Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Какие произведения написал антоша чехонте
  • Николай Побережник - Мы выжили!
  • ВведениеРеализуй свой уникальный потенциал
  • Чудачества знаменитых литераторов Интересные факты из жизни знаменитых писателей
  • Семнадцать мгновений весны
  • Грамматические ошибки в русском языке: примеры
  • Главный смысл сказки спящая красавица. Эзотерический смысл сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. Чему учит сказка о спящей царевне

    Главный смысл сказки спящая красавица. Эзотерический смысл сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. Чему учит сказка о спящей царевне

    Я вновь приветствую любителей сказок. Сегодня предлагаю поразмышлять еще об одной из сказок А.С.Пушкина.

    Падение из Эдема

    В Ветхом Завете описано падение человечества, в лице Адама и Евы, из Эдема – духовного мира, где наши прапредки были в тонкоматериальном состоянии, в физический мир, мир твердых форм. Очень хорошо это преображение можно отследить по трем состояниям воды: газообразное — пар, жидкое — вода и твердое – снег, лед.

    Мы уже знаем, что человек состоит из Духа, Души и Тела. Материя всех составляющих человека тел одна: Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что в ней, из Себя. Почему же все такое разное? Да все дело в частотных состояниях: молекулы льда – жесткая молекулярно – кристаллическая решетка (соответствует нашему физическому миру), пригрело солнышко – связь между молекулами льда ослабевает, молекулы становятся более подвижными – вода (соответствует миру нашей души – тонкоматериальному), при более сильном нагреве молекулы еще отдаляются друг от друга – пар (мир духа). И получается, что материя наших «кожаных одежд» отличается от того состояния, в котором находился Адам в Эдеме, лишь частотой. А частота состояния материи зависит от чистоты наших эмоций и помыслов, от искренности чувств, идущих из сердца. Наигранность не меняет состояния материи: «быть или казаться» — «да – да, нет – нет, все остальное от лукавого» (Новый Завет).

    «Царь с царицею простился,

    В путь – дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна»

    Царь – Дух, царица – материя земли. В кожаных одеждах мы перестали слышать голос Духа в себе. Он как бы уехал далеко.

    ..« Только видит: вьется вьюга,

    Снег валится на поля, Вся белешенька земля».

    Холодно, холодно на земле без Отцовской любви. Выпав из Эдема, мы оказались в холодном застывшем мире.

    Рождение Спасителя

    « Вот в сочельник в самый, в ночь

    Бог дает царице дочь».

    Сочельник. Ночь перед Рождеством. Родился Спаситель. Принес в мир Любовь.

    …«Издалеча наконец

    Воротился царь – отец.

    На него она взглянула,

    Тяжелехонько вздохнула

    «Восхищенья не снесла

    И к обедне умерла».

    Материя физического мира, времен Ветхого Завета, оплодотворенная Духом, взрастила в себе Божье зерно и родила Любовь. Родила своего младенца и ушла: зерно в земле как бы погибает, давая жизнь новому ростку. Это закон жертвы: если семя в земле не погибнет, то не взойдет новое растение. Ветхозаветное время – время освоения нашего физического тела: «кожаных одежд». Человек адаптировался к жизни в физическом мире. Оно закончилось рождением в мир Спасителя. Главная заповедь, которую Он принес в мир – Да Любите друг друга!

    Злая мачеха – плевелы в нашей душе

    Любовь была еще малым ребенком, медленно прорастала в душах людских, а Царю нужна была опора на земле.

    …«Год прошел, как сон пустой

    Царь женился на другой».

    Наступило время освоения нашего астрального тела, то есть развития эмоций. В силу вступает астральное Эго человека.

    …«Правду молвить молодица

    Уж и впрямь была царица:

    Высока, стройна, бела

    И умом и всем взяла!

    Но зато горда, ломлива,

    Своенравна и ревнива».

    Душа человеческая состоит из двух составляющих: астральной и ментальной. Астральная часть души в свою очередь тоже состоит из двух составляющих: чувств и эмоций. Чувственная часть души – это наши чувства с неотработанными животными программами то есть тварная часть природы человека – инстинкты. Инстинкты проявляются через наше подсознание. Порой очень неожиданно из нас выходит наружу какая-то эмоция, которую сознательно мы не могли допустить. Низкий уровень сознания определяется властью над нами животных страстей. В таком состоянии мы находимся в зеркальном мире по отношению к небесам: в зеркальном отражении мы хороши, сами собой любуемся, превозносимся, гордимся. Сильное Эго, проповедающее свое превосходство над другими, закрывает человека от мудрости Божией: каждый кичится своей правдой, своей силой, своей красотой, своим богатством и т. д.

