Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Окислительно-восстановительные реакции
  • Окислительно-восстановительные реакции
  • Полинейропатия: что это за болезнь и как ее лечить
  • Морфология простейших, особенности классификации Морфологические особенности простейших
  • Семинома яичка – скрытая опасность Классическая семинома с признаками лимфа сосудистой инвазии
  • Куперит – большие мужские проблемы из-за маленькой железы
  • Окислительно восстановительные реакции 9 химия. Окислительно-восстановительные реакции. Урок: Окислительно-восстановительные реакции

    Окислительно восстановительные реакции 9 химия. Окислительно-восстановительные реакции. Урок: Окислительно-восстановительные реакции

    Тема урока «Окислительно- восстановительные реакции».

    Цели:

    Обучающие: п ознакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов- с окислительно-восстановительными реакциями(ОВР). Сформировать понятие об окислительно - восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель». Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления , научить учащихся расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

    Развивающие: п родолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций. Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира. Продолжить развитие логического мышления, умений анализировать и сравнивать. Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете. Развивать умение наблюдать, делать выводы.

    Воспитательные: с пособствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу. Формировать научное мировоззрение учащихся, совершенствовать трудовые навыки.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

    Форма урока: урок - дискуссия с элементами проблемного обучения.

    Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, частично - поисковый.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Путешествие в прошлое:

    Учитель: В III веке до н.э. на острове Родос был построен памятник в виде огромной статуи Гелиоса (у греков Бог Солнца).Грандиозный замысел и совершенство исполнения Колосса Родосского – одного из чудес света- поражали всех, кто его видел.(показ колосса на слайде).Мы не знаем точно, как выглядела статуя, но известно, что она была сделана из бронзы и достигла в высоту около 33 м. Статуя была создана скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее.Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен. Ученые считают причиной недолговечности этого чуда стала коррозия металла, а основе процесса коррозии лежат окислительно- восстановительные реакции. Запишите в тетради тему урока: «Окислительно - восстановительные реакции».

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с окислительно - восстановительными реакциями и выясним, в чём отличие обменных реакций от окислительно - восстановительных реакций. Научимся определять в реакциях окислитель и восстановитель. Научимся составлять схемы процессов отдачи и принятия электронов.

      Актуализация знаний.

    Для начала, давайте вспомним, что такое степень окисления и как определяется степень окисления в простых и сложных веществах.

    Степень окисления- это условный заряд атома в соединении. Степень окисления совпадает с валентностью, но в отличие от валентности степень окисления бывает отрицательной.

    Правила определения степеней окисления:

    1. У свободных атомов и у простых веществ степень окисления равна 0:

    Na, H 2 , N 2 , S, Al, F 2 .

    2. Металлы во всех соединениях имеют положительную степень окисления (ее максимальное значение равно номеру группы):

    а) у металлов главной подгруппы I группы +1;

    б) у металлов главной подгруппы II группы +2;

    в) у алюминия +3.

    3. В соединениях кислород имеет степень окисления -2

    (исключение O +2 F 2 и пероксиды: H 2 O 2 -1 ; K 2 O 2 -1 ).

    4. В соединениях с неметаллами у водорода степень окисления +1, а с металлами -1.

    5. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.

    H +1 Cl -1 H 2 +1 S -2 H 2 +1 S +6 O 4 -2

    1 - 1 = 0 (2 · 1) - 2 = 0 (1 · 2) + 6 - (2 · 4) = 0

      Изучение новой темы.

    В 8 классе вы познакомились с реакциями соединения, разложения, замещения и обмена. В основу этой классификации химических реакций положены число и состав исходных и образующихся веществ. Рассмотрим химические реакции с точки зрения окисления (отдачи электронов) и восстановления (присоединения электронов) атомов элементов. Над знаками химических элементов проставим их степени окисления.

    Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях?

    В первом уравнении степени окисления элементов не изменились, а во втором изменились – у меди и железа.

    Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным.

    Реакции, в результате которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ и продуктов реакции, называют окислительно-восстановительными реакциями ( ).

    В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов называется окисление .

    H 2 0 - 2ē 2H + 2Br - - 2ē Br 2 0 S -2 - 2ē S 0

    Процесс присоединения электронов называется восстановление :

    Mn +4 + 2ē Mn +2 S 0 + 2ē S -2 Cr +6 +3ē Cr +3

    Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями , а которые отдают электроны - восстановителями .

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

    Существуют два метода составления окислительно - восстановительных реакций - метод электронного баланса и метод полуреакций. Здесь мы рассмотрим .
    В этом методе сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в продуктах реакции, при этом руководствуемся правилом: число электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов, присоединённых окислителем.
    Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и продуктов реакции. Рассмотрим этот метод на примере.

    Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса:

      Составить схему реакции.

    Al + HCl AlCl 3 + H 2

      Определить степени окисления элементов в реагентах и продуктах реакции.

    Al 0 + H +1 Cl -1 → Al +3 Cl 3 -1 + H 2 0

      Определить, является реакция окислительно-восстановительной или она протекает без изменения степеней окисления элементов.

    Эта реакция является ОВР

      Подчеркнуть элементы, степени, окисления которых изменяются.

    Al 0 + H +1 Cl -1 Al +3 Cl 3 -1 + H 2 0

      Определить, какой элемент окисляется, (его степень окисления повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисления понижается), в процессе реакции.

    Al 0 Al +3 окисляется

    H +1 H 2 0 восстанавливается

      В левой части схемы обозначить с помощью стрелок процесс окисления (смещение электронов от атома элемента) и процесс восстановления (смещение электронов к атому элемента)

    Al 0 – 3 ē → Al +3 процесс окисление

    2 H +1 + 2 ē → H 2 0 процесс восстановление

      Определить восстановитель и окислитель.

    Al 0 – 3 ē → Al +3 восстановитель

    2 H +1 + 2 ē → H 2 0 окислитель

      Сбалансировать число электронов между окислителем и восстановителем.

      Al 0 – 3 → Al +3

      2H +1 + 2 ē → H 2 0

      Определить коэффициенты для окислителя и восстановителя, продуктов окисления и восстановления.

      Al 0 – 3 → Al +3

      х 2

      2H +1 + 2 ē → H 2 0

      х 3

      Расставить коэффициенты перед формулами окислителя и восстановителя.

    2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2

      Проверить уравнение реакции.

    Посчитаем количество атомов справа и слева, если их будет равное количество – уравнение мы уравняли.

      Закрепление.

    1. Определите степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений: H 2 S , O 2 , NH 3 , HNO 3 , Fe , K 2 Cr 2 O 7

    2. Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах: H 2 S SO 2 SO 3

    3. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель); запишите реакции в полном и ионном виде:

    А) Zn + HCl = H 2 + ZnCl 2

    Б) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu

    4. Даны схемы уравнений реакций :
    С uS + HNO 3 ( разбавленная ) = Cu(NO 3 ) 2 + S + NO + H 2 O

    K + H 2 O = KOH + H 2
    Расставьте коэффициенты в реакциях используя метод электронного баланса.

    Укажите вещество - окислитель и вещество - восстановитель.

      Домашнее задание: п 1, упр.1, 6 стр 7.


    Реакции, в ходе которых элементы, входящие в состав реагирующих веществ, изменяют степень окисления, называются окислительно – восстановительными (ОВР).

    Степень окисления. Для характеристики состояния элементов в соединениях введено понятие степени окисления. Степень окисления (с.о.) – это условный заряд, который приписывается атому в предположении, что все связи в молекуле или ионе предельно поляризованы. Степень окисления элемента в составе молекулы вещества или иона определяется как число электронов, смещенных от атома данного элемента (положительная степень окисления) или к атому данного элемента (отрицательная степень окисления). Для вычисления степени окисления элемента в соединении следует исходить из следующих положений (правил):

    1. Степень окисления элементов в простых веществах, в металлах в элементном состоянии, в соединениях с неполярными связями равны нулю. Примерами таких соединений являютсяN 2 0 , Н 2 0 , Сl 2 0 ,I 2 0 , Мg 0 ,Fe 0 и т.д.

    2. В сложных веществах отрицательную степень окисления имеют элементы с большей электроотрицательностью.

    Поскольку при образовании химической связи электроны смещаются к атомам более электроотрицательных элементов, то последние имеют в соединениях отрицательную степень окисления.

    О -2 ClО -2 Н + Элемент ЭО

    В некоторых случаях степень окисления элемента численно совпадает с валентностью (В) элемента в данном соединении, как, например, в НClО 4 .

    Приведенные ниже примеры показывают, что степень окисления и валентность элемента могут численно различаться:

    N ≡ N В (N)=3; с.о.(N)=0

    Н + C -2 О -2 Н +

    ЭО (C) = 2,5 В(С) = 4 с.о.(С) = -2

    ЭО (О) = 3,5 В(О) = 2 с.о.(О) = -2

    ЭО (Н) = 2,1 В(Н) = 1 с.о.(Н) = +1

    3. Различают высшую, низшую и промежуточные степени окисления.

