Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Основные черты научного стиля
  • «Юдифь и Олоферн»: смысл и понимание сюжета
  • Какие бывают причастия в русском
  • Краткая биография Тютчева Ф
  • Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества
  • Былины как феномен русской культуры
  • Экспериментальная деятельность с водой в старшей группе. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды. Видео: открытое занятие «Опыты с водой»

    Экспериментальная деятельность с водой в старшей группе. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды. Видео: открытое занятие «Опыты с водой»

    Умение видеть чудо в обыденных предметах отличает гения от других людей. Формируется творческое начало в раннем детстве, когда малыш пытливо изучает окружающий мир. Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, – легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга.

    Из этой статьи вы узнаете

    Чем хороша вода для домашних опытов

    Вода – это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов. Преимуществами привычной нам субстанции являются:

    • доступность и дешевизна;
    • способность пребывать в трех состояниях: твердом, парообразном и жидком;
    • способность легко растворять различные вещества;
    • прозрачность воды обеспечивает наглядность опыта: малыш сможет сам объяснить результат исследования;
    • безопасность и нетоксичность веществ, необходимых для экспериментов: ребенок может потрогать руками все, что его заинтересует;
    • не нужно дополнительных инструментов и оборудования, специальных навыков и знаний;
    • можно проводить исследования как дома, так и в детском саду.

    Сложность проводимых опытов зависит от возраста ребенка и уровня его знаний. Начинать эксперименты с водой для детей лучше с простейших манипуляций, в старшей группе ДОУ или дома.

    Опыты для малышей (4-6 лет)

    Всем маленьким деткам нравится сам процесс переливания и смешивания жидкостей разного цвета. Первые занятия можно посвятить знакомству с органолептическими свойствами вещества: вкусом, запахом, цветом.

    У детей подготовительной группы можно спросить, чем различаются минеральная вода и морская. В садике результаты исследований можно не доказывать и объяснять происходящее доступными словами.

    Опыт прозрачности

    Понадобится два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с непрозрачной жидкостью, например томатным соком, молоком, коктейльные трубочки или ложечки. В каждую емкость погрузить предметы и спросить малышей, в каком из стаканчиков трубочку видно, а в каком – нет? Почему? Какое вещество прозрачное, а какое непроницаемое?

    Тонет – не тонет

    Нужно приготовить два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Добавьте в один из стаканов соль из расчета две столовые ложки на стакан. Если опустить яйцо в чистую жидкость, оно опустится на дно, а если в соленую – окажется на поверхности воды. У ребенка сложится понятие о плотности вещества. Если взять большую емкость и постепенно доливать пресную воду в соленую, яйцо будет постепенно тонуть.

    Заморозка

    На начальном этапе достаточно будет налить воду в формочку вместе с ребенком и отправить в морозилку. Можно понаблюдать вместе за процессом таяния ледяного кубика, ускорить процесс, потрогав его пальчиками.

    Потом усложнить эксперимент: положить на кубик льда толстую нить, посыпать поверхность солью. Через несколько мгновений все схватится вместе, и кубик можно будет поднять за нитку вверх.

    Захватывающее зрелище представляют собой тающие кубики цветного льда, помещенные в прозрачную емкость с растительным маслом (можно взять детское). Опускающиеся на дно капельки воды образуют причудливый узор, который постоянно меняется.

    Пар – это тоже вода

    Для эксперимента воду нужно вскипятить. Обратите внимание детей, как над поверхностью поднимается пар. Подержите над емкостью с горячей жидкостью, например термосом, зеркальце или стеклянное блюдце. Покажите, как с него стекают капельки. Сделайте вывод: если нагреть воду, она превратится в пар, при охлаждении он снова перейдет в жидкое состояние.

    «Заговор»

    Это не опыт, а скорее фокус. Перед началом эксперимента спросите малышей, может ли вода в закрытой емкости поменять цвет от волшебного заклинания. На глазах у детей произнесите заговор, встряхните баночку, и бесцветная жидкость станет цветной.

