Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Мейоз и его типы. Стадии и виды мейоза. В анафазе II хроматиды расходятся и быстро увлекаются нитями веретена от плоскости экватора к противоположным полюсам
  • Тип связи в водородном соединении кремния
  • Молнии шаровые, но разные
  • Назначение контрактным управляющим сотрудника без эцп Что такое ЭЦП
  • Операции в межотчетный период в бюджетном учете
  • Учет расходов бюджетного учреждения
  • Учет расходов бюджетного учреждения счета. Учет расходов бюджетного учреждения. Отчетность за бухгалтерский учет

    Учет расходов бюджетного учреждения счета. Учет расходов бюджетного учреждения. Отчетность за бухгалтерский учет

    Расходы бюджетных учреждений - это сумма средств, использованных бюджетной организацией в процессе хозяй­ственной деятельности в пределах сумм, предусмотренных сметой. Расходы бюджетных учреждений делятся на кассовые и фактические.

    Кассовыми расходами считаются все сум­мы, выданные учреждением банка или орга­нами Госказначейства с текущих бюджетных, регистрационных счетов как путем безналич­ной оплаты счетов, так и наличными.

    Фактические расходы - это действитель­ные расходы учреждения, оформленные соот­ветствующими документами, включая расхо­ды по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате и стипендиям.

    Приведем пример кассовых и фактиче­ских расходов в разрезе кодов экономиче­ской классификации (КЭКР)

    Таблица 2.3

    Фактические расходы

    Кассовые расходы

    Начислена заработная плата

    Получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы, перечислена зар­плата на картсчета в случае использования пластиковых карт

    Начислены ЕСВ

    Получены в кассу (или перечислены) средст­ва для выплаты по больничным листам, пере­числены со счета взносы в страховые фонды, Пенсионный фонд

    Списаны канцелярские, хозяйственные принадлежности

    Перечислены по счетам поставщикам за канцтовары, хозяйственные товары

    Списаны использованные медикаменты

    Перечислены поставщикам за медикаменты

    Списаны продукты питания

    Перечислены поставщикам за продукты пи­тания

    Начислена стипендия студентам, аспи­рантам

    Получены средства в кассу для выплаты сти­пендии

    На практике, как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпа­дает во времени. Кассовые расходы отража­ются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств с регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отража­ется в момент зачисления на такой счет сумм, внесенных, например, по объявлению о взносе наличных или перечисленных дебиторами согласно платежному поручению. Фактиче­ские - в момент их совершения согласно ак­там списания, накладным, актам выполненных работ, приема-передачи, счетов-фактур и т. д. Например, фактические расходы по КЭКР 1110, 1120, 1300, как правило, опережают во времени кассовые. Связано это с тем, что начисление зарплаты, стипендии и взносов на социальное страхование осуществляется рань­ше, чем перечисление платежей и получение денежных средств в кассу для выплаты.

    Кассовые расходы будут соответствовать фактическим во времени при приобретении основных средств, поскольку приобретенные основные средства сразу списываются на фактические расходы.

    По другим кодам экономической класси­фикации расходов бюджета чаще всего кас­совые расходы опережают фактические. Так, при приобретении бензина, канцелярских, хозяйственных товаров, медикаментов, про­дуктов питания вначале происходит оплата по счету (кассовый расход), затем приход оплаченных ценностей, а затем уже их спи­сание (фактический расход).

    Если фактические расходы превышают кассовые - это свидетельствует о погаше­нии дебиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец от­четного периода. Кроме того, по статьям расходов на питание, медикаменты, канц­товары, расходы на содержание автотранс­порта, капитальный ремонт, превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном перио­де имущества, которое было приобретено раньше.

    Если фактические расходы меньше кас­совых - это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, которая чис­лилась на начало отчетного периода.

    Учет кассовых расходов ведется на син­тетических счетах 31 «Счета в банках» и 32 «Счета в казначействе» в разрезе соответст­вующих субсчетов. Кассовые расходы нака­пливаются по кредиту данных счетов, а по дебету записываются суммы, направленные на восстановление кассовых расходов, суммы поступившего финансирования. Аналитиче­ский учет кассовых расходов ведется в Кар­точке кассовых расходов, утвержденной приказом Государственного казначейства от 06.10.2000 г. № 100 в разрезе КЭКР. По каждому коду функциональной классификации расходов, по общему и специальному фондам, по каждому виду денежных средств специального фонда ведутся отдельные карточки.