    …«Ей в приданое дано

    Было зеркальце одно,

    Свойство зеркальце имело:

    Говорить оно умело».

    Самую большую радость царице приносило самолюбование. В нашем сознании, как в зеркале водоема, отражается все в перевернутом изображении. Самость отгораживает нас от мира. По сути это раковая клетка, которая все стягивает на себя, ни с кем не хочет делиться. Если она не изменится или ее насильно не удалят из организма, человек может погибнуть.

    Зло человека от юности его

    Переход из 4 большого Эона в пятый, ознаменовался Ноевым потопом. После чего: « И сказал Господь в сердце Своем: не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Бытие гл.8, ст. 21) Генетики в 21 веке изучили геном человека и обнаружили, что он содержит в себе всю биологическую цепочку от простейших организмов до птиц и животных (Все шесть дней Творения). И только небольшое количество генов (венец творения) выделяет человека из мира животных. Человечество нарабатывало это понимание долго: через боли и страдания, переходя от одного социального строя к другому, более прогрессивному, всегда держа в глубинах памяти ту любовь, которую дал нам Отец Небесный при нашем творении.

    …«Но царевна молодая,

    Тихомолком расцветая,

    …Поднялась и расцвела,

    …И жених сыскался ей,

    Королевич Елисей.»

    «Елисей – объединяющий дух и материю, создающий триединство на Земле для мысленного восхождения в жизни после рождения, соединяя прошлое, настоящее,и будущее духоматериальностью бытия». Такое определение имени Елисей я нашла в Ведах. Имя это слявянское. Из чего можно сделать вывод, что Александр Сергеевич описал в сказке события, которые происходят и будут происходить на нашей славянской земле, в России матушке. А королевич Елисей, по всей вероятности, это Господь наш Иисус Христос: сыскался, то есть Россия приняла веру христианскую.

    Главная заповедь, которую принес Сын Божий на землю – да любите друг друга. И любовь медленно прорастает в наших сердцах.

    Сват – Дух Святой, а приданое — семь Рас (или Эонов) человечества и те, кто уверовав, спасутся — «сто сорок теремов». В настоящее время завершается переход из 5 большого временного периода в 6. Если в длительность 4 Эона человечество осваивало свои «кожаные одежды» — жизнь в физическом мире, в 5 Эоне мы развили свои чувства и постарались преобразовать их из состояния животных инстинктов до уровня высших человеческих эмоций. В наступающем 6 Эоне, как сообщают нам эзотерики, человечеству предстоит развить Разум, то есть научиться самостоятельно мыслить.

    Сейчас на земле уже есть люди, умеющие мыслить свободно. Для них вся планета дом родной. После того как в нашем сознании высокие чувства соединятся с развитым разумом, мы сможем вернуться в Эдем, где продолжим обучение уже в иных, светлых мирах, чтобы стать со-творцами Отцу нашему Небесному.

    Где живет Любовь

    В сказке это отражено так:

    злая мачеха возревновала и от зависти к молодой и красивой, решилась ее извести. Велела служанке отвести царевну молодую « в глушь лесную». К сожалению плевелы (низость) в нашей душе частенько берут над любовью власть

    Есть такая восточная притча:

    «Однажды боги решили создать Вселенную. Они создали моря, горы, цветы и облака. Затем они создали людей. В конце они создали Истину (Нет Бога кроме Бога, а Бог есть Любовь).

    И тогда возникла проблема: где они должны спрятать Истину так, чтобы люди не сразу ее нашли. Они хотели продлить время ее поиска.

    «Давайте спрячем Истину на вершине самой высокой горы. Конечно, будет трудно найти ее там», — сказал один из богов.

    «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», — сказал другой.

    «Давайте спрячем ее в самой глубокой и темной пропасти».

    «Давайте спрячем ее на обратной стороне Луны».

