Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Как проводить работу по самообразованию воспитателя ДОУ от выбора темы и составления плана до отчёта Бланк отчета воспитателя доу по самообразованию
  • Методические рекомендации по подготовке открытого занятия во второй младшей группе детского сада
  • «Организация работы по изучению ПДД в детском саду
  • Диета при болезни Крона: что можно, чего нельзя?
  • Проверенные пп-рецепты овсянки на завтрак для похудения и не только!
  • Дидактическая игра «Вершки - корешки Дидактическая игра вершки и корешки
  • Анализ по самообразованию воспитателя. Как проводить работу по самообразованию воспитателя ДОУ от выбора темы и составления плана до отчёта Бланк отчета воспитателя доу по самообразованию

    Анализ по самообразованию воспитателя. Как проводить работу по самообразованию воспитателя ДОУ от выбора темы и составления плана до отчёта Бланк отчета воспитателя доу по самообразованию

    Ирина Цвикло
    Организация работы по самообразованию воспитателя

    «Моя работа по самообразованию».

    Обмен опытом

    Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

    С чего я начинала свою работу?

    Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

    Тематикой самообразования может являться:

    Одна из годовых задач ОУ;

    Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

    (4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

    Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

    Таким образом, моя тема была определена!

    Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

    Как написать план по самообразованию?

    При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

    * Тема самообразования

    * Ожидаемые результаты

    Для педагогов

    Для воспитанников

    Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

    (Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

    Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

    Таблица состоит из 4 модулей:

    Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

    Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

    Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

    Модуль № 4. «Обобщение результатов»

    В каждом модуле я расписала направления деятельности

    Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

    Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

    Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

    В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

    В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

    и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

    Вот такой план у меня получился:

    Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

    В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

    Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

    В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

    В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

    Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

    Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

    2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

    3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

    4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

    5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

    6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

    7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

    8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

    Ожидаемые результаты

    Для педагога:

    1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

    2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

    3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

    4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

    5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

    Для воспитанников:

    1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

    2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

    3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

    4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

    5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

    План деятельности по теме самообразования.

    Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

    1. Обучение по теме самообразования.

    Обучение на вебинарах, семинарах по теме

    Изучение опыта других педагогов по данному направлению:

    интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

    Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

    Международный образовательный портал МААМ. RU,

    Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

    Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

    Сроки: постоянно

    2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

    Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

    2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

    Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

    1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

    2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

    Разработать дидактические игры на основании методических пособий:

    1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

    2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

    Сроки: в течение года.

    Октябрь – ноябрь

    3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

    1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

    2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

    Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

    Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

    сюжетно-ролевые игры

    3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

    4. Развлечения, праздники:

    Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

    Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

    «Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

    Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

    Сроки:

    В течение года

    В течение года

    4. Проектирование деятельности.

    Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

    Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

    Сроки:

    Сентябрь

    5. Мониторинг деятельности

    Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

    Обработка полученных данных;

    Отслеживание промежуточных результатов;

    Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

    Сроки:

    Сентябрь

    Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

    Направления деятельности по теме:

    1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

    Профстандарт

    Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

    Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

    Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

    Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

    Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Сроки: постоянно

    2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

    1)Участие родителей в совместных проектах:

    - «Ребёнок и книга»;

    - «Мой родной город».

    2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

    3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

    4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

    5) Участие родителей в развлечениях и досугах

    - «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

    Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

    Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

    Сроки: в течение года.

    Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

    Направления деятельности

    Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

    Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

    Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

    Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

    Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

    Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

    Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

    Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

    Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

    Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

    Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

    • анализ возрастных особенностей группы;
    • выявление проблем;
    • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
    • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

    Формы самообразования педагога детского сада

    Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

    • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
    • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
    • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
    • личностное самосовершенствование.

    Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

    Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

    Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

    Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

    Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

    Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

    Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

    Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

    Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

    Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

    Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

    Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

    В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

    • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
    • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
    • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
    • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

    Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

    Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

    Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
    2016–2017 учебный год
    Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
    Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
    Ноябрь -
    Апрель
    Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
    Декабрь Работа по составлению
    (придумыванию) загадок
    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
    Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
    Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
    Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

    Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

    Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

    Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

    Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

    Оформление титульного листа

    1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
    2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
    3. Сведения о педагоге:
      1. Ф.И.О. педагога.
      2. Стаж работы.
    4. Название темы.
    5. Учебный год.
    6. Возрастная группа.

    Оформление второй страницы

    Тема: «…».

    Цель: «…».

    Задачи (примерный перечень):

    • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
    • разработать перспективный план работы с детьми;
    • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
    • организовать работу кружка, создать учебную программу;
    • оформить в группе уголок…;
    • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
    • подготовить (принять участие) в семинаре…;
    • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

    Таблица: формы работы по месяцам

    Месяц Формы работы
    С детьми Педагогами Самообразование Родителями
    Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
    • Организовать работу кружка;
    • создать учебную программу;
    • изучить литературу
    Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
    Ноябрь
    Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
    Январь
    Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
    Март
    Апрель Развлечение «…»
    Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
    Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
    Июль
    Август

    Выход темы (представление практического применения)

    Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

    • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
    • подготовить (участвовать, провести) семинар;
    • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
    • оформить папку-передвижку;
    • составить сборник консультаций для родителей;
    • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

    В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

    Оформление списка литературы

    В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

    Как оформить тетрадь по самообразованию

    Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

    Оформление титульного листа

    Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

    1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
    2. Наименование документа (Тетрадь…)
    3. Сведения о педагоге:
      1. Ф.И.О. педагога.
      2. Стаж работы.
      3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
    4. Дата начала ведения.

    Внутренние страницы

    Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

    Таблица: план работы по месяцам (бланк)

    Перспективный план самообразования педагога

    План должен содержать следующие данные:

    1. ФИО воспитателя.
    2. Группа.
    3. Стаж работы.

    Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

    Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

    Также нужно указать дату заполнения плана.

    Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

    Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

    Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

    Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

    Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

    Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

    Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

    Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

    Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

    • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
    • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
    • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

    Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

    • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
    • Инновационные методики раннего развития.
    • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
    • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
    • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
    • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
    • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
    • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
    • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
    • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
    • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
    • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

    Средняя группа:

    • Театрализованная деятельность.
    • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
    • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
    • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
    • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
    • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
    • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
    • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
    • Развитие познавательной активности средствами математики.
    • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

    Старшая группа:

    • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
    • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
    • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
    • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
    • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
    • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
    • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
    • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
    • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

    Подготовительная группа:

    • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
    • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
    • Основы нравственного воспитания.
    • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
    • Правовое воспитание воспитанников.
    • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
    • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
    • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
    • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
    • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
    • Преемственность детского сада и школы.
    • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

    Примеры тем для старшего воспитателя:

    • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
    • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
    • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
    • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
    • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
    • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
    • Педагогическая диагностика в детском саду.
    • Психолого-педагогическая помощь семье.
    • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
    • Способы создания в группе психологического комфорта.
    • Экологическое воспитание дошкольников.
    • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

    Представление результатов и их применение на практике

    Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

    Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

    Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

    Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

    Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

    Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

    Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

    Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

    Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

    Самообразование воспитателя: цели и задачи

    Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

    • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
    • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
    • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

    Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


    Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

    Принципы саморазвития

    Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

      Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

    • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
    • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
    • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

      Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

    Формы работы

    Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

    Программа работы над темой самообразования

    Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

    Выбор темы

    На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

    Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

    Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

    Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

    Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

    Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

    Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

    Специалист Примерная тематика работ Цели
    Музыкальный работник
    • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
    • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
    • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
    • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
    • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
    • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
    • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
    • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
    • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
    • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
    • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
    • Развивать навыки коллективного творчества.
    • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
    Инструктор по физическому воспитанию
    • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
    • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
    • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
    • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
    • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
    Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
    • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
    • Развитие физических способностей детей.
    • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
    Логопед
    • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
    • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
    • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
    • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
    • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
    • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
    • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
    • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
    Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
    • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
    • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
    • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
    • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
    Педагог-дефектолог
    • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
    • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
    • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
    • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
    • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
    • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