    Рис. 2.1 – Движение информации по учету кассовых расходов

    Учет фактических расходов ведется на синтетических счетах класса 8 «Расходы» Плана счетов бюджетных учреждений:

    1. Счет 80 «Расходы общего фонда», ко­торый имеет субсчета:

    801 «Расходы из госбюджета на содержа­ние учреждения и прочие мероприятия»;

    802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и прочие мероприя­тия»;

    2. Счет 81 «Расходы специального фон­да» , который имеет субсчета:

    813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда»;

    3. Счет 82 «Производственные расходы», который имеет субсчета:

    821 «Расходы производственных (учеб­ных) мастерских»;

    822 «Расходы подсобных (учебных) сель­ских хозяйств»;

    823 «Расходы на научно-исследователь­ские работы по договорам»;

    824 «Расходы на изготовление экспери­ментальных устройств»;

    825 «Расходы на заготовку и переработку материалов»;

    826 «Расходы к распределению».

    По дебету этих счетов записываются сум­мы фактических расходов, произведенных в течение года. По кредиту в конце года списываются суммы фактических расходов на результат исполнения сметы в зависи­мости от источника финансирования этих расходов, при этом дебет счета 431 «Резуль­тат исполнения сметы по общему фонду» корреспондирует с кредитом субсчетов счета 80, а дебет счета 432 «Результат исполнения сметы по специальному фонду» с кредитом субсчетов счетов 81,82.

    Рис. 2.2 – Движение информации по учету фактических расходов

    Аналитический учет фактических расходов ведется в разрезе КЭКР по каждому коду функциональной классификации расходов, по общему и специальному фонду и по ви­дам средств специального фонда в Карточке аналитического учета фактических расходов, форма которой утверждена приказом Государственного казначейства от 06.10.2000 г. - № 100.

    Учет расходов за счет средств общего фонда

    Планом счетов для учета фактических расходов за счет средств общего фонда (бюд­жетных ассигнований) предусмотрен счет 80 «Расходы общего фонда», к которому откры­ваются такие субсчета:

    801 «Расходы из государственного бюд­жета на содержание учреждения и другие мероприятия»;

    802 «Расходы из местного бюджета на содер­жание учреждения и другие мероприятия»;

    На субсчете 801 «Расходы из государст­ венного бюджета на содержание учреждения и другие мероприятия» учитываются факти­чески произведенные расходы на содержание бюджетной организации и на другие" меро­приятия, за счет средств, полученных из го­сударственного бюджета. По дебету данного субсчета отражаются суммы фактических расходов, произведенных в течение года, с кредитом следующих счетов:

    23 «Материалы и продукты питания» - на стоимость израсходованных материалов и продуктов питания;

    66 «Расчеты по оплате труда» - на сумму начисленной заработной платы, стипендий;

    65 «Расчеты по страхованию» - на сумму начисленных сборов в Пенсионный фонд, в Государственной фонд содействия за­нятости населения на случай безработицы и др.

    В конце года фактические расходы спи­сываются с кредита субсчета 801 в дебет субсчета 431 «Результат исполнения смет по общему фонду».

    На субсчете 802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и дру­ гие мероприятия» учитываются фактически произведенные расходы на содержание бюд­жетной организации и на другие мероприя­тия за счет средств, полученных из местного бюджета и предусмотренных сметой данного учреждения.

    В конце года фактические расходы спи­сываются с кредита субсчета 802 в дебет субсчета 431 «Результат исполнения смет по общему фонду».