    В конце концов самый мудрый и древний бог сказал: «Мы спрячем Истину в самом сердце людей. Тогда они будут искать ее во всей Вселенной, не сознавая, что она находится в них самих».

    Задача человека — подчинить свои животные страсти – злую мачеху, Любви, которая есть любимое дитя Отца, незаметно прорастающее в наших душах, с каждым следующим поколением набирая силу.

    Крещение Руси

    …« Но невеста молодая,

    До зари в лесу блуждая,

    Между тем все шла да шла

    И на терем набрела».

    …«И царевна очутилась

    В светлой горнице; кругом

    Лавки, крытые ковром,

    Под святыми стол дубовый»

    …Видит девица, что тут

    Люди добрые живут.

    …«И царевна к ним сошла,

    Честь хозяям отдала».

    …«В пояс низко поклонилась;

    Закрасневшись извинилась,

    Что-де в гости к ним зашла,

    Хоть звана и не была».

    Люди русские прониклись верой Христовой. В России до христианства было язычество. Люди были добрые, сильные, красивые, но проповедовали многобожие, принимая за богов духов стихий.

    «Вмиг по речи те спознали

    Что царевну принимали».

    «Отвели они девицу

    Вверх во светлую светлицу».

    Поверил русский народ Живому Богу, высокое место определили христовой вере. Русь крестилась.

    …«А хозяюшкой она

    В терему меж тем одна

    Приберет и приготовит,

    Им она не прикословит,

    Не перечат ей они».

    Христианство в отличие от язычества проповедует принцип единобожия. Братья – 7 Эонов планетарных.

    «Братья милую девицу полюбили». Предложили ей выбрать среди них себе жениха. Она им открылась, что уже помолвлена и ее жених – королевич Елисей. Душа должна соединиться только с Духом.

    Зависть, злость

    Злая царица – приземленная темная часть нашей души, опять красуется, уверенная что единственная.

    …«Ей зеркальце в ответ:

    Ты прекрасна, спору нет:

    Но живет без всякой славы,

    Средь зеленые дубравы,

    У семи богатырей

    Та, что все ж тебя милей».

    Уязвленное самолюбие жаждет погубить соперницу.

    …«И к царевне наливное,

    Молодое, золотое

    Прямо яблочко летит».

    « В руки яблочко взяла

    К алым губкам поднесла…

    …«Закатилися глаза,

    И она под образа

    Головой на лавку пала

    И тиха, недвижна стала».

    Братья хотели похоронить ее, но передумали:

    «Так тиха, свежа лежала,

    Что лишь только не дышала».

    Ждали три дня, но она не восстала ото сна. По апокалипсису И. Богослова Любовь «уснет» на три с половиной года.

    …« И в полунощную пору

    Гроб ее к шести столбам

    На цепях чугунных там

    Осторожно привинтили».

    Человечество от момента грехопадения (разделение Материи и Духа) до момента возврата к Отцу Небесному должно пройти 7 больших Эонов, 7 больших временных отрезков жизни, в каждое время познавая свой урок. 7 Эонов, 7 братьев родных под защитой которых возрастает, расцветает Любовь в нашей Душе.

    В шестую Расу Любовь войдет уснувшая (гроб на шести столбах). В тяжелые времена любовь в наших душах как бы засыпает.

    «Жизнь – Путь Души. А тело?

    А тело – механизм, что нам подскажет промахи умело.

    Причинна боль Души.

    Как следствие – боль тела.

    И Души мы свои крушим,

    Врачуя тело неумело.

    Заглушим боль Души иль уберем симптом.

    Тем боль Души оставим на потом.

    Как часто всем нам невдомек, что Душу надо врачевать. А тело?

    Оно свою сыграло роль уж тем, что заболело.

    И кто же понял сей урок?

    Болит Душа — причина.

    Страдает тело – следствие.

    И следствие убрав,

    Не устранив причину,

    Мы обрекаем Душу на кручину.

    Гнев, жадность, зависть, злость –

    Причина боли. От них гастриты и параличи,

    Ведь так уж в мире повелось.

    Но ты не тело – Душу полечи,

    Чтоб плакать не пришлось». (А.Моторина «Так любящий становится любимым»)

    Встреча Души с Богом

    …«За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».

    Ветер буйный подсказал королевичу где его невеста.