    Секрет в том, что на крышку емкости заранее наносится водорастворимая краска, акварель или гуашь. В момент встряхивания вода смывает слой краски и меняет цвет. Главное, не поворачивать внутреннюю часть крышки к зрителям.

    Сломанный карандаш

    Простейший опыт, демонстрирующий преломление изображения в жидкости, – это помещение трубочки или карандаша в прозрачный стакан, наполненный водой. Погруженная в жидкость часть изделия будет казаться деформированной, отчего карандаш выглядит сломанным.

    Оптические свойства воды можно проверить и таким способом: взять два одинаковых по размеру яйца и погрузить одно из них в воду. Одно будет казаться больше, чем второе.

    Расширение при замерзании

    Возьмите пластмассовые трубочки для коктейля, залепите один конец пластилином, наполните водой до краев и закупорьте. Поместите трубочку в морозилку. Через некоторое время обратите внимание малыша, что жидкость, замерзая, расширилась и вытеснила пластилиновые пробки. Расскажите, что вода может разорвать емкость, если ее подвергнуть влиянию низких температур.

    Сухая салфетка

    На дно пустого стакана поместите сухую бумажную салфетку. Переверните его и опустите вертикально в таз с водой краями вниз до дна. Не допускайте попадания жидкости внутрь, удерживая стакан силой. Также в вертикальном направлении достаньте стакан из воды.

    Если все выполнено правильно, бумажка в стакане не намокнет, этому будет препятствовать давление воздуха. Расскажите детям историю о водолазном колоколе, с помощью которого люди могут опускаться на дно водоема.

    Подводная лодка

    В стакан, наполненный водой, опускаем трубочку, сгибаем ее в нижней трети. Погружаем стакан полностью вверх донышком в емкость с водой таким образом, чтобы часть трубочки была на поверхности. Дуем в нее, воздух мгновенно наполняет стакан, он выскакивает из воды и переворачивается.

    Можно рассказать детям о том, что рыбы используют этот прием: чтобы погрузиться на дно, сжимают мышцами воздушный пузырь, и из него выходит часть воздуха. Чтобы подняться на поверхность, накачивают воздух и всплывают.

    Вращение ведра

    Для проведения этого опыта желательно позвать на помощь папу. Порядок действий следующий: берется прочное ведро с крепкой ручкой и наполняется водой до половины. Выбирается место попросторнее, желательно проводить опыт на природе. Ведро нужно взять за ручку и быстро вращать таким образом, чтобы вода не пролилась. Когда эксперимент закончится, можно понаблюдать за брызгами, проливающимися из ведра.

    Если ребенок достаточно взрослый, объясните ему, что жидкость удерживается благодаря центробежной силе. Испытать ее действие можно на аттракционах, принцип работы которых основан на круговом движении.

    Исчезающая монетка

    Для демонстрации этого опыта налейте в литровую банку воды и закройте крышкой. Достаньте монетку и дайте ее в руки малышу, чтобы он убедился, что она самая обыкновенная. Пусть ребенок положит ее на стол, а вы поставите сверху банку. Спросите у малыша, видит ли он денежку. Уберите емкость, и монетка снова будет видна.

    Плавающая скрепка

    Перед началом опыта спросите у ребенка, тонут ли в воде металлические предметы. Если он затруднится с ответом, бросьте вертикально в воду скрепку. Она погрузится на дно. Скажите малышу, что знаете волшебное заклинание, чтобы скрепка не тонула. С помощью плоского крючка, согнутого из второго экземпляра, медленно и аккуратно поместите горизонтально расположенную скрепку на поверхность воды.

    Чтобы изделие стопроцентно не погрузилось на дно, предварительно натрите его свечкой. Фокус удается провести благодаря свойству воды, которое называется поверхностным натяжением.

    Непроливающийся стакан

    Для еще одного эксперимента, основанного на свойствах поверхностного натяжения воды, понадобится:

    • прозрачный гладкий стеклянный стакан;
    • горсть мелких металлических предметов: гаек, шайб, монеток;
    • масло, минеральное или растительное;
    • охлажденная вода.

