Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Окислительно-восстановительные реакции
  • Окислительно-восстановительные реакции
  • Полинейропатия: что это за болезнь и как ее лечить
  • Морфология простейших, особенности классификации Морфологические особенности простейших
  • Семинома яичка – скрытая опасность Классическая семинома с признаками лимфа сосудистой инвазии
  • Куперит – большие мужские проблемы из-за маленькой железы
  • Конспект занятия «фгос доу: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя. Нетрадиционные формы работы с детьми Нетрадиционные формы занятий старшая группа

    Конспект занятия «фгос доу: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя. Нетрадиционные формы работы с детьми Нетрадиционные формы занятий старшая группа

    Фетисова Наталья Анатольевна

    Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

    ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

    Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

    Занятие - это:

    Основная форма организации познавательной активности ребенка;

    Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

    Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

    Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

    Следует выделить основные признаки занятия :

    Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

    По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

    Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

    Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

    Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

    Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

    Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

    В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

    Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

    Уровни проведения занятия:

    1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

    2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

    3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

    4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

    Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

    Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

    Умение прогнозировать свою деятельность;

    Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

    Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

    Логика мышления;

    Гибкость мысли;

    Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

    Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

    Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

    Традиционные занятия и их классификациям

    Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

    Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

    Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

    Информационные;

    Практикумы;

    Итоговые;

    Познавательные рассказы;

    Экскурсии;

    - по музыкальной деятельности:

    Доминантные;

    Тематические;

    - в программе «Из детства - в отрочество»:

    Аналитические;

    Творческие;

    Теоретические и т. д.

    Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

    Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

    Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

    Виды нетрадиционных занятий.

    Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

    Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

    Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

    Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

    Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

    Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

    Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

    Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

    Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

    Занятия-путешествия.

    Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

    Занятия-фантазии.

    Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

    Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

    Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

    Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

    Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

    Требования к занятию

    1. Использование новейших достижений науки и практики.

    2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

    3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

    4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

    5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

    6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

    7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

    8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

    9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

    10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

    11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

    12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

    Методы повышения познавательной активности

    (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

    Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

    Сравнение.

    Метод моделирования и конструирования.

    Метод вопросов.

    Метод повторения.

    Решение логических задач.

    Экспериментирование и опыты.

    Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

    Игровые и воображаемые ситуации.

    Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

    Игры-драматизации.

    Сюрпризные моменты.

    Элементы творчества и новизны.

    Юмор и шутка (учебные комиксы).

    Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

    Эмоциональная насыщенность окружения.

    Мотивирование детской деятельности.

    Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

    Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

    Игровые приемы.

    Юмор и шутка.

    Экспериментирование.

    Проблемные ситуации и задачи.

    Неясные знания (догадки).

    Предположения (гипотезы).

    Комплексные и интегрированные занятия.

    «Словарь иностранных слов»:

    комплекс -

    интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

    «Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

    комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

    интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

    «Советский энциклопедический словарь»:

    комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

    интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

    Сущность понятия нетрадиционного обучения у детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений

    Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

    С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными занятиями, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса детей к учебному процессу.

    Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

    Взгляды педагогов на нестандартные занятия расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации ДОУ, а другие наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором незаинтересованных, не желающих и не умеющих серьезно трудиться дошкольников.

    Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения.

    Развитие ребенка на занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

    Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти быстро или медленно.

    Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации занятия.

    Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями старших дошкольников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

    При проведении открытых занятий данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

    Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

    Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход занятия, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта педагога.

    Признаки нетрадиционного занятия:

    • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
    • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
    • Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.
    • Эмоционального подъема учащихся через оформление помещения, доски, музыки, использование видео.
    • Организация и выполнение творческих заданий.
    • Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.
    • Обязательное планирование занятия заранее.
    • Четко определять 3-и дидактические задачи.
    • Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

    Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям дошкольников:

    в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

    г) традиционные (делай как я)

    д) использовать нетрадиционные уроки.

    Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных занятий:

    1.Занятия «погружения»

    2. Занятия- соревнования

    3. Занятия типа КВН

    4.Театрализованные занятия

    5. Занятия с групповыми формами работы

    6. Занятия творчества

    7. Занятия - конкурсы

    8. Занятия - обобщения

    9. Занятия - фантазии

    10. Занятия - игры

    11. Занятия - концерты

    12. Занятия - диалоги

    13. Занятия «Следствие ведут знатоки»

    14. Интегрированные занятия

    15. Занятия - экскурсии

    16. Занятия – игры «Поле чудес».

    Педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

    Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышающих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.

    Многие творчески работающие педагоги стали использовать необычные разновидности занятия, новые построения занятий, в корне отличающиеся от так называемых стандартных уроков классического образца.