    Высшая степень окисления – это ее наибольшее положительное значение. Высшая степень окисления, как правило, равна номеру группы (N) периодической системы, в которой элемент находится. Например, для элементов III периода она равна: Na +2 , Mg +2 , AI +3 , Si +4 , P +5 , S +6 , CI +7 . Исключение составляют фтор, кислород, гелий, неон, аргон, а также элементы подгруппы кобальта и никеля: их высшая степень окисления выражается числом, значение которого ниже, чем номер группы, к которой они относятся. У элементов подгруппы меди, наоборот, высшая степень окисления больше единицы, хотя они и относятся к I группе.

    Низшая степень окисления определяется количеством электронов, не достающих до устойчивого состояния атома ns 2 nр 6 . Низшая степень окисления для неметаллов равна (N-8), где N – номер группы периодической системы, в которой элемент находится. Например, для неметаллов III периода она равна: Si -4 , P -3 , S -2 ,CI ˉ. Низшая степень окисления для металлов – это наименьшее ее положительное значение из возможных. Например, марганец имеет следующие степени окисления: Mn +2 , Mn +4 , Mn +6 , Mn +7 ; с.о.=+2 – это низшая степень окисления для марганца.

    Все остальные встречающиеся степени окисления элемента называют промежуточными. Например, для серы степень окисления, равная +4, является промежуточной.

    4. Ряд элементов проявляют в сложных соединениях постоянную степень окисления:

    а) щелочные металлы – (+1);

    б) металлы второй группы обеих подгрупп (за исключением Нg) – (+2); ртуть может проявлять степени окисления (+1) и (+2);

    в) металлы третьей группы, главной подгруппы – (+3), за исключением Tl, который может проявлять степени окисления (+1) и (+3);

    д) H + , кроме гидридов металлов (NaH, CaH 2 и т.д.), где его степень окисления равна (-1);

    е) О -2 , за исключением пероксидов элементов (Н 2 О 2 , СаО 2 и т.д.), где степень окисления кислорода равна (-1), надпероксидов элементов

    (КО 2 , NaO 2 и т.д.), в которых его степень окисления равна – ½, фторида

    кислорода ОF 2 .

    5. Большинство элементов могут проявлять разную степень окисления в соединениях. При определении их степени окисления пользуются правилом, согласно которому сумма степеней окисления элементов в электронейтральных молекулах равна нулю, а в сложных ионах – заряду этих ионов.

    В качестве примера вычислим степень окисления фосфора в ортофосфорной кислоте Н 3 РО 4 . Сумма всех степеней окисления в соединении должна быть равна нулю, поэтому обозначим степень окисления фосфора через Х и, умножив известные степени окисления водорода (+1) и кислорода (-2) на число их атомов в соединении, составим уравнение: (+1)*3+Х+(-2)*4 = 0, из которого Х = +5.

    Вычислим степень окисления хрома в дихромат – ионе (Cr 2 О 7) 2- .

    Сумма всех степеней окисления в сложном ионе должна быть равна (-2), поэтому обозначим степень окисления хрома через Х, составим уравнение 2Х +(-2)*7 = -2, из которого Х = +6.

    Понятие степени окисления для большинства соединений имеет условный характер, т.к. не отражает реальный эффективный заряд атома. В простых ионных соединениях степень окисления входящих в них элементов равна электрическому заряду, поскольку при образовании этих соединений происходит практически полный переход электронов от одного

    1 -1 +2 -1 +3 -1

    атома к другому: NaI ,MgCI 2 , AIF 3 . Для соединения с полярной ковалентной связью фактический эффективный заряд меньше степени окисления, однако это понятие весьма широко используется в химии.

    Основные положения теории ОВР:

    1. Окислением называют процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. Частицы, отдающие электроны, называют восстановителями; во время реакции они окисляются, образуя продукт окисления. При этом элементы, участвующие в окислении, повышают свою степень окисления. Например:

    AI – 3e -  AI 3+

    H 2 – 2e -  2H +

    Fe 2+ - e -  Fe 3+

    2. Восстановлением называют процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Частицы, присоединяющие электроны, называютокислителями; во время реакции они восстанавливаются, образуя продукт восстановления. При этом элементы, участвующие в восстановлении, понижают свою степень окисления. Например:

    S + 2e -  S 2-

    CI 2 + 2e -  2 CI ˉ

    Fe 3+ + e -  Fe 2+

    3.Вещества, содержащие частицы восстановители или окислители, соответственно называют восстановителями или окислителями. Например, FeCI 2 является восстановителем за счет Fe 2+ , а FeCI 3 - окислителем за счет Fe 3+ .

    4. Окисление всегда сопровождается восстановлением и, наоборот, восстановление всегда связано с окислением. Таким образом ОВР представляют собой единство двух противоположенных процессов – окисления и восстановления

    5. Число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем.

    Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. На последнем правиле базируются два метода составления уравнений для ОВР:

    1. Метод электронного баланса.