    …« В той норе, во тьме печальной,

    Гроб качается хрустальный

    На цепях между столбов

    Не видать ничьих следов

    Вкруг того пустого места,

    В том гробу твоя невеста».

    …«И о гроб невесты милой

    Он ударился всей силой.

    Гроб разбился.Дева вдруг ожила.

    …В руки он ее берет

    И на свет из тьмы несет».

    Господь пробудит Любовь, спящую в душах людей,

    …«И трубит уже молва:

    Дочка царская жива».

    …«Злая мачеха, вскочив,

    Об пол зеркальце разбив,

    В двери прямо побежала,

    И царевну повстречала.

    Тут ее тоска взяла и царица умерла».

    Победа Света и Любви

    «Сильны проростки зла.

    И часто доброе нещадно забивают.

    И коль агрессия тебя одолевает –

    Плохи твои дела». (А. Моторина)

    «Боролись свет и тьма внутри меня.

    И не всегда я побеждала.

    Но силу Веры, свет Огня

    В Душе, как факел, я держала». (стихи А Моториной)

    …»Лишь царицу похоронили,

    Свадьбу тотчас учинили,

    И с невестою своей

    Обвенчался Елисей;

    И никто с начала мира

    Не видал такого пира»!

    Вот так взрастают наши души. Каждый человек за свою короткую жизнь на земле может пройти этот путь вовзврата к себе любящему, а может и не пройти. От нашего желания зависит

    «Не боли, Душа, не боли!

    Ведь Сердце с мыслью заодно.

    Пламенем негаснущей Любви

    Счастье вечное предрешено». (А.Моторина)

    Да, сказка не простая. Александр Сергеевич пророк и он заложил в нее очень глубокий смысл. Я лишь попыталась понять. Не утверждаю, что именно это он и хотел сказать. А какое ваше видение смысла этой сказки?

    Существует две трактовки морали этой волшебной истории – бытовая и сакральная:

    Бытовая: сказка учит ребенка послушанию, покорности и помощи близким людям. Однако это поучение очень поэтично – детей учат премудростям жизни не родители, не посторонние люди, а силы природы. Они же вступаются за них, когда те оказываются в опасности.

    Сакральная: эта история – воплощение некого ритуала посвящения, которому подвергается унесенный проклятыми птицами брат. А Гуси-Лебеди – это так называемые психофоры, то есть проводники души в мир мертвых.

    Сказка «Гуси-Лебеди» простым языком объяснит малышу, как нужно осознавать свои ошибки и брать на себя ответственные решения. Сестрица забыла наказ родителей, заигралась – в результате ее беспечности Гуси-Лебеди похитили братца. Ей пришлось отправиться в долгий и крайне опасный путь полный тяжких испытаний. Сначала девочка поступает безответственно и заносчиво – отказывает печке, а затем и яблоне, и речке. Но потом она осознает, как плохо поступила, исправляется, проходит все испытания и спасает брата. Сказка «Гуси-Лебеди» для ребенка полезна тем, что дает осознать социальную ответственность старших перед младшими. Сказку особенно полезно слушать, если в семье не один ребенок, а двое или больше.

    Урок № 24.

    Тема . А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль. Нравственность.

    Цели урока: 1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл сказки. 3. Развить речь и воображение учащихся.

    Методические приемы: групповая работа, беседа, анализ эпизодов, составление мини-сочинений, работа над словом...

    Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», портрет А.С.Пушкина. Распечатки на столах для каждой группы.

    Ход урока.

    І. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Все уроки начинаются с поэтической пятиминутки. 2 ученика прочитали наизусть стихотворения.

    2 ученика отвечали на 5 вопросов. Вопросы задают учащиеся.(Примерные вопросы:

    Назовите баснописцев

    Виды сказок

    Что такое оксюморон?

    Жанры устного народного творчества?)

    III. Изучение нового материала.

    1.Одну из сказок А. Пушкин закончил строчками: "Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок"... Как вы понимаете эти строчки? (Ответы учащихся: "Каждая сказка чему-то учит, мы должны внимательно читать, чтобы извлечь урок, мораль...")

    Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

    Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

    2 . Работа в группах.

    Первое задание : докажите, что это произведение - сказка. (30 секунд для подготовки ответа). Каждая группа отвечает. (Есть зачин, волшебные предметы, повторы, борьба добра и зла. Добро побеждает зло. Концовка...)