    Примеры планов по самообразованию узких специалистов

    При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

    Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

    Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
    Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
    Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
    Сентябрь
    • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
    • Проведение диагностики музыкальных способностей.
    • Изучить литературу:
      • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
      • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
    • Провести диагностику.
    • Консультация для педагогов.
    Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
    Апрель
    • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
    • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
    • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
    • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
    • Доклад для педагогического совещания.
    • Праздник «В гостях у Феи красоты».
    Май
    • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
    • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
    • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
    • Проведение диагностических исследований.
    • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
    • Анализ результатов диагностики.

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

    Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
    Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
    Месяц Форма работы
    с детьми с педагогами с родителями
    • Сентябрь,
    • октябрь,
    • ноябрь.
    Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
    Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
    Январь
    Февраль
    • Весёлые старты.
    • Лыжные гонки.
    Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
    родительские собрания.
    Март
    Апрель
    • Лыжня России.
    • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
    • Нестандартное оборудование, его использование.
    • Мастер-класс.
    Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

    Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
    Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
    Месяц Содержание Ожидаемый результат
    Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
    Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
    • Повышение компетентности.
    • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
    Декабрь.
    Январь
    Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
    • Наличие консультаций и рекомендаций.
    • Наличие практического материала (карточки).
    Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
    Март
    Апрель
    Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
    Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

    Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

    Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
    Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
    Этап Содержание
    Информационно-аналитический Изучение литературы

    Отчет о работе над темой самообразования за 2015-2016 уч. год

    учителя Мустафаевой Ш.У.

    (предмет) технология «Все творчески, а иначе зачем!»

    Современному обществу необходимы гармонично-развитые, конкурентно способные личности, умеющие быстро реагировать на жизненные изменения.

    Развитие творческих способностей на уроках технологии и ИЗО, дает возможность детям раскрыть свои природные дарования и способности, творчески подходить к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации.

    Тема самообразования : «Развитие творческих способностей путем внедрения инновационных технологий с целью повышения уровня знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС»

    Работа над темой ведется первый год.

    Цель : Создать условия для развития потребности, мотивации к трудовой и учебной деятельности учащихся и коррекции их познавательной деятельности.

    Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

    Задачи:

      Внедрять активные методы и формы обучения, развивающие учебно-познавательные мотивы.

      Применять в процессе обучения и воспитания детей инновационные технологии.

      Воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков на уроках.

      Коррекция и развитие у обучающихся психических процессов через индивидуализацию и дифференциацию уроков.

      Совершенствовать педагогическое мастерство.

      Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья учащихся, их интересов и возможностей.

    Активно внедряю в работу инновационные технологии :

    - Информационно-коммуникационные технологии: Результат : Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации.

    - Технология проблемного обучения: Результат : Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.

    - Проектная технология: Результат: Учащиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

    - Игровая технология (в 5-9 классах) Результат : Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

    - Технология индивидуально-бригадного обучения: Результат : накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.

    - Контрольно-корректирующая технология: Результат: Технология способствует развитию всех сфер личности школьника, коммуникативных способностей, самостоятельности.

    За 2015-2016 год мне удалось:

    Участвовать в работе творческой группы учителей технологии района.

    Выступила на районном МО (№1 от 28.08.15г.) по теме «Техника безопасности на уроках технологии»

    Выступала на педагогическом совете (№ 5 от 31.03.2016г.) по теме «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО и технологии.

    Стараюсь принимать активное участие в предметных конкурсах и выставках.

    Результаты участия обучающихся МОУ «Роскошненская школа» в олимпиадах и конкурсах в 2015 -2016 уч. г.

    ФИО уч-ся

    Олимпиада, конкурс.

    Участие в олимпиадах, конкурсах, выставках.