    В бухгалтерском учете расходы общего фонда отражаются следующими записями:

    Дебет счета

    Кредит счета

    Списана стоимость использованных производственных запасов, материалов и продуктов питания (на основании расходных документов)

    231 236, 238, 239, 201, 218

    Начислена стипендия

    651, 652, 653, 654

    Списаны бланки строгой отчетности на основании актов

    Одновременно проводится списание с забансового счета

    Списана стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании подтверждающих документов)

    Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, уплаченная при приобретении материальных ценностей, за счет средств общего фонда

    Поступление з кассу платы за телефонные переговоры и других средств, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к возмещению кассовых расходов

    Списываются расходы текущего года, проведенные за счет средств общего фонда бюджета

    Учет расходов за счет средств специального фонда

    Оплата расходов за счет средств специ­ального фонда осуществляется со специ­альных регистрационных счетов, открытых в органах Государственного казначейства Украины.

    Основанием для осуществления расходов являются платежные поручения, представ­ленные бюджетной организацией, а также документы, подтверждающие целевое на­правление средств (счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные наклад­ные, договоры, акты выполненных работ, тендерная документация и т. п.).

    Оплата счетов производится только при наличии в органе государственного казначей­ства зарегистрированных обязательств (фи­нансовых обязательств) и остатка средств на

    специальном регистрационном счете бюджет­ной организации.

    Порядок оплаты расходов со специальных регистрационных счетов производится в со­ответствии с требованиями Порядка № 89 (см. приложение 10).

    Выдача наличных со специальных регист­рационных счетов на все нужды (заработная плата, хозяйственные расходы, команди­ровки и т. п.) осуществляется на основании заявки, представленной органу Государствен­ного казначейства Украины. Форма заявки приведена в приложении к Порядку № 89.

    В случае нарушения бюджетными учре­ждениями порядка использования внебюд­жетных средств (нецелевое и неэффективное использование) органы Государственного казначейства Украины отказывают в опла­те. В этом случае на документах ставится штамп: «Отказано в оплате».

    Так же, как бюджетные ассигнования, средства, поступающие бюджетным органи­зациям от предоставления платных услуг, выполнения работ, реализации продукции, должны использоваться по целевому назна­чению согласно смете.

    Планом счетов для учета фактических расходов, осуществляемых бюджетным уч­реждением за счет средств специального фонда на содержание учреждения и другие мероприятия, предусмотренные специальным фондом данного учреждения, предусмотрен счет 81 «Расходы специального фонда».

    К счету 81 «Расходы специального фонда» открываются следующие субсчета:

    811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги»;

    812 «Расходы по другим источникам соб­ственных поступлений»;

    813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда».

    На субсчете 811 «Расходы по средствам, полученным как плата за услуги» учиты­ваются фактические расходы специального фонда, произведенные за счет поступлений, полученных учреждением согласно смете как плата за услуги. На этом субсчете учитываются расходы для проведения хозяйственной и/или производственной деятельности. При осуществлении расходов по средствам, полу­ченным как плата за услуги, соблюдается тот же порядок, который установлен в отноше­нии бюджетных средств. , ;

    На субсчете 812 «Расходы по другим источникам собственных поступлений» учи­тываются фактические расходы специального фонда по сметам учреждений в части других источников собственных поступлений. При расходовании средств, полученных по дру­гим источникам собственных поступлений, соблюдается тот же порядок, который уста­новлен в отношении бюджетных средств.

    На субсчете 813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда» учиты­ваются фактические расходы специального фонда сметы учреждения в части других поступлений специального фонда. При осу­ществлении расходов по другим поступлени­ям специального фонда соблюдается тот же порядок, который установлен в отношении бюджетных средств.

    Дебет счета

    Кредит счета

    Списана стоимость использованных материалов и продуктов питания (на основании расходных документов)

    231-236, 238, 239, 201 -218

    Начислена заработная плата штатным и нештатным работникам

    Начислен гонорар творческим работникам за выполненные работы по договорам и разовым заказам

    Начислена стипендия

    Начислены обязательные взносы

    651,652, 653, 654

    Списаны на расходы услуги по заказу транспорта для доставки материалов и продуктов питания

    Списаны командировочные расходы на основании утвержденного отчета

    Начислена плата за коммунальные услуги сданного в аренду помещения

    Осуществлены расходы за счет специальных средств, прочих собственных поступлений

    361,362,364, 675

    Осуществлены расходы за счет средств, поступивших в качестве субвенций из бюджета другого уровня