    Второе задание : на какие группы можно разделить героев? (30 секунд для подготовки ответа).

    (на злые и добрые, помощники царевны и царицы...)

    Третье задание : Какие пословицы могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие - к царевне? Обоснуйте ответ.

    По одной пословице - каждой группе.

    1. При солнышке тепло, а при матери добро.

    2. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернеет.

    3. На языке мед, а на сердце лед.

    4. Не все то золото, что блестит.

    Четвертое задание : Кто и к кому обращается со словами?

    По одному высказыванию - каждой группе.

    1. "Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?

    Не губи меня, девица!

    А как буду я царица,

    Я пожалую тебя".

    2. "Что за диво!

    Все так чисто и красиво.

    Кто-то терем прибирал.

    Да хозяев поджидал"

    3. "Ох ты, дитятко девица!

    Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел,"

    4. "Не видал я девы красной,

    На стороже я стою

    Только в очередь мою" (Месяц к королевичу Елисею)

    Пятое задание : восстановите полный текст. (30 секунд)

    "Позвала к себе........(Чернавку)

    И наказывает ей,

    ......(Сенной) девушке своей,

    Весть царевну......(в глушь) лесную

    И, связав ее, живую

    .....(Под сосной) оставить там

    На съедение......(волкам)"

    Шестое задание : у каждой группы свой вопрос. (1минута - на подготовку)

    1группа - Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует?

    2группа - Ш. Руставели сказал: "Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет". Согласны ли вы с этим утверждением?

    3 группа - А.С. Пушкин воспевает красоту, которая заключается во внутренней душевной красоте. Как вы это понимаете? Докажите на примере героев сказки.

    4 группа - Красивым можно назвать какого человека?

    Выступления представителей из групп.

    Вывод: учитель читает предложения, учащиеся вставляют свои предложения, слова...

    Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчеркивает, что....

    (красота души важнее всего). Изображая кривляние царицы, ее гнев, злобу, зависть, Пушкин показывает... (как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишен красоты внутренней). Доброта доверчива и наивна, она нуждается...(в защите); зло коварно, подло и жестоко, но... (изначально обречено).

    Чтение учащимися домашнего задания: "На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи".

    (Мальчики хотели бы походить на королевича Елисея, а девочки - на царевну молодую)

    IV. Подведение итогов урока.

    V. Домашнее задание.

    Подготовить инсценировку любимых эпизодов.

    нравственное воспитание школа сказка

    Русские народные сказки очень разнообразны. Каждая русская народная сказка выделяется особым содержанием, стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные. Это и объясняет наполненность сказок различными нравственными ценностями, тем чему учит сказка, что пытается донести.

    В современном понимании слово «сказка» начало свое существование только в XVII веке, до этого была «байка» или «басень», что означает «баять» - рассказывать. Отсюда складывается и духовно-нравственный смысл сказки - донести до младших школьников значимость нравственных установок.

    В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников - щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.

    Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью, а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места.

    Иван - древнееврейское имя (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение.

    Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества - лишь от недоумия. Такими людьми в христианстве считались юродивые - умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут сознательно творить зло.

    Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Царевич - сын царя. Царь - помазанник божий (христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается «благородным» (благородное происхождение - из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.

    Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…».

    В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

    Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

    До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник - добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить. Даже Баба-Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..»

    Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил...». Герой отправляется в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя - обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

    Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» - то есть пир для всех живущих.

    Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки - колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти - в церквях.

    Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой - тело срослось, взбрызнул в другой - царевна ожила и сделалась краше прежней».

    Важным элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

    Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. Три - это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа «7» характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3 - божественного совершенства и 4 - мирового порядка. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Семь бед - один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

    Филологическое толкование сказки «Морозко»:

    Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное - это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

    В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мне кажется, что мачеха - один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному, как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

    Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

    Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

    Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

    Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и «незлобливостью». Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

    Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку - живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко она отвечает Морозке и из-за этого погибает.

    Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром в народе имеют силу слова: «Не в силе Бог, а в правде».

    Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки.

    Филологическое толкование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»:

    Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А.С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание, соучастие, содействие.