    Республика

    Клеблеева Шукрие

    Олимпиада по технологии

    Мазурик Мария

    Олимпиада по технологии

    Якушина Марина

    Олимпиада по искусству

    Клеблеева Шукрие

    Конкурс ДПИ «Крым в сердце моем»

    Салядинов

    Конкурс рисунков «Крым в сердце моем»

    Зеленский Владислав

    Адамек Яна

    Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

    Стогов Олег

    Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

    Бекирова Эльвина

    Дистанционный Всероссийский конкурс рисунков «Времена года»

    Шепетун Сергей

    Фигурный Дмитрий

    Конкурс «Прикосновение к истокам»

    Адамек Яна

    Конкурс «Прикосновение к истокам»

    Клеблеева Шукрие

    Конкурс «Прикосновение к истокам»

    Шепетун Сергей

    Конкурс «Пасхальная радуга» номинации «Творец»

    Клеблеева Шукрие

    Конкурс «Пасхальная радуга» номинации «Вдохновение»

    Адамек Яна

    Конкурс «Пасхальная ассамблея

    Выводы: работа по теме самообразования позволило мне:

    Продвинуть понимание изучаемого вопроса

    Осуществить поиск новых идей

    Найти требуемый вариант, ориентир в повышении качества преподаваемого предмета

    Определиться с требованиями и содержанием новой педтехнологии (типа урока)

    Совершенствовать собственные наработки по предмету

    Определиться с выбором программы учебного курса, методического обеспечения по курсу

    Планирование на 2016-2017 учебный год.

    На следующий год планирую продолжить:

      работу по теме самообразования: «Развитие творческих способностей путем внедрения инновационных технологий с целью повышения уровня знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС»

      Принять участие в педагогических советах, научно-методических объединениях

      Посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания

      Провести теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

      Получить дополнительное профессиональное образование.

    Источники самообразования

    Интернет

    Литература (методическая, художественная научно-популярная.)

    Телевидение,

    Видео, аудио информация, газеты, журналы, мастер-классы

    Оформление плана

    по самообразованию педагога.

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

    • Изучают необходимую литературу.
    • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
    • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
    • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

    В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

    1 страница – Титульный лист:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «План по самообразованию педагога»

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    Тема: «_______________________________»

    (название темы)

    ________________

    (учебный год)

    ________________

    (возрастная группа)

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    2 страница –

    Тема: «…»

    Цель: «…»

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
    2. Разработать перспективный план работы с детьми
    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
    5. Оформить в группе уголок…..
    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    Педагогами

    Самообразование

    Родителями

    Сентябрь

    Диагностика ЗУН детей

    Организовать работу кружка, создать учебную программу,

    Изучение литературы

    Октябрь

    занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

    Ноябрь

    Декабрь

    Оформить в группе уголок…..

    Оформление папки передвижки. Тема: «…»

    Январь

    Февраль

    Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    Март

    Апрель

    Развлечение «…»

    Май

    диагностика

    Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

    Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

    Июнь

    выставка детских работ

    Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

    Консультация для родителей: «…»

    Июль

    Август

    Выход темы:

    ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

    ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

    ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

    ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

    ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

    Литература:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «Тетрадь по самообразованию»

    _________________________________

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    ________________

    (начата с …)

    1 страница –

    Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

    Можно писать в виде таблицы:

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    Самообразование

    С родителями

    сентябрь

    Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

    Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

    ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

    ü Изучение научно-методической литературы;

    ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

    ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

    ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

    ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

    ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

    ü Обучение на курсах повышения квалификации;

    ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

    ü Активное участие в работе методического объединения района;

    ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

    ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Памятка для анализа процесса самообразования:

    1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
    2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
    3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
    4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
    5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

    Перспективный план самообразования педагога.

    ФИО ____________________________________

    Группа______________________________ Стаж работы______________

    Учебный год

    Тема самообразования

    Форма и срок отчёта

    Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год