    К таким занятиям нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных дошкольников, характера и способностей детей, получивших конкретное задание, последовательность операций.

    Приведу конкретные примеры. Например, Урок- экскурсия.

    В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Воспитанники должны уметь провести экскурсию, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

    Учителя, сознавая стимулирующую силу, стремятся развивать у дошкольников познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

    Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.. Во время выполнения совместных заданий дошкольники учатся сотрудничать между собой.

    Классифицируют занятия-экскурсии по двум признакам: по объему содержания (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

    Видеоурок

    Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности воспитанников, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ребёнок становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, дошкольникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

    Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на детей дошкольного возраста способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

    Практика показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного занятия.

    Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря дошкольников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что дошкольники получают удовлетворение от такого вида работы.

    Занятие – концерт

    Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятий является занятие – концерт. Эта форма занятия расширяет и развивает у дошкольников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

    Интегрированное занятие

    В современных условиях обучения в ДОУ все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор воспитанников, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания детей дошкольного возраста по смежным учебным предметам.

    Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

    Художественная литература играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения дошкольников к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

    Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса дошкольников.

    Уроки- соревнования

    Цель занятия - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается занятие с одного такого сообщения (делает член жюри); затем - разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить); далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается занятие подведением итогов и объявлением команды победительницы.

    Значение нетрадиционных занятий в формировании личности дошкольников

    Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом детей дошкольного возраста в целом требований основной дошкольной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка дошкольников и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности, и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

    Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

    Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки дошкольника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности дошкольников отводится так называемым нетрадиционным формам занятий. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей занятий и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы занятия помогают в формировании базовых понятий в формировании элементарных математических представлений, адаптировать материал к возрастным особенностям дошкольников, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня ДОУ должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных.. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления педагога, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач.

    Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании дошкольников как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности дошкольников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. ФЭМП имеет большое многообразие и очень трудно поддается систематизации, однако его все же можно сгруппировать по следующим позициям: занятие – игра, занятие - учебная дискусия, занятие - исследование.

    В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих дошкольников на нетрадиционных занятиях (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации воспитанников.

    Это достигается за счет совместной, творческой работы воспитателей и детей дошкольного возраста в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Педагог становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала дошкольников. Нетрадиционные формы занятий дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм занятия (субъект – субъектная позиция в системе педагог - ребенок, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности дошкольников.

    Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия -игры, занятия-экскурсии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия дошкольников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

    На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы дошкольников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

    При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

    По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе обучения интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.

    Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе .

    Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

    Значимость обучения детей дошкольного возраста понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем обучения дошкольников позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

    Назовем некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

    совместное изучение особенностей и способностей детей;

    выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого дошкольника;

    составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.);

    знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к детям дошкольного возраста, согласование этих требований;

    изучение заказа родителей на образовательные услуги в ДОУ, введение специальных кружков, секций;

    совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

    Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному занятию. Результаты представляются детьми и родителями на одном из итоговых мероприятий при изучении соответствующей темы.

    По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на занятии, организацию выставок результатов семейного творчества.

    Педагог может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с привлечением родителей, которые также могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов детям, подбор жизненно важных вопросов для детей по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

    В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

    Подготовка методических материалов к занятию;

    Выступление на занятии родителей специалистов по изучаемой проблеме;

    Организация родителями экскурсий на предприятие и т.д.

    Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

    В практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения дошкольников, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в обучении; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура занятия, но в любом случае педагог продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на занятии.

    Необходимо стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной деятельности детей. В этой связи целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными письмами родителей и детей.

    Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами ДОУ. В то же время их реальное участие обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий педагога по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

    Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает педагогам в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании планов, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.


    Нетрадиционные формы занятий

    В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

    Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

    Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

    Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

    Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

    Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

    Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

    Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

    Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

    Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

    Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

    В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

    В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

    В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

    Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

    В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

    Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

    При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

    Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

    Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

    В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

    4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

    5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

    6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

    7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

    Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.

    В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

    В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

    Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

    Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

    С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

    С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.

    Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

    Длительность занятия - 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

    Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

    Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

    Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

    Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

    В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

    Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

    В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

    Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

    Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

    Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.

    Так каким же должен быть современное занятие? Как сделать его лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

    Наиболее устойчивой и широко распространенной в дошкольной практике оказалась воспитательная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является НОД "Музыка".

    Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий (15-30 минут), твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.

    Занятие как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже более трехсот лет.

    Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка. Конструируя современный урок, занятие, не следует упускать из виду того, что наш воспитанник - это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрознен ном виде, образной форме.

