Войти
Автожурнал "Форсаж"
  • Как проводить работу по самообразованию воспитателя ДОУ от выбора темы и составления плана до отчёта Бланк отчета воспитателя доу по самообразованию
  • Методические рекомендации по подготовке открытого занятия во второй младшей группе детского сада
  • «Организация работы по изучению ПДД в детском саду
  • Диета при болезни Крона: что можно, чего нельзя?
  • Проверенные пп-рецепты овсянки на завтрак для похудения и не только!
  • Дидактическая игра «Вершки - корешки Дидактическая игра вершки и корешки
  • Схему правила огородных работ для дошкольников. Консультация для воспитателей "огород в детском саду" консультация на тему. Что сажать на огороде в детском саду

    Схему правила огородных работ для дошкольников. Консультация для воспитателей

    Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Южного Урала, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.

    Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.

    Задачи:

    1. Учить правильно ухаживать за растениями.

    2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

    3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

    4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

    5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

    Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.

    Принципы:

    Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

    Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

    Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

    Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

    Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Южного Урала.

    Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

    Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

    Для реализации проекта был разработан план:

    1. Выбор актуальной темы.

    2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

    3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

    4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

    5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

    6. Разработка домашних заданий.

    7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

    Прогнозируемый результат:

    Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Южного Урала, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

    Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

    Расширение связей специалистов в ДОУ.

    Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

    Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

    Участники проекта: дети старшей/подготовительной коррекционной группы «Полянка» д/с №50, родители и педагогический коллектив учреждения.

    Сроки реализации проекта: с марта по ноябрь 2011года.

    I .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    • С помощью родителей собрали коллекцию семян.
    • Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

    • Изготовили алгоритмы ухода за растениями.



    • Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».


    • Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.


    • Изготовили героев инсценировки «Морковкины сказки».


    II . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

    • Дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кресс салата, лука, огурца, свёклы, редиски, базилика, петрушки.


    • Были проведены следующие опыты:


    - наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

    - наблюдение за ростом корневой системы гладиолуса в речном писке;

    - проращивание семян кресс салата через ткань «Травянчик»;

    - проращивание семян гороха, бобов, кресс салата в вате между призрачными плоскостями.

    • Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
    • В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
    • Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.

    III . ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

    • Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите Южно – Уральской деревни (бревенчатый дом, бревенчатый колодец, пугало, парник, хозяин дед Кузьма и хозяйка бабушка Маруся).
    • Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.

    IV . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    • Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата, редиски, базилика. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень выращенные своими руками.
    • Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
    • Была организована выставка детских работ.
    • Создан фильм «Огород на подоконнике».
    • Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
    • Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.
    • Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
    • Завершился праздник конкурсом поварят. Дети самостоятельно приготовили салат «Винегрет» из овощей и угостили всех гостей.


    ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

    • Провести родительское собрание.
    • Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
    • Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).

    ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Земля.

    Беседа: «Узнаем какая земля»

    Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

    Материалы, оборудование: земля в контейнере.

    Вода.

    Беседа: «Вода и растения»

    Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

    Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

    Солнце.

    Беседа: «Солнце и растения»

    Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

    Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

    Человек.

    Беседа: «Человек и растение»

    Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

    Материалы, оборудование: 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

    К работе прилагаются приложения, которые можно скачать .

    Литература:

    Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. – М . 2006. – 144с.

    Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

    Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

    Ресурсы интернета:

    mdou35.narod.ru›konspekt_druzya_yejika.html

    Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

    Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
    Описание работы: Предлагаю вам консультацию для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    Цель
    Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении.
    Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

    Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

    Устройство гряд


    На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей.
    Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.


    Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву.
    Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

    Выбор овощных культур для огорода

    При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.


    Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.



    Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.


    На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

    На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
    Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.


    Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

    Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

    Вторая младшая группа
    Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
    Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
    Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).


    С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
    Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
    При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.


    Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
    Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.


    Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
    Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.

    Средняя группа
    Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
    Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).


    В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.


    Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»
    В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.


    Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
    В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
    Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

    Старшая и подготовительная к школе группы
    В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

    С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
    Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).





    В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.





    Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.
    При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.
    Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.
    Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

    Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

    Для чего нужен огород в детском саду

    Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

    Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

    Огород в детском саду - это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

    Огород в детском саду: правила организации

    Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

    На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.

    Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

    Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

    Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

    Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

    Что сажать на огороде в детском саду

    Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

    То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

    Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

    • В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
    • В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
    • берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки.

    Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

    Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

    Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

    Занятия в детском саду на огороде

    • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
    • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
    • В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

    Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения - преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

    Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда - сбор урожая.

    Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

    Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важных условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию. Особое значение имеет наличие огорода и цветника.

    Создание огорода на участке детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

    Нами были выбраны следующие растения для посадки на огороде: морковь, репа, свекла, фасоль, кукуруза, помидоры, сладкий перец, и мелисса для фитобара. Иллюстрации с изображением посаженных растений и их плодов наглядно показывали, что вырастет из семян. Выбор данных растений обусловлен их наглядностью, легкостью и доступностью для детского восприятия, так как плоды этих растений являются непременной составной частью в меню детского сада.