    Перед проведением опыта нужно смазать маслом края чистого сухого стакана. Наполните его водой и по одному опускайте металлические предметы. Поверхность воды перестанет быть плоской и начнет возвышаться над краями стакана. В какой-то момент пленка на поверхности лопнет, и жидкость прольется. Масло в этом опыте нужно для снижения соединения воды и поверхности стакана.

    Цветы на воде

    Необходимые материалы и инструменты:

    • бумага разной плотности и цвета, картон;
    • ножницы;
    • клей;
    • широкая емкость с водой: таз, глубокий поднос, блюдо.

    Подготовительный этап – изготовление цветов. Нарежьте бумагу на квадраты со стороной 15 сантиметров. Сложите каждый из них пополам и еще раз вдвое. Произвольно вырежьте лепестки. Согните их пополам, чтобы лепестки образовывали бутон. Опустите каждый цветок в приготовленную воду.

    Постепенно цветы начнут раскрываться. Скорость распускания будет зависеть от плотности бумаги. Лепестки выпрямляются вследствие набухания волокон материала.

    Поиски сокровищ

    Собрать мелкие игрушки, монетки, бусины и заморозить их в одном или нескольких частях льда. Суть игры в том, что по мере оттаивания предметы будут появляться на поверхности. Чтобы ускорить процесс, можно использовать кухонные принадлежности и различные инструменты: вилки, пинцет, нож с безопасным лезвием. Если играет несколько детей, можно устроить соревнование.

    Все впиталось

    Опыт знакомит ребенка со способностью предметов впитывать жидкости. Для его проведения возьмите губку и тарелку с водой. Погрузите губку в тарелку и наблюдайте вместе с ребенком, как вода поднимается вверх и губка становится мокрой. Поэкспериментируйте с различными предметами, какие-то обладают способностью впитывать жидкости, а какие-то – нет.

    Кубики льда

    Дети любят замораживать воду. Поэкспериментируйте с ними с формами и цветом: малыши убедятся, что жидкость повторяет форму емкости, в которую помещена. Заморозьте окрашенную воду кубиками, предварительно вставьте зубочистки или трубочки в каждую.

    Из морозильной камеры вы достанете множество разноцветных корабликов. Наденьте бумажные паруса и опустите кораблики в воду. Лед начнет таять, образовывая причудливые цветные разводы: это проявляется диффузия жидкости.

    Опыты с водой разной температуры

    Этапы и условия процесса:

    1. Приготовьте четыре одинаковых стеклянных стакана, акварельные краски или пищевые красители.
    2. В два стакана налейте холодную воду, в два – теплую.
    3. Теплую воду окрасьте в черный цвет, а холодную – в желтый.
    4. Поставьте стакан с холодной водой в тарелку, емкость с теплой черной жидкостью накройте карточкой из пластика, переверните и поставьте так, чтобы стаканы располагались симметрично.
    5. Осторожно вытащите карточку, старайтесь не сместить стаканы.
    6. Холодная и теплая вода не смешаются благодаря свойствам физики.

    Повторите эксперимент, но на этот раз вниз поставьте стакан с горячей водой.

    Все опыты в детсаду проводите в игровой форме.

    Опыты для школьников

    Фокусы с водой для школьников нужно объяснять уже в начальном классе, знакомя с простейшими научными понятиями, тогда юный фокусник легко освоит в 8–11-м классе и физику, и химию.

    Цветные слои

    Возьмите пластиковую бутылку, треть ее заполните растительным маслом, треть – водой, а еще одну треть оставьте пустой. Всыпьте в бутылку пищевой краситель и закупорьте ее крышкой. Ребенок может убедиться, что масло легче воздуха, а вода – тяжелее.

    Масло останется без изменений, а вода окрасится. Если бутылку встряхнуть, слои сместятся, но через несколько мгновений все станет, как было. При помещении емкости в морозильную камеру слой масла опустится вниз, а вода замерзнет сверху.

    Решето-непроливайка

    Все знают, что воду в решете не удержать. Покажите ребенку фокус: смажьте сито маслом и встряхните. Осторожно налейте немного воды по внутреннему краю сита. Вода вытекать не будет, так как ее удержит масляная пленка. Но если провести по дну пальцем, она разрушится, и жидкость вытечет.

