Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Грамматические ошибки в русском языке: примеры
  • Самые влиятельные женщины-политики и первые леди
  • Виды мясных деликатесов Что купить из деликатесов
  • Сколько мы тратим на жизнь в Израиле?
  • Самые влиятельные женщины в мировой политике
  • Рефрены - это повторяющиеся фрагменты в поэзии, прозе и музыке
  • ". Сергей васильев: "родную русскую березу в обиду больше не дадим!" В записи раздается стук сердца

    Сергей Александрович Васильев - известный советский поэт, родился 17 июля (301го по н.с.) 1911 года в городе Курган. В эти дни отмечается 100-летие со дня его рождения.

    В 1928 году А.М. Горький, живя в Италии, получил по почте тетрадь со стихами юноши. В них угадывался природный дар автора. И Алексей Максимович написал отзыв на рукопись, сказал ободряющие слова. Это окрылило Сергея. Прав оказался его курганский учитель А.Е. Шаров, когда предсказал: "Будешь поэтом!" И он трудился над стихами, не выпуская карандаша, зарабатывая при этом на жизнь, чем придется, - грузчиком, рабочим на ситценабивной фабрике, истопником, санитаром.

    Первые стихи Сергея Васильева появились в московских газетах и журналах в начале 30-х годов, а в 1933-м вышла первая книга - "Возраст". Серьезный успех принесли ему опубликованные в 1935 году поэмы "Голубь моего детства" и "Анна Денисовна".

    В годы Великой Отечественной войны Сергей Васильев в качестве военного корреспондента вое1 вал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошел через Польшу и Герма1нию. Военная, патриотическая тема стала сквоз1ной в его поэтическом творчестве.

    Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

    Одною общею судьбою навеки связанный с тобой, горжусь, как матерью, тобою, благословляющей на бой. В минуту горя, в час разлуки целую мысленно всегда твои натруженные руки в часы бессменного труда. В глухую ночь грозы военной и в светлый полдень торжества несу в себе, как дар бесценный, огонь великого родства. В землянках, в избах и в хоромах равно прекрасен твой наряд. Люблю буран твоих черемух и твой червонный листопад.

    Люблю твои луга и нивы, прозрачный зной твоих равнин, к воде склонившиеся ивы, верха пылающих рябин.

    Люблю тебя с твоей тайгою, с воспетым трижды камышом, с великой Волгою рекою, с могучим, быстрым Иртышом.

    Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называю одним широким словом "Русь".

    Но я пою и славлю ныне не твой ромашковый покой, я славлю Русь как героиню, как землю гордости людской.

    Люблю тебя, моя Россия, за твой характер боевой, за испытанья грозовые, за величавый облик твой. Люблю за то, что первой в мире, законы рабства истребя, бесправья тягостные гири ты гневно сбросила с себя. Что на развалинах царизма своею собственной рукой воздвигла ты, моя Отчизна, мир справедливости людской. И в час, когда пора настала оборонить его в бою, ты в полный рост отважно встала за правду вечную свою.

    Люблю тебя за то, что снова в борьбе свободу ты спасла, что ты решающее слово с мечом в руках произнесла.

    Что, победив, стряхнув усталость, неколебима и тверда, ты вновь примером оказалась на стройке мирного труда. Твои штыки на солнце блещут, твои огни в ночи горят, перед тобой враги трепещут, тебя друзья боготворят.

    Твоя ликующая сила под сенью стягов огневых объединила и сплотила семью республик молодых.

    Не счесть теперь твои богатства, не разомкнуть священных уз, не разделить знамена братства и не расторгнуть их союз. Прямым путем деяний славных ты с честью вышла на простор по праву первой среди равных своих прославленных сестер.

    Белая береза

    Я помню, ранило березу

    осколком бомбы на заре.

    Студеный сок бежал, как слезы,

    по изувеченной коре.

    За лесом пушки грохотали,

    клубился дым пороховой.

    Но мы столицу отстояли,

    спасли березу под Москвой.

    И рано-раненько весною

    береза белая опять

    оделась новою листвою

    и стала землю украшать.

    И с той поры на все угрозы

    мы неизменно говорим:

    "Родную русскую березу

    в обиду больше не дадим!"

    Слава новой

    Музыка Анатолия Новикова

    То - не вьюга шумит,

    И не ветер поет,

    Налетая на Красную площадь.

    То - советское знамя

    С кремлевских высот

    Над седыми веками

    Слава новой Москве!

    Слава нашей стране!

    Слава русской столице!

    Слава народу свободному!

    Слава смелым мечтам!

    Слава крепким рукам!

    Слава Сталину, другу

    народному!

