Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Каковы причины появления викингов на территории европы
  • Бессмертие человека – это не фантастика!
  • Биография полководца - тамерланда
  • Как молиться, чтобы Бог не только услышал, но и помог
  • Магические заговоры натальи степановой на любовь мужчины
  • Заговоры Натальи Степановой: магия сибирской целительницы
  • Библиотечное образование. Библиотекарь Преимущества профессии библиотекаря

    Библиотечное образование. Библиотекарь Преимущества профессии библиотекаря

    Р оссийское образование переживает очередной этап реформирования. Информационное общество заставляет университеты меняться, становиться более динамичными, современными, отвечающими требованиям рынка труда, обеспечивающими инфраструктуру для образования в течение всей жизни. На Крымской конференции в рамках специальной секции эксперты обсудили настоящее и будущее библиотечного образования.

    ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

    Александр МАЗУРИЦКИЙ, директор Библиотечного института Московского государственного университета культуры и искусств

    Мы находимся в преддверии подготовки образовательного стандарта нового поколения. Наступило время подведения итогов периода вхождения в Болонскую систему. Моё личное отношение к этим итогам – не позитивное, считаю, что основные принципы Болонской системы не реализованы.

    Во-первых, балльно-рейтинговая система оценки знаний, показывающая, насколько студент преуспел на курсе, факультете, в вузе в целом, не введена в полной мере, не является стимулом для студентов и для педагогов. Оценки продолжают ставиться по привычной пятибалльной шкале, а потом преподаватели переводят их в баллы. Чтобы правильно подходить к этой системе оценки, педагог должен иметь много свободного времени. Вторая нереализованная идея – выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Наше высшее образование организовано по принципу среднего, когда студенты учатся потоком, у них нет возможности напрямую общаться с преподавателем.

    Я был председателем УМС по разработке стандарта двухуровневой системы, тогда появилось понятие «компетенции». Это вызвало сложности, потому что необходимо было смоделировать компетенции, которых на практике не существует. Ни в одной должностной инструкции не определено, что должен знать бакалавр, что – магистр. Сейчас ситуация более благоприятная, потому что появился профессиональный стандарт библиотечной деятельности.

    Будущему авторскому коллективу разработчиков нового стандарта нужно учитывать, что за последние годы произошло серьёзное изменение работы библиотек. Библиотеки быстро осваивают новые информационные технологии, модернизируют программное обеспечение, включаются в сетевые проекты. По сути дела, произошла серьёзная медиатизация библиотек. Эта проблема должна быть ключевой при подготовке стандарта. При этом нужно обратить особое внимание на то, что во многих регионах страны библиотеки остались единственными бесплатными культурно-досуговыми учреждениями. Библиотека стала выполнять функции, которые раньше выполняли клубы. Это означает, что библиотекарям нужно выступать в роли сценаристов, актёров, кинооператоров, организаторов культурно-досуговой деятельности. Возникает вопрос: можно ли в рамках одной специальности подготовить такого универсального специалиста?

    По сути дела, всё, что мы делали, это закладывали старое содержание в новые формы. А сейчас ситуация другая: практика более динамична, чем образовательная система, но при этом мы не можем менять учебные планы, методическое обеспечение раз в один или два года. Однако содержание не менялось многие годы. Больше всего тревожит в этом отношении появление в 2009 г. прикладного бакалавриата, в основу которого заложены программы среднего библиотечного образования в сочетании с высшим. В 2010 г. 50 учебных заведений – колледжей и вузов начали этот эксперимент. Идея заключалась в том, чтобы 50% учебного процесса происходили непосредственно на практике, в стенах библиотек. Но возникает вопрос: как будет соотноситься этот уровень образования с уровнем колледжа и вуза? Получается, что человек, отучившись три года в колледже, идёт в бакалавриат. Там ему предлагают короткий срок обучения. Это ещё три года, итого шесть лет. А потом он идёт в магистратуру, это ещё два года. Получается, что мы будем готовить библиотечного специалиста восемь лет. За это время все его знания устареют категорически. Наше среднее образование совершенно не вписывается в Болонскую систему, поэтому есть опасения, что мы вообще можем его потерять, несмотря на то, что основная часть подготовки ведётся именно в техникумах и колледжах. Для сельских, районных библиотек выпускники колледжей – основа кадрового ресурса.