    Эксперимент с глицерином

    Опыт можно провести накануне Нового года. Возьмите банку с винтовой крышкой, небольшую пластиковую игрушку, блестки, клей и глицерин. Приклейте игрушку, елочку, снеговика к внутренней стороне крышки.

    Налейте в банку воды, добавьте блестки и глицерин. Плотно закройте крышкой с фигуркой внутри и переверните емкость. Благодаря глицерину блестки будут красиво кружиться вокруг фигурки, если регулярно перевертывать конструкцию. Баночку можно преподнести в качестве подарка.

    Делаем облако

    Это скорее экологический эксперимент. Если ребенок спросит у вас, из чего сделаны облака, проведите с ним такой опыт с водой. В банку объемом 3 литра налейте горячую воду, примерно на 2,5 сантиметра. Поместите на блюдце или противень кусочки льда и поставьте на банку так, чтобы горловина была полностью закрыта.

    Вскоре внутри емкости образуется облачко тумана (пара). Вы можете обратить внимание дошкольника на конденсат и объяснить, почему идет дождь.

    Торнадо

    Часто и дети, и взрослые интересуются, как образуется такое атмосферное явление, как смерч. Вместе с детьми можно ответить на этот вопрос, устроив следующий эксперимент с водой, заключающийся в следующих этапах:

    1. Подготовить две пластиковые бутылки объемом 2 литра, скотч, металлическую шайбу диаметром 2,5.
    2. Наполнить одну из бутылок водой и положить на горлышко шайбу.
    3. Вторую бутылку перевернуть, поставить на первую и плотно перемотать верхнюю часть обеих бутылок скотчем, чтобы не выливалась вода.
    4. Перевернуть конструкцию так, чтобы бутылка с водой была сверху.
    5. Устроить ураган: начать вращать устройство по спирали. Вытекающий ручеек превратиться в мини-торнадо.
    6. Наблюдать за процессом, происходящим в бутылках.

    Торнадо можно устроить и в банке. Для этого наполните ее водой, не доходя до краев на 4-5 сантиметров, добавьте средство для мытья посуды. Плотно закройте крышкой и встряхните банку.

    Радуга

    Объяснить малышу происхождение радуги можно следующим образом. В солнечной комнате установите широкую емкость с водой, рядом поставьте лист белой бумаги. Опустите в емкость зеркало, поймайте им солнечный луч, направляйте его в сторону листа так, чтобы появился спектр. Можно использовать фонарик.

    Повелитель спичек

    Налейте в тарелку воду и пустите плавать по поверхности спички. Опустите в воду кусочек сахара или мыла: в первом случае спички соберутся вокруг кусочка, во втором – отплывут от него. Это происходит потому, что сахар увеличивает силу поверхностного натяжения воды, а мыло уменьшает.

    Вода течет вверх

    Поместите в емкости с подкрашенной пищевым красителем водой белые цветы, лучше взять гвоздики или бледно-зеленые растения, например сельдерей. Через некоторое время цветы изменят цвет. Можно поступить проще: использовать в опыте с водой не цветы, а белые бумажные салфетки.

    Интересный эффект получится, если один край полотенца поместить в воду определенного цвета, а другой – в другую, контрастного оттенка.

    Вода из воздуха

    Домашний увлекательный опыт наглядно показывает, как происходит процесс конденсации. Для его выполнения возьмите стеклянную банку, наполните ее кубиками льда, всыпьте ложку соли, встряхните несколько раз и закройте крышкой. Минут через 10 на внешней поверхности банки появятся капельки воды.

    Для наглядности оберните ее бумажным полотенцем и убедитесь, что воды достаточно. Расскажите ребенку, где в природе можно увидеть процесс конденсации воды: например на холодных камнях под солнцем.

    Бумажная крышка

    Если перевернуть стакан с водой, она выльется. А может ли лист бумаги удержать воду? Для ответа на вопрос вырежьте из плотной бумаги плоскую крышку, превышающую диаметр краев стакана на 2-3 сантиметра.

