой. Дамы в роскошных нарядах наблюдали за ходом турнира.

    - Гербы, изображенные на щитах, рассказывали о рыцаре и его предках.

    2 - На турнир не допускались рыцари, запятнавшие себя предательством, оскорбившие даму, нарушившие данное слово.

    - Турнир был опасным состязанием, следствием которого могли быть увечья и даже смерть. Поэтому христианская церковь осуждала турниры.)

    4-й этап игры: "Вооружение рыцарей»

    Учитель:

    Сейчас на четвертом этапе игры мы будем говорить о рыцарском вооружении.

    Без промедленья каждый снарядился:

    В броню облекся, шлем на лоб надвинул,

    Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,

    На шею щит четырехпольный вскинул,

    Копье рукою правой крепко стиснул...

    Командам раздаются иллюстрации с изображениями рыцарей XI, XIII, XIV, XV веков. Аналогичное изображение проецируется на экран.

    Первый ведущий. Командам предстоит назвать фрагменты вооружения рыцарей XI-XV веков и по иллюстрациям определить, к какому веку какой изображенный рыцарь относиться.

    (Ответ: Доспехи: шлем, кожаные куртки с нашитыми на них пластинами, кольчуга с длинными рукавами и капюшоном, на ногах - кольчужные чулки. Это - в XI веке.

    В XIII веке изменилась форма шлема: он стал похож на перевернутое ведро с прорезями, под ним - войлочная шапка. Наряду с кольчугой стали использовать панцирь. Появились более длинные мечи.

    В XIV-XV веках появился доспех, состоящий из подвижных частей. Он накрывал всё тело рыцаря, был прочный, но тяжелый.)

    Учитель:

    Всему, что подобает, был выучен герой,

    Ни страха, ни упрека не зная за собой.

    За это восхищались им знатные девицы.

    Он был настолько щедрым, что все могли дивиться.

    И так он был отважен, как нам твердит молва,

    Что мстил врагам, а близких отстаивал права,

    Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

    О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

    5-й этап игры: «Рыцарская мораль»

    Учитель:

    Следующий - пятый этап игры Посвящен рыцарской морали

    Для знатных и богатых скупость - Наипозорнейшая глупость;

    И до скончанья наших дней

    Царица Щедрость нам нужней,

    Чем знатней род и воспитанье. :

    Царица Щедрость вознесет

    Питомца выше раз в пятьсот,

    Чем добродетели другие

    И начинания благие.

    Вопросы к командам:

      Вопрос № 1. «Он настоящий рыцарь...» Какими качествами должен обладать современный юноша, чтобы о нем так говорили окружающие?

      Вопрос № 2. А теперь перенесемся в глубь веков и посмотрим, совпадают ли средневековые представления о рыцарских достоинствах с современными?

    Задание командам: Перечислите правила рыцарской чести. : (Ответ: верность, честность, милосердие, смелость, щедрость, почитание дамы.)

    6-й этап игры: «Пир в рыцарском замке»

    Учитель:

    Две полные недели тянулся пир честной.

    Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,

    И развлекались гости, как было им угодно.

    Не пожалел казны для них хозяин благородный.

    Одеждой, и конями, и всяческим добром.

    И золотом червонным, и звонким серебром

    Он одарить приезжих велел своей родне,

    Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

    Последний этап нашей игры будет посвящен средневековому застолью.

    Командам раздаются карточки с наклеенными на них рисунками или надписями названий блюд и предметов сервировки стола.

    В общем виде перечень выглядит следующим образом: скатерть, салфетки, вилки, тарелки фарфоровые, тарелки оловянные, тарелки деревянные, фрукты, кофе, пи-Бо, картофель, помидоры, хлеб пшеничный, хлеб ячменный, хлеб ржаной, мясо, рыба, сушеные фрукты, орехи, торты, репа, редька, пироги, майонез, кетчуп, оливковое масло, шоколад, какао, перец черный, корица, гвоздика, сливочное масло.

      Задача команд. «Накрыть стол» в рыцарском замке - точнее, предположить, что могло быть на пиршественном столе в XI веке, а что - нет.

    Команды готовят письменные ответы, затем зачитывают их. Ведущие, заслушав ответы, могут восполнить пробелы.

    (Ответы: В наиболее полном виде ответы выглядят следующим образом:

    «На столе» применительно к XI веку могут оказаться:

    скатерть, металлические кубки, столовые ножи (кинжалы), Салфетки как предмет столового белья появились позже. До этого гости вытирали рот руками или концами скатерти. Тарелки - из олова и дерева - появились в XIV-XV веках. В VIII-IX веках роль тарелок играли специальные выемки в дубовом столе. Еду брали с середины стола пальцами и клали на кусок хлеба. Не могли быть положены на стол и вилки - они появились впервые в начале XVI века при итальянском дворе и имели первоначально два зубца. Привычный изгиб вилка приобрела лишь в XVI веке. Еда: Фрукты и сушеные фрукты, пиво, хлеб, мясо, рыба, орехи, репа и редька, оливковое масло, перец черный. Хлеб употребляли трех видов, отдавая предпочтение ячменному и ржаному. Из перечисленных напитков на рыцарском столе могло оказаться лишь ячменное пиво. Картофель, помидоры, шоколад, какао стали распространяться после открытия Америки; корица и гвоздика - с XIV века. С этого времени началась выпечка пирогов с начинкой и тортов. Оливковое масло было распространено на юге Европы, где преобладало земледелие и садоводство. Там же употребляли в качестве напитков вино, в то время как на севере Европы больше было распространено пиво).

    Подведение итогов, подсчёт баллов.

    Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали какая трудная, интересная и во многом не похожая на нашу современную была жизнь средневекового человека. Особенно это касается сословия рыцарей. Это понятие сохранилось и сейчас но приобрело новый более гуманный и романтический смысл.

    Д/з: п. 11, нарисовать герб знатного рыцаря и подписать его составные части