    Здесь подсчет числа присоединяемых и теряемых электронов производится на основании значений степеней окисления элементов до и после реакции. Обратимся к простейшему примеру:

    Na 0 + Cl  Na + Cl

    2Na 0 – eˉ  Na + - окисление

    1 Cl 2 + 2eˉ  2 Cl - восстановление

    2 Na + Cl 2 = 2Na + + 2Cl

    2 Na + Cl 2 = 2NaCl

    Данный метод используют в том случае, если реакция протекает не в растворе (в газовой фазе, реакции термического разложения и т.д.).

    2. Метод ионно-электронный (метод полуреакций).

    Данный метод учитывает среду раствора, дает представление о характере частиц реально существующих и взаимодействующих в растворах. Остановимся на нем более подробно.

    Алгоритм подбора коэффициентов ионно-электронным методом:

    1. Составить молекулярную схему реакции с указанием исходных веществ и продуктов реакции.

    2. Составить полную ионно-молекулярную схему реакции, записывая слабые электролиты, малорастворимые, нерастворимые и газообразные вещества в молекулярном виде, а сильные электролиты – в ионном.

    3. Исключив из ионно-молекулярной схемы ионы, не изменяющиеся в результате реакции (без учета их количества), переписать схему в кратком ионно-молекулярном виде.

    4. Отметить элементы, изменяющие в результате реакции степень окисления; найти окислитель, восстановитель, продукты восстановления, окисления.

    5. Составить схемы полуреакций окисления и восстановления, для этого:

    а) указать восстановитель и продукт окисления, окислитель и продукт восстановления;

    б) уравнять число атомов каждого элемента в левой и правой частях полуреакций (выполнить баланс по элементам) в последовательности: элемент, изменяющий степень окисления, кислород, другие элементы; при этом следует помнить, что в водных растворах в реакциях могут участвовать молекулы Н 2 О, ионы Н + или ОН – в зависимости от характера среды:

    в) уравнять суммарное число зарядов в обеих частях полуреакций; для этого прибавить или отнять в левой части полуреакций необходимое число электронов (баланс по зарядам).

    6. Найти наименьшее общее кратное (НОК) для числа отданных и полученных электронов.

    7. Найти основные коэффициенты при каждой полуреакции. Для этого полученное в п.6 число (НОК) разделить на число электронов, фигурирующих в данной полуреакции.

    8. Умножить полуреакции на полученные основные коэффициенты, сложить их между собой: левую часть с левой, правую – с правой (получить ионно-молекулярное уравнение реакции). При необходимости “привести подобные” ионы с учетом взаимодействия между ионами водорода и гидроксид-ионами: H + +OH ˉ= H 2 O.

    9. Расставить коэффициенты в молекулярном уравнении реакции.

    10. Провести проверку по частицам, не участвующим в ОВР, исключенным из полной ионно-молекулярной схемы (п.3). При необходимости коэффициенты для них находят подбором.

    11. Провести окончательную проверку по кислороду.

    1. Кислая среда.

    Молекулярная схема реакции:

    KMnO 4 + NaNO 2 + H 2 SO 4  MnSO 4 + NaNO 3 + H 2 O + K 2 SO 4

    Полная ионно-молекулярная схема реакции:

    K + +MnO+ Na + +NO+2H + + SO Mn 2+ + SO+ Na + + NO+ H 2 O + 2K + +SO.

    Краткая ионно-молекулярная схема реакции:

    MnO+NO+2H +  Mn 2+ + NO+ H 2 O

    ок-ль в-ль продукт в-ния продукт ок-ия

    В ходе реакции степень окисления Mn понижается от +7 до +2 (марганец восстанавливается), следовательно, MnО– окислитель;Mn 2+ - продукт восстановления. Степень окисления азота повышается от +3 до +5 (азот окисляется), следовательно, NO– восстановитель, NO – продукт окисления.

    Уравнения полуреакций:

    2MnO + 8 H + + 5e - Mn 2+ + 4 H 2 O - процесс восстановления

    10 +7 +(-5) = +2

    5 NO + H 2 O – 2e - NO + 2 H + - процесс окисления

    2MnO+ 16H + + 5NO+ 5H 2 O = 2Mn 2+ +8H 2 O + 5NO + 1OH + (полное ионно-молекулярное уравнение).

    В суммарном уравнении исключаем число одинаковых частиц, находящихся как в левой, так и в правой частях равенства (приводим подобные). В данном случае это ионы Н + и Н 2 О.

    Краткое ионно-молекулярное уравнение будет иметь вид

    2MnO + 6H + + 5NO  2Mn 2+ + 3H 2 O + 5NO.

    В молекулярной форме уравнение имеет вид

    2KMnO 4 + 5 NaNO 2 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 +5NaNO 3 + 3H 2 O + K 2 SO 4 .