    Наполните стакан водой примерно до половины, поместите сверху бумажный лист и аккуратно переверните его. Из-за давления воздуха жидкость должна остаться в емкости.

    Благодаря этому приколу ученик может заработать популярность среди одноклассников.

    Мыльный вулкан

    Понадобится: моющее средство, сода, уксус, картон для «вулкана», йод. Налить в стакан воду, уксус, средство для мытья посуды и несколько капель йода или другого красителя. Сделайте конус из темного картона и оберните емкость с ингредиентами так, чтобы края соприкасались. Всыпьте в стакан соду, вулкан начнет извергаться.

    Насос из свечи

    Этот занимательный фокус с водой демонстрирует силу закона гравитации. Возьмите маленькую свечу, установите ее на блюдце и зажгите. Налейте в блюдце немного подкрашенной воды. Накройте свечу стаканом, постепенно жидкость вытянется внутрь него. Объяснение в изменении давления внутри емкости.

    Выращивание кристаллов

    Результатом этого опыта будет получение красивых кристаллов на поверхности проволоки. Для их выращивания нужен крепкий раствор соли. Определить, достаточно ли насыщенный раствор получился, можно, добавив новую порцию соли. Если она уже не растворяется, раствор готов. Чем чище вода, тем лучше.

    Чтобы очистить раствор от мусора, перелейте его в другую емкость. Опустите в раствор проволоку с петлей на конце и поставьте все в теплое место. Для получения узорных поделок скрутите проволоку требуемым образом. Через несколько дней проволока обрастает соляным «снегом».

    Танцующая монетка

    Нужны стеклянная бутылка, монета и вода. Поместите в морозилку пустую бутылку без крышки на 10 минут. Монетку, смоченную водой, положите на горлышко бутылки. Меньше чем через минуту холодный воздух от нагревания расширится и начнет вытеснять монетку, заставляя ее подскакивать на поверхности.

    Волшебный шарик

    Инструменты и материалы: уксус, пищевая сода, лимон, стакан, воздушный шарик, бутылочка, изолента и воронка.

    Ход процесса:

    • Налейте в бутылку воду, всыпьте чайную ложку соды.
    • Смешайте три столовые ложки уксуса и сок лимона.
    • Быстро влейте смесь в бутылку с водой через воронку и наденьте шарик на горлышко бутылки со смесью воды и соды. Реакция наступит моментально: состав начнет «кипеть» и шарик надуется, так как произойдет вытеснение воздуха.

    Чтобы воздух из бутылки попадал только в шарик, замотайте горлышко изолентой.

    Шарики на сковородке

    Если на раскаленную поверхность вылить немного воды, произойдет ее исчезновение (испарение). При добавлении еще одной порции на сковородке образуются шарики, напоминающие ртуть.

    Горящая жидкость

    Заклейте рабочую поверхность бенгальских палочек скотчем, оставив кончики, подожгите и опустите в прозрачный сосуд с водой. Палочки не погаснут, благодаря своему химическому составу в воде их огонь горит даже ярче, создавая эффект пылающей жидкости.

    Управление водой

    Сила звука – еще одно средство изменения направления потока жидкости. Результат можно наблюдать, используя мощный динамик. Под воздействием музыки или других звуковых эффектов вода принимает причудливую фантастическую форму, образуя пену и мини-фонтаны.

    Радужная вода

    Познавательный эксперимент основан на изменении плотности воды. Для процесса возьмите четыре маленьких стаканчика с водой, красители, шприц и сахарный песок.

    В первый стаканчик добавьте краситель и оставьте на время. В оставшихся растворите последовательно 1, 2 и 3 чайной ложки сахара и красители разных цветов. В прозрачный стакан шприцом наливается несладкая жидкость. Затем также шприцом на дно аккуратно выпускается вода, куда добавлено 0,5 чайной ложки сахара.

    Третий и четвертый шаг: выпускается раствор со средней и максимальной концентрацией таким же образом: ближе ко дну. Если все сделано правильно, в стакане получится вода с разноцветными слоями.