    Это богатырская сказка героического содержания на тему мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится: «Жили они - не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с «чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья. Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Образ Ивана - это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего. Способность участия в беде другого, когда и самому - то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий - и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих, стань на путь исправления - и Господь простит грехи твои.

    Филологическое толкование сказки «Гуси-лебеди»

    Сказка «Гуси-лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного - и наказал ее Господь: «Налетели гуси - лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и сливочки не едятся…» - Господь послал ей испытания. Осталась она одна - одинешенька. Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы-Яги.

    Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой - мышка помогла ей в трудную минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко - заслонила яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка - спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька - речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы-Яги и братца спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси-лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

    Все это филологическое обоснование обличает те нравственные ценности, идеалы, ориентиры, которые должны появиться в жизни ребенка. Обоснование открывает возможность изменения и замещения взглядов на жизнь, их корректирования в соответствии с общепризнанными нормами.

    Выводы по первой главе

    В современном обществе наряду с основными общеучебными целями и задачами, становятся задачи духовно-нравственного воспитания. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс становления личности. Задача современного учителя не только дать школьнику новые знания, но и обучить его самостоятельному формированию духовно-нравственных представлений, путем избирательности при выборе источника духовно-нравственных ценностей. Зачастую детям очень тяжело воспринимать и разграничивать те или иные ценности, наставления, они не способны проектировать межличностные отношения, взгляды на жизнь.

    Духовно-нравственное воспитание имеет главенствующую роль в воспитании младшего школьника, так как на сегодняшний день появляется реальная угроза изменения духовно-нравственных ценностей. Это находит отражение как в воспитании, так и в обычной жизни ребёнка. Дети становятся более ожесточенными, теряются такие нравственные качества, как сострадание, смирение, доброта, честность, трудолюбие. Поэтому сейчас младший школьник как никогда раньше нуждается в источнике правильных моральных норм и духовно-нравственных ценностей.

    «Русские народные сказки утверждают человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» (Аникин, 1977, с. 5). Из русских народных сказок младший школьник узнает, что счастье не мыслиться без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Русская народная сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.

    Идея русских народных сказок тесно связана с основной целью образования, что говорит о том, что материал русских народных сказок способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала. «Мысль о привязанности человека к родному краю передается сказочником с заметным волнением. Родина - тот милый предел, к которому всеми помыслами и чувствами стремиться герой сказок. Какие бы удачи и счастье не сулила бы жизнь в далеких краях, люди в сказках, как и в жизни, не мыслят своего существования без родины» (Аникин, 1984, с. 25). «Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу. Верная и глубокая по существу,эта мысль способна жить столетиями почти без изменений, так, как она вынесена из массового опыта» (Аникин, 1984, с.12).

    Человек не рождается личностью, а становиться ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой реализации ФГОС: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории».

    Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и недостатки духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому на ступени начального общего образования стоит нелегкая задача - воспитать высокодуховного, нравственного гражданина РФ, от жизненной позиции и духовно-нравственных ценностей которого будет зависеть будущее нашей страны.

