Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Мейоз и его типы. Стадии и виды мейоза. В анафазе II хроматиды расходятся и быстро увлекаются нитями веретена от плоскости экватора к противоположным полюсам
  • Тип связи в водородном соединении кремния
  • Молнии шаровые, но разные
  • Назначение контрактным управляющим сотрудника без эцп Что такое ЭЦП
  • Операции в межотчетный период в бюджетном учете
  • Учет расходов бюджетного учреждения
  • Электронная подпись для госзакупок. Назначение контрактным управляющим сотрудника без эцп Что такое ЭЦП

    Электронная подпись для госзакупок. Назначение контрактным управляющим сотрудника без эцп Что такое ЭЦП

    Электронная подпись (ЭП) сегодня широко применяется различными субъектами хозяйственной деятельности. Без нее невозможно удаленно подать отчетность, обратиться в государственный орган, подписать электронный документ. Для участия в торгах электронная подпись необходима и заказчику, и исполнителю. Какая именно ЭЦП подойдет? Как ее получить? Об этом расскажем в статье.

    Что такое ЭЦП

    Цифровая подпись - эта информация о лице в электронной форме, которая хранится на специальном носителе в закодированном виде. Сертификат ЭП содержит данные о наименовании или ФИО лица, его ИНН, КПП (для организаций), ОГРН, должность и полномочия владельца.

    Правовая основа применения электронной подписи - Федеральный закон № 63-ФЗ от 6 апреля 2013 года. В нем определено, какие существуют виды подписей, в каких случаях должна применяться каждая из них, в каком порядке признается юридическая сила подписанных ЭЦП документов и много других нюансов.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    В соответствии с этим законом ЭП бывают трех видов :

    • простая электронная подпись;
    • усиленная неквалифицированная электронная подпись;
    • усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Для участия в торгах оформляются подписи с полномочиями :

    • администратор организации;
    • уполномоченный специалист;
    • специалист с правом подписи контракта.

    Подписи конкретного лица можно присвоить любые из этих полномочий и даже несколько. Все зависит от того, что нужно организации.

    Какая подпись нужна для торгов по 44-ФЗ

    Всем участникам торгов, которые проводятся , понадобится обзавестись ЭП:

    • заказчикам - усиленной квалифицированной электронной подписью;
    • поставщикам - усиленной неквалифицированной электронной подписью.

    Подпись пригодится на каждом из этапов торгов и при проведении любых операций на ЭТП. Также стоит учесть, что требования к наличию подписи не зависит от того, на федеральной или коммерческой площадке собирается работать организация. Подпись понадобится на любой ЭТП , однако разная. Существуют ЭЦП, которые позволяют участвовать в торгах только на федеральных площадках, но есть и такие, которые включают и работу на коммерческих.

    Обратите внимание! Подпись, которая оформлена для участия в аукционах по 223-ФЗ, не подойдет для торгов по 44-ФЗ.

    Короткое видео о выборе ЭЦП для поставщика:

    Где взять электронную подпись?

    Куда обратиться за подписью, зависит от того, в каком качестве организация собирается принимать участие в торгах:

    1. В качестве заказчика . В этом случае ЭЦП выдает территориальный орган Федерального казначейства. Полученный сертификат будет действовать на любой федеральной площадке.
    2. В качестве поставщика (исполнителя, подрядчика). За ЭЦП следует обращаться в удостоверяющий центр (УЦ).

    Как выбрать удостоверяющий центр?

    Разные площадки устанавливают собственные требования к удостоверяющим центрам. Поэтому начать процесс следует с выбора ЭТП , на которой будет производиться участие в торгах.

    • посетить сайт ЭТП и найти на нем перечень удостоверяющих центров;
    • выбрать один из них и уточнить, какие документы понадобятся;
    • собрать пакет документов и отправляться за подписью.