    Красочная лампа

    Крутой опыт вызывает восторг не только у детей 5-6 лет, но и у младших школьников, и у подростков. В стеклянную или пластиковую бутылку заливается в равных частях вода и подсолнечное масло, засыпается краситель. Запускает процесс опущенная в воду таблетка шипучего аспирина. Эффект усилится, если проводить этот опыт в темной комнате, обеспечивая подсветку с помощью фонарика.

    Образование льда

    Для трюка понадобятся пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра, наполненная дистиллированной водой без газа, и морозильная камера. Поместите емкость в морозилку, спустя 2 часа достаньте ее и резко ударьте о твердую поверхность.

    Вода на глазах начнет превращаться в лед. Объясняется эксперимент составом дистиллированной воды: в ней отсутствуют центры, отвечающие за кристаллизацию. После удара в жидкости появляются пузырьки, и процесс замораживания запускается.

    Это далеко не все манипуляции, проводимые с водой. До неузнаваемости меняют ее свойства такие вещества, как крахмал, глина, шампунь. Почти все опыты дети 6-7 лет вполне могут проделывать сами на кухне или экспериментировать под наблюдением родителей, посмотрев видеоурок или поясняющие картинки.

    Еще крутые опыты показаны в этом видео.

    При необходимости нужно предлагать маленькому химику консультацию или помощь. Еще лучше проводить все исследования вместе: даже взрослые откроют для себя немало удивительных свойств воды.

    ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

    Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

    Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».

    Интеграция образовательных областей :

    Познавательное развитие

    Социально – коммуникативное развитие.

    Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    Уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;

    Формировать у детей познавательный интерес к природе; -закрепить знания о круговороте воды в природе;

    Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

    2. Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

    3. Развивающие:

    Развивать речь, мышление, любознательность;

    Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

    Оборудование : Стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой, трубочки для коктейля, акварельная краска, кубик, шарик. Показ иллюстраций на интерактивной доске – водоемы, использование воды, мнемосимволы свойств воды; запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые, кисточки.

    Ход работы .

    Ребята, а давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

    В морях и реках обитает,

    но часто по морю летает,

    А как наскучит ей летать,

    на землю падает опять (вода).

    Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).

    Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (шум воды) Ребенок читает стихотворение «Вы слыхали о воде? ».

    Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

    На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

    Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

    Речевая игра «Вода – это… »

    Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

    Ход игры - Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).

    Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

    А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)

    Как человек использует воду? (показ иллюстраций)

    Воспитатель : Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Вода обладает различными свойствами.

    Опытно-исследовательская деятельность .

    1опыт. У воды нет запаха.

    Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

    Вывод : Правильно, вода не имеет запаха. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет запаха.

    2 опыт. Своего вкуса у воды нет .

    Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

    Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (покушали). Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет вкуса. - В море вода соленая, давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

    Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами). А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.

    3 опыт. Вода – растворитель .

    Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

    Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

    Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.

    4 опыт. Вода прозрачная.

    Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

    Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.

    5 опыт. Какой формы вода?

    На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    Вывод : вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на доску.

    Фокусы с водой:

    1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

    2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

    3. «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. - А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

    Итог занятия . Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?


    Организация: ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359»

    Населенный пункт: г. Москва

    Интеграция образовательных областей :

    • Познавательное развитие
    • Социально – коммуникативное развитие.

    Цель : Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой .

    Задачи:

    1. Образовательные:

    • уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, озёра, осадки, и т.д.)
    • познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать элементарные представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в газообразное.

    2. Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

    3. Развивающие:

    • развивать речь, мышление, любознательность;
    • формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

    Оборудование:

    • Раздаточный материал: фартуки, шапочки, стаканы с водой, стаканы с молоком, кусковой сахар, тарелочки, пластмассовые ложки, кусочки льда (на каждого ребёнка).
    • Демонстрационный материал: мнемосимволы свойств воды, плакат «Состояние воды», музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя», песня «Злая тучка», музыка «Шум ручья», сосуд с грязной водой, воронка, фильтр, прозрачный сосуд, термос, стеклянный бокал, контейнер для льда.