    1. 1. Духовно-нравственный смысл сказок А. С. Пушкина Автор: Крючкова Анастасия Геннадьевна МОУ лицей №57, 9 «Б» Руководитель: Русецкая Надежда Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, МОУ лицей №57.
    2. Введение
      • Цель исследов..." target="_blank"> 2. Содержание
        • Введение
        • Цель исследования
        • «Сказка о мёртвой царевне…»
        • «Сказка о попе…»
        • «Сказка о золотом петушке»
        Конец
        • «Сказка о рыбаке и рыбке»
        • «Сказка о царе Салтане…»
        • Заключение
        • Использованная литература
      • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с трад..." target="_blank"> 3. Введение
        • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с традициями фольклорной сказки и и духовным опытом народа был поставлен сразу после выхода сказок в свет. Как писал И. А. Ильин, Пушкин «творил из глубины национального духовного опыта, а не заимствовал и не подражал». Актуальность проблемы связи сказок Пушкина с русской фольклорной сказкой как выразительнице духовно-нравственного опыта народа является бесспорной. А. С. Пушкин глубоко чувствовал свой народ, его душу, его историю, он был живым сосредоточием русского духа, его проблем. Созерцая русскую простонародную жизнь, поэт ничего не идеализировал и не преувеличивал. Это он приравнял Россию к деревне. Современный исследователь творчества А. С. Пушкина В. С. Непомнящий считает, что сказки Пушкина – тайна, так как «они ошеломляют сочетанием бесшабашного, азартного простодушия, классической строгости и глубокой, почти скорбной серьёзности».
        Содержание
      • Выявление связи сказок А. С. Пушк..." target="_blank"> 4. Цель исследования
        • Выявление связи сказок А. С. Пушкина с духовно-нравственным опытом русского народа, с традициями русской сказки и «Домостроя»
        Содержание
      • 5. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова, от крестьян подмосковного Захарова. Но настоящий талант у своей няни он открыл во время ссылки в селе Михайловском. Именно там мир устной поэзии наполнил Пушкина очень богатыми впечатлениями, и самым ярким среди них была сказка. Содержание
      • 6. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
      • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, кре..." target="_blank"> 7.
        • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, крестьянской жены. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала». Царевна очень скромна и благовоспитана. Всё это соответствует крестьянскому этикету, понятиям о приличиях. Хорошая невеста должна была уметь прясть, вышивать, испечь хлеб и стряпать. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое отношение к труду.
      • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренив..." target="_blank"> 8.
        • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся представление, что труд благославлён Богом. В Домострое можно найти такой наказ: «В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку… любое дело начать и рукодельничать… перекрестясь и молвить: «Господи, благослови, Отче!» - с тем и начать всяке дело, тогда ему ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на пользу.
      • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой ц..." target="_blank"> 9.
        • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда, ломлива». Царица свою очень хорошую внешность противопоставляет не только красоте своей соперницы. Своей красотой она хочет исчерпать прекрасное содержание всего мира, свести это содержание к своей персоне, утвердить себя в качестве непререкаемой нормы прекрасного «всего на свете».
      • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избе..." target="_blank"> 10.
        • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избегать тщеславия, гордости и неправдою нажитого имущества». Царевна подлинно прекрасна потому, что она не подчиняет себе природу, а послушно подчиняется ей, через её поступки, движения, облик, красоту «говорит» как бы сама природа. Во всём поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, милая обрядовая церемонность.
      • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточны..." target="_blank"> 11.
        • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточный крестьянский дом: просторное подворье с весёлым сытым псом, высокое крыльцо, дверь с железным кольцом, светлая горница, иконы, дубовый стол. Кругом лавки, крытые ковром, наверху полати для сна, русская печь с лежанкой изразцовой. Кроме горницы, изба имеет светлицу – верхнюю неотапливаемую комнату, где в тёплое время года жили девушки-невесты, готовили себе приданое.
        Содержание
      • 12. Сказка о попе и работнике его Балде
      • В сказке были объединены два типа героев русской са..." target="_blank"> 13.
        • В сказке были объединены два типа героев русской сатирической сказки: дурак и шут. Балда – простодушен, чистосердечен, он полностью подчиняется прихотям своего хозяина, служа «славно, усердно, исправно». Всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово, нарушить его он считает нечестным: «Моё слово – золото», «Не давши слово крепись, а давши – держись». Это соответствует наказу Домостроя: «Всякое дело править без волокиты и особенно оплате не обижать работника».
      • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую..." target="_blank"> 14.
        • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую сам опрометчиво дёшево оценил. Рифма «поп – лоб» предвещает читателю, как поп будет наказан:
        Бедный поп Подставил лоб: С первого щелчка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелчка Лишился поп языка, А с третьего щелчка Вышибло ум у старика, А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Содержание
      • 15. Сказка о золотом петушке