    То - не кони стоят у царева

    Не боярская знать заглянула,

    То великая Волга к подножью

    На поклон к Ильичу

    завернула.

    То - не птицы поют высоко

    в синеве,

    И не плещутся волны

    Это слава гремит о великой

    О столице Советской России!

    Дорожная

    Музыка Исаака Дунаевского

    Змеится под колесами

    стальное полотно,

    Без устали, без устали

    смотрю, смотрю в окно.

    Леса, равнины русские,

    пригорки да кусты,

    Платформы деревянные,

    железные мосты...

    Любимая, знакомая,

    широкая, зеленая,

    Земля родная, Родина,

    привольное житье!

    Эх, сколько мною видано, эх,

    сколько мною езжено,

    Эх, сколько мною пройдено -

    и все вокруг мое!

    То фабрика кирпичная -

    высокая труба,

    То хата побеленная, то в поле

    молотьба...

    И все_то сердцу дорого, и нет

    версты такой,

    Поселка или города, чтоб был

    тебе чужой.

    Уже роса за стеклами, уже

    видать луну,

    А я стою, прикованный

    к вагонному окну...

    Уже пора посвечивать

    ночному фонарю,

    А я гляжу на сумерки и тихо

    Любимая, знакомая,

    широкая, зеленая,

    Земля родная, Родина,

    привольное житье!

    Эх, сколько мною видано, эх,

    сколько мною езжено,

    Эх, сколько мною пройдено -

    и все теперь мое!

    Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

    Нижневартовский район.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

    Конспект урока литературного чтения

    по теме:

    С.Васильев «Белая берёза»

    Приготовила: Комалова Любовь Александровна

    2015 - 2016 учебный год

    Тема: С. Васильев «Белая береза»

    Цели и задачи:

    Познавательные : познакомить с биографией С. Васильева, её стихотворением «Белая береза».

    - познакомить детей с деревом - ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.

    Работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;

    познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;

    Формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

    Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

    Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

    Развивать воображение, фантазию, творческие способности;

    Совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

    Расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

    Учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Личностные: определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    Показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;

    Содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.

    Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

    Учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

    Ход урока :

    1. Организационный момент.

    Начинаем мы урок.

    Прозвенел давно звонок.

    Мы отставим все дела!

    Заниматься нам пора!

    2.Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской «Я маму обидел»

    3. Актуализация опорных знаний.

    Слайд 2-3 + приложение 1

    А) Работа с пословицами: игра «Собери пословицу».

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    О чём эти пословицы?

    Слайд 4

    В словаре Ожегова: Родина –

    1. Отечество, родная страна;

    2.это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.

    Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)

    Слайд 5 + приложение 2

    Б) Работа над стихотворением З.Александровой «Родина» - подчеркните слова, которыми автор описала родину.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Прочитаем стихотворение хором.

    4. Физминутка

    5. Постановка темы и целей урока.

    Произведения какого раздела мы изучаем?

    Слайд 6

    Предлагаю отправиться в галерею портретов.

    С каким поэтом мы ещё не знакомы? (Васильев)

    Слайд 7

    Откройте учебник на стр. 122. Сформулируйте тему урока.

    Чему мы должны научиться?

    6. Изучение нового материала.

    А) Знакомство с поэтом С. Васильевым

    Сергей Александрович родился 17 (30) июля 1911 года в Кургане. Отец умер от тифа, а мать не вынесла и тоже умерла.

    После окончания школы-семилетки Сергей Васильев переехал в 1926 году в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее - рабочим на фабрике. В 1931 году был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

    В начале 1930-х годов первые стихи С. А. Васильева появились в московских газетах и журналах. В 1933 году вышла первая книга молодого поэта «Возраст». Позже учился в Литературном институте.

    Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию.

    Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой, чему он посвятил стихотворения «Прямые улицы Кургана», «За уральской грядой», «На реке Тобол», «Изба над Тоболом» и многие другие.

    29 декабря 1973 года было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана».

    Слайд 8

    Проверочный тест «Да или нет».

    Слайд 9

    Б) Чтение стихотворения учителем

    Слайд 10

    - Предположите, о чём это стихотворение?

    Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?

    В) Первичное восприятие

    Слайд 11

    О каком времени говорится в стихотворении?

    Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)

    Как думаете, почему стихотворение называется «Белая берёза»? Почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (берёза - символ России)

    В) Словарная работа

    Слайд 12 - 14

    Студеный сок - холодный;

    изувеченная кора – поврежденная;

    Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха;

    Г) Чтение стихотворения учащимися.

    От чьего имени написано стихотворение?

    Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).

    Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)

    7. Работа над текстом.

    а ) Выборочное чтение

    1. Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?