    Ход ООД: Дети и воспитатель стоят на ковре .

    Воспитатель : Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

    Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу (Вода )

    Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

    На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

    Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций).

    А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т.д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.

    Звучит музыка «Вальс воды». Входит Фея Воды.

    Фея Воды . Здравствуйте. Я Фея Воды. Я слышала вы говорили о воде. А вы знаете какими свойствами обладает вода?

    Воспитатель : Ребята, мы с вами проводили недавно опыты, расскажем Фее?

    Ответы детей : Вода течет, это жидкость, вода изменяет форму, прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха. На доске вывешены алгоритмы.

    Фея : Молодцы!

    Воспитатель : Фея, но почему ты грустная?

    Фея Воды : Потому, что я грязная. Я протекаю по рекам и озёрам и в меня попадает много мусора.

    Воспитатель: Ребята хотите помочь Фее? А сможете? Как мы можем очистить воду? Для этого отправимся в лабораторию? Что это такое, расскажите Фее.

    Ответы детей : Это место, где учёные проводят опыты и эксперименты.

    Воспитатель : Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.

    Давайте наденем фартуки и шапочки, эти предметы-помощники помогут нам.

    Проговорим волшебные слова:

    Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись!

    Воспитатель : Вот мы и в лаборатории, проходите и занимайте свои места.

    Ребята, даже в сказочной лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, вспомните какие:

    1.Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.

    2.Брать только нужные материалы.

    3.Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

    4.Не забывать после каждого опыта сделать вывод.

    Опыты проводятся около столов.

    Опыт 1:

    Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)

    Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.

    Опыт 2:

    Воспитатель: Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.

    Вывод: Вода – растворитель жидких веществ. (Показ карточки – схемы)

    Фея Воды : Есть ли у вас опыт, чтоб меня почистить?

    Воспитатель : Да. Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?

    Опыт 3: Очистка воды.

    Воспитатель : Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). Звучит мелодия звучания ручья. Фея сбрасывает грязную бумагу.

    Фея Воды : Спасибо, ребята! Вы видите, я уже веселая, потому что стала чистой, давайте потанцуем.

    Физкультминутка «Злая тучка»

    Стук в дверь.

    Воспитатель: Нам передали подарок, от Снежной Королевы. Что же это? (Льдинки). Каждый берёт по одной льдинке.

    • какой? Твердый. Держим, на ладошке, холодно? Что же происходит? От тепла лед начинает превращаться опять в воду!

    ОПЫТ 4: Для того чтобы лед растаял, нужно тепло Вывод: Вода из твердого состояния может переходить в жидкое и наоборот. (Показ

    Воспитатель: Пройдём и сядем на свои места.

    Опыт 5:

    Воспитатель: Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках термос. Для чего нужен термос? (Для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть термос будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!

    Открываем термос с горячей водой, из термоса выходит пар. Сейчас я поднесу к горлышку термоса стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).

    Вывод: Пар - это вода в газообразном состоянии. (Показ карточки-схемы).

    Фея Воды : Ребята, расскажите, что вы узнали нового? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Посмотрите на наши условные символы и попробуйте рассказать, всё, что вы узнали о воде.

    Ответы : Вода – прозрачная жидкость, не имеет вкуса, цвета, запаха и формы, но может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают. Грязную воду можно профильтровать.

    Фея Воды : Спасибо за помощь. До свидания, ребята.

    Воспитатель : Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.

    Произносим волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя обернись в группе окажись!

    Используемая литература :

    1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
    2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»
    3. Тематические плакаты «Состояние воды»

    Цели и задачи:

    • закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
    • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
    • развивать навыки проведения опытов;
    • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

    Предварительная работа :

    Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

    Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

    Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

    Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

    Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

    Ход занятия:

    Приветствие:

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

    Вводная беседа

    Воспитатель показывает глобус.

    Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

    Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

    А как человек использует воду? (таблица).

    Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

    Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

    Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

    Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

    Загадки:

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.

    Чуть солнце ее припечет,

    Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

    Что за звездочки сквозные

    На пальто и на платке?

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода.)