    Временно свободные средства специального фонда могут быть направлены на расходы, которые должны финансироваться за счет средств общего фонда (заработная плата, де­нежное обеспечение, стипендии и другие соци­альные выплаты) с -последующим возмещени­ем. Порядок возмещения средств специального фонда, направленных на мероприятия, свя­занные с финансированием расходов общего фонда, изложен в письме Государственного казначейства Украины от 02.08.2000 г. № 07-06/803-5690

    Согласно требованиям данного письма решение о направлении средств специаль­ного фонда на бюджетные расходы и их возмещение принимается распорядителем бюджетных средств самостоятельно и оформ­ляется приказом по учреждению. Об этом распорядитель должен письменно уведомить соответствующий орган Государственного ка­значейства Украины, на территории которого он находится.

    Восстановление временно свободных средств специального фонда, которые были направлены на финансирование расходов об­щего фонда, проводится органами Государст­венного казначейства Украины, при условии представления распорядителем бюджетных средств следующих документов:

    заявления распорядителя бюджетных средств (в произвольной форме) с указа­нием средств специального фонда, направ­ленных на погашение задолженности по заработной плате, денежному обеспечению, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам, даты проведения таких опера­ций и суммы средств, которые надлежит возвратить;

    представления главного распорядителя бюджетных средств, являющегося разреше­нием на проведение данного возмещения;

    баланса или извлечения из книги «Жур­нал-главная» при наличии данной суммы задолженности в учете на субсчете 715 «До­ходы, направленные на покрытие дефицита общего фонда».

    Помимо этого, суммы направленных средств и средств, подлежащих возмеще­нию органами Государственного казначейства Украины, сверяются с планом ассигнований из общего фонда бюджета, сметой доходов и расходов бюджетного учреждения и остат­ком выделенных ассигнований.

    В бухгалтерском учете операции, связан­ные с направлением средств специального фонда на погашение задолженности по за­работной плате, отражаются следующими записями:

    Дебет счета

    Кредит счета

    Начислена заработная плата:

    Начислены ЕСВ

    Доходы специального фонда направлены на выплату заработной платы, предусмотренной общим фондом

    Получены денежные средства в кассу для выплаты заработной платы

    313,314, 316, 323, 324, 326

    Выплачена заработная плата

    Перечислены взносы в фонды социального страхования, налоге доходов физических лиц, профсоюзные взносы, суммы, удержанные по исполнительным листам

    651,652, 653, 654, 641, 666, 668

    313,314,316, 323, 324, 326

    Уменьшены бюджетные расходы

    Возмещены средства специального фонда за счет средств общего фонда:

    Перечислены средства с текущего (регистрационного) счета

    Одновременно зачислены средства на текущий (регистрационный) счете целью восстановления доходов специального фонда

    313,314,316, 323, 324, 326

    Восстановлены расходы общего фонда

    Вопросы для самоконтроля:

      В чем суть понятий доход, расходы, смета доходов, смета расходов?

      Что такое план ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета?

      Каковы основные характеристики планов специального фонда, индивидуальных планов использования бюджетных средств, индивидуальных помесячных планов использования бюджетных средств?

      Что такое общий фонд сметы?

      В чем суть специального фонда сметы?

      Расскажите о доходной и расходной части общего и специального фонда сметы,

      Определить, что такое бюджетная классификация, классификации доходов бюджета; классификации расходов и кредитования бюджета.

      Расскажите о классификации финансирования; классификации долга, функциональной классификации расходов.

      Что такое экономическая классификация расходов и ведомственная классификация расходов?

      В чем суть классификации кредитования бюджета, программной классификации расходов и кредитования.

    Литература: .

    Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции.

    Правила распределения затрат

    Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

    Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

    Прямые расходы

    К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

    Общехозяйственные расходы

    В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

    • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
    • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
    • на приобретение услуг связи;
    • на приобретение транспортных услуг;
    • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
    • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

    Накладные расходы

    Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

    Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

    В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

    Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

    Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

    В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

    При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

    Пример распределения затрат

    Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

    Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

    Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

    Пример

    Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

    Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

    1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

    2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

    Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

    1) услуги связи – 50 000 руб.;

    2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

    В том числе:

    – на электроэнергию – 400 000 руб.