    Нередко у заказчиков возникает вопрос: на кого необходимо делать электронную подпись - на руководителя, на , на них обо и х? Ответ прост - на того, кто будет подписывать документы на ЭТП, в том числе контракты. Кого наделить такими полномочиями - руководителя или специалиста по закупкам - это решает сам заказчик.

    Комплект для документов для оформления ЭЦП

    Минимальный набор документов обычно примерно таков:

    • заявление на изготовление ключ ЭЦП;
    • документы, на основании которых действует организация и ее руководитель - копия Устава, выписка из реестра, копия приказа о назначении директора;
    • документы лица, на которого будет оформлена ЭЦП, в том числе доверенность на осуществление полномочий, которые будут в ней прописаны;
    • если владелец подписи подает документы через представителя, то доверенность на его имя.

    Когда подпись готова, удостоверяющий центр выдаст:

    1. Токен . Ключ ЭЦП - это файл, который размещается на специальном устройстве - токене. На нем должны находиться:
      • файл ключа;
      • файл сертификата ключа проверки ЭЦП.
    2. Копию сертификата проверки ключа на бумаге с подписью и печатью УЦ.
    3. Лицензию на право использования средства электронной подписи (программа для ПК).
    4. Цифровой носитель с установочными файлами этой программы и документацией.

    Как хранить ЭЦП

    К хранению электронной подписи следует относиться ответственно. По правилам свою ЭЦП запрещено передавать для пользования другим лицам, но на практике это случается повсеместно.

    Вместе с токеном будет выдан защищающий его пин, который следует хранить конфиденциально. В этом случае даже при утере носителя никто не сможет воспользоваться цифровой подписью. Если носитель утерян , необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Старый ключ будет аннулирован, а вместо него для пользователя будет изготовлен новый. Правда, придется вновь оплатить изготовление ЭЦП.

    Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

    С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

    У контрактного управляющего должна быть ЭЦП. Контрактным управляющим можно назначить специалиста, не имеющего электронную подпись, но при условии, что такому специалисту в последующем будет изготовлена электронная подпись, необходимая последнему для выполнения функций, перечисленных в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

    В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

    Частью ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ определен следующий перечень функций и полномочий контрактного управляющего:

    1) разрабатывает план закупок, осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения (вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ);

    2) разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в единой информационной системе план-графи к и внесенные в него изменения (вступает в силу с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ);

    3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

    4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

    5) участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

    6) организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

    Таким образом, ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что контрактный управляющий осуществляет функции по размещению в единой информационной системе плана-графика, иных документов по закупке.

    Поэтому контрактным управляющим должно быть назначено должностное лицо, которое будет именть электронную подпись для работы в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте).

    При этом переложение функций по размещению информации на Официальном сайте на иное должностное лицо, не являющееся контрактным управляющим, будет противоречить положениям ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, а также в соответствии со ст. 47 Закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

    Может ли генеральный директор передать сотрудникам свою электронную подпись и будет ли он в этом случае нести ответственность за последствия, наступившие в результате ее использования, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Чашина и Артем Барсегян.

    Вправе ли генеральный директор АО передавать свою электронную цифровую подпись для использования сотрудникам управления закупок в целях заключения контрактов, подписания платежных поручений для их оплаты, оформив такую передачу соответствующим распоряжением? Будет ли нести в таком случае генеральный директор ответственность за ненадлежащие (неправомерные) действия, совершенные сотрудниками управления закупок с использованием принадлежащей ему ЭЦП? Можно ли оформить ЭЦП на имя кого-либо из сотрудников управления закупок, имеющих доверенности на осуществление полномочий, подписанные генеральным директором?

    Прежде всего отметим, что использование электронной подписи - аналога подписи собственноручной допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, во всех случаях, установленных федеральными законами, регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

    Электронная подпись (далее - ЭЦП) - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).