    Рассыпался горох на 70 дорог,

    Никто его не подберет?

    На царь, ни царица,

    На красная девица. (Град.)

    Серебристой бахромой

    На ветвях висит зимой.

    А весной на весу

    Превращается в росу. (Иней.)

    И в него льется, и из него льется,

    А сам по земле плетется. (Ручей.)

    Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадет.

    И никуда я не иду

    Покуда он идет. (Дождь.)

    Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

    Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

    Он бежит по переулку,

    Барабанит по окошку.

    Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

    Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

    Крыши дождик вымыл тоже.

    Сразу мокрым дождик стал,

    Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

    Проведение опытов

    Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

    Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

    Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

    Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

    Словесная игра «Вода какая…»

    В море вода какая – морская,

    В озере – озёрная,

    В реке – речная,

    В роднике – родниковая,

    В болоте – болотная.

    А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

    А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

    Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

    А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

    А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

    Подвижная игра «Ручеёк».

    Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

    Опыт 1.

    Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

    Опыт 2.

    А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

    Опыт 3.

    Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

    Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

    Игровое упражнение «Волны»

    А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер (водная гладь спокойная).

    Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

    Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

    Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

    Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг?

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели.

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

    Игра «Капля к капле – будет озеро».

    Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

    Подведение итогов.

    Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

    Почему нельзя прожить без воды?

    Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

    Список используемой литературы:

    1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

    2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

    Татьяна Галактионова
    Конспект занятия по экологии «Опыты с водой» (в старшей группе)

    Цель : Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

    Задачи :

    Развивать умение делать выводы, умозаключения

    Развивать речь, мышление, любознательность

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

    Воспитывать экологическую культуру ;

    ;Воспитывать аккуратность при работе.

    Оборудование :

    Кубик, шар, банки разных размеров, два стакана, молоко, любая картинка, краски, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, подсолнечное масло, мятные капли, воронка, носовой платок, вата

    Методы и приемы :

    Организационный момент

    Художественное слово

    Уточнения, опросы, игровые приемы

    Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

    Опыты и эксперименты , как метод повышения познавательной активности.

    Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования .

    Ход занятия

    1-ая часть : Вводная

    Здравствуйте ребята. Сегодня нас ждёт очень интересная работа. А для начала отгадайте загадку.

    Если руки наши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать,

    Без чего, мы скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли -

    Жить нельзя нам без.

    (Воды)

    Воспитатель : Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей) . А хотите больше узнать о воде? (ответы детей) . Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.

    2-ая часть : Опыты

    Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей) . А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой . Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Вывод : вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой , а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой . Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод : через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

    Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети попробуйте воду и скажите свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод : своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

    3-ая часть Физкультминутка : «Как приятно в речке плавать!»

    Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

    Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

    Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд.)

    Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх.)

    Чтобы плыть ещё скорей,

    Надо нам грести быстрей.

    Мы работаем руками.

    Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

    А теперь пора нам, братцы,

    На песочке поваляться.

    Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

    И на травке отдыхаем.

    А теперь, ребята, давайте вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод : не все вещества могут растворяться в воде. А теперь, давайте понюхаем воду и определим, есть ли у нее запах? (Ответы детей)

    Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее : цвет, вкус, запах.

    Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем : воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру

    «Вода – это…»

    Ход игры : Ребята, а как вы думаете, какую роль играет вода в жизни животных, растений и людей?

    Приведем пример : «Для растений вода – это…» (варианты ответов)

    Подведение итогов : Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие ?

    Публикации по теме:

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Ставим опыты с водой» МБДОУ детский сад №24 «Капитан» Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: "Ставим опыты с водой". Подготовила и провела:.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

    Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о воде. Скажите, для чего нам нужна вода? Дети: Умываться, мыть руки. Чистить зубы, купаться.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Опыты с водой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (опыты с водой). В подготовительной группе. Цель: -учить детей проводить опыты с водой,.

    Конспект занятия «Знакомство с Физическими свойствами окружающего мира» - опыты с водой, вторая младшая группа Конспект занятия. «ЗНАКОМСТВО С ФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА». Опыты с водой. (2 младшая группа). Подготовила воспитатель.