    Растения с огорода использовались в работе по развитию речевых навыков: пальчиковая гимнастика «Огород».

    В огороде много гряд,

    Тут и репа, и салат,

    Тут и свекла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зеленый огород.

    Разучивали стихи, связанные с огородом

    Мы лопатки взяли,

    Грядки раскопали,

    Грабли в руки взяли,

    Грядки разровняли.

    Семена рядами

    Дружно мы сажали,

    А потом водою

    Теплой поливали.

    Загадывали загадки об овощах, растущих на огороде:

    На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …горох. Над землёй трава, под землёй – бордовая голова. (свёкла) Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали,а копать под осень стали –не одну нашли, а десять.(картошка)

    Неказиста, шишковата, а придёт на стол она –скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна,». (картошка)

    Жёлтым зонтиком расцвёл друг всех овощей …укроп. В огороде хоть росла -знает ноты «соль» и «фа». (фасоль) В этих жёлтых пирамидках сотни зёрен аппетитных. (кукуруза)

    Овощи с огорода особенно вкусны и полезны, потому что выращены своими руками. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

    Для художественно- эстетического развития огород был окружен заборчиком, украшен домиком, мельницей и мостиком.



    Татьяна Талалаева
    Проект «Чудо город-огород»

    Летом огород – что город!

    В нем сто тысяч горожан:

    Помидор, горох, капуста,

    Кабачок и баклажан!

    Аннотация:

    Проект «Чудо город-огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

    Тип проекта: Познавательно - исследовательский

    Вид проекта: групповой.

    Продолжительность: краткосрочный

    Возраст: 5-6 лет.

    Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

    Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Актуальность: Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

    Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

    Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

    Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

    Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

    Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

    Задачи:

    Для работы с детьми

    1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

    Наблюдения за ростом растений;

    Беседы о значении овощей в жизни человека;

    Опытно-экспериментальную деятельность.

    2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

    4. Формировать коммуникативные навыки.

    Для работы с родителями

    1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

    2. Выполнять совместные задания по проекту.

    Для педагога

    1. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

    Ожидаемый результат

    Получение знаний детей о жизни растений.

    Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

    Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

    Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

    Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

    Формы реализации проекта:

    Формы работы с детьми:

    Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,

    продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.

    Формы работы с родителями:

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный

    Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

    Анкетирование родителей;

    Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

    Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.

    Составление плана работы над проектом.

    Определение времени в режиме группы для реализации проекта.

    Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

    II этап - (реализация проекта) - познавательно-исследовательский

    Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

    III этап – заключительный

    Подведение итогов

    Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

    Анализ результативности

    Итоговая беседа

    Развлечение «Праздник урожая»

    Выставка «Что нам осень принесла»

    Освобождают грядки от старой травы и ботвы

    Осуществляют вторичную перекопку земли

    Сеют мелкие семена растений

    Помогают высаживать рассаду овощей

    Поливают

    Рыхлят землю

    Пропалывают

    Прореживают

    Пасынкуют

    Делают бороздки для посева

    Размечают расстояние для посева крупных семян

    Собирают урожай

    Готовят огород к зиме

    Наблюдают за ростом и развитием растений

    Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается

    Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян

    Сравнивают развитие растений, находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них

    Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня

    Сравнивают разные сорта одного растения

    Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни

    Наблюдают за составом почвы

    Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений

    Сравнивают плоды разных культур

    Наблюдают за животными и насекомыми, определяют их взаимовлияние

    Формы организации:

    Труд детей на огороде организуем в следующих формах:

    индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

    Правила организации:

    Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

    На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м огорода.

    Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

    Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров - чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

    Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

    Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

    Образовательная деятельность

    Беседы с просмотром презентаций

    2. Про морковку.

    3. Гороховая каша.

    4. Кукурузная каша.

    6. Азбука здорового питания.

    7. Слайд-комплект «Натюрморт»

    8. Слайд-комплект «Огород и поле».

    Дидактические игры:

    1. Кто найдёт больше отличий.

    2. Найди пару.

    3. Где, чей дом.

    4. Чей хвост.

    5. Во саду ли, в огороде.

    6. Дары природы (серия «Играем и учимся») от 3 до 7 лет.

    7. Парочки: Бабочки, жучки, паучки и другие букашки.

    8. Парочки: Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы.

    Чтение художественной литературы

    1. Бехлерова Е. «Капустный лист».

    2. Маршак С. «Синьор Помидор».

    3. Носов Н. «Огурцы».

    4. Родари Дж. «Приключения Чиполлино».

    5. Фартутдинова Е. «Сказка о том, почему помидор стал красным».

    Конечный результат:

    1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме.

    2. Позитивные изменения в поведении детей.

    3. Обобщение и распространение опыта.

    Вывод:

    Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

    В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

    Литература:

    1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

    2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

    3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс

    4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные

    Челны,2009.

    5. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

    6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.

    7. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.

    8. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.

    9. Интернет-ресурсы.