    Ещё один острый момент – то, что произошло с магистратурой. Мы подготовили стандарт, ввели компетенции. В магистратуру пошли заочники – те, кто не имеют базового библиотечного образования, но работают в библиотеках. При этом сейчас в магистратуре появляются студенты с профильным образованием. И те и другие учатся в одной группе, но программы для них нужны абсолютно разные. Новый стандарт должен быть составлен по модульной системе – для тех, кто имеет базовое образование на уровне бакалавриата, и для тех, у кого нет профильной подготовки.

    Немаловажный момент – это взаимодействие учебных заведений и работодателей. Отношение работодателей сегодня исключительно потребительское: где выпускники? Однако их активное участие в подготовке студентов необходимо. У нас есть возможность для манёвра: да, есть профиль подготовки, но вуз вправе менять его по просьбе работодателей. По запросу можно готовить фондохранителей, каталогизаторов, специалистов другой области.

    К сожалению, у нас отсутствует государственная политика подготовки кадров. Никто не знает, каких специалистов и сколько нужно, и это на фоне сокращения числа обучающихся. Эта тенденция абсолютно одинакова в вузах культуры, колледжах культуры, библиотечных техникумах.

    В этой ситуации необходимо провести детальный анализ стандарта, организовать публикации специалистов в профессиональной печати на тему взаимодействия работодателей и учебных заведений по подготовке кадров.

    ПРИЗРАК АСПИРАНТУРЫ

    Юрий СТОЛЯРОВ, главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры РАН

    Мы говорим о Болонской системе, бакалаврах, магистрах. Но с 1 сентября ситуация меняется довольно радикально. Появится третий уровень высшего образования – аспирантура, для которой нет ни программ, ни концепции, ни идей. Скоро начнётся приём в аспирантуру, но по какому направлению? По имеющимся вариантам, мы будем либо в направлении «Культуроведение и социально-культурные проекты», либо в «СМИ и информационно-библиотечная деятельности», либо вообще в архитектуре. Кто-то решает нашу судьбу за нас, мы же об этом даже не знаем.

    Владимир СТРЕЛЬЦОВ, проректор по научной работе МГУКИ

    Стандарт для аспирантов по направлению «Культурология» в рамках направления «Культуроведение и социально-культурные проекты» был разработан и отправлен в Минобрнауки России ещё в декабре прошлого года, потом долго проходил согласование в министерстве. При этом макет стандарта был настолько формализован, что вставить наши пожелания в его разделы было практически невозможно. Совсем недавно Минобрнауки получило отзывы экспертов – как положительные, так и отрицательные. Стандарт прислали на доработку, что и было сделано. Затем мы снова отправили документ в министерство и теперь ждём результата. Что касается стандарта по направлению «СМИ и информационно-библиотечная деятельность», то его разрабатывал МГУ им. М.В. Ломоносова, его судьба неизвестна.

    БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

    Валентина БРЕЖНЕВА, декан Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, зам. председателя УМС по библиотечно-информационному образованию

    Высшее образование постоянно находится в стадии реформирования. За свою почти столетнюю историю библиотечное образование пережило ряд изменений. Сначала готовили кадры для библиотек различных типов и видов: детских, научных, массовых, сельских, медицинских. В рамках другой реформы подготовка проводилась по функциональному принципу, процессному подходу: библиографы, каталогизаторы, комплектаторы. В ФГОС 2004 г. появились квалификации, в рамках стандарта 2010 г. – профили. Мы ещё не успели сделать выпуск по стандарту 2010 г., а уже разрабатываются новые. Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. В нашем образовании нужно сохранять широкую базовую подготовку, в первую очередь гуманитарную. Если из библиотечно-информационного образования убрать гуманитарную основу, то будет сложно требовать от библиотекаря высоких результатов. Нередко мы уходим в сторону других профессий и подстраиваемся под требования сегодняшнего дня. Тем не менее базовые компетенции должны быть неизменны. Профессиональный библиотекарь должен уметь скомплектовать фонд, вести его обработку, каталогизацию, при этом не имеет значения – в традиционном или электронном виде. При этом нужно формировать маркетинговое мышление, потому что необходимо ориентироваться в сегодняшней очень динамично меняющейся ситуации.

    Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были востребованы в библиотеках. В условиях постоянных реформ, ожидания нового стандарта мы, начиная с первого дня первого курса, занимаемся серьёзной профориентационной работой. Легко сказать – где вузы, а где практика… Этот упрёк я слышу всегда и везде. Но нужно задуматься о том, откуда в вузах берутся студенты, которых мы обучаем. К сожалению, среди абитуриентов очень мало профессионально ориентированных. Большинство из них приходят к нам не потому, что они осознанно хотят стать библиотекарями, а потому, что это Санкт-Петербург, гуманитарный факультет, дающий хорошее базовое образование. Поэтому мы и занимаемся профориентацией, а библиотеки города нам помогают. Они принимают студентов и вовлекают их в проектную работу. Большую часть курсовых и практически все дипломные работы студенты пишут по заявкам библиотек. Начиная со второго курса студенты параллельно с обучением работают в библиотеках. Это та практика, которой мы дорожим.

    Сегодня мы стремимся к тому, чтобы Библиотечно-информационный факультет был частью профессионального библиотечного сообщества нашего города. Один из ярких примеров – наш проект «Библиофест». Это профессионально ориентированное событие, в рамках которого проводятся различные мероприятия, студенты презентуют те проекты, которые они реализуют в течение учебного года, проводят конкурсы, пишут эссе на тему «Почему я стал библиотекарем». Большая часть мероприятий проводятся на площадках библиотек. Когда мы с первого курса приводим студентов в библиотеки, мы вырабатываем у них привычку проводить там время в надежде, что они здесь останутся. В итоге в библиотеку идут работать 60–70% выпускников, при этом университет выступает в качестве биржи труда. Сейчас студентов у нас даже меньше, чем заявок работодателей.

    Нужно сказать, что в санкт-петербургских библиотеках изменилась ситуация, как в части зарплаты, так и атмосферы. Но массовая практика серьёзно зависит от государственной политики .

    Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

    Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

    Задайте вопрос любому прохожему "В чем заключается работа библиотекаря?", и Вы скорее всего услышите "В выдаче книг". В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только "внешний" аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто "хранитель книг", а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

    Кто такой библиотекарь?


    Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

    Название профессии образовалось от слова библиотека , которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых "книг" в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

    Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

    Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

    Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?


    Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки , в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

    • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
    • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
    • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

    Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

    Преимущества профессии библиотекаря

    Основным преимуществом профессии библиотекаря является возможность общения со множеством интересных людей, а также неограниченный доступ к практически всем источникам информации, что позволяет сотрудникам библиотек развиваться не только с точки зрения профессионализма, но и на личностном плане.

    Стоит также упомянуть и том, что несмотря на то, что эта профессия не пользуется большой популярностью у абитуриентов, она, как и прежде, является одной из самых уважаемых в обществе.

    К преимуществам этой профессии можно отнести высокую эрудированность сотрудников библиотек и их умение работать с большим массивом информации, что позволяет им быть востребованными как в своей специализации, так и в иных сферах деятельности.

    Недостатки профессии библиотекаря


    Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд "разбросан" по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

    Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

    Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

    Где можно получить профессию библиотекаря?

    Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

    http://pnu.edu.ru/ru/library/news_library/
  • Научная библиотека Тамбовского государственного технического университета

    http://www.lib.tstu.ru/
  • Научная библиотека Ижевского государственного технического университета

    http://www.istu.ru/2012-09-06-10-46-30
  • Научная библиотека Удмуртского государственного университета

    http://lib.udsu.ru/
  • Научная библиотека Оренбургского государственного университета

    http://artlib.osu.ru/site_new/
  • Научная библиотека Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

    http://www.lib.uniyar.ac.ru/index.php
  • Научная библиотека Челябинского государственного университета

    http://www.lib.csu.ru/
  • Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета

    http://library.syktsu.ru/
  • Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

    http://kpfu.ru/library
  • Научная библиотека Ивановского государственного университета

    http://lib.ivanovo.ac.ru/
  • Научная библиотека Дальневосточного федерального университета

    https://www.dvfu.ru/library/
  • Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

    http://www.lib.vsu.ru/
  • Библиотека Башкирского государственного университета

    http://www.bashlib.ru/
  • Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета

    http://lib.susu.ac.ru/
  • Научно-техническая библиотека Национального исследовательского Томского политехнического университета