      • Зачин в данной сказке, благодаря введению только од..." target="_blank"> 16.
        • Зачин в данной сказке, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется особым смыслом и интонацией:
        • Негде, в тридевятом царстве,
        • В тридесятом государстве,
        • Жил-был славный царь Дадон.
        • Слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек». Дадон – имя царя-тирана, которого Пушкин сравнивает с Наполеоном
      • 17. Дадон поставлен на закате жизни. Он испытывает только трусость и злобу: Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении. Увидев мёртвых сыновей Дадон по ритуалу воет, но страстьк шамаханской царице сильнее всего.
      • 18. К царю должна прийти расплата за содеянное зло: «А кто многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство… Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же проклянут, а блаженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение». Содержание
      • 19. Сказка о рыбаке и рыбке
      • В данной сказке «свой дом» становится не только пок..." target="_blank"> 20.
        • В данной сказке «свой дом» становится не только показателем социального статуса, но и проявлением страсти к богатству. Землянка – общая со стариком собственность, и только здесь присутствует домашняя обстановка. Сказка Пушкина задаёт проблему: нравственно ли благополучие старухи. И что лучше: быть «чёрной крестьянкой» или «столбовой дворянкой»?
      • Развитие действия в данной сказке связано с чудесно..." target="_blank"> 21.
        • Развитие действия в данной сказке связано с чудесной рыбкой. Для обозначения волшебства используется эпитет «золотой». К ней с просьбой обращается старик, которому она не может отказать, а одаривается старуха. Символический образ поставлен в сложную нравственную ситуацию – отсюда это изображение нарастающего гнева через картины меняющегося моря.
        • Пушкин также рисует психологический контраст доброго и кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи. На протяжении сказки у старика, как и у рыбки, неуклонно нарастает возмущение, переходящее в гнев. Но старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и вести себя со своей женой как холоп («Не садился не в свои сани!»).
        Содержание
      • 23. Сказка о царе Салтане
      • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характе..." target="_blank"> 24.
        • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характере этого героя – доброта и преданность. Обращаясь к гостям –корабельщикам с одним и тем же вопросом, он надеется услышать весть о жене. А найдя её на острове, он испытывает большой душевное потрясение.
        • Царь глядит – и узнаёт…
        • В нём взыграло ретивое.
        • «Что я вижу? Что такое?
        • Как?» - и дух в нём занялся,
        • Царь слезами залился…
      • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь..." target="_blank"> 25.
        • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь жениться, просит у матери благословления его брак. В основе взаимоотношений между поколениями в крестьянской среде лежало уважение к старикам в общине. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших» - писали из Тульской губернии в 19 в.
      • Сказки Пушкина – это и своего рода азбук..." target="_blank"> 26. Заключение
        • Сказки Пушкина – это и своего рода азбука национального характера, где уже содержатся коренные вопросы нравственной жизни; и – музыкальное произведение, поистине симфония русской души: по-медвежьи неуклюжий, на насыщенный четким ритмом скомороший речитатив «Сказки о попе…», скерцозное, порой почти плясовое рондо «Салтана», заунывный и протяжный напев «Сказки о рыбаке и рыбке», акварельное адажио «Сказки о мёртвой царевне…», сверкающий сарказмом грозный финал «Сказки о золотом петушке». Это целый мир. Здесь своя земля, на которой живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, повелители и холуи, да ещё целый животный мир – зайцы, волки, собаки серые утки.
        • Здесь и морская стихия тоже своя и тоже заселённая – то чертями, а то богатырями, и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде: то безликое и пассивное поле деятельности человека, то синий простор, несущий на себе весёлые кораблики, то мугучая и высокая сила.
        • Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц. Солнце вежливое и ласковое, Месяц – доброжелательный и учтивый, но, пожалуй, педантичный и холодоватый.
        • Здесь, наконец, своя вселенная: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт…». Наивное, грандиозное мироздание, похожее на Книгу Бытия («была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой»). А в центре сферического мира, как на иконе, - мать и дитя.
      • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русск..." target="_blank"> 28.
        • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русском развитии глубоко знаменательно. Для всех русских он живое уяснение, во всей художественной полноте, что такое дух русский, куда стремятся все его силы и какой именно идеал русского человека». Сказки Пушкина помогают понять его творчество как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России.
        Содержание
      • Азадовский М. К. Пушкин..." target="_blank"> 29. Использованная литература
        • Азадовский М. К. Пушкин и фольклор; Источники сказок Пушкина. – Л., 1986;
        • Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1995.
        • Коровина В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе. – М., 1994;
        • Леонова Т. Г. Фольклорно-литературный синтез в поэтических сказках А. С. ПушкинаРусская литературная сказка XIX века в её отношении к народной сказке. – Томск, 1999.
        • Лупанова И. П. Сказочник Александр Пушкин//Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины 19 века. – Петрозаводск, 1988.
        Содержание