    Проверим баланс по частицам, которые не участвовали в ОВР:

    K + (2 = 2), Na + (5 = 5), SO(3 = 3). Баланс по кислороду: 30 = 30.

    2. Нейтральная среда.

    Молекулярная схема реакции:

    KMnO 4 + NaNO 2 + H 2 O  MnO 2 + NaNO 3 + KOH

    Ионно-молекулярная схема реакции:

    K + + MnO+ Na + + NO+ H 2 O  MnO 2 + Na + + NO+ K + + OH

    Краткая ионно-молекулярная схема:

    MnO+ NO+ H 2 O  MnO 2 + NO+ OH -

    ок-ль в-ль продукт в-ния продукт ок-ия

    Уравнения полуреакций:

    2MnO+ 2H 2 O+ 3eˉ MnO 2 +4OH-процесс восстановления

    6 -1 +(-3) = -4

    3 NO+H 2 O– 2eˉ NO+ 2H + - процесс окисления

    В данном разделе собраны задачи по теме . Приведены примеры задач на составление уравнений реакций, нахождение окислительно-восстановительного потенциал, и константы равновесия ОВР и другие.

    Задача 1. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выберите такие вещества из предложенного перечня: NH 3 , CO, SO 2 , K 2 MnO 4 , Сl 2 , HNO 2 . Составьте уравнение электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

    HNO 3 + H 2 S = H 2 SO 4 + NO + H 2 O.

    Решение.

    Простые вещества, атомы которых не могут отдать электрон, а могут только присоединить его в реакциях являются только . Из простых веществ только окислителем может быть фтор F 2 , атомы которого имеют наивысшую электроотрицательность . В сложных соединениях – если атом, входящий в состав этого соединения (и меняющий степень окисления) находится в своей наивысшей степени окисления, то данное соединение будет обладать только окислительными свойствами .

    Из предложенного списка соединений, нет веществ, которые обладали бы только окислительными свойствами, т.к. все они находятся в промежуточной степени окисления.

    Наиболее сильный окислитель из них – Cl 2 , но в реакциях с более электроотрицательными атомами будет проявлять восстановительные свойства.

    N -3 H 3 , C +2 O, S +4 O 2 , K 2 Mn +6 O 4 , Сl 0 2 , HN +3 O 2

    HNO 3 + H 2 S = H 2 SO 4 + NO + H 2 O.

    Составим электронные уравнения :

    N +5 +3e — = N +2 | 8 окислитель

    S -2 — 8e — = S +6 | 3 восстановитель

    Сложим два уравнения

    8N +5 +3S -2 — = 8N +2 + 3S +6

    Подставим коэффициенты в молекулярное уравнение :

    8HNO 3 +3H 2 S = 3H 2 SO 4 + 8NO + 4H 2 O.

    Задача 2. Почему азотистая кислота может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства? Составьте уравнения реакций HNO 2: а) с бромной водой; б) с HI; в) с KMnO 4 . Какую функцию выполняет азотистая кислота в этих реакциях?

    Решение.

    HN +3 O 2 — Степень окисления азота в азотистой кислоте равна +3 (промежуточная степень окисления). Азот в этой степени окисления может как принимать, так и отдавать электроны, т.е. может являться как окислителем, так восстановителем.

    а) HNO 2 + Br 2 + H 2 O = 2HBr + HNO 3

    N +3 – 2 e = N +5 | 1 восстановитель

    Br 2 0 + 2 e = 2Br — | 1 окислитель

    N +3 + Br 2 = N +5 + 2Br —

    б) HNO 2 + 2HI = I 2 + 2NO + 2H 2 O

    N +3 + e = N +2 | 1 окислитель

    2I — — 2 e = I 2 | 1 восстановитель

    N +3 + 2I — = N +2 + I 2

    в) 5HNO 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 5HNO 3 + K 2 SO 4 + 3H 2 O

    N +3 – 2 e = N +5 | 5 восстановитель

    Mn +7 + 5 e = Mn +2 | 2 окислитель

    5N +3 + 2Mn +7 = 5N +5 + 2Mn +2

    Задача 3. Определите степени окисления всех компонентов, входящих в состав следующих соединений: HСl, Cl 2 , HClO 2 , HClO 3 , Cl 2 O 7 . Какие из веществ являются только окислителями, только восстановителями, и окислителями и восстановителями? Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

    КСlO 3 → КС1 + КСlO 4 .

    Укажите окислитель и восстановитель.

    Решение.

    Хлор может проявлять степени окисления от -1 до +7 .

    высшей степени окисления , могут быть только окислителями , т.е. могут только принимать электроны.