    http://www.lib.tpu.ru/index.html
  • Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

    http://www.spbstu.ru/structure/fundamentalnaya_biblioteka/?sphrase_id=203516
  • Фундаментальная библиотека Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

    http://www.lib.unn.ru/
  • Библиотека Национального исследовательского университета "МИЭТ"

    http://www.miet.ru/structure/s/322/e/3273/102/
  • Научно-техническая библиотека Московского авиационного института (Государственный технический университет)

    http://ntb.mai.ru/
  • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

    http://www.library.mrsu.ru/
  • Научно-техническая библиотека Иркутского государственного технического университета

    http://library.istu.edu/
  • Научная библиотека Пермского национального исследовательского политехнического университета

    http://lib.pstu.ru/readers/
  • Библиотечный комплекс Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

    http://library.oreluniver.ru/
  • Научно-техническая библиотека Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

    http://www.nntu.ru/lib
  • Научно-техническая библиотека Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина

    http://lib.gubkin.ru/
  • Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В. Г. Распутина

    http://library.isu.ru/ru
  • Научная библиотека Тверского государственного университета

    http://library.tversu.ru/
  • Зональная научная библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    http://lib.urfu.ru/
  • Научная библиотека Самарского государственного университета

    http://weblib.ssu.samara.ru/
  • Научная библиотека Сибирского федерального университета

    http://bik.sfu-kras.ru/
  • Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

    http://library.sgu.ru/
  • Научная библиотека Новосибирского гуманитарного университета

    http://libra.nsu.ru/
  • Библиотека Мурманского арктического государственного университета

    http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=6&id=33&Itemid=118
  • Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина

    http://lib.sstu.ru/
  • Выбрать профессию не всегда легко и просто. Довольно часто абитуриенты перед поступлением в вуз испытывают определенные трудности с данным вопросом. Сегодня нам предстоит узнать, чем занимается библиотекарь. Профессия эта встречается в современном мире не так уж и часто, но она имеет место. Как можно добиться успеха здесь? На кого учиться? Какие качества ценятся в данной области больше всего? Обо всем этом предстоит узнать далее. Правда, далеко не каждый согласится строить карьеру в нашей сегодняшней области. Ведь недостатки у профессии тоже имеются. О них придется узнать, чтобы не наделать ошибок.

    Кто такой

    Библиотекарь - профессия, которая, как уже было сказано, не слишком распространена в современном мире. Более того, она не так уж и востребована, если сравнивать ее с теми же IT-технологиями. Кто такой библиотекарь вообще?

    С такими работниками сталкивался хоть раз в жизни каждый. Библиотекарь - который работает в библиотеке. То есть своеобразный "хранитель книг". Также такой работник хорошо разбирается в литературе и способен быстро помочь с поиском нужной информации гражданам. В принципе, ничего особо трудного, как кажется, в профессии нет. Только работа в библиотеке на самом деле - это тяжкий труд. Настоящий и успешный библиотекарь наделен многими качествами и умениями. Как стать таким сотрудником?

    Обучение

    Что ж, как и любая другая профессия, наша сегодняшняя требует определенного образования. Если учесть, что само по себе направление не слишком популярно среди современной молодежи, то и выбор специальностей для дальнейшего трудоустройства библиотекарем не слишком большой.

    Обычно предпочтение отдается просто гуманитарным наукам. В частности, "Библиотекарь", "Документоведение", "Литература". Иногда можно также встретить "Культурологию", "Филологию". Редко, но все же имеет место такая специальность, как "Менеджмент". В принципе, хороший библиотекарь не ограничен высшим образованием, на него можно выучиться и в техникуме. Точно на таких же направлениях.

    В среднем, учиться придется как и всем - 4,5-5 лет. Неважно, что за место станет вашей работой - центральная библиотека, детская или любая другая. Но факт остается фактом: учиться нужно. В некоторых случаях можно обойтись и без "вышки", только тогда отсутствие диплома должно покрываться вашими личными знаниями и качествами. Это на самом деле бывает не так-то просто - доказать работодателю, что вы - истинный библиотекарь.

    Где работать

    Куда можно пойти для трудоустройства после окончания вуза или любого другого образовательного учреждения? Честно признаться, библиотекарь - профессия довольно узкой направленности. Так что, выбор тут будет не слишком велик. Да, с развитием прогресса и техники перспектив у нашего сегодняшнего направления стало больше, но они все равно не сильно влияют на место работы. Разве что, новые обязанности и ответственность высшей степени появляются.