    2. Где проходил бой ? (Под Москвой)

    3.Что решили воины?

    б) Литературные средства:

    Слайд 15

    Какие эпитеты есть в произведении? (студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза)

    Г) Работа над выразительностью:

    Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).

    Слайд 16

    Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Алексей Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Послушайте.

      Прослушивание песни «Я помню, ранило берёзу»

    Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.

    Слайд 17

    8.Рефлексия

    Что вы узнали на уроке?

    За что вы похвалили бы себя?

    Что у вас особенно получилось?

    Слайд 18

    9 . Итог урока. Объяснение домашнего задания .

    Понравился ли вам урок?

    Как выразить свою любовь к Родине?

    Как проявить себя, чтобы все увидели, что вы достойный гражданин своей Родины?

    Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, картин передать чувства, эмоции, любовь.

    Предлагаю выполнить проект в группах стр.123 учебника

    Приложение 2

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    У реки берёзка - скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

    Соедини части пословицы:

    Соедини части пословицы:

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    Соедини части пословицы:

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    Соедини части пословицы:

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    Соедини части пословицы:

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    Соедини части пословицы:

    Нет лучшего дружка, одна у него и Родина.

    Одна у человека родная мать, как земля людей.

    Мать кормит детей, как родная матушка.

    Родина-мать умей за нее постоять.

    Приложение 1

    Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Отечеству; развивать творческие способности учащихся; формировать чувство гордости за свою принадлежность к России.

    Оборудование: компьютер, диск CD-R с презентацией (Приложение 1), экран, диапроектор, костюмы: военная форма у мальчиков, русские сарафаны у девочек.

    Ход мероприятия

    В записи звучит песня “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

    <Слайд 1>

    С чего начинается Родина?
    Наверное, с белых берез,
    С их царства сквозного, молочного
    И с пухлых ребячьих грез.

    <Слайд 2, 3>

    Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    <Слайд 4>

    Ученица 1. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение “Береза” С. Есенина с детства хорошо знакомо всем:

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром,
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.
    И стоит, береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.
    А заря лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    <Слайд 5>

    Ведущий. Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

    <Слайд 6>

    Ты до того, березонька, красива
    И в полдень жаркий, и в часы росы,
    Что без тебя не мыслима Россия.
    И я не мыслим без твоей красы.

    <Слайд 7, 8>

    Ученица 2.

    Россия, сторонка веселая,
    Дорогой бежит проселочной.
    Тонкой березой качается
    В светлых дождях купается.

    Россия, моя грустинка!
    По окнам стучат слезинки,
    Кричат журавли печалясь,
    С Россией своей прощаясь.

    Россия моя, моя мама,
    С тобой я горда и упряма.
    Твоею живу я силой
    Отчизна моя, Россия!

    <Слайд 9>

    Ведущий. Перед картиной “Березовая роща” А.И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.

    Ученица 3.

    Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними рос и жил,
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез.

    <Слайд 10>

    Ученик 2. Перед нами картина И.И. Левитана “Березовая роща”. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

    <Слайд 11>

    Так и хочется прочесть строки:
    На поляне, на пригорке,
    Под окном среди полей
    Белокорые березки – символ
    Родины моей.

    Ты так мила мне
    До любой росинки,
    В твоих просторах
    Дремлет тишина
    Березовая, русская Россия,
    Ромашковая, добрая страна.

    Девочки исполняют хоровод под русскую народную песню “Во поле березка стояла”.

    <Слайд 12>

    Ученица 4. Какой русский человек не любит красавицу березу?

    Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”.

    Ученик 3. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

    <Слайд 13>

    Ученица 5. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и… русскую березу.

    Выходят дети, одетые в военную форму.

    <Слайд 14, 15, 16>

    Ученик 4.

    Я помню, ранило березу
    Осколком бомбы на заре,
    Студеный сок бежал, как слезы,
    По изувеченной коре.

    За лесом пушки грохотали,
    Клубился дым пороховой,
    Но мы столицу отстояли,
    Спасли березу под Москвой.

    И рано - раненько весною
    Береза белая опять
    Оделась новою листвою
    И стала землю украшать.

    И с той поры на все угрозы
    Мы неизменно говорим:
    “Родную русскую березу
    В обиду больше не дадим!”.

    <Слайд 17, 18, 19>

    Ученик 5. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

    В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

    Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

    <Слайд 20>

    Хор мальчиков исполняют песню “Березы” (слова М. Фрадкина, музыка В. Лазарева) (Приложение 2).

    <Слайд 21, 22, 23>

    За селом, вдали на перекрестке
    Полевых, едва заметных троп
    Я узнал солдатские березки,
    У которых рыл себе окоп.