    Соединения, содержащие хлор в его низшей степени окисления , могут быть только восстановителями , т.е. могут только отдавать электроны.

    Соединения, содержащие хлор в его промежуточной степени окисления , могут быть как восстановителями, так и окислителями , т.е. могут отдавать, так и принимать электроны.

    H +1 Сl -1 , Cl 0 2 , H +1 Cl +3 O 2 -2 , H +1 Cl +5 O 3 -2 , Cl 2 +7 O 7 -2

    Таким образом, в данном ряду

    Только окислитель — Cl 2 O 7

    Только восстановитель – HСl

    Могут быть как окислителем, так и восстановителем — Cl 2 , HClO 2 , HClO 3

    КСlO 3 → КС1 + КСlO 4 .

    Составим электронные уравнения

    Cl +5 +6e — = Cl — | 2 | 1 окислитель

    Cl +5 -2e — = Cl +7 | 6 | 3 восстановитель

    Расставим коэффициенты

    4Cl +5 = Cl — + 3Cl +7

    4КСlO 3 → КС1 + 3КСlO 4 .

    Задача 4. Какие из приведенных реакций являются внутримолекулярными? Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Укажите восстановитель, окислитель.

    а) KNO 3 = KNO 2 + O 2 ;

    б) Mq+ N 2 = Mq 3 N 2 ;

    Решение.

    Решение.

    Решение.

    NO 2 — + H 2 O — 2e — = NO 3 — + 2H + | 5 восстановитель

    Сложим две полуреакции , умножив каждую на соответствующий коэффициент:

    2MnO 4 — + 16H + + 5NO 2 — + 5H 2 O = 2Mn 2+ + 8H 2 O + 5NO 3 — + 10H +

    После сокращения идентичных членов, получаем ионное уравнение :

    2MnO 4 — + 6H + + 5NO 2 — = 2Mn 2+ + 3H 2 O + 5NO 3 —

    Подставим коэффициенты в молекулярное уравнение и уравняем его правую и левую части:

    2KMnO 4 + 5KNO 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5KNO 3 + 3H 2 O

    Задача 7. Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций:

    Zn + HNO 3 = Zn(NO 3) 2 + NH 4 NO 3 + H 2 O

    Zn + H 2 SO 4(конц) = ZnSO 4 + SO 2 + H 2 O

    Решение.

    4Zn + 10HNO 3 = 4Zn(NO 3) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

    Составим электронные уравнения

    Zn 0 – 2 e = Zn 2+ | 8 | 4 | восстановитель

    N +5 + 8 e = N 3- | 2 | 1 | окислитель

    4Zn 0 + N +5 = 4Zn 2+ + N 3-

    Zn + 2H 2 SO 4(конц) = ZnSO 4 + SO 2 + 2H 2 O

    Составим электронные уравнения

    Zn 0 – 2 e = Zn 2+ | 2 | 1 восстановитель

    S +6 + 2 e = S +4 | 2 | 1 окислитель

    Zn 0 + S +6 = Zn 2+ + S +4

    Задача 8. Можно ли в качестве окислителя в кислой среде использовать K 2 Cr 2 O 7 в следующих процессах при стандартных условиях:

    а) 2F — -2e — = F 2 , E 0 = 2,85 В

    б) 2Сl — -2e — = Cl 2 , E 0 = 1,36 В

    в) 2Br — -2e — = Br 2 , E 0 = 1,06 В

    г) 2I — -2e — = I 2 , E 0 = 0,54 В

    Стандартный окислительно-восстановительный потенциал системы

    Cr 2 O 7 2- + 14H + + 6e — = 2Cr 3+ + 7H 2 O равен E 0 =1,33 В

    Решение.

    Для определения возможности протекания ОВР в прямом направлении необходимо найти

    ЭДС = Е 0 ок — Е 0 восст

    Если найденная величина ЭДС > 0 , то данная реакция возможна .

    Итак, определим, можно ли K 2 Cr 2 O 7 использовать в качестве окислителя в следующих гальванических элементах:

    F 2 |F — || Cr 2 O 7 2- |Cr 3+ E = 1,33 – 2,85 = -1,52 В

    Cl 2 |Cl — || Cr 2 O 7 2- |Cr 3+ E = 1,33 – 1,36 = -0,03 В

    Br 2 |Br — || Cr 2 O 7 2- |Cr 3+ E = 1,33 – 1,06 = +0,27 В

    I 2 |I — || Cr 2 O 7 2- |Cr 3+ E = 1,33 – 0,54 = +0,79 В

    Таким образом, в качестве окислителя дихромат калия можно использовать только для процессов:

    2Br — -2e — = Br 2 и 2I — -2e — = I

    Задача 9. Вычислите окислительно-восстановительный потенциал для системы

    MnO 4 — + 8H + +5e — = Mn 2+ + 4H 2 O

    Если С(MnO 4 —)=10 -5 М, С(Mn 2+)=10 -2 М, С(H +)=0,2 М.