    – на тепловую энергию – 300 000 руб.

    – на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

    Транспортный налог – 200 000 руб.

    Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

    1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

    2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

    3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

    4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

    Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

    В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

    Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

    Налоговый учет

    Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

    Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

    В соответствии с пунктами , статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласноподпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

    При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормамипункта 1 статьи 272. Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

    Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

    Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

    Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

    Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

    Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

    Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

    Такая система учета и называется бюджетным учетом .

    Особенности бюджетного учета

    Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

    Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

    Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

    Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

    Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

    Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

    Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

    Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

    «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


    По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

    А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

    «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


    Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

    Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

    Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

    Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

    Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

    Общие принципы бюджетного учета

    Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

    К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

    "Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", 2011, N 1

    Сущность санкционирования расходов бюджета

    Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в частности, санкционирование оплаты денежных обязательств, которое осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

    Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) внесены изменения, касающиеся правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, направленные в том числе на усиление их имущественной самостоятельности, которыми предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также на иные цели.

    В этой связи Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н утвержден Порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства расходов бюджетных учреждений, осуществляемых за счет предоставленных субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ), который вступил в силу с 1 января 2011 г. и применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти с учетом положений ч. 15 ст. 33 Закона N 83-ФЗ принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 2).

    Согласно вышеуказанному Порядку федеральный орган исполнительной власти обязан ежегодно представлять в Федеральное казначейство перечень целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году бюджетным учреждениям (в отношении которых он осуществляет функции и полномочия учредителя). Уполномоченный работник Федерального казначейства осуществляет контроль за совершаемыми учреждением операциями с целевыми субсидиями. Целевые расходы производятся на основании представленных учреждением заявок. Установлены требования к оформлению заявок и их проверке. При положительном результате проверки на заявках проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежного обязательства учреждения.

    Санкционирование расходов бюджета, по сути, - это утверждение расходов бюджета высшей инстанцией. После принятия представительными органами власти решения о санкционировании расходов исполнительные органы власти с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета. Конкретный объем бюджетных ассигнований для покрытия санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.

    Обратите внимание! В декабре 2010 г. на сайте Минфина России был выложен Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению". Однако, так как на момент сдачи данного номера журнала в печать упомянутый нормативный акт процедуру регистрации в Минюсте России еще не прошел, правомерно говорить только о проекте приказа и соответственно о проекте новой инструкции (которая должна быть утверждена данным приказом).

    Предполагается, что действие новых норм, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, будет распространено на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

    Одновременно будет признан утратившим силу Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (а также Приказы Минфина России, которыми вносились изменения в Приказ N 148н).

    В части бюджетного учета на уровне обобщения бухгалтерской информации о движении активов и обязательств изменения нельзя назвать принципиальными - общеметодологические подходы сохранены. Тем не менее некоторые отличия все же будут иметь место. В данной статье за основу приняты нормы действующей на момент написания настоящей статьи Инструкции по бюджетному учету.

    Организация учета бюджетных ассигнований

    В соответствии со ст. 169 БК РФ закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается сроком на три года. В целях его реализации бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

    Поэтому учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств должен быть организован по финансовым годам.

    Для этого в 22-м разряде номера счета по санкционированию расходов введен код аналитического учета соответствующего финансового года (п. 239 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, далее - Инструкция N 148н):

    • 1 - текущий финансовый год;
    • 2 - первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
    • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
    • 4 - второй год, следующий за очередным.

    Обороты по счетам ведутся в течение текущего финансового года. По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов текущего финансового года на очередной финансовый год не переносятся.

    Учет операций по санкционированию бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляется по кодам бюджетной классификации расходов и кодам классификации источников финансирования дефицита бюджета.

    Аналитический учет по вышеуказанным счетам ведется в карточке учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в разрезе главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета, главных администраторов, уполномоченных, которым согласно установленному главным администратором порядку переданы полномочия по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным ему администраторам, и администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

    Вносимые в продолжение текущего финансового года изменения в объемы утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований отражаются при увеличении - со знаком "плюс", при уменьшении - со знаком "минус".