    Например, вашим местом работы может стать Это почетное место достается только самым лучшим работникам, причем если там уже кто-то есть, особо надеяться на трудоустройство не следует. Ведь мало кто согласится "подвинуться". Библиотекарь, как правило, один на все заведение. Или их несколько (в зависимости от размеров здания).

    Кроме того, центральные и районные библиотеки теперь тоже будут доступны для трудоустройства. В принципе, вполне хороший вариант, особенно если данные заведения находятся недалеко от вашего дома. Разницы центральная библиотека и государственная существенной не несут. Только по объему работы.

    Только вот на практике обычно библиотекари идут в учебные заведения работать. Например, школьными или университетскими сотрудниками. Тут подобного рода кадры нужны постоянно. Школьный библиотекарь или государственный - не важно, должностные обязанности на том или ином месте будут одни и те же. Точно так же, как и личные качества ценятся в этих двух совершенно разных местах одинаковые. Что придется делать после того, как вы трудоустроитесь?

    Обязанности

    Работа в библиотеке - это огромный труд на самом деле. Ведь, как уже было сказано, только на первый взгляд кажется, что так легко быть подобного рода сотрудником. На деле это не так. Особенно если у вас нет стремлений и познаний в литературе и творчестве. Что нужно делать библиотекарю?

    Данный сотрудник должен заниматься сортировкой книг в том или ином заведении. Также он осуществляет поиск и выдачу оных, следит за порядком в здании.

    Обратите внимание - в обязанности также входит помощь читателям в поиске нужной литературы, их консультация. То есть, в некоторых случаях придется советовать ту или иную книгу, подсказывать, к какому источнику обратиться.

    При поступлении новых книг вы должны будете заниматься их обработкой. Принять, занести в базу, поставить на специально отведенное место для них. Не самое простое занятие, если задуматься. А если учесть, что сейчас появилась научная электронная библиотека, то и вообще можно с ума сойти от объема выполняемой работы. Если вы удосужились трудоустроиться туда, где есть электронная библиотека, готовьтесь - ее заполнением и ведением полностью придется заниматься вам. Не системному администратору, не программисту, а именно библиотекарю. Так что, далеко не всем под силу справиться с таким объемом работ.

    Заработок

    Конечно же, при трудоустройстве (да и выборе направления для работы) огромное внимание уделяется такому показателю, как заработная плата. Чем она выше, тем больше абитуриентов и молодых специалистов будут стремиться к той или иной профессии. Как дела обстоят с нашим сегодняшним направлением?

    Признаться честно, не очень хорошо. Зарплата библиотекаря, как и у большинства государственных служащих, а также "бюджетников", невысокая. Как по России, так и в столице. Правда, разница довольно часто ощущается.

    В среднем, библиотекарь будет зарабатывать около 6-9 тысяч рублей. Не очень много, не так ли? И не столь важно, сельский библиотекарь перед нами, или обычный городской. по России у таких сотрудников обычно не превышает 10 000 руб. А вот нагрузка у подобного рода сотрудников серьезная. И, как мы уже убедились, объем работ, которые придется выполнять, тоже. Не говоря уже об ответственности на рабочем месте.

    А вот в столице дела немного лучше обстоят. Не слишком, но все же это лучше, чем совсем ничего. Научная электронная библиотека или государственная - не важно, куда именно вы трудоустроитесь. Учтите, что в Москве или Санкт-Петербурге придется работать примерно за 15 000 рублей. Точнее, от 10 до 15 тысяч. Именно столько получают библиотекари в крупных городах России. Если речь идет о школах и университетах, то обычно ситуация ничем не отличается от общей картины по России.

    Выходит, что библиотекарь - профессия важная, но оплачивается она скудно. А значит, среди абитуриентов и уже выпустившихся специалистов не так уж и востребована. С большой долей вероятности, если вы захотите трудоустроиться библиотекарем, то и конкуренции особой у вас не будет. Судя по статистике, около 60% населения считают данное направление не слишком важным и распространенным.