    Решение.

    Окислительно-восстановительный потенциал рассчитывают по уравнению Нернста :

    E = + (0,059/ n) lg(C ок / C вос)

    В приведенной системе в окисленной форме находятся MnO 4 — и H + , а в восстановленной форме — Mn 2+ , поэтому:

    E = 1,51 + (0,059/5)lg(10 -5 *0,2/10 -2) = 1,46 В

    Задача 10. Рассчитайте для стандартных условий константу равновесия окислительно-восстановительной реакции:

    2KMnO 4 + 5HBr + 3H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 5HBrO + K 2 SO 4 + 3H 2 O

    Решение.

    Константа равновесия K окислительно-восстановительной реакции связана с окислительно-восстановительными потенциалами соотношением:

    lgK = (E 1 0 -E 2 0)n/0,059

    Определим, какие ионы в данной реакции являются окислителем и восстановителем:

    MnO 4 — + 8H + +5e — = Mn 2+ + 4H 2 O | 2 окислитель

    Br — + H 2 O — 2e — = HBrO + H + | 5 восстановитель

    Общее число электронов , принимающих участие в ОВР n = 10

    E 1 0 (окислителя) = 1,51 В

    E 2 0 (восстановителя) = 1,33 В

    Подставим данные в соотношение для К :

    lgK = (1,51 — 1,33)10/0,059

    K = 3,22*10 30

    Категории ,

    На уроке рассматривается сущность окислительно-восстановительных реакций, их отличие от реакций ионного обмена. Объясняются изменения степеней окисления окислителя и восстановителя. Вводится понятие электронного баланса.

    Тема: Окислительно-восстановительные реакции

    Урок: Окислительно-восстановительные реакции

    Рассмотрим реакцию магния с кислородом. Запишем уравнение этой реакции и расставим значения степеней окисления атомов элементов:

    Как видно, атомы магния и кислорода в составе исходных веществ и продуктов реакции имеют различные значения степеней окисления. Запишем схемы процессов окисления и восстановления, происходящих с атомами магния и кислорода.

    До реакции атомы магния имели степень окисления, равную нулю, после реакции - +2. Таким образом, атом магния потерял 2 электрона:

    Магний отдает электроны и сам при этом окисляется, значит, он является восстановителем.

    До реакции степень окисления кислорода была равна нулю, а после реакции стала -2. Таким образом, атом кислорода присоединил к себе 2 электрона:

    Кислород принимает электроны и сам при этом восстанавливается, значит, он является окислителем.

    Запишем общую схему окисления и восстановления:

    Число отданных электронов равно числу принятых. Электронный баланс соблюдается.

    В окислительно-восстановительных реакциях происходят процессы окисления и восстановления, а значит, меняются степени окисления химических элементов. Это отличительный признак окислительно-восстановительных реакций .

    Окислительно-восстановительными называют реакции, в которых химические элементы изменяют свою степень окисления

    Рассмотрим на конкретных примерах, как отличить окислительно-восстановительную реакцию от прочих реакций.

    1. NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

    Для того чтобы сказать, является ли реакция окислительно-восстановительной, необходимо расставить значения степеней окисления атомов химических элементов.

    1-2+1 +1-1 +1 -1 +1 -2

    1. NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

    Обратите внимание, степени окисления всех химических элементов слева и справа от знака равенства остались неизменными. Значит, эта реакция не является окислительно-восстановительной.

    4 +1 0 +4 -2 +1 -2

    2. СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О

    В результате данной реакции степени окисления углерода и кислорода поменялись. Причем углерод повысил свою степень окисления, а кислород понизил. Запишем схемы окисления и восстановления:

    С -8е =С - процесс окисления

    О +2е = О - процесс восстановления

    Чтобы число отданных электронов было равно числу принятых, т.е. соблюдался электронный баланс , необходимо домножить вторую полуреакцию на коэффициент 4:

    С -8е =С - восстановитель, окисляется

    О +2е = О 4 окислитель, восстанавливается

    Окислитель в ходе реакции принимает электроны, понижая свою степень окисления, он восстанавливается.

    Восстановитель в ходе реакции отдает электроны, повышая свою степень окисления, он окисляется.

    1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. - М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с.67)

    2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§22)

    3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§5)

    4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с.54-55)

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003. (с.70-77)

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) ().

    2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) ().

    3. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

    Домашнее задание

    1. №10.40 - 10.42 из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.

    2. Участие в реакции простых веществ - верный признак окислительно-восстановительной реакции. Объясните почему. Напишите уравнения реакций соединения, замещения и разложения с участием кислорода О 2 .