    Формы первичных документов, на основании которых ведется бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета.

    Счета, на которых учитываются операции по санкционированию бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств

    Счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода.

    Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

    • 050101000 "Доведенные лимиты бюджетных обязательств";
    • 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств к распределению";
    • 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";
    • 050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";
    • 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";
    • 050106000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути";
    • 050109000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" (ведется финансовым органом).

    Аналитический учет операций по счетам лимитов бюджетных обязательств ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

    Пример. Финансовый орган осуществил постановку на учет лимитов бюджетных обязательств на основании сводной бюджетной росписи по приобретению основных средств в сумме 2 000 000 руб. для главного распорядителя и довел до него казначейским уведомлением (ф. 0531721) данную сумму, из которой 1 800 000 руб. должно быть передано подведомственным бюджетным учреждениям, а 200 000 руб. должно остаться у главного распорядителя как получателя бюджетных средств.

    В учете главного распорядителя делаются следующие бухгалтерские записи:

    Получены лимиты

    бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    основных средств

    (уведомление

    "Доведенные лимиты

    бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    основных средств"

    бюджетных

    обязательств

    к распределению

    по приобретению

    основных

    Доведены лимиты

    бюджетных

    обязательств

    по распорядителям

    средств бюджета

    (расходное

    расписание

    150102310 "Лимиты

    бюджетных

    обязательств

    к распределению

    по приобретению

    основных средств"

    "Переданные

    лимиты бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    основных

    Распределены

    лимиты бюджетных

    обязательств

    по распорядителям

    (в том числе

    главному

    распорядителю как

    получателю)

    "Переданные лимиты

    бюджетных

    обязательств по

    приобретению

    основных средств"

    "Полученные

    лимиты бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    основных

    Отражены лимиты

    бюджетных

    обязательств

    у главного

    распорядителя как

    у получателя

    средств бюджета

    "Полученные лимиты

    бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    основных средств"

    бюджетных

    обязательств

    получателей

    бюджетных

    по приобретению

    основных

    Как мы видим, последняя бухгалтерская запись будет составляться у каждого получателя бюджетных средств на основании расходного расписания с отражением в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

    Пример. Получатель бюджетных средств на основании расходных расписаний главного распорядителя отражает лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества" на сумму 250 000 руб. с последующим уточнением данной суммы (уменьшен лимит на 50 000 руб.).

    Для принятия денежных обязательств в Инструкции N 148н предназначен счет

    050200000 "Принятые обязательства" , к которому открыты следующие аналитические счета:

    • 050201000 "Принятые бюджетные обязательства";
    • 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности".

    На основании п. 249 Инструкции N 148н аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется на основании представленных в учреждение документов, подтверждающих принятие обязательства согласно перечню, установленному соответственно получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета с отражением в журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064).

    Счет 050201000 "Принятые бюджетные обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств и администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года обязательств.

    Момент отражения в учете принятых бюджетных обязательств (принятых обязательств по приносящей доход деятельности) прописывается в учетной политике для целей бюджетного учета чаще всего следующим образом:

    • по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг - при поступлении договорной документации в бухгалтерию в размере договорной стоимости;
    • при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат - по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
    • при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - ежемесячно в последний день месяца;
    • при расчетах с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

    При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, проводятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.

    Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции, работ, услуг не отражаются, так как принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до кассовых расходов.

    Бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств, связанных с оплатой труда и страховых взносов, формируются, таким образом, ежемесячно исходя из суммы начисленной оплаты труда.

    Пример. Сотрудникам бюджетного учреждения начислена за месяц заработная плата в размере 840 000 руб.

    Как и получение лимитов бюджетных обязательств, так и их использование связано с возможной корректировкой в связи с невыполнением договорных условий.