    В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

    Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

    Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

    Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

    Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что урок-занятие представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает педагогам решать педагогические проблемы.

    Однако занятие, в его обычном понимании, не является единственной формой организации образовательной работы в ДОУ.

    В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.

    В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

    На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

    В настоящее время термин "нетрадиционный" получил довольно широкое распространение. Это "нетрадиционная медицина", "нетрадиционные подходы в экономике", "нетрадиционные политические взгляды" и др. Особое место в этом перечне мы отводим "нетрадиционным формам" организации учебного процесса.

    В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный - это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут со ответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычное занятие, а необычность такого урока проявляется в форме построения и ведения НОД "Музыка", которая основана на творческом воображении ребят и фантазии музыкального руководителя.

    Для многих педагогов рамки нашего традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда педагог стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого ребенка, опираясь на непроизвольное внимание, а самих воспитанников активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-экскурсии.

    Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на занятии. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок. (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).

    Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

    Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

    Особое место в учебном процессе занимают Образовательная область "Музыка". Занятие - основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок занятия, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.

    Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на занятиях музыке: - интегрированные занятия: музыка - развитие речи, музыка - изо, музыка - труд, музыка - ритмика; а также: занятие - путешествие, занятие - экскурсия, КВН, занятие - игра, занятие - сказка, занятие - концерт.

    Занятие- КВН - также используется на занятиях музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь все как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри - это родители. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие занятия доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие занятия просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными. нетрадиционный урок музыка

    Занятие - концерт. Разновидность обобщающего занятия в конце года. Цель его наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры детей, достигнутый в течение учебного года.

    Концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в зале ДОУ; при этом возможно связь с другими группами. Строить концерт можно следующим образом. Вначале педагог рассказывает родителям, воспитателям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово музыкального руководителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если педагог сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении дошкольников к занятиям музыкой в течение года. Затем педагог приглашает в зал детей, которые входят в зал под музыку.

    На концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные дошкольниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, или на ДМИ, музыка, включающая музыкально - ритмические движения.

    Завершается концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для концерта в целом. "Пусть дошкольники уйдут с удовлетворенные как с праздника музыки!"- подчеркивается в программе.

    Не менее интересными могут быть урок- сказка, урок-путешествие, урок- экскурсия и др. нетрадиционные формы.

    Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

    Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

    Фетисова Наталья Анатольевна

    Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

    ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

    Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

    Занятие - это:

    Основная форма организации познавательной активности ребенка;

    Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

    Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

    Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

    Следует выделить основные признаки занятия :

    Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

    По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

    Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

    Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

    Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

    Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

    Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

    В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

    Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

    Уровни проведения занятия:

    1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

    2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

    3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

    4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

    Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

    Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

    Умение прогнозировать свою деятельность;

    Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

    Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

    Логика мышления;

    Гибкость мысли;

    Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

    Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

    Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

    Традиционные занятия и их классификациям

    Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

    Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

    Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

    Информационные;

    Практикумы;

    Итоговые;

    Познавательные рассказы;

    Экскурсии;

    - по музыкальной деятельности:

    Доминантные;

    Тематические;

    - в программе «Из детства - в отрочество»:

    Аналитические;

    Творческие;

    Теоретические и т. д.

    Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

    Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

    Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

    Виды нетрадиционных занятий.

    Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

    Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

    Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

    Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

    Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

    Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

    Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

    Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

    Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

    Занятия-путешествия.

    Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

    Занятия-фантазии.

    Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

    Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

    Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

    Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

    Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

    Требования к занятию

    1. Использование новейших достижений науки и практики.

    2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

    3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

    4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

    5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

    6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

    7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

    8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

    9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

    10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

    11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

    12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

    Методы повышения познавательной активности

    (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

    Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

    Сравнение.

    Метод моделирования и конструирования.

    Метод вопросов.

    Метод повторения.

    Решение логических задач.

    Экспериментирование и опыты.

    Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

    Игровые и воображаемые ситуации.

    Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

    Игры-драматизации.

    Сюрпризные моменты.

    Элементы творчества и новизны.

    Юмор и шутка (учебные комиксы).

    Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

    Эмоциональная насыщенность окружения.

    Мотивирование детской деятельности.

    Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

    Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

    Игровые приемы.

    Юмор и шутка.

    Экспериментирование.

    Проблемные ситуации и задачи.

    Неясные знания (догадки).

    Предположения (гипотезы).

    Комплексные и интегрированные занятия.

    «Словарь иностранных слов»:

    комплекс -

    интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

    «Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

    комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

    интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

    «Советский энциклопедический словарь»:

    комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

    интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?