    Что ответить человеку, которого интересует, как решать окислительно-восстановительные реакции? Они нерешаемы. Впрочем, как и любые другие. Химики вообще не решают ни реакции, ни их уравнения. Для окислительно-восстановительной реакции (ОВР) можно составить уравнение и расставить в нём коэффициенты. Рассмотрим, как это сделать.

    Окислитель и восстановитель

    Окислительно-восстановительной называют такую реакцию, в ходе которой изменяются степени окисления реагирующих веществ. Это происходит потому, что одна из частиц отдаёт свои электроны (её называют восстановителем), а другая – принимает их (окислитель).

    Восстановитель, теряя электроны, окисляется, то есть повышает значение степени окисления. Например, запись: означает, что цинк отдал 2 электрона, то есть окислился. Он восстановитель. Степень окисления его, как видно из приведённого примера, повысилась. – здесь сера принимает электроны, то есть восстанавливается. Она окислитель. Степень окисления ее понизилась.

    У кого-то может возникнуть вопрос, почему при добавлении электронов степень окисления понижается, а при их потере, напротив, повышается? Всё логично. Элеrтрон – частица с зарядом -1, поэтому с математической точки зрения запись следует читать так: 0 – (-1) = +1, где (-1) – и есть электрон. Тогда означает: 0 + (-2) = -2, где (-2) – это и есть те два электрона, которые принял атом серы.

    Теперь рассмотрим реакцию, в которой происходят оба процесса:

    Натрий взаимодействует с серой с образованием сульфида натрия. Атомы натрия окисляются, отдавая по одному электрону, серы – восстанавливаются, присоединяя по два. Однако такое может быть только на бумаге. На самом же деле, окислитель должен присоединить к себе ровно столько электронов, сколько их отдал восстановитель. В природе соблюдается баланс во всем, в том числе и в окислительно-восстановительных процессах. Покажем электронный баланс для данной реакции:

    Общее кратное между количеством отданных и принятых электронов равно 2. Разделив его на число электронов, которые отдает натрий (2:1=1) и сера (2:2=1) получим коэффициенты в данном уравнении. То есть в правой и в левой частях уравнения атомов серы должно быть по одному (величина, которая получилась в результате деления общего кратного на число принятых серой электронов), а атомов натрия – по два. В записанной схеме же слева пока только один атом натрия. Удвоим его, поставив коэффициент 2 перед формулой натрия. В правой части атомов натрия уже содержится 2 (Na2S).

    Мы составили уравнение простейшей окислительно-восстановительной реакции и расставили в нем коэффициенты методом электронного баланса.

    Рассмотрим, как “решать” оислительно-восстановительные реакции посложнее. Например, при взаимодействии концентрированной серной кислоты с тем же натрием образуются сероводород, сульфат натрия и вода. Запишем схему:

    Определим степени окисления атомов всех элементов:

    Изменили ст.о. только натрий и сера. Запишем полуреакции окисления и восстановления:

    Найдём наименьшее общее кратное между 1 (столько электронов отдал натрий) и 8 (количество принятых серой отрицательных зарядов), разделим его на 1, затем на 8. Результаты – это и есть количество атомов Na и S как справа, так и слева.

    Запишем их в уравнение:

    Перед формулой серной кислоты коэффициенты из баланса пока не ставим. Считаем другие металлы, если они есть, затем – кислотные остатки, потом Н, и в самую последнюю очередь проверку делаем по кислороду.

    В данном уравнении атомов натрия справа и слева должно быть по 8. Остатки серной кислоты используются два раза. Из них 4 становятся солеобразователями (входят в состав Na2SO4)и один превращается в H2S,то есть всего должно быть израсходовано 5 атомов серы. Ставим 5 перед формулой серной кислоты.

    Проверяем H: атомов H в левой части 5×2=10, в правой – только 4, значит перед водой ставим коэффициент 4 (перед сероводородом его ставить нельзя, так как из баланса следует, что молекул H2S должно быть по 1 справа и слева. Проверку делаем по кислороду. Слева 20 атомов О, справа их 4×4 из серной кислоты и еще 4 из воды. Все сходится, значит действия выполнены правильно.

    Это один вид действий, которые мог иметь в виду тот, кто спрашивал, как решать окислительно-восстановительные реакции. Если же под этим вопросом подразумевалось “закончите уравнение ОВР” или ” допишите продукты реакции “, то для выполнения такого задания мало уметь составлять электронный баланс. В некоторых случаях нужно знать, каковы продукты окисления/восстановления, как на них влияет кислотность среды и различные факторы, о которых пойдет речь в других статьях.

    Окислительно-восстановительные реакции – видео