    Пример. Учреждение заключило соглашение с коммерческой организацией на приобретение материальных запасов на сумму 240 000 руб., которое затем было уточнено, и были внесены изменения в договор в сторону увеличения на 10 000 руб. Бухгалтер записал:

    Приняты лимиты

    бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    материальных

    150103340 "Лимиты

    бюджетных

    обязательств

    получателей

    бюджетных средств

    по приобретению

    материальных

    "Принятые

    бюджетные

    обязательства

    текущего года

    приобретения

    материальных

    Увеличены принятые

    лимиты бюджетных

    обязательств

    по приобретению

    материальных

    запасов в пределах

    утвержденной сметы

    150103340 "Лимиты

    бюджетных

    обязательств

    получателей

    бюджетных средств

    по приобретению

    материальных

    "Принятые

    бюджетные

    обязательства

    текущего года

    приобретения

    материальных

    Кроме того, на основании п. 239 Инструкции N 148н операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств.

    Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй года, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

    • показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
    • показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим годом (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
    • показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным годом, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим годом (первого года, следующего за очередным годом).

    Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).

    В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным годом, содержащие в 22-м разряде номера счета код аналитического учета "4", обнуляются.

    Пример. Учреждение здравоохранения заключило со строительной организацией государственный контракт (договор подряда) на строительство здания, которым предусмотрена поэтапная сдача работ:

    • в 2009 г. на сумму 1 200 000 руб.;
    • в 2010 г. на сумму 2 380 000 руб.

    В бюджетном учете операции по принятию бюджетных обязательств отражаются в момент подписания контракта следующими проводками:

    Приняты бюджетные

    обязательства

    по государственному

    контракту

    на капитальное

    строительство

    в пределах

    доведенных

    на 2009 г. ЛБО

    "Лимиты бюджетных

    обязательств

    получателей

    бюджетных средств

    текущего

    финансового года

    по приобретению

    основных средств"

    бюджетные

    обязательства

    текущего

    финансового года

    по приобретению

    основных

    Приняты бюджетные

    обязательства

    по государственному

    контракту

    на капитальное

    строительство

    финансирования

    этапа работ,

    предусмотренного

    "Лимиты бюджетных

    обязательств

    получателей

    бюджетных средств

    очередного

    финансового года

    по приобретению

    основных средств"

    бюджетные

    обязательства

    очередного

    финансового года

    по приобретению

    основных

    Предположим, что лимиты бюджетных обязательств в 2009 г. в сумме 1 200 000 руб. оплачены не были, и перенос показателей по санкционированию был осуществлен в первый рабочий день на основании Справки (ф. 0504833):

    В аналогичном порядке ведется счет 050300000 "Бюджетные ассигнования" , который предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных бюджетных ассигнований текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода.

    Учет бюджетных ассигнований ведется на следующих счетах:

    • 050301000 "Доведенные бюджетные ассигнования";
    • 050302000 "Бюджетные ассигнования к распределению";
    • 050303000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам";
    • 050304000 "Переданные бюджетные ассигнования";
    • 050305000 "Полученные бюджетные ассигнования";
    • 050306000 "Бюджетные ассигнования в пути";
    • 050309000 "Утвержденные бюджетные ассигнования".

    Аналитический учет операций по счетам 050304000 "Переданные бюджетные ассигнования", 050305000 "Полученные бюджетные ассигнования" осуществляется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

    Одновременно в аналогичном порядке в журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064) по дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы бюджетных обязательств по расходам (выплатам), принятым получателем бюджетных средств, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований с учетом утвержденных в текущем финансовом году изменений, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые бюджетные обязательства".

    Счет 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" предназначен для учета учреждениями показателей, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год сметных назначений по расходам, осуществляемым учреждениями.

    Аналитический учет операций по счетам 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" осуществляется в карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

    Учет сметных назначений по приносящей доход деятельности ведется на следующих счетах:

    • 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности";
    • 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

    Счет 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей сметных назначений по расходам на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года .

    По дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

    Счет 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств" предназначен для учета получателями бюджетных средств объема прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств обязательств, исполнение которых предусмотрено утвержденной сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.

    По дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности".

    По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности".

    Пример. Сметой доходов и расходов по деятельности, приносящей доход учреждению, утверждены расходы по коду 226 "Прочие работы, услуги" (оплата компьютерного программного обеспечения в сумме 500 000 руб.).