    И невольно вспомнил, как стонали
    Ветки их от взрывов и огня…
    Возле тех березок подобрали
    Чуть живым товарищи меня.

    С той поры с любовью о березках
    Говорили часто мне бойцы:
    Ты бы злую смерть не пересилил,
    Ты бы тяжких ран не перенес,
    Если б мы тебя не напоили
    Светлыми слезинками берез…

    <Слайд 24, 25>

    Исполняется песня “Березовый сок” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) (Приложение 3).

    <Слайд 26>

    Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

    Очень хорошо об этом рассказал в своем романе “Белая береза” М. Бубеннов.

    “… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

    А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

    Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы”.

    <Слайд 27>

    Затихли военные грезы,
    Свинцовый не цокает гул
    На горькие раны березы
    Как память о прошлом хранят.

    <Слайд 28>

    Ведущий . Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли наши солдаты, выстояли и победили.

    Группа детей исполняет песню “Растет в Волгограде березка” (слова М. Агашиной, музыка Г. Пономаренко) (Приложение 4).

    Для меня березка – часть России.
    Есть она, и будет, и была…
    Вот березку росы оросили,
    И стоит она белым - бела.

    <Слайд 29>

    В записи раздается стук сердца.

    Ведущий. Память… Она имеет свое начало, но она не имеет конца. В 2010 году исполняется 65 лет с того дня, когда отгремели последние залпы Второй мировой войны.

    <Слайд 30>

    Наши солдаты освободили от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. Как знак благодарности за свершенные дела и подвиги, как символ непобедимости и стремления к жизни, растут на могилах наших воинов кудрявые березки.

    <Слайд 31>

    Ученица 6.

    В Трептов – парке белые березы,
    Словно вдовы русские стоят.
    И роняют слезы, а не росы
    На могилы братские солдат.

    Березы! Вы печаль России…
    Вдовья неизбывная тоска
    Сквозь ненастья, горем залитые,
    Привела сюда издалека.

    Привела, поставила навеки
    У ступеней скорбной тишины.
    С той поры вы, не смежая веки,
    Навеваете солдатам сны.

    О, березы! Белые березы!
    Часть России, часть моей души!
    Солнце не иссушит ваши слезы,
    Ветерок в листве не прошуршит…

    Тяжелы шлифованные плиты
    И суровы, как возмездья сталь,
    Сын России с красного гранита
    Через вас глядит в родную даль.

    Видит он Россию до Вилюйска,
    Слышит он свою родную речь…
    Тишина.
    И слышно, как до хруста
    Он сжимает обнаженный меч.

    <Слайд 32>

    Ведущий. Память – это первый день мира. В этот день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы, - это был первый салют павшим, первый салют Победы, первый салют Памяти, и им казалось, что мир не услышит больше выстрелов.

    <Слайд 33>

    Под сенью вековых берез
    Покоится моя Россия.
    Не та, что поднялась до звезд,
    А та, что в половодье рос
    Купала ноженьки босые.

    Ученик 10.

    Что шла поляною лесной
    Своей размашистой косою,
    Что индевела всей спиной,
    Обильно выступившей солью.

    Ученик 11.

    Носила на своих руках,
    Мозолей кандалы носила –
    Да, славится во всех веках
    Моя сермяжная Россия.

    Ученик 12.

    А жизнь жива,
    И возле пней священных
    Березок племя буйно зацвело.
    От их неразделимого свеченья
    На всей земле становится светло.

    Ученик 13.

    Они стоят, дороги оторога,
    И ткут, и ткут навес над тишью рек.
    О, Русь моя! Березовая роща,
    Которую не вырубить вовек…

    <Слайд 34>

    Ведущий. О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

    Ученик 14.

    Опять о них, кудрявых и белесых…
    А что тут делать, если на Руси
    У всех дорог встречаются березы,
    Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

    “Россия” - шепчут мне березки,
    “Россия” - шепчут камыши,
    “Россия” - ключ журчит в ложбинке,
    И я им тихо вторю: “Русь”.

    Мне не трудны твои нагрузки:
    Я в поле рос, я чубом рус,
    И я люблю тебя по-русски,
    Моя березовая Русь!

    <Слайд 35>

    Звучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы “Любэ”.

    Литература

    1. Варанкина В. А. Русская береза – символ Родины моей.// ПедСовет – 1999. - №8. – с.1-2.
    2. Логинова Л. Б. Я вспомнил все былое. // Читаем, учимся, играем – 2006. - №4. – с. 26–32.
    3. Ситдикова Ф. Сценарий весенне-летнего праздника “Береза – символ России” (Публикация по вашей просьбе) // Воспитание школьников – 2004. - №4. – с.65–71.