    В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 63-ФЗ установлены виды ЭЦП: простая электронная подпись и усиленная, которая, в свою очередь, может быть квалифицированной и неквалифицированной. От простой усиленную электронную подпись отличают обязательное наличие ключа электронной подписи (уникальной последовательности символов, предназначенной для создания электронной подписи) и ключа проверки электронной подписи (уникальной последовательности символов, однозначно связанной с ключом электронной подписи и предназначенной для проверки подлинности электронной подписи), указанного в соответствующем сертификате - электронном документе или документе на бумажном носителе, выданным удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи (п.п. 2, 3, 5, 6 ст. 2, п.п. 2, 3 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

    Для неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие такой электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи может быть обеспечено без использования этого документа (п. 5 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). В свою очередь, одним из требований, которым должна соответствовать квалифицированная электронная подпись, является требование об указании ключа проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).

    Как следует из п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 14 Закона N 63-ФЗ, сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан и юридическому лицу. В этом случае в нем указываются наименование и место нахождения юридического лица, а также физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности. Иначе говоря, это может быть или генеральный директор, или иное лицо, уполномоченное доверенностью. При этом ограничений по количеству сертификатов, выдаваемых одному юридическому лицу, законодательством не установлено.

    Таким образом, электронная подпись может быть оформлена как на генерального директора акционерного общества, так и на иное лицо, действующее по доверенности.

    Далее, по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 4 Закона N 63-ФЗ, вид используемой ЭЦП определяется участниками электронного взаимодействия по собственному усмотрению, если только нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия не установлены требования об использовании ЭЦП конкретного вида в соответствии с целями ее использования.

    Так, например, электронный документооборот в контрактной системе в сфере закупок осуществляется с использованием неквалифицированной усиленной электронной подписи (п. 3 ч. 1 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), тогда как Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предполагает составление первичных учетных документов как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью (п. 5 ст. 9 этого Закона) (при этом отметим, что для целей бухгалтерского и налогового учета первичные учетные документы, в том числе платежные поручения, составленные в электронной форме, должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью, что следует из п.п. 1, 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ и письма Минфина РФ от 23.01.2013 N 03-03-06/1/24).

    Обратите внимание, что возможности установления в сертификате неквалифицированной усиленной электронной подписи ограничений на ее использование законом не предусмотрено, в отличие от сертификата квалифицированной усиленной электронной подписи, который, впрочем, также может и не содержать таких ограничений (п. 4 ст. 11 Закона N 63-ФЗ).

    В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 63-ФЗ при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны в том числе обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности, не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Такая формулировка позволяет сделать вывод о возможности использования ключей электронных подписей другими лицами с согласия участника электронного взаимодействия. В противном случае речь идет о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи, о котором её владелец обязан уведомить удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении. Он также обязан не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена (п.п. 2, 3 ст. 10 Закона N 63-ФЗ).

    Тем не менее полагаем, что норма п. 1 ст. 10 Закона N 63-ФЗ предполагает не передачу права использования усиленной электронной подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности (ст. 185 ГК РФ), а только указывает на техническую возможность простановки электронной подписи другим лицом (например, техническим специалистом) с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки электронной подписи. Повторим, что электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, ответственность за исполнение которой лежит на её владельце. Непосредственно же передачу права использования ЭЦП от её владельца иному лицу Закон N 63-ФЗ не предполагает.

    В случае несанкционированного использования ЭЦП ответственность за неправомерные последствия такого использования может быть возложена на владельца (смотрите, например, постановление Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 08.12.2014 по делу N 5-1087/2014).

    Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

    Организовывать госзакупки в учреждениях и ведомствах РФ позволено только специалистам этой сферы - контрактному управляющему или же контрактной службе. В статье мы рассмотрим, что необходимо учитывать при создании такой службы или назначении управляющего.

    Обязанности контрактного управляющего или контрактной службы

    Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ о контрактной системе закупок, создавать контрактную службу должны те учреждения, годовой объем закупок которых, указанный в их плане-графике, составляет 100 млн. рублей. В тех учреждениях, в которых эта сумма меньше, а контрактная служба в них вовсе отсутствует, должно быть назначено должностное лицо, отвечающее за проведение закупок - контрактный управляющий.

    Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ, среди обязанностей контрактной службы или управляющего наличествуют:

    • проведение разработки планов и планов-графиков закупок и их размещение в единой информационной системе (ЕИС);
    • организация закупок и заключение контрактов по ним;
    • принятие участия в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов определения победителей тендеров закупок и подготовка материалов, необходимых для претензионной работы;
    • проведение консультаций с исполнителями контрактов для того, чтобы определить уровень конкуренции на рынке, поиска лучших решений в организуемых госзакупках и выполнения других функций.

    В пункте 3 ст. 38 Закона 44-ФЗ сказано, что контрактная служба должна действовать в соответствии с регламентом, который был разработан и утвержден на основе типового регламента, который, в свою очередь, был утвержден органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за регулирование в области сферы закупок по контрактной системе. Для предварительной подготовки регламента учреждения можно воспользоваться регламентом, разработанным Минэкономразвития.

    Образование специалистов по закупкам

    Согласно ст. 9 Закона 44-ФЗ, к заказчикам применим принцип профессионализма. Он предусматривает, что заказчик должен привлекать к работе с закупками квалифицированных специалистов, которые имеют как теоретические знания, так и навыки работы в сфере закупок.

    В учреждениях должны быть приняты меры для поддержания и повышения уровня профессионализма и квалификации специалистов по закупкам. В том числе - и путем их переподготовки в соответствии с законами РФ. Но тут важно отметить, что работников, имеющих высшее или дополнительное образование в сфере закупок в России не так много.

    Сейчас ни вузы, ни другие образовательные учреждения не обучают специалистов по закупкам в необходимом количестве. В Минобрнауки согласовывают планы по подготовке соответствующих методических рекомендаций для создания программ дополнительного профобразования.

    Но прежде чем направлять работника в образовательное учреждение на обучение по курсу госзакупок и закупок частных компаний, стоит ознакомиться с лицензией на предоставление этим заведением образовательных программ.

    Особенно остро кадровый вопрос закупочной сферы стоит в тех организациях, которые занимаются закупочной деятельностью в больших масштабах и нуждаются в услугах контрактной службы. Так как деятельность таких организаций обширная, то знаний у специалистов по закупкам должно быть достаточно для принятия решений по юридическим, бухгалтерским, экономическим или другим вопросам.

    До 1 января 2016 года место специалиста по закупкам в учреждении может занимать лицо, обучившееся в высшем учебном заведении или на дополнительных образовательных курсах по программе размещения заказов. Это те специалисты, которых готовили для работы по закону 94-ФЗ «О размещении заказов на выполнение работ, поставки товаров или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд».

    Обучение закупочной деятельности своих сотрудников

    Контрактную службу на предприятии можно создать и из числа работающих сотрудников. Для этого необходимо издать соответствующий приказ, а новые дополнительные обязанности сотрудников отразить в трудовых договора и должностных инструкциях.

    Такая возможность реализуется на основе ст. 74 Трудового кодекса России, которая регламентирует возможность изменения трудового договора по причинам, связанным с тем, что в условия труда были внесены организационные или технологические правки. Если по технологическим и организационным причинам сохранения ранее составленного трудового договора невозможно, то работодатель вправе изменить его, но с сохранением трудовой функции сотрудника. О внесении изменений и вызвавших их причинах работодатель должен проинформировать работника в письменной форме в срок не позже 2 месяцев до внесения изменений.

    В случае несогласия работника на новые условия, работодатель должен предложить ему в письменной форме другую имеющуюся работу, соответствующую квалификации этого сотрудника или нижестоящую по должности и оплате работу, выполнимую работником с учетом состояния его здоровья. Если такая работа отсутствует у работодателя или работник отказывается от имеющейся работы, трудовой договор между ними разрывается, что соответствует ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса России.