    В учете делаются следующие бухгалтерские записи:

    Счет 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также сумм внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности.

    По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

    Продолжение примера. В рамках утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности бюджетное учреждение заключило договор с коммерческой организацией на приобретение компьютерного программного обеспечения на сумму 450 000 руб., что отражено следующими бухгалтерскими записями:

    На основании данных по счетам санкционирования бюджетные расходы переносятся в следующие формы бюджетной отчетности:

    • форма 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета";
    • форма 0503137 "Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств".

    Кроме того, следует отметить, что Приказом Минфина России от 09.11.2009 N 115н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. N 128н" вводятся дополнительные формы отчетности, связанные с вопросами санкционирования расходов бюджета:

    • форма 0503128 "Отчет о принятых бюджетных обязательствах";
    • форма 0503138 "Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности".

    Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

    К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

      организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

      контроль исполнения сметы доходов и расходов;

      переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

      выделение в учете кассовых и фактических расходов;

      отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

    Задачи бюджетного учета

    К основным задачам бюджетного учета относят:

      формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

      формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

      обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

      обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

      обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Нормативные документы

    В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

    Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

      Бюджетный учет: подробности для бухгалтера

      • Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

        В области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок. ... отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и... используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в... записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета. Проверяющими в ходе контрольных...) учреждениями процедур ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В следующем номере журнала продолжим...

      • Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

        Изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) ... постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого... стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться...

      • Порядок бюджетного учета огнетушителей

        Огнетушителей? Вопрос: Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому... огнетушителя. В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо... и введены в эксплуатацию. В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов: Содержание... по содержанию имущества» КОСГУ. В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом... факту выполнения соответствующих работ. В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи: Содержание...

      • Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета

        Сооружений – предметов лизинга». Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при... с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов... по иным доходам». Новые проводки бюджетного учета! Начисление дохода от аренды имущества...

      • Ужесточение административной ответственности за нарушения в бюджетном учете и составлении отчетности

        ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований...

      • Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

        Сектора При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01 ... отчеты: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110 ...

      • О бюджетном учете объектов нефинансовых активов при проведении капитального ремонта

        Лиц». Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных...

      • Изменения номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета, начиная с 2017 года

        Законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с... законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с...

      • Особенности составления бюджетной отчетности за полугодие и девять месяцев

        И (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей... принудительного изъятия») План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты... Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций... Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований... учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 ...

      • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

        Бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных... ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых... «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В... порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей... нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных...

      • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

        И при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в... дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы...

      • Проводим проверку достоверности показателей форм бюджетной отчетности

        Проверке остатков по отдельным счетам бюджетного учета). Информационная основа для проведения... годовых отчетных форм; регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных за проверяемый период (... книга и (или) другие регистры бюджетного учета); реестр государственных (муниципальных) контрактов; ... нормативным актам, регулирующим порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (... ** Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от...

      • Разъяснения по представлению бюджетной отчетности в 2018 году

        На отчетную дату на счетах бюджетного учета, перечень которых приведен в... участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии... отражению в бюджетном учете в корреспонденции с аналитическим счетом бюджетного учета 1 14 ... нефинансовых активов, учитываемых в бюджетном учете с указанием в разрядах 5 ... данных, сформированных по следующим счетам бюджетного учета: по дебиторской задолженности (счета... задолженности, сформированной по отдельным счетам бюджетного учета. В отношении отражения сумм...

      • Методические указания по применению ФСБУ «События после отчетной даты»

        Отчетной даты» применяются: при ведении бюджетного учета бюджетными учреждениями, осуществляющими в соответствии...

      • Нарушения, выявляемые Федеральным казначейством по результатам проверок

        Недостатков и нарушений в области бюджетного учета и применения норм Закона... В этот период при ведении бюджетного учета положения федеральных стандартов не применялись... недостатки и нарушения правил ведения бюджетного учета, мы будем приводить еще... Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ... периода, что является нарушением методологии бюджетного учета. Пример. Казенное учреждение в... 4-16/13986@, касающиеся ведения бюджетного учета. Не менее интересны для...