    Конкурсы

    Несмотря на все это, наша сегодняшняя профессия имеет некоторое разнообразие. Придется не только переставлять книги и заниматься бумажной волокитой. Ведь в России имеет место одно очень интересное соревнование. Оно называется "Библиотекарь года". Ежегодно по всей стране самые лучшие библиотекари встречаются вместе, проводят демонстрацию своих знаний, а также соревнуются за звание лучшего сотрудника в России.

    На самом деле, это очень полезно. Во-первых, вы будете заниматься саморазвитием. Во-вторых, станете известным человеком. В-третьих, обычно победителей наделяют какими-то премиями и бонусами, денежными выплатами и привилегиями. Кроме того, лучший библиотекарь, как правило, получает зарплату выше, чем все остальные. Хотя, для многих даже Всероссийский ежегодный конкурс не является стимулом для трудоустройства.

    Аттестация

    Помимо всего прочего, время от времени, на рабочем месте проводится аттестация библиотекарей. Казалось бы, что тут сложного - заниматься сортировкой и распределением книг, уходом за ними, а также выдачей. Только вот наша сегодняшняя профессия, как и любая другая - это все равно ответственное дело. И поэтому от аттестации не скрыться. Если вы не пройдете ее, можете идти искать себе другое место работы.

    К чему придется готовиться? Во всех библиотеках есть свои правила проведения процесса, поэтому точно ответить на данный вопрос не получится. Этот нюанс вы должны узнать у своего работодателя. Тем не менее, некоторые общие принципы все равно будут иметь место. Какие именно?

    Во-первых, вас проверят на знание ассортимента книг, которые есть в библиотеке. Также в данный период проводится оценка эффективности вашей работы. Насколько хорошо вы осведомлены в том, что стало частью вашей жизни, вашей работой? Покажет аттестация.

    Во-вторых, скорее всего, будет оцениваться еще и работа с посетителями. То, насколько качественно вы обслуживаете читателей. Не исключено, что для данной задумки вам "подкинут" тайного посетителя. Довольно популярный прием, который используется все чаще и чаще.

    В-третьих, аттестация предполагает проверку ваших знаний. Причем литературных. Не везде, но в очень многих местах именно такую проверку будет проводить работодатель. Как уже было сказано, хороший библиотекарь - это тот, кто в литературе разбирается. Необразованный, глупый, неосведомленный сотрудник - это позор для всего заведения.

    А вот на практике обычно достаточно просто показать, как вы работаете, насколько хорошо и качественно выполняете свои обязанности. Запомните, чем престижнее место вашей работы, тем жестче будет проверка. Например, центральная библиотека может провести ее по всем пунктам, да еще и придираться постоянно. Тем не менее, если учесть, что конкуренция при трудоустройстве мала, то сильно "тиранить" вас не станут. Скорее всего, просто пройдете символическую аттестацию "для галочки".

    Качества

    Характеристика на библиотекаря обычно дается на вашем прежнем месте работы. Ну, или в вузе, где вы обучались. Если нельзя нигде взять ее, просто достаточно при трудоустройстве предъявить резюме. И указать там свои личные качества. Те, которыми должен обладать любой библиотекарь. Если честно, то пунктов довольно много. Какие они? Что рекомендуется указывать в резюме при трудоустройстве в библиотеку?

    Литературные навыки и стремления - первое и самое важное, что только можно выделить. Качества библиотекаря немыслимы без познаний в литературе. Ведь именно с ней придется работать. Неосведомленного сотрудника никто не станет брать на работу. Так что, укажите, что знаете, с чем будете работать.

    Стессоусточивость - еще одна не менее важная характеристика. Она играет роль для любой профессии. Нервного и неуравновешенного человека берут на работу без особой охоты. А когда речь идет о библиотеках - и подавно. Ведь данное место - это кладезь знаний, умиротворения и спокойствия.

    Быстрая обучаемость, умение выполнять - вот то, что еще нужно хорошему библиотекарю. Особенно это касается второго момента. Работа в библиотеке - это постоянный монотонный труд, который не всем подвластен. Так что, если вы не умеете действовать в рамках инструкций долгое время, если вам нужна "поляна" для творчества и саморазвития, придется отказаться от профессии. О быстрой обучаемости и говорить не стоит.

    Открытость, дружелюбие, дисциплина - качества библиотекаря, которые также становятся крайне важны. Не слишком приятно приходить в библиотеку и общаться там с "управляющим", который явно не рад видеть посетителя. Дружелюбие - это залог успеха почти что в любом направлении нашей жизни. Если человек открыт и дружественно настроен, общаться с ним приятно. А это не будет отпугивать читателей, им станет приятно посещать то или иное заведение.

    Инициативность, собранность, сдержанность, самоконтроль - вот еще пункты, о которых нельзя забывать. Библиотекари у многих ассоциируются со строгими, выдержанными людьми, которые держат себя "в Этот статус придуман не просто так. Действительно, хороший библиотекарь будет отличаться не только образованностью, но и выдержкой. Эти качества должны быть у каждого уважающего себя сотрудника.

    Плюсы

    Не столь важно, какое именно место стало вашим "пристанищем" при построении карьеры - государственная библиотека, районная или простая школьная. Ведь у любой профессии есть свои плюсы и минусы. Они не особо зависят от места работы. Какие преимущества дает наше сегодняшнее направление?

    Если вы - то можно только порадоваться. Библиотека - это место, которое станет вашим вторым домом. Здесь вы сможете работать и получать удовольствие, развиваться и совершенствовать свои литературные знания.

    Если вы не обладаете быстрой утомляемостью, способны долго выполнять монотонную работу, то данное место работы покажется вам просто раем. На самом деле, активный и инициативный человек без проблем справится с нагрузкой, которая взваливается на плечи библиотекаря.

    Много свободного времени - это то качество, которое подчеркивается большинством сотрудников. Следить за порядком в зале обычно получается из-за своего рабочего стола (места, ресепшена). А, в целом, большинство времени придется просидеть либо за компьютером (они есть сейчас везде), либо просто за документами и письменным столиком. Заниматься можете спокойно своими делами. Например, подработкой.

    Не всегда, как уже было сказано, нужно высшее образование для трудоустройства. Инструкция библиотекаря больше указывает на то, что вы должны быть просто образованным и культурным человеком с навыками и знаниями в литературе. Так что, перспективы трудоустройства есть у каждого. Нельзя не подчеркнуть еще и низкий уровень конкуренции.

    Недостатки

    Правда, недостатков у направления тоже более чем достаточно. Причем один пункт играет важную роль. Разумеется, речь идет о заработной плате. Она, как уже было сказано, низкая. Как по России, так и в столицах. Если сопоставить ее с нагрузкой и ответственностью, которая будет возлагаться на ваши плечи, то в библиотеке вы просто потеряете время.

    Отсутствие перспектив повышения и развития карьеры тоже накладывает свой отпечаток на популярность и спрос к профессии библиотекаря. Никакой карьерной лестницы в данной области нет. Поэтому можно в какой-то степени это направление назвать бесперспективным.

    Уже было сказано о нагрузке. Да, довольно часто можно во время трудового дня заниматься своими делами - подрабатывать за компьютером, читать, вышивать и так далее (особенно если за вами не следит начальство, главное - смотреть за порядком в здании и откликаться по первому зову посетителей), но бывают моменты, когда самые настоящие авралы происходят. И вот тогда объем работ и ответственности просто не сопоставляется с вашей заработной платой.

    Как видите, библиотекарь - профессия, которая не слишком популярна среди специалистов. Она требует особой ответственности, знаний и навыков в литературе. Только самый настоящий любитель творчества и книг сможет работать в библиотеке на постоянной основе. Скорее, это даже не профессия, а призвание!

    Материалы к лекции

    Вопросы.

    1. Система непрерывного библиотечного образования.

    2. Начальная профессиональная подготовка.

    3. Среднее специальное образование в РБ.

    4. Высшее образование.

    5. Подготовка научных кадров

    6. Повышение квалификации библиотекарей.

    Литература.

    1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

    2) Материалы к СРС.

    Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

    Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

    В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

    Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

    Повышение квалификации библиотекарей;

    Самообразование библиотекарей.

    Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



    Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

    Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

    Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

    Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

    Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

    Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

    Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

    Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

    Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

    Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

    Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

    Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

    Работу по ПК организуют6

    Минск – Республиканский институт проблем культуры;

    Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

    При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

    Формы ПК:

    Семинары;

    Стажировки;

    Практикумы;

    Школы передового библиотечного опыта;

    Научно-практические конференции и др.

    Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

    Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

    Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.